Роль волшебных предметов в сказках

Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы Жамбыл ауданының білім бөлімі

«Украин орта мектебі» КММ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Отдел образования Жамбылского района Северо-Казахстанской области

КГУ «Украинская средняя школа»

Шығармашылық жоба Творческий проект.

Роль волшебных предметов в сказках.

Зерттеу жұмысы Исследовательская работа

Секция – Русский язык и литература

Автор: Ознобихина Дарья 2 сынып оқушы.

Автор: Ознобихина Дарья ученица 2 класса

Жетекшісі: Касимова В.Н.

Руководитель: Касимова В.Н.

2016 жылы

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………с.3

  1. Что такое сказка и волшебство? ………………………………………… с.4

  2. Классификация волшебных предметов…………………………..………..с.5

  3. Роль волшебных предметов в сказках……………………………..………с.7

Заключение……………………………………………………………….……..с.9

Список используемой литературы……………………………………………с.10

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение.

Все дети с раннего детства любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Когда появились сказки точно сказать нельзя, но всё это время они жили в народе и рассказывались устно.

Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Есть сказки — бытовые. Сказки, в которых описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Сказка вызывает особый интерес у детей и даже у взрослых. Она обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

В сказках есть  различные предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и другие.

Волшебные предметы помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Актуальность моей работы состоит в том, что волшебные предметы в сказках не только развлекают нас, но и учат различать добро и зло, верить в чудо.

Объектом исследования моей работы являются волшебные предметы, встречающиеся в волшебных сказках.

Цель работы: исследование роли волшебных предметов в сказках.

Задачи: 1. Изучить сказки, в которых есть действия волшебных предметов.

  1. Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их.

  2. Описать функции данных предметов в волшебных сказках.

  3. Создать книжку-малышку «Волшебные предметы»

  4. Создать игру «Поиск волшебных предметов»

  1. Что такое сказка и волшебство?

Слово «сказка» появилось после 17 века от слова «казать» и имело значение: перечень, список, точное описание. Ранее использовалось слово «баснь». Цель сказки научить правилам жизни и достойного отношения к другим людям. Сказки передаются из поколения в поколение.

Ска́зка — один из жанров фольклора, или по-другому  литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Волшебство — колдовство, сверхъестественные действия. Очарование, чарующее действие чего-нибудь

Волшебство действие волшебника, колдовство, чародейство. Чарующее действие кого-либо, чего-либо; очарование.

Волшебство — в сказках: действие (действия) волшебника; колдовство, волшебные превращения; чудеса.

Волшебство — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём.

2. Классификация волшебных предметов.

Прочитав сказки, я обратила внимание на то, что волшебные предметы выполняют различные функции.

Стрела, клубочек, перышко. (Предметы, указывающие путь.)

Зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебная книга. (Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.)

Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

(Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство.)

Живая и мертвая вода, молодильные яблочки. ( Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых).

Меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина. ( Предметы, выполняющие работу за героя).

Кольцо, огниво, волоски, волшебная лампа. (Предметы, вызывающие помощников).

Шапка-невидимка. (Предметы, способные сделать героя невидимым.)

Свисток, гусли, рожок. (Предметы, способные заставить все вокруг плясать.)

Яйцо, сундук. (Предметы, хранящие тайны вредителей.)

Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.

3. Роль волшебных предметов в сказках.

Проведя опрос среди учащихся и учителей нашей школы, просмотрев информацию в сети Интернет, прочитав и просмотрев волшебные сказки, я поняла, что каждый волшебный предмет играет свою определенную роль.

Предметы-орудия.

В сказке топор сам вырубает корабль или рубит дрова, ведра сами приносят воду. Это делается по щучьему веленью. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и клюки «хоть какую угодно силу победить можно».

Предметы, вызывающие духов.

Такие предметы как волшебная лампа Алладина, волос старика Хоттабыча помогают героям исполнить их желания.

Палочка

Палочка создалась в результате общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила только одного обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем он соприкасается. Таких случаев приводится очень много, и они ясно показывают, что здесь на ударяемого переносится жизненная сила растения. То же самое приписывается корням и травам. В сказке «Притворная болезнь» убитый царевич оживляется корешком, подарком старика. «Они взяли корешок, нашли могилу Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза перевернулись через него – Иван-царевич встал». Сила корешка переходит на человека.

Предметы, дающие вечное изобилие

Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие.

Живая и мертвая, слабая и сильная вода

Живая и мертвая вода не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана-царевича мертвою водою – его тело срослось, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Волшебные предметы и их назначение

Волшебные предметы

Назначение предметов

Стрела, клубочек, перышко.

Показывают направление движения.

Зеркало, волшебная книга, золотое блюдечко и наливное яблочко.

Говорят правду и показывают, что делается на белом свете.

Палочка, волосок.

Исполняют желания.

Гребешок, полотенце, платок.

Преграждают путь преследователю.

Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Быстро переносят героя на большое расстояние.

Кольцо, огниво, волоски.

Вызывают помощников.

Свисток, гусли, рожок.

Заставляют все вокруг плясать.

Яйцо, сундук.

Хранят тайны.

Молодильные яблочки. Живая и мертвая вода.

Возвращают здоровье, молодость, оживляют мертвых.

Шапка-невидимка.

Делает героя невидимым.

Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина.

Выполняют работу за героя.

Рубашка.

Защищает, оберегает,

Куколка

Даёт совет, оберегает, помогает.

Заключение.

