:
Услышав проповедь о Правде, впечатлительный мальчик обнаружил, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умер, не выдержав этого несоответствия.
Сельский священник отец Павел произнёс рождественскую проповедь о Правде, которую Иисус Христос оставил в дар людям.
Отец Павел — сельский священник.
Правда утешает, согревает сердца, оживляет труд, указывает цель в жизни. Правда побеждает, даже если кажется, что торжествует дьявол.
Вместе с гонимыми и униженными Правда сходила в подземелья и проникала в горные ущелия. Она восходила с праведниками на костры и становилась рядом с ними перед лицом мучителей.
Правда, по словам священника, заключается в любви к Богу и ближнему своему. В храмах, где молятся Богу и «совершается непрестанное служение Правде», даже худшие из людей чувствуют себя умиротворёнными и просветлёнными. Любовь к ближнему украшает жизнь человека, и любить надо «не ради взаимности, а ради самой любви».
Особенно внимательно слушал проповедь десятилетний Серёжа Русланцев, сын мелкой землевладелицы.
Серёжа Русланов — десятилетний мальчик, умный, слабый, тихий, болезненно впечатлительный.
«Во времена крепостной зависимости» Серёжин отец был самым бедным помещиком в округе, владел тремя крестьянскими дворами и десятком дворовых. Его часто выбирали на разные должности, благодаря чему он сумел скопить небольшой капитал.
После освобождения крестьян Русланцев продолжил вести сельское хозяйство и женился на Марье Сергеевне.
Марья Сергеевна — мама Серёжи, молодая, небогатая вдова.
Через год он погиб, упав с лошади, а ещё через два месяца Марья Сергеевна родила сына.
Землю Марья Сергеевна отдала в аренду крестьянам, а сама жила тем, что давало приусадебное хозяйство — огород и три коровы. Помогала ей семья бывших дворовых — старая нянька, её дочь и женатый сын Григорий.
Григорий — сын Серёжиной няньки, работник Марьи Сергеевны, неторопливый и рассудительный.
Нужды молодая вдова не чувствовала и жизнь её текла плавно и счастливо. Тревожил её только тихий и слабый Серёжа, ставший к семи годам болезненно впечатлительным. Марья Сергеевна хотела отдать сына в гимназию и с семи лет начала учить его грамоте, а с десяти лет к обучению мальчика присоединился отец Павел.
Вернувшись из церкви, Серёжа заявил, что теперь хочет жить по правде, как проповедовал отец Павел. Он считал, что должен был защитить бедного соседа, когда у того за долги забрали корову. Марья Сергеевна говорила, что Серёжина правда — прилежно учиться и слушаться маму, но успокоить непомерно взволнованного сына не могла.
Серёжа побежал на кухню, где работники пили чай, и сказал, что они должны есть в комнатах, вместе со всеми. Григорий ответил, что простым людям и на кухне хорошо, потому что так заведено.
…коли господа добрые, жалостливые — это их правда. А коли мы, рабочие, усердно господам служим, не обманываем, стараемся — это наша правда. Спасибо и на том, ежели всякий свою правду наблюдает.
Чтобы вразумить Серёжу, нянька рассказала о местном помещике, который тоже захотел по правде жить, продал имение, деньги нищим роздал, а сам отправился странствовать, оставив сына без средств.
Григорий продолжил разговор и рассказал о местном мужике, который взял пример с этого помещика — роздал всё нищим и пошёл по миру с сумой. Через месяц его поймали и отправили домой за то, что он забыл оформить паспорт. «По правде жить оглядываючись надо», — сделал вывод Григорий.
В тот день Марья Сергеевна пригласила на обед отца Павла с женой. Серёжа и ему сообщил, что собирается идти в бой за правду и вспомнил проповедь, где говорилось о сжигаемых на кострах мучениках. Отец Павел возразил, что «на то и церковь установлена, чтобы в ней о правде возвещать», в реальной жизни всё не так. Мученики были раньше, теперь же «правда приумножилась — и мучеников не стало».
Серёжа поймёт правду полностью, когда вырастет, теперь же ему следует любить маму, уважать старших и скромно себя вести.
