Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3 Б.
Тема: В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки.
Задачи:
предметные: расширять и накапливать читательский опыт; создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
метапредметные: создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений; развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; развивать речь детей; расширять представления об окружающем мире живой природы;
личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Формируемые УУД:
регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение ориентироваться на развороте учебника; умение на основе анализа объектов делать выводы.
коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование : Учебник литературного чтения 3 класс Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий. ( УМК Перспектива)
Тип урока: Освоение новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент.
— Доброе утро!
-Ребята, давайте проверим все ли готовы к уроку литературного чтения?
-А, теперь, встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись
2.Актуализация опорных знаний.
— Как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Люби все живое.)
— Чему он посвящен? ( Природе.)
— С какими авторами и произведениями вы уже познакомились? (К. Паустовский «Барсучий нос», В. Берестов «Кошкин щенок», Б. Захадер «Вредный кот».)
— О каком животном рассказывается в рассказе К. Паустовского «Барсучий нос»? ( О барсуке.)
— Что нового вы узнали о барсуке? (Как он лечил нос.)
— Из какого стихотворения эти строки?
Видишь занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай…( Б. Захадер «Вредный кот».
— Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?
3. Постановка учебной проблемы.
— Мы продолжаем знакомиться с творчеством писателей и поэтов, которые писали о природе. Сегодня это — В . Бианки.
— Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе.
Первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.
Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья»
Читая сказки и рассказы Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем точные научные сведения о природе.
— Посмотрите, перед вами книги, написанные В. Бианки.
— Кто в них во всех главные действующие лица?
— Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений, которое называется «Приключения Муравьишки».
— Как вы думаете, о чем будет это произведение?
— А предположите по жанру, это будет сказка или рассказ?
4. Поиск решения учебной проблемы
— Перед знакомством с текстом, проведём словарную работу.
Жужелица
Жучок – блошачок
Шибче- быстрее, проворней,
Буравит воздух, как пуля
Ботва- стебли и листья картофеля.
— А теперь вспомнили правила правильной посадки за партой.
— Слушаем В. Бианки «Приключения Муравьишки».
— О чем это произведение?
— По жанру это сказка или рассказ? Докажите.
5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз
6. Первичное закреплении.
— Открываем учебник с. 107.
-Кто главный герой сказки? (Муравей.)
— Перечислите, кто помог Муравьишке? (.)Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец,Жужелица, Жучок-Блошачок, , Водомер, Майский Хрущ, Гусеница-Листовёртка
— Почему муравьишка оказался далеко от дома? (Муравьишка сидел на листке, дунул ветер и -сорвал листок с ветки)
— Почему муравьишке нужно было вернуться домой до заката солнца? Прочитайте. ( После захода солнца муравьи закрывают все ходы и выходы в муравейнике.)
— Кто же первым пришел на помощь Муравьишке? (Гусеница-Землемер.)
— Прочитайте этот отрывок.
— Кто следующий помог Муравьишке? (Паук-Сенокосец.)
— Почему муравьишка чуть не укусил паука? (Муравьишке надоела медленная езда.)
— Прочитайте отрывок, как следующий герой жужелка помогает нашему герою?
— С кем автор сравнивает жужелицу? (Автор сравнивает жужелицу с конем.)
— Почему автор сравнивает жужелицу с конем? (Потому что у жужелицы ровные ноги.)
— Кто был следующим помощником Муравья? (Жучок-Блошачок)
— Прочитайте, как передвигался Жучок – Блошачок.
— Кто следующий помогал Муравьишке? (Кузнечик).
— Как помог кузнечик муравью? (Перенес через забор.)
-Почему кузнечик не стал везти муравьишку дальше? (Река широкая, кузнечику ее не перескочитью.)
— Кто помог перебраться муравью через реку? (Водомер.)
— Кто помог муравью оказаться опять на березе? (Майский хрущ.)
— Кто помог муравью с березы спуститься в муравейник? (Гусеница-Листовёртка.)
— Прочитайте этот отрывок?
— Чем закончилась сказка? (Муравей успел в муравейник.)
— Почему? ( Муравей встретил хороших насекомых, которые ему помогли.)
— Вспомните, кого встретил Муравьишка? (Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец,Жужелица, Жучок-Блошачок, , Водомер, Майский Хрущ, Гусеница-Листовёртка.)
— Скажите, так что же в сказке вымысел, а что правда? (Ответы детей)
6. Рефлексия. Итоги урока.
— Какое произведение сегодня читали? (Приключение муравьишки.)
— Кто автор? (В. Бианки.)
-О чем эта сказка?
— Понравилось ли вам сказка В. Бианки «Приключения муравьишки»?
— Что вас удивило?
— Что заинтересовало?
-На следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.
7. Оценивание работы детей на уроке.
8. Д.з. с.107- 114 выразительное чтение, подготовить рисунок к сказке.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
План-конспект
открытого урока литературного чтения
В. Бианки «Приключения Муравьишки».
Правда и вымысел в сказке.
3 класс
Учитель: Зуева Елена Владимировна
2017г.
Тема: В. Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу, находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ, работать с текстом (определять тему, основную мысль, структуру произведения), составлять собственное высказывание.
Планируемые результаты: предметные: определять в художественном тексте средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение и т. д.); метапредметные: самостоятельно искать, отбирать, перерабатывать и доносить информацию; делать выводы на основе осмысления полученной разными способами информации; аргументировать свою точку зрения, уважая мнение других; личностные: проявлять бережное отношение ко всему живому.
