Роль пейзажа в рассказе тургенева свидание

Государственное казенное специальное образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Волгоградская
специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат
VIII вида № 4»

Открытый
урок Тема.

«Осень.
Изображение природы в рассказе И.С. Тургенева «Свидание»»

Учитель русского языка и чтения:

Т. А.
Иванова

Волгоград

Тема: Осень. Изображение природы в рассказе И. С. Тургенева «Свидание»

Цели:

1.   Обучающая —
формировать умение читать новый текст правильно, бегло, сознательно
и
выразительно; анализировать текст по вопросам, обучать словесному анализу,
рисованию
картин по
воспринятому на слух тексту.

2.    Развивающая —
развивать и корригировать способности восприятия окружающей
действительности,
сопоставлять слова с образом, выражать своё настроение; расширять
кругозор путём
собственных наблюдений за природой, её явлениями и тех описаний
состояния природы, которые даны в тексте;
развивать воображение, познавательный интерес,
мышление.

3.   Воспитывающая —
воспитывать любовь к природе, потребность бережного отношения
к
окружающей среде; творческую активность, чувство красоты, интерес к устному
народному
творчеству, музыке,
живописи.

Оборудование

1. Портрет И. С.
Тургенева

2.    
Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»

3.    
Плакат с эпиграфом урока. «Есть в осени первоначальной Короткая, но
дивная пора —

Весь
день стоит как бы хрустальный,,
И лучезарны вечера…»

(Ф. И. Тютчев)

4.    
Инструментальная музыка для релаксации («Осенний лес»)

5. Словарь настроений

Ход урока

I.   Организационный момент. Психологическая
установка на работу.

II.  Сообщение темы и цели урока.

Сегодня
у нас необычный урок, более объёмный и сложный, чем всегда.

Мы совершим путешествие в страну
«Волшебница Речь». Почему волшебница? Да потому, что она может нас развеселить
и огорчить, заставить помечтать и поразмышлять. Она делает человека умнее,
добрее, смелее. Речь вводит нас в мир прекрасного русского слова!

Но дверцы этой волшебной страны
распахнутся перед нами, если вы выполните следующее
задание: в таблице зачеркните одинаковые буквы и вам станет ясно, о чём будет
идти
речь на уроке.

(ОСЕНЬ)

Эпиграф
урока

«Есть
в осени первоначальной

Короткая,
но дивная пора —

Весь
день стоит как бы хрустальный,

И
лучезарны вечера…»

(Ф. И. Тютчев)

Мы будем говорить об осени, а точнее —
путешествовать но осеннему царству. Обратившись
к картине И. И. Левитана «Золотая осень», познакомившись с отрывком из
рассказа И. С. Тургенева «Свидание», через
систему художественных образов и описаний, мы
попытаемся проникнуть в мир прекрасного, будем учиться видеть то, что
изображено на
картине, учиться
понимать музыку, поэзию, видеть в них картины природы и те красочные
средства, которые помогают поэтам рассказать, как
красива наша природа; будем учиться
быть внимательными и замечать
необычное в обычном

III.   Беседа с учащимися
Ежегодно приходят

К
нам в гости:
Один седой,   * Другой молодой, Третий скачет, А четвёртый
плачет.

 
Кто же приходит к нам в гости? (Времена года)

  Назовите времена года в том порядке, в
каком они представлены в загадке. (Зима. Весна. Лето. Осень)

 
Какое сейчас время года?

 
Назовите осенние месяца.

 
Можно ли назвать золотой всю осень?

 
Как называется осень в сентябре? (ранняя)

 
Когда наступает пора, которую называют золотой? (Конец сентября — начало
октября)

 
Как называется осень в ноябре? (Поздняя)

  Как в древности
называли сентябрь, октябрь, ноябрь? (Сентябрь — хмурень, ревун;
Октябрь — листопадник; Ноябрь —
полузимник)

IV.  Работа с
пословицами, поговорками об осени.

—  Какие
пословицы, поговорки об осени вы знаете? Объясните, как вы их понимаете?

1.  Осень — перемен
восемь.

Осень
— припасиха, а зима — подбериха.

В
сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

2. Октябрь землю
покроет, где листком, где снежком.
В
октябре и лист на дереве не держится.

Плачет
октябрь холодными слезами.

3. Ноябрь — ворота зимы

В
ноябре зима с осенью борется.

V.      Упражнение на развитие зрительной памяти,
логического мышления и
наблюдательности.
(На магнитной
доске — картины с изображением осени)

Учитель:

Художница
— осень приглашает вас в свой осенний музей.

На картинах она изображена разной:
грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и с уже облетевшей листвой.

В музее есть
картина, которую осень очень любит. Постарайтесь найти её по словесному
описанию.

«Лес, точно терем
расписной. Войдёшь в этот терем и увидишь много интересного. Вы
представить
себе не можете, как там красиво. Только войдёте и вас сразу окружат берёзки, да
все
такие нарядные, в золотых платьицах, а с ними осинки. Берёзки-то, берёзки так и
пляшут, все в серёжках золотых, позолоченных. Пойдёте дальше по ковру, а на
ковре переливаются
разными
цветами алмазики и жёлтые, и синие.

Незаметно подойдёте к
речке, нет, не совсем к речке, а к большому зеркалу. А ёлочки,
осинки,
дубки, берёзки смотрятся в зеркало и сами друг другу хвастаются: «Ах, какие мы
нарядные!»

Что помогло вам сразу найти нужную
картину? (Только на одной из картин изображена
речка,
которая, действительно, как зеркало, в котором отражаются деревья, трава).

VI. Чтение учащимися
стихотворений об осени.

Осень
такая красивая, в ней столько чудес и красоты, что дух захватывает!
Красоту родной  природы глубоко
чувствуют поэты,  в этом мы  сейчас убедимся, послушав стихотворение И. Бунина
«Лес, точно терем расписной…»

—  Каким настроением проникнуто
стихотворение? (Автор радуется золотой осени,
восхищается
красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом). Учащиеся пользуются
словариком
настроений.

Терем
— в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни.

 
Вообразите осень, красивую, спокойную.

 
Кого вам напоминает осень? (женщину).

 
Какое слово в тексте употребил автор, которое подсказало вам это? («И осень тихою вдовой…»)

Вывод учителя.

Поэт учит нас видеть
природу как живое существо, учит видеть в обычном необычное,
замечать красоту природы, любить
свою Родину.

VII. Рассматривание
репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ранняя осень…
Природа отдаёт человеку последние плоды свои, начинает готовиться к
зимнему сну. Но на первых порах
прощания с летом она становится ещё прекраснее, благоухает ароматами увядания.

Нам немного грустно
от этого увядания, но вместе с холодком осени и запахом сырой листвы мы ощущаем
прилив новых сил, чувство грусти сменяется бодростью. Поэтому не
только в
поэзии, но и в картинах живописи так светло отражается осень. И не случайно в
народе раннюю осень так ласково
называют золотой.

 
Посмотрите на картину И. И. Левитана «Золотая осень»

  Как оправдывает всем
своим содержанием эта картина своё название? (Золото листвы
радостно
сверкает на ветвях деревьев, мягким ковром устилает землю).

  Что на ней
изображено? (Левитан с любовью изобразил русскую природу в её осеннем
наряде).

 
Какие краски, цвета преобладают? (золотые, жёлто-красные)

 
Но почему так много голубого и зелени?

 
Посмотрите на тени.

 
Какое время дня изобразил художник? И какой момент?

—         Как выглядят стволы берёзок? (Полдень. Солнце выглянуло
из-за лёгких облаков и
стволы кажутся
шёлковыми, а вода в речке голубая).

Так золотую осень
запечатлел живописец.

VIII «Осенний
лес» — релаксация под музыку П. И. Чайковского.

IX.            Знакомство с природой при чтении
отрывка из рассказа И. С. Тургенева
«Свидание» («Осенний день в берёзовой роще»)

А как это время может
нарисовать писатель, художник слова?

а)          Слово учителя о писателе.

