Пояснительная записка к уроку
Дидактическое обоснование |
Урок разработан в свете ФГОС ООО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе. |
Тип урока: урок систематизации ЗУН |
Дидактическая цель: создание условий для систематизации ЗУН |
Основные дидактические методы: деятельностный,проблемный, исследовательский, практический. |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая |
Место данного урока в системе уроков по теме: Второй урок по теме «Сказки В.А.Жуковского». |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, проектные мастерские |
Используемое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска |
Результативность урока: создание собственных продуктов проектной деятельности через системную работу с ИКТ (представлено в приложениях к уроку) |
Разработка урока
Класс: 5
Предмет: литература
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки
Тема урока: «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»
Тип урока: проектные мастерские
Цели урока: идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД
Задачи:
- Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
- Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
- Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, презентация.
Межпредметные связи: изобразительное искусство
Время, отведенное на реализацию:
- 1 урок – организационный
- самостоятельная работа учащихся дома
- 2 урок – реализация проекта
Организация работы:
учащиеся работают над реализацией 6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):
- «Биографы»
- «Мастера сказок»
- «Аналитики»
- «Энциклопедисты»
- «Сказочники»
- «Художники»
+ независимый эксперт (учащийся, который в работе мастерских участия не принимал.Заполнение экспертной карты)
Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 6 конвертов с названием мастерских (для проведения рефлексии)
Сценарий урока
по реализации проекта
- Оргмомент.
Приветствие учащихся. Постановка целей и задач. Просмотр ролика о важности работы в команде.(Приложение 1)
Вопросы классу:
— Какие выводы мы можем сделать из содержания ролика?(Важно действовать в команде, а не одному)
- Слово учителя.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к проекту.
Давайте вспомним некоторые факты из биографии В.А.Жуковского.
(работаем на интерактивной доске – формат документа Smartnotebook) . Верно ли утверждение? Необходимо добавить галочки к тем утверждениям, с которыми согласны. (Приложение 2)
Напоминаю, что мы с вами работаем в 6 мастерских. (Приложение 3, слайд 1).
Давайте вспомним, что такое проект и какие структурные части в него входят. (Приложение3, слайд 2) Чему мы можем научиться, работая над проектом?
В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. (Приложение 3, слайд 3). Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке. (Приложение 3, слайд 4). В 1831 году Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.
III. Защита проектов.
Представление творческого «продукта» по итогам работы в проектных мастерских.
Учащиеся рассказывают о том, как работали над проектом: тема, какие цели и задачи поставили, какую выдвигали гипотезу, какие методы использовали, раскрывают структуру работы над проектом, представляют результат работы – продукт.
- Мастерская «Биографы».
Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной экскурсии «8 интересных фактов из биографии В.А.Жуковского» (Приложение 4)
- Мастерская «Аналитики».
Члены мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского напоминает русские народные сказки и что отличает. (Приложение 6). Результатом работы стал выпуск брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной сказок» (Приложение 6)
- Мастерская «Энциклопедисты».
Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание интерактивного словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». (Приложение 7)
- Выступление независимого эксперта, подведение итогов по защите проектов. Рефлексия учителя и учащихся.
V. Самооценка и оценка работы других групп.
Учащимся предлагается письменно поразмышлять над 2 вопросами:
— Какой твой вклад в реализацию проекта.
— Чей проект тебе понравился?
Положить картинку со старичком-боровичком в конверт, той мастерской, работа которой вам понравилась больше всего (конверты на доске).
VI.Домашнее задание: познакомиться с балладой В.А.Жуковского «Кубок».
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»
Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.
Цели урока:
-
познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;
-
сопоставить эту сказку с народными сказками;
-
проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки
Ход урока.
-
Слово учителя:
Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.
Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.
Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.
Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.
Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.
Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.
(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )
2. Чтение текста учителем.
-
Работа с текстом:
Беседа:
-
Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
Да Нет
— вступление, зачин — стихотворный текст
— концовка — необычные герои
— положительные и отрицательные герои — необычные имена
— эпитеты — автор
-
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
-
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
( авторские, литературные)
-
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-
рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)
-
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
-
Сказочный зачин ( зачитываем)
-
Концовка ( зачитываем)
-
Герои положительные и отрицательные ( называем)
-
Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)
-
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)
-
А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)
-
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
-
Обычен ли герой? ( нет)
-
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
-
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-
вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
-
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)
-
А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)
-
Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
-
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
-
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
-
Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)
-
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
-
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
-
Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)
-
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
-
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
-
Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)
-
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
-
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
-
Время всё текло, текло,
Вот и 300 лет прошло…
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
-
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
-
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
-
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
-
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
-
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
-
Каков финал сказки?