Метод обучения:
-
Частично-поисковый;
-
Метод решения учебных задач.
Оборудование: выставка книг В.В. Бианки, магнитная азбука, презентация, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, видеозапись мультипликационного фильма по произведению Бианки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке.
Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Приступим к работе.
Слайд
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю» гласит пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Самоопределение к деятельности.
Слайд
— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. Закройте глаза и послушайте.
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Лучинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
— А почему именно в лес.
(Изучаемый нами раздел называется «Люби всё живое».)
— Что значит для вас «любить все живое»?
( Люби живое – это значит береги всё живое, растения, животных. Авторы обращаются к нам с призывом: «Люби все живое!». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, к животным, берегли и охраняли их.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.
– В путешествие мы отправимся с героями произведения.
Слайд
Упражнение «Составь слова»
— Из данных букв соберите слова.
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
Слайд
(Приключения Муравьишки).
3. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
— Это произведение, с которым вы познакомились дома самостоятельно.
— Кто автор этого произведения?
Слайд
— Знакомы ли вам другие произведения Бианки?
— О чём он пишет?
— А почему Виталия Бианки так интересовала природа?
Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
А первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чудо не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.
Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
-Можно ли произведение Бианки «Приключения Муравьишки» назвать научно-познавательным? Что же в произведении Бианки правда, а что вымысел?
— Сформулируйте цель урока, в чём мы должны разобраться?
( Выяснить, что в произведении Бианки правда, а что вымысел.)
4. Решение учебной задачи.
— К какому жанру можно отнести «Приключения Муравьишки»? Докажите, что мы можем назвать это произведение сказкой.
(Герои разговаривают.)
— Как называется такой литературный приём?
(Олицетворение.)
— Прочитайте начало произведения. Какие научные сведения содержит этот отрывок.
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат – все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)
— Что вы знаете о муравьях?
( Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.)
— А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?
(Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества – ФЕРОМОНЫ.)
— А что вы узнали о самом Муравьишке из текста рассказа? Что с ним произошло?
— Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
Слайд
(Гусеница-Землемер)
-Зачитайте, как автор поясняет название гусеницы?
(Зачитывают)
(Она называется так потому, что гусеница пяденицы (землемера) ползёт очень своеобразно, подгибая заднюю часть тела к передней, а потом выбрасывая переднюю часть вперёд. Как бы измеряя проходимый путь пядью или землемерной цепью.)
Слайд
— Кто следующим пришёл на помощь Муравьишке?
(Паук-Сенокосец)
— Какие средства художественной выразительности при описании Паука-Сенокосца использует автор?
(Сравнение (ноги как ходули))
— Какой главный признак пауков отмечает автор?
(Восемь ног)
Слайды
— Перечислите по порядку всех остальных помощников Муравьишки.
— Проведём небольшое исследование. Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В. Бианки «Приключения Муравьишки».
Задание
Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.
Жужелица.
У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.
Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1.
Жужелица.
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинные, как у коня.
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.
Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки».
Водомерка.
На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.
Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1
Водомерка.
Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.
Затрещал по-своему, глядь – бежит по воде лодочка на ножках.
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.
— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.
— Ладно, садись, перевезу.
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.
— Миленький, шибче! – просит Муравьишка.-Меня домой не пустят.
— Можно и пошибче — говорит Водомер.
Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.
Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки»
— Проверим
— Сделайте вывод о том, совпадают ли наблюдения Бианки с научным описанием.
Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.
5. Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
6. Продолжение работы по теме урока.
— Кто после Водомерки помогал Муравьишке добраться домой?
(Майский Хрущ)
— Зачитайте этот эпизод.
-С чем сравнивает автор крылья жука?
(Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта.)
— Кто из животных отказал Муравьишке в помощи?
(Гусеница-Листовёртка)
— Почему она отказала?
(Она была занята работой.)
— Как на это отреагировал Муравьишка?
(Укусил гусеницу)
— Прочитаем этот отрывок по ролям.
— Давайте попробуем рассудить, кто из них Муравьишка или Гусеница-Листовёртка поступили не совсем правильно?
-Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можешь помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого).
Слайд
— Давайте с вами восстановим маршрут Муравьишки.
Тест
— А теперь, я предлагаю ответить на вопросы теста.
Слайды.
— По каким признакам вы догадались, что события происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва….)
— Посмотрм, какими увидели художники-мультипликаторы героев произведения В. Бианки «Приключения Муравьишки».
— Понравился вам мультфильм?
— Похожи ли ваши герои на героев, которых создали художники?
7. Рефлексия
— За что бы вы себя похвалили?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
8. Подведение итогов.
— И так, что же в произведении В. Бианки правда, а что вымысел?
(Произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» сказочное, потому что в нём животные разговаривают, думают, переживают. Но есть и научное обоснование многих особенностей жизни животных.)
— Какие художественные приёмы использовал автор в своём произведении?
— Можно ли это произведение назвать научно-познавательным?
— Что автор хотел сказать нам этой сказкой?
(Мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое.)
9. Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени Муравьишки. Нарисовать или вылепить из пластилина понравившегося животного.
Косачёва Екатерина. 4 курс 1 группа
Тема: В.В. Бианки «Приключения Муравьишки». 2 урок. (3 класс.)
Цель: формировать умение анализировать образ героя и персонажей В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» для понимания основной мысли произведения и дать представление об особенности природоведческой сказки.
