Роль зеркала в сказке о мертвой царевне и семи богатырях

Образ зеркала в произведениях А.С. Пушкина

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Идиятуллина Э.Р. 1


1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Якушева Т.А. 1


1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Как много тайн в себе хранит

Привычный всем предмет…

Куда нас зеркало манит?

Так в чем его секрет?

Одно из удивительных свойств литературы – отражение жизни. И может быть, не случайно во многих произведениях мы встречаемся с зеркалом. А что такое зеркало? С одной стороны, это конкретный предмет, присутствующий повсюду в нашей жизни. Но с другой стороны – совершенно отвлеченное понятие. Свое отражение мы можем увидеть в совершенно неожиданных местах: на дне колодца, в автомобильном стекле, в солнечных очках соседа. Получается, каждый предмет, способный отразить хоть малую толику света, приобретает свойства зеркала. Все эти обстоятельства обусловливают актуальность выбранной темы исследования. Мне пришлось найти ответы на многие вопросы, но один из них интересовал меня больше всего: с какой целью А.С. Пушкин в разных литературных жанрах использует зеркало в своих произведениях?

Проблема исследования заключается в изучении образа зеркала через призму авторской интерпретации А.С. Пушкина, не совпадающей с ассоциативным восприятием образа зеркала в современном обществе.

История вопроса. Феномен зеркала интересовал многих ученых. Символика, функции, семантика зеркала исследовались в работах М.М. Бахтина. Для него зеркало является способом самопознания героя через свое отражение. В 1991 году вышла работа А.З. Вулиса «Литературные зеркала», в которой автор на материале фольклора и литературы рассматривает многообразие художественных образов зеркала и связанных с ним мотивов двойничества и нарциссизма. Это единственная монография, посвященная изучению художественного образа зеркала в произведениях разных видов искусств. Отдельные аспекты литературных образов зеркала в произведениях ряда писателей раскрыты в работах О.Б. Вайнштейна, Ж. Женетта, Л.А. Сафроновой, А. Ханзен-Леве.

Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала художественных произведениях А. С. Пушкина.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

вспомнить и найти произведения А.С. Пушкина, в которых присутствует образ зеркал;

определить, какую роль может играть образ зеркала в его произведениях;

сопоставить интерпретацию образа зеркала в произведениях одного и того же автора;

проанализировать несколько произведений, в которых образ зеркала играет главную роль в понимании основной идеи и смыла произведения.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, беседы, графическое представление полученных результатов.

Материалом исследования стали произведения А.С. Пушкина:

1.«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

2. «Евгений Онегин»;

3 «Руслан и Людмила».

Объект исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с зеркалами или построенных по принципу «зеркала».

Предмет исследования: зеркало в культурологическом аспекте

Гипотеза исследования состоит в следующем: образ зеркала в произведениях литературы выполняет различную роль – помогает лучше понять содержание произведения, идею, образы героев, а также выстроить сюжетную линию повествования, являясь при этом значимым действующим лицом произведения.

Научная новизна

работы состоит в том, что исследуемый феномен рассмотрен с трех позиций: во-первых, зеркало как вещь, во- вторых, образ зеркала в литературе, в-третьих, идея зеркала и зеркальности в художественных текстах.

Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы на уроках литературы, внеурочных занятиях и классных часах.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении роли образа зеркала в литературных произведениях.

База исследования: МАОУ СОШ №15 г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Возможная область применения результатов: лингвистика, филология.

Структура работы: данная научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сущность понятия «зеркало»

В основе исследовательской работы лежит понятие «зеркало». Интересна история его происхождения. Это древнее, общеславянское слово образовано с помощью суффикса -dl(o) >л(о) от глагола «зьркати»(в диалектах встречаются в значении «смотреть, видеть»). Слову «зеркало» родственны прилагательное «зоркий», глагол «зреть»и существительное «зрачок».

Существительное «зеркало» в современном звуковом виде отмечается в словарях с XVIII века. Древняя форма «zьrkadlo» упростилась в результате фонетических изменений.

А в толковых словарях определяется это слово как «стеклянный и металлический предмет с отполированной поверхностью для отражения находящихся перед ним предметов». Зе́ркало – весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы (Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / М.:Эксмо; Форум, 2007). А в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова находим два значения: «Зеркало –1. Гладкая отполированная блестящая поверхность, дающая отражение находящихся перед ней предметов. 2. Поверхность, площадь чего-нибудь». (Ожегов С.И. Словарь русского языка. . – 6-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1964).

Первым зеркалом было природное — зеркало воды. Зеркальное отражение устрашающе воздействовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Одни считали, что в зеркале отражён кто-то другой, другие – что в нем душа человека. С  этим  связано  большое  число  предрассудков, например,  запрет  глядеться  в  разбитое  зеркало.

А. Вулис писал: «С древнейших времен зеркало мыслится как нечто противоречивое, связанное с древними представлениями о границе между мирами и магической связи отражения и отражаемого». (2, с. 3-54) Это представление о зеркале является наиболее распространённым в литературе.

В мифологии, мистической и детской литературе «отражение в зеркале рассматривается не только как образ действительности, но и как нечто иное, запредельное по отношению к окружающему миру» (8,1).

В русской литературе образ зеркала чаще всего связан с идеей двойника литературного героя.

Зарубежными писателями широко используется приём двойного отражения, где зеркало является «не только художественным образом, но и мифологемой сюжета» (7,14).

В фольклоре многих народов зеркало  — это отражение души и жизни человека (его судьбы, прошлого, настоящего и будущего).

В фантастике «образ зеркала связан с мышлением и является инструментом самопознания, так же, как и отражением космоса» (3,2).

В психологической литературе образ зеркала является средством самопознания, самосовершенствования, саморазвития.

Может быть, поэтому о зеркалах так много пишут, чтобы с их помощью раскрыть его тайный смысл.

1.2. Из истории зеркала

В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. В одних случаях зеркало – символ солнца, дверь в потусторонний мир, всевидящее око; в других – пророческая функция, таящая в себе магию и смерть. Поэтому к зеркалу древние относились неоднозначно и называли «подарком дьявола». Всё это говорит о том, что зеркало являлось привычным и в то же время загадочным предметом.

Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Это и галлюцинации, и видения, и голоса, и странные звуки, и внезапный холод, и ощущение чьего-то присутствия – в общем, все, что имеет мощное влияние на психику человека. Основываясь на теории Парацельса, медики прошлого использовали подобные свойства зеркал для воздействия на подсознание человека, для гипноза и разного рода внушений (1, 17). С функцией памяти связывалось повсеместное предубеждение против треснувших зеркал. Напротив, А. Вулис, автор книги «Литературные зеркала», полагал, что зеркало символизирует мгновение, выражает дискретность памяти: «Зеркало – это настоящее и только настоящее, без прошлого, без будущего. Зеркало – это воплощенная амнезия. Это струящийся и утекающий в забвенье миг, картины, уходящие в небытие, как вода в песок…»

А когда же появились первые зеркала? Пожалуй, точно никто не сможет ответить на этот вопрос. О них сложены мифы и легенды.

