Роль восклицательных предложений в сказках пушкина

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА БОЛДИНСКОГО ПЕРИОДА

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию
восклицательных предложений в сказках А.С. Пушкина Болдинского периода. Приводится
классификация извлечённых из текстов Пушкина восклицательных предложений по
нескольким основаниям: по цели высказывания, по средствам выражения
восклицательности, по функции в художественном тексте. Делается вывод о
значимости указанных синтаксических конструкций в языке и речи вообще и
художественном тексте А.С. Пушкина.

Ключевые слова: восклицательное предложение, А.С.
Пушкин, сказки А.С. Пушкина.

В синтаксической науке не снижается интерес к изучению
конструкций, которые обладают экспрессивной окрашенностью. К числу таких
конструкций относятся и те предложения, которые получили наименование
восклицательных. Эта разновидность предложений характеризуется, с одной
стороны, отчётливо выраженной эмоционально-экспрессивной спецификой, с другой
стороны – обладает своеобразием синтаксического построения и оформления.

В течение длительного периода восклицательное
предложение выделялось наряду с повествовательными и вопросительными при
классификации по цели высказывания. В современной науке статус восклицательных
предложений изменён, и он находится теперь между всеми группами предложений по
цели высказывания.

Однако изменение подхода к квалификации
восклицательных предложений не уменьшило интереса к изучению их функциональных
и структурных отличительных черт в синтаксической системе русского языка и
художественном тексте.

Интерес современной синтаксической теории является
подтверждением актуальности всестороннего исследования восклицательных
предложений в сказках А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин – величайший русский поэт XIX века. В
филологии Пушкин является создателем современного литературного русского языка.
Сказки Пушкина изучены с различных научных позиций, и соответственно по-разному
могут быть освещены в исследованиях, посвященных синтаксису. В сказках он часто
употребляет восклицательные предложения, помощью которых А.С. Пушкин актуализирует
эмоциональную сторону речи, интонацию, которую правильно должен передать
читатель.

Материалом для нашего исследования послужили сказки
А.С. Пушкина Болдинского периода, в которых мы выявили все восклицательные
предложения и предприняли попытку классифицировать и описать их. Методом
сплошной выборки из сказок Пушкина было извлечено более 70 единиц
восклицательных предложений.

В зависимости от функции высказывания (цели
высказывания) простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные
побудительные. Эти разновидности называются функциональными или
коммуникативными. Потребность в выражении сообщения, вопроса, побуждения
обусловила формирование специальных форм мысли: мысли-сообщения, мысли-вопроса,
мысли-побуждения. Значение сообщения, вопроса, побуждения является
логико-грамматическими значениями предложения [2; с. 353].

Каждый тип характеризуется соответствующей структурой
интонации и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и
пр. Предложения каждого из трех функциональных типов могут быть эмоционально
окрашенными – с использованием средств интонации, а возможно, и частиц, т.е. восклицательными
[3; с. 392].

Самая большая группа у Пушкина – повествовательные (40
единиц). Например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (19 единиц)
мы встречаем такие предложения:

Не видать милого
друга!

Каблучком-то как
притопнет!

Большая часть повествовательных восклицательных
предложений (24 единицы) выражает описание событий. Другая группа – описание
предметов – чуть меньше по размеру.

Приведём примеры повествовательных восклицательных
предложений, которые выражают описание событий. Например,          в «Сказке о
золотом петушке» встречаются такие предложения как Беда! единица
включает эмоциональную оценку события; Снова вести нет от них!
содержит в своей семантике повествование о действиях; Что за страшная
картина!
— включает эмоциональную оценку события. В сказке «О мертвой
царевне и о семи богатырях» такими примерами могут служить предложения: Каблучком-то
как притопнет! Вишь какая подросла! Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела!
И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!

Следующая по численности группа восклицательных
предложений у Пушкина – побудительные восклицательные предложения (30 единиц).
Данный тип предложений используется для выражения волеизъявлений, направленных на
осуществление побуждения к действию, запрета, мольбы. Побудительные предложения
имеют форму односоставных предложений. Для восклицательного побудительного
предложения характерна соответствующая восклицательная интонация, которая
помогает усилить побудительный смысл предложения.

Одним из значений восклицательного побудительного
предложения является побуждение к действию. В анализируемых нами сказках
выявлено 11 таких единиц, например: И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на
боку!, Проснись!, Медлить нечего: Скорее! Люди, на́ конь! Эй, живее!, Подь
поближе!, Оттащите старика!
(«Сказка о золотом петушке»).

Восклицательные побудительные предложения, содержащие
в своей семантике мольбу, встречаются реже: Смилуйся, государыня рыбка!
(«Сказка о рыбаке и рыбке»). Из этого предложения читатель понимает, что старик
искренне хочет, чтобы рыбка сжалилась над ним, так как он не по своей воле
приходит просить исполнения желаний, которые выдумывает его жена.
Побудительность в предложении выражена при помощи повелительного наклонения
глагола смилуйся. Это предложение повторяется в тексте сказки пять раз.
Из этого следует, что автор произведения использует повтор с целью усиления экспрессивности
речи говорящего, для подчёркивания значимой в смысловом отношении конструкцию.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть восклицательное
побудительное предложение, имеющее значение совета. Например: Впредь тебе,
невежа, наука: Не садися не в свои сани!

В тексте «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
встречаются два восклицательных побудительных предложения со значением приказа:
Что, Соколко, что с тобою? Ляг!, Словно хочет ей сказать: Брось! — Она его
ласкать, Треплет нежною рукою
.

Следующий тип восклицательного предложения –
вопросительный. Такие предложения наполнены специфической эмоциональной
окраской: вопрос может сопровождаться различными чувствами – негодованием,
недоумением и т.д.

