В чаплина белка текст рассказа читать


НАША ОДЕЖДА. СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА.
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. ЧАПЛИНОЙ «БЕЛКА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: развивать устную речь; уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам; дать понятие о национальной одежде и привести примеры.

Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу о потребностях человека, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (удивление, восхищение, радость) при прослушивании рассказа В. Чаплиной «Белка»; рассуждает и дает адекватные объяснения на поставленные вопросы; связанно и последовательно пересказывает текст.

Материалы и оборудование: картинки с изображением одежды, предметов по уходу за ней; белка, загадки про белку.

Музыкальное сопровождение: «Вальс с листьями» (муз. А. Гречанинова).

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Ребята, скажите, какие есть потребности и у человека, и у животного? (Еда, питьё, жильё.)

Назовите потребность, которая характерна только для человека, а у животных такой потребности нет. (Одежда.) Почему? (Чтобы защитить своё тело от жары и холода, от непогоды.) Отгадайте загадки.

Знает умник и невежда

Людям всем нужна … (одежда).

Если мёрзнут даже зубы,

Значит, надевайте … (шубы).

Дождик льётся не на шутку,

Надевают дети … (куртку).

Мы зимою по привычке

Надеваем … (рукавички).

2. Беседа об одежде.

Сегодня мы будем говорить об одежде, какой она бывает, из чего её изготавливают. А девизом занятия предлагаю взять пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Как вы её понимаете? (Ответы детей.) А что же такое одежда? Если мы откроем толковый словарь Ожегова, то узнаем, что «одежда – это несколько предметов, которые покрывают тело». Из чего шили одежду раньше? Из каких материалов шьют сейчас?

3. Чтение стихотворения.

Педагог читает стихи и демонстрирует рисунки с историей возникновения одежды.

Итак, начинаем рассказ об одежде.

Расскажем о той, какой была прежде

И как изменилась

Сегодня она.

Шкуры носили далекие предки,

Недаром они были ловки и метки.

А каждый костюм добывался в бою

Предки ценили одежду свою.

Греция, Рим. Одеяние строгое,

Звались одежды хитоном и тогою,

В тогах атласных те, кто богаче.

Рабы одевались, конечно, иначе.

Знать при дворе называлась придворною

Носила костюмы с отделкой узорною.

Если б не эти костюмы, как знать,

Сумели бы знать отличить и узнать?

Одежда сама человека не красит,

Но славу её приумножат сторицей

Инспектор ГАИ, что дежурит на трассе,

И доктор, что в детской дежурит больнице.

Костюм космонавта, красивый без спору,

Придётся вам завтра, наверное, впору.

Но это мы вам обещаем в надежде,

Что честно вы трудитесь в школьной одежде.

Мы узнали, из чего делают одежду, а теперь подумайте и скажите, какая бывает одежда по назначению?

– Чем отличается одежда, в которой вы занимаетесь спортом, от той, в которой вы идёте в гости?

Значит, спортивная одежда нам нужна для занятий спортом, а чем она отличается от нарядной одежды?

Какой должна быть домашняя одежда?

А ещё, ребята, одежда бывает сезонная. Почему на доске таблицы трёх времён года?

Зимой мы носим зимнюю одежду, летом – летнюю, а осенью и весной демисезонную.

Динамическая пауза.

Моль, моль, моль – это вредная букашка,

Моль, моль, моль – усатый таракашка,

Моль, моль, моль – это маленький жучок,

Который поедает всё вдоль и поперёк

Моль, моль, моль – съела папины штанишки,

Моль, моль, моль – съела мамино пальто,

Моль, моль, моль – все поела в доме книжки,

Надела пальто и пошла в кино.

На слова «Моль, моль, моль» дети хлопают в ладоши или топают ногами.

Как оберегать одежду от моли?

4. Игра «Будь внимателен».

На магнитной доске педагог прикрепляет картинки, на которых изображены одежда и предметы ухода за ней.

Картинки, которые вы увидите на магнитной доске, нужно разделить на две группы.