И сейчас, в век технического прогресса, люди не забывают о мистике зеркал. Мы пугаемся, когда зеркало падает на пол, и заботливо проверяем, не откололся ли кусочек. Или, возвратившись за чем-то домой, перед уходом   непременно смотримся в зеркало. Если в доме находится покойник, зеркала занавешивают, боясь, как бы дух усопшего не ушел в зеркало, где он застрянет навечно…

1.3. Зеркало в мифологии и фольклоре

Отдельные аспекты символики зеркала и отражения в мифологии и фольклоре народов мира рассмотрены в работах А.Н. Афанасьева, А.Ф. Лосева, М.И. Никитиной, ВЛ. Проппа, Дж. Фрезера.

В мифологии зеркало выступает в качестве средства, которое спасает от сил, несущих человеку гибель.

Зеркало появляется и в загадках, где оно обычно выступает в роли правдолюбца: «Кто никогда не врёт?», «И языка нет, а правду скажет» или «И сияет, и блестит // Никому оно не льстит». Пословицы также подчёркивают правдивость зеркала: «В зеркале каждый себя видит», «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», «Худая харя зеркала не любит», «Некрасивую бабу и зеркало не любит».

Таким образом, в фольклорных текстах зеркало – это предмет, который информирует человека или о нём самом, или о каких-то событиях.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Зеркало в литературных сказках А.С. Пушкина

Феномен зеркала интересовал многих ученых. Символика, функции, семантика зеркала исследовались в работах М.М. Бахтина. Для него зеркало является способом самопознания героя через свое отражение.  Он рассматривает его как границу: между «своим» – «чужим», «этим» – «иным», живым – мертвым мирами, между внешним – внутренним. (1, с. 3-48). В 1991 году вышла работа А.З. Вулиса «Литературные зеркала», в которой автор на материале фольклора и литературы рассматривает многообразие художественных образов зеркала и связанных с ним мотивов двойничества и нарциссизма. (2, с. 3-54) Это единственная монография, посвященная изучению художественного образа зеркала в произведениях разных видов искусств. Отдельные аспекты литературных образов зеркала в произведениях ряда писателей раскрыты в работах О.Б. Вайнштейна, Ж. Женетта, Л.А. Сафроновой, А. Ханзен-Леве.

Зеркало как предмет волшебный, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках. В русскую литературу этот образ входит с творчеством А.С. Пушкина, а именно со «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какими качествами наделял автор этот предмет в своём произведении?

Существуют разные мнения об образе зеркала. Кто-то говорит, что это положительный персонаж, т.к. смерть оно приняло за свои справедливые убеждения: не побоялось злобной царице правду в лицо сказать: «Бросив зеркальце под лавку, позвала к себе чернавку, об пол зеркало разбив…» Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее…» А кто-то склонен думать, что зеркало злой мачехи говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине царица чуть не погубила свою падчерицу. Можно сделать вывод, что зеркало в «Сказке о мёртвой царевне» – это не только «всевидящее око», как его называют литературоведы, но ещё и символ вечной истины. Оно знает, что такое истинная красота, но оно вынуждено отражать ложную красоту, потому что принадлежит злой мачехе.

А.С. Пушкин создал образ обаятельного и справедливого зеркала: оно помогает понять, что жизненной силой обладает только истинная красота, где есть доброта и любовь.

В другом пушкинском произведении, в поэме «Руслан и Людмила», зеркало принимает участие в судьбоносном решении героини. Людмила плачет, — однако “не сводит взора” с зеркала; решила утопиться — и не утопилась; говорит, что не станет есть, — а затем “подумала — и стала кушать” Автор вводит зеркало в данный эпизод не просто, как предмет роскоши, а как важный элемент, который даёт возможность подшучивать над своей героиней, тем самым, скрашивая её трагическое пребывание у Черномора.

В романе «Евгений Онегин» очень много реальных зеркал и зеркальных отображений. Вот, например, он пишет о своём герое: «Второй Чадаев, мой Евгений, Боясь ревнивых осуждений, В своей одежде был педант И то, что мы назвали франт. Он три часа, по крайней мере, Пред зеркалами проводил…». Зеркальце здесь играет немаловажную роль. Это тот предмет, который отражает характер своего хозяина.

В этом же романе мы впервые в русской литературе встречаемся с «зеркальной композицией», когда роман можно разделить на 2 части: одна часть зеркально отражается в другой. I часть — Татьяна пишет Онегину письмо, признаваясь ему в любви, и получает суровую отповедь (Татьяна страдает). II часть — Онегин пишет письмо Татьяне, признаваясь ей в любви, но в ответ слышит аналогичный ответ: «Я вас люблю, к чему лукавить? // Но я другому отдана; я буду век ему верна» (Теперь уже страдает Евгений). Онегин, будучи юным и ветреным, совершает в своей жизни страшную ошибку, отказавшись от любви Татьяны. Она, в свою очередь, будучи зрелой женщиной, наступает на те же самые грабли, отказавшись теперь уже от Онегина. Именно «зеркально отраженная» композиция этих сцен позволяет провести между ними внутреннюю аналогию, помогая читателю лучше понять и оценить поведение пушкинской героини.

Сон Татьяны – это тоже своего рода зеркальное отражение. Он не только показывает глубокую народность главной героини, но и подсказывает читателю дальнейшие события произведения. Таким образом, принцип «зеркала» нужен был Пушкину для более яркого показа духовного становления героев романа, главным образом, Евгения Онегина, который открывает знаменательную главу «лишних людей». Поэт с помощью «зеркала» блестяще описал этих незаурядных, возвышающихся над средним уровнем личностей, критически воспринимающих действительность, мучительно ищущих смысл жизни и неизбежно переживающих личную драму.

Зеркало, которое остается на всех своих прежних будничных постах и позициях: в вестибюлях, сумочках, но сбрасывает с себя фаталистические полномочия — перестаёт быть вершителем судеб, но воскресает в функции приема, идеи, в отличие от реального зеркала, называется редуцированным. С помощью редуцированного зеркала Пушкин привольно вершит чудеса в своих произведениях.  Когда читаешь «Моцарта и Сальери», буквально осязаешь, как отражается одно в другом, другое в третьем, устраивая целое пиршество зеркальных перекличек. Сколь просто здесь обронена мысль о том, что гений и злодейство — две вещи несовместимые! А ведь на этом четко обозначенном контрасте строится образная система всего «Моцарта и Сальери» . Заметим, что этот контраст зафиксирован не только лексическим сталкиванием понятий («гений» — «злодейство»), но и драматической коллизией. Ведь знаменитая фраза звучит в трагедии дважды. Сначала ее произносит Моцарт и заключает словами: «Не правда ль?» Потом, целиком повторенная Сальери, в точности, «один к одному», она получает полярно противоположную интерпретацию: «Неправда»,- с таким выводом уходит из спора Сальери, уже подсыпавший яду в бокал своего великого соперника. Создавая чудесные зеркала, Пушкин на самом деле был приземлённым человеком, он воспринимал мир в радужном вихре реальных отражений, и жил так, как подсказывала ему сама жизнь.