Любить правду должно, но мучеником себя без причины воображать — это уже тщеславие, суетность.
Весь обед Серёжа слушал рассказы о деревенских делах, и в них не всегда торжествовала правда. Мальчик ничего не ел, а под конец обеда расплакался. К вечеру у него начался жар и бред.
Следующим вечером из города приехал лекарь, старый и ничего не понимающий в медицине. Своих пациентов он лечил исключительно оподельдоком — старинным средством от ревматизма, которое «прописывал и снаружи, и внутрь». Серёже лекарь тоже прописал оподельдок, но лекарство, разумеется, не помогло.
Всю ночь у мальчика был сильный жар. На следующий день мальчику стало чуть лучше, но к ночи жар снова усилился. Марья Сергеевна и няня лечили Серёжу всеми способами, которые знали, но ничего не помогло.
Ночью началась агония. Серёжа увидел перед собой фигуру в белом — Христа — и умер. Правда мелькнула перед ним, но сердце мальчика не выдержало её напора и разорвалось.
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Рождественская сказка
Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин
Прекрасные слова о Правде сказал на празднике Рождества местный батюшка. Она пришла в наш мир вместе с Иисусом. Сопровождала его на протяжении всей земной жизни. После вознесения Правда осталась вместе с людьми. Каждый человек создан по образу Бога, который отдал сына своего людям. Иисус пострадал за Правду.
Очень внимательно церковную проповедь слушал Сережа — мальчик десяти лет. Его мать — Марья Сергеевна владела крохотной усадьбой. Жила семья не очень богато, тихо, скромно. Сережа рос понятливым и очень впечатлительным. В семь лет мать стала учить мальчика. Затем священник Павел начал учить его древним языкам. Предполагалось дальше отдать его на учебу в гимназию, которая находилась в соседнем городе. Марья Сергеевна была очень расстроена предстоящей разлукой с сыном.
После посещения службы в доме Русланцевых был устроен обед. Сережа ко всем взрослым обращался и говорил, что он за правду. Но в жизни правды очень мало. Мальчик приводил в пример взрослым, что они много делают не по правде. У одного крестьянина отобрали корову за долги. А у них в доме прислуга не сидит за одним столом с хозяевами. Взрослые Сереже говорили, что в храме положено говорить о правильных поступках, а в жизни все по-другому.
Небольшой, но поучительный рассказ «Рождественская сказка» Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина заставляет читателя задуматься о праведной жизни и о поступках людей, которые редко руководствуются правдой в делах своих.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Рождественская сказка. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Козлов Ежик в тумане
Загадочная сказка Сергея Козлова «Ёжик в тумане» рассказывает нам о приключениях Ёжика, который любит считать звезды под луной вместе со своим другом Медвежонком
- Краткое содержание Лермонтов Княгиня Лиговская
Действие происходит в Санкт-Петербурге в 1833 году. Один бедный молодой чиновник на улице попадает под лошадь. Повозка уезжает, однако пострадавший успевает заметить лицо своего обидчика.
- Краткое содержание Шекспир Тит Андроник
«Тит Андроник» — одна из известнейших пьес великого английского драматурга Вильяма Шекспира. Его авторство долгое время оспаривалось, велись многочисленные споры и рассуждения на этот счет
- Краткое содержание Абрамов Алька
Похоронив мать, Аля Амосова, только через год решилась поехать в гости, в посёлок где выросла. Сейчас проживает в городе и работает официанткой, найти работу ей помог Аркадий Семёнович.
- Краткое содержание Кийосаки Богатый папа, бедный папа
В этой, ставшей бестселлером книге, рассказывается не столько, конечно, о двух отцах, которые и были у автора, но об их противоположном отношении к жизни, к работе. Один отец (кровный родственник) учил сына, что нужно хорошо учиться
- Краткое содержание
- Салтыков-Щедрин
- Рождественская сказка
Рождественская сказка — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Рождественская сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина рассказывает о бренности всего в этом мире. Но смелые идеи, достойные сына божьего, не угасают и после смерти человека.