Задачи:
-
совершенствовать технику чтения посредством анализа названия насекомых и перечитывания текста с новой читательской задачей;
-
формировать умение анализировать поступки героя и персонажей;
-
расширять и накапливать читательский опыт посредством формирования умения обнаруживать и восполнять недостающую информацию для продвижения к выявлению идеи произведения;
-
развивать речь детей и научить извлекать их художественного текста необходимые сведения;
-
расширять представления об окружающем мире живой природы;
-
воспитывать любовь к чтению и природе и бережно относиться к ней.
Оборудование: презентация, учебник, сантиметр.
Домашнее задание к уроку: перечитывание сказки.
Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о прочитанном.
— Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с произведением, которое называется «Приключения Муравьишки». (слайд 4)
— Кто написал такое интересное произведение? (Бианки Виталий Валентинович) (слайд 5)
Ребята, а как вы думаете, что сподвигло Виталия Валентиновича написать данное произведение? Почему именно о природе? ( любовь к природе, любовь к животному миру).
— Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье знатока птиц, хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе и к животным передалась и маленькому Виталию.
— Окончив университет, Виталий Валентинович побывал в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.
Одно из этих произведений – «Приключения муравьишки», которое мы сегодня с вами будем продолжать изучать.
Для того, чтобы нам с вами понять основную мысль произведения нам потребуется проанализировать характеры героев и их роль в жизни главного героя, муравьишки. Это и является целью нашего урока. (слайд 6)
— Ребята, каким вы себе представляете муравьишку?
— Кто из вас симпатизирует ему? Почему? (да, он смешной).
— С чего начинается история? Давайте найдем этот момент в тексте и зачитаем его.
— Удалось ли муравьишке вовремя попасть домой? (Да).
— Как это ему удалось?
— Ребята, так как вы дома перечитали данное произведение, я вам предлагаю пройти тест.
Тест (слайд 7-17)
-
На какое дерево влез Муравьишка? (найдите этот момент в тексте и зачитайте его)
-
Кто помог Муравьишке переправиться через реку? (найти в тексте и зачитать)
-
В какое время года происходит действие в произведении?
— Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом? (Скошенная трава, картофельная ботва…)
— Найдите этот момент в тексте.
-
Кто помог Муравьишке перебраться через забор? (найти в тексте и зачитать)
-
С каким насекомым не встречался Муравьишка?
Анализ и перечитывание сказки.
— Почему муравьишка чуть не опоздал домой? Найдите и прочитайте этот момент в тексте.
— Как вы считаете, как можно оценить характер героя: аккуратный, послушный, ответственный, любопытный, озорной? Докажите словами из текста.
— Как вы думаете, что могло произойти, если бы муравьишка остался на ночь на улице? (он бы замерз, промок, погиб).
— Ребята, давайте вспомним, кого по дороге домой муравьишка просил о помощи? (гусеница-землемер, паук-сенокосец, жужелица, жучок-блошачок, кузнечик, водомер, майский хрущ, гусеница-листовертка).
Ребята, каждый персонаж играет свою роль в приключении муравьишки. Все они разные, у каждого свой характер. Давайте мы с вами вспомним поочередности, кого Муравьишка встретил по дороге домой и рассмотрим каждого персонажа в отдельности для выявления характеров героев.
— Кого первым встретил муравьишка? (слайд 19, анимация)
-
Гусеница-Землемер (слайд 4) (Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.)
-
Паук-Сенокосец (слайд 5)
-
Жужелица (слайд 6)
-
Жучок-Блошачок (слайд 7)
-
Кузнечик (слайд
-
Водомер (слайд 9)
-
Майский Хрущ (слайд 10)
-
Гусеница-Листовёртка (слайд 11)
— Почему у героев произведения такие названия? Как вы думаете?
-
Гусеница – Землемер — как бы отмеряют свой путь — подтягивают брюшные ноги к грудным, изгибая при этом дугообразно среднюю часть тела, и затем выпрямляются, передвигаясь вперёд с помощью грудных ног. За такой способ ползания их прозвали землемерами. Землю меряют. (слайд 20)
(учитель дает детям сантиметр и просит их показать, как они представляют себе передвижение Землемера. Если дети не догадываются, то учитель показывает сам.)
-
Паук – Сенокосец — Почувствовав опасность, паук с длинными ногами пытается убежать, но делает это достаточно неловко. Если посмотреть на одну из его лапок, то можно увидеть сгибающие и разгибающие движения, имитирующие траекторию косы. (слайд 21, триггер «Коса»)
-
Жужелица – многие подумают, что это насекомое прозвали так, потому что она жужжит, но это не так. Даже если поднести это насекомое к уху, то никакого звука мы не услышим. Но это делать нельзя, так как жужелица, когда чувствует опасность, выделяет ядовитое вещество. (слайд 22)
-
Жучок – Блошачок – Прыгает и при этом щёлкает ножками (слайд 23)
-
Кузнечик происходит от слова кузнец. Кузнец – это мастер ковки металла. А назвали кузнечика так, потому что это насекомое издаёт стрекочущие (кующие) звуки, похожие на звуки кузнеца. (слайд 24 + музыкальное сопровождение)
(учитель включает звуки кузнечика)
-
Водомер – это сложное слово, которое состоит из двух простых. А назвали это насекомое так, потому что про него можно сказать, что он воду меряет. Он скользит по поверхности, как по паркету, как конькобежец на коньках по ровному льду. Легко, воздушно несется он по поверхностям вод и, действительно, как бы измеряет ее своими длинными ногами. (слайд 25)
-А как вы думаете, почему это насекомое не тонет в воде, а держится на поверхности?
-Ноги водомерки смазаны жировым веществом и совершенно не смачиваются водой, поэтому она свободно скользит по поверхности воды.