В тексте анализируемых сказок нами было найдено всего
лишь одна подобная единица: «Что и жизнь в такой тревоге?!» («Сказка о
золотом петушке»).

Восклицательные предложения, выбранные из сказок
Пушкина, делятся на группы в зависимости от средств выражения
«восклицательности: предложения с частицами, предложения с междометиями,
предложения с формами повелительного наклонения, с особой интонацией и с обращениями.

Самая большая группа в сказках у Пушкина –
предложения, где средством выразительности является только особая интонация.
Восклицательная интонация помогает говорящему выразить не только общую
эмоциональную окраску, но и все оттенки, детали личного отношения.

Общее число таких единиц в сказках – 23.

В «Сказке о золотом петушке» мы встретили
9 таких единиц. Например:

Дал
отпор со всех сторон!

Беда!

Скорее!

В данных предложениях восклицательность
передаётся только при помощи особой интонации.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи
богатырях» насчитывается 7 единиц. Например:

Не
видать милого друга!

И
молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!

Знать,
не будет ей обидно!

В «Сказке о рыбаке и рыбке» встречаем 3
единицы. Например:

1.                
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

В «Сказке о попе и о работнике его Балде»
насчитывается 4 единицы. Например:

Этого
провести не штука!

Экого
послали супостата!

Для создания восклицательности могут использоваться
обращения, например в сказке «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Свет мой,
зеркальце!

Жизнь моя!

Не губи меня,
девица!

Здравствуй,
зеркальце!

Свет наш солнышко!

Следующая группа – предложения с формами
повелительного наклонения. В них восклицательность выражается при помощи
глаголов, стоящих в повелительном наклонении. Например, в «Сказке о мертвой
царевне и о семи богатырях»:

Посмотри, как он хлопочет! (глагол в
повелительном наклонении: «посмотри»);

На ж, лови! (глагол в
повелительном наклонении: «лови»);

«Благодарствую, — сказала. — Бог тебя
благослови; Вот за то тебе, лови!»
(глагол в повелительном
наклонении: «лови»).

Средством выражения восклицания в сказках являются и
частицы. Наибольшее число таких единиц мы наблюдаем в «Сказке о мертвой царевне
и о семи богатырях» Например:

Каблучком-то как притопнет! (средство
выражения восклицания постпозитивная частица «то»);

Вишь какая подросла! (средство
выражения восклицания частица «вишь»);

Старший молвил: «Что за диво!»
(средством выражения восклицания является восклицательная частица «что за»).

Встречаем у Пушкина предложения и с междометиями.
Восклицательные предложения, оформленные с помощью междометий, отличаются
высокой экспрессивностью, что определяет их активное функционирование в
разговорном стиле и в стиле художественной литературы. Например, в «Сказке о
золотом петушке»:

Эй, живее!

Ох дети, дети!

Хи-хи-хи! да
ха-ха-ха!

Главная коммуникативная функция восклицательного
предложения заключается в привлечении внимания слушающего и в усилении
прагматического воздействия на него со стороны говорящего.

Все анализируемые единицы по функции можно разделить
на три группы: 1) указывающие на эмоциональный характер сообщения, 2) выполняющие
функцию обращения, 3) оформляющие эмоционально окрашенные конструкции речевого
этикета.

Наибольшее количество единиц в сказках Пушкина
включает в себя первая группа. Такие предложения указывают на эмоцию, которую
несет в себе предложение: радость, разочарование, испуг, тревогу, страх.
Приведем примеры из «Сказки о золотом петушке»:

Что и жизнь в такой тревоге!
выражение разочарования;

И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на
боку!»

— передаётся насмешка;

Снова вести нет от них!
выражение переживания;

Что за страшная картина!
выражение страха.

Таким образом, из текстов сказок А.С. Пушкина были
извлечены все восклицательные предложения, они были проанализированы и
разделены по группам. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В сказках использованы разные по цели высказывания
типы восклицательных предложений. Нами было выявлено в четырех сказках более 70
единиц, из них 40 восклицательных повествовательных, 30 восклицательных
побудительных и 1 восклицательное вопросительное предложение.

2. В сказках Пушкина функционируют разные по средствам
выражения восклицательные предложения: предложения с частицами (12 единиц),
предложения с междометиями (6 единиц), предложения с особой интонацией (23
единицы), предложения с обращениями (19 единиц) и предложения с формой
повелительного наклонения (12 единиц).

3. Составлена классификация восклицательных
предложений по функции. Деление происходило по таким группам, как: 1)
указывающие на эмоциональный характер сообщения – 58, 2) выполняющие функцию
обращения – 11, 3) оформляющие эмоционально окрашенные конструкций речевого
этикета – 3.

4. Наличие многих оснований, избранных для
классификации восклицательных предложений, еще раз подчеркивает сложность и
многоаспектность этой единицы синтаксиса.

ЛИТЕРАТУРА

1.     
Лекант
П.А. Категория рационального и эмоционального в русском языке и русской речи //
Вестник МГОУ Серия «Русская филология». – 2012. – № 5. – С. 44 – 48.

2.      Лекант
П.А. Современный русский язык: учебник для вузов; под редакцией П. А. Леканта.
– 5-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. –  493 с.

3.     
Пешковский
А.М. Русский синтаксис в научном освящении. – М., 2001. – 544  с.



На уроках литературы мы подробно изучали и анализировали произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Я была поражена богатством русского языка и средств художественной выразительности, которые автор использовал в своем романе. после одного из уроков мне захотелось более детально изучить тему «Риторические вопросы, восклицания и обращения», ознакомиться с их видами, осмыслить их применение на практике, рассмотреть, как употребляются данные фигуры речи в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответный отклик слушателей, читателей. Способствует этому такое качество речи, как выразительность. Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи на адресата. Существенное свойство художественной речи — изобразительность, то есть употребление таких слов и оборотов, которые вызывают в воображении читателя или слушателя наглядное представление или живой образ предметов, явлений, событий и действий. Но средствами выразительности также можно и в конец испортить произведение, перенасытив ими текст. А. С. Пушкин высказывался об этом так: «Но что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: рано поутру — а они пишут: едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба — ах, как это всё ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое…»

Исследование любого вопроса, процесса или понятия необходимо начинать с определения. Фигурами речи называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение.

