Роль музыки в аудио сказках

Роль
музыки в сказке.

     Сказка
– это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно
уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и
воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки
соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить
воспринимать музыку.

    Образы сказки
сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений
вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального воздействия,
остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития.

    Сказка, являясь
важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает
понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и
трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка
дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

     В музыкальных
сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением.
Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях  сопереживания,
соучастия, сотворчества.

     Музыкальные сказки
пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием
перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события,
борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.

    Роль музыки в сказке
очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные
пейзажи и царства, птицы и животные — словом, всё богатство видимого волшебного
мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке
все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые
рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый,
волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё
выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или
инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается
русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер:
«Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей
Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой
петушок».   

    Приобщение детей к
музыкальному творчеству в нашей музыкальной школе осуществляется  путем
создания музыкальной сказки. В музыке слышно, как оживает ночной колдовской
лес. Особенно в середине пьесы, когда музыка как бы затихает, можно различить
голоса сказочных обитателей. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни,
скрипят ветви… В музыке хорошо изображается тот или иной персонаж, его
характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает,
оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги,
горделиво держит голову и т. д.).

       Музыка может быть
фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное
эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от
простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка
помогает ярче представить сказочные персонажи.

       Каждый персонаж
обладает своей особенной творческой характеристикой.  Яркость образа
достигается разными способами, но более всего музыкальными.

Какая же Красная Шапочка
без песен?

Или какие восточные гости
без танца?

 Как обойдутся стражники
без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде?

Конечно же песенкой и
музыкой!!!

Чтобы исполнить все эти
особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные
способности.

      Весь музыкальный
материал, с которым ребенок встречается, на протяжении обучения в школе
развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения
требуют запоминания,  помнить  музыкальную тему и исполнять ее.  

     Что характеризует
человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой
огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование
основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической –
актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Тема «Роль музыки в
сказке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия
музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других
искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях
творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства,
называемый театром.

     Образование лишь
тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к
его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию
так как она:

— развивает музыкальное
восприятие, воображение, образную речь воспитанников, побуждает их сочинить
«свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;

— развивает представления
воспитанников о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств
выражения речи и музыки;

— дает возможность
сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку
рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений,
образов в одной сказке.

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский.

Трудно представить наше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь.

Именно со сказки у детей начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказка важна для формирования личности маленького  человека, обучения правилам и цели жизни. Она позволяет детям узнать мир, учит доброму отношению к людям. А соединение слова, музыки и танца многократно усиливают воздействие на маленького слушателя.

Сказки являются вымышленными историями, фантазиями, которые имеют поучительный и реалистичный характер. Музыка тоже является фантазией, которую легче всего прочувствовать, благодаря своему воображению. Музыка может быть фоном при чтении, она обогащает общее представление о произведении  и помогает дополнить образ каждого героя. Музыкальное сопровождение помогает ребенку полностью окунуться и перенестись в атмосферу сказочного мира. Образ героев  народных сказок будет «описан»  ярче на фоне народной музыки, использования народных инструментов и костюмов.

За что мы любим сказки? Они – веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой.

Классические произведения способны вызвать эмоциональный отклик. Они воздействуют на маленьких слушателей и побуждают их к творчеству.  Музыкальные произведения воспитывают в детях чувство прекрасного, наполняют их внутренний мир, прививают любовь к искусству

Театральная деятельность —  самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Детям интересно перевоплощаться в образы сказочных героев. Чтение по ролям, инсценировка сказки, Новогодние маскарады — все это очень им нравится. Знакомство ребенка с театром и любовь к нему тоже начинается со сказки. Дети эмоционально реагируют на зрелищные представления.

А знакомясь с музыкальной сказкой в театре, ребенок открывает для себя удивительный мир прекрасного искусства. Звучание музыкальных инструментов, красочные декорации,  виртуозная игра музыкантов и артистов, яркие костюмы рождают сильные эмоции и пронизывают душу самыми восхитительными чувствами.