Зеркало как предмет гадания

в романе в стихах «Евгений Онегин»

Одна из древнейших форм гадания — это кристалломантия, или гадание на зеркалах, которое осуществляется с помощью волшебного зеркала.

Общеизвестно и отражено в литературной традиции обрядовое употребление зеркала при гаданиях (главным образом, святочных). Гадания с зеркалом совершаются в специальном («нечистом») месте (в бане, на печи и т. п.) и в особое («нечистое») время (вечер, полночь). Гадающие смотрят как бы сквозь зеркало прямо на «тот свет», чтобы увидеть жениха или знак своей судьбы (смерти). Само это действие сопряжено с большим риском: как только покажется видение, нужно сразу же закрыть зеркало или перевернуть его, иначе видение «ударит по лицу», «придет да задавит» и т. п. Сходные гадания совершаются с водой в доме, у колодца, над прорубью. Для большего эффекта берутся два зеркала. Иногда зеркало клали под подушку вместе с другими символическими предметами, чтобы увидеть суженого во сне.

Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» тоже повествует о святочных гаданиях. Главная героиня Татьяна, воспитанная на «преданьях простонародной старины», тоже идёт гадать с помощью зеркала на своего суженого. Как помним, гадания никак не хотят предсказывать Татьяне того, что хочет она, – любви Онегина.

В романе в стихах «Евгений Онегин» эпизод гадания нужен был автору, чтобы лучше высветить характер главной героини, показать её стремление к счастью и любви.

Анкетирование по теме:

«Знакомы ли вы с волшебным миром Зазеркалья?»

Чтобы подтвердить гипотезу исследования, было проведено анкетирование среди учащихся 5,6,9 и 10 классов (количество респондентов – 100). Им были заданы следующие вопросы:

Знаете ли вы, что русские и зарубежные писатели часто в своих произведениях использовали образ зеркала или волшебный мир Зазеркалья? Читали ли вы их?

Назовите произведения А.С. Пушкина, в которых встречается образ зеркала. Что, на ваш взгляд, символизирует данный образ?

Хотели бы вы получить ответы на эти вопросы?

Исходя из результатов, были подведены итоги: в пятых и шестых классах: абсолютно все (т.е. 100% опрашиваемых) знают о том, что писатели довольно часто любят употреблять в своих произведениях образ зеркала или же волшебный мир Зазеркалья и учащиеся проявляют огромный интерес к подобной литературе. В девятых и десятых классах лишь 10% не считают образ зеркала особым литературным приемом, но такого рода произведения, где данный образ встречается, они все-таки хорошо знают и с удовольствием читают.

Наиболее встречающимися среди пятых и шестых классов были произведения «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла, басня И.А.Крылова «Обезьяна и зеркало», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, «Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм и «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева. Среди остальных учеников эти произведения также популярны, однако в шестых классах, кроме того, часто упоминали «Спящую красавицу» Ш.Перро и сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», среди учеников девятых классов неоднократно прозвучали баллады В.А.Жуковского «Светлана» и «Людмила», также такие известные произведения, как «Снежная королева» и «Гарри Поттер», а в десятых классах – роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Большинство учащихся пятых классов (72%) считают, что зеркало в художественной литературе является символом истины и правды, 25% школьников поддержали мнение о том, что это дверь, проход в другой мир, и лишь 4% ответили, что зеркало в произведениях искажает реальность. С символикой зеркала в художественной литературе среди 6,9 и 10х классов все не так неоднозначно, поскольку многие выбрали несколько вариантов ответа. Так, например, большая часть учащихся 6классов (72%) и 9 классов (29%) ответила, что зеркало может быть и символом истины, и дверью, проходом в другой мир, а старшеклассники считают, что оно является предметом искажения реальности(35%).Кроме того, некоторые выдвигали собственную гипотезу по поводу значения этого образа, считая его предметом, отражающим душу человека, его истинный характер или же вещью, с помощью которой можно отправиться в прошлое или поддерживать связь с ним; 98% учащимся интересна данная тема, и они бы хотели получить ответы на все интересующие их вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод: в основном все ученики разных возрастных групп интересуются художественной литературой, где зеркало играет разную роль в произведениях: оно может раскрывать всю истинную правду читателям, а где-то, наоборот, искажать реальность. А также может служить атрибутом, через который люди отправляются в другой мир, непохожий на наш, мир Зазеркалья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения.  Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. У каждого художника свой образ, своё видение. Поэтому невозможно рассказать о всех литературных зеркалах, которые придумали писатели. Многие из них так и останутся для нас нераскрытыми. Но исследование художественного своеобразия пушкинских зеркал продолжается, либо оно способствует выявлению новых аспектов в изучении русской литературы. Я подхожу к зеркалу и внимательно всматриваюсь в него, я вижу своё отражение: сегодня я довольна собой – для меня приоткрылся мир – мир пушкинской поэзии, где добро борется со злом, где дружба побеждает предательство, где после тяжких испытаний человек обретает счастье и покой. Для меня творчество Пушкина – это огромное зеркало, в котором правдиво и искренне отобразилась история русского народа.

Итак, исследовав произведения, в которых встречается образ зеркала, мы пришли к следующим выводам:

В произведениях зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в качестве предмета, приносящего героям пользу, а также в качестве атрибута зла в руках волшебников и чародеев.

Зеркало как предмет гадания встречается в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эпизод гадания в данном произведении лишён мистической подоплёки. Он нужен автору, чтобы лучше высветить характер главной героини, показать её стремление к счастью и любви.

Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, предоставляет злу жизненное пространство, но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь и добру, т.е., выполняет как положительную, так и отрицательную функцию.

Мотив зеркала как художественный приём широко используется в творчестве А. С. Пушкина. На зеркальном принципе основывается приём антитезы. Она позволяет проследить эволюцию героев и ярче высветить идею произведения.

Литература

1.Бахтин М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. — М., 2002.

2.Вулис А. Зеркала: М.: Советский писатель,1991. 480 с.

3.  Пушкин А.С. «Евгений Онегин» РИПОЛ классик Москва, 2006

4.  Пушкин А. С. «Руслан и Людмила» Полное собрание сочинений, 1986

5. Пушкин А.С. “ Избранное” М.: «Эксмо», 2011г.

Интернет-ресурсы

1.http://www.ngebooks.com/book_9654_chapter_1_Literaturnye_zerkala.htm1

2. http://h.ua/story/31849/

3.http://www.testsoch.info/osnova-pushkinskogo-poeticheskogo-stilya/

4.http://school-essay.ru/literaturnoe-nasledie-aleksandra-pushkina.html

Просмотров работы: 2942

  • «Собираем зеркала»

Научно-исследовательская

работа по литературе обучающейся 6 Б класса

Тема работы: «Зеркало и его роль в литературе»

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………3

2. Зеркало — одно из самых магических предметов ……………………4

3. Начало поиска…………………………………………………………..4

4. История зеркала…………………………………………………………5

5.Как появились зеркала? …………………………………………………………………….6

6.Роль зеркала в произведениях литературы ……………………………6

6.1. Зеркало как источник зла в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева»…………………………………………………………………..7

6.2. Загадка «зеркальца» девочки-Таютки ……….…………………7

6.3. Зеркало как проводник в другой мир ……………………………….8

6.4. Зеркало как помощники злых и добрых героев ………………10

7.Заключение……………………………………………………………..13

8.Использованная литература……………………………………………14

II. Практическая работа

1.Приложение.……………………………………………………………14

  1. Введение.