-
Майский Хрущ – Майский жук назван майским, потому что летает он преимущественно в мае. (слайд 26)
-
Гусеница – Листовёртка — листья заворачивают (слайд 27)
В.В. Бианки в произведении соединяет научное и художественное. Он хорошо изобразил в своей сказке жизнь каждого насекомого, их приспособленность к среде обитания, внешний вид.
— Можно ли назвать этих насекомых друзьями муравьишки? Почему вы так думаете?
— А все ли насекомые пошли навстречу муравьишке и не отказали в помощи? (Нет, не все, гусеница-листовёртка отказала ему в этом.)
— Как на это отреагировал муравей? (Он ее укусил)
— Как вы думаете, муравьишка был прав, совершив такой поступок? Почему?
— Давайте найдем этот отрывок в тексте и зачитаем его.
— Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)
Физминутка. «Потопаем – похлопаем»
Ребята, подумайте, насекомые приносят пользу или вред? (И пользу, и вред).
Если я буду говорить о пользе, вы хлопаете в ладоши, если о вреде, тогда топаете ногами.
-Собирают мед;
-Едят вредных насекомых;
-Переносят заразные заболевания;
-Доставляют радость и хорошее настроение;
-Поедают молодую зелень;
-Собирают сырье для лекарств.
Ребята, все эти действия насекомые совершают в жизни, в реальности, а в нашем произведении помимо правды, помимо того, что мы можем увидеть в реальной жизни, присутствует еще и вымысел, то, что мы не сможем встретить на яву.
Обобщение прочитанного.
Выяснение жанра произведения
— Что в произведении правда, а что вымысел? Что встречается только в сказке, а что мы можем увидеть в жизни, если понаблюдаем за природой?(насекомые разговаривают, описана жизнь муравьёв и т. д.)
– Что вы узнали о насекомых из сказки В.В. Бианки?
-
Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!
-
Это не просто сказка, это природоведческая сказка.
— Ребята, чем нам интересна эта история? (показана жизнь муравьев, это произведение о путешествии, о взаимопомощи, о взаимовыручки).
-
Мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!
-
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
— что могло бы случиться, если бы Муравьишке никто не помог? (он бы опоздал домой).
— можно ли представить, что такая история может произойти в жизни с каждым из нас? Что нам понадобится помощь посторонних людей? (да).
-О чем он предлагает нам задуматься?
-
Автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые помогут в этом.
Подведение итогов.
– Изменилось ли ваше отношение к муравьишке? (да)
– Всегда ли он был прав по отношению к окружающим? (нет)
– Что вас удивило в сказке?
– Что нового вы узнали о муравьях?
— что автор хотел передать нам, написав данное произведение?
— какой жанр у произведения? (природоведческая сказка).
— какой можно сделать вывод, прочитав это произведение?
В.В. Бианки любил и знал природу, и хотел, чтобы и читатели его произведений любили, знали и берегли природу. Вы хорошо поработали, поэтому я для вас приготовила интересное задание. (слайд 30)
(Слайд 31)
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Теперь я знаю, что…
VIII. Домашнее задание. (слайд 32)
Стр. 14 № 7. Придумайте историю про то, как Муравьишке помогала Бабочка. И попробуйте записать получившийся рассказ в жанре природоведческой сказки, отметив научные и художественные знания, как В.В. Бианки. А для этого я вам расскажу немного о бабочках.
Существует много разновидностей бабочек. (слайд 33)
-
Одна из самых «скоростных» бабочек – бражник. Он летает со скоростью 50—60 км/ч, и за минуту преодолевает расстояние, примерно в 20 000 раз превосходящее длину его собственного тела. Для сравнения: современный военный истребитель за минуту пролетает расстояние всего в 2000—3000 раз больше собственной длины. (слайд 34)
-
Павлиний глаз – бабочка, которая появляется одной из первых среди насекомых. Как вы уже, наверное, догадались, свое название получила за яркие пятна на крыльях, которые напоминают пятна на перьях павлина и именуемые павлиньими глазами. Особенно эффектно смотрятся передние крылья, окрашенные в вишнево-красный цвет. (слайд 35)
— ребята, как вы думаете, зачем этой бабочке такая окраска, большие павлиние глаза? ( это отпугивающая окраска, маскировка).
Теперь вы знаете несколько видов бабочек, теперь на основе этих знаний попробуйте написать свою историю, используя их отличительные признаки, про одну из бабочек.
Спасибо за урок! (слайд 36)
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
- расширять и накапливать читательский опыт;
- создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
- создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
- развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
- развивать речь детей;
- расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
- осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
- определять тему и главную мысль текста;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
- находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
- сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.
Оборудование:
Для учителя:
- Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
- портрет В.В. Бианки;
- презентация;
- компьютер;
- экран;
- проектор;
- колонки.
Для учащихся:
- Пособие «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»
- карточки, на которых записано начало произведения (Приложение 1);
- карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2);
- карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение 3);
- разноуровневые тестовые задания (Приложение 4);
- ручка.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Вступительная беседа.
- Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
3) Работа с иллюстрацией.
4) Работа в группах.
5) Проверка работы групп.
6) Обобщение. Анализ поведения героев. - Физминутка.
- Решение учебных задач.
1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.
3) Проверка правильности выполнения тестов. - Подведение итогов.
1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
2) Рефлексия. - Домашнее задание (разноуровневое).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.
– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия.
Презентация
Слайд 2 (Включить звук!)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.
– В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома.
– Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название.
Слайд 3
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
(«Приключения Муравьишки»)
– О чём рассказывается в этой книге?
– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?