Маленький мальчик Сережа десяти лет услышал на празднике Рождества слова местного проповедника о принадлежности правды в этом мире. Отец Павел рассказывал, что правда пришла в наш мир, как дар Иисуса Христа, сына божьего. И после своей смерти Иисус оставил ее на земле. А каждый человек был волен сам решать, жить ему с правдой, даже если приходится иногда страдать за нее, иди жить во лжи.
Сережу сильно взволновали эти слова священника. И он решил для себя и поклялся, что жить будет только по правде.
Марья Сергеевна, мама Сережи, владела маленькой усадьбой, и жили они с сыном не богато. Но этот рождественский ужин был организован именно у них.
За столом маленький Сережа рассказывал гостям о своем детском анализе жизни. О том, как нужно жить по правде в его понимании и о том, как многие взрослые люди, присутствующие здесь на празднестве, не придерживаются этого правила, не раз проговорённого в церкви батюшкой.
Но гости пытались объяснить мальчику, что в жизни не все так просто, как можно произнести словами. Что в церкви принято говорить об этом и рассказывать прихожанам о правильности жизненных целей и устоев для того, чтобы люди придерживались их и не забывали. Но выполнять получается не всегда, а, если быть честными, практически никогда.
Сережа поклялся, что свою жизнь проживет по правде. Но выполнить свою клятву возможности у него не было.
В этот вечер у мальчика поднялась высокая температура. Отец Павел вызвал лекаря, но тот оказался некомпетентен, но признаться в этом не желал, поэтому настаивал на назначенном лечении.
Ночью у мальчика началась агония, в которой он пытался дотянуться руками до луны. Потом он упал на подушку и умер.
Также читают:
Рассказ Рождественская сказка (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Опыты — краткое содержание книги Монтеня
Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.
- Краткое содержание сказки Тёма и жучка Гарина-Михайловского
Теме немного нездоровится. Ночью он проснулся и увидел няню, качающую ребенка и спросил про собаку. Женщина посетовала на то, что бедное животное кто-то бросил в колодец. Мальчику настолько плохо, что он забывается тяжелым сном.
- Модный адвокат — краткое содержание рассказа Тэффи
Семен Рубашкин томился в зале суда. Готовилось к слушанию его дело. Обвинение было пустяковым: публикация статьи, содержащей слухи о роспуске Думы. Ничем, кроме штрафа, это не грозило
- Тургенев
Краткие пересказы Ивана Тургенева
Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин для читательского дневника
На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации. Проповедь окончил мыслью, что Иисус вознёсся, а правда осталась на земле.
После службы был устроен обед. Его провели в доме Русланцевых. Во время обеда Серёжа всем сообщал, что он целиком и на всегда будет стоять за правду. Он обличал присутствующих тем, что они много делают но правды из этого не много. Взрослые предупредили Серёжу что такое мышление о жизни ни к чему хорошему не приведёт. Они сказали, что в церкви о таком можно говорить, а в жизни с этим буду проблемы.
Все видели, что Сергей заболел. У него на следующий вечер появилась, в дополнении к головной боли, температура. Священник Павел не мог на это смотреть и вызвал лекаря из соседнего города. Но лекарь оказался не смышлён в данной болезни и не мог порекомендовать ничего кроме оподельдока. Родные говорили лекарю, что Сергей в плохом состоянии и оподельдок ему не поможет, но лекарь настаивал на обратном.
К вечеру жар у Сергея усилился, и начали проявляться приступы агонии. Увидев в окне луну он пытался дотянутся до неё своими руками, после чего упал на подушку и умер.
Мать Марья Сергеевна не успела вырастить сына, так как смерть разлучила их.