Какие это группы? (Одежда и предметы ухода за одеждой.)

Как нужно ухаживать за одеждой?

Для чего нужно ухаживать за одеждой?

Как вы думаете, всегда ли одежда была такой, как сейчас?

Для чего людям одежда?

Почему люди начали создавать искусственные и синтетические материалы для одежды?

Почему современные люди не хотят постоянно ходить в национальной одежде?

5. Разучивание и исполнение танцевальных элементов и движений. «Вальс с листьями» (муз. А. Гречанинова).

6. Чтение рассказа В. Чаплиной «Белка».

Отгадайте загадку:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка.)

Воспитатель показывает картинку «Белка» и читает рассказ
о ней.

Какое гнездо свила белка? (Белка устроила круглое, закрытое гнездо, а с одной стороны лазейку оставила.)

Что белка припасла на зиму? (Она насушила ягод, грибов.)

Трудолюбиво запасает корма белка: собирает желуди и орехи, сушит грибы (иногда до 1500 штук!), любит семена хвойных и лиственных деревьев, которых в уральских лесах огромное количество. За день она может разгрызть до 200 сосновых и 130 лиственных шишек. Часто потерянные белкой семена весной прорастают.

После анализа произведения дети пересказывают его по наводящим вопросам воспитателя:

Какие корма запасает белка?

Сколько шишек разгрызает белка за день?

Что происходит весной с семенами, которые теряет белка?

7. Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня?

О каком животном прочли рассказ?

Чем занимается белка?

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Вера Чаплина
Рассказы про птиц и зверей

© Чаплина В. В., насл., 2018

© Ситникова Е. А., ил., 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Кто как живёт

Птицы под нашим окном

Птиц в природе много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Но одних птиц увидеть непросто – они обитают в глухих лесах, в непроходимых болотах, в безлюдных горах. А есть птицы, которых мы видим каждый день. У домов видим, в саду видим, в парках встречаем. Вот про этих птиц и рассказано в этой книге.

Воробей

– Чик-чирик, чик-чирик, – это воробей за окном чирикает.

Воробьи чаще всего около человека живут. Зимой, где крошки подберут, где зёрнышками полакомятся. А как наступит весна, тут воробьи начнут с деревьев да с кустов разных вредных гусениц собирать, ими птенцов своих кормить.

Вырастут воробьята, уже большие, уже летают хорошо, а всё за родителями гоняются. Догонят, крылышками трепещут, рты раскрывают – это они еду так просят.

Ворона

– Карр! Карр! – кричит ворона.

Ворону все знают. Она и в городе живёт, и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и за другими мелкими зверьками охотится.

Ранней весной вороны начинают гнездо строить. Строят на дереве. Построят гнездо, потом птенцов выведут. Вот тут-то и начнутся главные заботы. Принесут вороны добычу, одному птенцу дадут, другому… никого не забудут, всех накормят и опять за кормом полетят.

А когда птенцы из гнезда вылетят, здесь родители будут зорко за ними следить. Увидят, к ним кошка крадётся, мигом на помощь спешат. Шум, крик поднимут, так и налетают на кошку, так и налетают, клюнуть её стараются. Испугается кошка, убежит, а вороны покружатся около птенца и уведут его подальше от опасности.

Скворец

Весной, из далёких жарких стран, прилетают скворцы. А здесь для них уже домики-скворечни приготовлены. Выберет скворец домик. Сядет около него и начнёт свои весёлые песни распевать.

Песня у скворца особенная – то запоёт так красиво, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает. Зато как выведутся птенцы, тут уж скворцам не до песен. Целый день собирают они разных насекомых, слизней, гусениц… своим птенцам носят.

А осенью соберутся скворцы в большие стаи и опять улетят от нас в далёкие жаркие страны.

Ласточка-касатка

Высоко в небе летают ласточки. Они за мошками там охотятся. В хорошую погоду мошки высоко держатся и ласточки высоко, а к непогоде мошки низко, к самой земле, спускаются и ласточки низко летают. По ласточкам можно и погоду узнать. Высоко летают – хорошей погоде быть. Низко летают – дождь будет.

