Роль педагога в современном обществе сочинение

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА-ЭССЕ «ПЕДАГОГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Профессия
учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества
значительна,  потому что он воспитывает молодёжь, формирует поколение, которое
продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества.
Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества,
будущее его науки и культуры.                                                                                                                                      

Профессия
уҹителя связывает воедино способность к общению, понимание и знание человека.                                                
                                                                                                   

С
ранних лет человек уҹится познавать окружающий его мир. И ҹтобы понять,
осознать и жить в нем правильно, ему нужны умные и понимающие его люди, всецело
отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны направлять маленького
ҹеловека на правильный путь, должны помоҹь ему не заблудиться на дорогах жизни,
должны воспитать его. Именно такими людьми и являются педагоги. Они уҹат
ребенка не только общедоступным вещам, но и учат понимать самого себя, свою
душу. Каждый человек — это маленькая частичка большого общества, в котором мы
живем. И для того чтобы уметь жить в этом обществе, человек должен быть
достаточно
образованным.                                                                                                                    

Естественно,
педагог учит не только знаниям, передаваемым в народе из поколения в поколение,
но и пониманию надобности данного предмета. Если учитель не докажет, насколько
нужен человеку тот или иной предмет, ребенок не будет иметь желания его
изучать. Следовательно, роль учителя в образовании и воспитании человека,
несомненно, огромна.                                                                                       
Умение
доказать надобность предмета столь же велика, как и понимание учителем каждого
ученика. Из этих маленьких тезисов складывается сложная и разносторонняя
личность учителя. Он должен уважать каждого маленького человека, понимать, что
ребенок это целостная личность, которая имеет такие же права, как и взрослый член
общества.                                                                                                                                       
   

Одна
из древних мудростей гласит: «Ребенок это сосуд, данный нам, взрослым, на
хранение». Следовательно, каждый педагог должен понимать, какой груз
ответственности он несет за каждую маленькую частичку большого общества. Учитель
–  это призвание, талант, данный свыше.
                                                                                                                                                                        
 

В
моей памяти навсегда остался неповторимый облик моей первой учительницы –
Чернышовой Валентины Андреевны. Мы никогда не слышали от неё неуместного слова,
поспешного суждения или слов, унижающих человеческое достоинство. На её уроках
мы сидели как заворожённые, боясь пошевельнуться, чтобы не пропустить ни единого
слова. Она нас уважала и воспитывала как личность. Выбор профессии после
окончания школы для меня был ясен – пойти по стопам своего первого учителя. 
Я
считаю, что учитель — это вторая мама. Ведь учитель дает ребенку знания и определенное
воспитание. В нашем обществе большинство людей имеют либо высшее образование,
либо среднее, и все они, если можно так выразиться, проходили через руки
преподавателей. Учителя дают не только «книжные» знания, но и могут подсказать,
как поступить в той или иной сложившейся ситуации. Жизненному успеху люди в
какой-то мере обязаны и учителю, который вложил в них все свое тепло и душу.
      Профессия учителя довольно-таки тяжелая и изнуряющая. Ведь детям нужно
уделять много времени и внимания, особенно если они маленькие. К сожалению, не
всегда сразу устанавливается взаимопонимание между учителем и учеником, но
совместная работа по «ликвидации непонимания» — это залог успешного решения
многих проблем.                                                                                                                                  
 

Вот
уже 7 лет отдаю я своё щедрое сердце детям. Суть моего педагогического кредо в
трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности,
непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми
и их родителями.
Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе не надо работать в школе.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на
тернистой дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей,
пополнять и обновлять свои знания – этим требованиям я стараюсь соответствовать
всегда.                                                                                     
                                                  

Я
понимала, что нелегок в наше время труд педагога. Конечно, методические
указания, программы и конспекты великих мыслителей, поднадоевшие теоретические
знания, полученные в ВУЗе, мало чем помогали мне в реальной, каждодневной
практике, сталкиваясь с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои
индивидуальные особенности, а зачастую и свои недетские проблемы. И все же я
смогла преодолеть трудности, набралась опыта, выработала собственные подходы,
личностные формы общения с растущим человеком, начала творчески подходить к
своей работе. Со-временем я поняла: если у молодого педагога  нет внутреннего
стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной
доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может
опереться на понимание того факта, что педагог выполняет роль наставника,
человека, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы
дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к
получению заработка; если он не знает и не понимает того, что учитель – это
должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не
задержится в школе. Если молодой учитель пришел в школу и остался в ней
навсегда, он – Учитель, с большой буквы!
Я счастлива, что я учитель. Я очень
люблю свой предмет, свою работу. Надеюсь, что в душе кого-то из моих учеников
прорастет семя — желание быть учителем, а потом распустится прекрасный цветок,
дающий ему право называться настоящим педагогом!
                                                                                                     

Современное
общество довольно сильно изменилось не в лучшую сторону. Изменилась жизнь,
изменились люди, изменилось само время. На место предыдущего поколения
учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для
которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у
учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы
сознания человека привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы отошли
в прошлое, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие
– как часто сталкиваемся мы сегодня с этими негативными явлениями. Но мы знаем,
 что
учителя могут смело преодолевать трудности современной жизни. И не только
потому, что долг обязывает, но и потому, что в их преодолении формируются
педагогические навыки, выявляются духовные резервы и приходят в боевую
готовность педагогические задатки и способности. Чем труднее — тем интересней!
В победе над трудностями появляется истинное самоутверждение.
                                                                                                                          

И,
конечно, в наш век бурного развития высоких технологий, технических ноу-хау 
педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость
которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня:
владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Я думаю, что
это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег.
Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его
среди остальных членов общества. Это и огромное чувство юмора,
доброжелательность, безграничное педагогическое мастерство, профессионализм. Ни
одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной
чистоты и душевного благородства. Учитель – пример для подражания, поэтому он
должен быть кристально чист. Настоящие учителя – это всегда пассионарии,
способные зажечь и повести за собой
других.                                                                                                                                                 

Я
убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о
профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является
неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие
основу педагогической деятельности.
Учитель не просто профессия, а образ
жизни: бесконечная ответственность перед государством, обществом, учеником, а
прежде всего — перед самим собой.