Оцените произведение:
- 2.85
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 59
Читать краткое содержание Рождественская сказка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Картинка или рисунок Рождественская сказка
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Энде — Момо
Жанровая направленность произведения представляет собой фантастическую сказочную прозу. Главной героиней произведения является девочка по имени Момо, представленная в рассказе в образе случайно появившегося в полуразрушенном
- Краткое содержание Малыш и Карлсон Линдгрен
Это история, которая произошла с маленьким мальчиком, проживающим в городе Стокгольм с мамой, папой, братом и сестрой. Мальчик был уверен, что он уже взрослый, но над ним все потешались
- Краткое содержание Без языка Короленко
В этом произведении говорится о необычных приключениях переселенцев в Америке. Один мужчина, по имени Осип, родом из поселка Лозищи, который расположен в Волынской губернии, принимает решение ехать в Америку
- Краткое содержание Гайдар Дым в лесу
Защищать, не смотря ни на что – геройский поступок, достойный восхищения. Если же человек, к тому же защищает Родину, это тем более достойно высочайшей похвалы. Отважность, решимость – этого иногда мало, нужно любить свой край, людей, живущих там
- Краткое содержание Илюха Шолохова
Тетка Дарья нарвалась в лесу на медвежью берлогу, испугавшись, она бросилась в деревню за помощью. Прибежав к Трофиму Никитичу, она рассказала о своей находке. Трофим взял с собой сына и пошел на медведя.
- Краткое содержание Шиллер Перчатка
Королевские подданные собрались посмотреть на битву диких животных, находясь в безопасности на высоких балконах. К их огромному изумлению, один бесстрашный рыцарь спустился прямо в хоровод хищников
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Рождественская сказка
Краткое содержание истории Рождественская сказка Салтыкова-Щедрина
Главный герой десятилетний Сережа Русланцев жил с матерью в усадьбе. Марье Сергеевне принадлежал небольшой надел земли. Ее муж Федор Павлович относился к помещикам из числа сильно обедневших. Спустя год после замужества женщина стала вдовой, жила тихо, вела скромное хозяйство.
Начальным образованием сына мать занималась лично, понятие о древних языках дал мальчику местный священник, дальнейшее обучение Сережа должен был получать в гимназии. Женщину беспокоила предстоящая разлука с горячо любимым сыном.
Рождественская служба в церкви проходила в праздничной, торжественной атмосфере. Батюшка говорил о силе правды, о жертве Христа за правду, о том, что люди в своих делах должны опираться только на правду.
Праздник завершился обедом в доме Русланцевых. К беседе за столом подключился Сережа. Под впечатлением утренней проповеди, мальчик стал обличать взрослых в непоследовательности, приводить примеры, когда поступки взрослых отличаются от законов праведной жизни. Мальчик сообщает матери, что будет жить только по правде, а значит защищать обездоленных и напоминает историю несчастного Ивана, у которого за долги отобрали корову, за счет которой кормилась семья должника. Взрослые пытаются объяснить ребенку, что с крестьянином поступили по закону справедливо, но мальчик не желает принимать такую правду. И тогда присутствующие за столом вынуждены объяснить Сереже, что слова о правде, прозвучавшие в церкви, принимают несколько иной смысл в реальной жизни.
Но ребенок настаивает на своем понимании правды. Горячность и нетерпимость мальчика встревожила окружающих.Ввсе заметили, что Сережа не здоров, как заклинание он повторял, что отныне будет жить только, по правде.
Старый лекарь считал панацеей лекарственное средство оподельдок, им и лечил ребенка. К сожалению, в случае болезни Сережи пресловутый оподельдок не принес облегчения. Пролежав несколько дней в бреду мальчик скончался.
В последние минуты в состоянии агонии Сереже было видение Христа и Правды, детское сердечко не смогло вынести этого мощного явления. Детская душа покидает землю не найдя на ней правды. Эта история наводит на размышления о правде жизни, о неблаговидных деяниях человеческих.
«Рождественская сказка» завершает сборник произведений, состоящих из 32 сказок, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым – Щедриным в период с 1869 по 1886 год. Двадцатилетний труд русского писателя, журналиста девятнадцатого столетия представляет собой сатирические рассказы, исполнены в жанре политической сказки. Автор поднимает злободневные темы, обличает человеческие пороки, размышляет об изменении сознания молодежи, стремящейся создать светлое и свободное будущее.
Читательский дневник.
Рождественская сказка. Читательский дневник
Советуем почитать
- Граф Монте-Кристо — краткое содержание романа Дюма
Эдмон Дантес – обычный моряк из Марселя. Во время рейса на Эльбу, судьба предоставляет ему встречу с маршалом, который велит передать письмо в Париж. Это его последняя воля, к которой главный герой относится весьма трепетно и ответственно.
