В библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска

1. Завершите заполнение таблицы «Культура эпохи Возрождения» (с. 32 рабочей тетради).

2. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля.Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин…» Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида ( ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 79 учебника). Запишите, что в изображении Давида: а) напоминает нам о сюжете Библии. Почему? б) противоречит библейскому рассказу.

  • Ответ: а) Праща, которую держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. б) Библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу.

3. Как вы думаете, почему в начале Нового времени усилился интерес человека к окружающему миру? Ответ запишите.

  • Ответ: Последовавшее за географическими открытиями бурное развитие экономики привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни.

4. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником  и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры. 1) Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия. 2) Посмотрите книги, альбомы, интернет-ресурсы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения. А теперь подумайте и запишите ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

  • Ответ: 1) Базилика Сан-Лоренцо, Темпьетто, Палаццо дель Те, собор Сан-Джордже Маджоре, церковь Иль Реденторе, театр Олимпико, памятник кондатьеру Гаттамелате. 2) Монументальность, выразительность, пластичность, знание анатомии, перспективы, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, жизненная сила образов.

5. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию, становится художественным центром Италии и необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 г. и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим посмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны: в тексте вкрались ошибки, которые вам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Подчеркните их. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карту Рима (с. 41 рабочей тетради) нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.

  •  
  • Ответ: Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди…» — писал знаменитый биограф Джорджо Ва-зари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний). Но сегодня это возможно.
    Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е гг. (построена в 1473-1481 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.
    Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (это пригородная дорога). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции па берегу Тибра.
    Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (слева) памятники Средневековья (античности) : термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления (термы — это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои). Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида . Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.
    Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа (слева) и Капитолием слева (справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.

    Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле (Пантеон появится много позднее (построен задолго до этих событий)) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV (Григорий XI) резиденцию пап. Он ( Николай V) приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).
    Минуем мост— и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста Щ папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет (более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.

6. Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в XVI-XVIII вв., не потеряли своего значения и в наше время? Ответ запишите. Подчеркните названия научных открытий и изобретений, которыми вы пользуетесь.

  • Ответ: Многие открытия в разных отраслях актуальны и по сей день или дали начало новым открытиям и изобретениям (микроскоп, очки, ручные часы, книгопечатание и т. д.).

1. Звершите заполнение таблицы «Культура эпохи Возрождения» (с. 32 рабочей тетради)


2. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы  сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин…» Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи

В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 метров), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 79 учебника). Запишите, что в изображении Давида:

а) напоминает нам о сюжете Библии. Почему?

Праща, которую держит в правой руке и камень, вложенный в ращу и зажатый левой рукой

б) противоречит библейскому рассказу

библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу


3. Как вы думаете, почему в начале Нового времени усилился интерес человека к окружающему миру? Ответ запишите

Последовавшее за географическими открытиями бурное развитие экономики привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни


4. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. ба памятника неоднократно служили образцами для мастеров искусства

1) Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения. имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия

Базилика Сан; Темпьетто; палаца дель Те; собор Сан-Джордже Маджоре; церковь Иль Реденторе; театр Олимпика и т.д.

2) Посмотрите книги, альбомы, интернет-ресурсы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения

А теперь подумайте и запишите ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Монументальность, выразительность, пластичность, знание анатомии, перспективы, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, жизненная сила образов


5. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию, становится художественным центром Италии и необыкновенно орошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблеями

Перенесемся в 1512 год и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись микеланджело

Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путшествии. Будьте внимательны: в текст вкрались ошибки, которые вам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Подчеркните их. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карту Рима ( с. 41 рабочей тетради) нанесите маршрут, которым шли герои рассказа

Не покоями папских дворцов, так как капелла использовалась для проведения важнейших церковных церемоний

Не 80-е гг. XV в., а 1473-1481 гг.

Вместо превращенной ныне в городскую магистраль — по пригородной дороге

Вместо справа — слева

Вместо Средневековья — Античности

Вместо проходили театральные представления — терма (баня), а колизей — место для проведения гладиаторских боев

Вместо Тибра справа — Тибра слева

Вместо Капитолием слева — Капитолием справа

Вместо появится много позднее — построен задолго до этих событий

Вместо Сикст IV — Григорий XI

Вместо он — Николай V

Вместо убрать с него все лавки — убрать страую арку и восстановить перила

Вместо более 10 лет — более 4 лет


6. Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в XVI-XVIII вв., не потеряли своего значения и в наше время? Ответ запишите

Многие открытия в разных отраслях актуальны и по сей день или дали начало новымоткрытиям и изобретениям (микроскоп, очки, ручные часы, книгопечатание и т.д.)