В ходе исследования я сделала следующие выводы:

  1. Волшебные предметы помогают героям сказки добиться справедливости;

  2. Благодаря волшебным предметам в сказках добро побеждает зло;

  3. Волшебные предметы могут использовать, как в добрых, так и в злых целях.

Волшебные предметы в сказках выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и функции, любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное – магическая сила, заключенная в нем.

Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка — это живая часть нашей национальной культуры.

Практическая значимость моего исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте, например, при написании сказки.

В результате работы над данным проектом я узнала много нового в области сказок. Собранные мной материалы и книжка-малышка могут быть использованы библиотекарями при проведении мероприятий, для привлечения интереса учащихся к вопросам изучения сказок.

Итак, чудо в сказках делают волшебные предметы, они наделены хорошими или плохими чертами, имеют собственный характер, помогают добрым или злым героям. Иногда так хочется иметь волшебную палочку или доброго джина, которые могли бы выполнить все твои желания. Я знаю, что в реальной жизни их нет, но как приятно об этом мечтать.

Список используемой литературы.

1. Толковый словарь Ушакова.

2. Толковый словарь Ефремовой

3. Толковый словарь Кузнецова

4. Толковый словарь Ожегова

5. Русские волшебные сказки 6. Сказка «Крошечка-Хаврошечка» ООО «Издательство» «Фламинго» 2002 г 7. В. Катаев « Дудочка и кувшинчик» Издательство «Детская литература» 1989 г 8. С. Маршак «Двенадцать месяцев» Учебник литература 5 класс «Атамұра»

Интернет ресурсы.
8. https://ru.wikiquote.org/wiki/ Викицитатник

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сказка

10. https://www.youtube.com/watch?v=fkClG0Nj6ec Гуси-лебеди

11. https://www.youtube.com/watch?v=GhvycdfXpXY Царевна-лягушка

12.https://www.youtube.com/watch?v=uoAE43TbdmI Волшебная лампа Алладина

13.https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki…/volshebnoe-kolco/ Волшебное кольцо

14. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Учебник литература 4 класс «Атамұра»

15. Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Учебник литературное чтение 2 класс

Приложение 1

Загадки о волшебных предметах

Нет пестрее цветков.

Ровно семь лепестков,

Оторвешь лепесток –

Полетит на восток,

Потом на север, и на юг,

К нам вернется, сделав круг.

Ты желанье загадай,

И ответа ожидай.

Что же это за цветок?

Роза? Ландыш? Василек? (Цветик-семицветик.)

Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты скорей ее узнай-ка:

Стоит только расстелить —

Вмиг способна накормить.

Много вкусных будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

Расстояние впереди.

Как быстрей его пройти?

Нужно только их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

Отправляется в полет

Наш волшебный самолет.

Не простой, а расписной,

Не золотой, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

Когда ты ее наденешь,

Сможешь смело ты идти,

Стены, замки и заборы

Не препятствуют в пути. (Шапка-невидимка.)

Вижу утку, вижу птицу,

Там Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Ты мне дай скорей ответ.

(Игла)

Я пушистый, шерстяной,

Мягкий, круглый, заводной.

Хоть с хвостом, но я не кот,

Покачусь вдруг под комод.

(Клубок ниток)

Круглое, румяное,

Сочное и сладкое,

Наливное, красное,

Очень ароматное,

Спелое, большое

Что это такое?

(Яблоко молодильное).

Кто на меня сядет, того вмиг я в небо подниму. (ковер-самолет)

По дорожке катится круглый, шерстяной (клубочек)

Одеваюсь я на палец и желанья исполняю (колечко)

Кто меня одевает, тот вмиг исчезает (шапка-невидимка)

Если ты проголодался, то тебя я накормлю. (скатерть-самобранка)

Приложение 2

Приложение 3

Сказка «Волшебный клубочек»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. И была у них дочка-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Как-то раз девочка пошла в лес и заблудилась. Села на пенек и начала плакать. Вдруг увидела клубочек. Она начала с ним играть, подкидывала, пинала его, как вдруг, клубочек заговорил. «Не бей меня, я тебе пригожусь. Дорогу покажу.» Девочка обрадовалась, извинилась перед клубочком и с его помощью благополучно добралась до дома.

Стихотворение «Волшебный предмет»

В современном нашем мире

Все узнать можно в Инете

Как устроены приборы,

Люди как живут на свете.

На любой ты свой вопрос

Информацию найдешь.

Только это очень скучно

Не хватает мне чудес:

Чтоб клубок из нитей пестрых

Проводил бы через лес,

Чтобы шапка-невидимка

Сохранила от напасти,

Чтобы яблочко на блюдце

Указало – где же счастье?

Чтобы этот сочный фрукт

Уберег бы от недуг,

Чтоб у бабушки и деда

Не осталось бы и следа

От морщинок и от лет,

Чтобы скатерть-самобранка

Всем готовила обед.

Если нет чудес уж прежних

И простыл их давний след,

То хочу сама придумать

Я волшебный свой предмет.

Сказка «Там чудеса.»

Однажды на летних каникулах со мною произошло что – то странное. Я дома сидела за компьютером и вдруг услышала, что кто – то листает старые книги в подвале. Я подошла к двери, открыла ее и ничего не увидела. Пришлось спуститься вниз. В одночасье все вокруг осветило, я увидела дверь. Так я попала в волшебную страну со сказочными героями. Там я увидела Крошечку-Хаврошечку, Кота в сапогах, который гуляет со своим хозяином, Ивана- крестьянского сына и Чудо-юдо. Мне стало интересно что же будет дальше, и я продолжила путь по тропинке, встретила серого волка, лисицу-сестрицу и увидела великолепный замок. Войдя в замок, перед моим взором предстала волшебная Книжка-малышка, в которой было много красочных волшебных предметов. И вдруг один из предметов со мной заговорил:

— Я знаю, почему ты сюда попала, потому что ты не читаешь сказки, а долгое время проводишь за компьютером.