- Краткое содержание повести Пунин и Бабурин Тургенева
В начале повести главному герою Б. 12 лет, его воспитанием занимается бабушка, родители мальчика умерли. Летние месяцы помещица с внуком проводят в деревенском имении, все остальное время живут в Москве.
- По направлению к Свану — краткое содержание романа Пруста
Роман представляет собой совокупность воспоминаний Марселя Пруста о своем детстве. Повествование начинается с подъема мальчика в доме дедушки в Комбре.
- Краткое содержание новеллы Рип ван Винкль Ирвинга
Произведение «Рип ван Винкль» было написано американским автором Вашингтоном Ирвингом в 1819 году. В центре рассказа, представляющего собой фантастическую историю, оказывается самый обыкновенный мужчина
- Краткое содержание рассказа Бахчевник Шолохова
Многие знают, что Бахчевик — мирная профессия, так как человек занимается охраной бахчихи. В этом рассказе таким мужчиной является Митька. У него есть семья: старший брат Федор, отец, мать.
Рождественская сказка Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина рассказывает о бренности всего в этом мире. Но смелые идеи, достойные сына божьего, не угасают и после смерти человека.
Маленький мальчик Сережа десяти лет услышал на празднике Рождества слова местного проповедника о принадлежности правды в этом мире. Отец Павел рассказывал, что правда пришла в наш мир, как дар Иисуса Христа, сына божьего. И после своей смерти Иисус оставил ее на земле. А каждый человек был волен сам решать, жить ему с правдой, даже если приходится иногда страдать за нее, иди жить во лжи.
Сережу сильно взволновали эти слова священника. И он решил для себя и поклялся, что жить будет только по правде.
Марья Сергеевна, мама Сережи, владела маленькой усадьбой, и жили они с сыном не богато. Но этот рождественский ужин был организован именно у них.
За столом маленький Сережа рассказывал гостям о своем детском анализе жизни. О том, как нужно жить по правде в его понимании и о том, как многие взрослые люди, присутствующие здесь на празднестве, не придерживаются этого правила, не раз проговорённого в церкви батюшкой.
Но гости пытались объяснить мальчику, что в жизни не все так просто, как можно произнести словами. Что в церкви принято говорить об этом и рассказывать прихожанам о правильности жизненных целей и устоев для того, чтобы люди придерживались их и не забывали. Но выполнять получается не всегда, а, если быть честными, практически никогда.
Сережа поклялся, что свою жизнь проживет по правде. Но выполнить свою клятву возможности у него не было.
В этот вечер у мальчика поднялась высокая температура. Отец Павел вызвал лекаря, но тот оказался некомпетентен, но признаться в этом не желал, поэтому настаивал на назначенном лечении.
Ночью у мальчика началась агония, в которой он пытался дотянуться руками до луны. Потом он упал на подушку и умер.
Рассказ Рождественская сказка (читательский дневник)
Предыдущая
Краткое содержаниеПрыжок — краткое содержание рассказа Толстого (сюжет произведения)
Следующая
Краткое содержаниеПравда — краткое содержание рассказа Шукшина (сюжет произведения)
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Рождественская сказка
Прекрасные слова о Правде сказал на празднике Рождества местный батюшка. Она пришла в наш мир вместе с Иисусом. Сопровождала его на протяжении всей земной жизни. После вознесения Правда осталась вместе с людьми. Каждый человек создан по образу Бога, который отдал сына своего людям. Иисус пострадал за Правду.
Очень внимательно церковную проповедь слушал Сережа — мальчик десяти лет. Его мать — Марья Сергеевна владела крохотной усадьбой. Жила семья не очень богато, тихо, скромно. Сережа рос понятливым и очень впечатлительным. В семь лет мать стала учить мальчика. Затем священник Павел начал учить его древним языкам. Предполагалось дальше отдать его на учебу в гимназию, которая находилась в соседнем городе. Марья Сергеевна была очень расстроена предстоящей разлукой с сыном.