На лету ласточки мошек ловят, на лету воду пьют и даже купаются на лету. Промелькнёт ласточка над самой водой, чуть окунётся – и опять в воздухе. Ещё раз окунётся. Ещё раз. Вот и искупалась.

Своё гнездо ласточки-касатки под крышей сарая или под крышей дома строят. Из илистой земли его лепят. А чтобы гнездо держалось крепче, в комочек земли длинные травинки примешивают, слюной смачивают.

Синица

Весь день синицы с дерева на дерево, с сучка на сучок перепархивают. Каждый листик, каждую веточку осмотрят – насекомых да личинки ищут. Ведь надо и самим поесть, и птенцов накормить.

Птенцов в каждой синичьей семье много. Бывает, даже двенадцать выведется. Еле в гнезде умещаются.

Зимой синицы в тёплые страны не улетают. Трудно им зимой – холодно, голодно. Зимой им помочь надо. Кормушки сделать. В кормушки семечки насыпать. Кусочек несолёного сала на верёвочке повесить. Синички сразу поймут, где их кормят, где не обижают, и будут каждый день к кормушке прилетать.

Сорока

У сороки хвост длинный, чёрный. Голова и крылья тоже чёрные, а бока и живот белые-белые, потому и зовут её сорока-белобока. А ещё её зовут сорока-воровка. Как увидит она что-нибудь маленькое, блестящее, сразу старается утащить да спрятать.

Обитает сорока почти всегда в лесу, но иногда селится и возле дома, где люди живут. Здесь она старательно облетает свой участок и ищет, чем бы ей поживиться. Кормится сорока слизнями, червяками, разные зёрна клюёт. Попадётся мышонок – и его словит.

Сорока – птица пугливая и осторожная. Своё гнездо строит на дереве, среди густых сучьев. Гнездо – с крышей из веток. Крыша хоть и не плотная, но птицу охраняет. Сквозь неё не скоро сороку разглядишь, когда она птенцов высиживает.

Как заяц живёт в лесу

Это заяц-беляк. Он в лесу живёт. Днём заяц спит, а как начнёт смеркаться, тут он бежит кормиться: где травку съест, где с молодой осинки кору погрызёт. Ест, а сам прислушивается…

Много врагов у зайца, от всех надо уметь спрятаться, от всех уметь убежать.

РЫСЬ
РОСОМАХА
ЛИСА
ВОЛК

Филин тоже в лесу живёт. Днём филин отдыхает, а как наступит вечер, как потемнеет, тут он на охоту вылетает. Летит филин между деревьями, а сам добычу высматривает: разных птиц, зверьков ловит и на зайцев тоже охотится.

Уши у зайца длинные, чуткие, лапы сильные, быстрые. Как услышит опасность, так бежать припустится, что его и волку, и лисе не всегда догнать удаётся.

Здесь маленькие зайчата спрятались. Они только сегодня родились, а уже и видят, и слышат хорошо. Накормила зайчиха малышей и ушла сразу. А зайчата посидели немного рядышком и разошлись в разные стороны. Нашёл каждый себе укромное местечко, лежат – не шелохнутся. Попробуй найди их!

Бегает зайчиха по лесу, своих малышей ищет. А если встретит чужого зайчонка, то и его накормит. Молоко у зайчихи жирное, сытное, потому и кормит она детёнышей редко: когда через два дня, когда через четыре. Так она детёнышей от врагов оберегает, чтобы следов к ним не оставить. Ведь по следу их каждый найдёт.

Идёт лиса. Ищет, чем бы ей поживиться. Совсем рядом пройдёт, а зайчонка не учует. Прижался малыш к земле, его и не видно, и следов зайчихи к нему нет. Вот и пройдёт лиса мимо.

Быстро растёт зайчонок. Только восемь дней исполнилось, а у него уже зубки выросли, уже травку жуёт. А как исполнится ему две недели, здесь зайчонка и поймать трудно. Ишь как прыгает, маленький, да удаленький.