1. Завершите заполнение таблицы «Культура эпохи Возрождения» (с. 32 рабочей тетради).

Завершите заполнение таблицы «Культура эпохи Возрождения»

2. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом.

Стр.36

а) Праща и камень, праща в правой руке, а камень в левой.

б) В Библии Давид был хилым мальчиком, а Микеланджело изобразил его статным и крепким юношей.

3. Как вы думаете, почему в начале Нового времени усилился интерес человека к окружающему миру? Ответ запишите.

Великие географические открытия привели к росту потребностей, и людям приходилось изучать точные данные для удовлетворения этих потребностей.

4*. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведённый по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно — служили образцами для мастеров культуры.

1) Темпьетто, Базилика Сан, Театр Олимпико, Собор Сан – Джорджио Маджоре.

Стр.37

2) Пластичность, монументальность, соблюдение пропорций и геометрии в произведениях, сила образов.

5*. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию, становится художественным центром Италии и необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями.

Ошибки:

«…покоями папских дворцов» — капелла использовалась для проведения важнейших церковных церемоний.

«…по приказу папы Сикста IV в 80 – е гг.» — 1473 – 1481 гг.

«…Виа Аппиа, превращенное в ныне городскую магистраль » — это пригородная дорога.

«Справа – памятники Средневековья…» — слева – памятники античности.

«…термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления» — терма – баня, а Колизей – для гладиаторских боёв.

«…между излучиной Тибра справа и Капитолием слева» — слева и Капитолием справа.

«…Пантеон появится много позднее» — построен задолго до этих событий.

«…перенёс Сикст IV резиденцию пап» — Григорий XI.

« Он приказал реставрировать античный мост Адриана… убрать с него все лавки торговцев» — Николай V приказал. Убрали старую арку и восстановили перила.

«…трудился над решением этой сложнейшей задачи более 10 лет» — более 4 лет.

«…воскресающие эпизоды Библии: …» — должно быть 9 сцен.

Стр.41


6. Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в XVI – XVIII вв., не потеряли своего значения и в наше время? Ответ запишите.

Стр.42

Не потеряли своего значения и актуальны и в наши дни множество изобретений, например, микроскоп, очки, часы и т.д.

1. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения. Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди — представители эпохи Возрождения. Свои размышления запишите в тетрадь.

Задания 1-6 - 1

Задания 1-6 - 2

О принадлежности этих людей к эпохе Возрождения говорят их костюмы.

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите в тетрадь внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.

На картине изображена девушка из зажиточной семьи. Скорее всего она — итальянка, из Венеции. Одним словом можно выразить весь смысл — венецианка. Венеция всегда стояла особняком в итальянской и европейской истории и культуре. Она была центром вольнодумства, свободы, раскованности и, конечно, чувственности. Все эти качества отражены в характере девушки. Венецианки считались самыми образованными женщинами в Европе, могли музицировать, сочинять стихи, вести философские беседы, знали несколько языков и долгое время были законодательницами моды.

2. Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным., ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).
«Человек измеряет небо и землю… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).
«Наш век (XV. — Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).
«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).

Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст — гимн человеку эпохи Возрождения.

«Человек одарен от природы и человек всегда находится в центре мира, чтобы оттуда было удобнее обозревать все, что есть в мире. Человек измеряет небо и землю и мог бы создать светила, если бы имел орудия и небесный материал. Наш век столь счастлив и столь богат великими и блистательны-ми умами, ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках. Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими».

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим — с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с товарищами.

Этот пункт выполняете на собственное усмотрение.

3. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин…» Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 74 учебника). Запишите в тетрадь, что в изображении Давида напоминает нам о сюжете Библии, что — противоречит библейскому рассказу. Почему?

Напоминает о сюжете праща, которую юноша держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. Противоречия: а) библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу, б) Библейский Давид был обрезан по традиции своей веры, в) Микеланджело изобразил итальянца 16 века, в традициях изобразительного искусства своего времени.

4. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Свой ответ запишите.

Географические открытия раздвинули границы восприятия мира, подтверди-ли многие научные гипотезы. Последовавшее за открытиями бурное развитие экономики и общества привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни. Все это, вместе с опровержением догматов церкви, дало толчок к изучению окружающего мира как к единственному способу познания.

5. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры.

Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия.

Задания 1-6 - 3

Архитектура Возрождения вообще разделяется на три периода. Микеланджело считается основоположником самого позднего направления, названного маньеризмом. Первым же образцом архитектуры возрождения считают флорентийский собор Санта-Мария-делла-Фьоре, спроектированный Брунелески.
С собором Св. Петра можно сравнить базилику Сан-Лоренцо (Микеланджело, Флоренция), Темпьетто (Браманте, Рим), палаццо дель Те (Романо, Мантуя), собор Сан-Джорджо Маджоре и церковь Иль Реденторе и театр Олимпико (Палладио, Виченца).
Образцом для Вероккио, как и для других скульпторов, послужила древнеримская статуя Марка Аврелия. Сравнить можно с памятником кондотьеру Гаттамелате работы Донателло, установленному в Венеции. Работа Донателло стала первой статуей подобных размеров.

Посмотрите книги и альбомы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения.

А теперь подумайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Монументальность, пластичность, точное знание анатомии, перспективы, композиции, светотени, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, выразительность, драматизм и жизненная сила образов.

6. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию и становится художественным центром Италии, необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 год и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны. В текст закрались ошибки, которые нам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карте Рима нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.

«Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди…» — писал знаменитый биограф Джорджо Вазари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний, например, Конклавов). Но сегодня это возможно.

Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е гг. (Капелла была построена в 1473-1481 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.

Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (Виа Аппия была пригородной дорогой, которая не использовалась по прямому назначению). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции на берегу Тибра (Ватикан не примыкает к Тибру).

Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (упоминаемые далее термы Каракаллы, если идти в город, находились слева от Аппиевой дороги) — памятники Средневековья (термы и Колизей — памятники античности): термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления. Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида (термы — это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои). Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.

Задания 1-6 - 4

Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа и Капитолием слева (наоборот, излучина слева и Капитолий справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.

Задания 1-6 - 5

Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле (Пантеон появится много позднее (Пантеон построен задолго до описываемых событий при императоре Адриане во II веке н.э.,) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV резиденцию пап (Ватиканский дворец стал постоянной резиденцией римских пап в 1377 году при папе Григории XI). Он приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (мост был отреставрирован в 1450 году при папе Николае V, когда убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).

Задания 1-6 - 6

Минуем мост — и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста IV, папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет.(более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (на своде размещены 9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.»

Задания 1-6 - 7

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Данная статья посвящена истории Давида и Голиафа. О том, кто такой царь Давид и о его роли в библейском повествовании можете подробно прочесть в этой статье, мы же, прежде чем толковать историю Давида и Голиафа, остановимся на личности последнего.

Голиаф – персонаж Библии.

Голиаф — Библейский персонаж. Описывается в Библии как Фелистимский воин-великан. В классической еврейской традиции, подчеркивали статус Голиафа как представитель язычества, в отличие от Давида, избранника Бога Израиля. Голиаф был родом из Гефа – одного из самых крупных Филистимских городов.

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Илья Репин. Давид и Голиаф, 1915 год

Описание Голиафа варьируется в различных древних рукописях: древнейшие рукописные книги — свитки Мертвого моря, текст Первой книги Царств, датируемый 1-м веком, рукописный текст Септуагинты 4-го века – все описывают его как высокого человека, ростом 2.06 м, тогда как Масоретский текст изображает его как трехметрового великана.

Давид против Голиафа

Противостояние Давида и Голиафа описано в 17 главе Первой Книги Царств. Саул и израильтяне столкнулись с Филистимлянами в долине Эла. В течение 40 дней Голиаф, могучий Филистимский воин выходил утром и вечером и предлагал кому-либо сразиться с ним один на один и решить исход битвы. Однако не нашлось ни одного храбреца среди воинов Саула.

Однажды пастушок Давид, который приносил еду своим братьям-воинам, услышал призыв Голиафа к сражению и вызвался противостоять Голиафу.

