Роль картин природы в рассказе бежин луг 6 класс конспект урока

Тема урока: 

             «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока:  дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы,  увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

  •  установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  •  определить роль пейзажа в рассказе;
  •  продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения;  развивать воображение;
  • воспитывать трепетное отношение к природе.

Тип  урока: урок изучения нового материала (анализ художественного  текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

— Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

2. Введение в тему, постановка целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева « Бежин луг». Скажите, пожалуйста, с каким местом  в среднерусской полосе связано имя И. С. Тургенева? ( Спасское-Лутовиново).

Учитель: Спасское – одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами. Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов природы):

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? ( Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает природу.)

—  Предположите, какова будет  тема нашего урока.  ( Природа в рассказе « Бежин луг»)

— А как называется картина природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

— Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

— А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:  

          « Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то  и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

— Как вы понимаете слова писателя?

— Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

( Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать  и анализировать текст).

3. Изучение нового материала.

(Работа с текстом)

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, — описанием «прекрасного июльского дня»).

— Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)

— Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

— Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

— Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа.

В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

( Чтение уч-ся отрывка).

      —  Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

      — Какие звуки мы слышим?

      — Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

      — Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» — недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

— Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.

Учитель: В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Составление таблицы:

                 Светлая часть дня.

                    Вечер и ночь.

                 Яркий свет, ясность

            Угрюмый мрак, темнота    

                 Покой и кротость души

 Тревога, страх, замирание перед бездной

— Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

— Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе? Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

— Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

— Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

—  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Ребята, у вас было домашнее задание — подготовить художественный пересказ былички от лица одного из героев рассказа. Попробуйте передать голосом то настроение таинственности, которое присутствует в рассказе.

(Дети рассказывают.)

Физкультминутка.

Работа по картине  В. Е. Маковского « В ночном»

— Полностью ли картина отражает текст рассказа?

— Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигурки детей, изображённые В.Е. Маковским?» (В мальчике, лежащем на первом плане, учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, — это Павлуша. Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.)

— Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем в рассказе?

(Пейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света».

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель читает фрагмент рассказа – описание рассвета.

Вопросы к тексту:

  1. В чём различие изображения природы на картине и в тексте рассказа?
  2. Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное? (На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе представил картину восхода солнца в движении.)

— Посмотрите на составленный вами план. Что вы можете сказать о композиции рассказа? Как чередуются в рассказе описания природы? Как вы ответите на вопрос: «Победил ли свет утра в рассказе?»

— По словам В. Г. Белинского, Тургенев  «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических видах, но берет ёё, как она ему представляется». Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от дня к ночи, от ночи к утру.

— Определите, какими художественными приёмами пользуются автор при описании картин природы.

Задание по рядам:

1 ряд: Найти тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра.

2 ряд: Найти тропы в описании леса, растений.

3 ряд: Найти тропы в описании животных.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент. Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится? Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?

  (Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа).

  • Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

— Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало  не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

Учитель: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы установили связь между человеком и окружающей его природой в рассказе Тургенева? Для этого выполните следующее задание:

Задание: Выберите соответствующий  комментарий к картинам природы:

1.Описание июльского дня.

Природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба.

2.Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

Природа пугает охотника, враждебна ему.

3.Торжественно и царственно стояла ночь.

Человек чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто фантастическое.

— Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

— Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

 «…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой  логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)

— Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?

— Выразите свое отношение к уроку:

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Учитель : Хамидуллина И.Н.

Цели урока:

Познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка, подчеркнуть авторское отношение и вызвать у обучающихся уважительное отношение к людям, к природе

Задачи урока:

  • обучающие: продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;

  • развивающие: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе

  • воспитательные: воспитывать  трепетное отношение к природе.

Оборудование урока: презентация.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста.

Ход урока

1. Организация начала урока. Слайд 1.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – о крестьянских детях; они – центральный образ произведения. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке.

Тему сегодняшнего урока вы попытаетесь сформулировать сами, отгадав ключевое слово. Для этого выполним следующую работу: Слайд 2.

Литературоведческий диктант

Картина природы в художественном произведении.

Пейзаж

Созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифма

Выражение насмешки.

Ирония

В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование.

Рассказчик

Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям.