И. С. Тургенев родился 28 октября 1818 г. Как видите, тоже осенью,
как и Иван Алексеевич Бунин. Детство его
прошло в селе Спасском. Маленький Ваня очень любил сад в
своём родном
имении. Он любил слушать птичье пение, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц.
С детства он полюбил природу.

Тургенев был
страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам.

Там, бродя с ружьём, любознательный и проницательный охотник много
видел и наблюдал. Из богатого запаса своих
охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое
интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки
охотника». В этот
сборник вошёл и
рассказ «Свидание», отрывок из которого мы прочитаем сегодня.

А вот какой увидел Тургенев берёзовую рощу, мы
узнаем чуть позже. Я прочитаю вам
этот отрывок, а вы внимательно слушайте и
подумайте, о каком периоде осени рассказывает
писатель.

б)           Первичное
восприятие текста. Чтение отрывка «Осенний день в берёзовой роще»
учителем.

в)          Беседа с учащимися, выяснение первого впечатления от прочитанного.

 
Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? (О ранней
осени)

  Подтвердите это
словами из текста, («…около половины сентября»; «Ясная и ласковая
лазурь».)     <

г)          Словарная работа.

—         Какие трудные и
непонятные слова встретились вам в тексте?
Заволакивалась —
закрывалась

Говор — гул, шум.

Лазурь — светло-синий
цвет, синева.

—         Кто из вас может
объяснить значение этих слов?

д)           Вывод учителя. У Левитана и у Тургенева — ранняя осень.
Художник с помощью
кистей и красок показал нам золотую осень.
Но разве у Тургенева нет красок? Есть, конечно,
только они словесные. Они так точны
и ярки, что вызывают в нашем воображении живые
картины.

X.          Работа над
содержанием рассказа

а)          Чтение текста самостоятельно.

б)         Беседа с учащимися по содержанию рассказа.

 
С какого времени дня начинается описание? (С утра)

 
Что происходило в роще утром? (Перепадал мелкий дождь)

 
Что, по-вашему, означает слово перепадал? (Дождь то шёл, то
прекращался).

 
Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену? (Тёплое солнечное
сияние)

—           Как Тургенев называет смену дождя солнечным сиянием? («Была
непостоянная
погода»)

  Прочитайте, каким
было небо, когда перепадал дождь? («небо… всё заволакивалось
рыхлыми белыми облаками…»)

  Как выглядело небо,
когда светило солнце? (Тучи раздвигались, и показывалась лазурь,
ясная и ласковая, как прекрасный
глаз.)

—         Итак, какие две
картины описывает в начале рассказа Тургенев?
(Идёт дождь.

Дождь прекращается,
и роща озаряется солнцем.)

   Как вы думаете, в
целом погода хорошая или нет? (Да, хорошая, несмотря на дождь, в роще было прекрасно.
Наверное, поэтому и не хотел её покидать писатель).

   Чем же занимался
Тургенев, находясь в роще? («Я сидел и глядел, слушал, как шумят
листья») — прочитать!

  С чем же сравнил шум листьев Иван
Сергеевич? (С едва слышной, дремотной болтовнёй).

  Как вы думаете,
почему? (Едва слышная — потому что ветра почти нет. Дремотная
болтовня —
потому что листочки как бы дремали, т. е. не спали, но уже и не бодрствовали).

 
Что пишет о ветре Тургенев? (Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам).

Учитель

Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим, какие
картины изображает Тургенев.

 
Что происходит с рощей, когда светит солнце? (Она озаряется, даже
улыбается).

 
Что описывает в этот момент автор? «(Берёзы, листья, папоротники)

 
Как выглядят берёзы?

—         Что сказано про
листья?
(«… пестрели и загорались червонным золотом).
Учитель

Вот как выглядит роща
во время солнечного сияния. Вам нравится?

Но вдруг опять дождь.
Что тогда меняется в роще? (Яркие краски гаснут)

  Как пишет о дожде
писатель?
(… украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь).

 
Какой эпитет использует Тургенев при описании дождя? (Мельчайший)

 
Что значит это прилагательное? (Очень-очень мелкий, почти незаметный)

 
Какие олицетворения использует автор? (украдкой, шептал лукаво).

 
С кем сравнивает дождь автор? (с человеком).

Учитель

Очень часто природа у
Тургенева «оживает», т. е. описывается как живое существо.

—         Какие картины увидел Тургенев в роще? (Небо, закрытое
облаками, небесная лазурь,
пёстрая листва, белые
стволы берёз, сверкающий дождь.)

Вывод учителя. Живописец может
нарисовать на одном полотне только один какой-
нибудь момент, одно событие — у Левитана
выглянуло из-за облаков солнце, и всё засветилось, заиграло. А Тургенев
изображает природу, события в движении, в многочисленных
изменениях. Он заставляет нас не только видеть, но и слышать природу. Она
живёт и дышит, и человек испытывает чувство
радости от общения с ней.

XI. Чтение отрывка
еслух.
Прочитайте отрывок так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину.

.

XII. Игра «Пятый лишний».

Догадайтесь, какое слово лишнее в каждом
столбике, и вы прочитаете предложение —
просьбу.

На доске слева в два
столбика:

дерево                                                                       лиса

солнце                                                                       лисий

тропинка                                                                   лисица

берегите                                                                    лес

река                                                                          лисёнок

(Берегите лес!) Вывод: Лес — чудесное творение природы. Лес — лёгкие нашей планеты Его надо охранять и беречь!

XII. Итог урока.

 
Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?

 
Какие описания рощи особенно вам понравились? Зачитайте.

  Какая из пословиц,
поговорок подходит к рассказу «Осенний день в берёзовой роще»?
(Осень — перемен восемь.)

XIV. Выставление оценок, их комментарий.

XV
Домашнее
задание.
Выразительное
чтение отрывка, сочинение-миниатюра «Осенний
день в лесу». (Рассказать, какая погода была в этот день, как выглядел лес,
какие звуки вы услышали, какие запахи ощутили в осеннем лесу. Запомните, какое
создалось
настроение?).

Осенний лес.

Цель: тренировать
интеллект, активизировать чувства и воображение,
способствовать
достижению творческой сосредоточенности.

1. А сейчас мы
расслабимся и отдохнём (Включается классическая музыка).
Учитель произносит
следующий текст на фоне тихо звучащей музыки.

2. Сядьте поудобней,
опустите головы, закройте глаза.

3.          Представьте, что вы входите в осенний лес,
он словно волшебный замок.
Земля
устлана янтарными и багряными листьями. Вот величаво стоит дуб, на
котором
крепко держатся тёмные листья. Рядом красуется девица-рябинка.
Берёзки — сестрички одели яркие платья. Деревья ещё хранят в своей листве
память
о тепле летних дней и весёлом пении птиц. Прохладный ветерок ласкает
ваше лицо, руки. Всё дышит тишиной и спокойствием. Вокруг глубокий покой.
Этот покой обновляет
ваши чувства.

4.          Вы ощущаете запах прелых листьев,
незабываемый грибной аромат.
Чистый целительный
воздух наполняет ваши лёгкие.

Глубоко вдохните его. Воздух отдаёт дымком. Кто-то у ручья разжег костёр, слышится запах печёной картошки. Она такая
вкусная, что у вас потекли
слюнки…

5. Вы протянули
руку, чтобы сорвать гроздь рябиновых ягод, они такие
сочные,
горьковато-сладкие! Ваши руки касаются прохладных, гладких ягод.

6. Вы так
спокойны и радостны, вам так хорошо и комфортно, что хочется остаться в лесу
подольше. Все шесть чувств говорят вам, что этот уголок земли
совершенен, и вы можете прийти
сюда в любое время. Этот уголок земли подарит вам счастье.

7.       
Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, ощущая аромат воздуха.
Медленно откройте глаза. Вы отдохнули и готовы работать дальше.

ЛИСА

ЛИСИЙ

ЛИСИЦА

ЛЕС

• •

ЛИСЕНОК

ДЕРЕВО

СОЛНЦЕ

ТРОПИНКА

БЕРЕГИТЕ

РЕКА

ПРОЕКТ УРОКА

Тема: И.С. Тургенев. Слово о писателе. Знакомство с героями рассказа «Свидание»

Тип урока: комбинированный

Ключевая цель: углубить представление учащихся о творчестве И.С. Тургенева

Дидактические цели урока:

А. Знания.

