Роль пейзажа описание тополей в рассказе дед архип и ленька

В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком – он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.

Многие произведения М. Горького создавались в начале XIX века. Это время многие считали мрачным, “безгеройным”. Поэтому не удивительно, что его рассказы, повести, романы и пьесы воспринимались как свежее дуновение ветра, как светлый луч в непроглядной тьме.

Читая страницы произведений М. Горького, обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются им на фоне ослепительной, играющей всеми красками природы. Вот, например, как начинается рассказ “Мальва”, повествующий о трудной жизни, о конфликте двух поколений: “Море – смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок… Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости.

Солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет”. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного. Особенно сильно этот контраст проявляется в эпизоде, когда на фоне тишины, прелести красок заката вдруг слышится “пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова”.

И эти слова, “гадкие, как мокрицы”, разрушают чудо, оскорбляют музыку волн. Я думаю, что без описаний природы было бы невозможно так сильно и достоверно Передать всю неприглядность и мерзость жизни рабочих на промыслах.

В других ранних произведениях писателя много солнца, воздуха; свободой и травами благоухают степные просторы. И опять неумолчно шумит, смеется, распевает гимны море.

В начале рассказа “Старуха Изергиль” пейзаж вызывает у читателя определенный эмоциональный настрой, создает естественный фон свободной, вольной жизни. Море, голубая мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который “тек широкой ровной волной. Но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов”. Кажется, что именно так должна начинаться сказка.

И действительно: под влиянием настроения, навеянного красотой летнего вечера, старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко и историю собственной жизни.

Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев. Так, море в рассказе “Челкаш” – вольная и свободная стихия, которая освободила душу Челкаша от мелкого стяжательства, от унизительной жадности и страсти к деньгам.

Степь в рассказе “Дед Архип и Ленька”, лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обыденна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Иногда природа имеет двойственный характер.

Она либо помогает людям, либо противостоит им. Вот как описывает Горький лес в легенде о Данко: “Там были болото и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. (…). Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось, раздавить их…

А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям”.

Когда же людям удается победить страх благодаря великому подвигу Данко, то лес отступает. Сказочно прекрасной предстает перед ними земля: “И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался позади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река..”.

Люди должны обязательно верить во что-то светлое и радостное, что ждет их впереди.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование. Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такие штрихи позволяют полнее раскрыть характер героя, его чувства и переживания, взгляды на мир.

Описания ликующей, живописной природы усиливают ноту бодрости, надежды, действенной активности в творчестве писателя. Горьковские пейзажи напоминают читателям о непрерывном, вечном обновлении жизни, зовут относится к ней мужественно, активно, творчески.

Loading…

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Роль природы в произведениях М. Горького

Роль природы в произведениях М. Горького

    В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком — он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней.

    Многие произведения М. Горького создавались в начале XIX века. Это время многие считали мрачным, “безгеройным”. Поэтому не удивительно, что его рассказы, повести, романы и пьесы воспринимались как свежее дуновение ветра, как светлый луч в непроглядной тьме. Читая страницы произведений М. Горького, обращаешь внимание на то, что даже самые тяжелые драмы, как правило, изображаются им на фоне ослепительной, играющей всеми красками природы. Вот, например, как начинается рассказ “Мальва”, повествующий о трудной жизни, о конфликте двух поколений: “Море — смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок… Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море — тем, что отражало его ликующий свет”. Красота и гармония, царящие в природе, противопоставлены жизни людей, в которой много некрасивого, мучительного, грязного и даже страшного. Особенно сильно этот контраст проявляется в эпизоде, когда на фоне тишины, прелести красок заката вдруг слышится “пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова”. И эти слова, “гадкие, как мокрицы”, разрушают чудо, оскорбляют музыку волн. Я думаю, что без описаний природы было бы невозможно так сильно и достоверно передать всю неприглядность и мерзость жизни рабочих на промыслах.

    В других ранних произведениях писателя много солнца, воздуха; свободой и травами благоухают степные просторы. И опять неумолчно шумит, смеется, распевает гимны море.

    В начале рассказа “Старуха Изергиль” пейзаж вызывает у читателя определенный эмоциональный настрой, создает естественный фон свободной, вольной жизни. Море, голубая мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который “тек широкой ровной волной. Но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов”. Кажется, что именно так должна начинаться сказка. И действительно: под влиянием настроения, навеянного красотой летнего вечера, старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко и историю собственной жизни.

    Природа не только украшает повествование, но и становится связующим звеном между реальной жизнью и романтическим миром сказок и легенд. Кроме того, она тесно связана с душевным состоянием героев. Так, море в рассказе “Челкаш” —- вольная и свободная стихия, которая освободила душу Челкаша от мелкого стяжательства, от унизительной жадности и страсти к деньгам. Степь в рассказе “Дед Архип и Ленька”, лес в легенде о Данко изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обыденна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Иногда природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, либо противостоит им. Вот как описывает Горький лес в легенде о Данко: “Там были болото и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. (…). Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сепом сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям”.

    Когда же людям удается победить страх благодаря великому подвигу Данко, то лес отступает. Сказочно прекрасной предстает перед ними земля: “И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался позади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…” Люди должны обязательно верить во что-то светлое и радостное, что ждет их впереди.

    С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование. Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такие штрихи позволяют полнее раскрыть характер героя, его чувства и переживания, взгляды на мир.

    Описания ликующей, живописной природы усиливают ноту бодрости, надежды, действенной активности в творчестве писателя. Горьковские пейзажи напоминают читателям о непрерывном, вечном обновлении жизни, зовут относится к ней мужественно, активна, творчески.

32987 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Роль природы в произведениях М. Горького

Смотрите также по
разным произведениям Горького:

  • Критические статьи

Мы изучаем — Анализ произведения Дед Архип и Лёнька Горького. Подсказки школьнику

Жанровая направленность произведения представляет собой короткую новеллу, основной тематикой которой является размышления о смысле человеческой жизни.

Композиционная структура рассказа представляет несложной в виде небольшого объема.

Главными героями произведения являются дед Архип и его внук Ленька, представленные в образах близких родственников, вынужденных скитаться с целью преодоления нищенского существования.

Ленька изображается в рассказе в качестве десятилетнего мальчика, являющегося круглой сиротой, не имеющего родителей, за исключением больного деда, отличающегося чистотой душевного восприятия.

Сюжетная линия разворачивается в момент пребывания героев в кубанскую станицу, где планирует получить хорошее подаяние, поскольку чувствует приближение своей скорой смерти и переживает за дальнейшую судьбу внука, который может остаться без средств к существованию.

На пути в станицу у героев происходит встреча с местным казаком в лице Андрея Черного, который приглашает путников переночевать в собственном доме.

Однако в течение дня происходят события, кардинально меняющие планы деда Архипа и Леньки.

Мальчик, разойдясь с дедом в разные места, прося милостыню, встречает на одной из улиц станицы плачущую девочку, которая делится с Ленькой своей бедой в виде потерявшегося платка.

Затем мальчик подходит к церкви, где назначена встреча с дедом Архипом, и обнаруживает последнего с целым мешком подаяний. Ленька подозревает, что дед совершает кражу, однако даже при их задержании полицейскими это не подтверждается.

Герои отправляются на окраину станицы, где совершают привал, на протяжении которого Ленька предъявляет деду претензии, однако старик обосновывает кражу кинжала и платка необходимостью накопления для будущего мальчика.

Не выдержав позиции деда и вспоминая слезу девочки, Ленька убегает в степь, несмотря на наступающую грозу.

На утро местные жители обнаруживают под деревом мертвого старика, а при нем пропавшие вещи, а затем в овраге – погибшего мальчика.  Обоих хоронят там же под деревом, поскольку ворам нельзя покоится на обычном кладбище.

Смыл рассказа заключается в столкновении разных нравственных идеалов.

2 вариант

В 1893 году Максим Горький написал «Дед Архип и Ленька», в котором он описал жизнь бродяг.

Жанр — новелла.

Действия происходят в Кубани, где старик и мальчик были бродягами, но не хотели оттуда уезжать. Однажды они ждали корабль, они решили поспать перед поездкой, мальчик быстро уснул, но дед так и не смог уснуть ему очень сильно болело сердце. Через некоторое время Ленка проснулся, и увидел, что деду плохо. Дед сказал, что с ним все хорошо. Недалеко от берега стоял паром, на котором они должны уехать. Ленька очень хотел скупятся в реке, но быстрая речка и могла его унести, и тогда дед предложил привязать к ноге верёвку, и держать, чтобы того не унесла река. Мальчик улыбнулся потому что понимал, что река унесет их обоих. На паром подошел старенький, казак который позвал паром. На пароме дед рассказывал мальчику истории его жизни, но мальчик уснул.

Казак познакомившись с дедом, пригласил их к себе домой, чтобы те переночевали. Когда они приехали на хутор где жил Козак. Он сказал, что он главный в своей деревне, и их примут. По приезду они сразу пошли просить у людей милостыню, но вмести они не ходили, хотя дед напросил намного больше деда, так как мальчик был очень стеснительный и не хотел просить в люде милостыню. На одной из улиц Ленька, увидел девушка которая плакала, потому что потеряла платок. Он ее пожалел, и пошел искать деда, ведь чем он может ей помочь, если у него ничего нет. Они должны были встретится около церкви. Встретив деда, он увидел, что тот много принес подачек. Дед попросил, чтобы мальчик выкинул кинжал платке и запомнил где чтобы потом забрать, но мальчик понимал, что это платок девушки. Казаки узнав, о том, что что дед украл, начали их допрашивать. Ленька упал в обморок, а дед не признавался. Их выгнали из хутора ведь они понимали, что это украл дед.

По дороге из села дед подобрал платок с кинжалом и показал его мальчику, но тот не обрадовался, а начал обвинять во всем деда, что их выгнали из-за него. Но дед говорил, что делал все ради будущего мальчика. Уходя мальчик увидел девушку у которой украли платок, он понимал, что это его дед украл платок, ему было очень стыдно за деда, чувствуя себя вором началась гроза и Ленька обиделся на деда убежал. Следующим утром деда нашли люди, он кого-то искал, но не мог говорить, вед которые дед украл лежали при нем. Вечером дед умирает, и его хоронят там, где и нашли. Через несколько дней умирает и Ленька, его похоронили около деда, сделав маленькую могилку.

Темой новеллы есть то что даже в самых трудных ситуациях не нужно воровать, а быть человеком, и что воровство — это последний выход из ситуации.

Главные герои: Дед Архип, Ленька, девочка, казак

Композицией новеллы есть рассказ небольшого размера.

Все сочинения

Тема.          Внеклассное чтение. Рассказ
А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька».
(7 класс)

Цель урока.    Учить учащихся работе с
художественным текстом произведения, отыскивать

               
необходимые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

 композиция,
художественное своеобразие произведения.

           Заострить
внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

 развитии
сюжета.
          

  Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

 Воспитывать
у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование.
Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».

Ход урока.

  I      Повторение. (Опрос).

1. Что такое тема художественного произведения?

2.     Что такое идея?

3.     Каково отношение автора к главному
герою в повести «Детство»?

 II. Изучение нового материала.

1.    Беседа о рассказе по вопросам.

1)            
Понравился ли вам рассказ?

2)           
Кто из героев
рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный,
правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2.    Работа с текстом. Комментированное
чтение и анализ отдельных эпизодов.

1) Где происходят события, описанные
в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых
или трагических событиях пойдет речь?

Работа с текстом.
Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а)  Как вы понимаете выражения: «На
темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», … «пыльные
физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» — 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты
главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки…»

Лёнька: «… лежал
калачиком. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях…»  — Что можно сказать
о них.

в)  Как вы думаете, на что указывают
уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

Как автор относится к
своему герою? (Он симпатизирует ему, жалеет его).

г)  Обратите внимание, как описывает
автор глаза Лёньки: «… большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые…»

О чем
говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ,
подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и
внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон
земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты
нищих.

И
Архип ,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно
находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза
тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного
на белом свете, а река равнодушно плещет о
берег, «Ярко улыбается
безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием — смятением
старика.

2)  обратите внимание на
то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется
социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька,
Лёнька!., кабы грамоту тебе!…»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И
никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный…»

Обобщение.

3)   Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с
девочкой (Сцена начинается по ролям)

а)  Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как
это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится
к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр.
43,44,46;

    зачитываем
эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча…» и заканчивая
словами:                        
«Не будет тебе на том свете прощенья за это!»

 Обобщение.

 5) Чтение
заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

   а) Как пейзаж усиливает трагическую
развязку рассказа.

   б) Вспомните, что такое авторская
позиция, какова она здесь?

   в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни
произведения:

«Крик его, заглушаемый отзвуками грома,
прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

Когда бьют в колокола? (Когда
приходит беда, несчастье).

Трагическая нота
звучит и дальше: «Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал
так таинственно, точно
предупреждая о чём-то… каждая капля… умирала без эха…»

Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор.
В данном случае подразумевается повторение смерти.

И далее читаем:
«Голос деда поднялся до пронзительного визга, вселившего в грудь Лёньки
ужас».

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота — судьба Лёньки. Она
под ударом.

Читаем дальше.

«Удары грома, сотрясая степь и небо,
рокотали теперь…» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел…»

Обобщения и выводы
учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста
деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: «
Сытый человек-зверь… Враги друг другу — сытый и голодный…»

  Окружающие условия нравственно
исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, воровать. Изображая встречу с казаком,
писатель не только говорил об
униженном положении обездоленных, но и
указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и
низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым»
голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы
разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В
станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается
от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел,
отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

Тронутый
слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду:  «Вор ты старый!»

Разразившаяся
во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть
переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство — нора
рабской морали», — говорит
читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

III.     Рассматривание иллюстраций к
рассказу и беседа по ним.

IV.         
Рефлексия:

1.  С каким рассказом А.М.Горького
познакомились на уроке?

2.             
Что особенно
запомнилось в характере Лёньки?

3.             
Какова основная идея рассказа?

4.             
Есть ли у вас
дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V.  Домашнее задание.

Написать
сочинение — отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького
«Избранные произведения», «Детская
литература», М., 1975).

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

                                                  Учитель
русского языка и

                                                        
литературы высшей категории

                                    Бахтин С.Ф.

п.Реконструкция

2014г.

Здесь даны основные сведения о рассказе М. Горького «Дед Архип и Лёнька», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей, указаны темы и идея этого рассказа.

Описание произведения и книги для читательского дневника

  • Автор: Максим Горький.
  • Название произведения: «Дед Архип и Лёнька».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1893.
  • Название книги: «Дед Архип и Лёнька».
  • Место издания: Москва.
  • Издательство: «Детская литература».
  • Год издания: 1975.
  • Страниц: 32.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Дед Архип и Лёнька» Максим Горький написал в 1893 году. Первая публикация — в нижегородской газете «Волгарь» в 1894 году. Рассказывается в этом произведении о трагической судьбе двух нищих: старика Архипа и его внука Лёньки.

Время и место действия рассказа

Действие рассказа происходит в конце 19 века в кубанской степи и в казачьей станице.

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Дед Архип — нищий старик. Он очень стар, болен, постоянно кашляет. Нищенствует он уже 10 лет. Архип любит своего внука, которого он пестовал 7 лет, и беспокоится, как мальчик будет жить без него, когда он умрёт. Старик мечтает скопить для Лёньки побольше денег, чтобы он не пропал потом один. Ради этого Архип иногда занимается воровством.
  • Лёнька — внук Архипа, ему 10 лет, он маленький, хрупкий, одет в лохмотья. У него худое лицо, бледные губы, большие голубые глаза, «не по-детски вдумчивые». Мальчик любит и жалеет деда, которому приходится на старости лет ходить по городам и сёлам и просить милостыню. Лёнька добр не только к нему, он пожалел и девочку, которая потеряла платок. Узнав, что этот платок украл у неё дед Архип, он осуждает его. Честный, добрый мальчик не приемлет воровства.

Другие персонажи

  • Андрей Чёрный — добрый казак, пожалевший нищего старика и его внука, подвёзший их до станицы на арбе и пригласивший их на ночлег.
  • Девочка, у которой Архип украл платок — девочка лет семи, плакавшая от того, что потеряла подарок отца — голубой платок с цветами.

Темы

В рассказе М. Горького «Дед Архип и Лёнька» раскрыты темы:

  • жизнь обездоленных людей;
  • тяжёлое детство;
  • социальная несправедливость.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Дед Архип и Лёнька»: за добро нужно платить добром, не опускаться до воровства даже при самой тяжёлой жизни.

Цитаты из рассказа «Дед Архип и Лёнька»

  • «Здесь по Кубани подают милостыню щедро; народ всё зажиточный, хотя тяжёлый и насмешливый. Не любят нищих, потому что богаты…»
  • Враги друг другу — сытый и голодный… Потому и невозможно им жалеть и понимать друг друга…»

Изобразительно-выразительные средства

  • Метафоры: золотое море пшеницы; ярко улыбалось безоблачное небо.
  • Эпитеты: могучий металлический удар (об ударе грома); широкий звук; звуки тихие, но густые.

Словарь незнакомых слов

  • Арба — длинная телега на четырёх колёсах (на Кубани).
  • Оскорь — разновидность тополя.
  • Пестовать — нянчить, любовно воспитывать, выращивать.
  • Путина — устаревшее значение пути, дороги.

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Дед Архип и Лёнька были нищими, ходили, питаясь милостыней, по городам и сёлам и добрались до Кубани. Переправились они через реку на пароме, а до станицы их подвёз на арбе казак. Он пригласил вечером прийти к нему на ночлег. Звали этого казака Андрей Чёрный.

Старик и мальчик пошли собирать милостыню по станице отдельно друг от друга. На Кубани люди были зажиточные, подавали много. Один дед мог набрать много еды, поэтому Лёнька прилёг у плетня и уснул.

Проснулся он от плача. Плакала девочка лет семи, потерявшая подарок отца — голубой платок с цветами. Лёньке стало её очень жалко.

Когда вечером он встретился у церкви с дедом, насобиравшим полную котомку подаяния, один казак велел им идти в сборную. Казак шёл впереди, дед сунул внуку тряпку, в которую был завёрнут голубой с цветами платок, и велел выбросить в бурьян.

В сборной казаки обследовали котомку старика, обшарили одежду и его, и внука, но то, что искали, не нашли.

За станицей дед показал Лёньке кинжал в серебре, который он своровал в станице. Старик хотел продать его — он копил деньги для внука, так как беспокоился, как Лёнька будет жить после его смерти. Мальчик со злостью назвал деда вором и упрекнул, что он украл платок у маленькой девочки.

Началась гроза с молниями и громом. Дед обиделся, что внук, которого он пестовал семь лет и для которого он иногда воровал, чтобы скопить мальчику деньги, обвиняет его. Он решил, что Бог наказывает его за воровство, стал кричать об этом, как безумный, и так завыл, что Лёнька кинулся от него прочь.

Утром станичные мальчики за околицей увидели старика, лежащего рядом с кинжалом. К вечеру он умер, а через два-три дня рядом с ним похоронили и Лёньку, которого нашли мёртвым в степной балке.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Двое нищих — дед Архип и Лёнька, пройдя множество городов, добрались до Кубани, благодатного края, где в степи много полей пшеницы. Живут здесь зажиточные люди, они хоть и не любят нищих, но милостыню подают щедро.

Старик и мальчик, ожидая паром, прилегли на берегу Кубани. Дед Архип начал говорить о том, что скоро умрёт, а Лёнька ещё мал, чтобы работать. Он беспокоился о том, как мальчик будет без него жить. Лёнька сказал, что поступит служить в трактир или уйдёт в монастырь.

К берегу подъехал на арбе казак и стал громко звать паром. Двое казаков подвели паром к берегу, и дед, его внук и казак с лошадью, запряжённой в арбу, вошли на паром.

Когда переправились на другой берег, казак пожалел старика и хилого мальчика и предложил довезти их до станицы. Он сказал прийти на ночлег к нему, пусть у людей спросят, где живёт Андрей Чёрный (так звали казака) и приходят.

В станице дед и внук решили ходить за милостыней порознь, а встретиться у церкви.

Лёнька не пошёл просить милостыню, так как здесь подавали щедро, и дед один мог набрать много еды. Мальчик прилёг у плетня и заснул. Разбудил его плач — плакала девочка лет семи. Лёнька пожалел её и расспросил, почему она плачет. Оказалось, что девочка потеряла голубой платок с цветами, который ей привёз с базара отец. Леньке стало её жаль, он думал, что ей достанется от отца за это. Он хотел пойти с ней и заступиться за неё, но девочка сказала, чтобы не ходил к ним, потому что мама не любит нищих.

Вечером Архип пришёл к церкви с полной котомкой и встретился там с внуком. Подошёл казак, велел идти в сборную и пошёл впереди них. Дед сунул внуку тряпицу, свёрнутую в комок, и велел бросить в бурьян да заметить это место, чтобы потом взять. Испуганный Лёнька так и сделал. Тряпка, падая, развернулась, и он увидел голубой платок.

В сборной казаки высыпали содержимое котомки на стол, затем обшарили одежду деда и внука, но пропажу не нашли. Лёнька потерял сознание, а когда пришёл в себя, увидел, что они с дедом находятся у выхода из станицы. У мальчика очень болела голова.

Дед показал ему кинжал и сказал, что он стоит полсотни. Оказалось, что старик заглянул в окно, увидел висящий кинжал, своровал его, а потом спрятал в кустах. Когда шли из станицы, он забрал и его, и платок. Сказал дед, что если скопит 100 рублей для внука, что умрёт спокойно.

Лёнька, вспомнив плачущую девочку, закричал на деда, что он вор, что не будет ему за это на том свете прощенья.

Вспыхнула молния, и прогрохотал гром. Испуганный Лёнька позвал деда идти в станицу. Но дед сказал, чтобы внук пошёл один, а он останется здесь, чтобы его дождь потопил.

Лёнька попросил прощения, но дед не простил, сказав, что семь лет жил только для внука, копил для него деньги, воровал, чтобы внук после его смерти не пропал.

Дед был как безумный, кричал, что правильно Бог его наказывает за воровство. Старик завыл, и Лёнька в ужасе под дождём помчался прочь.

Утром станичные мальчики увидели за околицей старого нищего и подумали, что он зарезан, так как рядом валялся кинжал.

Пришли туда казаки. Старик был ещё жив, но подняться он не смог. У него отнялся язык, а глазами он всё искал в толпе Лёньку. Рядом с дедом казаки нашли кинжал и платок. К вечеру дед Архип умер, его похоронили тут же.

Через два-три дня нашёлся и Лёнька. Мёртвый мальчик лежал в степной балке, раскинув руки и лицом вниз. Его похоронили рядом с дедом, под оскорью, на могиле поставили каменный крест.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

О рассказе Рассказ написан в 1893 году . Впервые напечатан в нижегородской газете «Волгарь», 1894 . Рассказ включался во все собрания сочинений М.Горького. Рассказ принадлежит к так называемым «босяцким рассказам» Горького. * Горький не идеализирует босячество  . Хоть некоторые бродяги нравственно стоят выше людей  с психологией собственников (обывателей), хоть они и освободились от мещанской жадности и корыстолюбия, но в то же время они утратили трудовые навыки , желание жить честной трудовой жизнью.

О рассказе

  • Рассказ написан в 1893 году .
  • Впервые напечатан в нижегородской газете «Волгарь», 1894 . Рассказ включался во все собрания сочинений М.Горького.
  • Рассказ принадлежит к так называемым «босяцким рассказам» Горького.
  • * Горький не идеализирует босячество  . Хоть некоторые бродяги нравственно стоят выше людей с психологией собственников (обывателей), хоть они и освободились от мещанской жадности и корыстолюбия, но в то же время они утратили трудовые навыки , желание жить честной трудовой жизнью.

Восприятие Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются , когда вы вспоминаете рассказ? Что вы переживали, испытывали , когда дочитали произведение? Чем отличаются понятия грустный от трагический     Какое из определений больше подходит к финалу рассказа Горького? Почему ?* Грустный – полный грусти; печальный, унылый. Трагический – тяжелый, ужасный, неразрешимый.

Восприятие

  • Какие сцены, эпизоды, образы особенно ярко представляются , когда вы вспоминаете рассказ?
  • Что вы переживали, испытывали , когда дочитали произведение?
  • Чем отличаются понятия грустный от трагический
  • Какое из определений больше подходит к финалу рассказа Горького? Почему ?*

Грустный – полный грусти; печальный, унылый.

Трагический – тяжелый, ужасный, неразрешимый.

Портрет героев Какими мы видим героев в начале? Как выглядят?        Дед Архип . Лёнька « Костлявая и длинная фигура … вытянулась поперёк узкой полоски песка», « тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками, беспокойно моргали,», «испещрённое морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски », « кашель был хрипл, удушлив » « лежал калачиком сбоку деда», « голубые глаза , большие, глубокие, не по-детски вдумчивые и казавшиеся ещё больше на его худом , изрытом оспой личике , с тонкими, бескровными губами и острым носом »  К чем сравнивает автор героев? Почему? «Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком , отломленным от деда – старого иссохшего дерева , принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки».

Портрет героев

  • Какими мы видим героев в начале? Как выглядят?

Дед Архип .

Лёнька

« Костлявая и длинная фигура … вытянулась поперёк узкой полоски песка», « тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками, беспокойно моргали,», «испещрённое морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски », « кашель был хрипл, удушлив »

« лежал калачиком сбоку деда», « голубые глаза , большие, глубокие, не по-детски вдумчивые и казавшиеся ещё больше на его худом , изрытом оспой личике , с тонкими, бескровными губами и острым носом »

  • К чем сравнивает автор героев? Почему?

«Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком , отломленным от деда – старого иссохшего дерева , принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки».

Отношения между героями О чем беспокоится дед? Как к этому относится внук?        Лёнька Дед Архип . «Лёнька часто слышал от деда этот вопрос, ему уже надоело рассуждать о смерти, он молча отвернулся в сторону. «Он чувствовал, что скоро умрёт, и хотя относился к этому совершенно равнодушно, … но его сильно смущала мысль о внуке . Куда денется Лёнька?»  « - Вот и я тоже умру скоро...  Куда ты тогда пойдёшь без меня-то?»  « - И хил ты, негодный к работе. Куда ж ты пойдёшь ? «- Сытый человек –зверь . И никогда он не жалеет голодного».  Ему не нравились эти разговоры . «- Будет, не плачь, дедушка, -- глядя в сторону, суровым тоном проговорил Лёнька и, повернув к деду лицо, добавил: - Говорили обо всём уж ведь».  В чем же конфликт героев? Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке не дает покоя деду Архипу. Заметна раздражительность Лёньки в адрес деда. Дед говорит о жестокости мира в адрес обездоленных , он чувствует свое бессилие и злится из-за этого . Ленька будто улавливает чувства деда , но не хочет развивать эту мысль. Между героями возникает нравственно-психологический конфликт .*

Отношения между героями

  • О чем беспокоится дед? Как к этому относится внук?

Лёнька

Дед Архип .

«Лёнька часто слышал от деда этот вопрос, ему уже надоело рассуждать о смерти, он молча отвернулся в сторону.

«Он чувствовал, что скоро умрёт, и хотя относился к этому совершенно равнодушно, … но его сильно смущала мысль о внуке . Куда денется Лёнька?» « — Вот и я тоже умру скоро…  Куда ты тогда пойдёшь без меня-то?» « — И хил ты, негодный к работе. Куда ж ты пойдёшь ?

«- Сытый человек –зверь . И никогда он не жалеет голодного». 

Ему не нравились эти разговоры .

«- Будет, не плачь, дедушка, — глядя в сторону, суровым тоном проговорил Лёнька и, повернув к деду лицо, добавил: — Говорили обо всём уж ведь».

  • В чем же конфликт героев?

Не страх приближающейся смерти, а мысль о внуке не дает покоя деду Архипу. Заметна раздражительность Лёньки в адрес деда. Дед говорит о жестокости мира в адрес обездоленных , он чувствует свое бессилие и злится из-за этого . Ленька будто улавливает чувства деда , но не хочет развивать эту мысль. Между героями возникает нравственно-психологический конфликт .*

Встреча в девочкой Как ведет себя Ленька при встрече с девочкой?        Лёнька после Лёнька и девочка Лёнька почувствовал, как у него что-то сжалось внутри »,  «стало тоже грустно и захотелось плакать», «старался вспомнить что-нибудь такое ласковое и доброе », « улыбаясь и оживлённо продолжал он», «громко заявил Лёнька и сдвинул себе на ухо картуз » «Лёньке сделалось скучно *. Он незаметно, медленными движениями изменил свою решительную, вызывающую позу, снова сгорбился, присмирел и, закинув за спину свою котомку , висевшую до этого на руке…»   После чего Ленька снова «стал прежним»? Почему? После слов девочки: «Не надо, не ходи... Мамка не любит нищих-то». Эти слова как приговор Лёньке, которые будто говорят: каким бы ты ни был , пока ты нищий , пока ты из низших слоев общества тебе нет ни веры, ни доверия, ни доброго отношения , даже если ты хочешь помочь.

Встреча в девочкой

  • Как ведет себя Ленька при встрече с девочкой?

Лёнька после

Лёнька и девочка

Лёнька почувствовал, как у него что-то сжалось внутри », «стало тоже грустно и захотелось плакать», «старался вспомнить что-нибудь такое ласковое и доброе », « улыбаясь и оживлённо продолжал он», «громко заявил Лёнька и сдвинул себе на ухо картуз »

«Лёньке сделалось скучно *. Он незаметно, медленными движениями изменил свою решительную, вызывающую позу, снова сгорбился, присмирел и, закинув за спину свою котомку , висевшую до этого на руке…»

  • После чего Ленька снова «стал прежним»? Почему?

После слов девочки: «Не надо, не ходи… Мамка не любит нищих-то». Эти слова как приговор Лёньке, которые будто говорят: каким бы ты ни был , пока ты нищий , пока ты из низших слоев общества тебе нет ни веры, ни доверия, ни доброго отношения , даже если ты хочешь помочь.

Проступок деда Что совершил дед? Как об этом узнал Лёнька? Что он испытал при этом? «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок , тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки.  Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз ». Первый ли это подобный поступок деда? «...он (Лёнька),  чувствовал, что дед опять нашалил чего-то , как и тогда в Тамани . Ему стало боязно, когда он представил себе таманскую историю. Там дед стянул со двора бельё и его поймали с ним. Смеялись, ругали, били даже и, наконец, ночью выгнали вон из станицы».  Что еще украл дед помимо платочка? «Измучили они нас с тобой... Звери! Кинжал пропал , вишь ты, да платок девчонка потеряла , ну, они и навалились на нас !..» В конце : «Около него в грязи нашли кинжал и платок »* Для чего дед воровал? *

Проступок деда

  • Что совершил дед?
  • Как об этом узнал Лёнька? Что он испытал при этом?
  • «Падая, тряпка развернулась, и в глазах Лёньки промелькнул голубой с цветами платок , тотчас заслонённый образом маленькой плачущей девочки. Звуки её рыданий снова ясно раздались в ушах Лёньки, и ему показалось, что перед ним на землю падают светлые капельки слёз ».
  • Первый ли это подобный поступок деда?
  • «…он (Лёнька), чувствовал, что дед опять нашалил чего-то , как и тогда в Тамани . Ему стало боязно, когда он представил себе таманскую историю. Там дед стянул со двора бельё и его поймали с ним. Смеялись, ругали, били даже и, наконец, ночью выгнали вон из станицы». 
  • Что еще украл дед помимо платочка?
  • «Измучили они нас с тобой… Звери! Кинжал пропал , вишь ты, да платок девчонка потеряла , ну, они и навалились на нас !..» В конце : «Около него в грязи нашли кинжал и платок »*
  • Для чего дед воровал? *

Конфликт героев (кульминация) Вспомните ссору деда и внука? Каковы доводы каждого?       Лёнька Дед Архип «Семь лет я тебя нянчил!.. и жил... для тебя . Рази мне надо что?.. Для чего вор? Для тебя... для тебя это всё ... На жизнь твою... копил ... Бог видит всё... Он меня накажет . Не помилует меня, старого пса... за воровство. И наказал уж ... Господи! наказал ты меня!.. Рукой ребёнка убил ты меня!.. Верно, господи!. Справедлив ты, господи !..» « Умер бы , умер бы... А не умираешь вот... Воруешь ! Вор ты старый!..» «…сжав маленький, сухой кулачок , он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда и снова грузно опустился на землю», « - У дити украл … Не будет тебе на том свете прощенья за это!..» Что сталкивается в этом конфликте? Архип – старый, видевший жизнь человек . Судьба его незавидна. Он знает о всех тяготах и лишениях жизни. Он на себе испытал все « зверство мира ». Лёнька же ребенок , в нем еще живут нравственные идеалы . Хоть он и столкнулся с жестоким миром, но он мечтает о « больших чудесных городах, населенных невиданными или добрыми людьми, у которых не нужно будет просить хлеба ».

Конфликт героев (кульминация)

  • Вспомните ссору деда и внука? Каковы доводы каждого?

Лёнька

Дед Архип

«Семь лет я тебя нянчил!.. и жил… для тебя . Рази мне надо что?.. Для чего вор? Для тебя… для тебя это всё … На жизнь твою… копил … Бог видит всё… Он меня накажет . Не помилует меня, старого пса… за воровство. И наказал уж … Господи! наказал ты меня!.. Рукой ребёнка убил ты меня!.. Верно, господи!. Справедлив ты, господи !..»

« Умер бы , умер бы… А не умираешь вот… Воруешь ! Вор ты старый!..»

«…сжав маленький, сухой кулачок , он потряс им перед носом внезапно замолкшего деда и снова грузно опустился на землю»,

« — У дити украл Не будет тебе на том свете прощенья за это!..»

  • Что сталкивается в этом конфликте?

Архип – старый, видевший жизнь человек . Судьба его незавидна. Он знает о всех тяготах и лишениях жизни. Он на себе испытал все « зверство мира ». Лёнька же ребенок , в нем еще живут нравственные идеалы . Хоть он и столкнулся с жестоким миром, но он мечтает о « больших чудесных городах, населенных невиданными или добрыми людьми, у которых не нужно будет просить хлеба ».

«Территория споров» А на чьей стороне вы? Почему? Какие пути решения этой проблемы видите вы? *На чьей стороне автор?

«Территория споров»

  • А на чьей стороне вы? Почему?
  • Какие пути решения этой проблемы видите вы?
  • *На чьей стороне автор?

Финал Как сложилась судьба героев после этого?       Дед Архип Лёнька «Старик был жив ещё . Когда к нему подошли, он попытался подняться с земли, но не мог . У него отнялся язык , и он спрашивал всех о чём-то слезящимися глазами и всё искал ими в толпе....   К вечеру он умер , и зарыли его там же , где взяли, под осокорью, находя, что на погосте его хоронить не следует * …» «… через два или три дня нашёлся. недалеко от станицы, …пошли посмотреть туда, нашли мальчика , который лежал, раскинув руки и лицом вниз , в жидкой грязи , оставшейся после дождя на дне балки*.   Сначала решили похоронить его на погосте, … но положили рядом с дедом …» В чем же трагичность финала? Почему автор Даже после своей смерти эти люди не удостоились человеческого отношения: их не похоронили вместе в другими людьми. Они изгои даже после смерти . Автор подчеркивает, что ни заботливые стремления деда, ни Лёнькины детские идеалы, мечты не нужны миру . Они отщепенцы * для мира.

Финал

  • Как сложилась судьба героев после этого?

Дед Архип

Лёнька

«Старик был жив ещё . Когда к нему подошли, он попытался подняться с земли, но не мог . У него отнялся язык , и он спрашивал всех о чём-то слезящимися глазами и всё искал ими в толпе….   К вечеру он умер , и зарыли его там же , где взяли, под осокорью, находя, что на погосте его хоронить не следует * …»

«… через два или три дня нашёлся. недалеко от станицы, …пошли посмотреть туда, нашли мальчика , который лежал, раскинув руки и лицом вниз , в жидкой грязи , оставшейся после дождя на дне балки*.   Сначала решили похоронить его на погосте, … но положили рядом с дедом …»

  • В чем же трагичность финала? Почему автор

Даже после своей смерти эти люди не удостоились человеческого отношения: их не похоронили вместе в другими людьми. Они изгои даже после смерти . Автор подчеркивает, что ни заботливые стремления деда, ни Лёнькины детские идеалы, мечты не нужны миру . Они отщепенцы * для мира.

«Горький против!» Почему же люди подавали милостыню деду, Лёньке и другим? «Здесь по Кубани подают милостыню щедро; народ всё зажиточный, хотя тяжёлый и насмешливый. Не любят нищих, потому что богаты...». «Ты думаешь, подают зачем больше? Чтобы совесть свою успокоить; вот зачем, друг, а не из жалости! Ткнёт тебе кусок, ну, ему и не стыдно самому-то есть» Что же двигает этими людьми? Милостыню подают не из жалости , а потому что так «принято», чтобы «на том свете» зачли этот поступок, благородный жест . В каком рассказе мы уже встречали подобное лицемерие?* Против чего же выступает Горький? Горький выступает против жестокости мира, против бесчеловечного отношения к слабым . Но нельзя сказать, что в образе Архипа и Лёньки мы видим идеальных людей. Нет! Горький также доносит мысль, что нельзя под натиском этой мира становиться вором, «побирателем», лжецом и пр.. Нужно искать пути решения через труд, старание . Нужно пытаться сделать мир лучше, и начать надо со своего образа жизни.

«Горький против!»

  • Почему же люди подавали милостыню деду, Лёньке и другим?
  • «Здесь по Кубани подают милостыню щедро; народ всё зажиточный, хотя тяжёлый и насмешливый. Не любят нищих, потому что богаты…». «Ты думаешь, подают зачем больше? Чтобы совесть свою успокоить; вот зачем, друг, а не из жалости! Ткнёт тебе кусок, ну, ему и не стыдно самому-то есть»
  • Что же двигает этими людьми?
  • Милостыню подают не из жалости , а потому что так «принято», чтобы «на том свете» зачли этот поступок, благородный жест .
  • В каком рассказе мы уже встречали подобное лицемерие?*
  • Против чего же выступает Горький?
  • Горький выступает против жестокости мира, против бесчеловечного отношения к слабым . Но нельзя сказать, что в образе Архипа и Лёньки мы видим идеальных людей. Нет! Горький также доносит мысль, что нельзя под натиском этой мира становиться вором, «побирателем», лжецом и пр.. Нужно искать пути решения через труд, старание . Нужно пытаться сделать мир лучше, и начать надо со своего образа жизни.

Домашнее задание Читать рассказ Л.Андреева «Ангелочек»

Домашнее задание

Читать рассказ Л.Андреева «Ангелочек»

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Дед Архип — нищий старик. Он очень стар, болен, постоянно кашляет. Нищенствует он уже 10 лет. Архип любит своего внука, которого он пестовал 7 лет, и беспокоится, как мальчик будет жить без него, когда он умрёт. Старик мечтает скопить для Лёньки побольше денег, чтобы он не пропал потом один. Ради этого Архип иногда занимается воровством.
  • Лёнька — внук Архипа, ему 10 лет, он маленький, хрупкий, одет в лохмотья. У него худое лицо, бледные губы, большие голубые глаза, «не по-детски вдумчивые». Мальчик любит и жалеет деда, которому приходится на старости лет ходить по городам и сёлам и просить милостыню. Лёнька добр не только к нему, он пожалел и девочку, которая потеряла платок. Узнав, что этот платок украл у неё дед Архип, он осуждает его. Честный, добрый мальчик не приемлет воровства.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Вечером Аверченко
    Дядя сидел на диване и отдыхал, читая книгу об истории французской революции. Неожиданно его покой был нарушен. Маленькая племянница Лида хотела с ним пообщаться. Она тянула его за пиджак
  • Саламбо — краткое содержание романа Флобера
    Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене, в перерыве между Пуническими войнами. Правитель Карфагена Гамилькар Барка собирается подавить восстание войска.
  • Век живи — век люби — краткое содержание повести Распутина
    Главным героем произведения Распутина является парень Саня, который довольно часто задумывается над типичными для молодого человека, вопросами «как устроен мир?», «в чем смысл человеческой жизни?»
  • 35 кило надежды — краткое содержание романа Анна Гавальда
    Произведение «35 кило надежды» было написано Анной Гавальдой, она рассказывает о жизни маленького мальчика, которого зовут Грегуар. Он ходит в школу, в которой плохо учится, но не старается исправить свои оценки

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Дед Архип и Лёнька были нищими, ходили, питаясь милостыней, по городам и сёлам и добрались до Кубани. Переправились они через реку на пароме, а до станицы их подвёз на арбе казак. Он пригласил вечером прийти к нему на ночлег. Звали этого казака Андрей Чёрный.

Старик и мальчик пошли собирать милостыню по станице отдельно друг от друга. На Кубани люди были зажиточные, подавали много. Один дед мог набрать много еды, поэтому Лёнька прилёг у плетня и уснул.

Проснулся он от плача. Плакала девочка лет семи, потерявшая подарок отца — голубой платок с цветами. Лёньке стало её очень жалко.

Когда вечером он встретился у церкви с дедом, насобиравшим полную котомку подаяния, один казак велел им идти в сборную. Казак шёл впереди, дед сунул внуку тряпку, в которую был завёрнут голубой с цветами платок, и велел выбросить в бурьян.

В сборной казаки обследовали котомку старика, обшарили одежду и его, и внука, но то, что искали, не нашли.

За станицей дед показал Лёньке кинжал в серебре, который он своровал в станице. Старик хотел продать его — он копил деньги для внука, так как беспокоился, как Лёнька будет жить после его смерти. Мальчик со злостью назвал деда вором и упрекнул, что он украл платок у маленькой девочки.

Началась гроза с молниями и громом. Дед обиделся, что внук, которого он пестовал семь лет и для которого он иногда воровал, чтобы скопить мальчику деньги, обвиняет его. Он решил, что Бог наказывает его за воровство, стал кричать об этом, как безумный, и так завыл, что Лёнька кинулся от него прочь.

Утром станичные мальчики за околицей увидели старика, лежащего рядом с кинжалом. К вечеру он умер, а через два-три дня рядом с ним похоронили и Лёньку, которого нашли мёртвым в степной балке.

Подробный пересказ

В тени берегового обрыва лежало двое бродяг, ожидая паром. Костлявый длинный старик часто кашлял, утирая выступившие крупные слезы. Унылый шорох волн да надрывный кашель были единственными звуками, тревожившими разомлевшую в полуденной жаре степь.

Тяжкие мысли ворочались в голове деда. Чувствовал он свою близкую смерть, которой не боялся. Конечно, хотелось умереть на родной земле. Но на Кубани люди были зажиточнее и охотнее подавали милостыню. А внуку Леньке надо будет на что-то жить… да и как он будет выживать, когда его, старика, не станет рядом?

Дед тихонько погладил шершавой ладонью голову мальчика. Тот пошевелился и вопросительно поглядел на Архипа. Но парома не было, некому было заплатить и позвать с просьбой о переправе.

Тихо беседовали люди, и старик с любовью глядел на внука, не по годам здраво рассуждавшего. Ему бы грамоте обучиться, получить шанс выбиться с дна жизни. Хоть и сыты были они с подаяния, но за каждым куском приходилось кланяться, слезно выпрашивая и рассказывая истории, не имевших ничего общего с реальностью.

Не нравились Леньке рассказы о будущей жизни, ведь часто в конце старик начинал плакать и громко причитать, пугая мальчика.

От грядущей сцены спас казак, приехавший на арбе и громко вызывавший паром. Нищие поклонились и попросились на переправу. Казака звали Андреем Черным. Пожалев старика, он подвез его до села и пригласил переночевать.

До вечера было далеко, и Архип с Ленькой отправились попрошайничать, каждый в свою сторону.

Мальчик не мог набрать много кусков, потому как не мог сочинять и клянчить. Деду везло больше и часто он за копейки на вес сдавал набранные куски хозяевам на прокорм животных. Деньги он откладывал для внука, мечтая насобирать 100 рублей.

Ленька шел один и услыхал чей-то плач. Девочка лет семи брела по тропинке и утирала слезы. Ленька подошел к ней. Оказалось, она потеряла красивый платок, папин подарок. Мальчик утешил девочку как мог и предложил даже пойти домой заступиться. Но она отказалась, сказав, что мама не любит нищих.

Вечерело. Бродяги собрались идти к Андрею Черному на ночевку. Подошедший жандарм забрал их в участок. По дороге Архип тихонько вынул из-за пазухи сверток и сказал внуку выкинуть его в заросли и запомнить место. Ленька бросил переданное. Это был красивый платок, потерянный девочкой, и кинжал.

В участке нищих обыскали, но ничего, кроме подаяния, не нашли. От переизбытка чувств мальчик потерял сознание. Пришел в себя он уже на улице и вместе с дедом они вышли в степь. Сидя под большим деревом, Ленька стал бранить деда за воровство. Разгорелся скандал, сопровождаем громом и начавшейся грозой.

Испугавшись криков старика, плачущего и обнимающего его, мальчик убежал.

Утром Архипа нашли недвижного и немого, но еще живого. В толпе тщетно высматривал он внука. К вечеру его не стало. На кладбище чужого вора, умершего без покаяния, решили не хоронить, закопав его под тем же деревом, где и обнаружили.

А через два дня нашли и Леньку, лежащего в мутной жиже на дне балки. Подумав немного, его похоронили рядом со дедом.

«Сытый человек – зверь. И никогда он не жалеет голодного».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Дед Архип и Лёнька | Страница 1 | Онлайн-библиотека

Максим Горький.

Дед Архип и Лёнька.

Ожидая паром, они оба легли в тень от берегового обрыва и долго молча смотрелина быстрые и мутные волны Кубани у их ног. Лёнька задремал, а дед Архип, чувствуя тупую, давящую боль в груди, не мог уснуть. На тёмно-коричневом фоне земли их отрёпанные и скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками, один — побольше, другой — поменьше, утомлённые, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям.

Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперёк узкой полоски песка — он жёлтой лентой тянулся вдоль берега, между обрывом и рекой; задремавший Лёнька лежал калачиком сбоку деда. Лёнька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от деда — старого иссохшего дерева, принесённого и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.

Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймлённый редкими кустами ивняка; из кустов высовывался чёрный борт парома. Там было скучно и пусто. Серая полоса дороги уходила от реки в глубь степи; она была как-то беспощадно пряма, суха и наводила уныние.

Его тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками, беспокойно моргали, а испещрённое морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой. Кашель был хрипл, удушлив, заставлял деда приподниматься с земли и выжимал на его глазах крупные капли слёз.

Кроме его кашля да тихого шороха волн о песок, в степи не было никаких звуков… Она лежала по обе стороны реки, громадная, бурая, сожжённая солнцем, и только там, далеко на горизонте, еле видное старческим глазом, пышно волновалось золотое море пшеницы и прямо в него падало ослепительно яркое небо. На нём вырисовывались три стройные фигуры далёких тополей; казалось, что они то уменьшаются, то становятся выше, а небо и пшеница, накрытая им, колеблются, поднимаясь и опускаясь. И вдруг всё скрывалось за блестящей, серебряной пеленой степного марева…

Эта пелена, струистая, яркая и обманчивая, иногда притекала из дали почти к самому берегу реки, и тогда сама она была как бы рекой, вдруг излившейся с неба, такой же чистой и спокойной, как оно.

Тогда дед Архип, незнакомый с этим явлением, потирал свои глаза и тоскливо думал про себя, что эта жара да степь отнимают у него и зрение, как отняли остатки силы в ногах.

Сегодня ему было более плохо, чем всегда за последнее время. Он чувствовал, что скоро умрёт, и хотя относился к этому совершенно равнодушно, без дум, как к необходимой повинности, но ему бы хотелось умереть далеко, не здесь, а на родине, и ещё его сильно смущала мысль о внуке… Куда денется Лёнька?..

Он ставил перед собой этот вопрос по нескольку раз в день, и всегда при этом в нём что-то сжималось, холодело и становилось так тошно, что ему хотелось сейчас же воротиться домой, в Россию…

Но — далеко идти в Россию… Всё равно не дойдёшь, умрёшь где-нибудь в дороге. Здесь по Кубани подают милостыню щедро; народ всё зажиточный, хотя тяжёлый и насмешливый. Не любят нищих, потому что богаты…

Остановив на внуке увлажнённый слезой взгляд, дед осторожно погладил шершавой рукой его голову.

Тот зашевелился и поднял на него голубые глаза, большие, глубокие, не по-детски вдумчивые и казавшиеся ещё больше на его худом, изрытом оспой личике, с тонкими, бескровными губами и острым носом.

— Идёт? — спросил он и, приложив щитком руку к глазам, посмотрел на реку, отражавшую лучи солнца.

— Нет ещё, не идёт. Стоит. Чего ему здесь? Не зовёт никто, ну и стоит он… — медленно заговорил Архип, продолжая гладить внука по голове. — Дремал ты?

Лёнька неопределённо покрутил головой и вытянулся на песке. Они помолчали.

— Кабы я плавать умел, купаться бы стал, — пристально глядя на реку, заявил Лёнька.— Быстра больно река-то! Нет у нас таких рек. Чего треплет? Бежит, точно опоздать боится…

И Лёнька недовольно отвернулся от воды.

— А вот что, — заговорил дед, подумав, — давай распояшемся, пояски-то свяжем, я тебя за ногу прикручу, ты и лезь, купайся…

— Ну-у!.. — резонно протянул Лёнька. — Чего выдумал! Али ты думаешь, не стащит она тебя? И утонем оба.

— А ведь верно! Стащит. Ишь как прёт… Чай, весной-то разольётся — ух ты!.. И покосу тут — беда! Без краю покосу!

Лёньке не хотелось говорить, и он оставил слова деда без ответа, взяв в руки ком сухой глины и разминая его пальцами в пыль с серьёзным и сосредоточенным выражением на лице.

Дед смотрел на него и о чём-то думал, щуря глаза.

— Ведь вот… — тихо и монотонно заговорил Лёнька, стряхивая с рук пыль. — Земля эта теперь… взял я её в руки, растёр, и стала пыль… крохотные кусочки одни только, чуть глазом видно…

— Ну, так что ж? — спросил Архип и закашлялся, посматривая сквозь выступившие на глазах слёзы в большие сухо блестящие глаза внука. — Ты к чему это? — добавил он, когда прокашлялся.

— Так… — качнул головой Лёнька… — К тому, что, мол, вся-то она эвона какая!.. — Он махнул рукой за реку. — И всего на ней понастроено… Сколько мы с тобой городов прошли! Страсть! А людей везде сколько!

И, не умея уловить свою мысль, Лёнька снова молча задумался, посматривая вокруг себя.

Дед тоже помолчал немного и потом, плотно подвинувшись к внуку, ласково заговорил:

— Умница ты моя! Правильно сказал ты — пыль всё… и города, и люди, и мы с тобой — пыль одна. Эх ты, Лёнька, Лёнька!.. Кабы грамоту тебе!.. далеко бы ты пошёл. И что с тобой будет?..

Дед прижал голову внука к себе и поцеловал её.

— Погоди… — высвобождая свои льняные волосы из корявых, дрожащих пальцев деда, немного оживляясь, крикнул Лёнька. — Как ты говоришь? Пыль? Города и всё?

— А так уж устроено богом, голубь. Всё — земля, а сама земля — пыль. И всё умирает на ней… Вот как! И должен потому человек жить в труде и смирении. Вот и я тоже умру скоро… — перескочил дед и тоскливо добавил: — Куда ты тогда пойдёшь без меня-то?

Лёнька часто слышал от деда этот вопрос, ему уже надоело рассуждать о смерти, он молча отвернулся в сторону, сорвал былинку, положил её в рот и стал медленно жевать.

Но у деда это было больное место.

— Что ж ты молчишь? Как, мол, ты без меня-то будешь? — тихо спросил он, наклоняясь к внуку и снова кашляя.

— Говорил уж… — рассеянно и недовольно произнёс Лёнька, искоса взглядывая на деда.

Ему не нравились эти разговоры ещё и потому, что зачастую они кончались ссорою. Дед долго говорил о близости своей смерти. Лёнька сначала слушал его сосредоточенно, пугался представлявшейся ему новизны положения, плакал, но постепенно утомлялся — и не слушал деда, отдаваясь своим мыслям, а дед, замечая это, сердился и жаловался, что Лёнька не любит деда, не ценит его забот, и наконец упрекал Лёньку в желании скорейшего наступления его, дедовой, смерти.

— Что — говорил? Глупенький ты ещё, не можешь ты понимать своей жизни. Сколько тебе от роду? Одиннадцатый год только. И хил ты, негодный к работе. Куда ж ты пойдёшь? Добрые люди, думаешь, помогут? Кабы у тебя вот деньги были, так они бы помогли тебе прожить их — это так. А милостыню-то собирать — не сладко и мне, старику. Каждому поклонись, каждого попроси. И ругают тебя, и колотят часом, и гонят… Рази ты думаешь, человеком считают нищего-то? Никто! Десять лет по миру хожу — знаю. Кусок-то хлеба в тыщу рублей ценят. Подаст да и думает, что уж ему сейчас же райские двери отворят! Ты думаешь, подают зачем больше? Чтобы совесть свою успокоить; вот зачем, друг, а не из жалости! Ткнёт тебе кусок, ну, ему и не стыдно самому-то есть. Сытый человек — зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный, веки вечные они сучком в глазу друг у друга будут. Потому и невозможно им жалеть и понимать друг друга…

Дедушка воодушевился злобой и тоской. От этого у него тряслись губы, старческие, тусклые глаза быстро шмыгали в красных рамках ресниц и век, а морщины на тёмном лице выступили резче.

Лёнька не любил его таким и немного боялся чего-то.

— Вот я тебя и спрашиваю, что ты станешь делать с миром? Ты — хилый ребёночек, а мир-то — зверь. И проглотит он тебя сразу. А я не хочу этого… Люблю ведь я тебя, дитятко!.. Один ты у меня, и я у тебя один… Как же я буду умирать-то? Невозможно мне умереть, а ты чтоб остался… На кого?.. Господи!.. за что ты не возлюбил раба твоего?! Жить мне невмочь и умирать мне нельзя, потому — дитё, — оберечь должен. Пестовал семь годов… на руках моих… старых… Господи, помоги мне!…

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Максима Горького:

«Бабушкин скворец»

Главные герои рассказа «Дед Архип и Лёнька» и их характеристика

  1. Лёнька. Мальчик 10 лет. Стыдится нищеты, стремится жить честно. Добрый и совестливый.
  2. Дед Архип. Больной несчастный старик. Мечтал раздобыть сто рублей. Боялся за судьбу Лёньки. Воровал, что плохо лежит.

План пересказа рассказа «Дед Архип и Лёнька»

  1. На берегу Кубани.
  2. Паром.
  3. Предложение казака.
  4. Лёнька и девочка.
  5. Встреча с дедом.
  6. Выкинутый платок.
  7. На краю станицы.
  8. Обвинение.
  9. Гром и молния.
  10. Смерть.

Краткое содержание рассказа «Дед Архип и Лёнька» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дед Архип и Лёнька шли в станицу просить милостыню.
  2. Лёнька успокоил девочку, которая потеряла платок.
  3. Станичники обыскали путников, но Лёнька успел выкинуть платок.
  4. Они сидели за околицей и дед хвалился украденным кинжалом.
  5. Лёнька стал обвинять деда в воровстве и старик пришёл в исступление.
  6. Старик умер на следующий день, а Лёньку нашли через два дня в балке.

Главная мысль рассказа «Дед Архип и Лёнька»

Голод и воровать, и лгать заставит.

Чему учит рассказ «Дед Архип и Лёнька»

Рассказ учит состраданию и милосердию. Учит ценить то, что имеешь. Учит не воровать и не брать чужое. Учит не делать того, за что тебе будет стыдно.

Отзыв на рассказ «Дед Архип и Лёнька»

Меня потряс этот трогательный рассказ. Мне было очень жаль мальчика и его деда, вся вина которых была в том, что они голодали. Дед воровал, чтобы выжить, но его можно понять и простить. Ведь человеческая жизнь всяко ценнее кинжала или платка. Но Лёнька не мог смириться со своей совестью, не хотел жить с клеймом вора. Финал рассказа очень тяжёлый, но прочитать рассказ должен каждый.

Пословицы к рассказу «Дед Архип и Лёнька»

Голод в мир гонит.

Голод живота не пучит, а легко ходить учит.

Хуже нищеты только смерть.

Бедным родился — нищим помрёшь.

Бедность крадёт, а нужда лжёт.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа «Дед Архип и Лёнька»

В ожидании парома дед и Лёнка лежали в тени на берегу Кубани. Дед изредка кашлял, поглядывая на спящего внука. Он чувствовал приближающуюся смерть и переживал о судьбе мальчика.

Лёнька проснулся, растёр в руке землю в пыль. Дед поглядел на пыль, и сказав, что всё на свете пыль, люди, города, которые они прошли, стал рассуждать о скорой смерти. Лёнька привык к этим разговорам и не любил их, они часто заканчивались ссорой.

Дед спрашивал мальчика, что тот станет делать, после его смерти. а Лёнька успокаивал старика, говоря, что поступит в трактир или уйдёт в монастырь.

Подъехал на арбе казак и стал спрашивать про голод в России. Потом подошёл паром, все погрузились на него, и паром отправился в обратный путь.

Там казак предложил подвезти деда и Лёньку, и всю дорогу пел весёлые песни. Потом простился с путниками и велел приходить к нему на ночлег. Дед с внуком разделились и пошли просить милостыню.

Лёнька отошёл немного, лег под тополя и уснул. Проснулся он от чьего-то плача. Плакала девочка лет семи и мальчик принялся её успокаивать. Девочка потеряла платок, подаренный отцом и боялась идти домой.

Лёнька храбро предложил проводить её и объяснить, как было дело, но девочка отказалась, хотя плакать и перестала. Она сказала, что мама не любит нищих и ушла.

Приближался вечер и хмурый Лёнька пошёл к церкви, где они с дедом договорились встретиться. Дед был доволен щедрой милостыней и решил идти ночевать к подвезшему их казаку.

Но тут к ним подошёл станичник и велел следовать за ним. Лёнька заволновался, у деда затряслась голова. Дед украдкой велел Лёньке выкинуть какой-то пакетик и мальчик послушно отбросил его в траву. Пакетик развернулся и Лёнька увидел новый платок. По описанию он узнал платок девочки.

Потом был обыск. Искали кинжал и платок. Не найдя ничего станичники отпустили деда.

Дед и Лёнька сидели у выхода из станицы и дед похвалялся богатым кинжалом, который стянул из какой-то избы. Потом достал платок девочки.

Лёнька не выдержал и стал кричать, называя деда вором.

Внезапно громыхнул гром. Лёньке стало страшно. Он стал звать старика вернуться, но дед упёрся, говоря, что такого вора надо убить громом и дождём. Старик кричал и взывал к богу, а под конец издал истошный вой.

Лёнька, перепуганный вконец, бросился прочь сквозь струи дождя.

Утром станичники нашли чуть живого деда, который онемел и искал кого-то глазами. Он скоро умер и его похоронили как вора, ведь рядом нашли кинжал и платок.

А два дня спустя на дне балки нашли тело мальчика. Лёнька лежал в грязи раскинув руки. Его похоронили рядом с дедом.

  • Роль пейзажа в слове о полку игореве сочинение
  • Роль пейзажа в романе тургенева отцы и дети сочинение рассуждение
  • Роль пейзажа в романе тургенева отцы и дети сочинение кратко
  • Роль пейзажа в рассказе чистый понедельник
  • Роль пейзажа в рассказе челкаш