-
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
-
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
-
Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)
-
Почему? ( волшебство, волшебные вещи)
-
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
-
авторство
-
стихотворная форма
-
необычные герои
-
необычные имена
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)
Литература
5 класс
Урок № 11
Жуковский В. А. «Спящая царевна»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Жизнь творчество В. А. Жуковского.
- Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
- Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.
Тезаурус
Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.
Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.
Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.
Терновник – вид колючего кустарника.
Ланиты (устар.) – щёки.
Чело (устар.) – лоб.
Очи (устар.) – глаза.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.
Дополнительная литература:
- Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
- Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
- Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
- Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
- Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
- Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
- Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.
В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.
А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».
Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.
Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своём
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!
Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.
Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.
Автор рисует картины спящего красочного мира.
Повар спит перед огнём;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.
Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.
В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей…
Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.
Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)
Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.
Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.
Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.
Теоретический материал для углубленного изучения
В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.
«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»
Варианты ответов:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица», Шарль Перро
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
«Золушка», Шарль Перро
Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:
«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм
«Спящая красавица» Шарль Перро
Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное
Задание: восстановите последовательность событий в сказке
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:
Рак предсказывает царице рождение дочери
Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена
Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки
Принц узнает от старика легенду о спящей царевне
Принц будит царевну поцелуем
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
- Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
- Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе
План урока:
- Оргмомент ( 2 мин.)
- Проверка д/з. (5 мин.)
- Объяснение нового материала ( 26мин.)
- Подведение итогов (3 мин.)
- Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
- Задание на дом (2 мин.)
Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».
Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)
Ход урока
I. Оргмомент. | |||||
Сообщение темы. Целевая установка на урок. | |||||
II. Проверка д/з (фронтальный опрос). | |||||
Учитель | – Что вы знаете о В.А. Жуковском? – Что это был за человек? – Чем он прославился? (слайд №4) |
||||
III. Объяснение нового материала. | |||||
Учитель | Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки? На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом). Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? |
||||
Учащиеся | Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. | ||||
Учитель | Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом. Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) |
||||
Учащиеся | Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) | ||||
Учитель | К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) | ||||
Учащиеся | Волшебной | ||||
Учитель | Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) | ||||
Учащиеся | · Наличие чуда · Столкновение с волшебной силой · Существование какого-либо запрета · Волшебные персонажи · Волшебные предметы · Символы |
||||
Определение уровня читательского восприятия сказки |
|||||
Учитель | Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) | ||||
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия) |
|||||
Учитель | – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. – Как развиваются события дальше? – Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? – Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7) Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты) – Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? |
||||
Учащиеся | А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7) |
||||
Учитель говорит о главных и второстепенных героях. | |||||
Учитель | – Расскажите · о царе Матвее · о царевне · о царском сыне (Слайд (После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя) Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок. |
||||
Учитель | – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? | ||||
Учащиеся | Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
||||
Учитель | – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются? (По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)
|
||||
Выразительное чтение сказки | |||||
Учитель | Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) | ||||
IV. Подведение итогов. | |||||
Учитель | Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки? В чем сходство его сказки с народной? А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? |
||||
Учащиеся | (Звучат ответы) | ||||
Учитель | Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
Рефлексия: А.С. Пушкин говорил: Сказка – ложь, да в ней намек, – А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10) |
||||
V. Мотивирование и объяснение оценок. | |||||
VI. Задание на дом. | |||||
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113). Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» |
Использованная литература:
- Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
- «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
- Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
- Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
Интернет-ресурсы:
- zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
- www.zhukovskiy.net.ru
- www.a4format.ru
- hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области
Конспект урока
по литературе в 5 классе
«В. А. Жуковский «Спящая царевна»
Подготовила учитель русского языка и литературы Пименова Наталия Александровна
с. Красная Звезда 2015
Цели: 1)работая над содержанием сказки, раскрыть ее главную мысль; 2)ознакомить с понятиями «литературная сказка», «пейзаж» в художественном произведении; 3) обучать выразительному чтению.
Оборудование: портрет В. А. Жуковского, текст сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» с иллюстрациями художника В. Кутлинского.
Ход урока.
-
Организация класса.
-
Вступительная беседа.
— Ребята, любите ли вы читать сказки?
— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?
— Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .)
3. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение.
4. Анализ содержания сказки.
— «Спящая красавица» — это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной — Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)
— Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?
— О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?
— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)
— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.
— Почему автор называет рака пророком?
— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?
— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?
— Исполнилось ли это заклинание? Почему?
Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.
— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)
— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
Работа с иллюстрацией.
— Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского. — Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )
— Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.
— А какими представляете их вы?
— Оцените мастерство художника. ( Художнику удалось предельно точно отобразить на полотне содержание сказки.)
Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
Мы смотрим влево, вправо.
Мы смотрим вверх и вниз.
Мы спинку держим прямо
И за урок взялись.
— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?
— Кто же разбудил спящую царевну?
— От кого он узнал о спящей царевне?
— Что поведал ему старик? Прочитайте.
— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?
— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?
— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)
— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?
— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?
— Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.
— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?
— Прочитайте описание портрета царевны.
— Какой же была царевна?
— Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.
— Как заканчивается сказка?
— Что же побеждает в этой сказке?
— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?
— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца.
-О чем говорится в этих строках?
— Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)
— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.
5. Итог урока.
— Над чем работали сегодня на уроке?
— Что нового узнали ?
— Над чем вас заставила задуматься эта сказка?
Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок из сказки «Предсказание рака», прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.
Список использованной литературы
Литература .5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008
В.А.
Жуковский
«Спящая царевна»
Звучит
музыка. Вальс « Спящая красавица» из балета Чайковского.
Эпиграф:
Чем человек умнее и добрее, тем больше
он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)
Слово
учителя.
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого
детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки.
Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги,
которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в
котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не
перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в
глубине своего сердца.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького
отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального
искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной
выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета,
богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда
победители, Зло наказывается, Добро побеждает.
Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с
творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной
сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.
Летом 1831 года В. А.
Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами
возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о
царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане»,
соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г.
Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над
которой он работал чуть больше двух недель.
Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже
«Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки
сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу
красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной
форме сказки.
—
Дома вы прочитали сказку Жуковского
«
Спящая царевна». Понравилась ли она вам? Почему?
— К какой группе
народных сказок вы бы отнесли сказку В.А.Жуковского? (Эту сказку можно
отнести к волшебным, потому что здесь действуют фантастические герои –
чародейки, есть помощник – говорящий рак, есть чудесное приключение – сон,
который длился триста лет).
—
Вспомним основные события сказки.
Варианты плана:
1. Пророчество
рака (Рождение царевны)
2. Происшествие на
пиру (Месть злой чародейки).
3. Заколдованный
сон (Пророчество чародеек сбылось.)
4. Пробуждение
(Поцелуй царского сына).
5. Конец злых чар
(Свадьба).
-В сказке
встречаются много устаревших слов. Попробуем угадать значение некоторых.
Слово |
толкование |
Пророк |
щёки |
Благонравна |
колючий |
Сучить |
вытягивать из кудели нить, скручивая прядь |
Хорунжий |
разговор |
Сном пресекся разговор |
предсказатель будущего, выполняющий волю богов. |
Терновник |
благого, доброго, кроткого нрава. |
Ланиты |
в царской армии казачий офицерский чин. |
-Обратимся к композиции
сказки: найдите зачин и концовку.
(зачин
Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил
с царицею своей
Он
в согласье много лет;
А
детей все нет как нет.
концовка:
Свадьба,
пир, и я там был
И
вино на свадьбе пил;
По
усам вино бежало,
В
рот же капли не попало.)
— Чем зачин и
концовка напоминают народные сказки? (Зачин и концовка имеют такой же зачин и
концовку, как в народных сказках: «Жил-был добрый царь Матвей»).
– С чего начинает
завязываться действие в сказке? Прочитайте. Какой необычный герой предстаёт перед нами в этом
отрывке?
Раз царица на
лугу,
На зеленом
берегу
Ручейка была
одна;
Горько плакала
она.
Вдруг,
глядит, ползет к ней рак;
Он сказал
царице так:
«Мне тебя,
царица, жаль;
Но забудь
свою печаль;
Понесешь ты в
эту ночь:
У тебя
родится дочь». —
«Благодарствуй,
добрый рак;
Не ждала тебя
никак…»
Но уж рак
уполз в ручей,
Не слыхав ее речей.
Он, конечно,
был пророк;
Что сказал —
сбылося в срок:
Дочь царица
родила.
-Что хотел этим образом показать автор? (Шутливый тон
повествования)
— Как вы думаете, рождение ребенка в семье
– это большое событие или нет? Почему?
— Что же сделал царь в честь рождения
долгожданной дочери?
Вот царем
Матвеем пир
Знатный дан
на целый мир.
-Кого
он пригласил на пир, а кого нет? Почему?
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей.
Так, но есть причина тут:
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых;
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
(Кем украдено оно,
Знать об этом не дано).
«Что ж тут делать? — царь сказал. —
Так и быть!» И не послал
Он на пир старухи звать.
— Прав ли был
царь, не пригласив на пир одну из чародеек? (Царь правильно
сделал, что не пригласил её, она же была злая. Вдруг она что-нибудь недоброе бы
сделала.
Она и так это
сделала. А вот если бы царь отнёсся к ней уважительно, с добротой, может быть,
ей бы тоже захотелось стать доброй).
— Как вы думаете,
как сложилась бы судьба героев, если бы царь Матвей не обидел двенадцатую
чародейку? (Двенадцатая чародейка так обрадовалась бы, что ей тоже уделили
внимание, что превратилась бы в добрую колдунью. Она бы подарила новорожденной
что-то очень необычное и хорошее).
-Но если б правитель желал, он нашел бы выход из
этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую
ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.
—
Прочитайте, чем одарили чародейки царевну?
-Посмотрите
на иллюстрацию, зачитайте фрагмент к ней.
«Будешь в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, мое дитя;
Жизнь твоя пройдет шутя
Меж знакомых и родных…»
-Что пожелала
царевне злая ведьма? Зачитайте.
«На
пиру я не была,
Но
подарок принесла:
На
шестнадцатом году
Повстречаешь
ты беду;
В
этом возрасте своем
Руку
ты веретеном
Оцарапаешь,
мой свет,
И
умрешь во цвете лет!»
-Исполнилось
ли это заклинание? Почему?
Но оставшаяся там
Речь домолвила: «Не дам
Без пути ругаться ей
Над царевною моей;
Будет то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдет,
И царевна оживет;
Будет долго в свете жить;
Будут внуки веселить
Вместе с нею мать, отца
До земного их конца».
–
Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?
–
Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек? (Магическое число
(12 месяцев)- особенность волшебных сказок.)
— Каким образом
царь попытался избежать несчастья?(Он издал указ:
«
Запрещается от нас в нашем царстве сеять лён,
Прясть,
сучить, чтоб веретён
Духу
не было в домах;
Чтоб
скорей как можно прях
Всех
из царства выслать вон»).
— Что такое
веретено и прялка? (Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства.
Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых
предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Нарядную прялку
мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец
дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку –
подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему
поколению.
Состоит прялка из
донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель.
Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели
(волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Веретено –
конусообразная палочка, выточенная из дерева, иногда украшенная узором).
-Послушайте
загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это? (веретено).
Из напряденных
льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут
шерсть на носочки, варежки.
-Какой
эпизод сказки иллюстрирован, прочитайте.
Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
«Дай, — сказала наконец, —
Осмотрю я наш дворец».
По дворцу она пошла:
Пышных комнат нет числа;
Всем любуется она;
Вот, глядит, отворена
Дверь в покой; в покое том
Вьется лестница винтом
Вкруг столба; по ступеням
Всходит вверх и видит — там
Старушоночка сидит;
Гребень под носом торчит;
Старушоночка прядет
И за пряжею поет:
«Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас».
Гостья жданная вошла;
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
-Кем
по-вашему была эта старушонка? Почему в сон были погружены все действующие лица
сказки?
-Сколько
лет длился сон? Почему за это время никто не мог пробраться к замку?
И
покрыл окрестность бор;
Из
терновника забор
Дикий
бор тот окружил;
Он
навек загородил
К
дому царскому пути:
Долго,
долго не найти
Никому
туда следа —
И
приблизиться беда!
Птица
там не пролетит,
Близко
зверь не пробежит,
Даже
облака небес
На
дремучий, темный лес
Не
навеет ветерок.
— Кто же разбудил
спящую царевну? От кого он узнал о спящей царевне? Что поведал ему старик?
Как
богатый царский дом
В
нем давным-давно стоит,
Как
царевна в доме спит,
Как
ее чудесен сон,
Как
три века длится он,
Как
во сне царевна ждет,
Что
спаситель к ней придет;
Как
опасны в лес пути,
Как
пыталася дойти
До
царевны молодежь,
Как
со всяким то ж да то ж
Приключалось:
попадал
В
лес, да там и погибал.
Был
детина удалой
— Испугался ли царевич
рассказа старика? Почему?
Царский сын; от сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в коня;
Прянул конь от острых шпор
И стрелой помчался в бор,
И в одно мгновенье там.
-Зачитаем
описание чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нем.
— Почему в
заколдованное место смог пройти царский сын? Почему он не заснул, когда попал в
заколдованный дворец?
-Что его поразило?
Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?
Прочитайте
описание портрета царевны.
Как
дитя, лежит она,
Распылалася
от сна;
Молод
цвет ее ланит;
Меж
ресницами блестит
Пламя
сонное очей;
Ночи
темныя темней,
Заплетенные
косой
Кудри
черной полосой
Обвились
кругом чела;
Грудь
как свежий снег бела;
На
воздушный, тонкий стан
Брошен
легкий сарафан;
Губки
алые горят;
Руки
белые лежат
На
трепещущих грудях;
Сжаты
в легких сапожках
Ножки
— чудо красотой.
-Найдите
выразительные средства, использованные В.А.Жуковским для описания образов
царевны и царевича, и определить, какие из них можно отнести к чертам
авторской, а какие – к чертам народной сказки.
(О красоте
новорождённой царевны говорится при помощи сказочной формулы: «ни в сказке
сказать, ни пером описать».
В 15 лет она
«расцвела, как майский цвет», это сравнение напоминает фольклорное « как маков
цвет».
При описании
спящей царевны писатель использует сравнение «как дитя лежит», «грудь, как
свежий снег, бела» метафоры «распылалася», «пламя очей», эпитеты «воздушный
стан», «пламя сонное», «распалительным огнём», «рдеющих ланит». Такие выражения
в народных сказках не встречаются. Их придумал автор.
В тексте
встречаются и постоянные эпитеты: «губки алые», «руки белые», сравнение «ночи
черныя черней». Такие выражения характерны для народной сказки.
Для описания
царского сына использованы фольклорные приёмы: эпитет «детина удалой»,
сравнение «стрелой помчался».
В то же время царевич
описывается и с помощью литературных приёмов: эпитет «пламенные очи», метафор
«вся душа его кипит», « отуманен, распалён».)
-Как заканчивается
сказка?
И
ее поцеловал.
Вмиг
проснулася она;
И
за нею вмиг от сна
Поднялося
все кругом:
Царь,
царица, царский дом;
Снова
говор, крик, возня;
Все
как было; словно дня
Не
прошло с тех пор, как в сон
Весь
тот край был погружен.
Царь
на лестницу идет;
Нагулявшися,
ведет
Он
царицу в их покой;
Сзади
свита вся толпой;
Стражи
ружьями стучат;
Мухи
стаями летят;
Приворотный
лает пес;
На
конюшне свой овес
Доедает
добрый конь;
Повар
дует на огонь,
И,
треща, огонь горит,
И
струею дым бежит;
Всё
бывалое — один
Небывалый
царский сын.
Он
с царевной наконец
Сходит
сверху; мать, отец
Принялись
их обнимать.
Что
ж осталось досказать?
-Что же побеждает
в этой сказке?
— В предсказании
одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:
…И
царевна оживет;
Будет
долго в свете жить;
Будут
внуки веселить
Вместе
с нею мать, отца
До
земного их конца.
-О чем говорится в
этих строках?
— Какова же
главная мысль сказки?(Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым,
нужно творить только добро).
Идея – добро
побеждает зло.
1.
При создании сказки «Спящая царевна» Жуковский использовал сюжеты сказок разных
народов в обработке известных сказочников. Кого не было среди них:
а)
Шарль Перро;
б) Андерсен;
в)
братья Гримм.
2.
Кто выступил в роли пророка, предсказав царице рождение дочери:
а) рак;
б)
сорока;
в)
бабочка.
3.
Сколько чародеек пригласил на пир царь Матвей, когда у него родилась дочь:
а)
десять;
б) одиннадцать;
в)
двенадцать.
4.
Почему царь Матвей не пригласил на пир ещё одну чародейку:
а)
не хотел видеть её на пиру;
б)
не хватило блюда – его разбили;
в) блюдо
было украдено.
5.
От чего должна была умереть царевна в 16 лет, по предсказанию незваной гостьи:
а) от
веретена;
б)
от шипа розы;
в)
от иглы.
6.
Царь предпринял много мер, чтобы у царевны не было возможности поцарапаться.
Какой меры не было в указе:
а)
запретить сеять лён;
б)
не прясть;
в) казнить
всех прях в царстве.
7. Какой
колючий кустарник «навек загородил к дому царскому пути», когда царевна и всё
царство уснуло:
а)
шиповник;
б)
терновник;
в)
крыжовник.
8.
Сколько лет длился сон царевны:
а)
сто лет;
б)
двести лет;
в)
триста лет.
9.
При описании спящей царевны автор использует слова, которые в современном языке
устарели. Что такое ланиты:
а)
Щёки;
б)
глаза;
в)
губы.
10.
«Спящая царевна» Жуковского напоминает народную сказку. Вместе с тем по
определённым приметам можно легко доказать, что это сказка литературная. Что не
является приметой литературной сказки:
а)
необычные герои;
б)
вариативность;
в)
имена героев.
Урок литературы в 5 классе
Тема: «Волшебная сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна» (с применением технологии «Педагогическая мастерская»).
Цель:
выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, создания иллюстраций к тексту, лексической работы с текстом, умение обобщать изученный материал, выделять главное в прочитанном фрагменте текста;
развивать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе идеи произведения и определения лексического значения слов «поступок» и «проступок».
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения:
Умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведения; формирование эстетического вкуса.
Метапредметные УУД:
Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Форма урока: индивидуальная, фронтальная, система малых групп.
Задачи для обучающихся: продемонстрировать навыки и умения в области литературы, знание текста в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», умение обобщать полученную информацию и делать выводы.
Урок — мастерская начинается с организации пространства – участники объединяются в четыре группы («Исследователи», «Художники», «Энциклопедисты», «Аналитики»).
Ход урока
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке! Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке.
1 этап (индукция)
Я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что вы находитесь в волшебном мире…
Звучит музыка («Волшебная»)
Какой он – волшебный мир? Что царит в нем? Какие герои живут там?
(ответы обучающихся)
Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.
Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.
Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к уроку. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?
2 этап (самоконструкция)
Дома вы самостоятельно читали произведение В. А. Жуковского.
– Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские сказки)
– Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало вас?
(обучающиеся в течение минуты записывают свои мысли и чувства в тетради, затем высказывают свое мнение)
3 этап (социализация)
1 группа «Исследователи»
1. Определите историю создания сказки «Спящая царевна» (работа с учебником).
Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутливое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.
Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жуковского была опубликована в 1832 г. Сюжет этой сказки сходен с немецкой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу красавица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихотворной форме сказки.
2 группа «Художники»
1. Соотнести иллюстрации с содержанием сказки (иллюстрации предоставлены учителем – мастером).
2. На основе иллюстраций перескажите сюжет сказки (кратко).
3 группа «Энциклопедисты»
1. Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными? Определите их значение. (Данная работа была выполнена дома в виде плакате, на уроке ребята его представили)
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
4 группа «Аналитики»
1. Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?
2. Почему царь Матвей не позвал на пир двенадцатую чародейку? Что это за собой повлекло?
3. Смог ли кто-то рассеять чары колдовства? (если да, то каким образом?)
4. Какова основная идея сказки?
4 этап (афиширование)
Ребята, поработаем в группах и попробуем ответить на главный вопрос урока: «Произведение «Спящая царевна» — это сказка?»
1 группа «Исследователи»
Что такое сказка?
-Какие виды сказок вы знаете?
2 группа «Художники»
Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
3 группа «Энциклопедисты»
Определите зачин, концовку, повторы. Действуют ли в сказке помощники?
4 группа «Аналитики»
Определите положительных и отрицательных героев.
Ребята представляют свои работы в виде кластеров, схем, рисунков.
Затем все работы объединяются в одну общую.
Обучающиеся делают вывод о том, что произведение В.А. Жуковского «Спящая царевна» действительно относится к сказками.
5 этап (рефлексия)
Какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?
Над чем вас заставила задуматься эта сказка?
Высказывают свои мнения.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»
Список использованной литературы
Белова Н.И., Орлова О.В. По меркам добра: педагогические мастерские ценностно-смысловой ориентации. Методическое пособие. – Ковров, ООО «Медиа-Пресс», 2013.-176с.
Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016 — 252 с.
Галицких О.Е. «От сердца к сердцу». Мастерские ценностных ориентаций педагогов и школьников. Методическое пособие. Санкт-Петербург/ «ПАРИТЕТ», 2003. — 143 с.