Вот и осень наступила. На деревьях листья пожелтели, в лесу брусника, клюква поспела, грибы ещё есть. Хорошо осенью в лесу: и зверькам и птицам – всем сытно.

За лето да за осень вон как зайчонок вырос, совсем большой стал, а к зиме он серую летнюю шёрстку на тёплую шубу сменил. Теперь он весь белый, белый как снег, только самые кончики ушей чёрные. Притаился заяц в снегу, его и не заметишь.

Как увидит заяц волка, сразу бросится бежать да следы свои путать. То в одну сторону бежит, то в другую повернёт, то прыгнет. Так следы запутает, что пока волк разберётся, зайца и след простыл.

Глубокие намело зимой сугробы, а в сугробах тропинки от самого леса к стогу сена тянутся. Это зайцы их протоптали. Много зайцев собирается здесь зимой, всем им хочется сеном полакомиться. Наедятся и опять разойдутся.

Вот и весна наступила. Из тёплых стран птицы прилетели, песни поют. А зайцы теперь уже не белые, теперь весной они в серую, летнюю одёжку оделись. Собрались на полянке, играют, прыгают. Это они весной всегда так веселятся, друг перед другом свою силу да ловкость показывают.

Как лиса живёт в лесу

Эти звери живут в лесу.

Ёж

Кабан

Заяц

Барсук

Медведь

Лось

Косуля

Ещё в лесу живёт лиса. Вот одна история про лисицу.

В лесу жила лиса. В самом глухом месте, под деревом, выбрала она себе удобное местечко и стала рыть нору. Это была трудная работа. Надо прорыть глубокие ходы, сделать удобное логово для лисят, а на случай опасности – запасные выходы. Лисе помогал лис. Пока один роет, другой отдыхает.

Нора готова, и скоро в ней запищали лисята. Малыши были совсем не похожи на взрослую лису. Лиса рыжая, хвост длинный, пушистый, а у детёнышей шёрстка серая, хвостик коротенький. Были они маленькие, беспомощные: глазки ещё не видят, ушки не слышат. Малыши сосали свою мать, а если она уходила, собирались в кучку и спали.

С такими малышами много хлопот! Надо накормить, согреть, умыть. Лисица старательно вылизывала лисят, и их пушистая шёрстка всегда была чистой. У папы-лиса тоже не мало забот. Весь день по лесу рыщет, добычу ищет. То мышь принесёт, то птенца, а то тетерева словит. Вот и сыта лиса, и от малышей уходить не надо.

Скоро у лисят открылись глазки, а когда им исполнился месяц, они уже крепко держались на лапках. Настало время их учить. Принесёт лисица мышку и пустит её к лисятам. Те бегают за ней, поймать стараются, а лиса усядется в сторонке, прислушивается, оглядывается. Услышит что-нибудь подозрительное, тявкнет – и лисята мигом в норе скроются. Если же какой нерасторопа задержится, лисица хватает его за шиворот и запихивает в нору. Так родители приучали детёнышей к осторожности и послушанию.

Три лисёнка слушались своих родителей. Когда они уходили за добычей, лисята сидели в норе и не вылезали. А вот четвёртый лисёнок не слушался родителей. Однажды, когда мать ушла на охоту, он вылез из норы и стал гоняться за большой, пёстрой бабочкой. Лисёнок так заигрался, что и не заметил, как всё дальше и дальше уходил от своего дома.

Встретил лисёнок ёжика. Хотел с ним поиграть, да только с ёжиком шутки плохи! Свернулся он в клубок и колючки выставил. Потянулся к нему лисёнок, а ёжик как подпрыгнет – и в самый нос его уколол. Заскулил лисёнок, хотел домой вернуться, а дороги не знает.

Заблудился лисёнок. Нос болит, есть хочется. Вдруг видит – на полянке заяц сидит. Травку ест. Длинными ушами поводит, прислушивается. Стал подкрадываться к нему лисёнок, да не тут-то было! Услышал его заяц, прыг-скок, прыг-скок – и мигом в лес умчался.

