Роль картин природы в рассказе и с тургенева бежин луг

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомиться со своеобразием тургеневского
    пейзажа;
  • определить роль пейзажа в рассказе;
  • проанализировать, как И.С.Тургенев использует
    выразительные средства языка для создания
    пейзажных зарисовок.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к художественному слову.
  • воспитывать чувство патриотизма.
  • Развивающая:
  • формировать умение находить в тексте примеры
    художественно-выразительных средств языка;
  • совершенствовать выразительное чтение
    учащихся.

Оборудование: презентация (Приложение
1
), иллюстрации природы к рассказу.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

1 слайд. Сообщение темы урока.

– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со
своеобразием тургеневского пейзажа, определим
его роль в рассказе, проанализируем, как
И.С.Тургенев использует выразительные средства
языка для создания пейзажных зарисовок).

2 слайд

2. Вводное слово учителя

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни
природы. Он говорил, что при общении с природой у
него возникает “какое-то сладостное чувство,
душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”.
Очевидно, под впечатлением этого “сладостного,
ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.

3. Анализ пейзажей

3-4 слайды

– С чего начинается рассказ? (С описания
июльского дня.)

– Давайте прочитаем описание «прекрасного
июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при
чтении? (Создаётся настроение бодрости и
ликования, нежности и мягкости, мажорное
сообщение о наступившем новом дне, радость
встречи с природой).

5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе
жизнеутверждающее настроение? (Описание
наступления утра завершает рассказ).

– Что можно сказать о человеке, написавшем эти
строки? (Человек, умеющий видеть красоту;
обладает богатым духовным миром).

– Где располагаются в рассказе данные пейзажные
зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку
произведения).

– Сопоставьте описание летнего дня и описание
наступления утра с настроением охотника?

4. Работа над
художественно-изобразительными средствами

– Мы послушали музыку, видим изображения
художников. У художника, у композитора свои
художественные средства: у художника – краски,
ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия,
голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель
создаёт описание с помощью слов, красочных
эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных
средств.)

1 группа. Описание летнего утра

Обращаемся к разбору картины ясного летнего
дня.

– Какие образные средства преобладают? Почему?

«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»

(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева
явно преобладает изобразительный эпитет в
сочетании с метафорой.

В обрисовке ясного летнего дня автор
использовал по преимуществу эпитеты, так как
преследовал цель отметить наиболее яркие
признаки природы в один из летних дней, которые
он наблюдал ).

2 группа. Пробуждение летнего дня

Определить, какой изобразительный прием
преобладает у Тургенева в описании пробуждения
летнего утра. (Показывая пробуждение раннего
летнего утра, писатель привлекает в изобилии
олицетворения и глагольные метафоры, куда
включает также изобразительные, зрительные
эпитеты.)

Картина
пробуждения утра

в олицетворениях в метафорах
«Свежая струя пробежала по моему лицу»;
«еще нигде не румянилась заря»; «и жидкий ранний
ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»;
«все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,
заговорило»
«Бледно-серое небо светлело, холодело,
синело; звезды то мигали слабым светом, то
исчезали, отсырела земля, запотели листья»;
«полились кругом меня… сперва алые, потом
красные, золотые потоки молодого, горячего
света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись
крупные капли росы»

– Почему для изображения пробуждающегося утра
Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и
метафоры? (Показать самый процесс пробуждения
и оживления природы. Иные средства для данной
цели были бы менее выразительны).

– А для чего в описание утра введены также
изобразительные, зрительные эпитеты? (Они
помогли автору сделать картину утра более
наглядной).

7-8 слайд

– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём
и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи.
Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного,
встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит
цель показать не только картины ночи, но и
нарастание ночной таинственности и чувство
возрастающей тревоги, которое возникло в нем в
связи с наступлением темноты и потерей дороги.

3 группа. Описание ночи

Картина наступления ночи в изобразительных
средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и росла, как
грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из
земли перед самым моим носом»; «громадными
клубами вздымался угрюмый мрак»
«Отовсюду поднималась и даже с
вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением
надвигаясь, громадными клубами вздымался
угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»
«На дне ее (лощины) торчало стоймя
несколько больших белых камней, — казалось, они
сползлись туда для тайного совещания»
«Ночная птица пугливо нырнула в
сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо
отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился
вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско,
так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек
слабо и жалобно пискнул»

– Отпадает надобность в ярком изобразительном
эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется
в данном случае эмоциональным, выразительным
эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства
рассказчика. Но и им он не ограничивается.
Чувство страха, тревоги и беспокойства автору
удается передать лишь сложным комплексом
языковых средств: и эмоционально-выразительным
эпитетом, и сравнением, и метафорой, и
олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен
изобразить природу, сколько выразить свои
беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Но тревожный ночной пейзаж заменяется
высокоторжественными и спокойно-величавыми
картинами природы, когда автор вышел наконец на
дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших
у двух костров, и присел вместе с детьми у весело
потрескивавших огоньков. Успокоенный художник
увидел во всем великолепии высокое звездное
небо. Автор восхищается величественной красотой
русской летней ночи.

– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы
в различных ее проявлениях — светлых, открытых и
таинственных, непонятных. Блуждание охотника по
лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы,
обратив внимание на то, какие ощущения
преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника
чувство беспокойства и тревоги, а картины
летнего утра и дня — чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или
иные настроения автора. (Утром преобладают
краски. Утром звуки гармоничные, зрительные
образы чёткие. Ночью преобладает мрак,
нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо
приглушённые, либо резкие, внезапные,
настораживающие, ночью преобладают зрительные
образы )

– Чем вы объясните? (Ночь – это
неизвестность, загадка, тайна, поэтому все
чувства обострены. Предметы теряют реальные
очертания и кажутся огромными. Человек
насторожен, поэтому он вслушивается,
вглядывается.

Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от
наступающего дня чего-то хорошего, радостного.
Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас
ничто не пугает.).

9 слайд

10 слайд

Л.Н.Толстой .“Одно, в чём он мастер такой, что
руки отнимаются после него касаться этого
предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её
красок, в движении, в звуках, в запахах.

4 группа. Действенность природы

Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать
полноту своих ощущений, воздействует на
различные органы чувств: слух, обоняние, зрение.
Это придаёт картинам природы особую
выразительность, а также вполне отвечает
жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не
только видите деревья, траву, небо, но и слышите
пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или
прохладно.

11 слайд

5. Итог урока

– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем
его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков,
сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием»
предрасположила их к рассказам о непонятном и
чудесном, а своими загадочными звуками порождала
самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит
на мальчиков чувство безотчетного страха и
вместе с тем yсиливает обостренное, почти
болезненное любопытство их к рассказам о
таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как
сила активно воздействующая и на автора, и на его
героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении
величественного и прекрасного зрелища,
успокаивающего запуганное воображение детей и
доставляющего им истинно эстетическое
удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков
зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами
неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в
рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить
учащихся подумать над вопросом: имеет ли
какое-либо значение изображенный писателем
пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения.
Композиционная роль природы фиксируется в
краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.

– А ещё почему так много картин природы? (Живут
в деревне. Их всегда окружает природа. Является
фоном жизни ребят)

В рассказе Тургенева природа показана прежде
всего как условие жизни крестьянских мальчиков,
рано приобщающихся к сельскохозяйственному
труду. Было бы фальшиво, да и невозможно,
изображая детей в ночном, не показать природу. Но
она дана не только как фон или условие жизни
крестьянских детей.

Значение природы в рассказе
„Бежин луг»

Служит фоном жизни героев рассказа —
крестьянских детей
Воздействует на воображение и сознание
мальчиков своей таинственностью, предрасполагая
их к рассказам о страшном, Вызывают те или иные
настроения автора.
Определяет построение произведения,
образуя его зачин и концовку

– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины
всегда верны, мы узнаём в них родную русскую
природу, и вместе с тем видим любовь писателя к
своей родине )

В конце урока я предлагаю послушать
стихотворение, в котором также говорится о любви
к природе, малой родине.

12 и др. слайды

И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ

Иван Демьянов

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы ,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Тема природы (Бежин луг)

Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» – это произведение не только о ночном разговоре мальчишек о потустороннем мире. В рассказе очень красиво и красноречиво изображен окружающий нас мир. Тема природы «Бежин луг» является неотъемлемой частью произведения, его идеи.

Природа глазами заблудившегося охотника

Уже в самом начале произведения природа описана с особой любовью. Читатель наслаждается описанием природы в рассказе «Бежин луг», как-будто видит эту природу вокруг себя. Заблудившийся охотник видит природу своими глазами. Он может ощутить ее разницу. Как только рассказчик понимает, что он потерялся, сразу прекрасное ощущение сменяется на сырость. Попав на Бежин луг, рассказчик точно описывает природу. То, как делает это Тургенев, уже вводит читателя в состояние таинственности. Автор рисует красивую картину прекрасной природы, но можно почувствовать разницу описания в самом начале и в момент, когда рассказчик заблудился.