«Если вы удачно выберете труд и вложите всю душу,

то счастье само вас отыщет».

К. Д. Ушинский.

Все начинается с детства, а детство с семьи и детского сада. Семья – это, прежде всего, мама; а детский сад – педагоги. Педагог является не только носителем знаний, но и отвечает за формирование личности ребенка.

Cовременный педагог – это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, и преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме воспитанникам. Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, целеустремленность и овладение новыми современными информационными технологиями. И самое главное: современный педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, образовательные программы должны широко использоваться на всех занятиях педагогом. Использование современных информационных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу.

Педагог – это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с профессиональными психологами. Без сомнения, современный педагог должен быть гибким, мобильным, ведь с каждым днем скорость нашей жизни увеличивается, поток информации растет. Именно поэтому он должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь педагог – это пример, он учит жизни, жизненной позиции. Именно педагог способен раскрыть потенциал каждого ребенка.

 Безусловно, качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность.

Профессионализм педагога определяется не только его профессиональной пригодностью, но и саморазвитием, т.е. целенаправленным формированием в себе именно тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Профессионалом в своей области стать, несомненно, трудно.

Главные качества педагога – терпение, выдержка и cамообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение. Повышение голоса, растерянность и беспомощность педагога помогают ему потерять авторитет в глазах детей. Необходимо это помнить и не опускаться до обид на детей. Oчень важно систематически и справедливо анализировать знания, умения и поступки. Tолько уважаемый человек для ребенка способен оказывать влияние на жизнь ребенка и на его отношение к окружающему миру. Педагог сегодня это помощник, советчик и союзник для ребенка.

Oдной из главных составляющих положительного эмоционального фона является личность педагога и его стиль общения. Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического стиля общения. В творческой практической деятельности залогом успеха является процесс сотворчества.

Личность педагога – важнейшее условие эффективного обучения и воспитания. Как мне кажется, без интереса к личности нет и интереса к работе. Я считаю свою работу очень важной. Я – психолог, но не волшебник. Я не лечу физически, но помогаю залечивать душевные раны, стараясь помочь детям, которые нуждаются в моей помощи, поддержке.

Моя профессия психолога стала для меня возможностью самореализации личности, приносит удовлетворение и новую энергию. Для меня каждый день в детском саду – это радостная встреча с любимой работой, делом, которое выбрано давно и остается самым важным и интересным на всю жизнь. Я убеждена: не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с воспитанником. Каждое занятие должно приносить не только знания, но и радость познания, общения, уверенности в себе. Пусть ребенок будет всегда рад встрече с тобой. Это главное. Педагог должен идти по жизни, бережно неся в ладонях самое дорогое, что есть на свете – судьбы детей.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Роль педагога в современном обществе имеет жизненно важное значение. Он выступает в качестве опоры для передачи интеллектуальных традиций и технических навыков. Педагог — это мастер, который профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности.

Эта профессия благородная, а также трудная и требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы учебы и мысли, стремления к знаниям, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности к делу.  Она оказывает большое влияние на общество, в котором он живет, и никакая другая личность не может иметь более глубокого влияния, чем влияние педагога.

Среди педагогов существуют такие специальности, как воспитатель, учитель, вожатый, гувернёр, преподаватель, психолог. Все они работают с детьми в самых различных областях.

Учителя, которые были у меня на этом пути, вдохновили меня стать лучше.

Образование представляет собой целостную и интегрированную систему, включающую как знания, так и соответствующие навыки — например,социальные отношения, нормы общения, профессиональную деятельность. Важно понимать, что воспитание это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с принятыми нормами общества. В.А. Сухомлинский говорил: “ Воспитывай в себе Человека – вот что самое главное. Самое главное средство воспитания души – красота. Красота в широком смысле – и искусство, и музыка, и сердечные отношения с людьми.”

Система образования полностью изменилась – в наше время быть учителем означает не только быть помощником в трудном процессе получения образования; это означает быть творческим и высоко талантливым “проводником”, который сопровождает ученика во всех отношениях обучения.

Современные преподаватели должны уделять больше внимания новым методам обучения, что сделает обучение более приятным. Вместе с изменениями появились новые ожидания в отношении наших школ.В настоящее время школы должны научить своих учеников, как получить информацию и как выбрать ,и правильно использовать её.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Педагог должен работать как с одаренными детьми, так и в условиях реализации программ инклюзивного образования. Хороший учитель становится моделью для своих учеников, которые стараются следовать за учителем в его манере разговора, этикете и вежливости. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.

Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия. Исходя из того, что обучение является взаимодействием учителя и учащихся,эффективность этого взаимодействия зависит от того, насколько хорошоучитель научился использовать собственную уникальность, чтобы квалифицированнореализовать свои цели.