Еще в древности они были средствами украшения речи ораторов, придававшими ей убедительность и эмоциональную яркость. Восклицания, обращения и риторические вопросы отражают весь спектр настроений, переживаний, раздумий русских поэтов: от негодования и страстного обличения до нежности и меланхолии. Так же, как средства языковой выразительности, широко они используются в публицистических и художественных текстах. Названные фигуры возможны также в текстах научного и разговорного стилей, но недопустимы в текстах официально-делового стиля.

Существует несколько видов фигур речи: риторический вопрос, риторические восклицания, риторическое обращение.


Риторический вопрос — это фигура речи, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Такие вопросы не требуют ответа. Они используются писателями в качестве украшения письменной речи. Риторический вопрос выражает различные эмоциональные оттенки: удивление, восхищение, радость, возмущение, гнев, обиду, негодование, сомнение, отрицание, порицание, иронию и др.


«Почему мы должны скучно скрипеть перьями, когда наши идеи, мысли, образы должны греметь, как золотая труба нового мира?» (А. Н. Толстой)

Риторические восклицания — это фигуры, в которых в форме восклицания содержится утверждение. Они усиливают выражение тех или иных чувств. Восклицания обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью.

Основные цели

использования — отображение волнения и других чувств персонажа, авторского отношения к сообщаемому.


«Да так любить, как любит наша кровь Никто из вас давно не любит!» (А.Блок);

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте.ииспользуется для привлечения внимания к предмету речи слушателей и читателей. Чаще всего риторическое обращение выражается именительным падежом существительного или заменяющей его части речи. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения.


«О, город! О, ветер! О, снежные бури! О, бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен. Я с вами! Я с вами!..» (А.Блок)

Использование фигур речи в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Я выяснила, что А. С. Пушкин в романе широко использовал риторические вопросы, восклицания и обращения для усиления передачи чувств, эмоций, для придания тексту торжественности и яркости. Таким образом, я разделила данные средства выразительности на три группы:

  1. Придание тексту торжественности
  2. Выражение чувств и эмоций
  3. Называние адресата (к кому обращается автор в определённом отрывке)

Сейчас я хочу проанализировать примеры из каждой группы на материале нескольких цитат из романа.


Группа №


1. «Придание тексту торжественности»

«Как ты,


божественный Омир


» (глава 5, строфа 36) — риторическое обращение

В данной фразе используется слово высокого стиля — «божественный», что делает ее патетичной и величавой. Таким образом, имя бога Омира — «возвышенного» существа — поэт употребляет не с целью назвать адресата, а для того, чтобы наполнить строку праздничностью и величественностью.


Группа №


2 «Выражение чувств и


эмоций»

Приведу пример риторического вопроса из письма Татьяны Лариной Евгению Онегину:«Что я могу ещё сказать?» (глава 3)

Очевидно, что этот вопрос задан не с целью получить ответ, а с целью показать искренние, по-настоящему сердечные и откровенные чувства. Автор применяет данное средство выразительности, чтобы показать, в какой безысходной ситуации находится Татьяна из-за своих эмоций и переживаний.


Группа №


3 «Называние адресата»

Риторическое обращение — «Вперёд, вперёд, моя исторья!» (глава 6, строфа 4)

Главной целью употребления данного риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику. Здесь А. С. Пушкин показывает своё желание заинтересовать, заинтриговать читателя, обещая продолжение повествования.


Другие примеры из романа «Евгений Онегин»

В произведении я выделила ряд риторических вопросов, обращений и восклицаний:



Вопросы:

«…Что нам предоставит он пока?» (глава 8, строфа 8)

«Но я… какое дело мне?» (глава 3, строфа 27)

«Что день грядущий мне готовит?» (глава 6, строфа 21)

«Иль скоро слез прошла пора?» (глава 6, строфа 42)

«Придёт ли час моей свободы?» (глава 1, строфа 1)

«Когда ж начну я вольный бег?» (глава 1, строфа 2)

«Куда, зачем стремлюся я?» (глава 7, строфа 28)



Обращения:

«Весна, весна!» (глава 7, строфа 2)

«Мечты, мечты! где ваша сладость!» (глава 6, строфа 49)

«… наш кумир!» (глава 6, строфа 11)

«Прости ж и ты, моя свобода!» (глава 7, строфа 28)



Восклицания:

«Как он умел забыть себя!» (глава 1, строфа 10)

«…И дружба тяжкая мужей!» (глава 4, строфа 8)

«…Героя нашего романа!» (глава 5 строфа 17)

«Итак, дай бог, им долги дни!» (глава 4 строфа 20)

«Мой бедный Ленский! Изнывая…» (глава 76, строфа 8–10)

Подводя итоги, хочу сделать вывод: в произведении «Евгений Онегин» широко используются такие фигуры речи, как риторические вопросы, восклицания и обращения. Все они выполняют различные функции, придавая тексту определенные стилистические свойства. C пoмoщью pитopичecкиx oбpaщeний и вocклицaний aвтop мoжeт бoлee тoчнo пepeдaть cвoи чyвcтвa и эмoции.

В заключение хотелось бы сказать, что при прочтении романа я получила неимоверное удовольствие, а при анализе произведения узнала для себя большое количество новой информации.