Я долго слушала волшебный предмет и поняла, что нужно много читать, чтобы быть образованным человеком и не попадать в разные истории.

Автор: Ионенко Анна Юрьевна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ Локотская СОШ №3, Брянская область, 6 класс

«Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события… В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы». Этот жанр берет свое начало в фольклоре и находит свое продолжение  в произведениях русских писателей.

Толковали сказку по-разному. Одни исследователи фольклора называли сказкой всё, что «сказывалось». Например, известный фольклорист-сказковед Э.В. Померанцева писала: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Помимо Э.В. Померанцевой сказки изучали: историк и фольклорист А. Н. Афанасьев, И. А. Ильин — философ и историк культуры, В.Я. Пропп, С.Г. Лазутин и другие исследователи. Все они отмечали одну из главных черт волшебной сказки – упоминание в ней волшебного действия: «Ни одна волшебная сказка не обходится без вмешательства в жизнь человека чуда. Многие волшебные сказки говорят о запрете оставлять дом, покидать жилище, вкушать какую-либо еду или питье, прикасаться к чему-либо». Такие сказки еще называются волшебно-фантастическими или чудесными сказками.

Свои основные черты волшебная сказка приобрела в тот период, «когда представления первобытного человека о мире развивались одновременно в двух измерениях: существовал видимый, реальный мир, в котором жил человек, и мир воображаемый, ирреальный, населенный злыми и добрыми силами, оказывающими как ему представлялось, прямое влияние на жизнь. Оба они в сознании первобытного человека составляли единую реальность».

В таких сказках, как правило, происходят чудесные события, необыкновенные происшествия, которые совершаются благодаря способности некоторых сказочных персонажей вызывать различные чудесные явления. Явления такие могут возникать в результате использования персонажами различных чудесных предметов, таких как гусли-самогуды, шапка-невидимка, скатерть-самобранка и другие.

Для волшебных сказок характерны особые приемы и способы композиции повествования и стиля. Несмотря на это сюжет каждой волшебной сказки неповторим и занимателен по-своему. Однако для всех волшебных сказок существует закономерность: ее герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступят в определенные взаимоотношения с волшебными, чудесными силами, что дает основу для развития её необыкновенного, фантастического сюжета. В этом заключается главный интерес волшебной сказки.

Еще одна отличительная черта сюжета волшебной сказки: её многособытийность. «В ней нередко раскрывается довольно продолжительный период жизни героя, в высшей мере напряженной и драматичной». Герой такой сказки должен пройти через целый ряд испытаний, причем каждое последующее из них обязательно значительно труднее предыдущего. В достижении героем цели в таких сказках важную роль играют чудесные предметы. Вот такие чудесные предметы мы и решили изучить в нашей работе.

Многие исследователи устного народного творчества (например, В.Я. Пропп, С.Г. Лазутин, Т.В. Зуева и другие) в своих работах анализируют сказочные сюжеты и героев, но отдельно значение волшебных предметов не рассматривают, хотя именно эти предметы помогают более полному раскрытию мира волшебной сказки, отражают её сказочный сюжет, помогают понять поступки героев и посмотреть на сказку с другой стороны. В этом и заключается актуальность и новизна нашей работы.

Объектом исследования этой работы являются русские народные сказки.

Предмет – волшебные предметы в них.

Цель работы — выделить волшебные предметы в русских народных сказках и выявить их значение.

Задачи:

  • найти предметы в русских волшебных сказках;
  • дать классификацию данным предметам;
  • проанализировать и выяснить их функции в сказках.

Методы исследования:

  • чтение русских народных сказок и просмотр мультипликационных и художественных фильмов-сказок, созданных по их мотивам;
  • поиск информации в литературных источниках и сети Интернет;
  • проведение анкетирования одноклассников;
  • анализ собранного материала;
  • систематизация и классификация сказок в соответствии с типом исследуемого образа;
  • обобщение полученных данных.

Исследовательская работа на тему

«Зачем герои сказок используют волшебные предметы?»

Авторы: Кудиярова Анастасия,

 Кузьменко Ксения, 5 б класс

МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области, призеры городской научно-исследовательской конференции «Потенциал XXI век»

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы

 МАОУ СОШ № 5 Волошко Л.И.

Цель исследования: выявить роль волшебных предметов в сказках волшебного типа.

Гипотеза исследования: волшебные предметы используются для того, чтобы герой мог что-то сделать, выполнить какое-нибудь задание.

Приемы  исследования: анкетирование одноклассников, работа со сказками, работа с фрагментами научной статьи В.Я.Проппа «Историческая основа волшебной сказки», подготовка доклада и презентации.

Основные выводы работы:

Существуют разные виды сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Основные особенности волшебных сказок состоят в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, чудесных явлениях, которые могут возникать в результате использования особых (чудесных) предметов. Одной из особенностей волшебных сказок является использование ее героями волшебных специальных предметов. Их довольно много, они разнообразны

  1.  Меч-кладенец,
  2. скатерть-самобранка,
  3. шапка-невидимка,
  4. молодильное яблоко,
  5. сапоги-скороходы,
  6. гусли-самогуды,
  7. живая и мертвая вода.