Зеркало играет очень важную роль в нашей повседневной жизни, в каждом доме есть зеркала. Они стали неотъемлемой частью нашей культуры. Утром и вечером мы приводим себя в порядок перед зеркалом, оно помогает нам увидеть себя со стороны, а это очень важно. С зеркалом связаны очень много преданий и поверий. Зеркало — одно из самых магических предметов, которые находятся у нас дома.

Образ зеркала встречается в сказках и баснях, легендах и мифах. Не теряя свою актуальность, зеркало приходит из сказок в современную литературу. Предмет быта, волшебство и магия — образ зеркала по-прежнему интересен и современные писатели продолжают использовать его в своих произведениях. Это делает актуальным написание данной работы.

В чем актуальность темы?

В своей работе мне удалось открыть для себя много интересного об истории зеркал, узнать о традициях народа, мир легенд.

Я предполагаю, что собранная информация о зеркалах покажет значимость произведений, в которых зеркало является не только одним из самых загадочных образов, предметов в литературном творчестве, но и самый интересный персонаж, так как оно может совершать разные магические действия, показывать другие места, будущее, разговаривать или стать хорошим учителем для героев.

Цель данного исследования:

— выяснить, какую роль играют зеркала в литературе;

— сопоставление представлений о зеркале в произведениях;

-определить, чем различаются эти образы и что общего в них, как русские и зарубежные писатели используют в своих произведениях этот образ, какой символический смысл авторы вкладывают в него.

Задачи:

1.Как и когда появились зеркала?

2. Прочитать произведения, на основе которых будет проводиться анализ.

3. Найти и изучить информацию о зеркале и его свойствах.

4. Узнать, какие роли может играть зеркало в произведениях.

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: образ зеркала имеет магический смысл, и писатели, изображая его в своих произведениях, вложили в него символический смысл, этот образ является важным для понимания образов героев, их действий и поступков.

Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, словарей, анкетирование, опрос

1. Теоретический 2. Практический 3. Оценочный

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в целях формирования читательского интереса, для развития и воспитания характера, а также в возможности использования результатов исследования при проведении уроков, внеклассных мероприятий.

Результатом работы является осознание важности образа зеркала, которое, во-первых, имеет магический смысл, недаром используют его в различных ритуалах и обрядах, а, во-вторых, писатели часто используя это образ в своих произведениях, и зеркало стало традиционным и известным символом.

Начало поиска.

Итак, зеркало…

Как все начиналось?

Когда я была маленькой, то часто смотрела в зеркало и видела в нем себя. Я никак не могла понять и очень удивлялась, почему я там то одна, то меня много и стою лицом к себе. Иногда я даже заглядывала за зеркало, думая, что за ним кто-то стоит очень похожий на меня. С детства мне было очень интересно, почему же так происходит, я поднимаю правую руку, а мое отражение поднимает левую руку, значит, в зеркале есть какая-то магия. Я не представляю свою жизнь без зеркала.

Мне хотелось понять магию зеркал, на протяжении своего исследования я не раз убеждалась в мысли, что они остаются одним из самых загадочных предметов. Мы пользуемся ими ежедневно и везде. Встаем с утра, приветствуя своего двойника, и ложимся спать тоже с ним, не думая, что зеркало скрывает в себе.

История зеркала

Каковы мистические свойства зеркала?

Зеркало — один из самых загадочных древних магических символов человечества. В японском городе Исе в храме посреди реки Исудзу с давних времен хранится святыня — священное божественное зеркало. Оно изготовлено из бронзы, имеет форму восьмилепесткового лотоса, а подпись на нем гласит «Я есть тот, кто Я есть».

Это зеркало постоянно скрыто от всех под специальными покровами. Единственным человеком, кто может сегодня вплотную подойти к загадочному зеркалу и прикоснуться к нему, является император. В японской традиции зеркало — символ самопознания.

В Китае зеркало было в большом почтенье. Квадратное, оно означало землю, а круглое – небеса. Это был символ супружеского счастья.

Зеркала притягивают и передают энергию. В античности с ним связано множество мифов и легенд.

Здесь же можно вспомнить греческий миф о Нарциссе, в которого влюблялись многие женщины, в том числе и нимфа Эхо, но он отверг ее, и она так сильно высохла, что от нее остался лишь голос. Тогда разгневанные женщины потребовали кары для юноши, и богиня Немезида сделала так, что когда Нарцисс увидел свое отражение в озере, он влюбился в самого себя и умер от безответной любви. На берегу же, после его смерти вырос холодный цветок нарцисс.

Суеверий, связанных с зеркалами великое множество, они существуют и действуют до сих пор. Например, если вы собрались куда-то уходить из дома и вдруг, забыв, что то вернулись, надо обязательно взглянуть в зеркало. Это делается, чтобы восстановить защиту дома от негатива и дисгармонии, которые образовались из-за внезапного возвращения.

Задумывались ли вы о том, как появились Зеркала?

История зеркала началась уже с третьего тысячелетия до нашей эры. Древнейшие металлические зеркала почти всегда были круглой формы. 
Первые стеклянные зеркала были созданы римлянами в I веке нашей эры. Стеклянные зеркала вновь появились только в 13 веке. Их называли «воловий глаз». Они изготавливались стеклодувами из небольших стеклянных колб, заполненных, в размягченном состоянии, свинцом, сурьмой и смолой. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна

С зеркалом связано множество легенд и поверий. Например, существует легенда о том, как зеркало появилось на земле. В ней говорится, что зеркало принес в наш мир Дьявол, подарив его монаху, который решил «тестировать» библию, усомнившись в «Просите, и дано будет вам.». Монах пошел к царю и попросил руки его дочери. Царь был удивлен и передал просьбу дочери. Та в свою очередь, сказала, что замуж пойдет, в том случае, если монах принесет ей предмет « В который она сможет видеть себя с головы до ног». Монах скитался по лесам, в поисках такого предмета, пока Дьявол не преподнес ему большое овальное зеркало. Монах принес его во дворец, но жениться отказался и вернулся в монастырь, замаливать тяжкий грех сомнения.

Какова роль зеркала в произведениях литературы?

Образ зеркала имеет какой-то магический смысл, недаром используют его в различных ритуалах и обрядах, а писатели часто используют в своих произведениях. Во многих произведениях мы встречаем зеркала.