Долго бродил по лесу лисёнок, пока до дома не добрался. Ещё хорошо, что по дороге волка не встретил. Клыки у волка острые, лапы сильные, бегает он быстро, не спастись бы лисёнку от него. Ведь волк самый большой лисий враг.

Вот и осень настала. Выросли лисята, совсем большие стали. Научились охотиться, от врагов спасаться. Всё сами умеют. Разойдутся теперь в разные стороны, и каждый сам по себе жить будет.

Как медведь живёт в лесу

Ходит, бродит по осеннему лесу медведица. Ищет, где бы ей берлогу на зиму устроить. Нашла место под корягой, лапами землю разгребла, листьев туда натаскала и улеглась.

Засыпало медведицу снегом. Целый сугроб намело. Холодно, голодно в лесу. Рыщут по зимнему лесу голодные волки. Ищут, чем бы поживиться, только сугроб, где медведица лежит, стороной обходят. А медведице никакой мороз не страшен – спит да посапывает.

Всю зиму лежит медведица в берлоге. Всю зиму не ест и не пьёт, а когда самые морозы настали, у неё родились два медвежонка. Слепые, маленькие, не больше щенка ростом. Прижались малыши к матери. Крепко, крепко прижались. Лежат себе и дремлют, а захотят поесть – пососут мать, потом на другой бочок повернутся и опять заснут.

Но вот наступила весна. Пригрело солнышко. Побежали ручейки. А на большой поляне рано-рано утром собрались тетерева. Крылья распустили, хвост веером, друг на друга наскакивают – это они весной перед тетёрками так красуются. Танцуют тетерева и не видят, что за кустами лиса притаилась; если зазевается какой-нибудь тетерев, живо его поймает.

Медвежата к весне подросли, и глазки у них открылись. Только в тёмной берлоге всё равно разглядывать нечего и побегать негде, приходится смирно лежать возле матери.

Медведица тоже, как весеннее тепло почуяла, сразу из берлоги вылезла. И медвежата следом за матерью выбрались. Посмотреть на них – ну совсем как плюшевые игрушки. Пушистые, забавные, а глаза, словно пуговки, так по сторонам и поглядывают.

И как же они обрадовались, когда увидели лес, солнце, молодую зелёную травку! Начали медвежата бегать, прыгать, кувыркаться, между собой бороться. Обхватят друг друга лапками и повалить стараются.

Медвежата играют, а мать за малышами следит, как бы они не убежали далеко. А самой надо спешить отыскать еду. Ведь она всю зиму пролежала в берлоге, ничего не ела, отощала. Теперь медведица раскапывает землю, ищет вкусные корешки, червяков, жуков… Сама ест и детей к такой еде приучает.

А как наступили тёплые летние дни, как поспела в лесу малина, земляника, черника – тут для медведицы и для медвежат настоящее раздолье. Любят медвежата сладкой ягодой полакомиться. Большие они сластёны и очень любопытные.

Увидел медвежонок осиное гнездо и нос в него сунул. Тут оса как шалуна за нос цапнула, потом и все осы как накинулись на него, как стали жалить! Закричал, бедняга, мордой трясёт. В другой раз не лезь, куда не надо.

Хорошо в летний день возле реки! Прохладно. Вот и повела медведица своих малышей к реке искупаться. Впереди сама идёт, а за ней малыши торопятся. Вдруг лось навстречу вышел. Увидала его медведица, заревела, на дыбы поднялась. Испугался лось и бежать, только ветки под ногами затрещали.

Пришла медведица к реке и сразу в воду полезла. Уселась, где помельче, и сидит. А медвежата боятся, по берегу бегают, кричат, мать зовут. Потом и сами в воду полезли. Ой, как хорошо в прохладной воде искупаться! От радости медвежата такую возню затеяли, что только брызги во все стороны полетели.

