Роль педагога в формировании детского коллектива сочинение

Роль личности педагога в
формировании детского коллектива.

Детский
коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного
влиять на  развитие  отдельной личности, в системе дополнительного образования
детей имеются  все необходимые условия:

—  вся деятельность происходит в сфере  свободного
времени ребенка

— выбор вида деятельности, педагога и коллектива
сверстников, осуществляется им добровольно.

К тому же именно в сфере дополнительного образования
объективно  существует потенциальная основа для работы  по формированию 
коллектива – все участники детского творческого  объединения занимаются одной
интересной  для всех деятельностью.

Но эти условия могут рассматриваться лишь как предпосылки
создания детского коллектива.

Решающим фактором является субъективное желание педагога 
к осуществлению  этой работы, основанное на осознании ее необходимости для
полноценного формирования личности ребенка.

Влиять на формирование  и развитие детского коллектива в
объединении педагог может через:

— создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в
которой каждый ребенок  мог бы ощутить себя необходимым и значимым

— создание «ситуации успеха» для каждого члена детского
объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде
сверстников  

— использование  различных форм массовой воспитательной
работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт,
пробуя себя в разных ролях.

Приведу несколько несложных педагогических приемов,
использование которых поможет каждому педагогу в формировании детского
коллектива.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Когда
ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно
организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в
детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно
ограничиться обычной перекличкой, а следует провести  небольшую игру –
знакомство, во время которой каждый из присутствующих расскажет всем немного
себе.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским
коллективом может традиционно  используемый ритуал – посвящение в члены
детского объединения.

Постепенно может вводиться  система временных или
постоянных поручений всем воспитанникам  детского объединения. Такие поручения
(несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя  членом
коллектива. В качестве  таких несложных  поручений могут рассматриваться,
например,  проверка готовности ребят к занятию (наличие необходимых
инструментов и материалов и др.), раздача каких-либо материалов или предметов в
ходе занятия, подготовка кабинета к учебному занятию и т.д.

Еще одним способом объединения учащихся  в единый
коллектив может стать организация различных форм внеучебных мероприятий. Для
сплочения ребят не важно  будет ли это день рождения коллектива  или посещение
театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки
нашлось хотя бы маленькое, но важное  участие  для каждого  без исключения.

Каждый человек, который так или иначе причастен к
детскому коллективу, ответственен за будущее того или иного ребёнка. А поэтому
я считаю, что в учебно-воспитательной работе самое главное:

— чтобы ребёнок не
терял веры в свои силы;

— не стеснялся
сомневаться;
 — не чувствовал, что у него что-то не получается;

— отстаивал своё
мнение, 
— чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; чтобы думал, анализировал, доказывал,
спорил.

Для достижения всех этих целей, надо формировать у
учащихся такие черты характера, как трудолюбие, организованность, усидчивость,
упорство в достижении поставленной цели.

На воспитание полноценной, здоровой разносторонней
личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов это эмоционально
— психологический климат в том коллективе, в котором ребенок находится.

Для младших школьников эмоционально-психологический
климат является одним из основных параметров, влияющих на успешность обучения.
Эмоциональное состояние воспитанников, взаимоотношения с товарищами и педагогом
формируют мотивационную сферу младшего школьника, а на ее основе формируется и
развивается познавательная сфера. Успех в обучении зависит не только от  особенностей
развития,  но и от эмоционального состояния ребенка, направленности его личных
усилий и интересов.

В свою очередь, плохая успеваемость, как правило,
ведет  к ухудшению отношений ребенка со сверстниками и как следствие – к
снижению уровня самооценки. Ребенок становится конфликтным, замкнутым.

В 9-10 лет у учащихся начинает формироваться «чувство
взрослости», что характеризуется новой личностной позицией по отношению к
учебной деятельности, по отношению к сверстникам.

В этот момент очень важно выделить и помочь тем детям,
которые не владеют приемами и навыками межличностного общения, не умеют
разрешать конфликты мирным способом, являются изолированными. Педагогу следует
также обращать внимание на общий психологический фон в группе, возможно,
разнообразить или изменить некоторые формы и методы воспитательной работы.