* Расширить представления учащихся о творчестве писателя, о роли пейзажа в литературном произведении.

* Выявить индивидуальные особенности пейзажа в творчестве И.С. Тургенева

Б. Умение и навыки.

* Совершенствовать умение анализировать фрагменты художественного произведения, выявлять их композиционную и идейную роль.

* Анализировать функции изобразительно-выразительных средств данного фрагмента.

В. Ценностные отношения.

* Воспитывать осмысленное отношение к художественному тексту, интерес к русской литературе как составной части мировой культуры.

ХОД УРОКА

Вступительная беседа.

  1. Какие произведения И.С. Тургенева мы уже изучали?

  2. Какие проблемы раскрывал в них писатель?

  3. В чем своеобразие ранее изученных произведений?

Анализ эпиграфа урока.

«Ничего нет страшнее мысли, что нет ничего страшного, всё обыкновенно…» (И.С. Тургенев)

Вступительное слово учителя о творчестве И.С. Тургенева.

Сообщения учащихся:

  1. Вклад писателя в дело освобождения крестьян от крепостной зависимости.

  2. Композиция «Записок охотника»

  3. Идейно-тематическое своеобразие «Записок охотника»

Организация работы с текстом рассказа «Свидание» (групповая работа)

1 группа анализируют особенности и функции пейзажа.

2 группа анализирует портрет девушки (объем описания, повторяющиеся детали, динамика изображения, связь с природой).

3 группа анализирует портрет молодого человека.

4 группа сопоставляет описание природы и настроение охотника (автора).

5 группа анализирует описание природы и настроение девушки

6 группа проводит сопоставительный анализ образов, заполняет таблицу

Автор

Акулина

Виктор

Связь с природой

Социальное положение

Чьи интересы и взгляды представляют?

Кому сочувствуют?

Подведение итогов работы в группах. Запись выводов в тетради.

Домашнее задание. Написать эссе «О чём меня заставил задуматься рассказ Тургенева «Свидание»

Киселёва Н.А. Функции образных средств в рассказе И. Тургенева «Свидание» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 115-119.

ФУНКЦИИ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ В РАССКАЗЕ И. ТУРГЕНЕВА «СВИДАНИЕ»

Н.А. Киселева, канд. пед. наук, доцент

Филиал Омского государственного педагогического университета

(Россия, г. Таре)

Аннотация. В статье анализируются образные средства в рассказе И. Тургенева «Свидание». Выявлены композиционные приемы построения рассказа: обрамление, повторы, параллелизм, контраст. Определены функции образных средств: проспективная, изобразительная, когнитивная. Проанализирована ассоциативно-образная природа рассказа, а также мотив единства человека и природы.

Ключевые слова: интерпретация, художественный текст, образные средства, изобразительная функция, проспективная функция, когнитивная функция.

Одной из важнейших особенностей художественного текста как единицы культуры является его ассоциативно-образная природа, дающая возможность читателю вступить в диалог с текстом, интерпретируя его в соответствии со своей читательской компетентностью.

Вопросы интерпретации художественного текста, связанные с пониманием эстетического смысла произведения, с приобщением к культурному тезаурусу, воплощенному в тексте, были и остаются актуальными в современной филологической науке.

Целью данного исследования является интерпретация образных средств в рассказе И. Тургенева «Свидание» [1], выявление особенностей их функционирования.

Сюжет рассказа, изображающий свидание в березовой рощи, служит источником тропов, которые автор щедро использует в своем тексте. Особенностью композиции рассказа является прием обрамления. Композиционная рамка создается благодаря пейзажной зарисовке в начале и конце рассказа.

Пейзаж, открывающий рассказ, насыщен тропами:

 эпитетами (мелкий дождик, теплое солнечное сияние, рыхлые белые облака, ясная и ласковая лазурь, нежный отблеск, красивые стебли и др.);

 метафорами (веселый, смеющийся трепет весны; мягкое шушуканье; долгий говор лета; робкое и холодное лепетанье поздней осени; дремотная болтовня; загорались червонным золотом и др.);

 сравнениями (лазурь, как прекрасный глаз; подобный цвету переспелого винограда; белые, как только выпавший снег; звенел стальным колокольчиком голосок синицы).

Яркая, насыщенная картина осеннего дня воспринимается читателем посредством чувственных образов, которые передаются героем-рассказчиком: «Я сидел и глядел кругом, и слушал» [1, с. 41]. В первую очередь это зрительные образы: березовая роща, рыхлые белые облака, стебли высоких кудрявых папоротников, высокая осиновая роща. При этом автор не скупится на краски: белые облака, лазурь, стволы с отблеском белого шелка, листья загорались червонным золотом, папоротники цвета переспелого винограда, все синело, белые березы, листва зелена, красная или золотая листва, бледно-лиловый ствол, серо-зеленая листва, рдеющие лучи, желтый багрянец, синее небо.

Зрительные образы осеннего дня сопровождаются и звуковыми: листья чуть шумели, шептал дождь, изредка звенел голосок синицы. Особого внимания заслуживает главный звуковой образ пейзажа – шум листьев: «То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня» [1, с. 41]. В данном случае автор устанавливает ассоциативные отношения: шум листьев – шушуканье, говор, лепетанье, болтовня.

Система образных средств экспозиции рассказа тесно связана с его сюжетом и выполняет проспективную функцию, другими словами, предваряет ситуацию свидания. Возникает несколько рядов ассоциативных отношений, которые выражают неявную информацию в тексте.

Так, в начале текста автор разными способами указывает читателю на непостоянство осенней погоды. На лексическом уровне это прямое указание посредством использования слов данной семантики: перепадал дождик, сменяемый сиянием, непостоянная погода, беспрестанно изменялась, внезапно принимали отблеск, вдруг пестрели, вдруг опять все синело, мгновенно гасли, начинал сеять дождь, лучи внезапно пробивались. На синтаксическом уровне наблюдаем использование союза то…то и союза ли …или со значение чередования во времени при соединении однородных сказуемых и частей сложного предложения:

«Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз»[1, с. 41].

«Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь» [1, с. 41].

При этом на морфологическом уровне в данных конструкциях наблюдаем особые формы глаголов-сказуемых – несовершенного вида прошедшего времени, обозначающие повторяющиеся действия и выступающие в конкретно-процессном значении: заволакивалось, расчищалось, показывалась; изменялась, закрывалось, озарялась, принимали, пестрели и загорались, гасли.

Образ непостоянной погоды подготавливает читателя к непостоянству чувств главного героя. Эту же неявную информацию герой-рассказчик сообщает внимательному читателю в описании шума листьев и осины:

«То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня» [1, с. 41].

«Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево осину с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. Она бывает хороша только в иные летние вечера, когда, возвышаясь отдельно среди низкого кустарника, приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца и блестит и дрожит, с корней до верхушки облитая одинаковым желтым багрянцем, или когда, в ясный ветреный день, она вся шумно струится и лепечет на синем небе, и каждый лист ее, подхваченный стремленьем, как будто хочет сорваться, слететь и умчаться вдаль» [1, с. 42].

Как видим, И. Тургенев с самого начала вводит и затем поддерживает на протяжении всего рассказа мотив единства человека и природы, используя композиционные приемы параллелизма, повтора, контраста.

Другим примером ассоциативных отношений и связей, выполняющих проспективную функцию, являются образы осины и Виктора Александрыча, березы (березовой рощи) и Акулины, кроме того отношение автора к образам этих деревьев проецируется на образы героев.

Тургенев изображает разные реалии текста при помощи сходных по значению образных средств и их повторов. Повторы в тексте (лексические, синонимические, корневые, повтор тропов, обладающих общими семантическими компонентами, синтаксические повторы), как известно, служат для создания сквозных характеристик образов, а также помогают их соотносить, сближая или противопоставляя друг другу [2].

Так, обращают на себя внимание детали в описании березы и Акулины, осины и Виктора Александрыча.

Таблица 1.