Среди этих предметов много таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.  Изучив сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Иван, коровий сын», «Гуси-лебеди», а также фрагменты статьи «Историческая основа волшебной сказки» В.Я.Проппа  —  исследователя волшебных сказок ,  мы подтвердили свое предположение о том, что волшебные предметы в русских народных сказках помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может Но мы удивились, когда поняли, что волшебными свойствами наделяются, чаще всего,  самые обычные предметы быта, которыми герои сказки пользуются каждый день: ведра, печь, ступа, метла и др. Так и в мифах восточных славян одухотворялись неживые предметы, силы природы («Миф о сотворении Земли»), это представление о мире перешло и в сказки. И когда эти предметы  наделяются волшебной силой, это  приобретает особый смысл, т.е. и обыкновенный предмет может стать чудесным, стоит только немного потрудиться. Поэтому все они (волшебные предметы)  служат доказательством того, что без смекалки, доброты, трудолюбия героям сказки не справиться со злом, не победить его.

   Итог исследования: 

  1. Подтвердили гипотезу о том, что волшебные предметы нужны герою для преодоления сложной ситуации,
  2. узнали, что в качестве волшебных чаще всего выступают обычные предметы домашнего быта,
  3. открыли для себя, что волшебные предметы являются символами смекалки, силы, трудолюбия.

Использованные источники:

  1. http://www.ru-skazki.ru/subjects-glossary&letter=m&p2.html
  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=

mg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F2%2F68%2F496%2F68496835_apple

  1. http://mults.spb.ru/mults/?p=24
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%EF%EF,_%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%DF%EA%EE%E2%EB%E5%E2%E8%F7
  3. Исторические корни волшебной сказки.В.Я.Пропп — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  4. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева.  —  Москва, Азбука, 2008г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………3

1.    
Что такое сказка и волшебство?
………………………………………………………….4

2.    
Классификация волшебных
предметов…………………………..……………………5

3.    
Роль волшебных предметов в сказках……………………………..………………….7

Заключение……………………………………………………………….……………..…9

Список используемой
литературы………………………………………………………10

ВВЕДЕНИЕ

Все дети с раннего детства
любят сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Когда появились сказки точно
сказать нельзя, но всё это время они жили в народе и рассказывались устно.

Сказки бывают разные. Есть
сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг
другу в гости и даже учиться в школе. Есть сказки — бытовые. Сказки, в которых
описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата.

Сказка вызывает особый интерес
у детей и даже у взрослых. Она обязательно учит чему-то людей, и выдуманный
сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.

В сказках есть  различные
предметы, обладающие волшебными свойствами: скатерть-самобранка, волшебная
палочка, сапоги-скороходы, волшебные фрукты и плоды, летающая ступа и другие.

Волшебные предметы помогают
героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу,
которая обычному человеку поддаться не может.

Актуальность моей работы состоит в том, что волшебные предметы в сказках
не только развлекают нас, но и учат различать добро и зло, верить в чудо.

Объектом исследования моей работы являются волшебные предметы, встречающиеся в
волшебных сказках.

Цель работы: исследование роли волшебных предметов в сказках.

Задачи: Выделить предметы в волшебных сказках и классифицировать их; Описать
функции данных предметов в волшебных сказках;

Что такое сказка и
волшебство?

Слово «сказка» появилось после
17 века от слова «казать» и имело значение: перечень, список, точное описание.
Ранее использовалось слово «баснь». Цель сказки научить правилам жизни и
достойного отношения к другим людям. Сказки передаются из поколения в
поколение.

Ска́зка — один из жанров фольклора, или
по-другому  литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое
произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку
характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая
вымышленность сюжета.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества:
прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза),
включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на
вымысел.

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение,
тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее
конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее
вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная
сказка, написанная в народно поэтическом стиле
), либо создаёт дидактическое
произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически
предшествует литературной.

Волшебство — колдовство, сверхъестественные действия. Очарование,
чарующее действие чего-нибудь

Волшебство — действие волшебника, колдовство, чародейство. Чарующее
действие кого-либо, чего-либо; очарование.

Волшебство — в сказках: действие (действия) волшебника; колдовство, волшебные
превращения; чудеса.

Классификация волшебных
предметов.

Прочитав сказки, я обратила
внимание на то, что волшебные предметы выполняют различные функции.

Стрела, клубочек, перышко. (Предметы, указывающие путь.)

Зеркало, золотое блюдечко
и наливное яблочко, волшебная книга.
 (Предметы,
говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете.)

Ковер-самолет,
сапоги-скороходы.

(Предметы, способные за малое
время перенести героя через большое пространство.)

Живая и мертвая вода,
молодильные яблочки. 
( Предметы,
возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых).

Меч-саморуб,
топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, дубина
. ( Предметы, выполняющие работу за героя).

Кольцо, огниво, волоски,
волшебная лампа. 
(Предметы,
вызывающие помощников).

Шапка-невидимка. (Предметы, способные сделать героя невидимым.)

Свисток, гусли, рожок. (Предметы, способные заставить все вокруг плясать.)

Яйцо, сундук. (Предметы, хранящие тайны вредителей.)

Среди этих предметов много
таких, которые есть в каждом доме, но только без магической силы.

Роль волшебных предметов
в сказках.

Проведя опрос среди учащихся и
учителей нашей школы, просмотрев информацию в сети Интернет, прочитав и
просмотрев волшебные сказки, я поняла, что каждый волшебный предмет играет свою
определенную роль.