И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из‑за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

Саул отдал Давиду свои доспехи и меч, но Давид отказался, так как не привык к такому одеянию и оружию. Давид вооружился лишь палкой и камнями.

Перед сражением Давид сказал Голиафу:

…ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа…

Давид выпустил камень из своей пращи и со силы ударил Голиафа в лоб. Голиаф упал ничком на землю, и Давид отсек ему голову его собственным мечом. Филистимляне обратились в бегство после смерти Голиафа. Израильтяне преследовали Филистимлян до самого Гефа. Давид с отрубленной головой Голиафа вернулся в шатер к царю Саулу.

Толкование истории про Давида и Голиафа

Основная цель истории Давида и Голиафа – показать народу, что Саул не может быть царем Израиля. Мы знаем, что Саул, как и Голиаф, отличался высоким ростом и был на голову выше, чем кто-либо другой во всем Израиле, и именно он был явным претендентом на то, чтобы отстаивать честь своего народа в поединке с Голиафом. Однако Саул не нашел в себе смелости сделать этого.

Христианская традиция рассматривает битву Давида с Голиафом как символ победы Божьего царя над врагами Бога и как прообраз будущей победы Иисуса над грехом и Церкви над Сатаной.

История Давида и Голиафа показывает, как Господь защищает Свой народ. Давид, наполненный верой и любовью к Богу, имя которого хулил Голиаф, убил Голиафа практически голыми руками.

Фраза «Давид и Голиаф» или «Давид против Голиафа» давно стала нарицательной и используется применительно к ситуации, когда слабый противник сталкивается гораздо более сильным.

Давид, поражающий Голиафа, в живописи.

Сюжет о Давиде и Голиафе широко использовался в живописи. Вот несколько самых известных работ.

КАРАВАДЖО

Давид и Голиаф, Караваджо

Давид и Голиаф (или Давид с головой Голиафа или Давид побеждает Голиафа) —  картина итальянского мастера эпохи барокко Караваджо (1571-1610). Она была написана в 1599, а сегодня находится в музее Прадо, Мадрид.  Картина Давид и Голиаф была написана в начале творческой деятельности художника.  Караваджо также является автором еще двух менее известных картин на данный сюжет.

Давид и Голиаф, Караваджо

Давид и Голиаф, Караваджо, 1607 год
Давид и Голиаф, Караваджо
Давид и Голиаф, Караваджо, 1610 год

МИКЕЛАНДЖЕЛО

Давид и Голиаф, Микеланджело

Мы видим, как перепуганный гигант ждет обезглавливания. Микеланджело  выдержал рисунок в спокойных и мягких тонах, что делает фигуру великана еще более массивной.

ТИЦИАН

Давид и Голиаф, Тициан

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Давид и Голиаф

Давид и Голиаф. Фреска.

Содержание страницы

  • Кратко о борьбе евреев против других народов
    • Полезные материалы
  • Содержание подвига
    • Бой: как и чем безоружный пророк поразил великана
    • Об убитом гиганте
    • Последствия победы в битве
  • Духовное значение подвига
  • Видео
    • Похожие статьи

Кратко о борьбе евреев против других народов

Еврейским племенам, осевшим после странствий в Ханаане («земле обетованной»), пришлось отстаивать свое право на эти территории с оружием в руках, сражаясь с различными народами, как с пришлыми, подобно самим евреям, так и проживавшими здесь издавна.

В Библейской истории этот период носит название «эпоха Судей». Судьями называли вождей евреев, излагавших волю Божию о народе. Они прославились своей борьбой с чуждыми племенами. Евреям приходилось сражаться с хананеями, моавитянами, мадианитянами, аммонитянами, амаликитянами и другими этносами. Всего от времен Иисуса Навина (преемника Моисея) до Самуила (последнего судьи) прошло примерно 350 лет.

Полезные материалы

В XIII веке до нашей эры еврейским племенам пришлось отражать нападения завоевателей, получивших наименование «народов моря», поскольку они вторглись на побережье Египта и государств Ближнего Востока со стороны Средиземного моря. «Народы моря» именовались в ассирийских источниках «пилишти», а в Септуагинте приводится другой вариант этого названия, дошедший и до наших дней – «филистим», филистимляне. Этот народ дал название Палестине.