Для того, чтобы узнать роль зеркала в литературе, я взяла самые известные произведения, где есть зеркала. Сказку А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» не раз перечитывал каждый школьник, и верно заметил, что зеркало в этом произведение играет важную роль. Название книги «Королевство кривых зеркал» говорит само за себя. Если бы в сказке «Снежная королева» не было зеркала, то и рассказывать было бы не о чем! А «Гарри Поттер» в своё время поглотил весь мир, так что я просто не мог оставить его без внимания, особенно если зеркало в нём используется волшебное. И. А. Крылов решил использовать зеркало в своей басне, чтобы ярче показать недостатки, которые мы можем в себе не замечать.

Зеркало в сказках, мифах и в других произведениях может совершать разные магические действия, показывать другие места, будущее, разговаривать или даже убить. Зеркало Снежной королевы было разбито и осколки, попадая человеку в глаз и сердце, делали его злым, холодным и бездушным, ну а зеркало из русских сказок вообще стало традиционным и известным символом.

Зеркало в произведении может играть и положительную, и отрицательную роль. В мифе о Персее зеркало играет положительную роль, так как помогает герою избавиться от страшного чудовища.

В сказке «Снежная королева» я увидела зеркало как источник зла.

В ней повествуется о том, как злобный тролль исхитрился сделать зеркало, в котором добро отражается как зло и наоборот. Его ученики часто ходили с ним по городу и наводили на разных людей, а когда им это наскучило, решили вознестись на небо, чтобы посмеяться над самим Богом. Однако во время взлета зеркало вырвалось из их рук и разбилось на мелкие частички. Сердца людей, в которые попадали осколки, становились ледяными.

Однажды ему в глаз попадает осколок зеркала, который бросила пролетавшая над городом Снежная королева, сердце становится ледяным, он начинает издеваться над Гердой, смеяться над бабушкой, и, в конце концов, во время катания на санках Снежная королева уносит его в свои чертоги.

Вывод: А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» зеркало играет отрицательную роль, потому что Кай из доброго, веселого мальчика превращается в злого и грубого, и спасти его смогла только любовь Герды.

В чем загадка «зеркальца» девочки-Таютки?

В сказе (сказ – это быль с элементами сказочного, особый вид повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной манере) П. Бажова «Татюткино зеркальце» рабочие находят в руднике необычный камень в виде зеркала. Барыня приказала его вырубить да ей привезти, так как она хозяйка горы. Настоящая Хозяйка горы рассердилась и разбила зеркало. А зеркала в горе не стало: все осыпалось. Зато у Таютки зеркальце сохранилось.

Принесли ли зеркала счастье своим хозяевам?

«Большого счастья оно не принесло, а все-таки свою жизнь она не хуже других прожила. Зеркальце-то, сказывают, своей внучке передала. И сейчас будто оно хранится, только неизвестно — у кого».

«Алиса в Зазеркалье».

В книге Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», большой любитель головоломок, па автор знаменитой «Алисы в Стране Чудес» отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну — Зазеркалье.

Девочка Алиса прошла сквозь зеркало и оказалась в Зазеркалье, где мир представляет собой большую шахматную доску. После встречи с Белым Королём в зазеркальной комнате Алиса попадает в сад говорящих цветов, где встречает Чёрную Королеву и становится Белой Пешкой. Затем она на поезде проезжает третью клетку и оказывается в лесу, в котором пропали все имена.

В книге «Алиса в Зазеркалье» зеркало является просто проводником в другой мир.

Так в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» говорится о волшебном предмете.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Это необыкновенный предмет. Единствен­ное, с кем царица была «добродушна», — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её.

К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему? Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения.

— Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Почему же зеркальце разбито? Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы.

Вывод: значит, в сказках зеркала используются как помощники злых и добрых героев, в нашем случае, зеркало служило отрицательному персонажу, т. е. злой царевне, именно от зеркала она узнала, что кто-то есть красивее её, и с этого начинаются её злые замыслы.

«Королевство кривых зеркал»

Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» (1951). Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. Зеркало делается своеобразным транспортным средством.

Девочка Оля часто не слушалась бабушку, была капризной и ленивой. Бабушка говорила ей: «Вот посмотрела бы ты на себя со стороны»… Так начинается сказка Виталия Губарева «Королевство Кривых Зеркал». Однажды Оля вслед за котом Барсиком проникает сквозь старое волшебное зеркало в зазеркальную страну. Здесь она знакомится со своим отражением – девочкой по имени Яло, живым воплощением всех Олиных недостатков. Страна, в которую попала Оля, называется Королевством кривых зеркал. По приказу короля все зеркала здесь делаются только кривыми, показывающими всё наоборот: молодых – старыми, красивых – уродливыми. Простые люди устали от этого вранья. Молодой зеркальщик Гурд отказывался делать зеркала кривыми, за это он приговорен к казни и посажен в Башню Смерти. Оля и Яло решают его освободить. И дальше начинаются их увлекательные, а порой и опасные приключения!

Вывод:

В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» героине Оле удается избавиться от своих недостатков, так как она видит поведение Яло – своего зеркального отражения.

Зеркало для Оли стало хорошим учителем. Оно позволило Оле взглянуть на себя не только со стороны, но и своим «внутренним зеркалом» — «зеркалом души», «зеркалом внутреннего зрения»

В книге «Гарри Поттер и философский камень» мы встречаем волшебные предметы мира Гарри Поттера — предметы, используемые персонажами в серии романов о Гарри Поттере: Мантия-невидимка, Кольцо, Ожерелье, Волшебные шахматы, Кубок огня, Меч, шляпа, Ковёр-самолёт, Волшебные часы, Волшебные палочки и другие.

Например, мантия-невидимка (англ. Invisibility Cloak) — волшебная мантия из очень лёгкой «серебристой» ткани, делающая невидимым того, кто её надевает.

А волшебные шахматы — шахматы, отличающиеся от обычных тем, что фигурки ведут себя, как живые.

Зеркало Еиналеж играет важную роль в развитии сюжета романа «Гарри Поттер и философский камень», в других романах серии встречаются только упоминания о нём.

Зеркало Еиналеж — магическое зеркало, которое случайно нашёл Гарри Поттер в одном из пустых классов Хогвартса, гуляя ночью по школе на первом году обучения в этой школе чародейства и волшебства.

Своё название зеркало получило благодаря свойству показывать самые сокровенные желания человека (если читать название зеркала задом наперёд, то получится слово «Желание»).

На раме сделана надпись, гласящая: «Я показываю не ваше лицо, но ваше самое горячее желание», если читать её задом наперёд по буквам и не обращать внимания на пробелы. Дамблдор говорит, что зеркало показывает «самые глубокие и самые отчаянные желания наших сердец».

По словам Дамблдора, многие волшебники, наблюдая за своим отражением в зеркале Еиналеж, теряли связь с реальным миром и забывались в мечтах. Так чуть было не произошло и с Гарри, но Дамблдор вовремя предупредил его.

В первой книге Гарри, скрываясь от Северуса Снегга и Аргуса Филча (после того как тайно пробрался ночью в библиотеку, надеясь найти информацию о Николасе Фламеле), оказывается в заброшенной комнате, где находит зеркало. В зеркале он видит себя с живыми родителями. Гарри продолжает тайно приходить в комнату и всё свободное время тратить на то, чтобы смотреть в зеркало; реальная жизнь перестаёт его интересовать.