Предметы-орудия.

В сказке топор сам вырубает
корабль или рубит дрова, ведра сами приносят воду. Это делается по щучьему
веленью. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и
клюки «хоть какую угодно силу победить можно».

Предметы, вызывающие
духов.

Такие предметы как волшебная
лампа Алладина, волос старика Хоттабыча помогают героям исполнить их желания.

Палочка

Палочка создалась в результате
общения человека с землей и растениями. Сказка не сохранила только одного
обстоятельства: прутик срезается с живого дерева, и тогда он может оказаться
волшебным, перенося чудесное свойство плодородия, обилия и жизни на того, с кем
он соприкасается. Таких случаев приводится очень много, и они ясно показывают,
что здесь на ударяемого переносится жизненная сила растения. То же самое
приписывается корням и травам. В сказке «Притворная болезнь» убитый
царевич оживляется корешком, подарком старика. «Они взяли корешок, нашли могилу
Ивана-царевича, разрыли, вынули его, тем корешком вытерли и три раза
перевернулись через него – Иван-царевич встал». Сила корешка переходит на
человека.

Предметы, дающие вечное
изобилие

Сюда относится вода,
возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие
вечное питание и изобилие.

Живая и мертвая, слабая и
сильная вода

Живая и мертвая вода не
противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана-царевича
мертвою водою – его тело срослось, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Волшебные предметы и их назначение

Волшебные предметы

Назначение предметов

Стрела, клубочек, перышко.

Показывают направление движения.

Зеркало, волшебная книга, золотое
блюдечко и наливное яблочко.

Говорят правду и показывают, что
делается на белом свете.

Палочка, волосок.

Исполняют желания.

Гребешок, полотенце, платок.

Преграждают путь преследователю.

Ковер-самолет, сапоги-скороходы.

Быстро переносят героя на большое
расстояние.

Кольцо, огниво, волоски.

Вызывают помощников.

Свисток, гусли, рожок.

Заставляют все вокруг плясать.

Яйцо, сундук.

Хранят тайны.

Молодильные яблочки. Живая и мертвая
вода.

Возвращают здоровье, молодость, оживляют
мертвых.

Шапка-невидимка.

Делает героя невидимым.

Меч-саморуб, ведра, печь, чудесные
пяльцы, игла, дубина.

Выполняют работу за героя.

Рубашка.

Защищает, оберегает,

Куколка

Даёт совет, оберегает, помогает.

Заключение.

В ходе исследования я сделала
следующие выводы:

1.    
Волшебные предметы помогают
героям сказки добиться справедливости;

2.    
Благодаря волшебным предметам
в сказках добро побеждает зло;

3.    
Волшебные предметы могут
использовать, как в добрых, так и в злых целях.

Волшебные предметы в сказках
выполняют роль помощников, талисманов, оберегов и защиты. Причем ни в одной
сказке нет описания этих предметов. Просто упоминаются их волшебные свойства и
функции, любой предмет в волшебных сказках может служить помощником. Главное –
магическая сила, заключенная в нем.

Читая сказку, человек
волнуется, переживает, а когда все благополучно заканчивается, испытывает
удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка — это живая часть нашей
национальной культуры.

Практическая значимость моего
исследования состоит в том, что результаты могут использовать на уроках
литературного чтения при изучении устного народного творчества, при проведении
литературных конкурсов, викторин, а также в собственном литературном опыте,
например, при написании сказки.

В результате работы над данным
проектом я узнала много нового в области сказок. Собранные мной материалы и
книжка-малышка могут быть использованы библиотекарями при проведении
мероприятий, для привлечения интереса учащихся к вопросам изучения сказок.

Итак, чудо в сказках делают
волшебные предметы, они наделены хорошими или плохими чертами, имеют
собственный характер, помогают добрым или злым героям.

Список
используемой литературы.

1. Толковый словарь Ушакова.

2. Толковый словарь Ефремовой

3. Толковый словарь Кузнецова

4. Толковый словарь Ожегова

5. Русские волшебные сказки 6. Сказка
«Крошечка-Хаврошечка» ООО «Издательство» «Фламинго» 2002 г 7. В. Катаев «
Дудочка и кувшинчик» Издательство «Детская литература» 1989 г 8. С. Маршак
«Двенадцать месяцев» Учебник литература 5 класс «Атамұра»

Интернет ресурсы.


8. https://ru.wikiquote.org/wiki/ Викицитатник

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/
Сказка

10.
https://www.youtube.com/watch?v=fkClG0Nj6ec Гуси-лебеди

11.
https://www.youtube.com/watch?v=GhvycdfXpXY Царевна-лягушка

12.https://www.youtube.com/watch?v=uoAE43TbdmI
Волшебная лампа Алладина

13.https://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki…/volshebnoe-kolco/
Волшебное кольцо

14. А.С. Пушкин «Сказка о
рыбаке и рыбке» Учебник литература 4 класс «Атамұра»

15. Русская народная сказка
«Сивка-Бурка» Учебник литературное чтение 2 класс

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ СОШ №41 г. Улан-Удэ

Волшебные предметы в русских народных сказках

Выполнил: Бурлакова Алина,

ученица 5 в класса МАОУ СОШ №41

Руководитель: Михайлова Мария Александровна,

учитель русского языка и литературы

Улан-Удэ,2019

Содержание

Введение ………………………………………………………3

Глава 1. Общее представление о волшебных предметах……5

Глава 2. «Русские народные» волшебные предметы ……….6

Заключение……………………………………………………10

Список использованных источников………………………..11

Введение

Сказки любят все, потому что в них происходит многое, что невозможно в реальной жизни. То есть волшебство.