Литература:

  1. Пушкин, А. С. Евгений Онегин.- М.: Детская литература, 1973.- 303 с.
  2. Wikipedia (

    https://ru.wikipedia.org/wiki/


    Фигуры


    _


    речи

    )
  3. © Библиофонд (

    https


    ://


    www


    .


    bibliofond


    .


    ru


    /


    view


    .


    aspx


    ?


    id


    =444860

    )
  4. SYL.ru (

    https://www.syl.ru/article/361307/osobennosti-i-primeryi-ritoricheskih-voprosov

    )
  5. FB.ru(http://fb.ru/article/390249/ritoricheskie-vosklitsaniya-i-voprosyi-chto-eto-takoe-i-zachem-nujno)

Основные термины (генерируются автоматически): риторическое обращение, глава, строфа, фигура речи, Пушкин, средство выразительности, восклицание, обращение, моя свобода, Выражение чувств.

Содержание

  1. Введение                                                                                                             2                                                                                  
  2. История возникновения знаков препинания                                                   3
  3. Знаки не только препинания                                                                             4
  4. Знаки препинаний – герои стихотворений                                                      5
  5. Знаки препинаний как средства художественной выразительности            7
  6. Таблица частотности употребления знаков препинания в пушкинских

произведениях                                                                                                       8

  1. Изобразительно-выразительная роль знаков препинания в языке произведений А.С.Пушкина                                                                             8
  1. Знаки препинания как предмет научного спора в произведениях

А.С.Пушкина                                                                                                         9

  1. Роль отточий в «Евгении Онегине». Онегинская строфа                           10
  2. Функция знаков препинания в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»                                                                                                       11                                
  1. Заключение                                                                                                       14
  2. Список использованной литературы                                                              15
  1. Введение

Я очень часто стал встречаться с тем, что люди, переписываясь друг с другом в сети (в «Одноклассниках», «ВКонтакте», в  СМС — сообщениях), пропускают точки, запятые и другие элементы пунктуации. Зачастую объясняя это тем, что, якобы, их сообщения  не нуждаются в знаках препинания — и без них «все понятно». Я не согласен  с этим! Вот, например, мнение писателя А.Каневского:

«Человек потерял , — стал бояться предложений.

Потом потерял ! — начал говорить тихо.

Затем он потерял ? — перестал задавать вопросы.

Через пару лет он потерял : — перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни он совсем разучился мыслить и дошел до точки».

Я считаю, знаки препинания нужны! Не зря же их придумали, в конце концов…

В современном языковом мире 3,5-5 тысяч языков. По данным ЮНЕСКО, из них только 225 письменных. Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания.

Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить.

А чтобы доказать, что знаки препинания имеют важную роль, целью нашего исследования стало изучение  изобразительно-выразительной роли знаков препинания в языке произведений А.С.Пушкина.

Гипотеза: знаки препинания в художественных произведениях выполняют не только выделительную и отделительную роль, но и экспрессивно-эмоциональную.

Задачи:

  • Найти языковедческий материал об истории возникновения интересующих знаков.
  • Просмотреть отдельные  пушкинские  произведения.
  • Произвести необходимые языковые наблюдения, касающиеся пунктуации пушкинских текстов, с целью выявления их изобразительно-выразительной функции.
  • Выявить частотность употребления отдельных знаков препинания в произведениях А.С.Пушкина.
  • Сделать необходимые обобщения.

Фактическим источником данного исследования становятся произведения А.С.Пушкина.

 Объектом наблюдений стали: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка».

В соответствии с целью и задачами была намечена структура данной работы, которая состоит из введения, исследовательской части, заключения (выводов).

Новизна исследования заключается в попытке найти «свой» взгляд на привычную, общеизвестную тему, а также несколько расширить рамки школьного учебника.

Актуальность проекта

 Не секрет, что грамотность школьников последнее время падает. Одна из проблем становления функциональной грамотности сопряжена с пунктуацией. Всё дело в том, что в основе этого раздела науки о языке лежит смысловое понимание отрезка речи. Это особенное «смысловое понимание» текста сегодня реализуется в нарастающем количестве авторских знаков препинания. Последнее время в обществе происходят процессы, которые «расшатывают» сложившиеся в языке пунктуационные нормы. Умение ставить знаки препинания – неотъемлемая часть владения письменной речью, оно так же важно, как важно вообще умение выражать свои мысли в письменной форме.

В процессе работы использованы различные методы и приёмы:

  • отбор теоретического материала, аналитическое чтение;
  • метод выборки исследуемых единиц в художественных текстах;
  • лингвистический анализ художественного текста;
  • построение собственного связного текста на лингвистическую тему.

II. История возникновения знаков препинания

Знаки препинания —  это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

                                                                                         К.Г.Паустовский.

   Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания.

      Мы настолько привыкли к знакам препинания, что порой не замечаем их, а когда замечаем – сердимся: мешают! Но попробуйте убрать знаки, и смысл самого простого текста станет не так просто постичь. Раньше писали, не разделяя текст на слова и предложения. Попробуем и мы так написать что-нибудь. Например, несколько строк из известной песни Булата Окуджавы:

Вселенскийопытговоритчтопогибаютцарстванеоттогочтотяжекбытитяжелымытарстваапогибаютоттогоитембольнейчемдольшечтолюдицарствасвоегонеуважаютбольше.  

 А вот тот же текст, но со знаками препинания, в привычной нам форме:

Вселенский опыт говорит, что погибают царства

Не от того, что тяжек быт и тяжелы мытарства,

А погибают от того (и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего не уважают больше.

   Есть разница, правда? Так вот, пунктуация – это тоже царство, заслуживающее уважения и изучения: тщательного, вдумчивого, кропотливого.

   А работают в этом царстве скромные труженики – знаки препинания.

   Когда появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?  

Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [( )] и кавычки [«»].[1]

В конце предложения

В середине предложения

В любой части предложения

.