Очерк

Разговор двух или нескольких лиц.

Диалог

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Аллегория

Обратите внимание на выделенные буквы каждого термина, какое слово у нас получилось. О чем мы будем говорить на уроке? Слайд 3.

3. Изучение нового материала.

Оформление записи в тетрадях (дата, «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»)

Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

В описании природы присутствуют светлая часть дня (утро, день) и темная (сумерки, ночь). Свои наблюдения мы оформим в виде таблицы.

Природа

Светлая часть (день, утро)

Темная часть (сумерки, ночь)

Краски

небо ясное, румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое

Звуки

зашумело, заговорило, звуки колокола

Запахи

полынью, сжатой рожью, гречихой

Настроение

радостное, спокойное

А) День

— Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдем это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода на с. 178) Слайд 4.

— Какие же они, краски июльского дня?

(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

— Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?

(Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

Ответы записать в таблицу.

Вывод:  Июльский день создает впечатление радостное и спокойное.

Б) Сумерки. Слайд 5.

— Именно в такой день рассказчик удачно поохотился и собирается в обратный путь, но неожиданно осознает, что заблудился. Давайте проследим, как меняется окружающая среда и ее восприятие.

— Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?

-А какими словами передает свое состояние рассказчик? (С.180-182)

(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую».  

-Тревожное настроение может передаваться не только с помощью слов, но и знаков препинания.

(Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

— С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Вывод: С помощью описания природы рассказчик передает свое тревожное состояние. Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности. Автор подготавливает читателя к беседе мальчиков о домовых и леших.

В) Глубокая ночь. Слайд 6.

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны, их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

— Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

— А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод на с. 184.

(тихо, спокойно, торжественно)

-Но пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает таинственные рассказы «… торжественно, необыкновенно стояла ночь …», а с другой, вместе с ребятами переживает непонятные явления природы «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»

Г) Утро. Слайд 7.

-Но, как пишет Тургенев, «Недолги летние ночи!..» Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода с.205.)

«Утро зачиналось…»

-В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

-Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Возвращение к заполнению таблицы.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

— Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

4. Проблемный вопрос.

— Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб»

5. А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

6. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

7. Выводы урокаСлайд 8.

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное

  2. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.

  3. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

  4. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

  5. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

7. Домашнее задание: Слайд 9.

  1. Заполнить вторую часть таблицы,

  2. выучить наизусть отрывок — одно из описаний природы (по выбору).

Оценки за урок.

6

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомиться со своеобразием тургеневского
    пейзажа;
  • определить роль пейзажа в рассказе;
  • проанализировать, как И.С.Тургенев использует
    выразительные средства языка для создания
    пейзажных зарисовок.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к художественному слову.
  • воспитывать чувство патриотизма.
  • Развивающая:
  • формировать умение находить в тексте примеры
    художественно-выразительных средств языка;
  • совершенствовать выразительное чтение
    учащихся.

Оборудование: презентация (Приложение
1
), иллюстрации природы к рассказу.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

1 слайд. Сообщение темы урока.

– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со
своеобразием тургеневского пейзажа, определим
его роль в рассказе, проанализируем, как
И.С.Тургенев использует выразительные средства
языка для создания пейзажных зарисовок).

2 слайд

2. Вводное слово учителя

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни
природы. Он говорил, что при общении с природой у
него возникает “какое-то сладостное чувство,
душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.
Очевидно, под впечатлением этого “сладостного,
ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.

3. Анализ пейзажей

3-4 слайды

– С чего начинается рассказ? (С описания
июльского дня.)

– Давайте прочитаем описание «прекрасного
июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при
чтении? (Создаётся настроение бодрости и
ликования, нежности и мягкости, мажорное
сообщение о наступившем новом дне, радость
встречи с природой).

5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе
жизнеутверждающее настроение? (Описание
наступления утра завершает рассказ).

– Что можно сказать о человеке, написавшем эти
строки? (Человек, умеющий видеть красоту;
обладает богатым духовным миром).

– Где располагаются в рассказе данные пейзажные
зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку
произведения).

– Сопоставьте описание летнего дня и описание
наступления утра с настроением охотника?