Очень интересный проект знакомства именно с классической музыкой уже несколько лет работает в Мариинском театре. Цикл музыкальных интерактивных сказочных спектаклей  сочетает живое музыкальное исполнение, актерское чтение и живопись песком (песочную анимацию). Во время спектакля звучат шедевры классической музыки, исполненные на самых разных инструментах. В основе детских спектаклей лежат увлекательные сюжеты, знакомые нам по произведениям Пушкина, Гофмана, Экзюпери, Шекспира, или авторские сценарии Ольги Пикколо – актрисы, музыковеда, музыкального психолога.  В легкой, игровой форме дети знакомятся с устройством музыкальных инструментом и  их секретами, слушают фрагменты лучших произведений классической музыки. Маленькие зрители выходят на сцену вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра, танцуют и пробуют играть на музыкальных инструментах после спектакля. Такое прикоснование к искусству надолго остается в памяти юного театрала.



Скачать материал

Творческий проект«Музыка в сказках»Выполнила:
ученица 2 класса б
средней школ...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 348 человек из 66 регионов

  • Сейчас обучается 358 человек из 71 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Творческий проект«Музыка в сказках»Выполнила:
ученица 2 класса б
средней школ...

    1 слайд

    Творческий проект
    «Музыка в сказках»
    Выполнила:
    ученица 2 класса б
    средней школы №2
    Сергейчук Анастасия

    Руководитель: Кудасов Сергей Николаевич

  • Цель  проекта – изучить роль музыки в сказках и мультфильмах.Задачи
Изучить р...

    2 слайд

    Цель проекта – изучить роль музыки в сказках и мультфильмах.
    Задачи
    Изучить различные материалы по теме
    Познакомиться с понятиями «сказка» и «музыка»
    Раскрыть роль музыки в мультфильмах разных поколений.

  • Сказка – это один из жанров русского народного творчества, занимательный...

    3 слайд

    Сказка – это один из жанров русского народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
    Сказка вводит нас в воображаемый мир и заставляет пережить с героями все происходящее, радоваться и грустить вместе с ними. Сказки нас многому учат — на примере героев показывают плохие поступки и их последствия, учат нас как нельзя поступать и наоборот какие поступки являются хорошими.

  • Музыка – это вид искусства, средство воплощения художественных образов....

    4 слайд

    Музыка – это вид искусства, средство воплощения художественных образов.
    Музыка- это часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и всюду, хотя часто этого и не замечаем. Мы все любим музыку: одному нравится классика, другой предпочитает современные ритмы. 
    Хорошая музыка положительно влияет на человека.

  • Взаимосвязь музыки и сказки наиболее ярко можно наблюдать в  мультфильмах.Лю...

    5 слайд

    Взаимосвязь музыки и сказки наиболее ярко можно наблюдать в мультфильмах.
    Любой мультфильм становится разнообразнее и интереснее, если в нем звучит музыка. Музыка передает переживания героев, раскрывает нам добро и зло, грусть и радость, усиливает эмоциональное восприятие происходящего. Можно сказать, что сложно представить произведение мультипликации без музыкального сопровождения.
    Парой мы не замечаем что во многих мультфильмах звучит классическая музыка. Например : «Щелкунчик» — музыка Петра Ильича Чайковского.

    Мультфильм «Сказка о царе Салтане» музыкальное сопровождение Николая Андреевича Римского – Корсакова.

  • А наши родители напевают нам песни из мультфильмов своего детства, которые он...

    6 слайд

    А наши родители напевают нам песни из мультфильмов своего детства, которые они до сих пор помнят и которые несут только добро и радость. Песня крошки Енота «От улыбки хмурый день светлей.» Песня крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже», песня Львенка и Черепахи «Я на солнышке лежу», и т.д.Всех и не перечесть. В советских мультфильмах музыка добрая и мелодичная, запоминающаяся.

    Современные мультфильмы, как и музыка в них более активные и быстрые, вызывают бурю эмоций у детей (нравятся детям), такие как «Маша и Медведь», но многие из них поучительные и нравятся и взрослым и детям: «Лунтик», «Фиксики», «Смешарики»

  • Вывод – роль музыки в сказке очень велика. Благодаря музыке я узнала, что в с...

    7 слайд

    Вывод – роль музыки в сказке очень велика. Благодаря музыке я узнала, что в сказке все звуки особенные, волшебные, все что происходит в сказке получает свое звуковое выражение. Без музыки любая сказка, как и наша жизнь была бы скучна.