И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)
III. Вступительная беседа.
Слайд 4
– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
IV. Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
Слайд 5
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
В процессе работы над произведением проводится словарная работа.
– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.
– Прочитайте начало произведения. Приложение 1
(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).
– Какие научные сведения содержит этот отрывок?
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)
– А что вы узнали о самом Муравьишке?
3) Работа с иллюстрацией.
– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
(Гусеница-Землемер).
– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.
Слайд 6
– А кто ещё помогал Муравьишке?
4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3
– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.
– Положите карточку с названием и изображением этого героя.
(Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию).
5) Проверка.
Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету.
Сообщения детей.
Дополнительная научная информация об этих животных.
Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы, из Интернета.
– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?
– Что нового об этом узнали из рассказов детей?
Слайды 7 – 14
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
– Кто же помог Муравьишке добраться домой?
Слайд 15
– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.
– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?
– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).
– Почему она отказала? (Она была занята работой).
– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
– Прочитаем этот отрывок по ролям.
– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?
– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)
V. Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
VI. Решение учебных задач.
1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»
Задание для суперчитателя (Задание А, с. 10).
– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.
Продолжается работа с текстом (выборочное чтение).
Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки, рисуют его в пособии (Задание А, с. 10).
– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?
Слайд 16
2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4
– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос.
Тесты двух уровней:
Уровень 1 – есть картинки-подсказки.
Уровень 2 – нет картинок-подсказок.
Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом).
Слайды 17–22
3) Проверка правильности выполнения тестов.
Слайд 23
– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва…)
VII. Подведение итогов.
– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?
– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?
– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!
И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!
1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
Работа с «Экраном читателя». Заполнение таблицы (с. 35).
Дети вписывают название книги «Приключения Муравьишки» в столбике «Рассказы о животных» Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.
2) Рефлексия.
Слайд 24
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю, что…
VIII. Домашнее задание.
– Если вы не хотите расставаться с героями произведения «Приключения Муравьишки», дома вы можете выполнить задания (на выбор):
- Задания для суперчитателя (Задание Б, с. 10) и заселить муравейник друзьями Муравьишки.
- Приготовить пересказ понравившегося отрывка от лица Муравьишки.
– Можно выполнить оба задания.
– А ещё к следующему занятию я предлагаю вам познакомиться с другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».
– Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в «Толковый словарь» «Портфеля читателя» (с. 30)
Слайд 25
– И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы, раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.
Использованные ресурсы:
- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- www.novafisha.ru/images/kino/news_b1996.jpg
Автор: Саетгареева Лилия Фанситовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Школа №119
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: учебно–методический материал
Тема: Литературное чтение в третьем классе Правда и вымысел в рассказе В. Бианки «Приключение Муравьишки»
Раздел: начальное образование
Тема урока Правда и вымысел в рассказе в. Бианки «Приключение
Муравьишки»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания
рассказа В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания
основной мысли произведения.
Задачи:
образовательные:
расширять и накапливать читательский опыт;
создать условия для формирования активной читательской
позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст,
почувствовать точность и яркость языка писателя, понять
основную мысль произведения;
развивающие:
создать условия для развития навыков работы с
художественным текстом, исследовательских умений, умений
сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
развивать навык правильного, беглого, осознанного и
выразительного чтения;
развивать речь детей;
расширять представления об окружающем мире живой
природы;
воспитательные:
создать условия для формирования умения работать в паре,
группе, умения слушать и корректно оценивать ответы
одноклассников;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство
дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования
информации;
использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
определять тему и главную мысль текста;
использовать полученный читательский опыт для обогащения
чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою
точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение
приведённого утверждения;
преобразовывать информацию из сплошного текста в схему,
дополнять схему информацией из текста;
сопоставлять полученную информацию с информацией,
полученной из других источников и жизненным опытом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая,
работа в группах и в парах.
Оборудование:
Для учителя:
Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги
писателя для выставки;
портрет В.В. Бианки;
презентация;
компьютер;
экран;
проектор;
колонки.
Для учащихся:
Литературное чтение 3 класс, карточки, на которых записано
начало произведения (Приложение 1);
карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2);
карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение
3);
разноуровневые тестовые задания (Приложение 4);
ручка.
План урока:
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы и целей урока.
III.
Вступительная беседа.
IV.
Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
3) Работа с иллюстрацией.
4) Работа в группах.
5) Проверка работы групп.
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
V.
Физминутка.
VI.
Решение учебных задач.
1) Работа с учебником литературного чтения 3класс
2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.
3) Проверка правильности выполнения тестов.
VII.
Подведение итогов.
Рефлексия.
VIII.
Домашнее задание .
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.
– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего
путешествия.
Презентация
Слайд 2 (Включить звук!)
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)
– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в
любое время года, завораживает и притягивает своей красотой,
тайнами и загадками.
– В путешествие мы отправимся с героями сказки, которую вы
читали дома.
– Как называется этот рассказ? Расставив правильно буквы, вы
вспомните её название.
Слайд 3
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
(«Приключения Муравьишки»)
– О чём рассказывается в этом рассказе?
– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы
называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у
животных?
И поможет нам в этом рассказ «Приключения Муравьишки»,
котрого написал… (В.В. Бианки)
III. Вступительная беседа.
Слайд 4
– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-
орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического
музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться
с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.
Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-
Петербургского университета. Окончив университет, Виталий
Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках
страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и
стала главным героем его произведений, которых он написал около
трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за
развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные
сведения о природе.
IV. Решение учебных задач.
1) Речевая разминка.