Образ березы (березовой рощи)

Образ Акулины

нежный отблеск белого шелка

березы стояли все белые,

белые, как только что выпавший снег

перепадал мелкий дождик

роща, влажная от дождя

мельчайший дождь

озарялась вся

одна, молоденькая, вся красная или вся золотая

загорались червонным золотом

внутренность рощи беспрестанно изменялась

белокурые волосы

лоб, белый, как слоновая кость

чистая белая рубаха

блистал след слезы

влажные ресницы

новая слеза прокатилась, останавливаясь и лучисто сверкая на щеке

она вспыхнула вдруг

алая повязка

золотистый загар

желтые бусы

 она тотчас подняла голову и оглянулась;

она встрепенулась; вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся, побледнела, смутилась

Образ осины

Образ Виктора Александрыча

бледно-лиловый ствол;

серо-зеленая металлическая листва;

вздымает как можно выше;

дрожащим веером раскидывает на воздухе;

вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам

розовый галстучек с лиловыми кончиками;

пальто бронзового цвета, картуз с золотым галуном, серебряными и золотыми кольцами, стальной цепочкой часов, круглое стеклышко в бронзовой оправе;

с задумчивой важностью посматривая вверх;

растопырил пальцы;

ломался нестерпимо, качая ногою;

красных и кривых пальцев

Как видим, в создании образов березовой рощи и Акулины, осины и Виктора Александрыча автор использует прием параллелизма и повтора.

Совершенно противоположные чувства испытывает герой-рассказчик к березе и осине, Акулине и Виктору Александрычу, о чем неоднократно и прямо сообщает читателю:

«Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево осину» [1, с. 42].

«Но вообще я не люблю этого дерева и потому, не остановясь в осиновой роще для отдыха, добрался до березового леска, угнездился под одним деревцом, у которого сучья начинались низко над землей и, следовательно, могли защитить меня от дождя, и, полюбовавшись окрестным видом, заснул тем безмятежным и кротким сном, который знаком одним охотникам» [1, с. 42].

Описывая Акулину, автор не скупится на красивые эпитеты-комплименты: очень недурна собою; густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета; расходились двумя тщательно причесанными полукругами; тонкие, высокие брови, длинные ресницы; головка была очень мила; даже немного толстый и круглый нос ее не портил; глаза, большие, светлые и пугливые, как у лани. «Мне особенно нравилось выражение ее лица: так оно было просто и кротко, так грустно и так полно детского недоуменья перед собственной грустью» [1, с.43].

В описании Виктора Александрыча мы также чувствуем авторскую позицию: «Признаюсь, он не произвел на меня приятного впечатления; избалованный камердинер; одежда изобличала притязание на вкус и щегольскую небрежность; Круглые воротнички его белой рубашки немилосердно подпирали ему уши и резали щеки, а накрахмаленные рукавички закрывали всю руку вплоть до красных и кривых пальцев; лицо его, румяное, свежее, нахальное; грубоватые черты; беспрестанно щурил свои и без того крошечные мелочно-серые глазки, морщился, опускал углы губ, принужденно зевал и с небрежной, хотя не совсем ловкой развязностью; то поправлял рукою рыжеватые, ухарски закрученные виски, то щипал желтые волосики, торчавшие на толстой верхней губе; И он наморщил свой тупой нос» [1, с. 43-44].

В данном случае мы отмечаем прием контраста в организации образов березовой рощи и осины, Акулины и Виктора Александрыча.

Едва слышная дремотная болтовня осени предваряет зевоту Виктора Александрыча:

«Он, видимо, старался придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучающее; беспрестанно щурил свои и без того крошечные мелочно-серые глазки, морщился, опускал углы губ, принужденно зевал» [1, с. 44].

«— А что, — начал он, продолжая глядеть куда-то в сторону, качая ногою и зевая, — давно ты здесь?» [1, с. 44].

«Он опять зевнул» [1, с. 44].

«И он спокойно потянулся и опять зевнул» [1, с. 45].

Перечисленные примеры показывают, что автор использует повторяющиеся образные средства для связи персонажей и предметного мира, состояния природы и внутреннего мира человека, так организуются системные связи образных средств.

Пейзажная зарисовка в конце рассказа, являющаяся компонентом композиционного обрамления, о котором мы писали выше, демонстрирует единый эмоциональный тон текста. Ситуация холодного разрыва переживается не только главной героиней («Внезапные, надрывающие грудь рыданья не дали ей докончить речи — она повалилась лицом на траву и горько, горько заплакала… Все ее тело судорожно волновалось, затылок так и поднимался у ней… Долго сдержанное горе хлынуло наконец потоком» [1, с. 48]), но и героем-рассказчиком («Я не выдержал и бросился к ней… Мне стало грустно…»), а также находит отражение в состоянии погоды, тем самым еще раз подчеркивается мотив единства человека и природы. Грубость, хладнокровие, равнодушие Виктора Александрыча, отчаяние, трагедия Акулины изменили до неузнаваемости осенний день: бледно-ясное небо; лучи как будто поблекли и похолодели: они не сияли, разливались ровным, почти водянистым светом; порывистый ветер быстро мчался; желтое, высохшее жнивье; маленькие, покоробленные листья; сторона рощи, обращенная стеною в поле, вся дрожала и сверкала мелким сверканьем, четко, но не ярко; всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин; прокрадывался унылый страх недалекой зимы.

Картину увядающей природы дополняет образ ворона («Высоко надо мной, тяжело и, резко рассекая воздух крылами, пролетел осторожный ворон, повернул голову, посмотрел на меня сбоку, взмыл и, отрывисто каркая, скрылся за лесом…»[1, с. 49]), пришедший на смену синице, и пустой телеги («Кто-то проехал за обнаженным холмом, громко стуча пустой телегой» [1, с. 49]). И то, и другое, по народным приметам, не сулит ничего хорошего, а осторожный ворон напоминает главного героя, бросившего Акулину.

Таким образом, анализ образных средств в рассказе И. Тургенева «Свидание» показывает системность их организации, выявляет дополнительные смыслы и такие их функции, как проспективную и изобразительную, сочетающуюся с когнитивной (познавательной). Подобный анализ образных средств художественного текста, по нашему мнению, необходимо выполнять школьникам на уроках литературы, поскольку он является средством формирования универсальных учебных действий обучающихся [3].

Библиографический список

1. Тургенев И.С. Повести и рассказы. Стихотворения в прозе [Текст] / Предисл. Ю. Манна. – М.: Олимп, 1993. – 272 с.

2. Киселева Н.А. Повторы в рассказе Е. Замятина «Пещера» как средство создания устойчивой характеристики героев [Текст] / Н.А. Киселева // Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции. 2014. С. 27-28.

3. Киселева Н.А. Анализ художественного текста как основа для формирования универсальных учебных действий обучающихся [Текст] / Н.А. Киселева // Роль Сибири в поликультурном и многоязычном мире современного евразийского пространства сборник статей в 2-х частях. / Отв. ред. С.В. Буренкова. 2015. С. 76-80.

FEATURES of figurative means in the story «Rendezvous»

 by I. Turgenev

N.A. Kiseleva, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Branch of Omsk state pedagogical university

(Russia, Tara)

Abstract. The article analyzes the figurative means in the story of Turgenev’s «Rendezvous». The author has revealed compositional techniques of construction of the story: framing, repeats, parallelism, contrast. The article describes the function of figurative means: prospective, figurative, cognitive. The author analyzed the associative-figurative nature of the story, and also the motive of the unity of man and nature.

Keywords: interpretation, artistic text, figurative means, figurative function, prospective function, cognitive function.

Светлой памяти Леонтия Фомича Лисина,

профессора ИГПИ посвящаю …

 Цель работы
через яркие, выразительные художественные  детали, композицию, пейзаж   к
  раскрытию идейного замысла  рассказа, авторской позиции. 

Ход урока

«Свидание» — рассказ о растоптанном чувстве любви, произведение,
пронизанное скорбным чувством писателя, дыханием наступающей осени, увядающей
природы.