Отношение педагога к ребенку — индикатор отношений к нему
и его одноклассников. Необходимо поддерживать дружбу ребят, формировать их
интересы. Важная цель воспитательной работы — привить ребенку чувство, что его
окружает доброжелательный, чуткий коллектив младших и старших товарищей.

Следует отметить, что положительные эмоции стимулируют
познавательные процессы воспитанников, а отрицательные переживания могут стать
трудно преодолимым барьером между педагогом и ребенком. Таким образом, эмоции —
мощный союзник педагога в активизации процессов познания мира, социального
опыта общества.

Но влияние педагога будет оптимальным
только в том случае, если воспитанник положительно к нему относится, если в его
сознании складывается представление о нем как о человеке много знающем и умеющем,
добром и справедливом. Это значит, что прежде всего педагог должен быть
гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не
может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости,
раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех и
каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь
именно от мастерства педагога, его общения зависят взаимопонимание,
установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.

Детский коллектив может развиваться только при правильном
влиянии на него педагога и хорошо сформированном педагогическом общении.

Для успешного взаимодействия педагога и учащихся
необходимо наличие у него следующих педагогических качеств и способностей:

интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и
умений общения;

способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;

умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

умение управлять собой, своим психическим состоянием,
своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями,
чувствами;

хорошие вербальные способности: культура, развитость
речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

Педагог играет большую роль в формировании детского
коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание.

Преимущественно через него строятся отношения между
детьми в группе: педагог организует их совместную деятельность и общение, его
требования и оценки принимаются и усваиваются воспитанниками. Дети смотрят друг
на друга глазами взрослых.

Главный принцип в моей работе лишь
любящий взрослый  центр
существования ребенка. Я стараюсь дать каждому воспитаннику
частицу своей теплоты и доброты, чтобы он мог почувствовать себя любимым.

Свою задачу вижу в том, чтобы создать условия, при
которых каждый ребенок получает возможность развивать свое умение учиться.

Литература

1.    
Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала.

      Профессиональное
образование, 2006г.

2.    Дереклеева
Н. И. /Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и

 во
внеклассной работе. Москва, 2005г.

 3.    Кабдолова
К. Л.  Формирование компетенций как необходимое условие

повышения
качества образования. Открытая школа, 2004г.

Роль педагога в формировании детского коллектива

Автор:   •  Декабрь 14, 2021  •  Эссе  •  779 Слов (4 Страниц)  •  122 Просмотры

Страница 1 из 4

Казахский Университет Международных Отношений и Мировых Языков имени Абылай Хана

Дистанционная студенческая олимпиада «Педагогика: эффективные воспитательные практики»

Сочинение-эссе по теме:

«Роль педагога в формировании детского коллектива»

Выполнили: Вельмякина Виктория Андреевна,

Вильямис Райхан, Касенова Айгерим Кайратовна,

Нуркасова Камилла Канатовна, Хабибова Сабрина Шухратқызы

Факультет: Педагогический Факультет Иностранных Языков (ПФИЯ)

Специальность: Подготовка учителей иностранного языка

Алматы 2021

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

Антон Макаренко

Что такое коллектив? Согласно определению OxfordLanguages, коллектив – это группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами. У детей же различают складывающийся и сложившийся коллектив. Отличие сложившегося коллектива лишь в том, что у него есть общая цель, в достижении которой прилагаются усилия, а также четкая структура, где все взаимоотношения между детьми определены. Складывающийся коллектив, в свою очередь, находится на первоначальных стадиях своего формирования, на той стадии, где детям нужно дать общую цель, объединить их в одно целое и вести вперед. Потому, безусловно, роль педагога в формировании коллектива велика, и сейчас мы разберем данный вопрос подробнее.