Точка: XV в. (происходит от глагола «ткнуть»)

,

Запятая: XV в.

от глагола «запяти(ся)» — «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться».

Многоточие: XVIII в. (в просторечие «троеточие»)

!

Восклицательный знак: XVII в. («удивительный знак», «точка удивления»)

;

Точка с запятой: XVI в. («полуточие»)

[ ] { } ( )

Скобки: XV в. («вместительный знак»)

?

Вопросительный знак: XVIII в. («точка вопросительная»)

Тире: XVIII в. («молчанка»)

« »

Кавычки: XVIII в.

от глагола «кавыкать» — «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» — «утёнок», «гусёнок»; «кавка» — «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

   Знаки препинания не сразу входили в наше письмо, постепенно завоёвывая сторонников, приучая людей к тому, что без помощи знаков препинания смысл написанного может остаться затемнённым, неясным.

III. Знаки не только препинания

Активно используются знакомые нам знаки в математике. [8]

Восклицательным знаком обозначается факториал: n! = 1 x 2 x … x n.

Двойным восклицательным знаком обозначается двойной факториал:

n!! =  (n — 2) x (n — 4).

Двоеточие в математике (:) аналогично знаку деления. Многоточие используется в значении «и так далее», например: число «пи» равно 3,14159265…

Скобки предназначены для написания формул, примеров. Круглые скобки используются для того, чтобы показать приоритетность выполнения математических и логических операций. Квадратные скобки – скобки второго уровня. Фигурные скобки означают третий уровень после круглых и квадратных. Угловые скобки, прямые двойные также используются в математике, но в школьном курсе не встречаются.

В некоторых языках программирования знак восклицания (!) означает логическое отрицание. Вопросительный знак (?) в шаблонах команд разных операционных систем обозначает любой символ. Двоеточие активно употребляется в языках программирования, например, ставится для передачи иерархии имён: D:документы… В языках программирования запятая используется при перечислении параметров функций. Активно применяются и другие знаки.

А если хочется отдохнуть от серьёзных занятий, то с помощью знаков препинания можно сложить любую фигуру, рисунок и отправить по почте в подарок друзьям, например такую:

(__)
             (@@)
   /——-/
 / |_____)
* ||     ||
   ~~    ~~

Или  такую:

…@..@..@………@..@..@
……..@…………@….@………….@
……..@…….((….@…../)/)…….@
……….@…..(=’:’)……..(‘:’=)…..@
…………@…(..(«)(«)..(«)(«)..).@
…………….@…………………@
………………..@………….@
……………………@…..@
……………………….@

Знаки препинания популярны не только в математике и в информатике; они активно используются как названия. Известно, например, озеро «Запятая» с перевала Кара-Джаш. «Многоточие» — название музыкальной группы. «Знаки препинания» — название сборника стихотворений А. Свиридюка, причём в этом сборнике два раздела: «Знаки» и «Препинания». Известный актёр Олег Борисов выбрал для дневниковых записей название «Без знаков препинания». [8]

IV. Знаки препинания – герои стихотворений

Знаки препинания могут помочь человеку выразить его чувства. Выразить не только так, как это обычно делается: поставить в конце предложения восклицательный, вопросительный знак или многоточие… Знаки препинания – сами по себе являются выразителями того или иного состояния человека. Вот несколько поэтических примеров.

***

В предложении всё, как в жизни,                              Фраза – боль. И это не ново.

Запятые – встречи с тобой.                                         Каждый знает, как тяжело

Остановка нужна: всё осмыслить,                             В муках бьётся, рождаясь, слово,

Дальше двигаться от запятой.                                    И иного не дано.

Фраза – жизнь. В ней вся неизбежность.                  Там, где слов не поможет отточие,

Частый гость – отчаянья знак –                                 Там, где поступь их тяжела,

Помогает постичь безнадёжность.                            Появляется многоточие.

В строке – тире, а в сердце – клак.                            В жизни – уголь, пепел, зола…

                                                                                            (Л. Новикова) [8]

***

«Знаки препинания»

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

— Если нет над нами точки,
Запятая — знак пустой!-
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало:

-Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

— Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…

Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!

— Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

                                                                                              (С.Я.Маршак) [8]

V. Знаки препинания как художественные средства выразительности

   Прочитайте следующие предложения: Я студент. Я студент? Я студент! Я студент… Знак конца предложения – это не только знак, это способ выражения ваших чувств, эмоций, отношений к тому, о чём вы говорите.

Знаете ли вы, что вопросительный и восклицательный знаки могут ставиться не только в конце предложения, но и внутри его? Это происходит в том случае, если акцент падает на какой-нибудь член предложения. Вспомните у А. Грибоедова: «Зачем же здесь? и в этот час?» или «Всё отвергал: закон! совесть! веру!»; у Пушкина: «Чем хуже предложение моё, тем язык мой становится связаннее и холоднее. Что мне делать? Просить прощения? Хорошо, да в чём?..».

   В настоящее время все больше внимания уделяется роли пунктуации в создании и интерпретации художественного произведения. Пунктуация представляет собой тонкий инструмент в руках создателя письменного текста. Пунктуационные знаки являются вспомогательными элементами, которые не просто служат для синтаксической и семантической организации письменного текста, но и способны «сообщать о присутствии субъекта и о его отношении к другому».

   Значит, они могут быть повествовательным элементом: участие в произведениях повествователя, а через него и присутствие автора проявляется именно через умелое использование знаков препинания.

Знаки препинания частично компенсируют в художественном тексте не только интонацию, но и мимику и жесты.

   Более того, отражая в письменном тексте динамику звучащей речи, пунктуационные знаки не просто передают ритмическую структуру высказывания, но и эмоционально-оценочные нюансы авторской интонации.

   Именно поэтому пунктуация является не только текстообразующим, но и экспрессивным средством выражения. Следовательно, пунктуационные знаки выполняют в тексте две основные функции: смысловую и экспрессивную.