Большинство исследователей склоняются к мысли, что родиной филистимлян был остров Крит. Филистимляне владели искусством обработки железа, строили боевые корабли, у них были колесницы, отличные по тем временам доспехи и вооружение. Их отряды наводили страх даже на такие могущественные государства, как Египет и Хеттская империя. Евреям, уже осевшим на плодородных долинах Ханаана, пришлось вести долгую и кровопролитную борьбу с захватчиками.

Филистимляне овладели пятью городами Ханаана, создав союз, который постоянно грозил народам этого региона, среди которых были и евреи. Поклонялись филистимляне Дагону, Астарте и Бааль-Зебубу. Монотеистов евреев ужасали кровавые культы язычников. Неслучайно они наделили филистимских «богов» демоническими чертами, а имя Бааль-Зебуба со временем стало одним из бесовских имен (Веельзевул).

Опасный внешний враг подтолкнул разрозненные еврейские племена, управляемые судьями, к объединению и созданию собственного государства, во главе которого стоит единоличный правитель – царь.

В Библии подробно описывается, как последний из судей, первосвященник Самуил, избрал на царство Саула, сына простого земледельца Киса из колена Вениаминова.

Саулу удалось объединить народ и отразить несколько нападений филистимлян, а также успешно сразиться с амаликитянами. Но с первых же шагов своего правления Саул показал, что не может и не желает быть послушным орудием в руках Всевышнего. Между тем, именно эта покорность воле Божией была первым и обязательным условием успешного правления царя над народом. Пророк Самуил, избравший Саула и помазавший его на царство, не раз укорял своевольного правителя за гордыню, однако Саул всякий раз вновь нарушал данное им обещание и поступал вопреки советам и прямым внушениям Самуила.

Убедившись окончательно, что Саул не отвечает идеалу царя, Самуил обратил свой взор на Давида, сына Иессея из колена Иудина. Эта семья жила в Вифлееме. Голос Божий указал Самуилу на Давида, как на будущего царя и преемника Саула. Первосвященник тайно помазал юношу на царство, однако, до поры до времени Давид продолжал мирно жить в Вифлееме и пасти стада своего отца, играя на арфе.

Памятник Царю Давиду в Иерусалиме

Памятник Царю Давиду в Иерусалиме

Тем временем, Саула настигла душевная болезнь, которую нельзя считать ничем иным, как следствием его своеволия и непослушания воле Бога. Он впал в черную меланхолию, приступы которой временно облегчали звуки арфы. Царские прислужники привели во дворец Давида, который был известен как искусный музыкант. Только его игра и могла успокоить несчастного Саула.

Содержание подвига

Через некоторое время началась новая война с филистимлянами. Со стороны противника на евреев выступило огромное войско, среди которого выделялся своей мощью филистимский воин Голиаф. Он ежедневно выступал из рядов своих закованных в броню соплеменников и вызывал на единоборство евреев. Исход поединка мог решить исход всей войны. Нужно отметить, что подобные поединки знакомы и позднему средневековью, их воздействие на моральное состояние войска и исход всей битвы зачастую было колоссальным. Более того, масштабных боевых действий вовсе можно было избежать, удовлетворившись результатами такого поединка как волей Божией (язычников не чужда была хотя и мрачно искаженная, но всё же вера в своих ложных богов).

Поскольку в армии Саула никто не решался ответить на вызов филистимского богатыря, Голиаф насмехался над евреями и всячески поносил их за трусость.

Саул пообещал свою дочь в жены тому, кто решится выйти на единоборство, но желающих по-прежнему не было.
Как-то в войско евреев прибыл юноша Давид, чтобы проведать своих братьев, служивших под началом сауловых воевод. Он увидел Голиафа, услышал его насмешки и издевательства над евреями, возгорелся духом и решил принять вызов. Саул предложил юному смельчаку доспехи и меч, однако Давид отказался от оружия.

Бой: как и чем безоружный пророк поразил великана

Выйдя против великана Голиафа, закованного в медную броню, вооруженного тяжелейшим копьем и мечом, юноша Давид не взял никакого оружия, кроме пращи, при помощи которой он поражал волков, охотившихся на овец. Увидев это, Голиаф закричал:

«Что ты идешь на меня с палкою [и с камнями]? разве я собака?» (1 Цар. 17:43)

Давид отвечал ему:

«Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам труп твой и трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши». (1-я Цар., гл. 17, 45-47).