Стоит начать с того, что не каждый класс может стать коллективом. В тысяча девятьсот восьмидесятом году кандидат психологических наук А. Г. Кирпичник провел исследование, где выявилось, что лишь четыре процента классов могут быть отнесены к коллективу. Сейчас же ситуация стала на порядок хуже – два с половиной процента – это статистика исследований Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и Б.А. Караковского. Данная группа учёных считает, что подготовка кадров недостаточно хороша, и мы согласны с этим, ведь сейчас существуют определенные тенденции в образовательных программах преподавателей-предметников. К примеру, в большинстве учебных заведений прилагаются большие усилия к изучениюиностранных языков, чего нельзя сказать о социально-педагогической направленности. Слабая подготовка кадров – это проблема, которую необходимо искоренить, потому как от этого будет зависеть сплоченность, как и само существование коллектива в целом.

Социализация ребёнка — это один из важнейших аспектов его жизни, способствующих развитию личности, следовательно, в начальных классах главной задачей преподавателя является создание благоприятной среды для формирования коллектива. Именно в этом промежутке времени необходимо создать основу, «ядро» будущего класса, где каждый ее участник будет вовлечен в коллективную работу. В таком раннем возрасте ребенок учится жить и проявлять себя в обществе, а общество, в свою очередь, будет формировать его взгляды и убеждения и развивать личностные качества. То есть здесь мы можем видеть явную связь между коллективом и индивидуумом. Коллектив важен, потому как без него ребенок не сможет стать полноценной личностью, соответственно и роль преподавателя в развитии коллектива становится ключевой, потому как именно педагог является движущей силой, что толкает детей вперед: к знаниям, к развитию, к светлому будущему. Однако, как бы печально это ни звучало, сейчас существует тенденция среди детей к сепарации. Они отделяются от коллектива, от класса, от социума. Дети сейчас очень закрыты и замкнуты, их очень тяжело вывести на контакт. Развитие технологий, как нам кажется, активно поспособствовало этому, с каждым днем ситуация усугубляется! Дети предпочитают реальному миру виртуальный, а от людей прячутся за экранами смартфонов! Результаты исследований, проведенные Б.А. Караковским в 2000 году, посвященные проблемам воспитания, показали, что лишь 13% детей довольны своим участием в жизни класса, 48% детей считают отношения в классе безразличными, а 35% — конфликтными. И здесь роль педагога является самой, что ни на есть важной, ведь им нужно, используя свои навыки и опыт, с помощью влияния и мотивации, заставить детей перевести их взор от смартфона к доске. Не каждый на это способен, ведь для подобного маневрирования необходим настоящий специалист, профессионал своего дела, тонко чувствующий «настроения» в классе. Именно поэтому нужно уделять большое внимание психологическому аспекту в подготовке кадров. Аристотель говорил: «человек – существо социальное, значит, от педагога зависит, станет ли его ученик частью социума или же нет».

Доступно только на Essays.club

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Увидеть мир в песчинке и рай в диком цветке,

держать бесконечность в ладонях

и вместить вечность в один час.

Уильям Блейк.

Шуклина И.В.

Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание детей. Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него учителя и хорошо сформированном педагогическом общении , потому что. на стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом

В 2005 году я набрала новый первый класс и столкнулась с серьёзной проблемой при организации детского коллектива. Причин было несколько: разновозрастной состав учеников(1998-2000гг.), большое количество гиперактивных детей, введение в состав класса четырёх детей из класса компенсирующего обучения.

Традиционные формы организации не действовали. Приходилось брать на себя и организующую, и направляющую, и контролирующую функцию. Только единичные дела вызывали интерес у всех детей. Например, в классе была прекрасная библиотека детских книг, но дети ими не интересовались. Тогда я решила организовать работу классной библиотеки в виде игры с определёнными правилами: с заведующим библиотекой, с читательскими билетами и формулярами, еженедельными обзорами книг. Дети вели читательские дневники и делились впечатлениями о прочитанной книге. Ученики активно включились в эту «игру». Но остались проблемы организации дежурств, подготовки к классным часам и участия в общешкольных мероприятиях.

Исходя из психологических особенностей детей, я решила организовать их в более мелкие группы – звенья. Своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям

Распределение детей по звеньям я взяла на себя, учитывая взаимоотношения детей, интересы и успеваемость. Каждое звено состояло из пяти человек. Из предложенного списка дети самостоятельно выбрали название и девиз своего звена.