   Очевидно, что знаки сами по себе не могут создавать выразительность. Каждый пунктуационный знак может стать выразительным, если он использован мотивированно, «с пониманием его основного значения и умением видеть его качественный потенциал». [2]

   При анализе пунктуации художественного текста следует различать две стороны: сторону пишущего (автора) и читающего. В этой системе отношений пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, в свою очередь, видя эти знаки препинания в написанном тексте, на их основании воспринимает выражаемые им оттенки и значения.

   Индивидуальное применение знаков препинания связано со стилем определенного автора, знаки препинания помогают писателю выразиться, отразить свой писательский стиль. В данном случае понимается узкое толкование понятия «стиль», которое связано с творческой манерой отдельного автора.

Откройте любую книгу. Прочитайте несколько строк. Всё понятно? Что вам помогло так быстро понять часть текста? Не только слова, словосочетания, предложения. Вам помогла… пунктуация. Русская пунктуация, как заметила русский учёный-синтаксист Н.С. Валгина  «имеет чёткое назначение – передать читающему смысл написанного таким, каким он воспроизводится пишущим». [3]

Каждая эпоха характеризуется своей манерой постановки знаков препинания. Например, во времена Пушкина знаки препинания ставили гораздо чаще, чем в наше время.

VI. Таблица частотности употребления знаков препинаний

Название

Год

,

;

:

!

?

.

«К Наталье»

1813

71

8

3

8

10

12

2

11

«К Батюшкову»

1814

56

5

3

2

5

7

2

10

«Старик»

1814

5

1

1

0

0

2

0

1

«Романс»

1814

20

4

2

3

3

8

1

7

«К Наташе»

1814

7

7

0

0

1

1

3

3

«Батюшкову»

1815

17

2

2

0

0

0

0

4

«К Пущину» (14 мая)

1815

16

7

3

1

0

7

1

7

«Воспоминание»

1815

16

0

0

2

2

2

3

4

«К Дельвигу»

1815

30

3

0

4

7

6

2

4

«Роза»

1815

3

0

3

0

0

3

1

2

«К ней»

1815

8

1

0

1

0

0

5

1

«Слеза»

1815

7

0

1

3

4

4

1

7

«К живописцу»

1815

10

1

0

0

0

0

0

4

«Осеннее утро»

1816

16

1

0

4

2

4

0

7

«Уныние»

1816

15

2

0

1

2

4

0

3

«Певец»

1816

9

1

0

0

0

0

6

0

«Месяц»

1816

12

0

0

0

0

2

6

2

«Пробуждение»

1816

10

0

1

0

0

0

1

5

«Наездники»

1816

24

6

1

3

0

0

2

7

«Заздравный кубок»

1816

5

2

0

1

7

1

0

5

«Погреб»

1816

15

0

0

0

0

2

0

4

«К Дельвигу»

1816

9

0

1

1

3

1

0

2

«К Каверину»

1817

9

4

0

0

0

0

0

4

«Письмо к Лиде»

1817

10

0

0

1

1

2

0

0

«Сновидение»

1817

3

1

1

0

2

2

1

2

«Прощанье»

1817

21

4

0

0

2

0

0

4

«Разлука»

1817

13

1

1

0

0

5

0

2

«Кривцову»

1817

4

3

1

0

1

0

0

3

«Тургеневу»

1817

23

3

0

0

0

2

1

4

«К Чаадаеву»

1818

15

1

1

0

0

2

0

2

«Прелестнице»

1818

9

2

3

1

0

2

4

1

VII. Изобразительно-выразительная роль знаков препинания в языке произведений А.С.Пушкина

В художественной литературе – как в поэзии, так и в прозе – с наибольшей полнотой и выразительностью используется вся система знаков препинания. Причём особо активизируются и всесторонне применяются те знаки, которые способствуют изображению на письме эмоциально-экспрессивных оттенков речи. Многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, скобки, кавычки – всё это привлекается писателем для изображения своеобразия речи героев, передачи их взволнованного состояния, переживаний, а также различных оттенков речи, пауз логико-психологического характера, выделения логических ударений, иронической интерпретации слов, заключаемых в кавычки, и т.п. И это вполне закономерно, так как при помощи пунктуационных знаков в письме отражается экспрессивно-стилистическое своеобразие речи.

Писателя в ряде случаев не устраивает общепринятая (нормативная) система расположения знаков, и он делает от неё многочисленные отступления, обусловленные своеобразием его слога. [2]

Язык художественной литературы в отношении своеобразного применения знаков препинания значительно отличается от других разновидностей литературного языка.

Например, в документально-деловой переписке почти совсем неупотребительны некоторые знаки препинания, которые в художественном произведении играют первостепенную роль.

Это относится к тем знакам, при помощи которых передаётся взволнованность, резкие изменения интонации, различного характера и смысла паузы, словом, вся гамма повышения, понижения голоса и ритмомелодические видоизменения речи.

И если в силу этого знаки, выражающие и оттеняющие эмоционально-экспрессивные оттенки речи (многоточие, вопросительный и восклицательный знаки), весьма распространены в беллетристике, то они очень редки или же совсем не встречаются в официально-документальной переписке.

Стилистическое своеобразие знаков препинания, неравномерность их применения подметил и Чехов. [3] В рассказе «Восклицательный знак» он изобразил старого чиновника – коллежского секретаря Перекладина, который никак не мог припомнить, где же в казённых бумагах должен ставиться восклицательный знак:

«Что за оказия! Сорок лет писал и ни разу восклицательного знака не поставил…Гм! Но где же он, чёрт длинный, ставится?».

После пояснения жены, учившейся некогда в пансионе («Этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражениях восторга, негодования, радости, гнева и прочих чувств»), он задумался.