4. Работа над
художественно-изобразительными средствами

– Мы послушали музыку, видим изображения
художников. У художника, у композитора свои
художественные средства: у художника – краски,
ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия,
голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель
создаёт описание с помощью слов, красочных
эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных
средств.)

1 группа. Описание летнего утра

Обращаемся к разбору картины ясного летнего
дня.

– Какие образные средства преобладают? Почему?

«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»

(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева
явно преобладает изобразительный эпитет в
сочетании с метафорой.

В обрисовке ясного летнего дня автор
использовал по преимуществу эпитеты, так как
преследовал цель отметить наиболее яркие
признаки природы в один из летних дней, которые
он наблюдал ).

2 группа. Пробуждение летнего дня

Определить, какой изобразительный прием
преобладает у Тургенева в описании пробуждения
летнего утра. (Показывая пробуждение раннего
летнего утра, писатель привлекает в изобилии
олицетворения и глагольные метафоры, куда
включает также изобразительные, зрительные
эпитеты.)

Картина
пробуждения утра

в олицетворениях в метафорах
«Свежая струя пробежала по моему лицу»;
«еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний
ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»;
«все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,
заговорило»
«Бледно-серое небо светлело, холодело,
синело; звезды то мигали слабым светом, то
исчезали, отсырела земля, запотели листья»;
«полились кругом меня… сперва алые, потом
красные, золотые потоки молодого, горячего
света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись
крупные капли росы»

– Почему для изображения пробуждающегося утра
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и
метафоры? (Показать самый процесс пробуждения
и оживления природы. Иные средства для данной
цели были бы менее выразительны).

– А для чего в описание утра введены также
изобразительные, зрительные эпитеты? (Они
помогли автору сделать картину утра более
наглядной).

7-8 слайд

– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём
и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи.
Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного,
встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит
цель показать не только картины ночи, но и
нарастание ночной таинственности и чувство
возрастающей тревоги, которое возникло в нем в
связи с наступлением темноты и потерей дороги.

3 группа. Описание ночи

Картина наступления ночи в изобразительных
средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и росла, как
грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из
земли перед самым моим носом»; «громадными
клубами вздымался угрюмый мрак»
«Отовсюду поднималась и даже с
вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением
надвигаясь, громадными клубами вздымался
угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»
«На дне ее (лощины) торчало стоймя
несколько больших белых камней, — казалось, они
сползлись туда для тайного совещания»
«Ночная птица пугливо нырнула в
сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо
отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился
вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско,
так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек
слабо и жалобно пискнул»

– Отпадает надобность в ярком изобразительном
эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется
в данном случае эмоциональным, выразительным
эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства
рассказчика. Но и им он не ограничивается.
Чувство страха, тревоги и беспокойства автору
удается передать лишь сложным комплексом
языковых средств: и эмоционально-выразительным
эпитетом, и сравнением, и метафорой, и
олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен
изобразить природу, сколько выразить свои
беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Но тревожный ночной пейзаж заменяется
высокоторжественными и спокойно-величавыми
картинами природы, когда автор вышел наконец на
дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших
у двух костров, и присел вместе с детьми у весело
потрескивавших огоньков. Успокоенный художник
увидел во всем великолепии высокое звездное
небо. Автор восхищается величественной красотой
русской летней ночи.

– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы
в различных ее проявлениях — светлых, открытых и
таинственных, непонятных. Блуждание охотника по
лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения
преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника
чувство беспокойства и тревоги, а картины
летнего утра и дня — чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или
иные настроения автора. (Утром преобладают
краски. Утром звуки гармоничные, зрительные
образы чёткие. Ночью преобладает мрак,
нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо
приглушённые, либо резкие, внезапные,
настораживающие, ночью преобладают зрительные
образы )

– Чем вы объясните? (Ночь – это
неизвестность, загадка, тайна, поэтому все
чувства обострены. Предметы теряют реальные
очертания и кажутся огромными. Человек
насторожен, поэтому он вслушивается,
вглядывается.

Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от
наступающего дня чего-то хорошего, радостного.
Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас
ничто не пугает.).

9 слайд

10 слайд

Л.Н.Толстой .“Одно, в чём он мастер такой, что
руки отнимаются после него касаться этого
предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её
красок, в движении, в звуках, в запахах.