Вряд ли нужно по каждому произведению спрашивать одно и то же: понравилось
ли? Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его
герои? Но по рассказу “Свидание” нельзя не поставить подобных вопросов.

Ученики прежде всего ополчились на Виктора Александровича (“лгун”, “обманщик”,
предатель”, “мерзавец”), но не пощадили и Акулину: Сама
виновата, разве можно было такому верить!

Давайте сравним Виктора и Акулину.  Кто он? Какова его внешность? Как он
держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству?

”Избалованный камердинер”, “коротенькое бронзового цвета пальто с барского
плеча”, “притязание на… щегольскую небрежность”, “красные и кривые пальцы,
украшенные серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы”, “Лицо его,
румяное, свежее, нахальное, принадлежало к числу тех лиц, которые возмущают
мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам”. Крошечные молочно-серые
глазки, желтые волосики, туго завитые, тупой нос, лоб узенький. Самодовольная
улыбка. Часы, цепочка, лорнет — подражает барину во всем.

Старание “придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучащее”,
“ломался нестерпимо”, увидев девушку, окинул её “беглым и равнодушным
взглядом”.Вот он “величественно провел рукой по густым, туго завитым
волосам…бережно прикрыл опять свою драгоценную голову”.

А Акулина, какой видит её рассказчик до встречи с Виктором? Что она
чувствует, как изменяется, когда появляется Виктор?

“Она была очень недурна собой”. “Вся её головка была очень мила”. Рассказчик
явно сочувствует ей, видя, как она, “задумчиво потупив голову и уронив обе руки
на колени”, ожидала своего возлюбленного. Симпатия к героине и сочувствие ей
проявляются и в портрете Акулины: “густые белокурые волосы прекрасного
пепельного цвета”, “белый, как слоновая кость лоб”, “побледневшие губы”.
“Тонкие, высокие брови, длинные густые ресницы, тонкая с золотистым загаром
кожа, глаза большие”…

Когда она услышала звук приближающихся шагов, “встрепенулась, её внимательный
взор задрожал, зажегся ожиданием”. А когда появился Виктор, “она огляделась,
вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас
опять поникла вся , побледнела, смутилась — и только тогда подняла трепещущий,
почти молящий взгляд на пришедшего человека”.

Попытаемся сделать выводы из описания внешности героев.

Почему Иван Сергеевич Тургенев чрезвычайно внимателен к одежде Виктора и
исключительно 2-3 штриха об одежде Акулины?

Всякая деталь портретной характеристики выявляет человеческую сущность. У
Шекспира: “все громко, что пусто изнутри”. И у Виктора Александровича так всего
много, он подражает барину своему и пользуется его подачками. Он лакей в душе
своей. В его портретной характеристике ни одной привлекательной черты.

Вызывает он отвращение и у рассказчика. Виктор — раб и деспот. Иван Сергеевич
Тургенев изобразил натуру высокомерную, желающую показать свое превосходство и
власть над девушкой, натуру примитивную, наглую, жестокую.

Подтвердите это, обратившись к рассказу.

Виктор
не обращает внимание на нее.

После сообщения о том, что он завтра уезжает в Питер с барином, она
заплакала, а он оборвал её: “…пожалуйста, Акулина, не плачь, ты знаешь, я
этого терпеть не могу (и он наморщил свой тупой нос). А то я сейчас уйду … Что
за глупости — хныкать!”

На мольбу не забывать её, он отвечает: “…я тебя не забуду, — не-ет! (И он
спокойно потянулся и опять зевнул)”.

Что
может нам сказать это “зевнул”? (Полное безразличие к судьбе Акулины).

— Акулине не от кого ждать сочувствия. Отец, возможно, когда узнает обо всем,
побьет её. Но герой спокоен, когда она говорит об этом, он продолжает лежать на
спине, “подложив руки под голову и отчитывая Акулину: “…вздору не говори. Я
тебе добра желаю… Конечно, ты не глупа, не совсем мужичка, так сказать… Все
же ты без образованья, — стало быть, должна слушаться, когда тебе говорят”.

Вот
некоторые из вас осудили Акулину за то, что она поверила Виктору. Но, читая
светлые тургеневские строки об Акулине, и, вероятно, поверили писателю. Как же
Акулина, девушка с таким верным, преданным сердцем, способным на глубокое,
самоотверженное чувство, могла полюбить негодяя, человека — пустышку?

— Она не могла представить, что он её обманет.

— Она ничего не понимает, неграмотная, её легко было обмануть.

— Да, действительно, её легко обмануть, ведь это юное, чистое существо,
неопытное, не знает жизни, не умеет разбираться в людях.

Лакейская щегольская внешность Виктора, накрахмаленные рукавчики, золотые и
серебряные кольца с незабудками из бирюзы — барские подачки, небрежно
пренебрежительный тон, усвоенный от барина, —  все это ослепило Акулину,
поразило её чем-то никогда невиданным и неслыханным в деревне, непохожим на
знакомую ей мужицкую “серость”. Акулина, действительно, не сумела разглядеть
гнилое нутро Виктора; она даже охотно признает свою необразованность, хотя
Виктор со всем своим холопским лоском не стоит и мизинца её.

Как
отбор словесных деталей в эпизоде с цветами еще более уточняет суть Акулины и
Виктора?.

— Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной?

— Это её последний подарок или, может, прощальный подарок. Она любит цветы. И
больше ничего не может подарить на память Виктору.

А он и тут проявил свою грубость души: он нарочно разбросал и
растоптал цветы.

— Акулина их с такой любовью собирала, а он  ничего и не понял.

— Васильки — это тургеневская деталь в рассказе, но такая важная (учитесь
замечать такие детали в произведениях) Букетик васильков так же прост и скромен,
как проста и скромна сама девушка. Так же, как васильки, растерзано и растоптано
её доверие, её первое, самоотверженное чувство. Теперь вы поймете, может быть,
почему рассказчик бережно хранит эти засохшие васильки.

— Потому что он любит и жалеет эту девушку. Васильки напоминают ему про горе
деревенской девушки.

Это,
конечно, верно, но есть и еще причина:
Акулина проста и чиста, как этот пучок
полевых цветов и, вероятно, нет ни в её внешности, ни в манерах и поведении
ничего яркого, рассчитанного на то, чтобы её заметили. Но автор рассказа увидел
в ней настоящую красоту любящей и страдающей человеческой души, и как жгучую
память об этой растоптанной негодяем красоте человека хранит он брошенные
васильки Акулины.

Наконец, сцена прощания, когда героиня умоляет “…хоть бы словечко… чем я
заслужила? …хоть бы словечко…”

Что скрывается за этим многоточием?

  • Наверное, она плачет, всхлипывает.
  • Голос её прерывается. Акулина повторяет(«хоть бы словечко», главное для нее
    доброе слово на прощание.

Какова же реакция героя?

  • “Ну, зарядила одно и то же, — промолвил он с досадой и встал”
  • Её отчаяние раздражает его, он разразился почти бранью: “Чего ты хочешь?
    Ведь я на тебе жениться не могу? ведь не могу? Ну, так что ж ты хочешь от меня?
    Чего?”
  • Слезы не трогают Виктора “Ну, так и есть, пошла плакать,- хладнокровно
    промолвил Виктор, надвигая сзади картуз на глаза”.
  • “Припевай, припевай”,- так отвечает он на её вопрос: “И что же со мной
    будет, что станется со мной, горемычной?”.

Сцена отчаяния девушки нарисована с такой силой, что не оставляет нас
равнодушными.  

  • Надрывающие грудь рыдания сотрясали её ,“она повалилась лицом на траву и
    горько заплакала… Все её тело судорожно волновалось… Долго сдержанное горе
    хлынуло, наконец, потоком” (это кульминация рассказа)
  • Поведение героя поражает нас своим цинизмом и бессердечием: “Виктор постоял
    над ней, постоял, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами”.

Развязка рассказа: “Она притихла, подняла голову, вскочила, оглянулась
и всплеснула руками; хотела, было бежать за ним, но ноги у ней подкосились — она
упала на колени…”

 В чем же идея этого рассказа?