«Сорок лет писал он бумаги, написал он их тысячи, десятки тысяч, а не помнит ни одной строки, которая выражала бы восторг, негодование или что-нибудь в этом роде…

И прочие чувства… — думал он. – Да нешто в бумагах нужны чувства? Их и бесчувственный писать может…».

1. Знак препинания как предмет научного спора в произведениях Пушкина

   Профессор Новороссийского университета А. И. Маркевич однажды выразил сомнение в том, правильно ли расставлены знаки препинания в «Борисе Годунове». Он предположил, что в пушкинском тексте есть ошибка, которую следует исправить. Ср. у Пушкина: [8]

                                         Мне снилося, что лестница крутая

                                         Меня вела на башню; с высоты

                                         Мне виделась Москва, что муравейник;

                                         Внизу народ на площади кипел

                                         И на меня указывал со смехом…[6]

А. И. Маркевич предложил другую постановку знаков:

                                         Мне виделась Москва; что муравейник,

                                         Внизу народ на площади кипел

                                         И на меня указывал со смехом…

   Разница существенная: у Пушкина «Москва, что муравейник», а по мнению учёного должен быть «народ, что муравейник». Однако вариант Пушкина оставили без изменений, так как народ, кишащий на площади, логичнее сравнить с муравьями, а не с муравейником.

Однако приведённому в качестве примера отрывку не повезло – в «Московском Вестнике» (1827 г., ч.I) редактор поставил другой знак:

                                      Мне виделась Москва, что муравейник:

                                         Внизу народ на площади кипел…

   А в сочинениях А. С. Пушкина, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1905 г., после муравейник поставлена точка:

                                        Мне виделась Москва, что муравейник.

                                        Внизу народ на площади кипел…

2. Роль отточий в «Евгении Онегине». Онегинская строфа

«Пропущенные строфы подавали неоднократно повод к порицанию.
Что есть строфы в Онегине, которые я не мог или не хотел напечатать —
этому дивиться нечего. Но, будучи выпущены, они прерывают связь
рассказа, и поэтому означается место, где быть им надлежало.
Лучше было бы заменять эти строфы другими или переплавлять и
сплавливать мною сохранённые. Но виноват, на это я слишком ленив».

                                                                                                    (А.С. Пушкин)

  Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», 14 строк четырёхстопного ямба.

   В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. Рифменная схема онегинской строфы выглядит так: AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

Мы все учились понемногу, 
Чему-нибудь и как-нибудь: 
Так воспитаньем, слава Богу, 
У нас немудрено блеснуть.

перекрестная

Онегин был, по мненью многих 
(Судей решительных и строгих), 
Ученый малый, но педант, 
Имел он счастливый талант

парная

Без принужденья в разговоре 
Коснуться до всего слегка, 
С ученым видом знатока 
Хранить молчанье в важном споре

кольцевая

И возбуждать улыбку дам 
Огнем нежданных эпиграмм
[6]

парная

   Отточие — длинный ряд точек, означающих пропуск, заполняющих какой-либо пробел в тексте.

Отточия в пушкинском «Евгении Онегине» —  пропущенные строфы и даже целая глава. Эти умалчивания вызваны вовсе не цензурными соображениями, а играют важную роль в «словесной динамике произведения» (Ю.Тынянов). Молчание заставляет читателя задуматься о чувствах героя в данный момент.

Эту традицию продолжили многие известные поэты, как русские, так и зарубежные.

3. Функция знаков препинания в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней всё просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Но при этом авторский голос в этой повести ироничен, в нём звучит шутка, озорство, лукавство. Здесь Пушкин шутит более непосредственно, шутит без оглядки.

Вот как он пишет, например, об отце героини: «англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты». Или о служанке Насте, доверенном лице героини: «Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии».

«Барышня-крестьянка» — это род шутливого и лёгкого рассказа, построенного на реально-бытовой основе, с незамысловатыми сюжетными ходами, с облегчённо-счастливым концом. Некоторые критики, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали «несерьёзность» повести. Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала. Видимая лёгкость авторского повествования в «Барышне-крестьянке», отдельные водевильные (т.е. опять-таки несерьёзные) ситуации – не водевильность по существу, поскольку Пушкин сам первый над этим смеётся. «Барышня-крестьянка» — повесть отчасти шаловливая, но по своим литературным целям также и вполне серьёзная. [8]

Наблюдая за текстом повести «Барышня-крестьянка», мы приходим к выводу, что А. С. Пушкин использует систему знаков препинания в нетрадиционной роли.

Эмоционально-экспрессивные оценки, выраженные при помощи знаков:

а) удивление;

б) вопрос и удивление.

Героиня задаёт вопросы, но чувства её так переполняют, что все они сыпятся потоком. А Лиза на них как бы и не ждёт ответа.

«Что значит, папа? – сказала она с удивлением, — отчего вы хромаете? Где ваша лошадь?». [7]

Лиза очень удивлена видом своего отца,  его привезли на чужой лошади. Опять же она задаёт вопрос за вопросом. На каждый из них она желает получить ответ, но от волнения и удивления они заданы и слишком быстро.

В повести много восклицаний, повторов.

«А по-здешнему я говорить умею прекрасно. Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!

Она думала…но можно ли с точностию определить, о чём думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?» [7]

А в этом примере нетрадиционная постановка запятой, потому, что автору очень важно показать, что девушка одна, в роще, в шестом часу весеннего утра. Это риторический вопрос и восклицание одновременно.

Стилистические функции различных пунктуационных знаков в художественных произведениях многообразны.

  1. При помощи их передаются эмоционально-экспрессивные оттенки слов и выражений.
  2. Специфическое их применение отражает своеобразие слога писателя, излюбленные им способы словоупотребления.
  3. В поэтических произведениях (как и в прозаических) они выделяют ритмомелодические типы произношения и расчленяют текст на части.
  4. Выступая в своей основной функции, знаки препинания оформляют логико-грамматические отношения между предложениями и членами предложений.