Сказка – один из древнейших жанров устного народного творчества, который до появления письма долгое время существовал в устной форме, передаваясь из поколения в поколение.

Сказки бывают бытовые, волшебные и о животных. В нашей работе мы рассмотрим сказки волшебные.

Основные черты волшебной сказки:

— противопоставление добра и зла, где добро всегда побеждает;

— сочетание реальных и фантастических событий;

— говорящие животные, волшебные предметы, фантастические герои.

Цель нашего исследования – познакомиться с волшебными предметами из сказок.

Объект исследования – русские народные волшебные сказки.

Предмет исследования — волшебные предметы в русских народных сказках.

Гипотеза: волшебные предметы помогают положительным героям в борьбе со злом.

Задачи исследования:

  1. Изучить русские народные волшебные сказки.

  2. Найти в них волшебные предметы, которые помогали героям.

  3. Выявить с помощью анкетирования, какие волшебные предметы знают ученики 5-х классов.

Методы исследования:

— проведение анкетирования;

— изучение литературы и сбор информации по данной теме;

— метод сравнения.

Результаты исследования можно использовать на уроках литературы при изучении фольклорных произведений.

Глава 1. Общее представление о волшебных предметах

Проанализировав множество русских волшебных сказок, мы разделили все встречающиеся волшебные предметы на несколько групп:

  1. Предметы, характеризующиеся быстротой передвижения. (Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, волшебные башмачки, печь, ступа, летучий корабль).

  2. Предметы, помогающие найти верный путь и показывающие, что творится на свете. (Волшебный клубок, серебряное блюдечко, волшебная книга, зеркало).

  3. Предметы, помогающие в быту. (Скатерть – самобранка, горшочек, куколка, шапка – невидимка, гребешок, волшебное кольцо).

  4. Предметы, возвращающие здоровье. (Живая вода, молодильные яблочки).

В русских народных сказках чаще всего из вышеперечисленных встречаются:

  1. Волшебный клубок.

  2. Скатерть – самобранка.

  3. Сапоги – скороходы.

  4. Шапка – невидимка.

  5. Волшебный горшочек.

  6. Волшебное говорящее зеркало.

  7. Живая вода.

  8. Молодильные яблоки.

В нашей работе мы рассмотрим первые четыре предмета. Остановимся подробнее на каждом из них.

Глава 2. «Русские народные» волшебные предметы

Волшебными свойствами в сказках чаще всего наделяются обычные, бытовые предметы.

Первый волшебный предмет, который мы рассмотрим – ковёр-самолёт. Это предмет, который помогает героям быстро передвигаться. Встречается как в русских, так и в сказках других народов.

Сапоги – скороходы – обладают большой скоростью, их называют семимильными. «Шагнул да семь вёрст разом и отмахал…» (Сказка «Крестьянский сын Иван да царь Иван».

Шапка – невидимка – головной убор, который делает своего обладателя невидимым.

Есть сказки, в которых встречаются вместе эти три волшебных предмета.

Это такие сказки, как «Вещий сон», «Заколдованная королевна».

В сказке «Вещий сон» благодаря волшебным предметам Ивану – купеческому сыну удаётся подслушать во дворце и исполнить желания Елены Прекрасной, что помогает выдать её замуж за Ивана – царевича: «Царевич лег спать, а Иван — купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги-скороходы — и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает.»

В сказке «Заколдованная королевна» солдат, оказавшись далеко от своей жены, обманом забирает у чертей волшебные предметы, чтобы вернуться домой: «Солдат сел на ковер-самолет и полетел; долго пришлось ему по белу свету странствовать. Захочется ли ему есть-пить, сейчас наденет на себя шапку-невидимку, спустится в какой-нибудь город, зайдет в лавки, наберет — чего только душа пожелает, на ковер — и летит дальше.»

Волшебный клубок – сказочный путеводитель, навигатор, который указывает верную дорогу.

«Брось клубок перед собой – куда он покатится, туда и иди» — указывает путь к городу под названием Ничто (Сказка «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…»).

В сказке «Царевна- лягушка» клубок указывает путь Ивану царевичу к Василисе Премудрой: «Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди. Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.»

В сказке «Иван-Царевич и белый полянин» старец даёт Ивану-Царевичу клубок, который укажет путь к брату старца: «На, возьми клубочек, пусти перед собою: куда клубочек покатится, туда и коня направляй.

Иван-царевич сел на своего доброго коня, покатил клубочек и поехал вслед за ним, а лес все темней да темней.»

В сказке «Звериное молоко» Баба Яга дарит клубок царевичу: « куда клубок катится, туда и идут.»

Скатерть – самобранка – волшебная сказка, которую стоит расстелить, как она становится полна различными яствами.

«А молодец утром проснулся, видит — перед ним скатерть из шёлковой ткани лежит. Расстелил он её на траве, и появились на ней разные кушанья.» (Сказка «Скатерть – самобранка»).

«…стоит только развернуть скатерть, тотчас выпрыгнут из нее двенадцать добрых молодцев да двенадцать красных девиц, принесут разных кушаньев и напитков и начнут потчевать.» («Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице Царь-девице»).

«…развернул скатерть — чего хочешь, того просишь: и питье и еда!» (Сказка «Королевич и его дядька»).