В конце книги зеркало оказывается в комнате «за семью замками». Там уже находится Квиринус Квиррелл, намеревающийся украсть философский камень для Волан-де-Морта. Гарри очень хочется получить камень, чтобы помешать краже, и тотчас же камень оказывается у него в кармане.

Басня «Зеркало и обезьяна»

В басне И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» обезьяна кривляется перед зеркалом, видя свое отражение, не может понять, что это она сама.

В басне зеркало используется для поучения. Чтобы обзывать других и смотреть, какие другие некрасивые, нужно сначала обратить взор на себя. Значит, зеркало может использоваться не только в сказках для развития сюжета, но и в баснях для поучения.

Звездный Мальчик

В сказке Оскара Уайльда «Звездный Мальчик» говорится о найденном в лесу мальчике. Он был очень красив, гордился своей красотой. В безветренные летние дни он ложился на берег маленького церковного пруда и часами любовался на свое отраженье. Так это занятие нравилось Звездному Мальчику, что он смеялся от

удовольствия. Прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале (отражении в пруду) повторяет все его движения…

Главный герой благодаря своему отражению осознает, что совершил нечто ужасное, выгнав свою мать. Через страдания, одиночество герой осознал свои поступки, понял, за что был наказан. Он изменился, став добрым. Есть такая пословица «Лицо – зеркало души». Мальчик стал красивым и лицом, и душой.

Думаю, что эта сказка поможет талантливым, но высокомерным ребятам стать добрее, человечнее, красивее душой, и чтобы все понимали, что истинная красота не внешняя, а внутренняя.

Сказка » Красавица и чудовище«

Белль чувствует вину за нарушение своего обещания Зверю и использует зеркало, чтобы его увидеть. Зеркало показывает, что Зверь лежит полумертвый от горя около розовых кустов, с которых её отец забрал цветок. Она немедленно использует кольцо, чтобы вернуться во дворец. Зверь уже почти умер, и девушка плачет над ним, говоря, что любит его. Слёзы Белль капают на чудовище, и оно превращается в прекрасного принца. Принц сообщает Белль, что в давние дни злая фея превратила его в отвратительное чудовище, и что проклятье феи могло быть побеждено, только если какая-нибудь девушка полюбила б его, таким, каков он есть.

Принц и Белль поженились и жили с тех пор счастливо.

Зеркало в старину использовали для гадания. Гаданием с зеркалами занимались только самые смелые. Также гадания совершались над прорубью и колодцами, которые, так же как и зеркала, являются входами и выходами в другие миры.

В.Жуковский. Баллада «Светлана»

В балладе Светлана гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Она грустит о своем женихе, о котором давно нет известий. Смотрит в зеркало и слышит голос любимого, который зовет ее за собой венчаться в церкви.

А в каких мультфильмах встречается зеркало?

  1. Иван Царевич и Серый волк

Рассказал кот, что есть один колодец, из которого доносятся непонятные звуки, и дал волшебное зеркало, через которое с ним можно связаться.

2.Остров забвения: Харука и волшебное зеркало

Шестилетняя Харука в раннем детстве потеряла мать и жила вместе с отцом. Чтобы одолеть боль утраты, отец с головой погрузился в работу, а девочка выросла, считая, что особо никому не нужна. Однажды, когда тоска совсем одолела, Харука решила глянуть на старое зеркало — подарок и память о матери — и не нашла его. Тут она и вспомнила местную легенду о таинственных созданиях, которые за небольшое подношение могут вернуть любимые вещи. Придя в древний храм, героиня совершила ритуал и вправду увидела таинственное создание в маске. Так из-за извечного женского любопытства японская школьница попала в иной мир, на остров Забвения, где кроются утраченные вещи и воспоминания.

Заключение.

Говорить о зеркалах — это значит видеть недорисованное и слышать недослышанное, чего так много в произведениях литературы, особенно, если читать между строк.

В сказках и книгах, которые мы просмотрели, зеркало играет важную роль.

В своей работе мне удалось открыть для себя много интересного об истории зеркал, узнать культурные традиции народа, мир легенд.

Конечно, перечнем только тех произведений, которые были рассмотрены нами, тему «зеркала в литературе » не исчерпать.

Мною было изучено не одно произведение, в которых символика зеркала несет смысловую нагрузку и является важным для понимания образов героев, их действий и поступков.

Выводы:

1. Зеркала притягивают и передают энергию

1. Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках.

2. Мы узнали, что зеркало может выполнять роль переправы, доставки героя в иной мир, зазеркалье.

3. Ещё зеркало может служить, как мы поняли из сказки А. С. Пушкина, помощником добрых или злых героев.

4. В басне используется зеркало для поучения. Чтобы обзывать других и смотреть, какие другие некрасивые, нужно сначала обратить взор на себя. Значит, зеркало может использоваться не только в сказках для развития сюжета, но и в баснях для поучения.

5. Зеркало — отражение человека, или отражение его души, или истинного отражения героя.

Литература.

1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, Форум, 2007.

2. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.

3. А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».- М., 2002 – 320 с.

4. И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна». – Спб, 2001 – 230 с.

5. В. Губарёв «Королевство кривых зеркал». – М., 2006 – 120 с.

6. Г. Х. Андерсен «Снежная королева». – М., 2008 – 150 с.

7. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». – М., 2008 – 630 с.

8. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала / В. Правдивцев — // Наука и религия. 1998. — № 1.

9. Интернет — ресурсы

Приложение 1

Произведения, в которых присутствует образ зеркала

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

АВТОР

1

Миф о Нарциссе

Н.А. Кун

2

Миф о Персее и Медузе Горгоне

Н.А. Кун

3

«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А.С.Пушкин

4

«Таюткино зеркальце»

П.П. Бажов

5

«Зеркало и обезьяна»

И.А.Крылов

6

«Мальчик-звезда»

Оскар Уайльд

7

«Снежная Королева»

Х.К.Андерсен

8

«Алиса в Зазеркалье»

Л.Кэрролл

9

Баллада «Светлана»

В.Жуковский.

10

» Красавица и чудовище»

Шарль Перро

11

Гарри Поттер и философский камень

Роулинг Джоан

Приложение 2.

Результаты опроса.

Среди обучающихся 5-ых 7-х классов был проведен опрос на тему «Что я знаю о Зеркале?

Что известно о Зеркале

Количество голосов

1.

Обладают магической силой

6

2.

Зеркало является просто проводником в другой мир, зазеркалье.

3

3.

Зеркало может служить помощником добрых или злых героев

5

4.

Зеркало может быть отрицательным или положительным персонажем

6

5.

Зеркала являются входами и выходами в другие миры

8

6

Зеркало является носителем правды

4

7

Сказочный персонаж.

4

Проанализировав произведения, мы сделали вывод: в литературном произведении зеркало может являться источником видений, носителем правды, дверью в Зазеркалье, отрицательным или положительным персонажем.

Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас и все, что грядет.