Слайд 5
2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
В процессе работы над произведением проводится словарная
работа.
– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в
путешествие.
– Прочитайте начало произведения.
(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).
– Какие научные сведения содержит этот отрывок?
(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой
бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать.
А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)
– А что вы узнали о самом Муравьишке?
3) Работа с иллюстрацией.
– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?
(Гусеница-Землемер).
– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.
Слайд 6
– А кто ещё помогал Муравьишке?
4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3
– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего
Муравьишке.
– Положите карточку с названием и изображением этого героя.
(Дети читают описание животного, выбирают карточку,
соответствующую его названию).
5) Проверка.
Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и
изображением животных в том порядке, который соответствует
сюжету.
Сообщения детей.
Дополнительная научная информация об этих животных.
Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из
научной литературы, из Интернета.
– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?
– Что нового об этом узнали из рассказов детей?
5.Физминутка
Слайды 7 – 14
6) Обобщение. Анализ поведения героев.
– Кто же помог Муравьишке добраться домой?
Слайд 15
– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки?
Обоснуйте своё мнение.
– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?
– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).
– Почему она отказала? (Она была занята работой).
– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).
– Прочитаем этот отрывок по ролям.
– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или
Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?
– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав
поступки этих героев?
(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае,
если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо
так, чтобы не обидеть другого.)
VI. Решение учебных задач.
Слайд 16
2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение
4
– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать
правильный ответ на вопрос.
Тесты двух уровней:
Уровень 1 – есть картинки-подсказки.
Уровень 2 – нет картинок-подсказок.
Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет
картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с
правильным ответом).
Слайды 17–22
3) Проверка правильности выполнения тестов.
Слайд 23
– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события
происходят летом?
(Скошенная трава, картофельная ботва…)
VII. Подведение итогов.
– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения
Муравьишки»?
– Что нового о жизни животных вы узнали?
– Что вас удивило?
– Что заинтересовало?
– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть
ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?
– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как
взаимовыручка, взаимопомощь.
– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим
произведением?
– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и
животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но
во многих сказках есть научное обоснование многих явлений
природы и особенностей жизни растений и животных!
И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому,
будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное
насекомое!
.
2) Рефлексия.
Слайд 24
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я знаю, что…
VIII. Домашнее задание.
Придумайте историю про то, какМуравьишке помогала Бабочка и
запишите получившийся рассказ в «Творческую тетрадь».
– А ещё к следующему занятию я предлагаю вам познакомиться с
другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».
Слайд 25
– И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы,
раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.
Поиск по сайту
Открытый урок по литературному чтению на тему: «В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке»
Предмет: | Начальные классы |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Кононыхина Татьяна Александровна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 70.5 Kb |
Количество скачиваний: | 19 |
Скачать
Просмотров: 75
Похожие материалы
- Сценарий праздника для второклассников » Прощай, первый класс!»
- Урок по окружающему миру на тему: » Откуда берутся снег и лёд» (1 класс)
- Конспект урока русского языка по теме : «Обобщение знаний о глаголе»
- Конспект по окружающему миру на тему «По морским просторам»
- Урок литературного чтения по теме: С.В. Михалков «Котята» (1 класс)
- Конспект коррекционного занятия по письму в 4 классе по теме «Правописание разделительного мягкого знака»
- Урок литературного чтения на тему С. Я. Маршак (1 класс)
- Конспект урока по чтению на тему «Буква Ч» (1 класс)
- Конспект урока литературного чтения на тему: «Друг детства»
- Конспект урока Окружающего мира на тему: Весенние изменения в природе»
В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»
Цели и задачи:
-
создать условия для осмысления содержания сказки В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения;
-
создать условия для развития мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательного интереса к чтению посредством игровых приёмов;
Ход урока:
Орг. Момент
Давайте начнем урок со стихов, которые сочиним сами.
Я буду называть первую и вторую строчку, а вы будете сочинять последнее слово:
-
На уроках будь старательным
-
Будь спокойным и … (внимательным) –
-
Говорите четко, внятно,
-
Чтобы было все… (понятно)
-
Если хочешь отвечать,
-
Надо руку … (поднимать)
-
Будь прилежен на уроке,
-
Не болтай : ты не … (сорока)
-
Если друг стал отвечать,
-
Не спеши … (перебивать)
-
А помочь захочешь другу
-
Подними спокойно … (руку) —
Самоопределение к деятельности.
Закройте глаза и послушайте.
Когда в душистом сосняке Личинку тащит муравей.
Присядешь летом на пеньке, Спешит куда-то между
Внимательно вглядись вокруг – Корней большой сосны.
Ты многое заметишь, друг! На толстый сук уселся жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие,
РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ
Актуализация
— Кто автор сказки? Знакомы ли мы с произведениями Бианки. О чем он пишет?
— А почему Виталия Бианки так интересовала природа,
Родился Виталий Валентинович Бианки в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.
В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.
Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.
Подготовка к основному этапу работы учащихся:
Что случилась с муравьем? Бывали ли с вами такие ситуации? Что вы делаете, оказавшись далеко от дома?
А вы помните, кто помог муравьишке вернуться домой?
Этап обобщения и систематизации знаний
Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке? (Гусеница-Землемер).
Читаем отрывок. Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят.
Кто дальше встречается на пути у муравья?
— Как охарактеризует его автор? ноги как ходули, между ног голова качается.
-
Чем отличается паук от муравья? (у него 8 ног)
Прочитаем отрывок, как следующий герой жужелка помогает нашему путешественнику
Впереди картофельное поле. С чем сравнивает автор картофельное поле? Знаете ли вы, что называют ботвой? (стебли и листья картофеля)
— Какой новый персонаж появился в сказке? (блошачок) Чем он отличался он от остальных персонажей? (он сам предложил Муравьишке подвести его.)
Почему его так назвали? (он прыгает, как блоха.)
Как автор характеризует Жучка-Блошачка? Какими словами можно сказать, как передвигается Жучок-Блошачок? Он летает? Ползает? Бегает? Прыгает? Прыгает и при этом щёлкает ножками.
— Что помешало Блошачку доставить Муравьишку до самого дома?
Следующий помощник нашего героя – Кузнечик. Видели ли вы кузнечиков? Что о них знаете?
Физкульминутка
До сих пор Муравьишка двигался по суше, использовал наземный и воздушный транспорт – ползающих, бегающих, прыгающих и летающих помощников-животных. В следующей части сказки ему встретится водная преграда – река. С кем преодолевает реку муравей?
Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Расскажи, как готовится к полету майский жук. Какие чувства испытал Муравьишка во время полета? Как ты думаешь, успеет он попасть в муравейник до заката? Сочувствуешь ли ты герою, желаешь ли ему успеха?
Майский жук
Куда доставил Муравьишку Хрущ? Почему жук не опустил его на муравейник? Догадайся, почему Муравьишка расплакался?
Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает.
— Найди правильные ответы.
1. На какое дерево влез Муравьишка?
а) берёза;
б) дуб;
в) сосна.
2. Кто помог Муравьишке переправиться через реку?
а) Жужелица;
б) Гусеница – Землемер;
в) Водомер.
3. В какое время года происходит действие в произведении?
а) весна;
б) лето;
в) осень.
4. С каким насекомым не встретился Муравьишки?
а) Майский Хрущ;
б) Жучок — Блошачок;
в) бабочка.
5. Кто помог Муравьишке перебраться через забор?
а) Паук – Сенокосец;
б) Кузнечик;
в) Майский Хрущ.
Можно сказать, что эти насекомые – друзья Муравьишки? Почему? (Да, потому что они помогли Муравьишке добраться домой)
— Все помогали с удовольствием? (Нет, Гусеница-Листовёртка не хотела помогать)
— Почему она отказала? (Она была занята работой)
— Что сделал Муравьишка? (Он укусил Гусеницу)
— Гусеница могла бы помочь? (Да, могла бы помочь, а потом работать)
Подведение итогов.
В чем смысл этого расск аза? во-первых – не отчаиваться, оказавшись в, казалось бы, безвыходной ситуации, во-вторых – всегда искать выход, принимать нестандартные решения, как это сделал муравей, чтобы добраться домой до захода солнца.
Автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые помогут в этом.
Рефлексия.
15.12.2014
конспект урока В.Бианки «Приключения муравьишки»
учитель начальных классов
Цели.
— доказать, что «Приключения Муравьишки» — литературная сказка,
— проследить, как автор относится к Муравьишке; как изменился Муравьишка к концу произведения (проанализировать образ Муравьишки),
— выявить особенности художественного текста и доказать, что «Приключения Муравьишки» — художественное произведение
Оценить
4075
Содержимое разработки
Сорокина О.Я., Кяйверяйнен Т.В.
ГБОУ НОШ №300, г.Санкт-Петербург
Конспект урока по литературному чтению
Тема: В.В. Бианки. Приключения Муравьишки. Особенности художественного текста
УМК «Перспектива» (Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.)
3 класс (1 часть)
Цели.
— доказать, что «Приключения Муравьишки» — литературная сказка,
— проследить, как автор относится к Муравьишке; как изменился Муравьишка к концу произведения (проанализировать образ Муравьишки),
— выявить особенности художественного текста и доказать, что «Приключения Муравьишки» — художественное произведение
Ход урока:
Организационный момент
Этап выявления восприятия (ученики ознакомлены с произведением самостоятельно)
Вопросы:
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Менялось ли настроение во время прочтения? В какие моменты?
— Понравился ли главный герой? Чем? Сопереживали ему? Почему?
— А как автор относится к Муравьишке? Почему?
— Что вы ещё можете сказать об авторе, о его интересах? (Он любит природу, наблюдателен) Бианки много рассказал нам о жизни муравьёв, о других насекомых. А где мы можем встретиться с такой информацией – реальные факты о мире животных, об их жизни, описание отдельных видов? (В энциклопедиях, ТВ – AnimalPlanet, в научных книгах) Как называется такая информация? (Научная)
— Получается, Бианки написал научную статью? Может, это не художественное произведение? Ведь в его произведении так много научных фактов. (Нет, это не научная статья)
Постановка учебной задачи
— Как нам доказать, что произведение «Приключения Муравьишки» — художественное? (Предположения учеников) Художественный текст обладает массой особенностей, что и отличает его от других стилей. Это нам и предстоит сегодня выяснить.
Анализ произведения
Жанр
В первую очередь, определим, в каком жанре написано произведение? (Сказка) Почему? (Животные разговаривают, нарушение запрета, которое приводит к беде, путь туда и обратно, во время которого меняет главный герой, герои-помощники, положительные и отрицательный герои, одинаковое обращение к героям-помощникам) Т.е. Бианки пишет сказку на основе фольклорной, т.к. много сходства.
Вопросы для помощи ученикам (если появятся затруднения при выявлении жанровых особенностей):
— Почему с М. приключилась беда? Из-за чего это произошло?
— Кого М. встречает на пути домой? Они ему помогают? В сказках всегда есть герои-помощники?