Каким же должен быть современный педагог, и какова роль педагога в современном  обществе?

Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком.” (В.А. Сухомлинский)

Учитель-архитектор любого будущего поколения. Поэтому, чтобы взять на себя ответственность учителя, нужно быть компетентным, морально честным и знающим. Роль учителя заключается в том, чтобы приобрести профессионализм и этику и соблюдать свой собственный моральный нормыи и правила своей школы, сохраняя при этом приверженность, конфиденциальности между учащимися и своими коллегами.

Суть обучения, по мнению Сухомлинского, в том, чтобы заинтересовать, удивить, заставить откликнуться, поощрять к мышлению, рассуждению, поиску правильных ответов. Школа должна держаться на принципах гуманизма реально, а не номинально. Быть справедливым, отзывчивым, сопереживать, брать на себя ответственность, не быть равнодушным — это и есть основа человечности.

Лучшими педагогами всегда становились люди, которые раскрывали своих учеников с помощью поиска подхода к ним как к личностям, а не с помощью упреков и нравоучений, которые явно любят свои предметы и передают эту страсть и желание узнать больше о своих учениках. Когда учитель не только имеет правильный ответ на вопрос обучающегося, но и может расширить обсуждение яркими примерами, забавными иллюстративными анекдотами и релевантными фактами, и когда учитель имеет глубокий колодец понимания и опыта, чтобы использовать, то каждый урок обогащается, и каждый студент может быть вдохновлен.

Учителя часто заботятся больше всего, не только о своей работе, но и о каждом ученике, которому они служат.  Недостаточно просто любить предмет: великие учителя также разделяют любовь к обучающимся.  Забота об учениках-это то, что вдохновляет учителей достигать, делать лучше, больше общаться, спрашивать, учиться, совершенствовать и улучшать. Это то, чему нельзя научить, даже в лучшей школе.

Значимость роли педагога в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д.Ушинский (1823-1956): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания ,чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо .

Сегодняшние педагоги должны уважать риск и неудачу и не реагировать на эти термины с негативными значением, а скорее с признательностью, любопытством и желанием определить причину, а также рецепт для улучшения. Они поддерживают учеников в их порочных учебных трудностях и помочь им понять и преодолеть ошибки, которые они неизбежно делают.  Их работа состоит в том, чтобы консультировать студентов, помочь им научиться использовать свои знания и интегрировать их в свою жизнь, чтобы они стали ценными членами общества.

Таким образом, педагог играет важную роль в качестве помощника и помогает школьникам в целом по организации образования. Он как никто другой должен знать характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей ,подростков ,юношей и девушек ,своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях.Любой учитель является навигатором жизненных ориентаций ребёнка, чтобы ребёнок научился учиться. В современном мире роль учителя весьма многогранна, учитель проводит так много времени с учениками, он может стать третьим родителем

ученика. Учителя могут быть постоянной положительной ролевой моделью для своих учеников, особенно для детей, у которых нет прочной семейной основы.

Список литературы:

 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 10 т. Том 3 — М. — Л.: 1950. – 239 с. 

Данилов Д.А., Корнилова А.Г. Индивидуальная подготовка студента к профессионально- педагогической деятельности [Текст] /Д.А. Данилов//учебное пособие издательство ЯГУ.- 2001.- С 12-26

Сухомлинский В. А.  Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа» Киев 1973.

Борытко Н. М.  Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред.  Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.

Педагог в современном мире (эссе)

Автор — Чёрная Е. А.

КГУ ОСШ № 7, г. Каражал

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

Н. А. Некрасов

Вам памятник, учителя,

Я высек бы из красного гранита.

Установил бы на просторе я

Большое человеческое сердце…

А. Дуйсенбиев, казахский поэт

С ранних лет человек учится познавать окружающий его мир. И чтобы понять, осознать и жить в нем правильно, ему нужны умные и понимающие его люди, всецело отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны направлять маленького человека на правильный путь, должны помогать ему не заблудиться на дорогах жизни, должны воспитывать его. Именно такими людьми и являются педагоги. Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждую маленькую частичку большого общества. Учитель – это призвание, талант, данный свыше.

В моей памяти навсегда остался неповторимый облик моей первой учительницы Людмилы Анисимовны. Мы никогда не слышали от неё неуместного слова, поспешного суждения или слов, унижающих человеческое достоинство. На её уроках мы сидели как заворожённые, боясь пошевельнуться, чтобы не пропустить ни единого слова. Она нас уважала и воспитывала как личность. Выбор профессии после окончания школы для меня был ясен – пойти по стопам своего первого учителя.

«Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получила такой результат, а не иной? Конечно, я понимаю, что наш современный мир претерпевает глобальные изменения. Естественно, образование не может оставаться неизменным. Чтобы соответствовать высокому званию «Учитель» приходится много учиться самому. Особенно в наше время, время информационных технологий, время глобализации, когда каждый день появляются всё новые и новые системы и оборудование. Профессия учителя требует от человека отдачи всех знаний и сил.

Итак, я — учитель. Что это значит? Часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Каким же всё-таки должен быть современный учитель? Профессия учителя нелегка, не каждому по плечу такая ноша, но, если я выбрала этот путь, я должна стремиться к совершенству педагогического мастерства: постоянно учиться самой и не бояться делиться своими знаниями с окружающими, будь то ученики или коллеги. «Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами»,- сказал мудрец. Учителю важно не только блестяще знать свой предмет, но и воспитывать учеников знаниями этого предмета. Мы вместе с ребятами постигаем тайны русского языка и литературы, я стараюсь сделать свои уроки яркими и неповторимыми, используя современные технологии: коммуникативную, проектную, компьютерную, игровую, здоровьесберегающую. Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая в учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью. Я учу ребят не бояться трудностей, смело браться за любое дело, открывая для себя этот удивительный мир, в котором мы живем.