Давид вложил камень в пращу, раскрутил ее над головой и так метко метнул свой снаряд, что он поразил Голиафа прямо в лоб.

Гигант рухнул бездыханный. Давид тут же подбежал к поверженному врагу и отсек ему голову его же мечом.
Гибель Голиафа решила исход противостояния: филистимляне ударились в бегство.

Успех Давида был не просто победой в стычке двух противников в военном конфликте. Подвиг помазанного на царство пастыря предрешил развитие истории еврейского, и не только еврейского народов, на столетия и тысячелетия вперед, ибо имел не только военный, но и глубокий духовный смысл.

Об убитом гиганте

Последствия победы в битве

Искусный в воинском деле, Голиаф был воплощением мощи и гордости народа филистимлян, жестоких завоевателей и язычников.

Против этого гиганта и силача выходит неприметный юноша, вооруженный лишь верой в Господа и пастушеской пращей. Его победа над Голиафом положила конец нападениям филистимлян и стала началом самого блестящего периода древнего еврейского государства. Сам же Давид не только положил начало династии царей Израиля, из его потомков выйдет Мессия Иисус Христос.

Пророк Давид_3684

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVI в. Вторая половина XVI в. 1560-е. Происхождение: из иконостаса собора Рождества Богоматери Антониева монастыря. Материал: дерево, темпера. Материал оклада: серебро. Размеры иконы: высота 78,2 см, ширина 61,3 см. Поясное изображение пророка Давида со свитком в руке. НГОМЗ 2759. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Саул действительно выдал замуж за Давида свою младшую дочь, Мелхолу, влюбленную в народного героя. Впрочем, намерением Саула было погубить Давида через неё. Впоследствии она поможет Саулу бежать от подосланных Саулом убийц, будет вторично выдана замуж отцом, а по возвращении законному мужу Давиду останется бездетной.

В то же время, Божие благословение и заслуженная любовь народа и породили в отверженном Сауле ревность и страх потерять власть. Началась долгая череда скорбей для гонимого пророка Давида, молитвенные воздыхания которого человечество услышит из богодухновенной Псалтыри.

Духовное значение подвига

Поединок пастуха и воина является прекрасным подтверждением того, что лучшим оружием в бою является совершенное смиренное упование на помощь Божию в правом деле, а гордая уверенность в себе — посрамляет.

Ветхозаветный царь Давид_4566

Иконография: Давид, пророк, царь. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Псков (?) Материал: дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 72,3 см, ширина 53,3 см. Икона Пророческого ряда. Изображение царя Давида в трехчетвертном повороте с развернутым свитком в руке. Инв. № 1585. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. Т. 2. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Северный Паломник. 2012. № 179

В чем духовный смысл этой победы? Жизнь любой живой твари принадлежит Богу и находится в его в руках. Лишь силою и помощью Божией способен человек спастись или хотя бы сделать что-то доброе. Совершенное упование на помощь Божию с верой привлекает эту помощь.

Толкуя Псалтирь, профессор Лопухин пишет:

Пс.143:1. Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,

Давид свою победу над Голиафом приписывает Божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву.

Пс.143:3. Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?

Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем – проявлении великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь «подчиняет ему народ» (Пс.143:2).

Пс.143:4. Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень.

Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.

В Иерусалиме открыт монумент царя и пророка Давида вблизи от места его погребения на средства российского фонда. Открытие памятника вызвало негативную реакцию со стороны ультраортодоксальных иудеев. Памятник был осквернен и в последующем демонтирован без широкой огласки.

Вероятно, именно поэтому поединок Давида и Голиафа уже не одно столетие является одним из самых известных эпизодов Библейской истории, источником вдохновения для многих произведений искусства от полотен Возрождения до современного кинематографа. Люди черпают в этом сюжете убежденность в том, что Господь дарует победу не сильным, а правым.

Автор: Ольга Ельникова.

Видео

Мульфильм для детей: «Истории Ветхого Завета. Давид и Голиаф»

Видеорассказ о победе Давида над Голиафом в цикле «Закон Божий»

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

  • В банке с мамой рассказ видео
  • В бане толстой рассказ читать алексей толстой
  • В бане со свекром рассказ
  • В бане семьями рассказы
  • В бане с тетями рассказы