  • 220 Вольт — Мы не можем без движенья, мы всегда под напряженьем.

  • Робинзоны- Не нужны нам няни. Мы-островитяне.

  • Улыбка- Улыбайся каждый раз, для здоровья – это класс!

  • Экстрималы- Мы ребята экстрималы, нам одной победы мало, и на суше, и в воде будем первыми везде.

Общим голосованием в каждом звене были выбраны звеньевые.

На организационном классном часе мы с детьми обсудили и выбрали критерии оценивания работы звеньев: успеваемость, случаи недисциплинированности (опоздания, сквернословие и.т.п.), дежурство по классу и по столовой, участие в делах класса и в общешкольных мероприятиях. Нами была выбрана система знаков:

  • Красная звездочка – отлично

  • Зеленый круг – хорошо

  • Черный треугольник («черная метка») – плохо

За участие в крупных классных и общешкольных мероприятиях назначалось от трех до пяти звезд. Мною был оформлен красочный экран соревнований, в котором я ежедневно фиксировала все действия участников по выбранной системе критериев.

В обязанности каждого звена входило дежурство по классу (уход за цветами, подготовка кабинета к уроку, поддержание классной комнаты в хорошем санитарном состоянии), дежурство по столовой (сервировка и уборка стола), раз в месяц подготовка и проведение классного часа, а так же выпуск классной газеты «Молния». Дети самостоятельно распределяли обязанности внутри звена. Каждое утро начиналось с представления дежурного звена.

В начале каждого месяца проводился совет звеньевых, на котором мы распределяли темы классных часов, обсуждали выпуски газет, планировали классные дела и знакомились с планом общешкольных мероприятий.

Работа с активом класса действительно необходима и включает в себя следующие виды педагогической работы: разъяснение прав и обязанностей, оказание повседневной практической помощи, обмен опытом (советы, летучки), контроль за исполнением поручений и привлечение внимания к качеству работы.

Что же изменилось, когда в моем классе появились звенья? Дети взяли на себя большую часть обязанностей по организации и контролю всех дел, происходящих в классе. Мне же оставалось лишь умело координировать их работу. Так как в каждом звене были слабоуспевающие дети, то все звено было заинтересованно в повышении их уровня знаний. В последствии родители рассказывали, что если было задано выучить наизусть стихотворение или выполнить другое серьезное задание, то все члены звена звонили тем, кто мог подвести их, и напоминали об этом.

Дети следили за каждым значком и точно знали, кто именно, сколько звезд и «черных меток» принес звену. Оценки и поступки перестали быть безликими, потому что все фиксировалось в экране соревнования. В итоге успеваемость возросла, дети перестали опаздывать на уроки, исчезли случаи сквернословия и рукоприкладства, в классной комнате всегда был порядок. Отпала необходимость уговаривать детей на участие в различных конкурсах и акциях. А в классной газете стали появляться стихи собственного сочинения.

В конце каждой четверти на тематическом празднике подводились итоги соревнования. Подготовка к празднику начиналась за две недели. В празднике участвовали не только сами дети, но и их родители, бабушки и другие родственники. Каждое звено получало домашнее задание:

  • Представление своего звена в рамках выбранной темы

  • Выпуск тематической газеты

  • Номер художественной самодеятельности

  • Оформление своего стола

В начале праздника торжественно подводились итоги, награждались все участники соревнования и вручались ленты победителям.

Я рекомендую всем данную форму работы, так как сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой – необходимость проявления самостоятельности в организации и осуществлении разных дел обеспечивает условия для развития самостоятельности. А самым главным признаком развитого детского коллектива и является максимальная самостоятельность детей, но каждый учитель, который включается в эту «игру», должен понимать, что это потребует от него еще большей работы, так как дети не дадут «расслабиться» ни на минуту. Необходимо отметить, что такая форма работы не подходит для учеников первого класса, так как дети еще психологически не готовы к ней. Учитель сначала должен познакомить ребят с основными школьными правилами и показать им принципы организации и проведения различных школьных мероприятий.

Сочинение: Воспитание личности в коллективе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ… 3

1. ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ПЕДАГОГОВ… 4

2. РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ… 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 17

ВВЕДЕНИЕ

Воспитательная значимость коллективного, группового взаимодействия задолго до советского времени стала осознаваться как необходимость. В XVIII в. идею совместной коллективной жизни применил на практике в детских приютах. И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В. А. Лай уделял большое внимание вопросу о школьных общинах, в которых совместная деятельность воспитанников способствовала их социализации. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы». Н. К. Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективных переживаний, которые вызывают повышенный интерес к явлениям общественной жизни. Она обратила внимание на значимость цели деятельности коллектива как перспективы его развития. Значительный вклад в разработку теории и методики воспитательного коллектива внес A.C. Макаренко. Идеи A. C. Макаренко были развиты в педагогической деятельности В. А. Сухомлинского в Павлышевской школе.

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

1. ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…»[1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами»[2]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В. Луначарский.

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания[3] .

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива»[4]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А. Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение[5] .

С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание[6] .

2. РОЛЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом.

Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др[7] .

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду[8] .

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

Таким образом, в коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне.

Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.

На деятелъностномуровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т.п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей.

Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры[9].

В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники (воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу — способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива[10].

Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Этот процесс включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

1. Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Привнеся с собой в коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя в полной мере, прежде чем не освоит действующие в группе нормы (учебные, нравственные и др.) и способы деятельности, которыми владеют другие члены группы.

2. Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. К примеру, попавший в новый коллектив подросток сначала осматривается, усваивает принятые среди членов группы нормы общения, лексику, общие интересы и стремления, затем он мобилизует свои внутренние ресурсы на то, чтобы «заявить» о себе в коллективе, проявить свою индивидуальность (начитанность, спортивные достижения) и вызвать интерес к своей личности.

3. Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.

Проявляется феномен, получивший определение отраженная субъектность, т.е. идеальная представленность и продолжение одного человека в другом. Отражаясь в других людях, личность выступает как деятельное начало, способствующее укреплению или изменению их взглядов, установок, формированию новых побуждений, возникновению новых планов и действий[11].

Каждая из фаз социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия для ее становления и возможностей самореализации. К примеру, неумение личности преодолеть трудности адаптации в коллективе может привести к развитию неуверенности в себе, в своих возможностях, а также к обидчивости и конфликтности поведения. Неспособность проявить свою индивидуальность в коллективе может стать причиной личностных деформаций, негативизма, агрессивности, неадекватной самооценки.

Фазы адаптации, персонализации и интеграции многократно переживаются личностью в результате вхождения в новые коллективы. Свою позитивную роль в развитии личности коллектив проявит в полной мере при условии успешного прохождения субъектом всех фаз, что приводит к развитию общественной направленности и формированию субъектной позиции личности в общении и сотрудничестве с другими людьми.

Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Взгляды на проблемы коллектива отразили сущность общественных культурно-исторических процессов развития России в советский и постсоветский периоды, поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует рассматривать в исторической перспективе.

Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, А. В. Мудрика и др.

На протяжении дошкольного и школьного возраста детский коллектив под руководством педагога становится социокультурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, стремящихся к общим целям, сотрудничеству, достижению значимых результатов.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борытко Н. М., Соловцева А. М., Байбаков А. М. Педагогика. – М.: Академия, 2007.

2. Луначарский А.В. О народном образовании. — М.: Просвещение, 1958.

3. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М.: Педагогика, 1958. — Т. 5.

4. Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. — М., 1974.

5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2005.

6. Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.

7. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. — М.: Педагогика, 2002.

8. Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2003.

9. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. – М.: Академия, 2004.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.

11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. — М.: Педагогика, 1981

12. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2005.

[1] Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. — М., 1974, с. 142.

[2] Луначарский А.В. О народном образовании. — М.: Просвещение, 1958, с. 445.

[3] Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002, с. 426-428.

[4] Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М.: Педагогика, 1958. — Т. 5, с… 353.