После посещения службы в доме Русланцевых был устроен обед. Сережа ко всем взрослым обращался и говорил, что он за правду. Но в жизни правды очень мало. Мальчик приводил в пример взрослым, что они много делают не по правде. У одного крестьянина отобрали корову за долги. А у них в доме прислуга не сидит за одним столом с хозяевами. Взрослые Сереже говорили, что в храме положено говорить о правильных поступках, а в жизни все по-другому.
Небольшой, но поучительный рассказ «Рождественская сказка» Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина заставляет читателя задуматься о праведной жизни и о поступках людей, которые редко руководствуются правдой в делах своих.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин. Краткие содержания произведений
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Гиена
- Господа Головлевы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дурак
- История одного города
- Карась идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Орел-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Соседи
«Пятницы» Петрашевского, собственный кружок и первые повести
Салтыков-Щедрин окончил лицей в 1844 году. В его аттестате были отмечены успехи в учебе, особенно «в законе божием, статистике и русской словесности». Однако из-за неидеального поведения он получил чин ниже, чем остальные, и стал не титулярным советником, а коллежским секретарем, то есть мог занимать низшие руководящие должности, но не получил пока личное дворянство. Осенью того же года он поступил на службу в Канцелярию военного министерства.
Жил Салтыков-Щедрин бедно, в съемных квартирах. Однако он часто ходил в театры и оперу, а позднее писал в цикле автобиографических очерков «Мелочи жизни»: «Иногда, ради билета в театр, я вынуждался заменять скромный кухмистерский обед десятикопеечной колбасой с булкой». В 1845 году Салтыков-Щедрин начал посещать собрания, которые по пятницам устраивал у себя дома его лицейский друг — философ-социалист Михаил Петрашевский. На этих встречах обсуждали работы французских утопистов Шарля Фурье и Этьена Кабе, принципы «свободы, равенства и братства», Великую французскую революцию 1789 года, отмену крепостного права. Позднее Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я примкнул к западникам к тому безвестному кружку, который инстинктивно прилепился к Франции. Оттуда лилась на нас вера в человечество, оттуда воссияла нам уверенность, что «золотой век» находится не позади, а впереди нас… Мы не могли без сладостного трепета помыслить о «великих принципах 1789 года» и обо всем, что оттуда проистекало».
Через два года Салтыков-Щедрин и его друзья — публицист-экономист Владимир Милютин и литературный критик Валериан Майков — перестали посещать «пятницы» Петрашевского и образовали собственный кружок. Они видели противоречия между идеями утопистов, Петрашевского и российской реальностью. Их Салтыков-Щедрин и описал в своей первой повести «Противоречия». Вскоре ее напечатали в журнале «Отечественные записки». Писатель посвятил это произведение своему другу Милютину, а в главном герое Андрее Нагибине описал типичный характер русского интеллигента сороковых годов, который не находил своего места: «Я и не утопист, потому что утопию свою вывожу из исторического развития действительности, потому что населяю ее не мертвыми призраками, а живыми людьми, имеющими плоть и кровь, и не консерватор… потому что не хочу застоя, а требую жизни, требую движения вперед».
Произведение построено на дневниковых записях Нагибина и его возлюбленной Тани. В них он рассуждал об отношении человека к действительности, к жизни, к природе, к другому человеку, а также о способах преобразования самодержавно-крепостнического строя и в итоге запутался в противоречиях собственной мысли.