Подводя итоги, я пришла к выводу, что зеркало, представленное на страницах произведений, является одним из самых загадочных образов, предметов в литературном творчестве и самый интересный персонаж. В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения.

6

Образ зеркала в произведениях художественной литературы

 Со Валерия,

экономическое отделение,

специальность «Право и организация

социального обеспечения», I  курс

Научный руководитель: Будаева Т.А.,

преподаватель ПЦК общих и гуманитарных дисциплин

Аннотация: в данной статье прослеживается взаимосвязь использования зеркала и зеркальных отражений в произведениях русских писателей и поэтов  как многозначный способ раскрытия художественного образа. Образ зеркала в литературе является средством выразительности, обогащающим язык, несущим ассоциативную нагрузку для восприятия, осмысления и интерпретации картины мира. Исследование представляет интерес для студентов и преподавателей гуманитарных дисциплин при изучении произведений и анализе текстов, эпизодов.

Ключевые слова: зеркало, отражение, образ, двойное видение, изобразительные ассоциации.

Загадочный мир зеркал…  Разве это может не заинтересовать?  Из всех предметов интерьера зеркало — наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Что значит зеркало в нашей жизни? Нам захотелось приоткрыть дверь в этот удивительный мир. Как давно он открылся людям? Возможно, обыкновенное зеркало — первый волшебный предмет, созданный человеком.

Его  история теряется в глубине веков. Первые зеркала делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте, позже — в XII веке — венецианские мастера, жившие и работавшие на острове Мурано.

С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью.  

В оккультной науке зеркало является не только отражающей поверхностью, но и связующим звеном между человеком и душой (сознанием и подсознанием).

Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у поэтов и писателей образ зеркала в разные годы обретал новое значение.

Почему сегодня, как и много веков назад, что-то удерживает нас перед зеркалом, завораживает и не отпускает. Придумав зеркало, человек и не подозревал, что создал одну из самых загадочных в мире вещей.

 В чем же состоит  мистика зеркала? Испокон веков люди считали, что в старинных зеркалах заключены души всех, кто в них когда-либо смотрелся.

 До сих пор некоторые люди  пытаются с его помощью общаться с потусторонним миром, предсказывать будущее и узнавать тайны прошлого.

Многие ученые убеждены, что зеркало, как всякая вещь, окружено неким невидимым полем.

Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Это и галлюцинации, и видения, и голоса, и странные звуки, и внезапный холод, и ощущение чьего-то присутствия — в общем, все, что имеет мощное влияние на психику человека. Основываясь на теории Парацельса, медики прошлого использовали подобные свойства зеркал для воздействия на подсознание человека, для гипноза и разного рода внушений [1, с. 17].

Когда-то на Руси очень широкое распространение получило гадание: два зеркала направляли друг на друга, расставляли горящие свечи и внимательно смотрели в зеркальный коридор, создаваемый отражением двух зеркал, надеясь увидеть свою судьбу. До начала сеанса следует закрыть иконы, снять крестик и засунуть его под пятку — иными словами, полностью отказаться от всех священных сил. Возможно поэтому существует поверье, будто бы зеркало людям дал Дьявол, чтоб они не томились в одиночестве и имели возможность разговаривать сами с собой.

Интересный исторический момент: Иван Грозный, очень страшившийся дурных сил и сглазов, распорядился, чтобы его жене зеркала делали лишь слепые умельцы. Тут нет ничего странного, поскольку на Руси бытовало мнение, что зеркало способно подхватить порчу и «подарить» ее любому, заглянувшему в него.

В Европе в мистические свойства зеркал верили ничуть не меньше — здесь часто монтировали зеркала в окна, чтобы отбить «вредную» энергию злого соседа, либо расположенных рядом «негативных» построек: промышленных объектов, темниц… В Испании на одеяние ребенка цепляли кучу небольших зеркал, чтобы оградить его от влияния взоров завистников. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя.

В древнекитайской мифологии: «Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…». В индийской традиции зеркало считается символом истины.  

 И сейчас, в век технического прогресса, люди не забывают о мистике зеркал. Мы пугаемся, когда зеркало падает на пол, и заботливо проверяем — не откололся ли кусочек. Или, возвратившись за чем-то домой, перед уходом   непременно посмотрим в зеркало. После визита неприятных людей обязательно моем зеркало, очищая от них его память. Если в доме находится покойник, зеркала занавешивают, боясь, как бы дух усопшего не ушел в зеркало, где он застрянет навечно…

Впервые человек встретился с собственным зеркальным отражением на поверхности водяной глади. Затем родилась мысль применять для изготовления зеркал как следует обработанные камни. Позже зеркала начали отливаться из различных металлов. В XVI веке было создано первое хрустальное зеркало.

Умельцы использовали в зеркальной поверхности золото и бронзу, благодаря которым смогли добиться прекрасного качества.

Однако, изобретя зеркало, люди и не догадывались, что изобрели чрезвычайно таинственную вещь. Со временем они начали постигать факт, что зеркало не просто умеет показывать окружающую действительность.

Мистические свойства зеркал начали применять гадалки и колдуны. Они нашли себе место в белой и черной магии.  

Зеркало, как предмет волшебный, обладающий магическими свойствами, наиболее часто  используется в литературных  произведениях. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию. И это, конечно, не могло не отразиться в фольклоре.

В литературе зеркало – достаточно распространенный персонаж или важная деталь.

В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).

В других произведениях зеркало является источником видений. В русскую литературу, например,  образ зеркала входит с творчеством А.С. Пушкина. Так, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» зеркало рассказывало злой мачехе о том, что есть  кто-то  красивее неё.

Образ зеркала также часто употребляется и  в литературных сказках.

В сказе П. Бажова  «Таюткино зеркальце» рабочие находят в руднике необычный камень в виде зеркала. Барыня приказала его вырубить да ей привезти, так как она хозяйка горы. Настоящая Хозяйка горы рассердилась и разбила зеркало.

В сказке Оскара Уайльда «Звездный Мальчик», герой, прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения…

В басне И.А. Крылова «Зеркало и обезьяна» обезьяна кривляется перед зеркалом, и, видя свое отражение,  не может понять, что это она сама.

Всё началось с зеркала  и в сказке Г.Х Андерсена «Снежная Королева». Играя с солнечным светом, Тролль разбил зеркало, а его осколок попал Каю в сердце. Так начинается новая история….

В книге Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», большой любитель головоломок, парадоксов и «перевертышей», автор уже ставшей знаменитой «Алисы в Стране Чудес» отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну — Зазеркалье.

Как и в прошлый раз, Алиса пускается в приключения благодаря своему любопытному и симпатичному зверьку — черному котенку, с которым она в полудреме играет. А по ту сторону волшебной зеркальной грани начинаются разнообразные чудеса и превращения.

Одной из самых популярных книг известного детского писателя В. Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» (1951). Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает «побывать по ту сторону зеркала». С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья.  Зеркало делается своеобразным транспортным средством.

Мотив, принцип, образ зеркала могут реализовываться на всех уровнях произведения: сюжетном, композиционном и образном.

Зеркало в произведении может играть и положительную, и отрицательную роль.