[5] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1981. — Т. 3, с. 208.

[6] Сластенин В.А. и др. Педагогика/ Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002, с. 429.

[7] Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2005, с. 121..

[8] Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Тео-рия и практика школьных воспитательных систем. — М.: Педагогика, 1996, с. 67-68.

[9] Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и групп. – М.: Академия, 2004, с. 26-27.

[10] Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005, с. 162-164.

[11] Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. — М.: Педагогика, 2002, с. 45-46.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Артемовского городского округа

ДОКЛАД

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности                     каждого ученика»

Выполнил:

Корытко О.Г.,  

учитель русского языка и литературы

Артем

2021 г.

Учение — это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка.

                                                                                                       В.А. Сухомлинский

             Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. При введении стандартов второго поколения особое внимание уделяется личности учащихся, их духовно – нравственному развитию. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Каждый  человек формируется и развивается в соответствии с  врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.

             Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, которая с рождения программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о  роли классного руководителя и влиянии классного коллектива  на развитие личности.

             Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность.            

Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок, уметь  как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка, не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.    Чтобы «лепить», надо знать свойства «материала», другими словами,  «изучить» душу воспитанника.

Пути изучения:

а) наблюдение за учащимися в общих делах: заочные экскурсии и  походы в музей, оформление школьных стендов, дежурство по школе;

б) присутствие на уроках других учителей;

в) просмотр ученических сочинений на свободную тему;

г) психологические эксперименты (редко и осторожно).

д ) индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • поручения, их проверка и помощь в выполнении;
  • организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания;
  • беседы, разговоры (не нотации) — не в классе и не при всех;
  • дневники наблюдений.

Классному руководителю необходимо остерегаться ошибок и всегда помнить:

  • одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю;
  • тактичность в обсуждении семьи и в беседах о родителях;
  • не все можно обсуждать в коллективе, лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе;
  • не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому (тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Человек, хочет он того или нет,  всегда  входит в какую-либо  группу людей, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.

             Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения. Коллектив — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Классный руководитель, в свою очередь,  поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

             Чтобы ученику было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:

1.  Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2.   Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3.      Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.  Создать условия для социальной адаптации каждого обучающегося к современному обществу.

     Классный руководитель  играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива  должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме — плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

1.        «Контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс).

2.        «Проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе).

3.        «Нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении).

4.        «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на

основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома).

5.        «Старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности).

6.        «Социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни).

7.        «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

            Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Основные направления работы классного руководителя                                   по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности;
  • организация самоуправления;
  • организация перспективы развития коллектива;
  • организация традиций коллектива;
  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным. Слово «сплотить» означает плотно соединить, добиться единства. Организатор, он же классный руководитель, должен быть дирижером, уметь руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить ребят дружить, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, — это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива  сродни восхождению к вершине. Одному туда никак не добраться, только сообща можно  дойти до пика, именуемого  коллективом.

Можно условно разделить этапы восхождения  и представить их  в следующем  виде: у самого подножия расположилась станция «Песчаная россыпь»; на расстоянии одного перехода – «Мягкая глина»; примерно на середине пути к коллективу – ступень «Мерцающий маяк». Дальше дорога круче, и приводит она к «Алому парусу». Еще один рывок, правда, самый сложный, и вершина – «Горящий факел».

Этап «Песчаная россыпь»  можно наблюдать в каждом  коллективе в самом  начале его существования, когда каждый ведет себя как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения тем, кто в нее входит.

«Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Отношения самые разные – доброжелательные,  прохладные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

«Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается от  других групп своей индивидуальностью, но иногда не хватает сил подчиниться коллективным требованиям.

«Алый парус». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

И наконец «Горящий факел» — живое пламя, «горючим» материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Доминирующими  факторами сплочения коллектива являются общие интересы, стремление каждого приспособиться к специфическим условиям, авторитет лидера, а также наличие   моральных и социальных норм.

Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Строя свою работу, классный руководитель должен опираться на принципы  сотрудничества, а именно:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость по отношению к членам коллектива;
  • диалогичность в общении;
  • использование чувства юмора;
  • отсутствие страха сделать ошибку и наличие мужества признать её.

А.С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиций педагога:

1. Первая стадия характеризуется тем, что педагог организует жизнь и деятельность группы, объединяя цели и смысл деятельности и предъявляя прямые, ясные, решительные требования. Преобладают развивающиеся личностные отношения, они еще очень подвижны, нередко конфликтны. Отношения с другими коллективами складываются только в системе личностных отношений членов разных коллективов. Заканчивается первый этап формированием актива. Субъект воспитания – воспитатель.

2. Вторая стадия — требования педагога поддерживаются активом, это наиболее сознательная часть группы предъявляет их к товарищам, требование воспитателя становятся опосредованными. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Педагог способствует укреплению позиции актива и расширению его состава, вовлекая всех детей в совместную деятельность. Субъект воспитания – актив.

3. Третья стадия – большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогу корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Субъект воспитания – коллектив.

4. Четвертая стадия – педагог поддерживает самоуправление и интерес к другим коллективам. Происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Каждый воспитанник сам предъявляет к себе определенные требования.

Показателями  развития коллектива являются:

  • мобильность;
  • товарищеские взаимоотношения;
  • мажорное мироощущение;
  • ответственность за коллективное дело;
  • самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей.

Формы и методы

воспитательного влияния коллектива на личность

Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны личности, выявить интересы и склонности учащихся, обеспечить развитие их положительных черт.

Опора на общественное мнение определяет ту атмосферу доверия и требовательности, которая характерна для каждого организованного коллектива. Общественное мнение в классе формируется постепенно. В процессе общественно полезного труда и общественной работы школьники приучаются правильно оценивать поведение товарищей, анализировать достижения и недостатки в деятельности коллектива.

Преодолению недостатков в классе способствует организация соревнования. Борясь за высокие показатели в общественной работе и в труде, учащиеся более решительно выступают против всех, кто мешает им в этом. Требовательная товарищеская критика и самокритика помогают преодолеть недостатки в поведении учащихся и формировать у них высокие моральные качества. Если ученик, нарушивший дисциплину и порядок в классе, встречает осуждение со стороны товарищей, он старается в дальнейшем не допускать недостойных поступков. В хорошем коллективе обычно плохие поступки не остаются незамеченными.

В основу критики и самокритики в ученическом коллективе должны быть положены не личные, а общественные, гражданские мотивы, забота об общих интересах коллектива. Недостойное поведение отдельных учащихся осуждается, прежде всего, потому, что оно мешает нормальной жизни и работе коллектива. При помощи критики воспитывается не только тот, кого критикуют, но и тот, кто выступает с критикой. Самокритика, честное признание своих ошибок и недостатков помогают нравственному росту школьников. У них развиваются чувство человеческого достоинства, смелость и мужество.

Классное собрание также является одной из самых мощных массовых форм воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказывать свое мнение и выражать свое отношение к обсуждаемым событиям или к поступкам товарищей.

Для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, нужно тщательно к ним готовиться и заранее продумывать все вопросы, подлежащие обсуждению. Темы собраний должны быть актуальными, волнующими классный коллектив. Помимо всего вышеперечисленного, классный руководитель должен уметь прогнозировать  развитие коллектива на ближайшие годы.

А.С. Макаренко считал, что движение вперед – закон жизни детского коллектива, остановка – смерть.

Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Каманин О.Н. Создание детского общественного объединения. Справочник классного руководителя. — 2009. — №12. — с. 33- 40;
  2. Нечаев М.П. Имидж классного руководителя. Справочник классного руководителя. — 2008. — №9. — с. 33 – 35;
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, т. 1. А.С. Макаренко — М.: Педагогика, 1983. — 386 с.;
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. — 286 с.

  • Роль педагога в современном обществе сочинение
  • Роль памяти в жизни человека сочинение
  • Роль отца в моей жизни сочинение
  • Роль отца в воспитании ребенка сочинение
  • Розыскиваемый или разыскиваемый как правильно пишется