Краткое описание документа:

Сказка – это один из жанров русского народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказка вводит нас в воображаемый мир и заставляет пережить с героями все происходящее, радоваться и грустить вместе с ними. Сказки нас многому учат — на примере героев показывают плохие поступки и их последствия, учат нас как нельзя поступать и наоборот какие поступки являются хорошими.

Взаимосвязь музыки и сказки наиболее ярко можно наблюдать в мультфильмах. Любой мультфильм становится разнообразнее и интереснее, если в нем звучит музыка. Музыка передает переживания героев, раскрывает нам добро и зло, грусть и радость, усиливает эмоциональное восприятие происходящего. Можно сказать, что сложно представить произведение мультипликации без музыкального сопровождения. Парой мы не замечаем что во многих мультфильмах звучит классическая музыка. Например : «Щелкунчик» — музыка Петра Ильича Чайковского.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 058 997 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

Другие материалы

  • 13.05.2019
  • 3787
  • 70

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

  • 06.03.2019
  • 328
  • 1

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

Рейтинг:
4 из 5

  • 16.02.2019
  • 14257
  • 1083

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

  • 29.01.2019
  • 888
  • 0

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

Рейтинг:
5 из 5

  • 17.01.2019
  • 1284
  • 28

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

  • 04.12.2018
  • 1600
  • 40

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

«Музыка », Алеев В.В., Кичак Т.Н

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Обновлено: 10.01.2023

Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные — словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

— Услышали ли вы какие-либо особенные сказочные звуки, рисующие рыбок (Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых. Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.)

Роль музыки в сказке.

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального воздействия, остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы для развития.

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях сопереживания, соучастия, сотворчества.

Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.

Приобщение детей к музыкальному творчеству в нашей музыкальной школе осуществляется путем создания музыкальной сказки. В музыке слышно, как оживает ночной колдовской лес. Особенно в середине пьесы, когда музыка как бы затихает, можно различить голоса сказочных обитателей. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви… В музыке хорошо изображается тот или иной персонаж, его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).

Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.

Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными.

Какая же Красная Шапочка без песен?

Или какие восточные гости без танца?

Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде?

Конечно же песенкой и музыкой.

Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении обучения в школе развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, помнить музыкальную тему и исполнять ее.

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию так как она:

— развивает представления воспитанников о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

— дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель проекта – изучить роль музыки в сказках и мультфильмах. Задачи Изучить р.

Сказка – это один из жанров русского народного творчества, занимательный рас.

Сказка – это один из жанров русского народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Сказка вводит нас в воображаемый мир и заставляет пережить с героями все происходящее, радоваться и грустить вместе с ними. Сказки нас многому учат — на примере героев показывают плохие поступки и их последствия, учат нас как нельзя поступать и наоборот какие поступки являются хорошими.

Музыка – это вид искусства, средство воплощения художественных образов. Музы.

Музыка – это вид искусства, средство воплощения художественных образов. Музыка- это часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и всюду, хотя часто этого и не замечаем. Мы все любим музыку: одному нравится классика, другой предпочитает современные ритмы. Хорошая музыка положительно влияет на человека.

Взаимосвязь музыки и сказки наиболее ярко можно наблюдать в мультфильмах. Люб.

А наши родители напевают нам песни из мультфильмов своего детства, которые он.

Вывод – роль музыки в сказке очень велика. Благодаря музыке я узнала, что в с.

Вывод – роль музыки в сказке очень велика. Благодаря музыке я узнала, что в сказке все звуки особенные, волшебные, все что происходит в сказке получает свое звуковое выражение. Без музыки любая сказка, как и наша жизнь была бы скучна.

Краткое описание документа:

Сказка – это один из жанров русского народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Сказка вводит нас в воображаемый мир и заставляет пережить с героями все происходящее, радоваться и грустить вместе с ними. Сказки нас многому учат — на примере героев показывают плохие поступки и их последствия, учат нас как нельзя поступать и наоборот какие поступки являются хорошими.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным, и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное, и переносится в мир, который предстает перед ним.