Природа как действующее лицо

При разговоре мальчиков природа тоже играет не последнюю роль. Сама атмосфера вечера у костра располагает к подобным разговорам на таинственные темы. Но природа не просто сопровождает весь рассказ атмосферой, она как-будто становится участником этого разговора. Периодически она вставляет свое «слово». Это выражается то в протяжном крике какого-то животного, то в голубке, который взлетает в небо. Природа как будто направляет разговор в нужное русло, меняет его направление или даже соглашается или не соглашается с мальчиками. Например, взлетающего голубя мальчишки приняла за праведную душу, покидающую землю.

Роль природы в рассказе

«Бежин луг» – рассказ, в котором природа, люди и животные как будто противопоставляются потустороннему миру. Природа является между ними определенным проводником. Она то на стороне людей, то на стороне потусторонних сил. Она задает атмосферу всему произведению. Читатель с первых же строк представляет прекрасный летний день, а затем теплую ночь. Он как-будто ощущает теплую ночь с костром, как будто слышит журчание воды. Но иногда природа остается на стороне сил потусторонних, пугая мальчиков различными звуками и явлениями. Поэтому роль картины природы в произведении Тургенева «Бежин луг» сложно переоценить.

Данная статья поможет написать сочинение «Тема природы («Бежин луг»), описать ее значение и роль в рассказе.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лиза Гречникова

    12/12

  • Виктория Зеленская

    8/12

  • Милана Ничикова

    10/12

  • Максим Демин

    12/12

  • Мадина Мусаева

    12/12

  • Михаил Евсеев

    12/12

  • Galina Ambrtsumian

    12/12

  • Сева Бобров

    11/12

  • Дарья Хвалей

    10/12

  • Лидия Голикова

    12/12

Тема урока: 

             «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока:  дать учащимся возможность почувствовать мастерство писателя в описании природы,  увидеть богатство выразительных средств языка.

Задачи:

  •  установить взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  •  определить роль пейзажа в рассказе;
  •  продолжить формировать навыки анализа художественного текста, выразительного чтения;  развивать воображение;
  • воспитывать трепетное отношение к природе.

Тип  урока: урок изучения нового материала (анализ художественного  текста).

Формы работы уч-ся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

1. Организационный момент.

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

— Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки добра загорелись в каждом из нас.

2. Введение в тему, постановка целей урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведением И. С. Тургенева « Бежин луг». Скажите, пожалуйста, с каким местом  в среднерусской полосе связано имя И. С. Тургенева? ( Спасское-Лутовиново).

Учитель: Спасское – одно из самых привлекательных мест во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами. Окрестности живописны и величавы…. Особенно красива сама усадьба. Память о родовом имении, тайной красоте Спасского запечатлелась в поэтических произведениях Ивана Сергеевича (учитель читает на фоне слайдов природы):

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой…

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

— Ребята, скажите, пожалуйста, как соотносится увиденное и услышанное вами? ( Мы увидели картины природы и услышали стихотворение, в котором автор тоже описывает природу.)

—  Предположите, какова будет  тема нашего урока.  ( Природа в рассказе « Бежин луг»)

— А как называется картина природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

— Тема нашего урока: «Пейзаж и его роль в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».

— А эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будут слова самого И. С. Тургенева:  

          « Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то  и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»

— Как вы понимаете слова писателя?

— Опираясь на слова И. С. Тургенева, поставьте цели урока. В чем мы должны будем сегодня разобраться, что открыть для себя, чему научиться?

( Установить взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа в рассказе, научиться выразительно читать  и анализировать текст).

3. Изучение нового материала.

(Работа с текстом)

– Какой пейзаж предстает пред охотником в самом начале рассказа?  Найдите это место в тексте, прочитайте выразительно, чтобы легче представить июльский день. ( Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, — описанием «прекрасного июльского дня»).

— Дайте название этому пейзажу. ( « Прекрасный июльский день»)

— Какие же они, краски июльского дня? (Небо ясное; румянец, солнце не огнистое, не тускло-багровое, приветно-лучезарное, лиловое).

— Найдите в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

— Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение. Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы.

Развитие пейзажа.

В такой именно день рассказчик удачно поохотился и с полным тяжелым ягдташем собирается в обратный путь. Взбирается на холм, ожидая увидеть знакомый пейзаж, но не увидел. Идет в сторону, где, казалось, вот-вот должен был подтвердить догадку о месте своего пребывания, но несколько раз ошибается, пока, наконец, не понимает, что заблудился. Давайте последим, как меняется окружающая обстановка и ее восприятие.

( Чтение уч-ся отрывка).

      —  Итак, на смену дня приходит ночь. Как меняются краски рассказа, его интонация?

      ( Из июльского кроткого дня повествователь погружается в неприятную, неподвижную подземную сырость природного нутра. Мертво белеет густая высокая трава на дне оврага, куда попадает странник.)

      — Какие звуки мы слышим?

      — Что чувствует наш охотник? (Тревогу, растерянность)

      — Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека?

      ( «Да как же это я сюда зашел? Так далеко? Странно!» — недоумевает охотник. Ощущение странности происходящего не покидает героя. Здесь все не менее таинственно, чем в историях мальчиков: большие белые камни в лощине, «казалось,… сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце… сжалось». Странник оказывается на грани катастрофы – ночь Природы ставит его «над страшной бездной».)

— Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное, подчеркивают растерянность героя.

Вывод: Автор говорит о том, что самая теплая, ясная, короткая и безопасная погожая июльская ночь в самой знакомой и прозаической густонаселенной средней полосе России таит много неясного, необъяснимого.

Учитель: В рассказе «Бежин луг» звучат слова автора: «Мрак боролся со светом».  Как вы их понимаете?

(В описание природы входит светлая часть дня и темная – вечер и ночь.)

Составление таблицы:

                 Светлая часть дня.

                    Вечер и ночь.

                 Яркий свет, ясность

            Угрюмый мрак, темнота    

                 Покой и кротость души

 Тревога, страх, замирание перед бездной

— Светлая часть – это яркий свет; ясность, покой и кротость души. Вечер и ночь – это таинственность, все большая тревога, страх, блуждание в незнакомой местности и, наконец, замирание перед бездной; непонятное, таинственное и страшное, что может быть не только в природе, но и в человеческой душе.

— Возникает вопрос: «Кто же победит в рассказе? Ночной мрак или свет утра?». Ответить на этот вопрос я попрошу вас в конце урока.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим, будет ли другое описание ночи в рассказе? Попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

— Понаблюдаем, что же они видят ночью, что видит автор рассказа?

Прочитайте и озаглавьте эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод.)

— Каким мы видим пейзаж здесь? Какие звуки слышим?

(Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «…странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…»).

—  Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

Действительно, под влиянием темноты в рассказе нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Ребята, у вас было домашнее задание — подготовить художественный пересказ былички от лица одного из героев рассказа. Попробуйте передать голосом то настроение таинственности, которое присутствует в рассказе.

(Дети рассказывают.)

Физкультминутка.

Работа по картине  В. Е. Маковского « В ночном»

— Полностью ли картина отражает текст рассказа?

— Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигурки детей, изображённые В.Е. Маковским?» (В мальчике, лежащем на первом плане, учащиеся узнают Федю. Мальчик, стоящий в правом углу картины, — это Павлуша. Увлечённо что-то рассказывает Илюша, а рядом с ним находится Костя.)

— Совпадает ли время суток, изображенное на картине, со временем в рассказе?

(Пейзаж И.С. Тургенева описывает более раннюю картину рассвета, а на картине В.Е. Маковского утро уже полностью вступило в свои права. Изображённому на картине больше соответствует заключительный пейзаж, показанный в рассказе: «…полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света».

Для сопоставления пейзажа на картине и в тексте учитель читает фрагмент рассказа – описание рассвета.

Вопросы к тексту:

  1. В чём различие изображения природы на картине и в тексте рассказа?
  2. Какое изображение природы полнее: словесное или изобразительное? (На картине художник показал один момент пейзажа, а писатель в рассказе представил картину восхода солнца в движении.)

— Посмотрите на составленный вами план. Что вы можете сказать о композиции рассказа? Как чередуются в рассказе описания природы? Как вы ответите на вопрос: «Победил ли свет утра в рассказе?»

— По словам В. Г. Белинского, Тургенев  «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать её только в поэтических видах, но берет ёё, как она ему представляется». Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от дня к ночи, от ночи к утру.

— Определите, какими художественными приёмами пользуются автор при описании картин природы.

Задание по рядам:

1 ряд: Найти тропы в описании неба, солнца, облаков, ветра.

2 ряд: Найти тропы в описании леса, растений.

3 ряд: Найти тропы в описании животных.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: А сейчас подведем итог урока и для этого проведем маленький эксперимент. Представьте себе, что Тургенев убрал из рассказа все картины природы. Что получится? Что теряется при этом? Нужны ли описания природы?

  (Без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа).

  • Чем является природа для мальчиков? (Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны – их жизнь, даже праздник: « Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил в историях о домовом в рольне, о Гавриле и русалке, о Ермиле и барашке, о бучиле, о лешем, о водяном.)

— Помогло ли описание природы раскрыть характеры крестьянских детей?

( На фоне прекрасной природы деревенские ребятишки кажутся еще привлекательнее, т.е. усиливается внутренняя красота крестьянских детей. Самый отважный из мальчиков, Павлуша, не боится опасностей, которыми полна природа: « Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало  не колеблясь, поскакал один на волка». В то же время Павлуша полностью доверяется судьбе: « Своей судьбы не минуешь»).

Учитель: А сейчас проверьте себя, правильно ли вы установили связь между человеком и окружающей его природой в рассказе Тургенева? Для этого выполните следующее задание:

Задание: Выберите соответствующий  комментарий к картинам природы:

1.Описание июльского дня.

Природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба.

2.Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

Природа пугает охотника, враждебна ему.

3.Торжественно и царственно стояла ночь.

Человек чувствует себя частью природы. Описание природы создает атмосферу таинственности, показывает, что неизбежно должно произойти нечто фантастическое.

— Да, природа таинственна, а если не разгадать ее тайны, она устрашающе действует на умы людей. Но в этом противостоянии человека и природы верх берет человек. Как сказал В.Г. Белинский: «Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек».

— Ребята, обратите внимание ещё на одно высказывание И. С. Тургенева:

 «…Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой  логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет».

А что значит «пока она нас, как колесом, не переедет»? (Может быть, накажет? Ведь человек часто обижает природу, мусорит в лесу, неосторожно обращается с огнем. И она наказывает: горят не только леса, но и дома.)

— Сопоставьте это высказывание И. С. Тургенева с высказыванием, которое мы взяли эпиграфом к нашему уроку. Какой вывод для себя вы можете сделать?

— Выразите свое отношение к уроку:

Мне было интересно, когда…

Мне было трудно, когда…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-размышление на тему: «Человек и природа».

Урок литературы в 6 классе

Разработан учителем

русского языка и литературы

МБОУ «Первомайский

центр образования»

Смолевой Татьяной Ивановной

Роль картин природы

в рассказе И.С.Тургенева

«Бежин луг».

Роль картин природы
в рассказе И.С.Тургенева
«Бежин луг».

 « Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть…  Чем  была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то  и другое немыслимо! … как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь!..»
И.С.Тургенев

Пейзаж

— описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.

Пейзаж

— описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.
Пейзаж выполняет в произведении различные функции: может отражать бурные страсти героев (в романтизме), может быть сельским, городским, индустриальным, морским, историческим (картины прошлого), фантастическим (облик будущего). Пейзаж может выполнять и социальную функцию, в лирике он обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем.
Пейзаж выполняет в произведении различные функции: может отражать бурные страсти героев (в романтизме), может быть сельским, городским, индустриальным, морским, историческим (картины прошлого), фантастическим (облик будущего). Пейзаж может выполнять и социальную функцию, в лирике он обычно имеет самостоятельное значение и отражает восприятие природы лирическим героем.

Средства художественной выразительности, используемые Тургеневым при описании природы в рассказе «Бежин луг»

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Метафоры

Эпитеты
Прекрасный день; светлое, приветно-лучезарное солнце; играющие лучи; холодные тени; неприятная, неподвижная сырость; пустынное поле; пугливо нырнула; громадными клубами вздымался угрюмый мрак; в застывающем воздухе; слабо и жалобно пискнул; страшная бездна и др.
Олицетворения
Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной; заснувшие верхушки леса; звездочки зашевелились; торчало стоймя несколько больших, белых камней, — казалось, они сползлись туда для тайного совещания; стремительный, безостановочный бег земли; жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею; вихри… гуляют по дорогам;  облака исчезают…, ложатся розовыми клубами и др.

Сравнения
Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке; они так же лучезарны, как небо; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым; ночь приближалась и росла, как грозовая туча; блеск подобен блеску кованого серебра; как бережно несомая свечка и др.
Метафоры
Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем; солнце мирно всплывает; хлынули играющие лучи; трава белела ровной скатертью; даже с вышины лилась темнота и др.

  • Роль картин природы в рассказе бежин луг 6 класс конспект урока
  • Розетка или разетка как пишется правильно электрическая розетка
  • Роль английского языка в современном мире сочинение
  • Роль ольги ильинской в жизни обломова сочинение
  • Роль какой части сказки состоит в том чтобы перенести слушателя в сказочный мир