Роль платона каратаева в романе война и мир сочинение

(418 слов) Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» принадлежат к числу величайших произведений не только русской, но и мировой классики. Необъятный размах повествования позволяет читателям по-настоящему глубоко погрузиться в контекст времени, порассуждать над проблемами, беспокоившими общество и человека, а также познакомится с множеством уникальных персонажей. Конечно, всем знакомы Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Анатоль Курагин и другие герои книги, занимающие центральное место в повествовании. Однако почти каждый вспомнит и другого персонажа – Платона Каратаева, с которым писатель знакомит нас в четвертом томе романа.

Платон Каратаев – простой солдат, человек из народа. При описании внешности героя особенно подчеркнута округлость тела и «больших карих нежных» глаз, а круг, как известно, издревле символизирует гармонию и завершенность. Лицо у героя, такое же округлое, «миловидное» со светящейся приятной улыбкой. У Платона Каратаева ласковый, певучий голос, которым он ведет длинные, хорошо сложенные речи, полные пословиц и народных изречений. 

У него доброе и отзывчивое сердце. Он заботится о других пленных, в том числе и о Пьере, шьет ему башмаки. Герой трудолюбив, изобретателен. Он всегда держит свое слово. Платон Каратаев – образ невероятно светлый и привлекательный, близкий к земле. В своем герое Толстой хотел показать «соль русской земли», ее настоящее богатство. До того, как уйти в солдаты, Каратаев был обычным крестьянином, работал на земле. Жизнь у него была непростая. Дочь умерла еще ребенком, жива ли жена, он не знает. На войну Платон идет за своего брата, у которого большая семья. Военную жизнь он не любит, его спокойный и миролюбивый нрав противится бессмысленной жестокости войны, его тянет обратно, к родной земле – в деревню.

Особую роль в романе играют взаимоотношения героя с Пьером Безуховым. Несмотря на то, что Платон безграмотен и далек от светской жизни зажиточного русского дворянства, он многому учит своего товарища по несчастью. Сам Пьер скажет потом: «Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека». Действительно, от простого русского мужика, наделенного недюжинной силой духа и мудростью, Пьер Безухов узнает, что же такое есть русская правда, правда народная, единственно важная и необходимая. 

В тот момент, когда Пьер был глубоко подавлен и разочарован, разбит несправедливостью и жестокостью войны, Платон Каратаев вновь будоражит душу героя; удивленный, восхищенный оптимизмом и силой русского человека, его миролюбивой мудростью, Пьер вновь ощущает в себе силы для дальнейшей борьбы.

Несмотря на смерть Каратаева, его образ продолжает жить на страницах романа:

«Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Так и для читателя герой становится напоминанием о другом мире в романе Толстого – мире народном, не желавшем войны, но с достоинством принявшим ее вызов.

Автор: Екатерина Озаровская

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную смысловую нагрузку и является в произведении одним из основных.

Платон Каратаев – русский солдат, которого встретил Пьер Безухов, попав в плен к французам. Для Безухова, прожившего с ним бок о бок около месяца в нечеловеческих условиях, Платон навсегда остался ярким, незабываемым воспоминанием, воплощением философской глубины и мудрости русского народа.

Платон Каратаев в прошлом крестьянствовал, был женат.  В армию попал по несправедливому решению суда за вырубку барского леса. Но, несмотря на всю несправедливость жизни и тяготы воинской службы, Платон не озлобился. Он любит всех людей, включая французов, каждое живое существо, весь мир, ощущая себя его неотъемлемой частью. И эта любовь помогает ему принимать все удары судьбы покорно и с мудростью, которая отражается в постоянно употребляемых им народных присказках да прибаутках. Словом, голосом, сочувствием  Каратаев умел утешить всех, кто нуждался в утешении.

Пьер Безухов встретил Платона Каратаева в момент глубокого душевного кризиса. Увидев, как французы расстреливали пленных,  Пьер потерял веру в человечество, в осмысленность его деяний. Слова, сказанные Платоном в момент  их первого общения, содержали в себе народную мудрость о конечности страданий и о том, что жизнь длиннее их. Каким чутьём угадал этот безграмотный крестьянин тот единственно верный тон, который был так необходим отчаявшемуся Пьеру? Может быть, его слова и поступки были результатом внутренней гармонии, основанной на вере в справедливость и целесообразность всего происходящего в мире, ибо на всё Божья воля? Немудрёная крестьянская философия терпения, покорности судьбе, готовность пострадать за людей и вера в торжество справедливости совершили в сознании Пьера внутренний переворот.

Мужик и барин, оказавшись в плену на равных , были подчинены одной цели – выжить, выстоять, оставаясь при этом людьми. Безухов научился этому у Платона Каратаева. В лице Каратаева весь русский народ, стал для Пьера опорой, источником силы и последующего внутреннего перерождения. Смерть Платона стала тем глубоким внутренним потрясением, которое навсегда изменило его мировоззрение. В этом и заключается огромная смысловая нагрузка образа Платона Каратаева в романе «Война и мир».

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» представляет собой обширное историческое полотно, в котором судьбы многочисленных героев развиваются на фоне эпической панорамы войны с наполеоновским нашествием. И, несмотря на то, что большинство персонажей романа принадлежат к дворянскому сословию, главным героем произведения всё-таки является народ. Патриотизм и мужество, сплочённость перед лицом врага, великая сила народного единения – вот что стало залогом победы России над Наполеоном.

Вариант 2

Внешний и внутренний облик Платона Каратаева в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, особенно ярок и привлекателен. Платон – интересный и значимый персонаж, человек «своей эпохи», в нем авто раскрывает всю сущность человеческого внутреннего мира и смысл его жизни на земле. Хотя его роль в романе не столь велика, именно этот мужчина оставил важный отпечаток в жизни Пьера Безухова.

Платон Каратаев простой крестьянин пятидесяти лет, его родители были бедны, поэтому и он не был обучен грамоте. Несмотря на низкий социальный статус и отсутствие воспитания и высокого образования, рассуждения Платона мудры и поучительны, в отличие от аристократичного Пьера. Его познания в основном основываются на опыте из своей жизни и жизни окружающих его крестьян.

Внутренний мир Каратаева – добродушный и душевный, располагает и притягивает к себе окружающих людей. От него веет теплотой и положительными эмоциями. Внешность у Платона такая же лучезарная, как и его характер. Он невысокого роста, круглолицый, с добрыми карими глазами и приятной улыбкой. Мужчина постоянно одаряет окружающих своей милой улыбкой, обнажая ровные белые зубы. Несмотря на свой преклонный возраст, движения мужчины плавные, спокойные ничем не выдаваемые его настоящего происхождения, волосы еще нетронутые сединой. Одежду Платон предпочитает свободного, не сковывающего движения кроя.

Перед тем как Платон попал на службу, он был женат, у него родилась дочка, но она рано умерла. Мужчина, несмотря на незнатное происхождение, не был бедным крестьянином. В один прекрасный момент Платона поймали на преступлении – он рубил чужой лес, тогда-то его и отправили на службу в армию. Он скучает по своему дому, но все равно продолжает улыбаться и поднимать настроение другим.

Платон Каратаев добрый и честный человек, он прекрасно понимает все тяготы и сложности жизни, считает большинство сложившихся ситуаций неизбежностью. Открытый характер Платона помогает найти общий язык с любым собеседником. Он знает большое количество поговорок, интересных историй и пословиц. Они значительно отличаются от грубых солдатских высказываний.

Платон любит петь и делает это так, будто песня проходит сквозь его душу, голос у мужчины похож на трели птиц. В армии он знакомиться с аристократом Пьером Безуховым и по доброте душевной всячески ему во всем помогает. То на рубаху заплатку поставит, то угостит печеной картошкой. Платон всегда придерживается своего принципа – если пообещал, помоги.

Несмотря на то, что ему легко дается общение с любым человеком, Платон редко привязывается к нему по-настоящему. Для окружающих он открытый, неконфликтный человек, всегда протянет руку помощи, если кому-то трудно.

Попав в плен, у Каратаева вновь обостряется ранее приобретенная простуда, болезнь не отступает, у мужчины постоянный не проходящий жар, такой пленный не нужен французам и они решают его убить.

Платон Каратаев, несмотря на короткое общение с Пьером Безуховым, научил молодого человека по-другому смотреть на многие вещи, искать счастье внутри себя, решать сложные жизненные задачи не теряя силы духа, и быть всегда позитивным и открытым.

Сочинение на тему Платон Каратаев

В романе «Война и мир» писатель описал множество образов. Несмотря на второстепенную роль, образ Платона Каратаева имеет важное значение. Каратаев сыграл важную роль в жизни Пьера Безухова. С его помощью Безухов осознал смысл жизни.

Платона Каратаева автор описал как добродушного и мирного, в то же время простого человека. Его простота выражается в его внешнем облике, в движениях, жестах, манере разговора. В любое дело он прикладывал много усилий и выполнял свою работу с особым умением. Попав в плен к врагам, герой отбросил от себя все чуждое, и решил вернуться к прежнему крестьянскому укладу. В свободное время Платон любил рассказывать истории и сказки, также петь. Но больше всего он любил слушать истории, взятые из жизни. Рассказывая разные истории, Каратаев украшал свои слова умными и ласкательными пословицами.

В Каратаеве читатели могут увидеть внутреннюю гармонию души, которая проявляется верой в Бога. Герой верил, что рано или поздно добро и справедливость восторжествует. Поэтому он не противился происходящей ситуации, а воспринимал его как должное. Для него жизнь не имела никакого смысла. Свою жизнь он воспринимал как частицу чего – то целого.

До знакомства с Платоном, Пьер переживал сильный стресс. Каратаев помог Безухову заново приобрести чувство устойчивости к происходящим событиям. На основе такого чувства лежало взаимопонимание и любовь. При помощи такого наставника Безухов почувствовал радость и полностью освободился от поиска своей цели, и смысла жизни. Он понял, что смыслом жизни является сама жизнь. Герой начал верить в Бога, который охраняет каждого человека. Благодаря наставлениям Каратаева, Пьер поверил в Бога и начал ценить жизнь.

Образ Платона Каратаева имеет более развернутый характер и занимает особое место в романе. Автор ввел Каратаева в свое творение, поскольку хотел показать духовное перевоспитание Пьера. Таким образом, Толстой создал идеализированного героя, обладающего добротой, кротостью, любовью и самоотречением. Такие качества положительно влияют на Безухова. Для других пленных Платон был простым солдатом, который выполнял каждое поручение.

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир

Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого.

  • Герои рассказа После бала Толстого

    «После бала» — один из небольших рассказов Льва Алексеевича Толстого, который свет увидел только после смерти автора в 1911 г, так как выпуск такого в царской России был невозможен

  • Образ и характеристика Шеиной Веры Николаевны в рассказе Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина – супруга Василия Львовича Шеина. Княжна, светская дама, Вера Николаевна была женщиной красивой и утончённой. Всё в ней было прекрасно: и стать, и лицо. Внешне немного холодная и высокомерная

  • Твір на тему Чарівна сила мрії

    Кажуть: «У людини повинна бути мрія, щоб було, навіщо просинатися вранці». Щодо мене, я повністю згодна з цим висловом, бо мрія може справді стати сенсом життя для будь-якої людини.

  • Лирические отступления в поэме Мертвые души Гоголя

    Лирическое отступление — это такое место в произведении, где автор может напрямую пообщаться с читателями. Порассуждать на какую-то тему, навеянную ходом повествования, поделиться своими соображениями по этому вопросу

Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого — величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории.

Перед читателями романа, по словам И.С. Тургенева, «проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми… Развертывается целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества». И это не просто слова. В них выражена центральная идея не только романа «Война и мир», но и времени — 60-Х годов XIX века. Русские писатели всегда стремились разгадать тайну национального характера, понять душу русского человека. Л .Н. Толстой стал од-11 и м из первопроходцев на этом пути. Воплощением авторского представления о человеке из народа, олицетворением «духа простоты и правды» стал Платон Каратаев.

Платон Каратаев — русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго». Каратаев носил французскую шинель, подпоясанную веревкой, фуражку и на ногах лапти.

* «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые». Каратаеву «должно было быть за пятьдесят лет», но «зубы его, ярко-белые и крепкие… были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости ». «Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер», Каратаев не имел, «но он любил, — отмечает Толстой, — и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком… он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера… но Пьер чувствовал, что Каратаев… ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним…»

Остальные пленные считали Каратаева «самым обыкновенным солдатом, но для Пьера он навсегда остался «непостижимым… и вечным олицетворением духа простоты и правды».

В образе этого «человека из народа» писатель показал носителя «роевого сознания». Платон принадлежит к миру крестьянской общины. Его облик не индивидуализирован, подчеркнуто лишен каких бы то ни было личностных характеристик, потому что Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Он чувствует себя частицей единого и слаженного природного организма, «частицей целого»: «…Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь».

Герой Толстого лишен эгоистических желаний, подчинен некоему высшему разуму, все создавшему и за все отвечавшему. Платон Каратаев живет легко и радостно. Ему чуждо стремление изменить окружающий мир, переделать его в соответствии с какими-то абстрактными идеалами. Такова, по мнению автора, идея свободы, рожденная «роевым сознанием».

Смысл бытия Платона Каратаева — радостное слияние с миром. Его отношение к жизни выражается единственным словом — любовь. Это глубоко христианское чувство составляло суть души Каратаева, суть народной жизни. Оно помогало Платону, проходя через испытания, не утрачивать веры в жизнь, основанной на бескорыстной и всепоглощающей любви к земному миру. Герой Толстого безропотно принимает все, что ниспослано ему свыше. Он рассказывает пленным историю невинно осужденного купца, смирившегося, готового пострадать «за свои й людские грехи». Смысл этой притчи в том, что « на все Господня воля ». Как бы ни сложилась судьба, Бог знает, к уда ведет раба своего. Платон Каратаев не смеет ничего себе требовать от жизни. Он кроток и счастлив тем, что имеет. Даже предчувствуя приближение смерти, он не утрачивает ощущения «восторженной радости».

В дальнейшем Пьер испытывает благоприятное воздействие слов и поступков Каратаева. Первые его слова, обращенные к Пьеру, были словами сочувствия, доброжелательства, утешения: «Амного вы нужды увидали, барин? А? » «…И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, — пишет Толстой, — что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». «…Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» — продолжал Каратаев». Встреча с Каратаевым, разговор с ним, его рассказ о себе, его молитва на ночь привели Пьера к ощущению того, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Пьер отказался от перевода из солдатского балагана в офицерский, так как только здесь получил «успокоение и согласие с самим собою».

С момента появления героя любое описание его сопровождается эпитетом « круглый ». Такое настойчивое повторение одного и того же слова было необходимо писателю, чтобы подчеркнуть бесконечность и самодостаточность каратаевского мира. Круг — символ завершенности, гармонии, вечности. Стремясь понять мировоззрение простого человека, Толстой обращается к фольклору. Именно в устном народном творчестве воплощены представления, мораль, взгляды на жизнь, многовековой опыт и традиции русских людей. Пословицы и поговорки не сходят с уст Каратаева. На любой случай у него готов ответ, заповеданный дедами и прадедами: «Час терпеть, а век жить»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной мамушки» и т. п. По словам писателя, поговорки, которыми наполнена речь героя, «были те народные изречения, которые кажутся незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда сказаны кстати».

Каратаев стал для Пьера критерием в оценке других лиц. Вспоминая князя Андрея, «он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и по тому, что оба жили и оба умерли». Рассказывая своим близким о пережитом, говорил о Каратаеве:

* «…Вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека-дурачка».

В главах романа, воспроизводящих историю знакомства Пьера с Платоном Каратаевым, Толстой использует прием антитезы, на котором построен весь роман: идее неизменности, предопределенности и целостности существования противопоставлена мысль о непрекращающемся самосовершенствовании человека и совершенствовании им окружающего мира. Обращения Л.Н. Толстого к проблемам народного характера, изображение его двойственным, неоднозначным сыграло важную роль в развитии не только русской, но и мировой литературы и философии. Его открытия легли в основу религиозных исканий XX века.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир

Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Толстого Война и мир

Роман «Война и мир» Л.Н.Толстой писал семь лет. На протяжении этих лет менялось его мировоззрение, а потому многие персонажи становились не такими, какими были задуманы изначально. Образа Платона Каратаева вообще не было в планах романа: этот персонаж был создан незадолго до завершения текста.

Платон Каратаев – второстепенный персонаж, ему посвящено в «Войне и мире» всего несколько страниц. Тем не менее можно сказать, что в истории Пьера он сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.

Толстой не показывает, как складывалось мировидение Каратаева, как формировался его характер. Он не использует прием показа изнутри душевных переживаний этого героя, а наблюдает за ним как бы со стороны. В романе отсутствует прямая авторская психологическая характеристика Каратаева. Толстой показывает Каратаева таким, каким его видит Пьер, оказавшийся с ним вместе в плену. Каратаев, несмотря на обстоятельства, не выглядит солдатом. Толстой подчеркивает, что солдатское ему было чуждо: все это напущенное на него он отбросил и вернулся к прежнему, крестьянскому.

В романе «Война и мир» всех героев можно разделить, в зависимости от того, являются ли они или нет людьми пути. Положительные герои развиваются, ищут смысл жизни, отрицательные – находятся в статичном положении. Каратаева вряд ли можно отнести к первой категории. При том, что он верит, что жизнь – благо, он не пытается разгадать, в чем состоит тайна этого благообразия. В отличие от Пьера, Каратаев ничего не ищет, ни к чему не стремится. Кажется, что даже военная жизнь не оказывает на него никакого влияния.

Чтобы подчеркнуть, что Каратаев, несмотря на то, что находится далеко от своей деревни, все равно остается крестьянином, Толстой вводит в его речь многочисленные поговорки и пословицы. Народная мудрость, которая складывается из общезначимого содержания этих изречений, состоит в любви к жизни и любви к Богу. Речевой характеристике Каратаева Толстой уделяет особое внимание. Он подчеркивает, что и говорит Каратаев совсем не так, как солдаты, не использует «неприличные и бойкие поговорки», а, наоборот, цитирует «народные изречения», причем всегда так кстати, что они приобретают значение глубокой мудрости.

Толстому важно показать и то, как говорит Каратаев, подчеркнуть его самобытную манеру обращаться к собеседнику. Когда Пьер первый раз увидел Каратаева в балагане, он, даже еще не начав общаться с этим человеком, сразу почувствовал «что-то приятное, успокоительное и круглое». Первый же вопрос, заданный им Пьеру, так подействовал, что он даже не смог сразу на него ответить: «у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». Такая реакция оказалась у Пьера не на сам вопрос, а на «выражение ласки и простоты в певучем голосе» Каратаева.

Несмотря на то, что Платон Каратаев – второстепенный персонаж и ему посвящено в «Войне и мире» всего несколько страниц, можно сказать, что в истории Пьера Безухова он сыграл очень важную роль – исцелил его израненную душу, приобщил его к своду народной житейской мудрости.

Толстой был по происхождению дворянином, и в первые годы работы над романом вел жизнь типичного аристократа, утверждая, что только она ему понятна и близка. Но в дальнейшем, общаясь с крестьянскими детьми, он увидел, что они живут по принципам более правильным, чем представители его сословия. Толстой много размышлял о том, каким должен быть идеал нравственного человека. В годы работы над романом он стал видеть в представителях крестьянского мира черты, которые оказались созвучны этому идеалу. Толстой на некоторое время поверил, что мир патриархального крестьянства является идеальной формой человеческого общежития, основанной на правильном отношении людей друг к другу. Именно тогда у него появилась идея ввести в роман представителя этой общности – крестьянина, общение с которым поможет изменить отношение к жизни одного из главных героев, Пьера Безухова.

Образец 2

Платон Каратаев  — один из второстепенных героев произведения, с помощью образа которого автор выразил свои представления о русском народе.

Платон – солдат лет пятидесяти, с которым Пьер Безухов знакомится, попав в плен к французам. Этот персонаж вводится в повествование, чтобы направить мысли Пьера Безухова, с которым его сводит судьба в плену, а также читателей в нужное русло. С помощью этого образ Толстой желал показать образец правильного и естественного, по его мнению, восприятия жизни.

Каратаев любит всех людей. Это относится даже к французам, которым он оказывает мелкие хозяйственные услуги, как и своему новому знакомому Пьеру. Автор показывает, что, например, сшитая Платоном рубаха для вражеского солдат – это не попытка данного персонажа заслужить какие- либо привилегии или следствие холопской натуры. Каратаев просто не любит войну, не принимает ее всем своим существом. Хотя он и выполнял возложенные на него обязанности солдата (иначе был бы очень быстро запорот шпицрутенами до смерти), но не испытывает неприязни к врагам его страны. Причиной этого являются не отвлеченные идеалы или философские воззрения. Автор подчеркивает, естественность поведения Платона и отсутствия у него склонности к абстрактному теоретизированию, тот просто живет так, как, по мнению писателя, должен жить человек.

Любовь Платона к людям действенна. Он не жалеет, что попал в рекруты (отданный туда за кражу чужого леса), так как иначе солдатом на двадцать пять лет стал бы его брат, у которого большая семья.

Толстой подчеркивает народный характер своего героя, вставляя в его речь пословицы и поговорки. При этом, видимо не случайно, автор дает данному персонажу имя знаменитого философа, одновременно подчеркивая его малограмотность.  Целью этого было показать читателям свое убеждение в том, что истину надо искать у простого народа. Писатель демонстрирует открытость и веселый нрав своего героя также для того, чтобы вызвать симпатию к его образу и мировоззрению.

Вероятно, смерть Платона, убитого французами, должна была также вызвать сочувствие читателей к герою, который уже выполнил свою функцию в произведении, показав народную мудрость, как ее понимал автор.

Сочинение про Платона Каратаева

Лев Николаевич Толстой в знаменитейшем романе-эпопее поднимает многие моральные вопросы. Важной проблемой того времени и этого монументального произведения явилась тема крестьянства, связанная с событиями 1861 года (отменой крепостного права).

Деятельность сельских жителей редко влияет на мировоззрение высших чинов. Но не в грандиозном сочинении Л. Н. Толстого. На страницах романа разворачивается картина, на которой честный человек смотрит непредвзято на характеры и богатых людей, и безвольных рабочих. Так, на чувствительную душу Пьера, находящегося в плену у французов, повлияло пребывание с ним представителя русского народа.

Платон Каратаев – жизнерадостный, мудрый покровитель. Он является завершенным персонажем, олицетворяющим широкую натуру. Деятельный работник слывет в близком кругу мастером на все руки. Поговорки, произнесенные певучим голосом опытного старца, проникали в сердце внемлющего Пьера и изменяли его отношение к бытию. Безграмотный солдат тонко понимал философию природы и людей, на каждое происшествие у него имелась присказка, окрашивающая образ старика поэтическими оттенками. Для простодушного пацифиста чужда воинская служба, потому он ищет свое скромное место среди пленных.

Внешность Платона не выделяется специфичностью и яркостью. Создатель книги называет его «маленьким», а ко всем членам персонажа автор использует эпитет «круглый». Столь добродушный мужчина и снаружи не имеет острых частей тела. Приветливость Каратаева отражается и в его отношении к животным: на протяжении нахождения в плену у французов, крестьянин сближается с местным псом, любит его и обходится с ним как с настоящим другом. Кроме того, автор лишает героя тщеславия и страха. А присущие ему широта души и христианское миросозерцание дает возможность легко расставаться с родными людьми, а после и со своей жизнью.

Мудростью и своеобразным отношением к миру Каратаев сильно повлиял на одного из главных героев «Войны и мир». Солдат научил барина своим устойчивым взглядам, нерушимой нравственности. В течение последующих лет Безухов будет вспоминать человека, который стал наставником в трудные времена, в качестве созидательного и правдивого образа простого крестьянина.

Харрактеристика Платона Каратаева

Лев Николаевич Толстой продемонстрировал жизнь простого русского народа в совершенно разные времена. Во-первых, стоит сказать о том, что в мирный период люди чувствовали себя совершенно спокойно и уверенно. А в те моменты, когда началась война, спокойное состояние из их душ кануло в никуда. Так как автор сочувствовал людям, оказавшихся в столь непростом положении и временном отрезке, стоит сказать, что он постарался изобразить буквально каждого героя произведения живо, ярко и интересно. Даже второстепенные образы получались невероятными уникальными. Стоит добавить тот факт, что солдата Платона Каратаева он показал по-особенному.

Внешний образ он показал в качестве мужчины пятидесятилетнего возраста, который не помнил точной даты своего рождения. Также, их одежды у него была шинель и рубашка. При встрече с Пьером Безуховым, герой предстал в образе неопрятного мужчины, который плохо следил за своей гигиеной. Несмотря на все это, он оказался весьма приятным и общительным человеком, который смог показаться Безухову по-настоящему хорошим, добрым и искренним. Он был весьма маленького роста, при этом сила его рук была высокой, и он мог поднимать тяжелые предметы. Также, лицом он походил на свой возраст, что придавало ему некоторой солидности и мужественности. Для Пьера Безухова встретить подобного человека означало то, что он понял, насколько разными и необычными могут быть простые люди.

Стоит сказать о том, что несмотря на то, что герой был солдатом, и долгое время ему приходилось сражаться с врагами на поле боя, он не стал жестоким и злым человеком. Для Безухова данный факт казался довольно необычным и интересным. Платон принимал мысли и идеи других людей, и никогда не старался навязать никому свое мнение. Стоит сказать, что для Безухова обрести товарища и человека, которому он сможет доверять в столь сложный для него период времени, было по-настоящему удивительным явлением. Пьер понимал, что он полностью разочарован в военных действиях и в армии, и именно поэтому, его душевное состояние было подавленным и грустным. Также, говоря про Платона, стоит сказать, что он был весьма религиозным человеком, и понимал, что справедливость должна восторжествовать, а данные трудности военного периода являются лишь временными. Он считал, что их стоит переждать, после чего всех его соотечественников ждет радостное существование.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир

Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Данко в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

    Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

  • Анализ произведения Набокова Дар

    Произведение представляет собой сложную творческую работу писателя, объединяющую в себе пушкинскую линию отечественной литературы и авторское новаторство, выраженное в виде эстетики и стилистики сознательного разума.

  • Анализ повести В дурном обществе Короленко

    Главный герой произведения, Вася, достаточно добрый и отзывчивый. Не чужды ему великодушие и милосердие – ведь бедность его новых друзей не отталкивает парня. Он считает, что все люди равны

  • Смысл названия рассказа Шукшина Срезал сочинение

    Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин

  • Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова сочинение и таблица

    Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Толстой

Сочинение Платон Каратаев в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Платон Каратаев является второстепенным героем произведения. Пятидесятилетний мужчина являлся выходцем из крестьянской семьи. Он добрый, имеет положительный образ в романе. У него темные глаза и красивая улыбка. Сам он среднего роста и широкоплечий.

Еще до службы Платон женился и у него родился ребенок, но так случилось, что дочка умерла.  О судьбе его жены Толстой не писал, но наверное она ждала его, когда тот вернется со службы.

Платон спокойный характером, он коммуникабелен, может найти общий язык практически с любым человеком, любит поговорить на разные темы. Каратаев очень трудолюбивый, умеет делать практически все, у него золотые руки. Ему подвластна, как и тяжелая мужская работа, так и женская, например, готовка еды.

нейросеть

Платон щедрый. Добродушный. Он подкармливал Пьера во время плена. Платон является человеком слова. Если что-то кому-то обещает, то обязательно сделает.

В Платоне совсем не было жестокости. По мнению Пьера Безухова, который оказался с ним в плену, этот солдат был самым необычным. Пьер ему доверял. У этого персонажа очень доброе сердце. Общается он ласково, как с Пьером, так и с уличным псом.

Каратаев был очень религиозным, каждый день он читал молитвы.

К сожалению, Каратаев умер, когда находился в плену, у него развилась простуда. А когда болезнь прогрессировала, так что у Каратаева развилась лихорадка, его убили, дабы болезнь не распространилась. Пьер же очень переживал. Что потерял такого хорошего друга и товарища.

На службу он попал случайно. Как-то он залез в соседские имения, чтобы найти дров. Но его объявили в воровстве и забрали служить, хотя изначальна на службу должен пойти его брат, но того не стали забирать. Платон не разгневался, он посчитал, что к лучшему, что забрали именно его, ведь у его брата было пятеро детей.

Даже будучи в плену у французов, он не злился на них и всегда был вежлив. Платон являлся собирательным образом русского мужика. Хоть образ Платона Каратаева в произведении и кратковременный, но он оказался очень важным в жизни героя Пьера Безухова. С его появлением Пьер смог осознать смысл жизни. Платон был оптимистом по жизни. Он смог покорить Пьера своим характером и отношением к жизни.  Крестьянин Платон будучи вместе с Пером в бараке в плену, всячески старался поддерживать аристократа и давал ему ценные советы. Платон смог убедить Безухова, что главной целью является выстоять.

`

Платон Каратаев в романе Война и мир

Платон Каратаев в романе Война и мир

Популярные сочинения

  • Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети сочинение

    Катя Локтева – молодая небогатая дворянка, скромная, добрая и тихая девушка, образ которой является одним из самых приятных в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

  • Чацкий — передовой человек своего времени сочинение

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» основано на борьбе человека с современными передовыми идеями со старым миром. Чацкий не скрываясь выражает свое неодобрение старыми

  • Что даёт человеку Чтение сочинение

    Чтение – вот лучшее учение. В этом общеизвестном афоризме отражена главная роль книги в жизни человека – быть источником знаний. Десятки веков рукописные, а затем печатные книги просвещали

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

    Несмотря на то что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и особенно по той роли, которую он сыграл в судьбе Пьера Безухова. Платон Каратаев помог ему понять смысл жизни, обрести согласие и мир с самим собой и людьми.

    В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого. Это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу — солдатам, Пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке. Это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение.

    Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу.

    Он любил в свободное время (вечером) разговаривать, рассказывать или петь что-то, любил слушать сказки, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Платон Каратаев любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками — теми народными изречениями, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.

    В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило.

    Важно еще то, что “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”.

    Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого.

    До встречи с Каратаевым Пьер пережил свой самый сильный душевный кризис. С той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым… В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…”

    Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем?” Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни — в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь.

    Конечно, путь исканий Пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. Но эти поиски будут опираться теперь на прочный фундамент общей жизни, в которую вошел Пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. Это знание приобрел Пьер в общении с Платоном Каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Смотрите также по
произведению «Война и мир»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»

Полная картина жизни в романе

Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.

У нас появилась новая характеристика Платона Каратаева.

Мягкий облик Платона

Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом».

Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика

Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».

Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.

Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.

Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.

Дорогой автору образ Платона

Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.

Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина-Львовна Фрол

    21/31

  • Яна Гулько

    21/31

  • Асыл Марат

    29/31

  • Марина Ставрогина

    31/31

  • Александр Матвеев

    24/31

  • Елена Наволокина

    27/31

  • Екатерина Славская

    13/31

  • Татьяна Габова

    21/31

  • Катя Иванова

    30/31

  • Михаил Палагин

    23/31

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Толстой

Платон Каратаев является второстепенным героем произведения. Пятидесятилетний мужчина являлся выходцем из крестьянской семьи. Он добрый, имеет положительный образ в романе. У него темные глаза и красивая улыбка. Сам он среднего роста и широкоплечий.

Еще до службы Платон женился и у него родился ребенок, но так случилось, что дочка умерла. О судьбе его жены Толстой не писал, но наверное она ждала его, когда тот вернется со службы.

Платон спокойный характером, он коммуникабелен, может найти общий язык практически с любым человеком, любит поговорить на разные темы. Каратаев очень трудолюбивый, умеет делать практически все, у него золотые руки. Ему подвластна, как и тяжелая мужская работа, так и женская, например, готовка еды.

Платон щедрый. Добродушный. Он подкармливал Пьера во время плена. Платон является человеком слова. Если что-то кому-то обещает, то обязательно сделает.

В Платоне совсем не было жестокости. По мнению Пьера Безухова, который оказался с ним в плену, этот солдат был самым необычным. Пьер ему доверял. У этого персонажа очень доброе сердце. Общается он ласково, как с Пьером, так и с уличным псом.

Каратаев был очень религиозным, каждый день он читал молитвы.

К сожалению, Каратаев умер, когда находился в плену, у него развилась простуда. А когда болезнь прогрессировала, так что у Каратаева развилась лихорадка, его убили, дабы болезнь не распространилась. Пьер же очень переживал. Что потерял такого хорошего друга и товарища.

На службу он попал случайно. Как-то он залез в соседские имения, чтобы найти дров. Но его объявили в воровстве и забрали служить, хотя изначальна на службу должен пойти его брат, но того не стали забирать. Платон не разгневался, он посчитал, что к лучшему, что забрали именно его, ведь у его брата было пятеро детей.

Даже будучи в плену у французов, он не злился на них и всегда был вежлив. Платон являлся собирательным образом русского мужика. Хоть образ Платона Каратаева в произведении и кратковременный, но он оказался очень важным в жизни героя Пьера Безухова. С его появлением Пьер смог осознать смысл жизни. Платон был оптимистом по жизни. Он смог покорить Пьера своим характером и отношением к жизни. Крестьянин Платон будучи вместе с Пером в бараке в плену, всячески старался поддерживать аристократа и давал ему ценные советы. Платон смог убедить Безухова, что главной целью является выстоять.

Другие темы: ← Петя Ростов в романе Война и мир↑ ТолстойОбраз и характеристика Тимохина в романе Война и мир →

`

История создания персонажа

Платон Каратаев – русский солдат из Апшеронского полка, с которым Пьер Безухов провел месяц в плену. Герой остался в памяти дворянина сильным впечатлением от этого периода жизни. Платон – собирательный образ русского мужика, отражающий философию народа. Толстой вводит персонажа в непривычные для него условия, в которых ярко видна духовность человека. Имя героя означает «мощный, сильный», и таким видит писатель русский народ.

Писатель Лев Толстой

Солдат преисполнен любви к окружающим вне зависимости от тягот войны. В отличие от Тихона Щербатого, он не вымещает злость на ближних и жалеет людей. Платон не обходит вниманием даже бездомную собаку. Словами он облегчает людям души. Его сочувствие и доброжелательность становятся лекарством. Платон оказался средоточием гармонии и подчинения божественной воле. Он верен христианским идеалам и не разделяет пессимизма Безухова.

Роль героя в произведении велика. Хотя Платон и стал персонажем короткого действия, он поселяет в душе Пьера осознание смысла жизни и веру в Бога.

Характеристика Платона Каратаева

Платон Каратаев – самый необычный солдат, который встречался на пути у Пьера Безухова. В нем не было ни капли жестокости, которая обычно присуща военным людям. Этот человек любил весь мир и никого не осуждал. Оказавшись в плену с Пьером, он утешает его и возрождает Безухова, дарит ему надежду на светлое будущее. Пьер, разочаровавшись в войне и в людях находит в Платоне человека, которому можно довериться, несмотря на то, что тот являлся простым солдатом.

Платон Каратаев является очень религиозным человеком. Он готов самоотверженно принимать все тяготы судьбы, не обвиняя никого в своих неудачах. Этот человек твердо уверен, что если быть покорным и не озлобляться, то обязательно справедливость восторжествует. Герой ласков со всеми: Пьером, другими пленными, французами и даже с бездомной собакой. Это открывает в нем читателю широкую душу и доброе сердце этого персонажа.

Биография Патона Каратаева

Персонаж фигурирует в нескольких главах романа, но оставляет неизгладимое впечатление у главного героя произведения. Благодаря ему судьба Безухова меняется. Читатель встречается с Каратаевым, когда герой находится в сложных жизненных условиях. Крестьянину 50 лет. Он выходец из простых неграмотных крестьян, поэтому свой точный возраст мужчина не знает. Мудрость персонажа, его теории о счастье, мировоззрение и жизненная позиция основываются исключительно на опыте прожитых лет. Несмотря на это, он демонстрирует ум, превосходящий ум любого мещанина.

Портрет Платона Каратаева

Постоянно сталкивавшийся с трудностями и проблемами, Платон Каратаев имеет больший опыт, чем Пьер, и этим покоряет того. Он живет в мире утопии, распространяя доброту и душевность на всякого рядом с собой. Его внешность располагает, а оптимизм вызывает улыбку. Невысокий мужчина с яркой улыбкой, гибкий и аккуратный, едва ли напоминает крестьянина.

Характеристика героя дополнена его историей. О юных годах почти ничего неизвестно, так как становление героя мало интересует автора. Каратаев представлен цельной личностью. Мужчина был женат, имел дочь, но девочка умерла, когда он ушел на службу. Других фактов о его семье не дается, хотя ясно, что она не бедствовала. Случайно пойманный на вырубке чужого леса, Платон попал в солдатские ряды и переживает о том, что находится вдалеке от дома.

Платон Каратаев и Пьер Безухов

Герою известны все тяготы крестьянской жизни, и он воспринимает происходящее как неизбежность. Разговорчивый и мягкий, он готов поделиться с каждым поучительной историей. В речи мужчины сквозит поэзия, которой нет в разговорах солдат. Его афоризмы оптимистичны и задорны. Каратаев поет и оказывается мастером на все руки. Бескорыстный и заботливый герой делится с Пьером едой и придерживается девиза: «Пообещал – выполни».

Благодаря хорошему отношению к окружающим, крестьянин находит со всеми общий язык. Неизвестно, всегда ли он был таким или жизненные трудности повлияли на его духовный склад. Возможно, смерть дочери или заточение в плену стали переломными моментами, открывшими ему взгляд на истину.

Внешний вид

Образ соседа ассоциировался у Пьера с круглыми понятиями. Наверно, потому что солнце теплое, бублики вкусные, колеса быстрые, ромашки красивые. Французская шинель, подвязанная простой веревкой, делила силуэт на две округленные формы. Внизу торчали лапти, а сверху красовалась фуражка.

Безухов увидел утром доброго знакомого таким:

«Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые».

Солдат рассказывал о сражениях, в которых принимал участие. Так Пьер догадался, что собеседник проживает шестой десяток жизни.

Белизна зубов свидетельствовала о хорошем здоровье, делала улыбку особенно приятной. Борода и волосы были без единой седины. Телосложение маленького солдата выглядело гибким и жилистым, способным перенести любые тяготы судьбы. Мелкие морщинки придавали лицу выражение невинности, наивности, от чего мужчина выглядел молодцевато.

«Война и мир»

Встреча Платона Каратаева и Пьера Безухова происходит в бараке для пленных. Будучи в шоковом состоянии от расстрела людей, Безухов теряет веру в человечество. В бараке Платон и Пьер сидят рядом. Простой крестьянин и аристократ оказались в одинаковых условиях Платон заметил подавленное состояние Пьера и поддерживал аристократа. Он делился печеной картошкой и давал советы, которые Безухов часто вспоминал впоследствии.

Смерть Платона Каратаева

Каратаев убеждал графа, что главной целью остается стремление выжить и выстоять. Этому мужик научил Безухова, способствуя внутреннему перерождению героя. Солдат ежедневно влиял на личностную трансформацию Пьера каждым поступком, добрым словом или даже мимолетной лаской, подаренной бездомной собаке.

В ужасных условиях плена здоровье Каратаева пошатнулось. Проведя долгое время в больнице с сильной простудой, мужчина не успел от нее оправиться. В плену организм ослаб и недуг вернулся. Незаинтересованные в лечении пленных французы не обратили внимания на состояние Платона. Мужчину лихорадило. Французы застрелили его перед уходом из лагеря.

Смерть героя была предсказуема и оправданна: оказав влияние на сознание главного героя, персонаж выполнил свое предназначение и покинул сюжетную канву романа.

Сравнение с Тихоном Щербатым

Жизненная позиция Каратаева близка и понятна писателю, поскольку этот бесхитростный и честный человек воплощает собой вселенскую доброту и всепрощение. Другой человек из народа, Тихон Щербатый, не менее дорог Толстому. Встреча читателя с ним происходит в отряде Денисова. Кажется, что Щербатый — это антипод Каратаеву:

  1. Он не надеется на бога, сам готов к активным действиям.
  2. Может быть жестоким, но только при необходимости, поскольку служит в партизанском отряде.
  3. Миролюбивый Платон непохож на отважного и сообразительного Тихона. Это две стороны народного патриотизма, обе они по-своему значимы, показывают многогранность русской нации, ее сложный дух.

Тихон не готов идти по пути «непротивления злу населением», он отважен, считается очень полезным человеком в своем отряде. Даже характеристика героя подчеркивает его сильные черты. Он грубоват, выглядит как типичный крестьянин, речь персонажа проста, пестрит шутками. Представляет собой собирательный образ былинного богатыря, отважного, готового защищать родину до последнего.

Платон Каратаев же гораздо более мягкий, душевный человек. Он воплощает собой образ старца, мудрого философа, находящего силу в собственной вере.

Образ во многом собирателен, таких Платонов Каратаевых на русской земле очень много. Это простые работящие крестьяне, посвятившие свои жизни честному праведному труду.

Интересные факты

Тихон Щербатый

  • Характеристика Платона Каратаева часто сравнивается с описанием образа Тихона Щербатого. Персонажи имели схожие черты, но отличались образом мыслей. Щербатый не проявлял той душевности, которой славился Каратаев, поэтому симпатии автора на стороне последнего. Гуманист Толстой, описывая историю персонажа, транслировал через него свои убеждения.
  • Война для автора – это страшное свершение, проявление жестокости и бездушия. Проповедуя любовь, веру в людей, нравственность и милосердие, он не находил войне оправданий. Рисуя картины сражения при Бородино, смерть подростка Пети и Андрея Болконского, Толстой вызывает сострадание и сочувствие в душах читателей. Платон Каратаев – образ, олицетворяющий философию Толстого.

'Роман

  • «Война и мир» часто становится литературной основой для фильмов. В немых картинах Петра Чардынина 1913 и 1915 годов персонаж отсутствует. Яков Протазанов тоже не уделил ему внимания в своей ленте. Джон Миллс изобразил в кадре русского крестьянина в ленте 1956 года, снятой Кингом Видором. Михаил Храбров сыграл Каратаева в картине Сергея Бондарчука в 1967 году. Гарри Лок изобразил героя в телесериале Джона Дейвиса в 1972, а Андрей Гусев воплотил Каратаева в ленте Роберта Дорнхельма в 2007 году. Актер Эдриан Роулинз сыграл крестьянина в телесериале 2016 года, снятом Томом Харпрером.

Жизненная философия

Образ Платона Каратаева значим, поскольку этот солдат представляет собой воплощение мира и добра, качеств, которые для Толстого наиболее значимы для русских людей. Речь героя так и пестрит афоризмами, поговорками и приговорками, отчего звучит по фольклорному плавно, напевно. В словах персонажа простой рассказ о себе удивительно гармонично переплетается с подлинно народной мудростью. При этом его нельзя назвать философом, который вместо труда предпочитает отвлеченные рассуждения о жизни. Нет, этот герой постоянно чем-то занят, всегда в деле.

Именно труд — основная цель его существования, смысл жизни. Философия Платона Каратаева такова:

  1. Жить сегодняшним днем, полагаясь на Бога, но и самому не плошая.
  2. Жизнь отдельного человека представляет собой частицу чего-то большего, значимого, удивительного.
  3. Не стоит рассуждать, нужно просто жить и радоваться каждому моменту. Ведь в любой миг каждый человек может покинуть эту землю.

Герой любит каждого человека искренней любовью, ничего не требуя взамен, столь же тепло он настроен и по отношению к животным. Именно поэтому Платон ласков с бродячей собакой, которую каждый, кроме него, норовит пнуть.

Каратаев воспитан в традициях христианства, именно поэтому учит послушанию и смирению. Это не борец в прямом смысле, а истинный патриот, человек душевный, сочувствующий, неготовый к ненависти и злу.

Значение в романе

Каратаев — тот герой, который очень важен для Толстого. Встреча с ним во многом изменила образ мысли доброго, но мало знающего Пьера Безухова, дала последнему возможность оценить силу и мощь истинных представителей народной России.

Родина для Платона — это его мать, ради нее он готов на все. Но персонаж искренне не понимает, для чего нужно вести войны, которые простым людям непонятны. Этот солдат не испытывает ненависти к «врагам» — солдатам Наполеона, поскольку не считает их таковыми. Они обычные подневольные люди, которые, выполняют чьи-то приказы. Неслучайно Каратаев ассоциируется у Безухова с чем-то округлым — добрым, простым, праведным.

Толстой как писатель-гуманист относится к своему герою с искренним сочувствием и любовью. Автор, как и его персонаж, выступает против бесчеловечности и жестокости войны. Он искренне верит в то, что настанут времена, когда простые солдаты не будут убивать друг друга по воле императоров и королей.

В творчестве великого классика ярко звучат темы любви, нравственности, милосердия, неприятия войны. Не зря образ русского проповедника возникает в непосредственной близости со страшным описанием кровопролитного Бородинского сражения, на котором погиб Петя Ростов. Этим сопоставлением писатель говорит, что в мире должен царить мир, а от войны следует отказаться.

В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого. Это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу — солдатам, Пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке. Это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение. Толстой пишет, что, попав в плен, Платон Каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу. Он любил в свободное время (вечером) разговаривать, рассказывать или петь что-то, любил слушать сказки, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Платон Каратаев любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными словами, пословицами и поговорками — теми народными изречениями, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати. В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило. Важно еще то, что “жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого. До встречи с Каратаевым Пьер пережил свой самый сильный душевный кризис. С той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым… В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в Бога…” Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем?” Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни — в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет Толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. Конечно, путь исканий Пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. Но эти поиски будут опираться теперь на прочный фундамент общей жизни, в которую вошел Пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. Это знание приобрел Пьер в общении с Платоном Каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды. Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (2 вариант) Одной из тем романа Л.Н. Толстого «Война и мир» является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л.Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в том, что истинное счастье заключается в отрешенности от мирской суеты, в любви к ближнему, в признании народной правды. Эта мысль и нашла свое воплощение в Платоне Каратаеве. Каратаев все принимает в жизни так, как оно есть, полагая, что все дано от Бога. Радость пришла – радуйся, страдание – постарайся смягчить его своей любовью. Устранять недоброе силой – значит порождать новое зло. Регулируемый такими инстинктами (а они у него от здоровой в нравственном отношении «роевой» крестьянской жизни), Платон ни о чем не печалится. «Положи, господи, камушком, подними калачиком», — говорит он. В военный быт Каратаев также перенес привычки крестьянина-труженика: он всегда чем-нибудь занят, помогает другим, для него все – люди, всех он в одинаковой степени жалеет. Врагов у этого героя нет, злобы тоже. Трудности его не страшат, и никакой случай не застает врасплох: «все в руках божьих». В речах его и действиях было что-то успокаивающее, «круглое» и «спорое». Словом, это человек, у которого нет противоречий ни с собой, ни с окружающей средой. Он целиком положился на власть Бога, судьбы и уверен, что с ним случится только то, чего не избежать. Значит, нет смысла мучить себя, пытаться изменить то, чего изменить нельзя. Такую психологию можно назвать фаталистической. Она приводит к покорности судьбе, непротивленчеству. Л.Н. Толстой ничего не искажал, создавая характер Каратаева. Черты каратаевской «пассивности» были присущи определенной части русского крестьянства. В этом герое Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость его характера. Недаром в жизни этого простого человека Пьер Безухов нашел то, чем можно удовлетвориться, освободив себя от дум о счастье. Платон тоже солдат, хотя и пленный, но в нем, на первый взгляд, выдвигается не солдатское, а чисто мужицкое начало жизни. Это нужно писателю, чтобы открыть перед Пьером внутренний мир крестьянина. В угоду автору Платон Каратаев, «попав в плен и обросши бородою… отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему крестьянскому, народному складу». Пьер первый раз в жизни был так близок к крестьянину, жил с ним одним бытом и разделял общую участь. Здесь он открыл для себя мужика с его разносторонними интересами. По многократным уверениям Пьера, Платон Каратаев оказал на него большое влияние, но, в то же время, он никогда не договаривает, в чем конкретно заключалось это влияние. Так, Безухов решил ответить на этот вопрос, когда рассказывал Наташе о пережитом при возвращении из плена: «Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из-за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился. Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка». И за этим ничего не последовало. Очевидно, ответ следует искать в тех свойствах мужика, какими начинает любоваться и герой романа, и сам Толстой. А нравится им в Каратаеве все: и доброта, и трудолюбие, и работоспособность, и здоровье, и непосредственность, и покорность судьбе. В Каратаеве Толстой поэтизирует цельность мироощущения крестьянина, жизнестойкость характера. В нем Пьера привлекло спокойствие, наличие большой внутренней силы. Эта сила зовется духом народа, она-то и открылась Пьеру, помогая ему выйти на искомую дорогу. Благодаря ей Безухов обретает веру в добро, желание помочь ближнему. Значение Каратаева для Пьера больше всего определяется тем, что теперь был найден образец жизни, лишенный пороков господствующих классов. Спасение в мужике — это, как мы увидим далее, весьма ощутимо выражено в романе композиционными средствами. Платон Каратаев появляется в тот момент, когда Пьеру нужна была какая-то опора, чтобы вернуть веру в добро и правду, утерянную им после пережитых потрясений при расстреле французами русских, обвиненных в поджогах Москвы. Именно благодаря Каратаеву, как говорится в романе, «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, двигался в его душе». Каратаев навсегда остался в сознании Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением духа простоты и правды». Платон Каратаев не столько идеальный, сколько функциональный образ. Это подтверждается также тем, что, вернувшись из плена, Пьер не стал непротивленцем. В эпилоге он сближается с членами тайного общества, осуждает политические порядки в стране: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так идти. Все слишком натянуто и непременно лопнет». Образ Платона Каратаева является в романе воплощением народной мысли. Народ изображен в эпопее носителем многих ценных человеческих качеств. Таким образом, под влиянием народа князь Андрей и Пьер духовно преображаются, находят высшую цель жизни, связывая ее со служением людям, защитой добра, справедливости. Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» (3 вариант) Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческим качеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных ему людей (примером может служить образ Платона Каратаева). Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир. Человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Придерживаясь этой точки зрения, писатель раскрывает в романе образ Платона Каратаева. С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир «превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора», «в нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога». Помогает герою выйти из этого кризиса Платон Каратаев. Мало того, после знакомства с ним, после долго общения в плену, Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром писатель назвал этого философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями Каратаева о жизни. При первой встрече с этим маленьким, ласковым и добродушным человеком Пьера поражает ощущение чего-то круглого и спокойного, что исходит от Каратаева. Он привлекает всех к себе спокойствием, уверенностью, добротой и улыбчивостью своего круглого лица. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену «он отбросил от себя все чуждое, солдатское» и возвратился к крестьянскому, народному складу. Автор подчеркивает «круглое» начало во внешности героя: «даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают обаятельный внешний облик большие карие нежные глаза и приятная улыбка. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат «ласка и простота»: «А много вы нужды увидали, барин? А?. Э, соколик, не тужи…» Речь Платона – певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «На болезнь плакаться – бог смерти не даст» и т.д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирению и вере в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, — вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому. Главная мысль романа «Война и мир» — это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собой психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей. Эти люди просто живут, их не пугает мысль о смерти, потому что они знают, что их «существованием распоряжается не простой произвол», а справедливая высшая сила: «Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь». Она имела смысл только как часть целого, которое он постоянно чувствовал». Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого. Суть натуры Каратаева – это любовь. Не личное чувство и привязанность к конкретному человеку, а любовь вообще ко всему в этом мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера. Платон навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды. Толстой в своем романе показал разные типы людей: «Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим». И только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с Платоном Каратаевым.

Похожие материалы:

  • Наташа Ростова и Марья Болконская — любимые героини Л.Н.Толстого — —
  • Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» — —
  • Наташа Ростова и Элен Безухова в романе «Война и мир» — —
  • Образ «высокого неба» в романе «Война и мир» — —
  • Образ автора в романе «Война и мир» — —

  • Роль петра 1 в истории россии сочинение 8 класс
  • Роль пейзажа описание тополей в рассказе дед архип и ленька
  • Роль пейзажа в философской лирике тютчева сочинение 10 класс
  • Роль пейзажа в слове о полку игореве сочинение
  • Роль пейзажа в романе тургенева отцы и дети сочинение рассуждение