4 группа. Действенность природы

Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать
полноту своих ощущений, воздействует на
различные органы чувств: слух, обоняние, зрение.
Это придаёт картинам природы особую
выразительность, а также вполне отвечает
жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не
только видите деревья, траву, небо, но и слышите
пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или
прохладно.

11 слайд

5. Итог урока

– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем
его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков,
сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием»
предрасположила их к рассказам о непонятном и
чудесном, а своими загадочными звуками порождала
самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит
на мальчиков чувство безотчетного страха и
вместе с тем yсиливает обостренное, почти
болезненное любопытство их к рассказам о
таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как
сила активно воздействующая и на автора, и на его
героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении
величественного и прекрасного зрелища,
успокаивающего запуганное воображение детей и
доставляющего им истинно эстетическое
удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков
зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами
неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в
рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить
учащихся подумать над вопросом: имеет ли
какое-либо значение изображенный писателем
пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Композиционная роль природы фиксируется в
краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.

– А ещё почему так много картин природы? (Живут
в деревне. Их всегда окружает природа. Является
фоном жизни ребят)

В рассказе Тургенева природа показана прежде
всего как условие жизни крестьянских мальчиков,
рано приобщающихся к сельскохозяйственному
труду. Было бы фальшиво, да и невозможно,
изображая детей в ночном, не показать природу. Но
она дана не только как фон или условие жизни
крестьянских детей.

Значение природы в рассказе
„Бежин луг»

Служит фоном жизни героев рассказа —
крестьянских детей
Воздействует на воображение и сознание
мальчиков своей таинственностью, предрасполагая
их к рассказам о страшном, Вызывают те или иные
настроения автора.
Определяет построение произведения,
образуя его зачин и концовку

– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины
всегда верны, мы узнаём в них родную русскую
природу, и вместе с тем видим любовь писателя к
своей родине )

В конце урока я предлагаю послушать
стихотворение, в котором также говорится о любви
к природе, малой родине.

12 и др. слайды

И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ

Иван Демьянов

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы ,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайский центр образования»

Конспект урока литературы

в 6 классе.

Тема урока: Роль картин природы в

рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Разработан учителем русского

языка и литературы Смолевой

Татьяной Ивановной

п.Первомайское, 2018г.

Урок по русской литературе в 6 классе.

Тема урока: Роль картин природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Тип урока: комбинированный

Цели урока: определить роль пейзажа в рассказе, формировать умение

соотносить художественный текст с картинами, совершенствовать навыки

анализа текста, развивать творческое воображение и монологическую речь

учащихся, воспитывать любовь к природе, развивать умение работать в

группах.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, учебник,

тетрадь, учебные пособия.

1. Организационный момент.

2. Проверка

домашнего

задания.

Учитель: «Дома вы готовили

выразительное чтение описаний

природы в произведении Тургенева

«Бежин луг». Сначала мы заслушаем

только троих человек, но в процессе

урока у желающих еще будет

возможность прочесть нам свои

описания.

Но слушать отвечающего сейчас мы

будем не совсем обычным образом –

мы закроем глаза и постараемся

представить картину того, о чем нам

читают.

Получилось ли представить?

Красочными ли были картины?

Постарайтесь запомнить слова автора,

Один человек

выразительно читает

отрывок описание

природы, а остальные

пытаются представить

услышанное. Работа с

текстом учебника.

Ответы детей,

которые

которые «делали» наше представление

более красочным».

рассказывают о том,

какие картины

природы им удалось

представить. Участие

в коллективном

диалоге.

Учитель: «Откроем тетради и запишем

дату и тему сегодняшнего урока. Тема

урока перед вами на экране. (слайд№1

после титульного).

Эпиграфом к уроку послужат нам

слова самого автора произведения

(слайд №2). Прочитайте внимательно

текст, запишите его в тетрадь. О чем

говорит автор? Как вы понимаете эти

слова? Вы совершенно верно говорите

о неразрывности человека и природы.

В жизни человека, как и в природе,

есть красивые, жизнерадостные,

наполненные жизненной энергией

периоды цветения, а есть и периоды

угасания, и чередование их бесконечно,

но каждый период жизни человека, как

каждое время года в природе,

прекрасен посвоему!

Основываясь на формулировке темы и

эпиграфе, давайте постараемся

сформулировать цели нашего урока.

Какие выводы должны появиться в

Записывают в тетрадь

дату и тему урока.

Записывают текст,

анализируют его.

(автор говорит о

неразрывности

человека и природы,

человек часть

природы и т.д.)

Формулируют цели

урока (установить

взаимосвязь человека

и природы в рассказе,

нашей тетради? В чем мы должны

будем сегодня разобраться, что

открыть для себя, чему научиться?

Посмотрите на экран (слайды №№4

11). Как можно назвать то, что

представлено, одним словом?

А что такое пейзаж?

В начале урока мы закрывали глаза и

представляли картины природы,

слушая словесное описание. Можно ли

это описание назвать пейзажем? Что

такое литературный пейзаж? В чем его

отличие от нарисованных пейзажей

(картин)?

Вы правы – на картинах художников

мы только видим красоту природы, и

видим ее именно такой, какой увидел

ее автор картины. А при словесном

описании писатель, стремясь передать

полноту своих ощущений,

воздействует на различные органы

чувств: слух, обоняние, зрение. Это

придаёт картинам природы особую

выразительность, а также вполне

отвечает жизненной правде. Когда вы

идёте по лесу, вы не только видите

деревья, траву, небо, но и слышите

пение птиц, чувствуете запахи, вам

определить роль

пейзажа, учиться

описывать красоту

природы)

(природа, поля,

пейзажи)

Формулируют

определение

Основываясь на

полученных ранее

знаниях и вспоминая

зачитанные сегодня

описания, дают

определение пейзажа

(описание природы

конкретной

местности и чувств

автора относительно

созерцаемого. Автор

описывает не только

то, что видит, но и

звуки, погоду, свое

настроение и т.д.

Описание природы

помогает лучше

понять героев и их

жарко или прохладно.

Давайте прочитаем определение

пейзажа, которое дает нам «Словарь

литературоведческих терминов»

(слайды №№1213)

поступки,

представить место

действия.)

Читают, анализируют

текст презентации.

Участие в

коллективном

диалоге.

5. Продолже

ние работы

по теме

урока.

Ребята, как вы думаете, с помощью

чего автор так красочно и полно

описывает природу, что помогает ему

воздействовать на настроение и

восприятие читателя?

Давайте с вами найдем эти тропы и

озаглавим найденные нами на прошлом

уроке описания природы в рассказе

Тургенева «Бежин луг»:

1. Стр.164-165 Кто готовил дома

выразительное чтение этого отрывка?

Теперь пропустим около 10 строк вниз

и начертим такую таблицу (слайд

№14), которую мы с вами будем

заполнять в процессе чтения…

2. Стр. 167-168

О чем говорится в этом отрывке? Как

можно его озаглавить? (заполняем

Дети вместе с

учителем приходят к

выводу, что автор

использует средства

художественной

выразительности

тропы.

Один человек читает

вслух, класс

подбирает название к

отрывку. Варианты

названий:

1.«Прекрасный

июльский день»

2.«Ночь

приближалась и

росла, как грозовая

таблицу)

3. Стр. 170171 (заполняем таблицу)

4. Стр. 183 (заполняем таблицу)

5. Стр. 188 (заполняем таблицу)

6. Стр. 188 (заполняем таблицу)

7. Стр. 189 (заполняем таблицу)

туча»

3. «У костра: запах

русской летней ночи»

4. «Царственная

ночь»,

«Торжественно и

царственно стояла

ночь»

5. «Недолги летние

ночи!»

6. «Утро зачиналось»

7. «Все зашевелилось,

проснулось, запело,

зашумело,

заговорило»

Давайте посмотрим, какие еще средства художественной

выразительности мы с вами не записали (слайды №№ 15-18):

Эпитеты: прекрасный день; светлое, приветнолучезарное

солнце; играющие лучи; холодные тени; неприятная,

неподвижная сырость; пустынное поле; пугливо нырнула;

громадными клубами вздымался угрюмый мрак; в

застывающем воздухе; слабо и жалобно пискнул; страшная

бездна и др.

Олицетворения: ветер разгоняет, раздвигает накопившийся

зной; заснувшие верхушки леса; звездочки зашевелились;

торчало стоймя несколько больших, белых камней, казалось,

они сползлись туда для тайного совещания; стремительный,

безостановочный бег земли; жидкий, ранний ветерок уже

пошел бродить и порхать над землею; вихри… гуляют по

дорогам; облака исчезают…, ложатся розовыми клубами и др.

Сравнения: облака, подобно островам, разбросанным по

бесконечно разлившейся реке; они так же лучезарны, как небо;

последние из них, черноватые и неопределенные, как дым; ночь

приближалась и росла, как грозовая туча; блеск подобен блеску

кованого серебра; как бережно несомая свечка и др.

Метафоры: утренняя заря не пылает пожаром: она разливается

кротким румянцем; солнце мирно всплывает; хлынули

играющие лучи; трава белела ровной скатертью; даже с

вышины лилась темнота и др.

6.

Закрепление

изученного

материала.

Обсуждение вопросов 2 рубрики

«Совершенствуем свою речь» на

стр.191

Анализ и

систематизация

полученных на уроке

знаний. Коллективный

диалог. Подготовка к

подведению итогов

урока и

формулированию

основных выводов.

7.

Подведение

итогов

урока.

Учитель: «Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его

значение?» Учащиеся вместе с учителем формулируют выводы:

Картины природы в рассказе отражают настроения

человека, человек часть природы. Пейзаж у Тургенева живет

одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

Автор использует поэтический, сказочный прием:

охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый

мир природы, детский мир, полный фантастических тайн,

поверий, сказок, мир искренний и добрый. Тургенев в описании

природы создает атмосферу таинственности, показывает, что

такой фантастической ночью неизбежно должно произойти

нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только

замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

Картины наступающей ночи вызвали у автора чувство

беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня

чувство радости жизни.

Учитель: «А почему так много картин природы (дети

живут в деревне. Их всегда окружает природа, которая

является фоном жизни ребят)слайд №19

Учитель: «Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке.

Но у меня к вам еще один вопрос: какое значение для

построения рассказа имеют пейзажи, изображенные

Тургеневым?

(рассказ начинается и заканчивается описанием утра. Пейзаж

служит зачином и концовкой произведения).

Учитель: «Молодцы, ребята! Благодарю вас за

прекрасную работу на уроке и надеюсь, что вы теперь будете

еще внимательнее и бережнее относиться к природе, научитесь

чувствовать ее, восхищаться ею. Ведь человек и природа

единое целое!

Прочитать рассказ «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника»,

выполнить задания на стр.23-24 Тестов по литературе.

Список литературы.

1. Ахмадуллина Р.Г. литература. 6 класс: рабочая тетрадь: пособие для

учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1.М.: Просвещение,

2013.

2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет,

2012.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учеб.

пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.

4. Замышляева А.Н. литература. 6 класс: система уроков по учебнику под

редакцией В.Я.Коровиной.Волгоград: Учитель, 2014.

5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В. Литература.

Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных

учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

6. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с

прил. на электронном носителе. В 2 ч./ под ред. В.Я.Коровиной. М.:

Просвещение, 2012.

7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 6 класс: к учебнику В.Я.Коровиной.

М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Сведения об авторе: Вялых Элеонора Леонидовна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пристень» Пристенского района Курской области

Пейзаж и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.

Цель урока:  дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы,  увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

 установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;

 определить роль пейзажа в рассказе;

 продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения;  развивать воображение;

воспитывать трепетное отношение к природе.

Тип  урока: урок изучения нового материала (анализ художественного  текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, словарь Ожегова

Ход урока

Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.
2.Проверка домашнего задания.(Прием «Чистая доска»)

Дома вы должны были познакомиться с биографией, сейчас я проверю, как вы справились с этим заданием. 

1.Когда родился И.С.Тургенев?

2.К какому роду И.С.Тургенев принадлежал?

3.Где прошли детские и юношеские годы И.С.Тургенева?

4.Какими иностранными языками владел И.С.Тургенев?

Ребята, действительно, память о Тургенева жива и сегодня. Тургенев – великий писатель – психолог, писатель- пейзажист, который на протяжении свой жизни написал большое количество произведений, внес свой огромный вклад в развитие литературы. Перед вами выставка его произведений, с некоторыми вы уже знакомы, но есть и такие, с которыми вам предстоит познакомиться. Среди них рассказ «Бежин луг», который вы дома прочитали.

Блиц-опрос

1.События происходят в августе.-

2.Автор оказался в лесу, потому что стерёг табун.-

3.Собаку автора звали Пчелка.-

4.У костра было пять мальчишек.+

5.Мальчики на лугу стерегли табун лошадей.+

6.Самым старшим был Федя.+

7.Автор заходил в березовую рощу.-

8.Истории о бабе-яге не было в рассказе.+

Взаимопроверка: 1-,2-,3-,4+,5+,6+,7-,8+

Каждый правильный ответ- это 1 балл.

8+ — «5»

6-7 + — «4»

4-5 + — «3»

0-3 + — «2»

Поднимите солнышко, у кого оценка «5», солнышко и тучку -«4», тучку — «3», «2». Рада, что сегодня у нас на уроке очень солнечно. Молодцы, хорошо подготовились.

3.ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ.

Создаёт проблемную ситуацию (Литературоведческий диктант):

— Вы получили карточки, содержащие определения литературоведческих терминов.. Вы должны были вспомнить этот термин. Если правильно справитесь с этим заданием, то мы узнаем пароль, ключевое слово, без которого наше путешествие не сможет начаться.

изображение внешности героя в произведении (ПОРТРЕТ)

небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (РАССКАЗ)

необычный порядок слов (ИНВЕРСИЯ)

созвучие концов стихов (РИФМА)

перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

произведение, предназначенное для постановки на сцене (ДРАМА)

противопоставление образов, картин, слов, поступков (АНТИТЕЗА)

— Обратите внимание на первые буквы слов. Кто назовёт пароль, который и станет сигналом к началу нашего путешествия? (Природа)

— Вы правы, именно природа станет своеобразной героиней нашего урока, тема которого «Пейзаж и его роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

— Все ли слова понятны вам? Что такое пейзаж?

Давайте обратимся к словарю Ожегова?

Пейзаж – 1.Вид какой- нибудь местности

2.Рисунок, картина, изображающие природу, а также описание природы в литературном произведении.

— Но вернёмся к ключевому слову нашего урока. Как вы думаете, почему, обращаясь к рассказу И.С.Тургенева “Бежин луг”, мы особое внимание уделяем картинам природы?

(Описаний природы много в рассказе, картины природы яркие, легко представить то, о чём говорится в рассказе.)

— Как вы думаете, важно ли уметь описывать природу?

— Итак, выбор нашей темы не случаен. Наш разговор сегодня важен и необходим, ибо, во-первых, мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, во-вторых, определим его роль в рассказе, в-третьих, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем, описывая картины природы, вы использовали результаты сегодняшней работы.

4.Работа с художественным текстом.

На прошлом уроке мы с вами в рассказе выделили 3 части, но не успели их озаглавить. Сейчас вам предстоит поработать в парах и составить в тетрадях план рассказа

1.Июльское утро (стр 164-165)

2.Ночь (стр 167 от слов «Между тем ночь приближалась и росла…»)

3. Пробуждение летнего утра (188-189 от слов «Не успел я отойти двух верст…»)

1. Анализ 1 части.

– С чего начинается рассказ?

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая»)

– Какое настроение создаётся при чтении? (Прекрасное, веселое)

– Почему такое внимание автор уделяет небу? (заключительные строки пейзажа связывают его с реальными приметами крестьянской жизни)

– Каково развитие сюжета? Что происходит с рассказчиком?

2. Работа над художественно-изобразительными средствами

– Ребята, У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что?

Эпитеты (ясно, лучезарное, не огнистое)

Метафоры (заря пылает пожаром, разливается румянцем, солнце всплывает, край облачка засверкает змейками)

Сравнение (солнце на момент действия и солнце перед бурей)

Румянец, лиловый, лучезарный (светлый), серебро

Много глаголов движения и состояния (разливается, всплывает, просияет, погрузится, засверкает)

Запечатлены изменения на небе, а не только одно мгновение

-Какую функцию выполняет в данной части пейзаж? ((Пейзаж  июльского дня выполняет эстетическую функцию.

ВЫВОД: Таким образом, писатель описывает природу, словно рисует картину. Используются длинные предложения с развернутыми метафорами и обилием цветообозначений.

Анализ 2 части (от слов Между тем ночь приближалась..) Зачитаем.

— Что далее происходит с рассказчиком?

-Найдите и зачитайте описание надвигающейся ночи.

-Изменился ли тон рассказчика?

-Почему?

-Что чувствует наш охотник? (усталость, сумка с дичью режет плечо; « я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной»)

-Чьими глазами мы видим ночь? (Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека)

— Какие тропы передают тревожные чувства рассказчика? (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

ВЫВОД: При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги.

Анализ 3 части- конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

— Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?

( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

— Что значит природа для мальчиков? (« Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Но природа для них полна и загадок.

— Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.

— И вот появляются первые признаки пробуждающегося утра. Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра?

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал олицетворения и метафоры?

– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты?

А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?

– Чем вы это объясните?

Таким образом, Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается. 
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.

Слово учителя о мастерстве И.С.Тургенева-пейзажиста.

— Подведем итог. Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?

Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?

— Имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?

– А почему так много картин природы в произведении?

– В чём мастерство И.С.Тургенева?

Облако»Тегов»

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».

Конспект урока литературы на тему «Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».» (6 класс)

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет.

Л.Н.Толстой

  1. О.Н.У.

  2. Проверка д/з

  3. Введение в тему

— Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? (слайд)

— Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

— Вы любите свой край?

4. Актуализация знаний

— Мы не случайно начали наш урок так, предполагая продолжить работу над произведением, с которым познакомились на предыдущем уроке. Как оно называется и кто его автор?

— Кому посвящен рассказ?

— Чем интересны изображенные автором мальчики?

— Давайте мысленно перенесемся в то далекое, тургеневское время, чтобы живее представить себе то, о чем писал автор (слайд)

Любовь к природе рождалась и крепла в сердце будущего писателя именно здесь, в Спасском.

— О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

5. Работа по теме урока

1) — И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы, оставил нам изумительные пейзажные зарисовки. Приступим к их анализу.

– С чего начинается рассказ?

– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня» (стр. 178-179).

– Какое настроение создаётся при чтении?

— Связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция.

— Какую функцию она выполняет в данном рассказе?

(Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

— Какое настроение создает это описание? ( Радостное, бодрое, ясное)

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке (изобразительный эпитет в сочетании с метафорой).

2) Чтение второго отрывка «Охотник заблудился» ( с.172 – 175) от слов «…вечерняя заря погасла…» до слов «Этот луг славится …под названием Бежина луга…» и ответы на вопросы:

— Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом? (Тревогу, испуг, страх, томление).

— С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги? (Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Подтвердите словами текста (выражения, подчеркнутые -)

— Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента? Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (выражения, подчеркнутые =). Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

Какую роль играют многоточия?(Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.

3) Чтение третьего отрывка «У костра: запах летней русской ночи» (с.176- 177.) от слов «Картина была чудесная…» до слов « …запах русской летней ночи».

-Как чувствует себя автор у костра? ( он успокоился, наслаждается великолепием русской ночи).

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.

4) Чтение четвертого отрывка – конец рассказа ( с.196-197) от слов « Не успел я отойти двух верст…» до слов « … промчался отдохнувший табун».

— Как природа отзывается на настроение, чувства автора в этом отрывке ?

( Природа созвучна настроению автора: «…полились потоки молодого горячего света. Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. …навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола…»).

Вы должны назвать образные средства, использованные писателем в этом отрывке.

6. Обобщение

— Обратите внимание на эпиграф. Справедливо ли сказал Л.Н.Толстой?

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

1.Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

2. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

3. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

7. Подведение итогов. Рефлексия

8. Д/з выучить наизусть отрывок «Был прекрасный июльский день… Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба»

  • Розетка или разетка как пишется правильно электрическая розетка
  • Роль английского языка в современном мире сочинение
  • Роль ольги ильинской в жизни обломова сочинение
  • Роль какой части сказки состоит в том чтобы перенести слушателя в сказочный мир
  • Роль английского языка в моей жизни сочинение