«Сказка в музыке»

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других — добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает — музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: »Алёнушка»,»Богатыри». А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: — Бабу — Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д. Обратимся же конкретно, к какому — нибудь образу, например — Бабе — Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется «Баба — Яга». В этой пьесе изображается ворчливая Баба — Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым «колючим» взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы — Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу — Ягу называется «Избушка на курьих ножках», эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие «Картинки с выставки». Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба — Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы — Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы — Яги. А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король — это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе «В пещере горного короля», которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена «Пер Гюнт». Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казаться, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, и создаётся впечатление- как будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки. А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Ну конечно, это же – Черномор, из знаменитой сказки Пушкина «Руслан и Людмила». По сюжету этой сказки была написана опера «Руслан и Людмила» русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая — с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 — ая — это изображение несметных богатств, камней самоцветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в «Золотом петушке» об этом сказал так: «Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства — интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)

(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник — CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия классической музыки»)

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?

Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

Учитель: Почему песня называется «Волшебный смычок»?

Какой характер музыкального языка песни?

Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)

Можно назвать песню музыкальной сказкой?

(ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).

Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

(На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире много сказок» появляется (слайд № 7), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

Чему учат сказки?

Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Дети: Ответы учащихся.

Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок («Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

Учитель: Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа — «Музыкант — чародей».

(во время слушания сказки, на рабочем слайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация и сведения о композиторе, музыка которого звучит в сказке)

Анализ прослушанного произведения:

Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?

Почему музыка в сказке сделала чудо?

Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?

Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? («Бременские музыканты» Братья Гримм)

Какое место в ней занимает музыка и почему?

Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)

(исполнение песни с инсценировкой)

Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

Домашнее задание.

1 группа — сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

2 группа — инсценировать эту сказку.

3 группа — подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.

Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение

Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.

( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха “Street prelude”)

Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сказочные сюжеты в музыке. Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Ребята, я знаю, что вы любите сказки – веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Ребята, я знаю, что вы любите сказки – веселые, добрые, с чудесами и приключениями. Но знаете, ребята, что музыка без слов тоже может рассказывать сказки? Она умеет рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения или характер, то становится ясно, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. — С помощью чего художник рисует сказку? Линии, краски, кисти, полотна и т.д. — А композиторы, каким языком пользуются? — С помощью чего композиторы могут изобразить сказку?

Гномы это фантастические существа, некрасивые или уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатство — клады с сокровищами, которые прячут под землей. Гномы это фантастические существа, некрасивые или уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатство — клады с сокровищами, которые прячут под землей.

— Музыка, кажется, загадочная, иногда страшная и даже злая. — Музыка, кажется, загадочная, иногда страшная и даже злая. — Скажите, ребята, как звучит вначале музыка, какая она, тихая или громкая? — Сначала музыка была тихой, загадочной, потом стала громкой и злой. Можно представить, что гномы движутся издалека, приближаются подкрадывающимися шагами. Вначале музыка таинственная, а затем сердитая, колючая.Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей. Вот – вот гномы подошли совсем близко, видны даже их сердитые, страшноватые физиономии.

Читайте также:

      

  • Привлекая обществоведческие знания составьте краткое сообщение 5 7 о государственном бюджете
  •   

  • Транспортное сообщение с арменией
  •   

  • Московская архитектурная школа сообщение
  •   

  • Можно ли опубликовать на форуме личное сообщение
  •   

  • Тэффи сообщение о происхождении псевдонимов на основе рассказа тэффи

«Сказка в музыке»

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других — добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает — музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: »Алёнушка»,»Богатыри»… А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: — Бабу — Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д. Обратимся же конкретно, к какому — нибудь образу, например — Бабе — Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется «Баба — Яга». В этой пьесе изображается ворчливая Баба — Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым «колючим» взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы — Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу — Ягу называется «Избушка на курьих ножках», эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие «Картинки с выставки». Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба — Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы — Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы — Яги. А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король — это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе «В пещере горного короля», которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена «Пер Гюнт». Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казаться, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, и создаётся впечатление- как будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки. А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Ну конечно, это же – Черномор, из знаменитой сказки Пушкина «Руслан и Людмила». По сюжету этой сказки была написана опера «Руслан и Людмила» русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая — с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 — ая — это изображение несметных богатств, камней самоцветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в «Золотом петушке» об этом сказал так: «Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства — интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)

(слайд № 5)

(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник — CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия классической музыки»)

Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?

Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

Учитель: Почему песня называется «Волшебный смычок»?

Какой характер музыкального языка песни?

Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)

Можно назвать песню музыкальной сказкой?

(ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).

Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

(На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире много сказок» появляется (слайд № 7), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

Чему учат сказки?

Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Дети: Ответы учащихся.

Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок («Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

Учитель: Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа — «Музыкант — чародей».

(во время слушания сказки, на рабочем слайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация и сведения о композиторе, музыка которого звучит в сказке)

Анализ прослушанного произведения:

Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?

Почему музыка в сказке сделала чудо?

Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?

(слайд № 10)

Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? («Бременские музыканты» Братья Гримм)

Какое место в ней занимает музыка и почему?

Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)

(исполнение песни с инсценировкой)

Итог урока.

Вывод:

Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

Домашнее задание.

1 группа — сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

2 группа — инсценировать эту сказку.

3 группа — подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.

Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение

Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.

( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха “Street prelude”)

Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться, 
Чего её беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!


Роль музыкальной сказки в познавательном и творческом развитии ребенка

    Приобщение детей к музыкальному творчеству в нашем детском саду  осуществляется  путем создания музыкальной сказки, что дает возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут. А также умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения — эти качества очень пригодятся ребятам  в дальнейшей  жизни. 

Основной целью создания музыкальной сказки с детьми является  воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя, способного чутко, эмоционально воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение ко всему происходящему.

Задачи:

   поддерживать желание и развивать умение слушать музыку, побуждать говорить о ее  содержании, делиться своими впечатлениями;

  развивать музыкально-двигательное творчество, использовать средства выразительности в музыкальных играх;

  поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании.       

     Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

    Музыкальные сказки  оказывают огромное воспитательное влияние на детей, они способствуют развитию художественного вкуса, певческих  навыков,  вызывают  радостные  эмоции.  Дети  лучше передают   характер   музыки   в   движениях,   у   них   развивается речь, четкость дикции, речевые интонации.

     Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.

     В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением. Определенный настрой способствует пробуждению в слушателях  сопереживания, соучастия, сотворчества.

     Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают происходящие события, борются со злом и всегда готовы прийти на помощь слабому.

      Постановка сказки — это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых — выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.

      Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что значительно облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.

     Сказка усваивается обычно в несколько этапов. На первом этапе нужно выразительно прочитать сказку детям, исполняя по ходу действия имеющиеся песни и музыку. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом. Через некоторое время, примерно через неделю, слушание повторяется. Таким образом, дети слушают сказку 2—3 раза, постепенно усваивая и запоминая ее.

     На втором этапе дети активно включаются в исполнение сказки. Освоение и запоминание текста и музыки может идти двумя путями: можно разучивать со всей группой или подгруппами. Обычно это происходит таким образом. Читается сказка, а дети — по своему желанию или по просьбе воспитателя — говорят слова и поют песню того или иного персонажа. Песни, которые встречаются в сказке, можно также выучить со всеми детьми, а затем для исполнения выделить тех, кому это лучше удается.

       На третьем этапе дети усваивают текст сказки и мелодии песен и начинают исполнять их в игре. При разучивании сказки в игре не следует навязывать детям зафиксированных движений, позы, не надо давать готового образца. Необходимо поощрять самостоятельное выявление детьми образа, их творческие находки.

    Если дети затрудняются изобразить тот или иной персонаж, можно напомнить его характерные особенности (например, зайчик пугливый, осторожный, прыгает, оглядывается; медведь косолапый, неуклюжий; петух ходит высоко поднимая ноги, горделиво держит голову и т. д.).

     Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и возникает необходимость изменить обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации. В работу включается ассоциативное мышление. Как создать сказочный поезд? Как сделать дом для трех поросят? Обычный стол превращается в избушку на курьих ножках, голубые ленточки – в озеро, гимнастические обручи – лужи на асфальте. Но самое главное в сказке это все-таки сказочный персонаж.

    Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Зато есть большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т.д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик и ты античная статуя.

       Музыка может быть фоном, на котором развивается действие, музыка помогает войти в нужное эмоциональное состояние, музыка сопровождает все ритмические действия от простейшей игры до сюжетного постановочного танца и, конечно же, музыка помогает ярче представить сказочные персонажи.

       Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Красная Шапочка без песен? Или какие восточные гости без танца? Как обойдутся стражники без бравой песни и веселого марша? Как Золушка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

      Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаи-модействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.

    Чтение текста сказки можно поручить воспитателю или кому-нибудь из детей, кто обладает хорошей памятью и может четко и выразительно прочесть текст. Когда сказка усвоена, участники показывают ее всем детям своей и других групп. Если сказка не включена в праздник, она дается как самостоятельное представление.

     Можно организовать приход на этот спектакль как посещение театра. Дети берут в кассе билеты, контролеры проверяют билеты, указывают места, куда сесть, и после третьего звонка начинается исполнение сказки. Желательно для углубления и закрепления впечатлений посмотреть спустя некоторое время эту сказку еще раз с теми же или (еще лучше) с другими исполнителями.

Музыка в аудиокнигах

Разбираемся, нужно ли аудиокниге музыкальное оформление, и каким оно должно быть, чтобы не вызывать претензии слушателей и авторов композиций.

Споры на этот счёт не прекращаются и среди чтецов, и среди потребителей их продукции.

Одни говорят, что музыка помогает прочувствовать атмосферу произведения, позволяет обозначить сюжетные повороты — например, если действие переносится из одного времени или места в другое, она станет своеобразным «якорем».

Другие отвечают: читатель, если захочет, сам может включить музыку фоном. А в аудиокниге она способна помешать пониманию текста, и вообще — сбить с настроения повествования, ведь «подходящее сопровождение» — понятие субъективное. И это действительно так.

Но ведь диктор на то и диктор, чтобы не просто озвучивать буквы, он не функция, не «говорящая голова», а творец. Иначе можно было бы загружать текст в генератор речи. Чтец вкладывает в книгу себя, своё видение, эмоции. И если считает, что музыкальное оформление необходимо — имеет на это право.

Однако есть несколько общих рекомендаций:

  • Кит на дереве — согласитесь, странно? Ведь всему своё место. Так и музыка должна соответствовать тексту. То есть герой не должен умирать под жизнерадостную мелодию. А объяснения в любви происходить под хеви-метал (хотя, иногда могут быть исключения, вдруг герои по тексту ярые фанаты рока). Музыка должна подходить по логике или оттенять описываемые события;

  • Аудиокнигу включают, чтобы услышать литературное произведение, а не музыкальное. Поэтому звуковое оформление должно не мешать воспринимать голос чтеца, как минимум, не быть слишком громким;

  • Больше — не значит лучше, в случае с музыкальным сопровождением аудиокниги это правило точно работает. На форумах слушатели жалуются, что постоянно звучащая фоновая мелодия утомляет. А то и вовсе вызывает впечатление, что это не книга, а запись для медитации или аутотренинга. Поэтому важно не переборщить. К примеру, не надо добавлять музыку и в начало, и в конец главы — лучше выбрать что-то одно.

  • Пиратство уже не в моде — это во-первых. Чтецы, как авторы контента, это убеждение, наверняка, поддерживают всей душой. Во-вторых, нелегальное использование музыки в оформлении аудиокниг может привести к проблемам с законом — её владельцев защищает Гражданский кодекс и Закон об авторском праве.

  • При этом важно понимать, что не всё купленное автоматически становится легальным. То есть скаченную по подписке на каком-то сервисе песню вставлять в произведение так же нельзя — ведь там предполагалось прослушивание, а не использование в таком ключе.

Чтобы задействовать звуковые материалы на законных основаниях, можно договориться с автором лично, но это может быть сложно/долго/дорого.

В помощь дикторам существуют специальные сайты с подборками музыки для оформления. Даже в таком случае следует внимательно изучить условия. К примеру, может быть ограничен срок использования — годом, пятью и так далее. Чтобы не пришлось изымать произведение по окончании срока, этот момент нужно учесть. Или музыка может предоставляться по лицензии CC BY, которая предполагает, что чтец должен обязательно прислать не только готовую аудиокнигу, но и ссылку на трек и имя его автора — это нужно не забыть сделать.