В мифе о Персее зеркало играет положительную роль, так как помогает герою избавиться от страшного чудовища. В сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» у зеркала  отрицательная роль, потому что Кай  из доброго, веселого мальчика превращается в злого и грубого, и спасти его смогла только любовь Герды.

В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» героине Оле удается избавиться от своих недостатков, так как она видит поведение Яло – своего зеркального отражения. Значит,  роль зеркала тоже положительная.

В сказке «Звездный мальчик» главный герой благодаря зеркалу осознает, что совершил нечто ужасное, выгнав свою мать. А в «Таюткином зеркальце» хозяйка горы, разбив зеркало,  наказывает жадную барыню. И в том, и в другом произведении роль зеркала положительная.

В  книге  «Алиса в Зазеркалье» зеркало не имеет ни положительной, ни отрицательной роли, оно является просто проводником в другой мир.

Смыслообразующие возможности зеркала особенно широко начинают использоваться и в литературе ХХ века.

Зеркало, как явление литературы, интересовало многих ученых. Символика, функции, семантика зеркала исследовались в работах М.М. Бахтина. Также образ зеркала в искусстве описал в книге «Зеркала» А.З. Вулис [2, с. 24]. Для Бахтина зеркало является способом самопознания героя через свое отражение.  Он рассматривает его как границу: между «своим»-«чужим», «этим»-«иным», живым-мертвым мирами, между внешним-внутренним. О. Заболотная, анализируя организацию художественных произведений В.В. Набокова, основанных на идее двоемирия, на противопоставлении взаимоотражающихся миров, исследует принцип зеркальности в стиле и композиции. Таким образом, зеркало в художественных произведениях обозначает и образ-предмет, и прием, и симметричность композиции.

Необходимо отметить, что часто образ-мотив зеркала трактуется расширительно. С зеркалом связывают не только прямое отражение, но и двойничество, сон и сновидения, круг, тень, отпечаток, луну и солнце, водную поверхность, портрет, картину [2, с. 28].

Зеркало в художественных произведениях может указывать на возможность нездешнего видения. Оно демонстрирует картины прошлого и будущего, т.е. становится символом памяти. Особую память сохраняет историческое зеркало в рассказе С.Т.  Романовского «Зеркало в старинном особняке». Оно становится своеобразным экраном, на котором оживают образы из далекого прошлого, и хранителем его информации.

Образ зеркала является участником колдовских операций и магических обрядов, например, во  «Властелине колец».  Зеркало никогда не бывает пустым. Оно живет жизнью отражения. Правда, здесь надо сделать оговорку в определении пустоты. Пустота понимается не как отсутствие, а как возможность наполнения.

В романе М. Кураева «Зеркало Монтачки» хранительница сравнивает зеркало с театром. Не театр – это зеркало, а зеркало – это театр, где «каждый из нас и драматург, и актер, и зритель, и даже критик. Каждый наш подход к зеркалу, каждый наш взгляд в зеркало – это же «маленький спектакль, сыгранный для себя» [6, с. 78].

В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало  показывало самые сокровенные желания человека.

Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво. Отражение в зеркале дает возможность человеку не только всматриваться в свой внешний облик, но и открывает дорогу размышлениям о внутреннем мире, пробуждает душевные переживания.  У В. Набокова мотив зеркала встречается во всех произведениях. Так, в рассказе «Облако, озеро, башня» есть зеркало в гостинице, которое наполовину полно ромашками, а остальное оно как будто не хочет отражать. Главное зеркало в рассказе – озеро. Облако символизировало свободу, лёгкость, озеро означало, что нужно посмотреть в зеркальную гладь и понять, кто ты на самом деле, и тогда твоё сознание устремится вверх, как пик башни, и ты сможешь делать  все, что хочешь.

У М.А. Булгакова мотив зеркала сопровождает появление нечистой силы, связь с потусторонним миром и чудеса.

В романе «Мастер и Маргарита» прямо указывается на зеркало как на дверь в зазеркалье. Например, в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время; может быть, оно и было изобретено для более лёгкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый дом. Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал. При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало. С другой стороны, зеркала и стёкла в романе постоянно бьются, то есть ещё раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом – свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека.  

Загадочная зеркальная гладь у А. Ахматовой, как правило, связана с прошлым («И страшен призрак в зеркале чужом»),  и прошлое это не радостно («Что таится в зеркале? — Горе»). Если считать в соответствии с мифологическими традициями многих народов, «что душа человека пребывает в его отражении в воде и в зеркале»,  что «душа-отражение, будучи внешней по отношению к человеку, подвержена почти тем же опасностям, что и душа-тень», то образ разбитого зеркала должен быть художественным аналогом разбитой судьбы, знаком беды, трещины жизни   и даже смерти. Разбитое зеркало для Ахматовой — вызов судьбе («Измена») и «всех бед… предтеча» («В разбитом зеркале»).

Наполненная глубоким психологическим смыслом «тема зеркал» каждому автору дает возможность образ зеркала трактовать, исходя из потребностей собственных личностных переживаний.

Зеркало, его функции и значение в контексте произведения представляют огромное поле для исследования. Необходимо отметить еще один, думается, существенный момент. Зеркало равно использовалось и используется в различных художественных системах. При этом функции, как правило, одни и те же, но различны, в зависимости от системы, истолкования самого мотива зеркала.

В целом можно сделать вывод, что зеркало безразлично к художественному направлению и системе. Его основная функция – отражать отражаемое. Да, зеркало — инструмент магический. Но стоит помнить о том, что оно не генерирует зло, а лишь отражает то, что находится в нас самих. Так давайте каждое утро подходить к нему с улыбкой и благодарностью — и да свершится доброе волшебство! Закончить хотелось бы стихотворными строками Надежды Бурцевой:

О, не пугайтесь таинства зеркал!..
В них Муза щедро дарит вдохновенье:
Глаза в глаза…
… И стройных строчек пенье
влечёт — в ещё неведомый астрал…
Там глубина, непознанность сознанья…
Полёт души — в иное мирозданье…
Вы не пугайтесь таинства зеркал!..
В них свод пути в иное измеренье… 
Начало всех, для нас — иных начал…
А, может — бесконечность воплощенья?..
О, не пугайтесь таинства зеркал!..

Список использованной литературы

  1. Бахтин, М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. — М., 2002.
  2. Вулис, А. Зеркала / А. Вулис. — М., 2002.
  3. Заболотная, О.Д. Система энантноморфизма в творчестве В.В. Набокова. Автореф. дис… кандидата филолог. Наук / О. Д. Заболотная. МПГУ, М., 2003.
  4. Кураев, М. Зеркало Монтачки / М. Кураев // Нов. мир. 2005. № 5.
  5. Пелевин, В. Священная книга оборотня / В. Пелевин. — М., 2006

  • Роль музыки в сказке бременские музыканты
  • Роль захара в романе обломов сочинение
  • Роль музыки в рассказе старый повар
  • Роль заимствованных слов в русском языке сочинение кратко
  • Роль музыки в рассказе корзина с еловыми шишками