Обратимся, например, к употреблению многоточия. Функции этого знака в произведении весьма различны. В данном случае с помощью многоточия передаётся взволнованность и переживания героя, например:

«Он вошёл… и остолбенел! Лиза…нет, Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо; она так была занята, что не слыхала, как он и вошёл». [7]

В других – многоточие обозначает паузу, полную переживаний и глубокого смысла, например:

«Вижу, что ты послушный сын; это мне утешительно; не хочу ж и я тебя неволить; не понуждаю тебя вступить…тотчас…в статскую службу; а покамест намерен я тебя женить». [7]

При помощи многоточия передаются также переходы к новой теме и резкие смены повествования:

«Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала… но можно ли с точностью определить, о чём думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра?». [7]

Выбор и расстановка автором пунктуационных знаков находится, таким образом, в зависимости от идейного замысла, содержания и творческого своеобразия писателя.

Употребление скобок обусловлено следующими моментами. Пушкин использует скобки для того, чтобы показать дополнительное значение общеупотребительного слова. Скобки как раз служат для того, чтобы обнаружить и оттенить в речевом  материале то, что может остаться незамеченным, скрытым от читателя. Обратимся к образу стилистических функций скобок в пушкинском произведении:

«Старый же Берестов, с своей стороны, хотя и признавал в своём соседе некоторое сумасбродство (или, по его выражению, английскую дурь), однако ж не отрицал в нём и многих отличных достоинств, например: редкой оборотливости; Григорий Иванович был близкий родственник графу Пронскому, человеку знатному и сильному; граф мог быть очень полезен Алексею, а Муромский (так думал Иван Петрович), вероятно, обрадуется случаю выдать свою дочь выгодным образом». [7]

Автор подчёркивает расширение значения слов. Например, слово «сумасбродство», как видно из замечаний в скобках, употреблено в значении «дурь», и английская к тому же, потому что Берестов любил всё английское. В таком толковании значения слова «сумасбродство» видна ирония автора.

«В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай  взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками». [7]

В этом примере в скобках иллюстрируется отступление. Оно говорит о том, что писатель хорошо знает русскую природу. Сама природа даже носит национальный характер: «русская осень». Использование вставной конструкции служит характеристике самого автора, его мировоззрения.

«Откуда ты?» — «Из Прилучина; я дочь Василия-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на верёвочке)». [7]

В скобках находится целое предложение. Оно вносит необходимое пояснение не столько для читателей, сколько для героя, который увидел кузовок у девушки.

«Алексей (читатель сразу узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку». [7]

В этом примере в скобках дана справка читателю о том, что с этим героем мы знакомы, что речь о нём шла выше. А если читатель сразу не узнал героя, то после данного замечания поймёт, о ком идёт речь.

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин, используя скобки, наделяет их стилистическими функциями: не только предлагает дополнительный материал, но и использует их как средство для создания иронии или характеристики персонажа или автора.

VIII. Заключение

Рассмотренный нами материал позволяет сделать следующий вывод: А. С. Пушкин в своих произведениях,  используя все возможности достижения особой выразительности, проявил искусство в употреблении знаков препинания, наделив их стилистическими функциями. Обилие многоточий, скобок в его произведениях – свидетельство изобретательности и находчивости писателя, обладающего гибкой системой повествования.

Пушкин – художник-реалист, человек, воспитанный в духе служения литературе. Его часто называют родоначальником русской литературы. Многие поэты и писатели продолжили традицию Пушкина. На наш взгляд, он первым наделял знаки препинания несвойственными для них функциями.

При помощи знаков препинания записанное слово воспринимается и мысленно произносится читающим  разными способами.

Таким образом, знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами.  Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал может быть использован при подготовке к экзаменам, а также при проведении уроков внеклассного чтения,  русского языка,  на занятиях кружка, при изучении специального элективного курса.

IX. Список литературы.

  1. И. В. Голуб «Новый справочник по русскому языку и практической стилистике», М., 2008 г.
  2. Ю. Н. Караулов «Энциклопедия. Русский язык», М., 1997 г.
  3. И. Панченко «На солнечных полянах лукоморья», Псков, 2005 г.
  4. А. С. Пушкин. Проза, М.,1985 г.
  5. А.С.Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения, М.: Дрофа, 2002 г.
  6. А.С.Пушкин. Романы и повести: Т. 2: М.: «РИПОЛ КЛАССИК», «Самарский Дом печати», 1996 г.
  7. http://www.rvb.ru/ (электронная библиотека)

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      chayadavila532

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Помогите решить задачу так фермер вырастил 500 картофеля на продажу на ближней машинке цена 1 кг картофеля 20 руб а на рынке в районном центре 25 руб Но доставка в район центра обойдётся фермеров в 1.000 руб где выгони фермеру продать картофель?

    СРОЧНО!!!

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Задание по геометрии

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Домашняя работаю Геометрия.

  • fizika
    Физика

    3 минуты назад

    Сила не создает момент

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Соотнесите измерения параллелепипеда и их значения.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    Помогите решить задачу так фермер вырастил 500 картофеля на продажу на ближней машинке цена 1 кг картофеля 20 руб а на рынке в районном центре 25 руб Но доставка в район центра обойдётся фермеров в 1.000 руб где выгони фермеру продать картофель?

    СРОЧНО!!!

  • matematika
    Математика

    5 минут назад

    Соотнесите измерения параллелепипеда и их значения.

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Рок концерт как пишется
  • Роль волшебных предметов в сказках
  • Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение
  • Роль воды в моей жизни сочинение
  • Роль литературных сказок и стихотворений к в иванова в становлении чувашской детской литературы