— Все герои – положительные? Назовите отрицательных.
— Как обращается М. к героям-помощникам? Найдите в тексте.
Обобщение: это сказка, потому что… есть нарушение запрета, которое приводит к беде, путь туда и обратно, во время которого меняет главный герой, герои-помощники, положительные и отрицательный герои, одинаковое обращение к героям-помощникам.
Вот наше первое доказательство, что «Приключения М.» — художественное произведение.
Запись на доске: 1)Это литературная сказка – художественное литературное произведение.
— В начале урока мы с вами говорили о том, какие чувства вызвало у нас произведение. У вас менялось настроение с изменением событий, вы переживали за Муравьишку, вместе с ним проживали его приключение, боялись, что он может не успеть до захода солнца добраться домой. А возможно ли такое при чтении научной статьи?
— Прочтите фрагмент, который я вам подготовила (читает один из учеников)
Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, обновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи. (Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»)
— Сравните с текстом – перечитайте начало произведения:
Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. Муравьишка сел на листок и думает:
«Отдохну немножко -и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце, уже к лесу спускалось, Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
— Какие есть различия между этими отрывками? (в первом – изложение фактов, не влияющих на эмоции читателя, во втором – текст, обращённый к читателю, уже вызывающий мысль о том, что, если Муравьишка сейчас не спустится, то он может опоздать). А сходство есть? (да, и в том, и в другом отрывке есть факты о жизни муравьёв)
— Какой мы можем сделать вывод о художественном произведении? (художественный текст обращён к читателю, к его эмоциям, научный текст этим не обладает)
Отмечаем на доске:
2) Художественное произведение воздействует на чувства читателя.
Мы с вами уже говорили о том, как автор относится к Муравьишке. Давайте найдём в тексте этому подтверждение.
— Почему Бианки назвал героя Муравьишкой? Почему не Муравьём? Что это говорит об его отношении к своему персонажу? (Автор изобразил муравья-подростка, которому свойственно нарушать запреты. Муравьишка – маленький, вредный; типичный ребёнок)
— Перечитайте эпизод, в котором М. срывается вместе с листом дерева. Какие слова помогают нам понять чувства автора? ( «Чуть жив от страха», мысли М.: «Пропала моя головушка! Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, — хоть землю кусай» – автор переживает за М.)
— Давайте проследим путь М. домой и ответим на вопрос: Меняется ли М. к концу произведения? Как?
1 эпизод. Гусеница-Землемер (чтение про себя)
— Прочтите эпизод про себя.
— Каким нам представился М. в этом эпизоде? Докажите с помощью текста. (Нетерпеливый, грубый — — «Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!»)
2 эпизод. Паук-Сенокосец (Та же работа)
Наблюдение: Муравьишка не изменился
3 эпизод. Жужелица
Наблюдение: М. обратился к Жужелице уменьшительно-ласкательно («Жужелка»), перестал угрожать тем, что будет кусаться
4 эпизод. Жучок-блошачок
Наблюдение: М. недоверчив, но всё же быстро согласился с Жучком
5 эпизод: Кузнечик
Наблюдение: М. перестал возмущаться и делает то, что ему говорят
6 эпизод: Водомер
Наблюдение: М. чувствует, что приближается вечер. Стал более ласковым («миленький»); очень боится опоздать
7 эпизод. Майский Хрущ
Наблюдение: обращение М. : «Дяденька», «миленький»
Обобщение: М. изменился, перестал грубить, хамить, стал сговорчивым и терпеливым, более ласковым
8 эпизод. Гусеница-Листовертка
Наблюдение: М. осознал, как все ему помогали тогда, когда впервые натолкнулся на отказ.
Укусил Листовертку – но, скорей, от отчаянья, чем из вредности
Обобщение:
— Мы обратили внимание на то, что в тексте можно проследить авторское отношение к происходящему, к героям; что автором создаётся художественный образ, наделённый характером, и этому герою автор даёт возможность исправиться, измениться в ходе сложившихся обстоятельств.
Делаем вывод, записываем на доске:
3) в художественном тексте создаётся художественный образ, он наделён характером, у него есть возможность измениться
4) в худ. тексте прослеживается авторское отношение
Авторская идея
— Согласны ли вы с тем, что и в «Приключениях М.», и в отрывке из энциклопедии есть идея? (конечно, без идеи ничего не создаётся)
— Для чего автор пишет научную статью? (чтобы сообщить информацию об окружающем мире)
— Для чего писатель создаёт художественное произведение? Чтобы мы пережили то, о чем он пишет. Почему важно пережить? И запомним лучше, и думать начнем, потому что затронуты наши чувства, нам становится небезразлично то, что происходит в мире. И узнать хочется еще что-то.
(Отмечаем на доске:
5) Идея худ. произведения – передать мысли и чувства читателю, научить чему-либо
Этап обобщения
Обратимся к доске. Давайте обобщим и ответим на вопрос, который у нас появился в начале урока:«Как нам доказать, что произведение «Приключения Муравьишки» — художественное?»
Начните доказательство так:
Произведение «Приключения Муравьишки» — художественное, потому что…
Также вас может заинтересовать
- Герои сказок А.С. Пушкина в изобразительном искусстве и литературе
- Урок литературного чтения в 4 классе
- Конспект урока литературы в 8 классе …Никого в жизни нет и не будет родней… по рассказу К.Г.Паустовского Телеграмма
- Конспект урока с презентацией на тему: П. П. Ершов Конёк-Горбунок для 4 класса.
- Урок литературного чтения «У природы нет плохой погоды» для 3-4 классов
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!