В ходе исследование мы провели анкетирование среди учащихся пятых классов, чтобы узнать, насколько хорошо ученики знакомы с темой исследования. В анкетировании приняли участие 28 учеников. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Какие волшебные сказки вы знаете?

  2. Встречались ли в этих сказках волшебные предметы?

  3. Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

Обработав анкеты, мы получили следующие результаты:

  1. Ребята знают много волшебных сказок, самые популярные из которых – это сказки «Гуси – лебеди» — 27 человек, «Царевна – лягушка» — 26 человек, «По щучьему велению» — 17 человек, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — 11 человек.

  2. Из волшебных предметов дети отметили: волшебное зеркало – 23 человека, клубок – 23 человека, ковёр – самолёт – 17 человек, волшебная палочка – 16 человек, шапка – невидимка – 14 человек, сапоги – скороходы – 13 человек.

  3. Учащиеся считают, что волшебные предметы:

— помогают победить зло – 76 % учащихся;

— делают жизнь героев легче – 58 %;

— чтобы сказка была интересной – 36 %.

Таким образом, мы выявили, что ученики пятых классов хорошо знакомы со сказками, знают их названия, сюжет и героев. Опрошенные имеют хорошее представление о том, что подразумевается под волшебными предметами, могут назвать, в основном те, которые встречаются в русских сказках.

Заключение

Сказки являются сокровищницей народной мудрости, содержат в себе представление о культуре, людях, окружающем мире, о радостях, печалях, мечтах народа той или иной эпохи.

Волшебные предметы в сказках – это плод фантазии народа. Это мечты людей о том, что бы они хотели иметь в своём распоряжении.

Волшебные предметы в сказках выполняю важную роль в достижении героям своей цели.

Они бывают получены двумя способами: добыты через испытание либо в бою с врагом или получены в дар (от Бабы – Яги, старца).

Они не только помогают справиться со злом, но и помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Наша гипотеза подтвердилась не полностью.

Список использованных источников

  1. Народные русские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева.  —  Москва, Азбука, 2008г.

  2. Аникин В. П. Теория фольклора: Курс лекций. — М.: КДУ, 2004. С. 228 — 278.

  3. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. С. 69 — 87.

  4. Современный словарь -справочник по литературе/ Сост.С.И. Кормилов. М, 2000.

9

По мнению Е. М. Мелетинского, происхождение сказки из мифов не вызывает сомнений, что касается волшебной сказки, то ее происхождение связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа. Как отмечает В. Я. Пропп, «волшебная сказка обязана посвятительным ритуалам рядом важнейших символов, мотивов, сюжетов и отчасти своей общей структурой». Помимо ритуальных источников на жанровую форму волшебной сказки и на своеобразие сказочной фантастики оказали влияние первобытные фетишистские, тотемические, магические представления. Е. М. Мелетинский вычленяет следующие ступеньки трансформации мифа в сказку:

                   десакрализация;

                   ослабление строгой веры в истинность мифических событий;

                   развитие сознательной выдумки;

                   потеря этнографической конкретности;

                   замена мифологических героев обыкновенными людьми, мифологического времени сказочно-неопределенным;

                   ослабление или потеря этиологизма;

                   перенесение внимания с коллективных судеб на

                   индивидуальные, с космических событий на социальные.

Появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями, скорее всего, с фетишизмом. Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

При неудачах и бедах древние люди пытались обращаться к иным силам. Не имея возможности добиться этого естественным путем, люди начинают возлагать надежды на помощь сверхъестественных сил. При определенных обстоятельствах любая вещь могла показаться первобытному человеку обладающей, кроме обычных свойств, еще и сверхъестественными свойствами.

Наделение сверхъестественными свойствами обычной вещи чаще всего было связано с простой случайностью. Например, отправляясь на охоту, первобытный человек встречал на своем пути какой-либо бросающийся в глаза предмет, предположим камень. Если после этого охота была удачной, он приписывал удачу помощи данного камня, который с того времени становился для него фетишем.

В дальнейшем всякий раз перед охотой человек поклонялся этому камню, задабривал его. Вера в чудодейственные свойства этого камня укреплялась еще больше, если после очередного поклонения ему вновь следовала удача.

Отголоски фетишизма сохранялись во всех современных религиях и в обыденном сознании религиозных и суеверных людей. Так, одним из составных элементов христианской религии является вера в «чудодейственную» силу различных «священных» предметов — «чудотворных» икон, мощей, крестов и других предметов культа.

Как отмечает Е. М. Мелетинский, сказочный герой не имеет тех магических сил, которыми по определению наделен мифологический герой, эти силы приобретаются героем в результате приобретения волшебных предметов. Среди предметов, наделенных волшебными свойствами следует отметить такие, как:

Тип предмета по функции

Название волшебного предмета

Предметы, говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете

золотое блюдечко и наливное яблочко. волшебная книга

Предметы, способные за малое время перенести героя через большое пространство

Ковер-самолет, сапоги-скороходы

Предметы, возвращающие здоровье, молодость, оживляющие мертвых.

Живая и мертвая вода, молодильные яблочки

Волшебные предметы действуют в сказке совершенно как живые существа и с этой точки зрения условно могут быть названы «персонажами». Так, меч-самосек сам рубит змея, клубочек катится и указывает путь и т. п..

Нет такого предмета, который при известных обстоятельствах не смог бы играть роль волшебного. Тут и орудия (дубины, топоры, палочки), и разное оружие (мечи, ружья, стрелы), и средства передвижения (лодочки, коляски), и музыкальные инструменты (дудочки, скрипки), и одежда (рубашки, шапки, сапоги, пояса), и украшения (колечки), и предметы домашнего обихода (огниво, веник, ковер, скатерть) и т. д.