В рассказе показана большая человеческая драма. Драма Акулины, любящей
тупого, ограниченного, самодовольного человека. И эта драма тем более сильна,
что любимый оказывается не только лакеем по положению, но и по душевному строю.
Он дважды крепостной человек. Раб в душе. Одно из прекраснейших чувств (любовь)
оказалось разбитым человеком, лишенным не только чувства любви, но лишенным
вообще положительных человеческих черт.

Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому
эгоисту?

Акулина слушала рассказы Виктора с “пожирающим внимание, слегка раскрыв
губы, как ребенок”. Она представляла его человеком другого чудесного мира,
удивительно прекрасного общества Петербурга, где иная жизнь, отличная от
деревенской “серости”. Акулина идеализировала безобразного Виктора, в этом она и
погибла.

Поэтическая, прекрасная, чистая в нравственном отношении девушка любит
человека без души и сердца, лишенного человеческих черт и качеств.

  • Прекрасное чувство Акулины разбивается об эгоистическое чувство Виктора.
  • Драма её в том, что она в любимом не все поняла. Как часто бывает в жизни,
    что мы влюбляемся не в реальность, а в мечту, идеал, которые мы сами же создаем.
  • Раскрытию идеи помогает пейзаж.
  • Впечатление от рощи — впечатление и от характеров героев.
  • Березовая и осиновая роща. В изображении деревьев автор использует
    параллелизм. Эта изумительная картина создает музыкальный эстетический фон
    повествования. В некоторых деталях изображения осиновой рощи мы улавливаем черты
    Виктора: “металлический звук, бронзового цвета листья”. Березка символизирует
    Акулину.

Обратимся к тексту. Чем привлекает нас березовая роща?

Красота осенней березовой рощи необыкновенная, “Мелкий дождик”, но она вся
светится.

  • Начало рассказа: “внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно
    изменялась…”
  • Что вы чувствуйте?
  • Пронзительная тишина. Гармония. Неужели это может быть разрушено?

Да, сцена свидания, невольным участникам которой стал рассказчик,
разрушает царство гармонии и красоты.

  • Последние 2 абзаца зачитывают ученики. Что изменилось? Увядающая природа,
    ворон — символ несчастья, приближение холодной зимы.  Все эти нерадостные
    картины перекликаются с судьбой Акулины. Горько и страшно становится читателю за
    девушку.
  • Каким человеком представляется сам рассказчик ? — Чуткий, душевный. Как
    глубоко тронуло его сердце драма Акулины!

Когда Акулина, рыдая, упала на землю, он “не выдержал и бросился к ней”.
Пусть он не может ей помочь, но у него находятся слова участия, добрые слова,
которых не нашлось у Виктора.

Коллективный анализ рассказа заканчивается самостоятельной работой учащихся..
Каждая творческая группа пишет свой проект.

Класс делится на 5 групп (5 чел):

  1. Виктор. Вопросы, над которыми они работают: Почему так
    много одежды в описании внешности? Портретная характеристика героя. Как он
    держится, говорит? Как он относится к Акулине?
  2. Акулина. Портрет героини. Почему так мало одежды в описании
    внешности? Почему она полюбила такого, как Виктор, в чем её драма? Выводы.
    Рисунки.
  3. Пейзаж. Березовая роща, осиновая роща. Как описание природы
    помогает раскрытию идейного замысла рассказа? Выводы. Рисунки.
  4. Рассказчик. Что известно о рассказчике? Как он относится к
    главным героям? Композиция. Выводы.
  5. Этапы сюжета. Вступление. Завязка.
    Кульминация. Развязка. Тема. Идея.

Приложение

Зацепина О.Ю. Растительная символика в рассказе И.С.Тургенева «Свидание»

Зацепина О.Ю.                                                              Научный руководитель

гр. ЯФБ-001-0                                                                к.п.н, доц. А.В.
Ляпина

В русской литературе образам деревьев, цветов
принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами,
и фольклорно — обрядовыми традициям, и многовековым земледельческим укладом
жизни. Изучение образов природы дает возможность более детально изучить
особенности национального художественного сознания. Исследователи по
справедливости называют цикл «Записки охотника» И.С. Тургенева «национальной
эпической книгой» (Ю.В. Лебедев), где важную роль играют и образ рассказчика,
единство его сознания, и тематическая композиция, и образы героев, внешний и
внутренний мир которых перекликается с пейзажными зарисовками. Рассмотрение
флористических образов поможет достроить картину национального мира в сознании
читателя.

И.С.Тургенев в рассказе «Свидание» показывает природу живую,
поэтическую. Природа здесь подчиняет себе человека и формирует его внутренний
мир. Герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы, они выступают ее
продолжением. Читая рассказ, понимаешь, что Тургенев долго и пристально
вглядывался в трепетный образ природы, автор создал живые параллели между
природой и  человеческими характерами. В некоторых деталях изображения осиновой рощи мы улавливаем
черты Виктора: “металлический звук, бронзового цвета листья, холод и мрачность
”, параллели с описанием Виктора «пальто бронзового цвета, серебряные и золотые
кольца, равнодушный взгляд». Березка символизирует Акулину: «белая рубаха,
желтые бусы, густые белокурые волосы, слегка побледневшие губы», находит
параллели в описании березовой рощи «листва на березах заметно побледнела,
молоденькая золотая береза, березы стояли все белые, без блеску». В докладе подробно будет рассмотрен букет, который Акулина собрала, придя
на свидание, проанализировано значение цветов и растений, составляющих этот
символический букет.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Анализ рассказа Свидание

Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств.

Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, который становится невольным наблюдателем тайного свидания двух молодых людей, представленных в образах главных героев произведения Виктора и Акулины.

Акулина изображается писателем в качестве робкой, грациозной девушки миловидной внешности с густыми белыми волосами и тончайшими бровями, обрамленными длинными густыми ресницами и большими светлыми глазами. Девушка не является представительницей крепостных крестьян, но образования не имеет, лишена материнской заботы, оставшись после смерти матери с отцом, к которому испытывает страх и робость. Наряд Акулины отличается опрятностью и некоей элегантностью в виде чистой белой рубахи, оттеняющей благородство ее молодой кожи, клетчатой крестьянской юбки и украшающих шею крупных желтых бус. Для более яркой и точной характеристики Акулины автор использует описание букета цветов, являющегося важным символом рассказа, состоящего из полевой рябины, череды, голубых васильков, незабудок, которые перевязаны тонкой травинкой.

Виктор представляется рассказчиком в качестве избалованного камердинера состоятельного помещика, копирующего манерами и одеждой своего хозяина. Внешность героя изображается неприятной в виде румяного, свежего, нахального лица, отличающегося узким лбом и густыми, завитыми волосами. Наряд Виктора отличается безвкусностью, претендуя на барский лоск, поскольку воротник хозяйского пальто подпирает уши, а накрахмаленные рукава и яркие кольца акцентируют внимание на некрасивость кривых, красных пальцев.

Сюжетная линия рассказа повествует о тайной встрече на лесной полянке Акулины и Виктора, при которой молодой человек уведомляет девушку, явно испытывающую к нему сильное чувство, о своем скором отъезде. При этом Виктор выражает циничное равнодушие к переживаниям Акулины, чувствующей себя раздавленной и оскорбленной, оставив плачущую на траве девушку в полном одиночестве, даже не соизволив попрощаться.

Наблюдая за свиданием молодых людей, рассказчик делает вывод о невозможности любовных отношений между людьми, имеющими различный внутренний душевный мир, а также неспособных, как Виктор, проявлять к любимому человеку ласки, заботу, понимание, не задумываясь о негативных последствиях собственных поступков.

Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствует литературный прием в форме параллелизма, позволяющий придать повествованию музыкальность и эстетическое настроение.

Смысловая нагрузка рассказа «Свидание» заключается в изображении автором большой человеческой драмы, выражающейся в разочаровании Акулины в любимом мужчине, оказавшимся черствым, эгоистичном самодовольным человеком.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Смерть↑ ТургеневАнализ произведения Накануне →

Анализ рассказа Свидание Тургенева

Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, который становится невольным наблюдателем тайного свидания двух молодых людей, представленных в образах главных героев произведения Виктора и Акулины.

Акулина изображается писателем в качестве робкой, грациозной девушки миловидной внешности с густыми белыми волосами и тончайшими бровями, обрамленными длинными густыми ресницами и большими светлыми глазами. Девушка не является представительницей крепостных крестьян, но образования не имеет, лишена материнской заботы, оставшись после смерти матери с отцом, к которому испытывает страх и робость. Наряд Акулины отличается опрятностью и некоей элегантностью в виде чистой белой рубахи, оттеняющей благородство ее молодой кожи, клетчатой крестьянской юбки и украшающих шею крупных желтых бус. Для более яркой и точной характеристики Акулины автор использует описание букета цветов, являющегося важным символом рассказа, состоящего из полевой рябины, череды, голубых васильков, незабудок, которые перевязаны тонкой травинкой.

Виктор представляется рассказчиком в качестве избалованного камердинера состоятельного помещика, копирующего манерами и одеждой своего хозяина. Внешность героя изображается неприятной в виде румяного, свежего, нахального лица, отличающегося узким лбом и густыми, завитыми волосами. Наряд Виктора отличается безвкусностью, претендуя на барский лоск, поскольку воротник хозяйского пальто подпирает уши, а накрахмаленные рукава и яркие кольца акцентируют внимание на некрасивость кривых, красных пальцев.

Сюжетная линия рассказа повествует о тайной встрече на лесной полянке Акулины и Виктора, при которой молодой человек уведомляет девушку, явно испытывающую к нему сильное чувство, о своем скором отъезде. При этом Виктор выражает циничное равнодушие к переживаниям Акулины, чувствующей себя раздавленной и оскорбленной, оставив плачущую на траве девушку в полном одиночестве, даже не соизволив попрощаться.

Цель работы через яркие, выразительные художественные детали, композицию, пейзаж к раскрытию идейного замысла рассказа, авторской позиции.

Ход урока

«Свидание»

— рассказ о растоптанном чувстве любви, произведение, пронизанное скорбным чувством писателя, дыханием наступающей осени, увядающей природы.

Вряд ли нужно по каждому произведению спрашивать одно и то же: понравилось ли? Что в рассказе произвело особенное впечатление? Какие чувства вызвали его герои? Но по рассказу «Свидание” нельзя не поставить подобных вопросов.

Ученики прежде всего ополчились на Виктора Александровича («лгун

”, «
обманщик
”, «
предатель
”, «
мерзавец
”), но не пощадили и Акулину:
Сама виновата, разве можно было такому верить!

Давайте сравним Виктора и Акулину. Кто он? Какова его внешность? Как он держится и говорит? Как относится к Акулине и её чувству?

”Избалованный камердинер”, «коротенькое бронзового цвета пальто с барского плеча”, «притязание на… щегольскую небрежность”, «красные и кривые пальцы, украшенные серебряными и золотыми кольцами с незабудками из бирюзы”, «Лицо его, румяное, свежее, нахальное, принадлежало к числу тех лиц, которые возмущают мужчин и, к сожалению, очень часто нравятся женщинам”. Крошечные молочно-серые глазки, желтые волосики, туго завитые, тупой нос, лоб узенький. Самодовольная улыбка. Часы, цепочка, лорнет — подражает барину во всем.

Старание «придать своим грубоватым чертам выражение презрительное и скучащее”, «ломался нестерпимо”, увидев девушку, окинул её «беглым и равнодушным взглядом”.Вот он «величественно провел рукой по густым, туго завитым волосам…бережно прикрыл опять свою драгоценную голову”.

А Акулина, какой видит её рассказчик до встречи с Виктором? Что она чувствует, как изменяется, когда появляется Виктор?

«Она была очень недурна собой”. «Вся её головка была очень мила”. Рассказчик явно сочувствует ей, видя, как она, «задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени”, ожидала своего возлюбленного. Симпатия к героине и сочувствие ей проявляются и в портрете Акулины: «густые белокурые волосы прекрасного пепельного цвета”, «белый, как слоновая кость лоб”, «побледневшие губы”. «Тонкие, высокие брови, длинные густые ресницы, тонкая с золотистым загаром кожа, глаза большие”…

Когда она услышала звук приближающихся шагов, «встрепенулась, её внимательный взор задрожал, зажегся ожиданием”. А когда появился Виктор, «она огляделась, вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся , побледнела, смутилась — и только тогда подняла трепещущий, почти молящий взгляд на пришедшего человека”.

Попытаемся сделать выводы из описания внешности героев.

Почему Иван Сергеевич Тургенев чрезвычайно внимателен к одежде Виктора и исключительно 2-3 штриха об одежде Акулины?

Всякая деталь портретной характеристики выявляет человеческую сущность. У Шекспира: «все громко, что пусто изнутри”. И у Виктора Александровича так всего много, он подражает барину своему и пользуется его подачками. Он лакей в душе своей. В его портретной характеристике ни одной привлекательной черты.

Вызывает он отвращение и у рассказчика. Виктор — раб и деспот. Иван Сергеевич Тургенев изобразил натуру высокомерную, желающую показать свое превосходство и власть над девушкой, натуру примитивную, наглую, жестокую.

Подтвердите это, обратившись к рассказу.

Виктор не обращает внимание на нее.

После сообщения о том, что он завтра уезжает в Питер с барином, она заплакала, а он оборвал её: «…пожалуйста, Акулина, не плачь, ты знаешь, я этого терпеть не могу (и он наморщил свой тупой нос). А то я сейчас уйду … Что за глупости — хныкать!”

На мольбу не забывать её, он отвечает: «…я тебя не забуду, — не-ет! (И он спокойно потянулся и опять зевнул)”.

Что может нам сказать это «зевнул”? (Полное безразличие к судьбе Акулины).

— Акулине не от кого ждать сочувствия. Отец, возможно, когда узнает обо всем, побьет её. Но герой спокоен, когда она говорит об этом, он продолжает лежать на спине, «подложив руки под голову и отчитывая Акулину: «…вздору не говори. Я тебе добра желаю… Конечно, ты не глупа, не совсем мужичка, так сказать… Все же ты без образованья, — стало быть, должна слушаться, когда тебе говорят”.

Вот некоторые из вас осудили Акулину за то, что она поверила Виктору. Но, читая светлые тургеневские строки об Акулине, и, вероятно, поверили писателю. Как же Акулина, девушка с таким верным, преданным сердцем, способным на глубокое, самоотверженное чувство, могла полюбить негодяя, человека — пустышку?

— Она не могла представить, что он её обманет.

— Она ничего не понимает, неграмотная, её легко было обмануть.

— Да, действительно, её легко обмануть, ведь это юное, чистое существо, неопытное, не знает жизни, не умеет разбираться в людях.

Лакейская щегольская внешность Виктора, накрахмаленные рукавчики, золотые и серебряные кольца с незабудками из бирюзы — барские подачки, небрежно пренебрежительный тон, усвоенный от барина, — все это ослепило Акулину, поразило её чем-то никогда невиданным и неслыханным в деревне, непохожим на знакомую ей мужицкую «серость”. Акулина, действительно, не сумела разглядеть гнилое нутро Виктора; она даже охотно признает свою необразованность, хотя Виктор со всем своим холопским лоском не стоит и мизинца её.

Как отбор словесных деталей в эпизоде с цветами еще более уточняет суть Акулины и Виктора?.

— Что значит в рассказе скромный букетик васильков, собранный Акулиной?

— Это её последний подарок или, может, прощальный подарок. Она любит цветы. И больше ничего не может подарить на память Виктору.

А он и тут проявил свою грубость души: он нарочно разбросал и растоптал цветы.

— Акулина их с такой любовью собирала, а он ничего и не понял.

— Васильки — это тургеневская деталь в рассказе, но такая важная (учитесь замечать такие детали в произведениях) Букетик васильков так же прост и скромен, как проста и скромна сама девушка. Так же, как васильки, растерзано и растоптано её доверие, её первое, самоотверженное чувство. Теперь вы поймете, может быть, почему рассказчик бережно хранит эти засохшие васильки.