В 1848 году Салтыков-Щедрин написал свою вторую повесть «Запутанное дело». В ней он вслед за писателями Николаем Гоголем и Федором Достоевским создал свой образ маленького человека. Его герой Иван Мичулин — выходец из небогатой дворянской семьи. Он, по словам литературоведа Константина Тюнькина, «вовсе не мыслитель и не деятель, просто ищет своего места под солнцем и, оказавшись лишним «на пиру жизни», погибает, так и не поняв, зачем искал, страдал, чувствовал — зачем жил». В «Запутанном деле» Салтыков-Щедрин создал двух персонажей — Алексиса Звонского и Вольфганга Беобахтера — по прототипам петрашевцев Алексея Плещеева и Николая Спешнева. И если Звонской лишь отличался «анонимной восторженностью» по поводу февральской революции во Франции, то Беобахтер требовал непременного «ррразрушения» самодержавно-крепостного строя в России. А когда Мичулин пришел к ним со своим «запутанным делом», персонажи посоветовали ему прочитать «крохотную книжонку из тех, что в Париже, как грибы в дождливое лето, нарождаются тысячами». Так главный герой тоже задумался об общественной несправедливости и ему начал грезиться «обаятельный дым» восстания. Поэтому когда Салтыков-Щедрин захотел напечатать повесть в «Современнике», ему отказали. Редактор журнала Иван Панаев писал: «Пусть лучше автор отдаст в другой журнал, там авось пропустят. А цензура в «Современнике» такую повесть не только запретит, но еще и гвалт поднимет». И повесть опубликовали в «Отечественных записках».
В то же время шеф жандармов граф Алексей Орлов представил Николаю I доклад «О журналах «Современник» и «Отечественные записки». Граф был испуган новой революцией во Франции и предлагал привести «к общему знаменателю» издания, которые позволяли себе «вредное направление». Император создал особый секретный комитет и приказал донести ему «с доказательствами где найдет какие упущения цензуры и ее начальства и которые журналы и в чем вышли из своей программы». Комитет приступил к «ревизии русской литературы» и обратил внимание на повести Салтыкова-Щедрина.
«Скитальческая жизнь в глухом краю»: ссылка в Вятку
Салтыков-Щедрин только получил повышение до титулярного советника, когда 20 апреля 1848 года в его квартире появился жандарм с предписанием ехать в какую-то «северную трущобу». Писателя выслали на службу в Вятку. Он прожил там до ноября 1855 года, и все это время ему было запрещено писать.
Связи с прежней жизнью разом порвались; редко кто обо мне вспомнил, да я и сам не чувствовал потребности возвращаться к прошедшему. Новая жизнь со всех сторон обступила меня Целых восемь лет я вел скитальческую жизнь в глухом краю. И возлежал на лоне у начальника края, и был отметаем от оного; был и украшением общества, и заразою его; и удачи, и невзгоды — все испытал, что можно испытать на страже обязательной службы, среди не особенно брезгливых по служебной части коллег. Конца этому положению я не предвидел. Сначала делал некоторые попытки, чтобы высвободиться, но чем дальше шел вглубь, тем более и более обживался.
Михаил Салтыков-Щедрин, цикл очерков «Мелочи жизни», 1887 год
В Вятском губернском правлении Салтыков-Щедрин служил младшим чиновником. Но уже через два месяца губернатор назначил его своим старшим чиновником для особых поручений. Писатель расследовал мелкие дела — например, «о злоупотреблениях в Вятской городской полиции по заготовлению арестантской одежды». Он много работал, стал постоянным посетителем дома губернатора и светских салонов. В 1849 году составил отчет по управлению Вятской губернией за прошлый год — его представили министру внутренних дел. А в 1850 году Салтыков-Щедрин подготовил «Вятскую выставку сельских произведений». Министерство государственных имуществ назвало ее «одною из наиболее изобильных, благоустроенных и поучительных во всей империи». Вскоре писателя назначили советником Губернского управления. Он возглавил хозяйственное отделение, усмирял крестьянские бунты и ездил со следственными делами по Вятской, Пермской, Казанской и Нижегородской губерниям. Так Салтыков-Щедрин наблюдал за крестьянской и чиновничьей жизнью, которую впоследствии описал во многих своих произведениях.
В 1851 году в Вятку приехал новый вице-губернатор Аполлон Болтин. Вскоре Салтыков-Щедрин сблизился и с ним, часто бывал в гостях и влюбился в одну из дочерей чиновника — Елизавету. Он писал: «То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!» Вскоре губернатора с семьей перевели во Владимир, и перед их отъездом писатель попросил у Болтина руки его дочери, но тот посчитал, что Елизавета еще слишком юна, и отложил ответ на год. Болтин разрешил помолвку только в апреле 1855 года.