  • В помощь чтецам составили список сайтов, где можно подобрать музыку для аудиокниги:

Можно найти большое количество паблика, настроив в фильтре раздел «public domain», указан тип лицензии нам нужны:
«public domain»
СС-BY
CC-BY-SA
есть и остальные, но они нам не нужны

Библиотека, в которой можно общаться напрямую с авторами музыки со всего мира, для этого нужно войти через FB, выбрать понравившуюся музыку и договориться с автором о ее использовании, но это может быть долго и тяжко, зато есть очень качественная музыка: soundcloud.com/bi-s-n-3/sets/chilloutwithme

У каждого трека есть лицензия, она указана, в разделе Royalty-free music, при попытке скачать аудио, появляется всплывающее окно, где ещё раз указано, как использовать и при каких условиях. в таком случае, авторство должно быть указано и прислано нам

Англоязычный сайт, очень много отличной музыки, очень много оговорок.
Нужно следить за тем, чтобы в nbsp;лицензии было прописано, что музыку МОЖНО использовать в коммерческих целях. К каждому аудиоматериалу прилагается его собственное удобочитаемое резюме с информацией о лицензии и прочей информацией. Можно общаться с автором.

Музыкальные вставки (эффекты), все бесплатные

Требуют ссылку на сайт, но в остальном в правилах написано, что музыка свободна.
При использовании этого ресурса необходимо сообщить нам в письме и дать ссылку на облако.

только подписка для особо интересующихся :)

Требуют ссылку на сайт, и автора музыки, но в остальном в правилах написано, что музыка свободна, при использовании этого ресурса необходимо указать на это в письме с ссылкой на облако

Личная страничка автора, где он предоставляет свою музыку бесплатно при условии, что укажут его авторство и почту, а без указания авторства нужно платить 30 $

Паблик — джаз, блюз, классика, поп — все, начиная с начала 20 века

Большинство эффектов платные, но есть раздел с бесплатными, их мало, но они тоже очень интересные, для того, чтобы перейти в раздел, нужно нажать „звуковые эффекты“, выбрать нужный, нажать галку public domain

На этом русскоязычном сайте собраны независимые интернет-лейблы, распространяющие свою музыку бесплатно по лицензии Creative Commons. Перед скачиванием композиции нужно проверить, разрешена ли композиция для использования в коммерческих целях. Еще создатели площадки рекомендует непосредственно связаться с нет-лейблом, музыку которого вы планируете использовать.

Бесплатная музыка для коммерческих проектов и музыка для видеоигр. Все треки имеют лицензию Сreative Сommons, но перед скачиванием проверьте тип лицензии СС и не забудьте сослаться на автора композиции

Среди предлагаемых лицензий есть разные варианты Creative Commons. Например, BY-ND 4.0, которая дает использовать треки в любых проектах (даже коммерческих), но запрещает модификацию. Имеется и более свободный вариант — BY-SA 4.0. Нужно внимательно смотреть типа лицензии под интересующим треком, так как многие запрещены для коммерческого использования.

есть разные виды лицензий

Треки разрешено использовать в коммерческих целях, но обязательно указание авторства.

Все работы на сайте — результат труда музыканты Шейна Айверса (Shane Ivers). Все композиции можно скачивать бесплатно, но есть обязательное требование — подписать автора. На странице с треками имеются описания и подсказки, для каких целей они лучше всего подойдут. Например, композиция Corrupted предлагает сумбурное сочетание электронных звуков, шорохов и скрипов. Это создает у слушателя внутреннее напряжение, что пригодится в хоррор-история. Есть функция подписки на новые релизы.

Это частная коллекция композиций. Ее автор — австралийский композитор Скотт Бакли (Scott Buckley). Есть специальная форма, как надо указывать автора: [Музыка] или [Дополнительная музыка] или [Название дорожки] Скотта Бакли — www.scottbuckley.com.au

Бесплатные аудиоэффекты, уточнений по поводу коммерческого использования нет, нужно уточнять по факту.

Звуковые эффекты, лицензия прилагается к каждому треку, администрация утверждает, что все подтверждено и бесплатно

Множество бесплатных аудиоэффектов, необходимо ознакомиться с лицензией www.soundeffectsplus.com/content/license/ написано, что использование в любых целях, в том числе и коммерческих возможно, но в одном из пунктов оговорка про использование музыки в медиа-шаблонах

Была ли данная статья полезна для Вас?

Читайте также:

  • Роль женских образов в романе гончарова обломов сочинение 10 класс 350 слов
  • Роза и жаба читать полностью 4 класс сказка
  • Рокочущая вдали как пишется
  • Роль мужчины в обществе сочинение
  • Роль женских образов в романе гончарова обломов сочинение 10 класс 250 слов