Роль пейзажа в рассказе макар чудра

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Пейзаж в рассказе Макар Чудра

Пейзаж в рассказе Макар Чудра Горького сочинение

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало. Он не просто описывает своего главного героя произведения внешней точки зрения, он старается как можно подробнее описать, что чувствует его персонаж. Не забывает и про описание природы, именно она, дает наиболее четко понять читателю, каким является на самом деле главный персонаж. Именно природа, способна описать, какие сейчас переживает эмоции персонаж, именно при помощи её, мы можем увидеть, какой сейчас происходит этап в жизни героя.

В качестве главного персонажа, автор делает старого цыгана. Он не зря с самого начала, начинает показывать своему читателю, каким на самом деле он является. Он это делает это при помощи олицетворения природы. Пейзажи, которые находятся вокруг него, помогают воссоздать, более точную картину, каким является человек на самом деле. Как например, прочитав рассказ, можно увидеть, как природа меняется вместе со своим персонажем, как волны плещут и волнуются, вместе с цыганом, который стоит на берегу.

Однако стихии, всё же превосходят в своих силах природу, если автор показывает море, то оно не имеет границ, если это ветер, то он не имеет конца. Он старается показать персонажа наиболее точно, при помощи всего этого пейзажа и природы которая его окружает. Он не выражает свои чувства полутоном, наоборот, он пытается показать лишь только самые яркие и впечатляющие краски и события. Человек имеет схожесть с морем, его мысли, действия и воображение, не имеют границ. Никаких ограничений нет.

Цыган, рассказывает это с целью показать, что не может быть одного мира, он показывает, что существует лишь два в которых находится человек и природа по разные стороны. Причём человек, не имеет никакого влияния на то, что происходит в природе, наоборот это природа верховенствует, над человеком. Она управляет его жизнью. Точно также, как вода может дать человеку питье, точно также как земля может дать человеку еду, также как воздух дает человеку шанс дышать.

Природа является главным учителем по жизни, у неё можно научиться уважению, научиться жить правильно, жить в гармонии с окружающим тебя миром. Очень важно научиться радоваться каждому дню и тем вещам, которые тебя окружают, лучше всего этому может научить окружающий нас мир. Это и пытается показать автор, в своём произведении.

Также читают:

Картинка к сочинению Пейзаж в рассказе Макар Чудра

Пейзаж в рассказе Макар Чудра

Популярные сегодня темы

  • Анализ сказки Иванушка дурачок Горького

    Наверное, все читали данное произведение, которое рассказывает про молоденького парня, который не может справиться без проблем ни с одним делом. В пример можно привести случай, когда Иванушку нанял мужик в качестве няньки

  • Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение

    Роль литературы в жизни каждого человека невозможно определить. С детского возраста ребенок начинает свой путь с поучительных сказок и стихотворений, которые родители читают своим чадам на ночь.

  • Сочинение Смысл названия пьесы Вишневый сад Чехова

    «Вишневый сад» — комедийная пьеса А. П. Чехова. Эта пьеса стала одной из самых известных среди русских пьес. Для А. П. Чехова она стала завершением его творчества, так как была написана незадолго до его смерти.

  • Трагедия Ларисы Огудаловой в романе Бесприданница Островского сочинение

    лавным лицом в пьесе «Бесприданница» является Лариса Огудалова. Лариса получила отличное образование, она умная девушка, обладающая красотой и талантом

  • Сочинение по пословице Хлеб всему голова (рассуждение)

    Практически каждый человек регулярно размышляет о «хлебе насущном» и речь идет не только об обеспечении собственного пропитания, но и о других факторах.


Роль пейзажа в ранних романтических рассказах

Максима Горького.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

«Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер все так же носил его шепот по степи»;

«Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах»;

«Море шумело глухо и печально». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно такими мы видим героев ранних романтических рассказов Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра». Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море».

Итак, пейзаж одушевлен, море и степь бесконечны, они подчеркивают безграничность свободы героев, их неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу поменять. Чуть позже Макар Чудра заявит о такой позиции прямо, говоря о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

В романтическом пейзаже предстает перед нами и героиня другого рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее». ( Избранное Рассказы, очерки, пьесы. – М., 1983.)

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя Макар Чудра и старуха Изергиль – главные герои этих рассказов. Их сознание, их характер, его подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

Администрация города Нижнего
Новгорода

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Ш
кола
№ 60»

просп.Ленина, д. 55/3, г. Нижний
Новгород, 603135,

тел. (831) 252-78-07, факс (831)
252-79-36

email: lenruo60@mail.ru

Научное
общество учащихся

«Образ
моря как символ свободы в творчестве Максима Горького
».

                                                   
      Выполнила: Свирская Александра,                    ученица  8а  класса.

                 
Научный руководитель:                   Маслова И.В.,

учитель
русского языка

и
литературы

Н.Новгород, 2017

Содержание.

Введение

Глава 1. Образ моря в прозе М.Горького

1.1.       
Рассказ «Челкаш»

1.2.       
Рассказ «Мальва».

1.3.       
Рассказ «Макар Чудра».

1.4.       
Рассказ «Старуха Изергиль».

Глава
2. Образ моря в поэтическом творчестве Максима Горького.

2.1.       
Первые
поэтические опыты.

2.2.       
Ритмические
стихи М.Горького.

2.3.       
Образ моря в стихотворении «В Черноморье».

2.4.       
Образ моря в стихотворении ««Стихом
Винченцо:
Из «Сказок об Италии».

2.5.       
Анализ стихотворения «Прощай!».

Глава
3. Мнения учащихся.

Выводы.

Список
литературы

Введение.

Нижний Новгород
является родиной многих известных людей России. В этом году исполняется 150 лет
со дня рождения нашего земляка – Алексея Максимовича Пешкова.

Мы знаем Максима Горького как
писателя, публициста, драматурга и общественного деятеля, который прославился
как автор произведений с революционной направленностью. Но мало, кто знаком с
Алексеем Максимовичем как человеком, который просто способен был любить,
страдать, наслаждаться природой, с Горьким — поэтом.

Мне стал интересен
этот факт, и в поисках информации я заглянула в интернет. К сожалению, я нигде
не нашла каких – либо комментариев к стихотворениям М. Горького. Никакой
информации кроме того, когда они написаны и в какой газете печатались, нет. (я
не нашла!). Вероятно, критики не воспринимают Горького как поэта, не придают
его стихам должного значения. Однако факт остается фактом: стихи Горького,
совершенные или несовершенные (судить явно не мне), существуют, и, на мой
взгляд, заслуживают внимания наравне с прозой.

В своей работе я
уделила внимание изображению природы, в особенности образам моря и неба, как
символам свободы  в творчестве М.Горького.

Актуальность исследования заключается
в том, что кроме прозаических произведений большое внимание уделяется
малоизученной области творчества М.Горького – поэзии. Заинтересовавшись данным
открытием, я решила подробнее  узнать об этих мало освещенных фактах
творчества писателя. Однако не все  оказалось так просто: в доступных мне
книгах  о том, что Горький увлекался поэзией, не было сказано ни слова. Во
всех библиографических словарях пишут, что «Горький-писатель, публицист,
драматург». Таким образом, я убедилась, что тема актуальна. Но я не только
познакомилась с поэзией Алексея Максимовича, но и постаралась разобраться,
какова роль образа моря в романтических рассказах Алексея Максимовича, а также
в ритмических и обычных стихотворениях.

Цель
работы:

Ø выяснить,
имеют ли образы моря и неба в стихотворениях М.Горького аллегорический смысл.

Задачи:

·       
Повторить биографию М.Горького;

·       
Изучить романтические рассказы М.Горького;

·       
Познакомиться с поэтическим творчеством
М.Горького;

·       
Проанализировать произведения М.Горького;

·       
Выявить роль описания моря в прозаических
и поэтических произведениях М.Горького.

Методы работы:

ü Изучение критических
статей по творчеству Максима Горького.

ü Анализ произведений.

ü Обобщение и
систематизация изученного материала.

Глава 1. Образ моря в
прозе М.Горького.

Во многих
произведениях русских писателей описание природы всегда занимает значительное
место. Это связано с тем, что наши далекие предки были язычниками, и природа
являлась для них нечто священным. Природа олицетворяет разные стороны жизни: не
только темные, но и прекрасные, удивительные, которые вдохновляют нас и
порождают хорошие чувства. Писатели используют описание природы для раскрытия
внутреннего мира героя, его характера, настроения. Произведения Максима
Горького не являются исключением.

Море – это символ
свободы, простора и красоты. В психологии море имеет достаточно противоречивое
значение. Оно может являться синонимом источника жизни, очищения, памяти,
вечного дарителя, могучей силы, но в тоже время может означать смерть,
нечистоту, полное забытье и одиночество, похитителя, равнодушие и уничтожение.

Море в понимании
самого Горького является символом свободы, а небо помогает писателю в описании
общей картины, точно также как и остальные явления природы. Алексей Максимович
описывает море как отдельную личность, которая помогает понять характер героев,
их переживания. Море может быть тихим, спокойным, а может «бунтовать»,
буйствовать. Описания моря мы можем встретить почти во всех произведениях
Горького. Мы можем даже не заметить их сначала, однако они играют важную роль в
работах писателя.

1.1.         
Рассказ «Челкаш».

В «Челкаше» море
– вольная беззаботная стихия, которая освободила душу главного героя от
унизительной жадности и страсти к деньгам. Горький описывает природу, связывая
её с поведением главных героев. Когда Челкаш и Гаврила выходят в море, Горький
описывает его так: «Море было покойно, черно и густо, как масло», «Море спало
здоровым крепким сном работника, который сильно устал за день». При этом и герои
были, как море спокойны: «Сидя на корме он резал рулём воду и смотрел вперёд
спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Когда
действие происходит в гавани, в тот момент, как Гаврила ждёт Челкаша, море уже
описано по-другому: «Сонный шум волн гудел угрюмо и был страшен», «Море,
молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами». И чувства Гаврилы подходят
под описание природы: «Гавриле стало страшно», «Гаврила вздрогнул». Позже между
героями происходит конфликт, а природа помогает передать настроение персонажей:
«Волны шуршали, пена шипела и брызги воды летали по воздуху», «Море выло,
швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их брызги в пену»,
«Море глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно».

Таким образом,
можно сказать, что морской пейзаж помогает раскрыть сущность образа главного
героя, помогает ярче представить состояние героев рассказа.  Челкаш чувствует
себя свободным только в море.  И конечно же, здесь образ стихии  олицетворяет
внутреннюю и внешнюю свободу заглавного героя.

1.2.         
Рассказ «Мальва».

Описание моря можно
также встретить в рассказе «Мальва», в котором повествуется о конфликте двух
поколений: «Море – смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно
вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце,
улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок… Этот звук и блеск солнца
тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное
движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море –
тем, что отражало его ликующий свет».

В
рассказе «Мальва» главная героиня добивалась свободной открытой любви. Оно
отстаивает своё право на женскую свободу и не принимает предназначенной судьбы
– вечного бабьего рабства: «Я в деревне то хочу не хочу, а должна замуж идти. А
замужем баба – вечная раба… А здесь я ничья… Как сам, куда захочу, туда и
полечу!» Мальва стремится к свободе, и Горький указывает на это не только
описанием внутренних качеств героини, но и родством ее с морем. В начале
рассказа она появляется на лодке, из заманчивой дали, будто бы из моря. Ее
связь с таким же свободным, как и она, морем замечена и в ее портрете. Глаза у
Мальвы – «зеленоватые», цвета морских глубин. Смеётся, играет улыбкой Мальва –
«смеётся» само море. Эта связь главной героини с морем неслучайна.
Описания моря помогает писателю подчеркнуть характер и внутренний мир свободной
и вольнолюбивой Мальвы.

1.3.         
Рассказ «Макар Чудра».

В рассказе «Макар
Чудра» морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии
рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев. Сначала море было
спокойным: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Потом
начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и
сердито.

Море
в рассказе «Макар Чудра» подчеркивает взаимоотношения между свободолюбивыми
героями. Так как Лойко и Радда цыгане, они являются свободными и независимыми
людьми. Но их любовь, больше похожая на борьбу, ограничивает их в свободе из-за
условий, которые они друг другу ставят. Морской пейзаж подчеркивает душевное
состояние героев: их смятение, жажда свободы и своеобразная борьба.

1.4.         
Рассказ «Старуха Изергиль».

     В рассказе
«Старуха Изергиль» описание природы больше напоминает сказку: Море, голубая
мгла ночи, густые тени виноградных лоз и ветер, который «тек широкой ровной
волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный
порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их
голов».

В
рассказах старухи Изергиль Горький погружает читателей в настоящую сказку.
Столько описаний природы, морских пейзажей помогают читателю ощутить атмосферу
самого произведения, понять характер героев в и рассказчика. В своём
произведении Горький использовал пейзаж для создания настроения читателя, для
нагнетания и усугубления обстановки или для уравновешивания создавшейся
ситуации.

Глава 2. Образ моря в поэтическом
творчестве Максима Горького.

2.1.         
Первые поэтические опыты.

Некоторые ранние
стихи Горького, несмотря на их художественное несовершенство, характеризуют,
однако, его как писателя, который с первых шагов литературной деятельности
стремился к активному вмешательству в жизнь. Стихами и ритмической прозой
Горький особенно увлекался в юности.

Первым критиком и учителем
юного писателя был В.Т. Короленко, прочитавший в 1889 г. рукопись поэмы «Песнь
старого дуба», написанной стихами и ритмической прозой, а также несколько
стихотворений. Художественный уровень этих произведений был невысок, об этом
Короленко прямо, но с большим тактом сказал молодому поэту. После этого Горький
около двух лет ничего не писал, а тетрадь со стихами и поэмой сжег.

Сам Горький на
этот счёт говорил: «Я стихов вообще не пишу. Лучше Пушкина не напишешь, а
написать хуже – это значит оскорбить память Пушкина…».

М.Горький «Не браните вы музу
мою», 1892

Не браните вы музу мою,

Я другой и не знал, и не знаю,

Не минувшему песнь я слагаю,

А грядущему гимны пою.

В незатейливой песне моей

Я пою о стремлении к свету,

Отнеситесь по-дружески к ней

И ко мне, самоучке-поэту.

Пусть порой моя песнь прозвучит

Тихой грустью, тоскою глубокой;

Может быть, вашу душу смягчит

Стон и ропот души одинокой.

Не встречайте же музу мою

Невнимательно и безучастно;

В этой жизни, больной и несчастной,

Я грядущему гимны пою.

Поэт называет
себя самоучкой и просит снисхождения: «Не встречайте же музу мою //
Невнимательно и безучастно…».

Наверное,
именно поэтому, почти все стихотворения Горького остались безызвестными и
неизданными. Однако к  стихам Горький обращался и в последующие годы, но
теперь он чаще всего приписывал их героям своих прозаических и драматических
произведений. Многие из них были созданы в Нижнем Новгороде.

Его
стихотворения, собранные в отдельный сборник, говорят о том, что Горький был не
только великим мастером реалистической прозы, выдающимся драматургом, но и
незаурядным поэтом.

Такие
произведения, как лирические песни из сказки «О маленькой фее и молодом
чабане», лирико-романтическая «Легенда о Марко», романтическая, окрашенная
тонкой иронией «Баллада о графине Элен де Курси» и особенно созданная на
фольклорной основе сказка «Девушка и Смерть»,  представляют собой значительный
вклад в историю русской поэзии вообще и в творчество Горького-поэта в
частности.

Но сегодня мы поговорим о тех
стихотворениях, в которых увидим Алексея Максимовича как человека любящего и
восхищающегося красотой природы, как человека, страдающего от несчастной любви.
На первый взгляд все именно так, но нет ли в этих стихотворениях тех
особенностей, которые прослеживаются во многих произведениях писателя. В этом
нам и предстоит разобраться.

Основополагающая идея горьковской деятельности — человек создается
сопротивлением среде — приобретает у писателя новое содержание. Но эта идея
возникала и формировалась на почве общих устремлений мирового искусства рубежа
веков к преодолению позитивистской концепции человека и среды. Столь же
представительными были и стилевые искания Горького — соединение реалистической
и романтической литературных традиций. Решения писателя явились особым словом,
однако неотделимым от процессов обновления поэтического языка, протекавших во
всем реалистическом искусстве порубежной эпохи. Уже в самых первых
произведениях очерчивается с полной ясностью ведущий пафос всего горьковского
творчества — пафос непримиримости к мещанско-собственническому миропорядку,
идея активной личности.

Сам Горький
явился в своей поэзии носителем романтизма активного, революционного. Это своё
призвание великий писатель осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе «Об
одном поэте» поэт обращается к лирической музе с такими высокими требованиями:
«люди забыли своё призвание быть великими: ты напомнишь о нём, ты разбудишь
жажду подвига?» «Мечтать — это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны
такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая,
толкали вперёд».

2.2.         
Ритмические стихи М.Горького.

Самыми известными стихами, пропагандирующими свободу, равенство,
являются его революционные  стихи « Песня о Буревестнике» и « Песня о Соколе». 
Горький заслужил репутацию «Певца российской революции».

Вступление «Песни о Соколе» написано прозой. В нём нет ни пафоса,
ни героизма. Оно носит медлительно повествовательный характер. Но величавые
картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к
необыкновенному, героическому содержанию «Песни»:

«Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и
неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно
слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань
перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
Кажется, что небо всё ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут
неугомонные волны, сонно всползая на берег. Горы, поросшие деревьями, уродливо
изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню
над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной
ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали
черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение,
заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают
тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще
скрытой за горными вершинами».

Пейзаж во вступлении гармонирует с душевным состоянием Рагима и
его слушателя: оба находятся в том настроении, когда все кажется призрачным,
одухотворенным, позволяющим проникнуть в себя, когда на сердце так чисто, легко
и нет иных желаний, кроме желания думать.

Речь персонажей «Песни» является одним из самых выразительных
средств их характеристики. Речь Ужа самодовольно-рассудительная, пропитанная
мещанской заботой о собственном благополучии, рабской привязанностью к клочку
земли, по которому он ползает. Речь Сокола насыщена глубоким чувством. Недаром
она вся состоит из коротких восклицательных предложений, выражающих стремление
к свободе, к свету, к борьбе.

Уж и сокол – это не имена собственные, но в «Песне» они пишутся с
большой буквы. Этим подчеркнут аллегорический смысл содержания произведения.
Аллегория становится особенно явственной в заключительных строках песни,
начиная со слов «Безумству храбрых поём мы славу!»

В «Песне» противопоставлены два характера, два отношения к жизни,
воплощенные в Соколе и Уже, отраженные в знаменитом горьковском афоризме:
«Рождённый ползать – летать не может!» Обратим внимание на то, в какой
обстановке изображены персонажи, какая природная стихия близка одному и
другому.

Заключение «Песни», как и вступление, ритмически напевно,
спокойно, плавно, проникнуто глубоким раздумьем. Картины природы в нём
смыкаются с только что «рассказанной» Рагимом песней, напоминают о ней,
наполняют душу торжественным, «сладким ожиданием какого-то откровения»:

…Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу,
глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш
котелок тихо закипает. Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе
шумя, ползет к голове Рагима.

В «Песне о Соколе» традиционно противопоставляют образы обывателя
и борца за свободу. В прежние времена такой борец ассоциировался с
революционером. Сейчас можно дать множество трактовок, лишенных революционной
идеологии. Да и образ Сокола воспринимается как образ отдельного борца,
гибнущего в неравной борьбе.

«Песня о Буревестнике», созданная в 1900-е годы ХХ века, содержит
неприкрытый намек нам приближающуюся революцию. Буревестник олицетворяет
революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В
образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в образе
туч – силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в
их глубину, Максим Горький в своей «Песне о Буревестнике» в художественно ярких
и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном
движении.

Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой
мотив — вечная тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя
противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.

Тот факт, что названия героев (и Сокола, и Буревестника) написаны
с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория,
однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького
аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую
революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому
непонятую ими.  После появления «Песни о Буревестнике» в журнале «Жизнь»
самого Максима Горького стали называть «буревестником» и «буреглашатаем» революции.
В дальнейшем произведение было включено в сборники революционных песен и
стихов, издаваемые за границей. Эта «Песня» у большевиков на долгие годы стала
эффективным средством революционной пропаганды, призывающим к борьбе с
самодержавием, поэтому распространялась через нелегальные издания. Ее
перепечатывали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся.

2.3.         
Образ моря в стихотворении «В
Черноморье».

Знойно. Тихо… Чудный вид!
Там, далёко, – море спит.
С берегов же в волны пали
Тени тонких миндалей,
И чинары в них купали
Зелень пышную ветвей;
И в прибрежной белой пене,
Как улыбка – эти тени, —
Как улыбка старых гор,
Чьи угрюмые вершины
Вознеслись туда, в пустынный,
Голубой небес простор,
Где суровый их гранит
От земли туманом скрыт.

* * *

Важно, молча и сурово
В бархат неба голубого
Смотрят главы старых гор,
Сизой дымкою объяты.
И пугают мысль и взор
Их крутые к морю скаты.
Им в дали небес не слышны
Вздохи волн и пены пышной —
Этот стройный плеск и шум,
Полный нежной, сладкой ложью,
Шум, притекший к их подножью,
Чтоб нарушить мир их дум.
Но, безмолвны и угрюмы,
Схоронили скалы думы
Глубоко в гранит сырой.
И, одеты облаками,
Так стоят они, веками
Тешась шумной волн игрой.
В мягком пухе нежной пены
Волны скалам, как сирены,
Что-то нежно так поют,
Но в ответ на их набеги
Тайн суровые ковчеги
Ничего им не дают:
Ни намёка, ни полслова,
Ничего из тайн былого…

* * *

Между камня выползали
Полусонные кусты
Роз, жасминов и азалий,
И кадили их цветы
Душной, сочною истомой
Небесам, объятым дрёмой,
Морю, серым грудам скал,
На которых чинно в ряд
Сели чайки и следят:
Не дарит ли их тот вал,
Что пришёл из дали зыбкой,
Золотистой, вкусной рыбкой?

* * *

Но седой, – на эти груды
Набегая, – им дарил
Только брызги-изумруды
И о чём-то говорил…
И, взмахнувши гребнем белым,
Вновь бросал движеньем смелым
Разноцветных брызг каскад.
А ему с вершины горной
Лысый гриф свой крик задорный
Вниз кидал… И вал назад
Уходил, кипя сердито,
О твердыни скал разбитый.

* * *

Моря даль – покрыта сонной
Дымкой нежного опала.
Глубиной своей бездонной
В волны небо там упало
И смешалось с ними странно.
Мягко эти два титана,
Оба полны южным зноем,
Грудь на грудь друг другу пали,
Обнялись, слились – и спали.
И не видным глазу роем
Там, по светлой синей выси,
Надо мной в ту даль неслися
Грез гирлянды…
В чудном сне
Сам я жил, – казалось мне…

Покой

Красота

Умиротворенность

Простор

Загадочность

Красота, величие

Желание узнать «думы», чтобы нарушить «мир»

Постоянство

Выведывают волны тайну скал, но ничего не
получается.

Зыбкая даль, вал, чайки, ждущие «подарка»

Вал разбивается о скалы и, сердито кипя, уходит
назад

Спокойствие

Воссоединение двух титанов —  неба и моря

Покой, красота, умиротворение

Сон? Чудо? Явь?

Это стихотворение
интересно тем, что, после вдумчивого чтения, возникает вопрос: к гражданской
или пейзажной лирике мы можем отнести это произведение? Есть ли в нем
аллегорический смысл? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. С одной
стороны, описание красивого пейзажа с использованием художественных средств
(метафоры (улыбка старых гор, вздохи волн и др.), эпитеты  (гребнем белым,
разноцветных брыг и др.), олицетворение (смотрят главы, волны поют), анафора,
восклицательное предложение), но с другой стороны,  – «
В чудном сне // Сам я жил, –
казалось мне…
» —
почему сон, потому что вокруг сказочно красиво или потому,  что «
Сизой дымкою объяты.//И
пугают мысль и взор
», «Чтоб
нарушить мир их дум
». Море и небо – символы свободы в творчестве Горького – слились воедино.
Неужели и здесь присутствует гражданская тематика? Чтобы поточнее ответить на
этот вопрос, обратимся еще к одному стихотворению поэта.

2.4.         
Образ моря в стихотворении «Стихом Винченцо: Из «Сказок об Италии».

На берег пустынный, на старые серые камни
Осеннее солнце прощально и нежно упало.
На темные камни бросаются жадные волны
И солнце смывают в холодное синее море.
И медные листья деревьев, оборваны ветром осенним,
Мелькают сквозь пену прибоя, как пестрые мертвые птицы,
А бледное небо — печально, и гневное море — угрюмо.
Одно только солнце смеется, склоняясь покорно к закату.

Как
мы видим, здесь тоже присутствует описание моря и неба, но только осеннего. И
снова мы сталкиваемся с тем же вопросом:
есть ли
иносказательный смысл в этом стихотворении?

Опять
– таки, на первый взгляд, – описание осеннего пейзажа, грустно, что прошло лето
«пустынный берег», «солнце прощально упало», его смывают в холодную воду,
холодный осенний ветер, срывающий листву на деревьях. Но, с другой       
стороны,  почему
«бледное небо — печально, и гневное море —
угрюмо
», а «медные листья деревьев,
оборваны ветром осенним, //Мелькают сквозь пену прибоя, как пестрые мертвые
птицы»? Нет ли в образе этих оборванных ветром листьях (автор использует
краткое страдательное! причастие), которые сравниваются с мертвыми птицами
(птица тоже может быть олицетворением свободы), завуалированного смысла?

Так
что хотел показать (пейзаж) или сказать (революционная направленность) нам
автор? Возможно, это обычная, хотя довольно интересная, пейзажная зарисовка,
возможно,  в стихотворениях присутствует аллегория: с
тихотворение
написано в 1911 году, а исторически известно, что революция 1905-1907 годов не
принесла облегчения: главные задачи, которые ставили революционеры, решены не
были — долгожданной свободы люди не получили
.

Сравним
описание моря в этих двух поэтических текстах с упоминанием моря в
стихотворении «Прощай!».

2.5.         
Анализ
стихотворения «Прощай!».

Примечания
к стихотворению «Прощай»!
Стихотворение впервые напечатано без подписи в «Самарской газете»,
1895, номер 50, 5 марта.

В 1905 году две
строфы данного произведения в переработанном виде М.Горький ввёл в
стихотворение «- Прощай! Душа тоской полна…» центрального персонажа
из «Рассказа Филиппа Васильевича». Подобным приёмом публикации своих
стихов М.Горький пользовался очень часто в течение всей жизни и, сурово
оценивая собственные поэтические опыты, 12 января 1935 года полушутя сообщал
одному из своих корреспондентов: «…верно, я грешен, стихи писал и не
мало писал, и всегда очень дубовато. Понимая сие и будучи правоверным
прозаиком, я уничтожал их, печатал же в молодости лет — по легкомыслию, а
позднее — лишь в случаях крайней необходимости и когда мог оклеветать кого-либо
из героев, будто бы — это его, а не мои стихи» (Архив А.М.Горького).

В
собрания сочинений стихотворение «Прощай!» автором не включалось.
Принадлежность его М.Горькому подтверждается специальным сообщением
Е.П.Пешковой от 13 сентября 1949 года (Архив А.М.Горького).

Мы познакомимся с
двумя редакциями этого стихотворения, чтобы точнее понять его смысл.

ПРОЩАЙ!

   (вариант 1895
года)

Прощай! Я поднял
паруса

И встал со вздохом
у руля,

И резвых чаек
голоса

Да белой пены
полоса —

Всё, чем прощается
земля

          Со
мной… Прощай!

Мне даль пути
грозит бедой,

И червь тоски мне
сердце гложет,

И машет гривой вал
седой…

Но — море всей
своей водой

Тебя из сердца
смыть не может!..

          О,
нет!.. Прощай!

Не замедляй
последний час,

Который я с тобой
вдвоём

Переживал уже не
раз!

Нет, больше он не
сблизит нас,

Напрасно мы
чего-то ждём…

          Прощай!

Зачем тебя я
одевал

Роскошной мантией
мечты?

Любя тебя, — я
сознавал,

Что я себе красиво
лгал

И что мечта моя —
не ты!

          Зачем?
Прощай!

Любовь — всегда
немного ложь,

И правда вечно в
ссоре с ней;

Любви достойных
долго ждешь,

А их всё нет… И
создаешь

Из мяса в тряпках
— нежных фей…

          Прощай!

Прощай! Я поднял
паруса

И встал со вздохом
у руля,

И резвых чаек
голоса

Да белой пены
полоса —

Всё, чем прощается
земля

          Со
мной… Прощай!

        ПРОЩАЙ!

   (вариант 1905
года)

Прощай! Душа —
тоской полна.

Я вновь, как
прежде, одинок,

И снова жизнь моя
темна,

Прощай, мой ясный
огонек!..

   Прощай!

Прощай! Я поднял
паруса,

И резвых чаек
голоса

Да белой пены
полосы —

Все, чем прощается
земля

   Со мной…
Прощай!

Даль моря мне
грозит бедой,

И червь тоски мне
душу гложет,

И грозно воет вал
седой…

Но — море всей
своей водой

Тебя из сердца
смыть не может!..

   Прощай!

Тема данного стихотворения прозрачна  –
любовная драма; поэт одинок, он страдает. Море выступает в роли «пути», даль
которого «грозит бедой»- поэт страдает без своей возлюбленной. И несмотря на
следующие строки:

Стою печально у руля

Мне даль пути
грозит бедой
,

И червь тоски
мне сердце гложет,

И машет гривой
вал седой
…,

никаких
ассоциаций с общественной жизнью не возникает, Алексей Максимович описывает
свои чувства и переживания, рассуждает на тему любви: «Любовь — всегда немного
ложь…»,«…море всей своей водой//

Тебя
из сердца смыть не может!..» И д
ействительно,  «Прощай!»
было написано, когда Горький пережил первую любовную драму.

Глава 3. Мнения учащихся.

Для подтверждения своей точки зрения я обратилась к учащимся 9-ых
и 11-ых классов. Ребятам были предложены стихотворения
«В Черноморье», «Стихи  Винченцо: из «Сказок об
Италии»
 и «Прощай!». Обучающиеся
должны были прочитать стихотворения и определить их тематику, по возможности
доказать свою точку зрения. Информация для анализа была дана минимальна: сам
текст стихотворение, автор и дата написания, что собственно и известно мне самой.
Среди 11 классов приняли участие 20 человек, среди 9-ых — 28; в процентном
соотношении получилось следующее:

Стихотворение «В Черноморье» к пейзажной лирике отнесли 37%
учащихся, обратили внимание на гражданскую направленность – 58%, у остальных 5%
задание вызвало сложность, и они воздержались от ответа.

Стихи  Винченцо: из «Сказок об Италии»  к пейзажной
лирике отнесли 23% учащихся, обратили внимание на гражданскую направленность –
72%.

            Стихотворение
«Прощай!» отнесли к любовной лирике 98%, и только 2% пытались найти «подвох»,
основываясь на строчке «Даль моря мне грозит бедой», но объяснить свое мнение
не смогли.

Выводы.

К сожалению, я не могу с уверенностью сказать, откуда появилась
эта страсть к описанию моря, неба,  гор. Вероятно, это произошло, когда Горький
ездил на Черное море отдыхать и лечиться (причем это было неоднократно).
Позднее Алексей Максимович будет восхищаться Средиземным морем, но это будет не
ранее 1906 года (
Горький жил в Италии с 13
октября 1906 года по 27 декабря 1913 года и вторично — с 7 апреля 1924 года по
9 мая 1933 года).

         И если в ритмических стихотворениях и прозе мы с
уверенностью можем сказать, что образ моря олицетворяет  свободу, и это подтверждается
работами  исследователей творчества М.Горького, то в поэзии однозначного мнения
нет.

Так,
если сравнить два первые проанализированные стихотворения, то первое
впечатление – Горький описывает природу:  «В Черноморье» мы видим описание
летнего пейзажа, а в
Стихах
 Винченцо:
Из «Сказок об Италии»  –
 осеннего. Возможно, поэтому в первом преобладают  радостные нотки, а во втором
— тоскливые, в первом стихотворении описывается  Черное море, а во втором –
Средиземное. Но если обратить внимание на в
ремя
написания, то получается интересная картина:  «В Черноморье» 1903 год –
предреволюционный период, ожидание свободы, вера в осуществление мечты – в
целом, в стихотворении ощущается радость, одухотворенность от увиденного; 
отрывок
из «Сказок об Италии» датируется 1911
годом – революция уже прошла, но мечты не осуществились, отсюда осень в душе,
мрачное настроение, листья – «
пестрые мертвые
птицы,//А бледное небо — печально, и гневное море — угрюмо». А возможна и еще
одна версия – душевная тоска самого Алексея Максимовича, которая «вылилась» в
выше указанные стихотворения. Ведь понятие свободы возможно не только в широком
смысле (освобождение от самодержавной власти), но и в узком, личностном
(Горький, как и его герои, любил волю и старался не ограничивать себя в своих
желаниях).

            И
с  большей убедительностью мы можем говорить об  аллегоричном  изображении
природы, в частности моря, после анализ последнего стихотворения «Прощай!», где
 четко определяется личная драма поэта.  И образ моря выступает в качестве
явления, которое передает внутреннее состояние человека, но даже такая стихия
не может облегчить душевную рану поэта: «
… море всей своей
водой

Тебя
из сердца смыть не может!..
».

Здесь
нет «бушующего» моря, бьющегося о скалы, нет даже намека на какие-либо «думы»,
«сорванные листья — мертвые птицы».

            Но
если учитывать время написания первых двух стихотворений, политическую
обстановку в стране, гражданскую позицию М.Горького, если вспомнить особенности
раннего творчества писателя, образ  моря как символа свободы в романтических
рассказах Алексея Максимовича, то, всего скорее, в этих  произведениях  «тема
революции» присутствует, несмотря на то, что она завуалирована под описание
природы.

Литература

1.    
Святополк-Мирский Д.П. История
русской литературы- М.:Эксмо, 2008

2.    
Горький М.Собрание сочинений.
В 8 т. Т.2 рассказы, очерки.1897-1915./М.Горький; Сост.:С.А.Небольсин,
А.М.Ушаков.-М.:Советская Россия,1987

3.    
Горький М.Собрание сочинений.
В 8 т. Т.3. Рассказы 1916-1925. Очерки. 1904-1930./М.Горький;
Сост.:С.А.Небольсин, А.М.Ушаков.-М.:Советская Россия,1988

4.    
Пушкинский альманах: сборник
научно-методических материалов. Выпуск 2-Н.Новгород,2010

5.    
http://rvb.ru/20vek/silver-age/1890-e/03/017-maksim-gorky.html

6.    
http://diplomba.ru/work/94730

7.    
http://referat.niv.ru/view/referat-literature/8/7218.htm

8.    
http://elib.nklibrary.kz/kolekci/arhivy-severokazahstanskih-kraevedov/lyubushin-v-i/principy-inoskazatelnosti-v-poyezi-m-gorkogo-vestnik-moskovskogo-universiteta-1976-5-c-3-12.html

9.    
http://works.doklad.ru/view/pjQLzZALo1I.html

Идейно-композиционная роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

Идейно-композиционная
роль пейзажа в ранних романтических рассказах М. Горького

О, я как брат

Обняться с
бурей был бы рад!

М. Ю. Лермонтов

Большой мастер
слова, А. М. Горький создает прекрасные романтические произведения, с самого
начала заявившие о появлении яркого таланта, неординарной личности.
Горького-писателя интересовали необычные героические характеры, резко
контрастирующие с серой массой, господствующей вокруг.

Герои рассказов
«Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» — мятежные и сильные личности, ищущие смысл
в окружающей их действительности. Под стать характерам и обстановка вокруг них:
моря дул «влажный холодный ветер», «раздувая пламя костра». Рассказчик — старый
цыган Макар Чудра — достаточно необьгчная и колоритная фигура. Он говорит почти
афоризмами, веско безапелляционно выражает свой взгляд на жизнь: «Так ты
ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся,
ляг и умирай — вот и все!»

В рассказанной
им легенде о Лойко Зобаре и Радде раскрывается основная жизненная позиция
Чудры: выше всего на свете он ценит свободу. Даже жизнь человека не имеет
смысла, если потеряна золя. Поэтично и красиво говорит Чудра о свободе, которую
мало сто может оценить по достоинству. Это удел лишь избранных, а большинству
недосуг думать об этом. «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской
волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все
тут! Что он с гобой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного».

Макар советует
своему молодому собеседнику не задумывать-[ся о жизни, дабы не разлюбить ее.
Красота окружающего мира выступает контрастом между величественностью,
созданной природой, и людьми, не умеющими или не желающими оценить этот дар,
довольствоваться им. Мятущийся дух героев рассказа подчеркнут великолепной
ширью, окружающей их.

Автор рисует
могучие стихии: море и степь. Здесь все полнозвучно, нет полутонов. Горький
ищет достойного героя, воплощающего идею автора о сильной личности. Эти поиски
продолжились в рассказе «Старуха Изергиль». От антигероя Ларры, через судьбу
Изергиль автор пытается подвести читателя к пониманию идеального героя — Данко.
Суровый пейзаж неприступного леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон
любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью.

Но народ не
может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя.
Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар.
Что он может принести? Да что угодно. Страх владеет массой. И автор не скрывает
этого от своих читателей. Природа же вечна и величественна. Она равнодушно
взирает на мелочность людских забот и интересов, подчеркивая преходящее в
человеческой жизни и помыслах людей.

Автор восхищен
великолепием окружающего мира. Он видит его космические масштабы. Отсюда
людская суета кажется почти смехотворной и жалкой, и лишь избранные, подобные
Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и
неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,—
кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и —
умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали,
что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один
осторожный человек заметил это и боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой… И вот оно рассыпавшись в искры, угасло… — Вот откуда они, голубые
искры степи, что являются перед грозой!»

Картины природы
в ранних романтических рассказах М. Горького не только обрамляют содержание и
являются фоном, они составная и существенная часть содержания. Описания природы
позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование,
дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. «В
степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море
шумело глухо и печально».

Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Раннее творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской культуре на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Его первые рассказы представляют собой нечто уникальное, чего не было в русской литературе ни до, ни после него. Один из его ранних рассказов «Макар Чудра» позволяет нам во всей полноте увидеть внутренний мир Горького ещё на заре его литературной деятельности. Понять, что волновало его в молодые годы, и какие идеи владели его мыслями.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чем рассказ?
  • 4 Конфликт и композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.

В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.

Направление и жанр

«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.

Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Суть: о чем рассказ?

На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.

В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.

Конфликт и композиция

Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.

В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:

герои рассказа «макар чудра» характеристика
макар чудра старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья.
лойко зобар молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел.
радда красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого.
рассказчик молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить.

Темы

Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.

  1. Любовь – Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть.
  2. Свобода – свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям.
  3. Природа – на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора. 
  4. Нравы и быт цыган. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.

Проблемы

Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна: 

  • Гордыня – Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу.
  • Жестокость – рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов.
  • Эгоизм. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга. 

Смысл

Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».

И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.

Чему учит?

Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».

Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».

Критика

«Макар Чудра» был крайне тепло принят некоторыми критиками и многими читателями. Никому, кроме Горького, не удалось переработать идеи романтизма и перенести их в двадцатый век таким образом, чтобы излагаемые им мысли нашли отклик у аудитории. О книге восторженно отзывались А.П. Чехов, А.В. Амфитеатров и другие рецензенты:

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и другие мнения. Например, консервативный публицист М.О. Меньшиков отмечал чрезмерную манерность прозы Горького и обличал его неспособность показать реальную жизнь без вычурности и фальши. По его мнению, автор просто зарабатывал деньги на литературе.

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

С ним был солидарен Ю. Анхенвальд, который осуждал искусственность творческого метода Горького и 

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

По сей день ранние рассказы Горького вызывают интерес у читателей и литературоведов, представляя из себя нечто уникальное и неповторимое во всей русской литературе.

Автор: Михаил Щепин

  • Роль пейзажа в рассказе дубровский
  • Роль пейзажа в рассказе господин из сан франциско сочинение
  • Роль пейзажа в рассказе бунина господин из сан франциско
  • Роль пейзажа в рассказе бедная лиза
  • Роль пейзажа в поэме мцыри сочинение