Вот уже очень много лет отдаю я своё щедрое сердце детям. Суть моего педагогического кредо в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями. Всегда у меня в памяти слова М. Джалиля:

Жить бесполезно -лучше уж не жить,

На ровном месте кочкою служить.

Свети потомкам нашим как маяк

Свети как человек, а не светляк.

Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять. Со временем я поняла: если у педагога нет внутреннего стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может опереться на понимание того факта, что педагог выполняет роль наставника, человека, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к получению заработка; если он не знает и не понимает того, что учитель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не задержится в школе. Педагогические исследования показывают неизменность таких требований со стороны детей как доброта, терпимость, любовь к детям, требовательность, справедливость, артистизм. Родители ценят в учителе образованность, эрудицию, педагогическое мастерство, любовь к профессии, уважение к людям, такт. Немаловажную роль в имидже учителя играет внешний образ. Детям далеко не чуждо эстетическое чувство, они остро реагируют на всякий диссонанс, в том числе – в одежде, в манерах. Учитель должен иметь свой стиль во всем – в ведении урока, в поведении, в общении, в манере одеваться. Но главная составляющая имиджа учителя, по моему мнению, — его мудрость. Мудрый учитель никогда не придет к детям в дурном настроении, принеся с собой домашние проблемы и личные неурядицы. Мудрый учитель всегда найдет, за что похвалить ребенка, чтобы он стал успешным и уверенным в себе человеком. Мудрый учитель всегда несет радость общения, любовь и искорку счастья. Я убеждена в том, что подлинное право на учительство – это не диплом о профессиональном образовании, а призвание, главным критерием которого является неравнодушие к чужим судьбам, высокие человеческие достоинства, определяющие основу педагогической деятельности. Учитель не просто профессия, а образ жизни: бесконечная ответственность перед государством, обществом, учеником, а прежде всего — перед самим собой.

Возможно, когда–нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».

Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем!

Творческая работа

на Областной дистанционный конкурс

эссе «Педагог в современном мире»

Формазонова Полина Юрьевна

Город Караганда

КГУ «ОСШ № 51»

Учитель начальных классов

Одна из самых почетных и ответственных профессий на Земле – учитель. С раннего возраста ребенок уҹится познавать окружающий его мир. И ҹтобы понять, осознать и жить в нем правильно, нужно, чтобы его окружали умные и понимающие его люди, отдающие свое умение, старание и заботу. Они должны наставлять маленького ҹеловечка на правильный путь, помоҹь ему не потеряться на дорогах жизни, должны воспитывать его. Такими людьми обязаны быть педагоги. Они уҹат ребенка не только простым вещам, но и учат понимать самого себя, свою душу, свое я. Каждый человек — это крошечная частичка огромного мира, в котором мы живем. И для того чтобы уметь жить в нем, человек должен быть достаточно образованным.

Моей первой учительницей была Кулешова Софья Ивановна. Мы немного боялись ее, но это не помешало мне в 1 классе пригласить ее на свой день рождения. До сих пор помню ее, стоящую у дверей с альбомом и красками в руках. Потом моим классным руководителем была учитель биологии и химии Бочкарева Евдокия Михайловна. На её уроках мы сидели как заколдованные, боясь пошевельнуться, чтобы не пропустить ни единого слова. Я благодарна учителям теперь уже не существующей школы № 24 Бойко Марии Федоровне, Малеевой Валентине Михайловне, Ким Людмиле Федоровне и педагогу ТПУ Котовой Екатерине Александровне. Это учителя, у которых был талант, дар, данный свыше. Они любили нас, уважали и воспитывали как личность. Главное в моей работе: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями. В наше время труд педагога очень нелегок. Быть учителем сложно. Даже если ты чего-то добился, нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно идти вперед.

Наше современное общество достаточно сильно поменялось не в лучшую сторону. Изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время. На место прошлого поколения учащихся, для которых главным было уважение к учителю, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Настало такое время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж заметно упал.

Отличительная особенность педагогической деятельности – это полоса стрессов. Поэтому работать в школе остается только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой, у кого хорошо развиты воля и самоконтроль. В век бешеного развития новых технологий, педагог должен обладать багажом знаний и умений, необходимых в данное время: в совершенстве владеть компьютером, мобильно применять интерактивную доску. Я думаю, что это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют его среди других людей. Это громадное чувство юмора, доброжелательность, безграничное педагогическое мастерство, профессионализм. Ни одна профессия не ставит таких строгих моральных требований. Учитель – пример для подражания, поэтому он должен быть настоящим. Считаю, что предназначение учителя в современной школе: помочь найти смысл жизни человека. А значит, ему надо найти себя и своё место в этом быстро меняющемся мире.

Современный учитель – это творческая личность, которая обладает критическим мышлением, умеет создавать новое, опираясь на новые технологии обучения. Но, в итоге, — главная задача учителя начальных классов воспитать не математиков и физиков, а подготовить ребенка к будущей взрослой жизни. Чтобы он мог стать отличным специалистом, хорошим родителем, любящим семьянином, а возможно известным общественным деятелем. Но самое главное – он должен стать счастливым человеком. А счастливый человек добьется всего!

Я считаю, что учитель — это вторая мама. Ведь учитель дает ребенку знания и определенное воспитание. А школа – это второй дом, где малыш проживает не один год, где он становится личностью. И что сделают с ребёнком в школе – очень важно. Учитель должен строить свои отношения с детьми на полном доверии, взаимопонимании и уважении, не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых.

Я стараюсь дать детям не только «книжные» знания, но и подсказываю, как поступить в той или иной ситуации. Успеху в жизни люди в какой-то мере обязаны и учителю, ведь он вложил в них всю свою душу. Учительская профессия, изнуряющая и тяжелая, ведь младшим школьникам приходится уделять много времени и внимания. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Когда то я услышала фразу: «школа — это безумный мир со своими законами». Так почему я в нем остаюсь? Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. И каждый раз когда, казалось бы, уже не остается сил, наступает перерыв – долгожданные каникулы…

Так случилось, что в душе некоторых из моих учеников зародилось желание быть учителем. Надеюсь, что в них распустится этот прекрасный цветок, дающий им право называться настоящими педагогами!

Настоящий педагог оценивает свои успехи успехами своих учеников. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах, а хороший учитель в мыслях и поступках людей.

Хотелось бы нести людям только хорошие мысли. Очень хочется надеяться, вернётся престиж и уважение к этой самой благородной и нужной профессии. И в заключении мне хочется процитировать замечательные стихи поэта Сергея Островова:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно.

И в радости.

Вовремя есть.

Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно…

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Сколько еще «солнца» смогу подарить я своим ученикам? Ответит время….

метки: Учитель, Человек, Ученик, Общество, Современный, Отношение, Жизнь, Народ

Эссе

Роль учителя в современном обществе.

Многому я научился у своих наставников,

ещё более – у своих товарищей,

но более всего – у своих учеников.

Талмуд

Меняется время, меняются названия, но неизменной должна оставаться главная задача педагога — воспитание образованного, интеллектуально развитого, духовно здорового человека, способного, благодаря широте и гибкости профессиональной подготовки, стремиться к творчеству и решению нестандартных задач. Именно такие специалисты будут востребованы на рынке труда.

«Технологическая революция ведет к тому, что

Учитель по-прежнему остается главной фигурой в школе. Президент Н.А.Назарбаев в своем выступлении на Республиканском съезде работников образования и науки сказал по этому поводу: «Воспитание детей в духе любви к Родине, родной земле, к своему родному народу – очень важная, очень ответственная и почетная обязанность».

Несмотря на трудности настоящего времени, учитель должен быть самокритичным, осваивать новые методологические ценности. Они должны подготовить поколение новых личностей, умеющих творчески и системно осмысливать происходящее, всесторонне развитых, со сформировавшимся отношением к миру, обществу, к народу, постоянно пополняющим свои познания, непрерывно развивающимися и очень нужными для всей страны.

Как принято говорить, каждый человек родом из детства, а в этот период жизни все происходящее оставляет наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты в памяти человека. Часто выпускники школ приходят к своим учителям, с теплотой и любовью вспоминают школьные годы. Для многих из них учитель становится родным человеком, с которым он может быть откровенным и делиться своими переживаниями.

Проводить в жизнь задачи гуманизма на уроке истории – означает ставить на первое место человека как созидателя всех благих дел и замечательных начинаний, уметь показать его рост и его труд. Всесторонне и ясно показывать жизнь и труд замечательных людей, ярких деятелей в истории, уметь воспитывать учащихся на их примере, рассказывать об их благородных делах во имя народа, возвеличивать их. И здесь примерами выступают великие педагоги И.Алтынсарин, С.Кобеев, Л.Добранская, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев, Н.Волков и многие другие.

2 стр., 632 слов

«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими»

… прохожу, обучение и постоянно стремлюсь к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане. Учитель – это человек, который всегда должен стремиться к получению новых знаний. Однако высший профессионализм, педагог … научить?» Ответить на этот вопрос можно только с позиции опыта и практики. Учитель, который идет «в ногу со временем», использует на уроках современные средства и технологии …

Учитель должен уметь придерживаться этих принципов во взаимоотношениях со своими учениками, т.е. строить свои отношения с группой учащихся и с отдельными учениками с точки зрения подлинно высокой человечности, с уважением и почтением. Учитель в своих отношениях с учениками должен правильно использовать принцип демократизации. Значит, надо установить с учащимися доверительные взаимоотношения, считать их равными, по возможности их поддерживать, помогать им. Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам, могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Идеалом, к которому стремятся семья, школа, общество, является всесторонне развитый человек. Сегодня, для того, чтобы воспитание было эффективным, у учащихся необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Я убеждена, что воспитание в школе необходимо строить, начиная с урока – важнейшего фактора развития личности вообще и нравственного развития в частности. Обучение и воспитание соединены в один воспитательный акт.

Пожалуй, самым существенным для организации воспитания на уроке является умение учителя «видеть» отношения, наблюдать за поведением детей, выявляя в этом поведении скрытый нравственный смысл. Отношение проявляется во взгляде, в реплике, в действии, поступке, в мимике, жесте и эмоции. Личность учителя постоянно действует на нравственность школьника. Учитель должен строить свое отношение к детям не как к ученикам, а как к людям. Если ученик не видит в учениках людей, то его влияние нестойко.

Ученик может стать субъектом нравственного воспитания, если его познавательная деятельность нравственно ориентирована и он сам выступает как активный носитель нравственного отношения к окружающим людям, а этические ситуации, в которых он оказывается действующим лицом, постоянно разрешаются в соответствии с принципами морали.

18 стр., 8856 слов

Личность учителя глазами младшего школьника (на примере сочинения …

… отражения личности учителя в сочинениях учащихся. Таким образом, возникает противоречие между значимостью личностных качеств учителя в воспитательном процессе и отсутствием инструментария в использовании и оценке отношения младшего школьника к личности учителя. Проблема исследования: …

Вот уже девятнадцатый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Имея определенный опыт работы, стараюсь научить учеников логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы. Не скрою, что и у меня когда-то не все получалось. Я с благодарностью вспоминаю коллег по работе, которые в трудную минуту, приходят на помощь, советуют, как лучше сделать, а кто и покажет, как надо.

Как сказал российский историк Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». И я с ним полностью согласна. Нужно только знать, что мы хотим развить у ученика, чтобы добиться реального результата. Искренне, полагаю, что современный, талантливый учитель должен быть обученным, обучаемым и мотивированным. Его уроки, обязательно, должны быть интересными. А я по собственному опыту знаю, что этот интерес складывается из содержания урока: учебного материала, личности учителя, методов и приемов, которыми пользуется учитель. Учитель является примером для подражания. Роль учителя в современном обществе, в жизни человека огромна, так как именно он развивает нас, прививает базовые нормы морали, открывает наши способности и заставляет поверить в себя. Если учитель сильный и мудрый, он направит своих подопечных по нужному пути. Талантливый учитель никогда не стоит на месте. Он все время развивается, а вместе с ним и его ученики. Я думаю, что самый главный успех учителя — в его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, а нашли в нем себя!

Эссе на
тему:

«Роль
современного педагога в воспитании детей и молодежи»

«Учусь
у времени, в котором я живу, учусь у детей, которые рядом».

Быть
человеком значительно труднее,

чем
им называться. Если хотите,

чтобы
Ваши воспитанники были ЛЮДЬМИ,

будьте
ЧЕЛОВЕКОМ прежде всего ВЫ.

В.
Сухомлинский

Педагог—это
единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение
и воспитание. Профессия педагога – одна из древнейших, если бы педагог не
занимался детьми, наше общество прекратило бы свое развитие. Поэтому в
современном обществе педагог – это главная «фигура», к которой предъявляют
особое внимание и требования.

Роль педагога в
воспитании детей и молодёжи громадна!

Главным и
постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к
педагогической деятельности; наличие гениальных знаний в той области, которой
он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый
интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное
владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Педагог – это
человек, отдающий свое сердце детям.

Я считаю, что
второй, немаловажной ролью педагога в современном обществе, после обучения,
является воспитание. Педагог должен владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Уметь
общаться с детьми, понимая и принимая их, признавая их достоинство. Уметь
обнаруживать и реализовывать воспитательные возможности различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной). Видеть,
как на твоих глазах меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а
умнее, добрее и милосерднее – это очень важно для учителя. Я хочу, чтобы они
стали такими, делаю все возможное для этого через личные беседы и различные
мероприятия, делюсь опытом с коллегами. Стараюсь поддерживать конструктивные
отношения с родителями учащихся, привлекая семью к совместному решению вопросов
воспитания и всегда получаю поддержку.

Есть еще одна часть,
составляющая общий портрет педагога в современном обществе, – это развитие.
Только через развитие своих личностных качеств и профессиональной
компетентности возможно добиться качественных результатов обучения и воспитания.
Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на
дороге учителя. Больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять
и обновлять свои знания – так понимаю требование времени и стараюсь
соответствовать ему. Ведь труд учителя нелегок, любые методические указания,
программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут в его реальной,
каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и
девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а иногда недетские
трудности. И здесь для учителя начинается выработка собственных подходов,
личных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность
педагога. В наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно,
должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим
временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску.
Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии
общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует
поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне
развития общества Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует
будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена
выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.
Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не
может быть под солнцем”, — писал великий педагог Я. А. Коменский (1592—1670).
По словам Я. Коласа (1882—1956), классика белорусской поэзии и литературы,
педагог — это не только воспитатель, педагог, это друг человека, который
помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень. Социальные функции
педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и
быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним
переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят
в этом обществе. Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога,
польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: “У учителя сегодня более
сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста,
промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе (1925 г.— И.
Пр.). Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в
истории социальных преобразований, новатором мировой культурной революции. Главная,
социальная функция педагога в современном обществе — формирование духовного
мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества.
Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения
знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с
принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления
об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в
соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия
терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

«Много
тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им.
Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из
Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну
небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в
каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

В
наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто
«подателя информации» по предмету. Я же вижу педагога воспитателем и
наставником человека, способствующим становлению личности ученика. Слово
«школа» восходит к латинскому «скале» — лестница. Речь идёт прежде всего о
лестнице восхождения – физического, интеллектуального, духовного в человеке,
поэтому на своих занятиях я стараюсь быть с воспитанниками на равных, помня,
что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются
неокрепшими их душами. Я считаю себя современным педагогом, а потому, не мыслю
себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должен быть
образцом для своих учеников. Педагог, который перестал внутренне развиваться,
учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Я следую заповеди:
учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь даже самым
незначительным успехам моих учеников. Для меня, как педагога, важно создавать
на каждом моем занятии ситуацию успеха для каждого ученика. Я счастлива, когда
ребята с интересом идут ко мне на занятие, но для меня важно и то, что я иду к
ним с удовольствием и жду встречи с ними.

Общеизвестно,
что «личность воспитывает личность». Вглядитесь внимательнее! Да, мы замечаем,
что возле внутренне богатых и одаренных людей вырастают не менее окрыленные. Но
невозможно описать, как выстраивается этот «воспитательный процесс». Личность
способна создать вокруг себя определенную среду, своего рода силовое поле.
Чтобы создать его, нужно обладать большим внутренним «зарядом». Это поле
невидимо, оно действует на «родственные» объекты. Под родством здесь можно
понимать наличие определенных способностей. Нельзя развить то, чего нет. Наблюдая
те положительные изменения, которые происходят с моими воспитанниками,
соприкасающимися с миром спорта, физического совершенствования, я еще более
утверждаюсь в мысли, что «красота спасет мир». Я отдаю все свои силы для того,
чтобы научить ребят «искусству физического и духовного самосовершенствования».
«Чувства не обманывают, обманывает разум», – сказал однажды Гёте. Если угодно,
– это и есть один из краеугольных камней моей педагогической философии. Значит
ли это, что я целенаправленно воспитываю чувства? И да, и нет! «Да» в том
смысле, что на моих занятиях чувства детей всегда найдут себе пищу. У меня не
бывает занятий без экспериментов, и эксперименты в них играют очень важную роль
– исходных моментов познания и материала для обсуждения, постановки проблем и
поиска закономерностей. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где
говорится об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан
каждому его господином.

Если
в окружающих я — Личность (учитель) вижу Личности (учеников), признавая их
неповторимость, уважая их мысли, право на свободу выбора, я признаю тем самым
их право на сотрудничество. … А сотрудничество — это точка отсчета в
деятельности Воспитателя, Учителя. Коллектив — это не объединение индивидуумов,
это сочетание личностей. Мы знаем, что ведущий мотив жизни и деятельности
ученика — самоутверждение в коллективе. Быть признанным, занимать определенное
место, играть определенную роль. Сотрудничество состоит в том, что учащие и
учащиеся вместе делают одно дело, успех которого определяется личным вкладом
каждого члена коллектива. А результат — это общая радость, это мелодия, которая
исполняется людьми, владеющими разными инструментами. И чем богаче каждая
личность, тем красочнее ее индивидуальная мелодия.

Современный педагог
должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно
использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Радует, что
в настоящее время наше государство и правительство обратило особое внимание на
проблемы образования. Нашим педагогам оказывается всяческая поддержка в
социальной сфере, повышается заработанная плата. Учитель-профессионал не только
тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с
учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам. По мнению
родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами,
стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение педагога учиться
в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно. Все это служит
одной цели – повышению качества знаний и воспитания учащихся, чтобы в
дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными  во взрослом мире.

Учитель химии и биологии Кондратова Т.С.

Педагог в современном мире

In qua mensura mensi fuertis , remetietur… (лат.)
Какой мерой будете мерить, такая вам и отмерится…

Педагог – в дословном переводе — «человек, ведущий за собой детей» .Слово «педагог» появилось тогда, когда человечество осознало, что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, нужны люди, умеющие передать молодым нравственные ценности. Так наука обучения и воспитания подрастающего поколения получили название «педагогика». В настоящее время мы отождествляем слова «педагог» и «учитель».

Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Учитель — тот человек, которому предназначено вершить долгий, великий, созидательный процесс- формирование Человека. «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке»,- писал Я. Корчак. Словам великого педагога созвучны мысли ученого Н.И.Пирогова: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.»

Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый учитель должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей «эстафету знаний, культуры» .

ХХ1 век — век высоких технологий и низменных инстинктов, век великих достижений и безнравственных поступков. Мы можем сколько угодно обвинять современную молодежь в бездуховности, но Добро и Зло на земле жили всегда.

« В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе»,- писал Бэкон Ф.

Что выбирает наше молодое поколение ? Алчность, безнравственность, лживость или честь, истину, долг? Добро или зло? Какие всходы получит общество: сорную траву или злаки?

Научить ученика отличать «…зерна от плевел….», научить вовремя полить одно и истребить другое, научить делать правильный выбор – вот истинное предназначение учителя в ХХ1 веке.
Определить правильную жизненную позицию – вот чему должен учить современный наставник. Роль учителя в современном мире громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание. Это общение, вследствие которого происходит обмен информацией, заложение преобладающих для ученика – будущего взрослого человека – свойств характера, мировоззрения. Сосредоточенный ученик всегда внимает слову наставника. Я вспомнила, какое значение учителю придавал великий художник Николай Константинович Рерих. В его широком психологическом диапазоне творчества особое место занимает серия «Его страна», посвящённая личности. Картина «Жемчуг исканий» как раз повествует нам о предназначении учителя. На фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами, изображены Учитель и Ученик. Они склонились над «ожерельем» в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной, и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем , и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину. Связь истинного учителя и чуткого ученика священна, она настолько плотна на энергетическом уровне, что побуждает гениев возвышать цели и итоги этого познания.

Образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом?

Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы. « Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,- хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды — еще лучше»,- писал В.Гюго. Учитель не может «вставить» ученику свои мозги и прожить за ученика его жизнь, а потому доблесть учителя — сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям и невзгодам, к славе и удаче. Именно это, а не сумма знаний, является целью настоящего учителя. Умение передать сумму знаний — это необходимое, но недостаточное условие, чтобы считаться современным учителем. Сухомлинский писал о том, что надо хорошо знать предмет, чтобы он не мешал учителю наблюдать за интеллектуальным ростом ребенка, чтобы учитель был способен раскрыться и увидеть РОЖДЕНИЕ МЫСЛИ у ребенка, а не просто правильность ответа. Развитие идет только тогда, когда есть искренняя заинтересованность взрослых к развитию ребенка, их нескрываемая радость, а также — глубокое желание самого ребенка.

Во-вторых, необходимо иметь психологический профиль педагога и на стадии профориентации подсказывать юношам и девушкам, насколько они по своей психологической природе соответствуют выбранной профессии. Однозначно в школу нельзя допускать акцентуированные личности, нежелательно допускать меланхоликов или смесь холерик-меланхолик. Конечно, речь не идёт о запрете на профессию. Стандартный психологический профиль педагога не должен быть прокрустовым ложем, но если у кандидата есть минусы — они должны уравновешиваться.
В-третьих, недопустимо пускать на самотёк и превращать систему образования в отстойник для неудачников и «дорабатывающих». Необходимы меры, позволяющие обществу влиять на процесс отбора учителей. Государство должно разработать и способствовать осуществлению этих механизмов. На ранней стадии отбора, перед получением педагогического образования, возможно, необходимы рекомендации и характеристики от учителей, соседей?

 Менделеев Д.И. писал:  «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».

Еще десятилетие назад в учительство шли случайные люди. Сегодня – я вижу, что людей, которые становятся учителями сознательно, по призванию, намного больше. Может это и есть начало возрождения Великой миссии Учителя?

«Учитель» рождается от «ученика». Мы все выступаем в роли сначала «учеников», потом «учителей», став родителями…

Взрослые, которые окружают ребенка и учат его искусству жизни. Какой уровень духовности культуры, образования имеют они ? Только в единомыслии и взаимоуважении воспитателей лежит успех воспитания. Учитель – тот человек, которому самой его должностью назначено передавать из рук в руки другого знания, идеи, опыт социальный и нравственный. Передадим ли мы все это новому поколению, не искажая истинного значения этих великих идеалов ?

Есть у Б. Пастернака такая строка : «О детство, ковш душевной глуби….» И от того, чем наполниться этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.
Духовность заложена в человеке изначально. Она заметно проявляется в детском возрасте – малыш рисует, поет, хорошо чувствует природу и любит родителей не за «что- то», а просто любит.

Но почему же ребенок, взрослея, утрачивает богатство своей души ? Да, духовность дается человеку свыше. Но на ее основе должна сформироваться нравственность. А нравственность – состояние развитости внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он Человек.
Ребенок идет в первый класс, открывается новая страница жизни.

Теперь вступают в свои права школа, учителя, ученический коллектив.

Человек растет дальше — жизнь продолжается. Заканчивая шестой класс, ученик должен знать, откуда взялись египетские пирамиды и почему восстал Спартак, а закончив седьмой — иметь представление о конгруэнтности треугольников. Ну а когда он должен начать задумываться о своем будущем? Какие вехи намечает ему учитель?

Подсчитано, что за время учебы в школе ученик посещает десять тысяч пятьсот уроков. Минует десять сентябрей и ребенок станет юношей. И придет его семнадцатая весна. Никакое другое десятилетие не вмещает столько: маленький становится большим, ребенок – взрослым. Новым смыслом наполняются слова: дружба, верность, совесть, честь, долг, Родина. Первые раны сердца, первые муки сомнений, первые радости исполненных надежд – все это произойдет в главное десятилетье. Так бывает всегда. Так было всегда.
Вспоминаются слова Ш. А. Амонашвили: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций. Через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес». Можно чего-то не узнать и не понять на десяти тысячах пятистах уроках, но одно нельзя не осознать до глубины сердца юному человеку в эти годы — становления его как Человека. Взросление – не просто восхождение по накатанной дорожке, снабженной пояснительными знаками и указателями. Расти – это трудная работа, в одиночку ее еще никому не удалось одолеть.

«Есть в школе уроки математики, русского языка, ботаники, астрономии. Но нет уроков внимания, великодушия, благородства, уважения к людям. И всё-таки хороший учитель учит всему этому своих учеников. Учит самым высоким и прекрасным человеческим чувствам, будит ум и сердце»- писала Марецкая В.П. Учитель — это призвание, учительство — это служение, а не работа. Поэтому учитель должен работать для исполнения своей миссии на земле. Поэтому идеальный учитель — это такой, для которого учительство — смысл жизни. Его высшая корысть — быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу.

Л.Н.Толстой сказал «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным.» Если говорить о настоящих учителях, они учат даже просто одним своим присутствием.

Учитель ХХI века – уверенный в том, что он должен быть именно таким Это человек, который готовит будущее. От него зависит , что ждет нас всех в дальнейшем. От него зависит, что «отмерится» нам завтра и послезавтра. Современный учитель имеет силы и решимость исправить не только пробелы в знаниях и воспитании, он может изменить саму человеческую жизнь.
…. Родился новый человек. Его душа – как чистый лист бумаги. Какая повесть будет на этом листе написана? Каким людям ее придется писать? Какой мерой он будет измерен, и какую меру получим мы все ?…

  • Роль памяти в жизни человека сочинение
  • Роль отца в моей жизни сочинение
  • Роль отца в воспитании ребенка сочинение
  • Розыскиваемый или разыскиваемый как правильно пишется
  • Розыскиваем или разыскиваем как правильно пишется