Салтыков-Щедрин несколько раз писал императору и просил освободить его из ссылки за хорошую службу. За писателя хлопотали родители и друзья, однако ответ был один — «рано».
18 февраля 1855 года скончался Николай I. А в сентябре в Вятку приехал генерал-адъютант Петр Ланской — двоюродный брат министра внутренних дел Сергея Ланского — с женой Натальей Гончаровой-Пушкиной. Им представили Салтыкова-Щедрина как талантливого человека и бывшего лицеиста, который, подобно Пушкину, испытал на себе немилость императора. Вскоре Ланской написал брату официальное письмо, в котором просил «исходатайствовать» Салтыкову-Щедрину «всемилостивейшее прощение». 12 ноября министр внутренних дел доложил о писателе Александру II, и тот приказал «дозволить Салтыкову проживать и служить, где пожелает».
«Писал и служил, служил и писал»: возвращение в Петербург
Салтыков-Щедрин выехал из Вятки 24 декабря 1855 года. Он погостил на родине у матери, съездил к невесте во Владимир и 14 января 1856 года наконец добрался до Санкт-Петербурга. Там он устроился в Министерство внутренних дел и служил под начальством Николая Милютина, тогда директора хозяйственного департамента. А 6 июня 1856 года писатель обвенчался с Елизаветой Болтиной в Москве в Крестовоздвиженской церкви на Воздвиженке. Однако из родственников на свадьбе со стороны Салтыкова-Щедрина присутствовал лишь младший брат Илья. Мать не одобряла этот брак и лишила сына материальной поддержки. Через год после свадьбы она писала другому своему сыну Дмитрию: «Да что делать ныне матери в отставке, только дай, а более и знать не хотим. Коллежский советник… с голой барыней своей. Вот ворона-то залетела в барские хоромы, ну да работай, пиши статьи, добывай деньги ради барыни».
В это время Салтыков-Щедрин активно занялся литературой. Как сам он вспоминал в свои поздние годы, «писал и служил, служил и писал». В 1856–1857 годах он создал «Губернские очерки» — цикл о провинциальной России, которую писатель досконально узнал за семь с половиной лет ссылки. Произведение сильно отличалось от прозы Салтыкова-Щедрина 1840-х годов. В нем, как писал литературовед Константин Тюнькин, автор представлял чиновника не как «бедного человека, вызывающего жалость и сочувствие», а как «грубого и хитрого стяжателя, хищника, паразитирующего на народном невежестве, бедности и несчастье».
Первым, кому Салтыков-Щедрин дал прочитать очерки, стал его бывший сослуживец по канцелярии военного министерства, беллетрист и критик Александр Дружинин. Он похвалил сочинения: «Вот вы стали на настоящую дорогу, это совсем не похоже на то, что писали прежде». Однако писатель опасался печатать обличительные очерки в «Современнике» и в 1856 году начал публиковать их в новом московском либеральном журнале «Русский вестник». «Губернские очерки» быстро стали популярны, Салтыкова-Щедрина называли наследником Николая Гоголя.
В 1858 году Салтыкова-Щедрина назначили вице-губернатором Рязани, а через два года перевели в Тверь. На службе он боролся со взяточничеством и воровством. Параллельно писатель печатал «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», а также статьи по крестьянскому вопросу в журналах «Русский вестник», «Современник» и «Библиотека для чтения».
В 1862 году писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и стал редактором «Современника» — его пригласил поэт и писатель Николай Некрасов, который на тот момент руководил журналом. Каждый месяц Салтыков-Щедрин выпускал обозрение «Наша общественная жизнь», но через два года покинул редакцию из-за внутренних разногласий и вернулся на государственную службу. В 1865–1868 годах он возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле и Рязани. В то же время Салтыков писал памфлеты-гротески, в которых начальники этих мест узнавали себя. Из-за этого у писателя часто возникали конфликты с местными властями, и ему приходилось менять место службы. Но после жалобы рязанского губернатора в 1868 году его окончательно отправили на пенсию. А в 1869-м Салтыков-Щедрин выпустил «Письма о провинции», в которых рассказал о своих наблюдениях за жизнью этих городов.
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )