Роль музыки в рассказе старый повар

%d0%bc

Сюжет

На окраине Вены умирал старый повар — Иоганн Мейер. Несколько лет назад он ослеп от жара печей. Предчувствуя  близость смерти , он захотел исповедоваться, но не любил священников. Поэтому он попросил дочь Марию пригласить первого встречного, чтобы исповедоваться ему.

Мария пригласила молодого человека, который согласился выслушать старика. Старик сказал ему, что всю жизнь работал  и  ему некогда было грешить. Но один грех всё же есть. Когда умирала его  жена  Марта и не было денег на лечение, он украл маленькое золотое блюдо у хозяев, разбил его и на золотые осколки покупал лекарства. Но жена всё равно умерла. Хорошо, что никто не был наказан из слуг за пропажу блюда.

Молодой человек успокоил старика, сказав, что старик невиновен, что это он сделал из-за любви.

Тогда старик сказал, что его последней волей было бы желание снова увидеть жену молодой, их первую встречу. Но он понимал, что это просто невозможно.

Тогда незнакомец сел за клавесин, который был в доме, и стал играть. И старик, слушая музыку, вдруг увидел  солнечный день зимний день в горах, когда он впервые встретил Марту. Его дочь тоже увидела весну, расцветающую яблоню.

Старику захотелось узнать имя человека, который помог уму вспомнить и увидеть пред смертью молодость. Им оказался великий композитор В.А.Моцарт.

Размышления  по  теме: «Музыка. Истинное искусство».

  • Музыка способна творить чудеса. Она помогает пережить трудные минуты  жизни человека, вспомнить всё лучшее, что у него было.
  • Память о прошлом делает человека счастливее: не зря он прожил жизнь, были минуты счастья, любви и радости.
  • Любые оттенки человеческих отношений можно выразить в звуках. Великие музыканты способны создавать творения, которые делают жизнь ярче, насыщеннее, интереснее.
  • Музыка способна передать все оттенки чувств человека, быть созвучной его настроению.
  • Последние минуты жизни старика из рассказа К. Паустовского были счастливыми. Он понял, что прощён за грех, который совершил, украв когда-то золотое блюдо. Вспомнил радостные минуты своей жизни, на несколько мгновений оказался мысленно рядом с любимой Мартой. Он уснул вечным сном успокоенным и счастливым. Это сделала музыка великого композитора — И.В. Моцарта.

Основные проблемы:

  • Огромная роль искусства в жизни человека , его способность  сделать её насыщеннее, ярче, интереснее
  • Сила настоящего искусства, его возможности влиять на душу человека, рождать светлые чувства и эмоции.
  • Возможность музыки воздействовать на душу человека, даря прекрасные мгновения жизни.
  • Музыка как один из сильных по степени воздействия на человека и красивейших видов искусства.

 %d0%bc1

%d0%bc2

%d0%bc3

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна



В данной статье рассматривается проблема формирования мотива, а также использование языковых средств. Дается подробный анализ применения вещественных образов как основных центров передачи темы музыки в произведении писателя. Кроме того, авторами статьи выдвинута идея об антитезе.

Ключевые слова: мотив, языковая плоскость, вещественный образ, трансформация, музыка, игра, клавесин, мир вещей, лингвистическое описание.

The article deals with the problem of forming a motif of a bells letters and language means. Detailed analysis of using real images of work of an author is carried out in the paper. Furthermore, an idea of antithesis is foregrounded by authors of the present article.

Key words: motive, language plat (appearance), real image, transformation, music, game, harpsichord, world of things, linguistic description.

Одним из важных элементов композиции является мотив (о мотивах в художественной литературы подробно см.: 2; 4), который непосредственно связан с идеей, сюжетом произведения. Мотив, используемый автором, может отражать определенный набор понятий: любовь, измена, искусство, расставания. Каждое из них находит свое отображение либо в вещественно-предметной составляющей произведения, либо в одушевленных символических образах.

В произведениях К.Паустовского часто на первый план выходят предметы обихода, которые непосредственно связаны с бытом и жизнью действующих лиц. В таких рассказах как «Бритва», «Ледостав», писатель создает мотивы их отражения посредством реализации материального включения вещественных образов (см.: 7). Такая система использования позволяет писателю представлять мотивационные процессы, как реализацию и через предмет авторских идей.

Для писателя характерно гуманистическое восприятие картины мира, поэтому в каждом рассказе идея подвига, дара, вечной любви проходит сквозь концентрации внимания на определенном предмете, который впоследствии становится и трансформируется в мотив, при этом личное пространство персонажей заполняется и видоизменяется посредством переноса мотива в языковую плоскость. Сам писатель в произведении «Далекие годы» размышлял: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия [о мотивах музыки в литературе см.: 1; 3].

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» [5, 24]. Реализация и отношения в этой системе координат человек — вещь — мотив, находится в лингвистической плоскости, которая непосредственно облекает мотивы с помощью набора определенных языковых средств. Как пишет исследователь творчества Паустовского О.Заикина: «Язык Паустовского можно поистине назвать «алмазным» [5, 24.]. Их использование, на наш взгляд, является трансформацией идей, заложенных писателем в свои произведения, которые являются главенствующим: любовь, жертвенность («Золотая роза»), дар («Бритва»), память («Кордон «273»).

У К.Паустовского в рассказе “Старый повар” таким мотивом выступает слово «музыка». Оно проходит через всю канву произведения, и имеет своё предметно-вещественное воплощение. Само это понятие находит зеркальное отображение в музыкальном инструменте клавесин. Он концентрирует внимание на музыкальности рассказа, который участвует во всех событиях, которые происходят внутри повествования.

Паустовский намеренно ставит его в центр повествования, чтобы передать атмосферу значимости музыкального искусства для действующих лиц произведения: «Все убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии. Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом» ([6, 244].

Данный отрывок указывает и подчеркивает важность той роли, которую писатель отводит вещественному предмету.

Само это выделение вещественного образа, который получает номинацию перифраза «сторож своего дома» свидетельствует о его доминирующей роли этого предмета в рассказе. Во время игры незнакомца на клавесине, он начинает отображать память Иоаганна Мейера от прошлой жизни, об утраченном рае: «Я вижу, сударь! Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн» (6, 246).

Такая передача воспоминаний о прошлой жизни героя через музыкальное сопровождение свидетельствует о том, что клавесин как стержневой вещественный образ придаёт музыкальной составляющей произведения символическое значение, этот предмет заставляет героя пройти через очищение, и в таком одухотворенном виде предстать перед Богом, его лингвистическая номинация как «сторож дома» предполагает включение в другие изобразительные средства, в этот центральный вещественный образ. Как правило, это реакция на продвижение музыкального начала в рассказе через игру незнакомца. При этом от этой игры происходит выстраивание контрастирующего мотивационного ряда: необыкновенная бледность — язычок свечи.

Эта антитеза предсмертного часа и надежды на прощение и очищение главного героя, как связующая нить Ариадны, проходит через последние часы жизни, она начинает своё действие после игры на клавесине. Клавесин становится последним звуковым образом, после остановки которого наступает смерть. Он спутник и единственное богатство дочери главного действующего лица, передаёт основной мотив рассказа — спасение через музыку. Сама атрибуция клавесина предполагает воспроизведение в нем следующих сопутствующих лексических единиц: волшебство, воспоминания, превращение его в «живой организм». Использование клавесина посредством олицетворения и включение его в текст рассказа как самостоятельной единицы повествования при помощи автора и персонажа, добавляет и приближает действующих лиц и читателей к пониманию музыкального, которое затем реализуется в знание, сохраненное в памяти героя.

Конструирование реальности через мир вещей и передача определенных зашифрованных понятий представляет собой возможность открыть ключи к разграничению или объединению мотива музыки, как доминанту в структуре произведения Паустовского. Кроме того, автор использует в качестве антитезы клавесина маленькое золотое блюдо, этот цвет является любимым при создании цветовой картины мира («Золотая роза», «Золотой лунь»), поэтому использование его в качестве контрастирующего звена, вполне оправдано: «..Я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал» [6, 245].

Золотое блюдо становится источником бед, несчастий в семье, а также происходит выстраивание противопоставления клавесин — золотое блюдо, которые передают и отражают следующие понятия: богатство — бедность, очищение — грех.

Завершает открытие музыкального начала незнакомец, который оказался знаменитым музыкантом Моцартом. Такое использование знаковых имён в своих произведениях весьма характерно для стиля автора.

При вычленении клавесина, в качестве основного носителя музыкальности произведения, писатель старается придать ему голос посредством сравнений, сделать его самостоятельной единицей повествования, при этом указывая на то, что обработкой этой музыкальной ткани произведения выступает человек: «Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов» [6, 247].

Обрисовка клавесина и усиление его при помощи гипербол и сравнений дает нам право делать вывод о предпочтительности писателя использовать в качестве концептов вещественные образы. С другой стороны, использование концепта клавесин при художественном описании памяти представляет собой важную особенность в творческом методе писателя.

В рассказе К.Паустовского “Старый повар” эта часть выступает в качестве синонима воспоминаний об утраченном рае главного героя. Изображение цветных переливов, которые меняются после очередной игры музыкальной игры клавесина, заставляет старого повара пройти путь очищения: «Неужели вы не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой…. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается шар» [6, 246].

Такая концентрация эпитетов, которые поддерживают и направляют его на включение пространства памяти, которое становится возможным лишь благодаря музыкальному сопровождению. Эта цветовая техника, основанная на преобладании синего цвета, который явно контрастирует с чёрным, заменяет другой цвет — золотой. В игре незнакомца, Паустовский через колоротивные переходы отторгает один цвет, но вместо него путем музыкального звучания выводит на сцену белый как символ очищения и надежды. Данное использование музыкального мотива в роли доминирующего начала в рассказе К.Паустовского «Старый повар» предполагает наличие лингвистического компонента. Преобладание перифразов, гипербол, сравнений представляет собой лингвистическое описание мотива музыки.

Такое использование языковых средств, представляет наличие разных речевых ситуаций, многие из которых представляют дифференцированные вариации образа клавесина, как носителя музыки, выполнявшего функцию распространения определенных ценностных взглядов и ориентиров писателя.

Если посмотреть на вещественный образ клавесина, то для каждого персонажа он различен, для Марты — единственное богатство, старый повар называет его «сторожем своего дома», для таинственного незнакомца — инструмент, позволивший ему показать жизнь героя, вычленяя его утраченное прошлое и продлевая последние часы его настоящего.

Эта разнонаправленность предмета говорит о том, что знание и информация о нём опечатываются в личности в зависимости от восприятия назначения мотива и его функции.

Впечатления от идеи преобладания музыкальной составляющей текста, усиливаются благодаря звучанию и отражении песни, в языковом аспекте писатель использует гиперболы «пел, будто не он, а сотни ликующих голосов» или «быстрый звон рассыпался по сторожке».

Такое нарастание звучания отображает эмоциональное состояние главного действующего лица. Точно такой эффект наблюдается и у Моцарта, когда после окончания игры он оказывается заколдованным собственной музыкой.

Это расширение пространства музыки, которое затем плавно перетекает в очищение и духовное преображения персонажа, делает музыкальный мотив преобладающим при определении ценностных ориентиров произведения.

Эти вариации посредством использования языковых средств (эпитетов, перифраз) создают разную картину видения одного и того же предмета. При этом внимание к происходящим действиям в рассказе проходит через поведение. Клавесин концентрирует внимание на себе и через музыкальную игру выставляет разные поведенческие модели для персонажей и их портретную обработку. Другим интересным моментом является использование имени Моцарта, который посредством игры провел исповедь и очищение персонажа перед смертью. Моцарт, посредством игры на клавесине, открывает действующим лицам знания о музыке.

Создавая образ незнакомца, Паустовский неслучайно выбрал Моцарта, автор тем самым усилил музыкальное начало над земным. Он подчеркивает единичность этого концепта, который проходит вместе с героем весь его земной путь от начала и до конца. Это проявление гуманистического начала, конструирование которого проходит сквозь музыку. Человеческое отношение и сохранение ценности личности выступает основным элементом в поэтике произведений Паустовского.

При этом носителями творческого начала выступает клавесин и Моцарт. Сам этот вещественно-предметный образ является полифункциональным средством отражения мотива и действительности. Человек и вещь, его отношение к ней, их игра, которая создает новую реальность, зеркальное отражение утраченного счастья — все эти проблемы подняты автором, но их реализация лежит и находит отражение в языке. Превалирование гуманистического и ценностного начала в произведении представляет важный элемент при изучении творческого метода писателя.

Литература:

  1. Борисова А. Б. Мотивы тишины и музыки в рассказе А. Платонова «Невозможное» // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 402. С. 5–9.
  2. Виноградов Б. С., Туниманов В. А. Кавказские мотивы в «Записках из Мертвого дома» Ф. М. Достоевского // Изв. Чечено-ингушского НИИ ист., яз. и лит-ы. 1972. Т. 6, вып. 3. С. 130–148.
  3. Гевер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов. М.: ИНДРИК, 2001.
  4. Гиголов М. Г. Лермонтовские мотивы в творчестве Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Л.: Наука, 1985. Вып. 6. С. 64–73.
  5. Заикина О. Материалы конференции. Слово в контексте современного языка. Диалог культур. Волгоградский филиал НОУ ВПО «Институт профессиональных инноваций» С.124. 2015 г. С 24.
  6. Паустовский К. Г. Собрание сочинений: В 9 т. — М.: Худож.лит., 1980. — 623 с.
  7. Серафимова В. Образ музыки в романе// «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М.: ИМЛИ РАН, 1999. Вып. 3. С. 273–276.

Основные термины (генерируются автоматически): клавесин, использование языковых средств, мотив, рассказ, вещественный образ, главное действующее лицо, главный герой, единственное богатство, Золотая роза, золотое блюдо.

                                                                                                                                   1

Элементы технологии  развития критического мышления

на   уроке  литературы в 7 классе

Тема  урока:  «Волшебная сила музыки» (по рассказу К. Г. Паустовского «Старый  повар»).

Цели  урока:  выяснить, какова роль музыки в жизни людей; на основе произведения  Паустовского показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание учащихся на то, как литература и музыка могут взаимообогащать и дополнять друг друга.

Задачи  урока:  развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию творческих способностей, читательской наблюдательности и воображения; формировать у учащихся интерес к классической музыке.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация к уроку, тексты с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями

В. А. Моцарта.

                                                                Ход  урока:

I. Вступительное слово учителя.   Краткое сообщение об авторе.

2-ой слайд. Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.

3-ий слайд. Произведения автора – это рассказы, очерки, путевые заметки, зарисовки, литературные портреты. Недавно мы прочитали рассказ «Корзина с еловыми шишками» и сегодня  продолжим знакомство с творчеством писателя.

4-ый слайд. Изображение природы Мещёрского края занимает в творчестве писателя особое место.

II. Работа с художественным текстом.  В данной части урока реализуется схема «вызов – осмысление – размышление». Алгоритм работы следующий:

     —чтение текста от «остановки до остановки»;

     —вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

     —ответ-предположение, его обоснование.

На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к восприятию произведения:

    -Был ли в вашей жизни случай, когда, слушая музыку, вы увидели что-то необычное?

5-ый слайд. Изображение старой Вены. Зимний вечер.

Чтение первого отрывка  (до слов «…с тёмного неба падали холодные капли дождя»).

                                                                Первая остановка.

                                                                          1

Какое настроение создаётся в начале рассказа?

(описание сада, дома, старика, собаки)

— Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором  слов «старый», «холодный».

Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

                                                                                                                                                         2

6-ой слайд. Изображение клавесина.

-Клавесин. ( Струнный клавишно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано).

С каким чувством пишет о музыкальном  инструменте Паустовский?

-Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу.

Чтение второго отрывка  (до слов «…я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть в вашей души»).

                                                   Вторая остановка.

                                                                          2

Как меняется настроение рассказа?

-С появлением в сторожке незнакомца эпитеты «молодой», «по-мальчишески», «быстро», «весело» придают повествованию живость, энергию, бодрость. Минорное звучание повествования меняется на мажорное.

Каким человеком в жизни был старик? Что чувствуете вы по отношению к нему?

В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?

Чтение третьего отрывка  (до слов «…Слушайте и смотрите»).

                                                  Третья остановка.

                                                                        3

Как понять слова «быстрый звон рассыпался по сторожке»?

Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви?

-Цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности  раздобыть денег на лекарства у старого повара не было.

Что можете добавить к характеристике старика?

В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?

-Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену.

7-ой слайд. На экране – изображение весеннего сада, девушек с кувшинами.

                                                                                                                                                         3

На фоне музыки  (В. А. Моцарт  Концерт № 4 для клавесина с оркестром, ч.2) читаю

четвёртый отрывок  (до слов «…имя. Имя!»).

8-ой слайд. На экране – ветка яблони с крупными цветами.

                                               Четвёртая остановка.

                                                                     4

Что меняется вокруг? Как звучит клавесин?

-Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой.

Что вернуло старику утраченное счастье?

-Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

-Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую» картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера. Сила музыки – в необычайном эмоциональном воздействии на человека.

Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?

9-ый слайд. Портрет В. А. Моцарта.

Чтение заключительной части текста.

10-ый слайд.  На экране —  сад, засыпанный цветами мокрого снега.

                                                  Пятая остановка.

                                                                  5

Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?

-Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение.

Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего?

                                                                                                                                                         4

-Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка. Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.

 Моцарт импровизировал  или играл одно из своих написанных произведений?

Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта?

-Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.

11-ый слайд.  Памятник Моцарту.

Дополнительные сведения о композиторе.

(Моцарт обладал феноменальными способностями: абсолютным слухом и музыкальной памятью. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине, а в возрасте 5 лет уже сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь (35 лет) написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии»).

Как назвал Паустовский свой рассказ?

12-ый слайд. Название произведения.

13-ый слайд. Эпиграф к рассказу (слова французской писательницы Анны Сталь).

Что сближает рассказы Паустовского «Старый повар» и «Корзина с еловыми шишками»?

-В этих рассказах речь идёт о музыке, способной влиять на жизнь человека, изменять её, вызывать глубокие чувства, переживания, преодолевать время и пространство. В центре каждого рассказа – образ великого композитора, наделённого душевной щедростью, отдающего людям свой талант, приносящего им радость.

Что делает финал рассказа оптимистичным?    (Заря разгорается).

14-ый слайд.  На экране – стихотворение. Читаю его на фоне звучащей музыки (В. А. Моцарт Фантазия ре-минор, ч.1).

 Прислушайтесь: она звучит везде!

Слепой прозреет и глухой услышит,

Когда всей грудью музыка задышит

И вынесет бескрылого к звезде;

Когда вдруг всхлипнет и забьёт ключом,

Снег превратит в танцующее пламя,

Разбитыми заплачет хрусталями,

Созвучий острым полоснёт лучом:

По деревянным креслам пробежит –

И почки вмиг проклюнутся из кресел,

А горизонт пусть весел, пусть невесел –

Заглянет в очи и заворожит.

                                                                                                                                                         5

Вывод. Как музыка помогает человеку?

-Успокаивает, вдохновляет, радует, исцеляет, заставляет задуматься, очищает сердце, показывает все движения нашей души, говорит на языке ангелов. Пробуждает в нас ясность духа, и всё в мире нам представляется естественным, истинным и добрым. Подобно волшебным семенам, пускают в нас звуки свои корни. Как описать то могущество, которое, словно зажигательное стекло, соединяет всю силу многочисленных лучей в одной точке? Музыка пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру. Она внушает терпимость к нашим злейшим врагам.

III. Рефлексия.

Предлагаю составить синквейн по теме теме урока.

                        Синквейны, составленные учащимися на уроке:

                                                        Музыка

                                                Светлая, великая

                                     Молодит, манит, успокаивает

                              Музыка облагораживает душу человека.

                                                          Сила

                                         (Коренькова   Анастасия)              

                                                      Незнакомец

                                       Таинственный, бескорыстный

                                      Сопереживает, лечит, помогает

                                   Незнакомец может исцелить душу.

                                                       Спаситель

                                            (Антонова    Виктория)

                                                       Музыка

                                               Тихая, душевная

                               Возрождает, воодушевляет, успокаивает

                                Музыка властвует над пространством.

                                                         Жизнь

                                              (Федотенко Надежда)

IV. Домашнее задание.

1.Напишите сочинение-эссе на тему по выбору:

  • Гимн музыке.
  • Роль музыки в жизни людей.
  • Почему музыку понимают все люди земли без перевода?

2.Напишите небольшой рассказ о том, как сложится дальше жизнь Марии.

3. Напишите сказку о стране, которой правила музыка.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


6

Какую роль в рассказе «старый повар» играет музыка? (паустовский)

1 ответ:



0



0

Ответ:

Один из главных героев рассказа «Старый повар» – великий музыкант В. А. Моцарт. Однажды на окраине Вены в старом ветхом доме умирал повар, который всю свою жизнь проработал в графском имении. Чувствуя, что конец близок, он попросил свою восемнадцатилетнюю дочь позвать в дом первого встретившегося незнакомца с улицы. Он не любил священников, но ему необходимо было исповедаться перед смертью. Этим незнакомцем по воле случая стал молодой австрийский музыкант.

Под влиянием музыки он накануне смерти получает счастье, которого был лишён всю жизнь.

В данном произведении музыка играет главную роль, именно она помогает понять и постичь тайны бытия: радость, слёзы, смерть и счастье.

И Моцарт, и старый повар перед своей смертью получили наслаждение: старый повар в том, что вновь увидел свою жену Марту и весенний сад; а Моцарт – в том, что получил возможность создать одно из самых лучших своих произведений, которому нет аналога во всём мире. И после испытанного счастья и Моцарт, и старый повар обрели душевный покой.

Читайте также

Тищенко. Балет «Ярославна» «Стон Русской земли»- тип хора — Мужской хор

Весёлой энергичной позитивной шустрой

Кони мчатся по буграм 
Топчут снег глубокой…
<span>Вот, в сторонке божий храм </span>
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
<span>Воздымая гривы…</span>

Одна из вечных тем музыки это тема любви. В разные промежутки времени человек сталкивается с этим волшебным чувством и за всю жизнь не единожды. А человеку близка та музыка которая отображается состояние его души. Нет лучше чувства чем чувство нужности кому-то, окрыленности. И когда человек влюблен ему хочется «кричать» об этом на весь мир. Вот и песни звучат из всех «утюгов» о любви о отношениях, очень часто за основу песен берется тема несчастной-проблемной любови или отношений в никуда, что тоже приветствуется слушателями, так как на протяжении всей жизни мы сталкиваемся даже и с таким не очень приятным событием, в котором тоже есть всегда какие то приятные воспоминания и вот сидим и слушаем песню о чужих проблемах, вспоминая свои какие то моменты из жизни и подпевая.

4: Богатырская, Царская невеста, Млада, Князь Игорь.

«Музыка в литературе. Рассказ К.
Паустовского «Старый повар»»

Задачи:

Воспитательная:

  • Прививать любовь к классической музыке: А. П.
    Бородин»Квартет №2″, и В. А. Моцарт «Фантазия
    ре-минор»
  • На музыкальном материале урока раскрыть
    великое значение музыки в жизни человека.
  • Через музыку прививать внимательное,
    выразительное чтение литературных произведений,
    находить связь, между литературой и музыкой,
    слышать музыку в рассказах.

Образовательная:

  • Знакомство с рассказом К. Паустовского «Старый
    повар» и музыкой В. А. Моцарта «Фантазия
    ре-минор»
  • Новые сведения об А. П. Бородине — композитор,
    химик, врач.
  • Обобщение знаний о Бородине.

Развивающая:

  • развитие слуховых навыков.
  • Развитие музыкальной памяти: Бородин «Квартет
    №2», Моцарт «Фантазия ре-минор»
  • Развитие мышления о музыке.
  • развитие вокально-хоровых навыков.

Музыкальный ряд:

  • «Квартет №2» А. П. Бородина
  • «Волшебный смычок» Н. Н. П.
  • «Фантазия ре-минор» Моцарт.

Видеоряд: «Маленькие
трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» фр.

Оформление:

  • портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
  • свеча.
  • рассказ «Старый повар»

Эпиграф: «Я хотел бы, что бы моя
музыка, приносила людям подпору и утешение».
(П.
И. Чайковский)

 ХОД УРОКА

Вход: «Квартет №2» Бородина

У. — Вспомните произведение? композитора?
Исполнителя?

Д. — Бородин, фр. из «Квартета №2» в исполнении
струнных инструментов.

У. — Что означает слово Квартет? (соло, дует,
трио)?

У. — вспомните классический состав квартета?

У. — Что означает камерная музыка?

Д. — «Комнатная», (написанная и исполнена
небольшим составом музыкантов в небольших
концертных залах. )

У. — С каким литературным произведением мы
сравнивали музыку Квартета Бородина?

Д.- «Квартет» И. А. Крылова.

У. — И в басне И. Крылова и в «Квартете»
Бородина, один и тот же состав инструментов,
количество исполнителей.

В чем отличие музыки квартетов?

Д. — У горе — музыкантов Крылова не получилось
музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.

У Бородина — красивая, мелодичная, песенная,
женская, похожая на человеческий голос.

У. — Что ответил соловей горе — музыкантам?

Д. — «Что б музыкантом быть, так, надобно
уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в
музыканты не годитесь».

У. — Каким умением обладал Бородин?

Д. — Композитор-любитель, открыл кислоты для
фармакологии, организатор и преподаватель 1-х
медицинских женских курсов,

Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал
профессиональным композитором.

Давайте последуем совету соловья и продолжим
знакомство с песней: «Волшебный смычок».

«Волшебный смычок»— разучивание, исполнение.

  • повторение 1-го куплета в медленном темпе.
  • разделение 3-й фразы на 2 голоса.
  • работа над характером 2-го куплета, (зависть —
    тревога, волнение)
  • текстовая работа над 3-м куплетом.

У. — Решится обменять свою скрипку старый
скрипач на амбар хлеба?

Д. — Нет, потому что музыка нужна не скрипачу
одному, а народу.

Правильно: Назначение музыки и музыкантов
дарить радость людям.

Музыка необходима человеку также. Как пища и
кров!

Вывод: Появилась бы Норвежская песня,
Грузинская сказка «Чонгурист», басня Крылова
«Квартет», если бы не было музыки?

— Нет. Вот видите, как музыка обогащает
литературу!

Но не только в названных литературных жанрах
звучит музыка. Существует много рассказов где
музыке отводится главная роль.

  • «Крейцерова» соната Л. Толстой — Л. Бетховен.
  • «Косцы» И. Тургенев — Р. Н. П.
  • «Слепой музыкант» Короленко — У. Н. П.
  • «Тапер» Куприн — озвучивание немого кино.
  • Или «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
  • «Моцарт и Сальери» — Фр. спектакля (видео)

У. — О чем рассказал вам этот фрагмент?

— Почему Моцарт рад фальшивому исполнению
своей музыки уличного скрипача?

Д. — Скрипач — народ, Моцарт рад, что его музыку
играет «Народ».

  • Всенародная любовь — высшая хвала — награда
    композитору!
  • Но самым музыкальным писателем считают К.
    Паустовского
  • «Корзина с еловыми шишками»—музыка Э. Грига.
  • «Струна»———- П. И. Чайковского.
  • «Верди»——— Д. Верди.

А мы послушаем с вами рассказ «Старый повар»

«Старый повар» — рассказ в записи — слушание.

«Фантазия ре-минор» —- -слушание.

::имя?—-Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)

«Я хотел бы всеми силами своей души, что бы
увеличивалось число людей любящих мою музыку и
находивших в ней утешение и подпору» П. И.
Чайковский.

У. — Не правда ли, слова Чайковского созвучны с
рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой
В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был
любимым композитором П.И. Чайковского.

Вывод: На уроке мы познакомились с
рассказом К. Паустовского «Старый повар» где
как утешение и подпора звучала музыка великого
Вольфганга Амадея Моцарта «Фантазия ре-минор».
И мы, который раз убедились, насколько музыка
вдохновляет литературу, и рождаются все новые и
новые произведения.

Музыка в рассказе К. Паустовского
«Старый повар»
Цели:
— формирование у учащихся умения следить за развитием
образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К.
Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. – Моцарта;
— активизация эмоционального отклика на музыку, развитие
творческих способностей;
— воспитание эмоциональной отзывчивости, умения
сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
— сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной
деятельности;
— подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний;
— ознакомление с новым материалом;
— осмысление и закрепление связей и отношений в объектах
изучения;
— подведение итогов урока.
Оборудование: портреты В.- А. Моцарта, К. Паустовского,
раздаточный материал, проигрыватель, фонохрестоматия,
доска, мел.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения
другому.
Дети выполняют.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в
классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми
впечатлениями и открытиями.
II. Подготовка к изучению нового материала через
повторение и актуализацию опорных знаний.
— Верите ли вы счастье?
— А что такое, по-вашему, счастье?
— Приведите примеры посетившего вас чувства счастья?
— А для меня будет счастьем спеть любимую песню. Вы любите
песни? Любите петь? Я предлагаю исполнить первый куплет
песни «Иногда» из репертуара Алсу.
-Знаете, ребята, я вас тоже давно ищу, чтобы с вами быть
счастливой. Видеть ваши умные глаза и добрые лица. Для меня
это тоже счастье.
III. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация
учебной деятельности.
Учитель зачитывает эпиграф.
А ведь: Каждый счастье понимает по­своему.
У каждого оно своё. Но есть вещи,
Которые вызывают подъем и чувство счастья.
­Какие?
­Ну, хотя бы музыка. Или картины…
К. Паустовский «Фенино счастье»
­ Чьи это слова? А кто такой К. Паустовский? (Писатель) 
 ­ Какие слова являются главными в эпиграфе? (счастье, музыка 
вывешиваются на доске). Мы к ним еще вернемся в конце урока.
 Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в рассказах». К. Паустовского 
называют «музыкальным писателем». Почему? (Потому что музыка часто 
звучит в его рассказах).
­ Мы послушаем отрывок из рассказа «Старый повар». А вы, послушав его, 
ответьте на вопрос: «Можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?»
(Прослушивание записи. После прослушивания)
­ Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье? 
1. Ознакомление с новым материалом.
(Ответы детей)
Учитель. Вот краткое изложение рассказа «Старый повар» К.
Паустовского.
«Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии)
в маленьком
деревянном доме умирал слепой старик – бывший повар графини
Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать,
хромые скамейки,
грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и,
наконец, клавесин –
единственное богатство жившей вместе с поваром его 18летней
дочери Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую
рубаху, старик
сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне
нужно перед
смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного
зайти в наш дом,
чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на
улице. Долго
она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с
ней в комнату
вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-
мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик,
быстро придвинул к кровати
табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо
умирающему. «Говорите! – сказал он. – Может, властью, данной
мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние
минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда—
то, когда его
жена Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие
лекарства и приказал
кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим
красным вином, он
украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил
его на куски и
продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от
дочери: я научил
ее не трогать ни пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей
Марте, разве я
мог бы украсть!». «То, что вы совершили, не есть грех и не
является кражей, –
сказал незнакомец, – а наоборот, может быть зачтено вам как
подвиг любви. А
теперь скажите мне вашу последнюю волю».
«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» – «Я сделаю
это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и
громко сказал: «Я
хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в
молодости.
Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это
невозможно, сударь.
Не сердитесь на меня за глупые слова».
«Хорошо, – сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и
сел перед ним
на табурет. – Хорошо, – повторил он, – Слушайте и смотрите». И
он заиграл.
Незнакомец перестал играть. Он сидел перед клавесином, не
двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария
вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик
сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад,
но я не хотел бы умереть, не узнав… имя. Имя!»
-«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», – ответил незнакомец.
2. Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
— Каких героев Вы запомнили из этого произведения? Какую
роль сыграла музыка в рассказе?
— А можно ли её назвать главным героем?
— Я Вас попрошу ещё раз мысленно вспомнить музыку.
Закроем глаза, попробуем увидеть, услышать, почувствовать
образ счастья.
— А помогает ли музыка быть счастливым?
(Ответы детей)
— Мы сейчас это проверим, выполнив задание по группам.
Задание 1 группе:
Дайте название музыкальному произведению, услышанному
в рассказе К. Паустовского «Старый повар».
Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте.
( На обороте предложены варианты: «Мелодия», «Счастье»,
«Фантазия», «Пробуждение чувств». Дети доказывают,
почему выбрали данное название.)
Задание 2 группе:
Задание 3 группе:
Нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке. (Работа
коллективная ).
Среди карт настроений выберите ту, которая соответствует
эмоциональному состоянию повара к услышанному
произведению. Докажи. (На карте настроений предложены: радость, обида, гнев, грусть, удивление, внимание.)

-Музыка помогает стать счастливым?
-Вы любите чудеса? Любите превращения? Я сейчас вместе с
вами превращусь в повара. А какими словами необходимо
совершить превращение? (Крибле, Крабле, Бумс!)
— Встаем, закрываем глаза и говорим заветные слова вслух,
дружно: «Крибле, Крабле, Бумс!». Открыли глаза. Мы с вами в
рассказе «Старый повар».
-Какое желание было у старика?
(«Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил её
в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает
весной»).
Одно-единственное желание было у старика. А у нас есть
возможность загадать ещё одно от имени повара. Нам в этом
помогут. Нам в этом помогут карточки-пожелания «Я очень
хочу».
(Выполняют задания, делятся впечатлениями).
IV. Итог урока:
— Прочитайте ещё раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы
говорили на уроке? А почему Вы так думаете?
— Кто помог увидеть, услышать, почувствовать счастье?
(Паустовский, Моцарт)
— А за что они вас бы похвалили?
— А как бы оценили вашу работу писатель, композитор? От
имени В.- Моцарта, Паустовского.
Рефлексия
У Вас на парте осталось солнышко. Я ещё раз включу «Фантазию» В.­А. 
Моцарта, а вы под её звуки изобразите условно ваше настроение от урока. 
Дорисуйте очертание рта: радость, грусть, безразличие.

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по теме: «Искусство и ремесло». К.Г. Паустовский. «Старый повар».

повар 2

Искусство и ремесло. Эти два понятия могут восприниматься и как противоположные по содержанию, и как близкие. Если создание произведений авторы рассматривают лишь как способ прославиться, добиться материального успеха, то их деятельность – это обычное ремесло, причём низкого качества, утратившее признаки настоящего искусства. А если авторы с годами оттачивают свой талант, доводят его до совершенства, то можно говорить, что своё ремесло, дело, которому они посвятили жизнь, стало истинным искусством.

Об огромном воздействии удивительной музыки известного композитора XVIII века В.А. Моцарта написан рассказ писателя К.Г. Паустовского  «Старый повар». Талантливое произведение мастера способно совершать чудеса, освещать жизнь радостью.

Рассказ словно делится на две части. В первой читатель видит умирающего старого повара, ослепшего когда-то от жара печей. Его тяготит грех, совершённый когда-то – кража золотого блюда у хозяев (ему нужны были деньги на лечение больной жены).Он просит дочь пригласить первого встречного, чтобы исповедоваться, облегчить свои душевные муки перед смертью, так как не любил  священников. Автор сумел передать душевное состояние старика, боль, которую он столько лет носил в своём сердце.

Незнакомец оказался великим композитором. Это был В.А. Моцарт. Его доброта, сочувствие больному не могут не вызвать уважение. Он успокоил старика, назвав его поступок «подвигом любви», пообещал позаботиться о дочери. А главное – он выполнил последнюю волю умирающего. Он стал играть, и музыка помогла старому повару увидеть самые счастливые дни его жизни: их встречу с женой Мартой, цветение яблонь, голубое небо, летящих с юга птиц. Настоящее искусство способно на многое, даже может воплотить в реальность несбыточную мечту.

Истинное искусство подвластно нравственно богатым людям, добрым, сострадающим. Они могут и сами переживать глубокие чувства, и понимать состояние других, а потом отражать это в своих творениях. Настоящие произведения переживают свою эпоху. И сегодня мы восхищаемся музыкой В.А. Моцарта, полной любви к жизни, оптимизма, веры во всё лучшее. Она помогает многое увидеть, услышать и почувствовать в жизни, как это сделал в последние минуты старый повар из рассказа К.Г. Паустовского.

 Пересказ содержания рассказа с цитатами из текста можно найти здесь.

(Материал авторский, публикация на других сайтах и в социальных сетях запрещена по закону РФ 2014года.)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

                          Урок
литературы в 5 классе.

 Тема:  «Чудо музыки в рассказе К.Г.
Паустовского «Старый повар».

Цели: обучение анализу прозаического произведения в единстве его
содержательной  и художественной сторон;

            развитие представлений о литературе и музыке как о видах
искусства, об их роли в жизни человека;

            формирование представления о нравственных ценностях и
духовном мире человека.

Оборудование: портреты К.Г. Паустовского и
Моцарта, проектор, работы детей (рисунки).

                                                  Ход урока.

I.  Слово учителя.

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о
связи музыки и литературы, о влиянии силы искусства на внутренний мир человека.
Обратите внимание на эпиграф  урока  (на доске)

                                                                                    
Я желал бы всеми силами души моей,

                                                                     
         чтобы музыка моя приносила людям

                                                                               
опору и утешение.

                                                                                                                     П.И.
Чайковский.

     В конце нашего занятия вы мне скажете,
чем был обусловлен мой выбор. 

 — Ребята, мы уже знакомы с творчеством  К.Г.Паустовского, но сегодня откроем
его  для  себя  как «музыкального» писателя.

 —
Обратите внимание на цели нашего урока, прочитайте их про себя…

 — Константин Григорьевич Паустовский – действительно «музыкальный»
писатель. У него есть замечательные рассказы о Э.Григе, Ф.Шопене.  А с каким
композитором мы встречаемся в рассказе «Старый повар»?    СЛАЙД

  — Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о Моцарте  (на экране –
портрет В.А.Моцарта),    и  послушаем  замечательную  музыку   композитора («Лакримоза»)

  — Поделитесь, какие чувства она вызывает?

  — А какие чувства  вызвало произведение
К.Г. Паустовского?

 II. Комментированное чтение и анализ
рассказа.

— Итак, рассказ
«Старый повар»…

 Где
происходят события? (показать на карте).
 —  С кем жил старый повар?
 Какое настроение создаётся в начале рассказа? — Почему?

 — Опишите
дом, в котором жил старик. (Работа с текстом)
 Какой предмет с интерьере дома выделяет писатель?  (Клавесин)  
СЛАЙД
 С каким чувством пишет о нём Паустовский?  (Работа с
текстом)

 —  С какого момента настроение рассказа резко меняется?
 —  Как выглядел незнакомец?   (Работа с текстом)

 —  Для
чего пришёл незнакомец в дом старика? СЛАЙД
 —  В чём же хочет исповедаться старый повар? (Работа с
текстом
) СЛАЙД
 —  Как назвал незнакомец грех старика?
 —  Какие желания высказывает перед смертью герой рассказа?
 — Что ответил незнакомец?

 — В чём смысл слов «слушайте и смотрите»,
обращённых к старику?

 — Какой
вы представляете себе музыку, которая вызвала такие впечатления?

 — Представьте себе, что мы находимся в домике старого повара.
Послушаем  музыку и    увидим те картины, которые увидел слепой старик.

                                                                     
(звучит музыка Моцарта, слайды)

 — Что происходит вокруг, когда незнакомец
начинает играть?

 — Как звучит клавесин? – Что происходит в
природе?

 –А что почувствовал старик, слушая её?  (Работа
с текстом)

 — Как же ему удалось увидеть то, чего он
так желал?

 — Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины
весеннего цветущего сада? — Какова роль этих эпитетов?     

 — Кроме того, противопоставляется мрачная  жизнь повара ярким,
цветущим  воспоминаниям — приём антитезы.

 — Как
заканчивается рассказ?

 — Автор называет Моцарта великим
музыкантом. – А в чём его величие?

 — Как вы думаете, почему именно музыкант выступает в роли
священника,     исповедующего умирающего?

 — Как вы теперь понимаете эпиграф к уроку?

   ВЫВОД.

III. Творческая работа.

 — А сейчас, ребята, я предлагаю вам письменно ответить на вопрос:
«Какие впечатления  вы получили после знакомства с произведением
К.Г.Паустовского «Старый повар» и музыкой Моцарта?». Напишите, пожалуйста,
слушая замечательную музыку В.А.Моцарта.

 — Индивидуально: дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе;

                                нарисуйте
образ счастья, услышанный в музыке.

                                           
(Письменная работа под музыку Симфонии № 40 В.А.Моцарта.)

  — В начале урока мы обратили внимание на
цели, конечно же, на ключевые слова.  

 —  Скажите, в чём же проявляются
нравственные ценности?

 —  Действительно ли музыка и литература
взаимосвязаны?

 —  Достигли ли мы целей урока?

        (Оценки, комментарии)

     РЕФЛЕКСИЯ.

    Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Трудно было…

Я смог…

Я научился…

     Домашнее задание: прочитать
рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

  • Роль музыки в рассказе корзина с еловыми шишками
  • Роль заимствованной лексики в современном русском языке 6 класс сочинение рассуждение
  • Роль музыки в раскрытии главной темы рассказа гранатовый браслет сочинение 11 класс кратко
  • Ролевая сказка за столом на день рождения
  • Роль жестов и мимики в культуре общения сочинение