— Потому что он любит и жалеет эту девушку. Васильки напоминают ему про горе деревенской девушки.

Это, конечно, верно, но есть и еще причина:

Акулина проста и чиста, как этот пучок полевых цветов и, вероятно, нет ни в её внешности, ни в манерах и поведении ничего яркого, рассчитанного на то, чтобы её заметили. Но автор рассказа увидел в ней настоящую красоту любящей и страдающей человеческой души, и как жгучую память об этой растоптанной негодяем красоте человека хранит он брошенные васильки Акулины.

Наконец, сцена прощания, когда героиня умоляет «…хоть бы словечко… чем я заслужила? …хоть бы словечко…”

Что скрывается за этим многоточием?

  • Наверное, она плачет, всхлипывает.
  • Голос её прерывается. Акулина повторяет(«хоть бы словечко», главное для нее доброе слово на прощание.

Какова же реакция героя?

  • «Ну, зарядила одно и то же, — промолвил он с досадой и встал”
  • Её отчаяние раздражает его, он разразился почти бранью: «Чего ты хочешь? Ведь я на тебе жениться не могу? ведь не могу? Ну, так что ж ты хочешь от меня? Чего?”
  • Слезы не трогают Виктора «Ну, так и есть, пошла плакать,- хладнокровно

    промолвил Виктор, надвигая сзади картуз на глаза”.

  • «Припевай, припевай”,- так отвечает он на её вопрос: «И что же со мной будет, что станется со мной, горемычной?”.

Сцена отчаяния девушки нарисована с такой силой, что не оставляет нас равнодушными.

  • Надрывающие грудь рыдания сотрясали её ,»она повалилась лицом на траву и горько заплакала… Все её тело судорожно волновалось… Долго сдержанное горе хлынуло, наконец, потоком” (это кульминация

    рассказа)

  • Поведение героя поражает нас своим цинизмом и бессердечием: «Виктор постоял над ней, постоял, пожал плечами, повернулся и ушел большими шагами”.

Развязка рассказа:

«Она притихла, подняла голову, вскочила, оглянулась и всплеснула руками; хотела, было бежать за ним, но ноги у ней подкосились — она упала на колени…”

В чем же идея этого рассказа?

В рассказе показана большая человеческая драма. Драма Акулины, любящей тупого, ограниченного, самодовольного человека. И эта драма тем более сильна, что любимый оказывается не только лакеем по положению, но и по душевному строю. Он дважды крепостной человек. Раб в душе. Одно из прекраснейших чувств (любовь) оказалось разбитым человеком, лишенным не только чувства любви, но лишенным вообще положительных человеческих черт.

Как могла зародиться любовь у такой поэтической девушки к черствому эгоисту?

Акулина слушала рассказы Виктора с «пожирающим внимание, слегка раскрыв губы, как ребенок”. Она представляла его человеком другого чудесного мира, удивительно прекрасного общества Петербурга, где иная жизнь, отличная от деревенской «серости”. Акулина идеализировала безобразного Виктора, в этом она и погибла.

Поэтическая, прекрасная, чистая в нравственном отношении девушка любит человека без души и сердца, лишенного человеческих черт и качеств.

  • Прекрасное чувство Акулины разбивается об эгоистическое чувство Виктора.
  • Драма её в том, что она в любимом не все поняла. Как часто бывает в жизни, что мы влюбляемся не в реальность, а в мечту, идеал, которые мы сами же создаем.
  • Раскрытию идеи помогает пейзаж.
  • Впечатление от рощи — впечатление и от характеров героев.
  • Березовая и осиновая роща. В изображении деревьев автор использует параллелизм. Эта изумительная картина создает музыкальный эстетический фон повествования. В некоторых деталях изображения осиновой рощи мы улавливаем черты Виктора: «металлический звук, бронзового цвета листья”. Березка символизирует Акулину.

Обратимся к тексту. Чем привлекает нас березовая роща?

Красота осенней березовой рощи необыкновенная, «Мелкий дождик”, но она вся светится.

  • Начало рассказа: «внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась…”
  • Что вы чувствуйте?
  • Пронзительная тишина. Гармония. Неужели это может быть разрушено?

Да, сцена свидания, невольным участникам которой стал рассказчик, разрушает царство гармонии и красоты.

  • Последние 2 абзаца зачитывают ученики. Что изменилось? Увядающая природа, ворон — символ несчастья, приближение холодной зимы. Все эти нерадостные картины перекликаются с судьбой Акулины. Горько и страшно становится читателю за девушку.
  • Каким человеком представляется сам рассказчик ? — Чуткий, душевный. Как глубоко тронуло его сердце драма Акулины!

Когда Акулина, рыдая, упала на землю, он «не выдержал и бросился к ней”. Пусть он не может ей помочь, но у него находятся слова участия, добрые слова, которых не нашлось у Виктора.

Коллективный анализ рассказа заканчивается самостоятельной работой учащихся.. Каждая творческая группа пишет свой проект.

Класс делится на 5 групп (5 чел):

  1. Виктор. Вопросы, над которыми они работают:

    Почему так много одежды в описании внешности? Портретная характеристика героя. Как он держится, говорит? Как он относится к Акулине?

  2. Акулина. Портрет героини. Почему так мало одежды в описании внешности? Почему она полюбила такого, как Виктор, в чем её драма? Выводы. Рисунки.
  3. Пейзаж. Березовая роща, осиновая роща. Как описание природы помогает раскрытию идейного замысла рассказа? Выводы. Рисунки.
  4. Рассказчик. Что известно о рассказчике? Как он относится к главным героям? Композиция. Выводы.
  5. Этапы сюжета. Вступление. Завязка. Кульминация. Развязка. Тема. Идея.

Несколько интересных сочинений

Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть

Выбор жизненного пути является основной проблемой, поднятой автором в произведении и раскрытой на примере двух героев в лице полковника и Ивана Васильевича

Нет сомнений, музыка – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Удивительная и завораживающая, она, проникая в самые тихие и потайные уголки человеческой души

У каждого человека есть мечты, независимо от его возраста. Но, к сожалению не все мечты сбываются. Ну конечно, если человек мечтает завести пони, то такую мечту можно оставить в сказке.

Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души

Источник


Предмет: Литература,


автор: toga0

Какова роль описания природы в рассказе И.С.Тургенева «Свидание» ?

Ответы

Автор ответа: mirikgudim





2

Ответ:

И.С.Тургенев в рассказе «Свидание» показывает природу живую, поэтическую. Природа здесь подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы, они выступают ее продолжением.

Объяснение:

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: История,
автор: votartsila

Поширений у період Відродження новий світогляд, який визнавав важливість людини:

бароко
класицизм
гуманізм

3 года назад

Предмет: Другие предметы,
автор: leylacool

Про кого йдеться » вона могла піти у чорних штанах або у джинсах?​

3 года назад

Предмет: Русский язык,
автор: alexandramaslennikov

разобрать глаголы по составу хвалят пишет вырастет водит помогите срочно надо дам много баллов ​

3 года назад

Предмет: Алгебра,
автор: Efimov036

Последняя цифра числа 2016^2017(2016 в 2017 степени)

5 лет назад

Предмет: Астрономия,
автор: kovalenko1709

Ниже приведен перечень названий астрономических объектов и описание одного из них. Укажите, как они иерархически связаны между собой, и приведите характеристики, позволяющие сравнить между собой объекты одного иерархического уровня. Барстеры, нейтронные звезды, радиопульсары, рентгеновские пульсары. Барстеры — вспыхивающие рентгеновские звезды. Вспышки следуют одна за другой без какой-либо регулярности или периодичности, длящиеся от нескольких секунд до нескольких минут. Обладают магнитным полем такой величины, что оно не влияет заметно на динамику аккреции, допуская равномерный прогрев всей поверхности нейтронной звезды. Барстеры — старые системы.

5 лет назад

  • Роль пейзажа в рассказе старуха изергиль
  • Роль пейзажа в рассказе макар чудра
  • Роль пейзажа в рассказе дубровский
  • Роль пейзажа в рассказе господин из сан франциско сочинение
  • Роль пейзажа в рассказе бунина господин из сан франциско