Эта особенность сказки, а именно функционирование предмета как живого существа, наряду с другими ее особенностями, определяет собой характер ее фантастичности.

Ко всему сказанному надо прибавить, что не каждый, не всякий предмет каждого рода может быть волшебным, а только добытый известным образом. Передача волшебного средства могла происходить при решении поставленной перед героем задачи, просьбы, или схватки с героем — антагонистом. При существовании обряда посвящения таким был предмет, полученный от старших. В сказке таким является предмет, данный мертвым отцом, ягой, благодарным похороненным мертвецом, животными-хозяевами и т. д. Короче говоря, волшебным является предмет, взятый «оттуда». «Оттуда» — это для более ранней стадии означает «из леса» в широком смысле этого слова, а позже — предмет, принесенный из иного мира, а по сказочному — из тридесятого царства.

Из природных объектов, встречающихся в астраханской сказке, волшебным является дуб и облако. В сказке «Казань» дуб — это дерево — дом, в котором живут разбойники. Дверь в дом открывается с помощью волшебного заклинания. Внутри дуба-дома много комнат и «всякого добра навалом».

В этой же сказке обычное облако становится средством, на котором спускается святая, решившая помочь герою «Тут с неба спустилась к нему святая на облаке и говорит…» [1] Изображение облака как средства передвижения не случайно. Быстронесущее облако представлялось народу и ковром-самолетом, и птицею, и окрыленным конем и летающим кораблем. Представление облака и тучи кораблем возникло одновременно с представлением неба — морем [2].

Из одежды, встречаемой в астраханской сказке волшебными свойствами обладают шапка, платок, волшебный костюм. Как волшебное средство, с помощью которого превращенная в быка девица вновь превращается в человека, шапка выступает в сказке «Шел солдат со службы»:

«Подойдешь к быку, который будет пить воду из озера^снимешь с себя шапку, размахнешься и кричи: «Хватит, а то лопнешь!» И сильно по боку ударишь быка, чтобы бык лопнул… Ваня сделался человеком, ударил быка шапкой по боку. Бык лопнул и превратился в Аленушку».

В сказке «Шел солдат со службы» платок дочери Морского рака выполняет функцию волшебного средства. Из него появляются волшебные помощники, которые помогают герою выполнить трудную задачу: «…Махнула платком один раз, махнула другой — и вмиг появилось много- много работников, которые вспахали за одну ночь поле и посадили деревья».

В другой сказке «Иван и богатая вдова» из платочка появляется огромное пламя, которое помогло спастись героям от погони чародея: «…Но через некоторое время слышат, что их настигает чародей. Тогда мальчик говорит: «А мне дедушка подарил платочек». В этой же сказке из расчески, брошенной героями, вырастает сплошной лес.

В сказке «Алпамыс» противники героя одеты в волшебные костюмы, от которых отскакивают копья и стрелы. Вождя можно было убить, разрубив его пояс. Герой узнает секрет костюма и убивает врагов.

Предметом, наделенным волшебными свойствами, является клубок ниток. В сказке «Шел солдат со службы» герою подарен волшебный клубок, указывающий дорогу. Эту же функцию клубок выполняет в сказке «Про падчерицу». Следует отметить, что волшебный клубок, указывающий дорогу — это классическое волшебное средство.

Одним из волшебных предметов является живая и мертвая вода. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море — океане, на острове Буяне.»… В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.

Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком». [3]

В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река [3]:

«— Речка-матушка, спрячь меня!

                     Выпей моего молочка!

Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели». [4]

Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила — то в ней какая!»

Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях. «Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но жизнь.

По Афанасьеву, мёртвая вода — это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы». [3]

В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану—царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил». [5]Не всякая вода оживляет мертвого. Но вода, принесенная птицей из тридесятого царства, оживляет мертвеца. Отсюда видно, что есть группа предметов, волшебная сила которых основана на том, что они принесены из царства мертвых. Сюда относится вода, возвращающая жизнь или зрение, яблоки, дающие молодость, скатерти, дающие вечное питание и изобилие и т. д. Мы пока только регистрируем этот факт.

Среди этих предметов особого внимания заслуживает живая и мертвая вода и разновидность ее — сильная и слабая вода. Живая и мертвая вода — не противоположны друг другу. Они друг друга дополняют. «Спрыснул Ивана- царевича мертвою водою — его тело срослося, спрыснул живою водою — Иван- царевич встал». Такова каноническая формула применения этой воды.

Литература:

  1.              Кизань // Народные сказки Нижней волги. — Астрахань, 1999. — С. 68.
  2.              Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 2000. — С. 158
  3.              Сестрица Аленушка и братец Иванушка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С.185
  4.              Гуси-лебеди // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах / изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С. 149
  5.              Иван-царевич и серый волк // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах / изд. подгот. Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. — М., 1984. — Т.1, С. 323

Основные термины (генерируются автоматически): мертвая вода, сказка, предмет, живая вода, волшебное средство, вод, волшебная сказка, герой, свойство, астраханская сказка.

  • Роль литературных сказок и стихотворений к в иванова в становлении чувашской детской литературы
  • Роль внесценических персонажей в комедии горе от ума сочинение с цитатами
  • Роль культуры речи в деятельности специалиста среднего звена сочинение
  • Роль культуры в жизни общества сочинение рассуждение
  • Роль крылатых выражений в русском языке сочинение