Вылезли из воды медвежата и давай друг за другом гоняться. Потом на дерево вскарабкались. Коготки у них острые, так за дерево и цепляются, вон как высоко забрались!

Наигрались медвежата, набегались, а наелись так, что даже животы раздулись. Теперь и отдохнуть можно. Улеглись медвежата, к матери прижались и уснули. Крепко-крепко спят. Только мать-медведица не спит, детёнышей оберегает.

Вот и лето прошло. Осень наступила. Выросли медвежата – совсем большие стали, а всё за медведицей ходят. Они и зимой с медведицей в берлогу лягут и до самой весны все вместе спать будут.

Фомка – белый медвежонок

Четвероногий пассажир

Попал Фомка в Москву не поездом, не пароходом, а прилетел на самолёте. Маршрут его: остров Котельный – Москва. Управлял этим самолётом знатный лётчик Илья Павлович Мазурук. Это ему, Илье Павловичу, преподнесли жители острова Котельного такой подарок, и экипаж самолёта решил взять его с собой в Москву.

Фомку – так звали медвежонка – поместили на самолёте в ящике. Ящик сколотили большой, крепкий, затянули одну сторону сеткой. Сначала Фомка сидел в нём очень спокойно. Но не успел самолёт оторваться от земли, как Фомка вцепился в сетку, стал рвать её зубами, лапами и поднял такой крик, что даже шум мотора не мог его заглушить.

Напрасно пробовали успокоить крикуна. Напрасно совали ему в клетку тюленье мясо, рыбий жир и другие медвежьи лакомства. Медвежонок охрип от крика, но по-прежнему продолжал орать. Тогда решили его выпустить и открыли клетку.

Осторожно, как будто кругом его поджидала опасность, вышел из неё Фомка. Настороженно оглядываясь по сторонам, обошёл он кабину, всё обнюхал, всё осмотрел, потом влез на широкое кожаное кресло и с любопытством стал смотреть в окно. Кожаное кресло стало его любимым местом. На нём Фомка спал, ел и проводил почти всё время. На остановках его выпускали погулять. Фомка уже понимал, когда приземляется самолёт, соскакивал с кресла и занимал место около двери. А как он спешил выскочить, когда открывали её! Кубарем скатывался он с крутой лесенки на землю, и вот тут-то начинались его игры. Фомка без удержу катался по траве, переворачивался на спину, на живот или ловил свою заднюю лапу, обхватывал её и боролся сам с собой.

Он возился с таким азартом, что даже не замечал собравшихся вокруг людей. Но как бы он ни был занят, как бы ни был увлечён игрой, стоило кому-нибудь крикнуть: «На самолёт!» – или зашуметь пропеллеру, как Фомка моментально прекращал игру и во всю свою медвежью прыть мчался к самолёту.

Он так смешно и неуклюже карабкался по лесенке, так спешил попасть первым в кабину, что можно было подумать, что он боится отстать. Так прилетел в Москву белый полярный медвежонок Фомка.

В Москве Илья Павлович решил подержать его у себя на квартире. Да не тут-то было! Представьте себе белого полярного мишку, одетого в тёплую шубу. Такую тёплую, что искупаться в самый лютый мороз для него одно удовольствие. И живёт этот мишка не на Дальнем Севере, среди простора вечных льдов, а в самом центре Москвы, в квартире, в тепло натопленных комнатах.

От жары Фомка не находил себе места. Одно спасение – ванная. Нальют ему полную ванну воды, залезет он в неё, барахтается, ныряет, лапами по воде шлёпает.

От медвежьего купания только брызги во все стороны летят и на полу – лужи.

Накупается Фомка, вылезет и начнёт по натёртому полу, словно по льду, кататься.

А то ещё на диван или на постель мокрый залезет. Никакого сладу с ним нет. Терпел Илья Павлович, терпел, потом уж сил совсем не стало. Позвонил он в Зоопарк и стал просить, чтобы медвежонка забрали: «Приезжайте! Выручайте! Не умеет белый медведь себя в квартире вести».

За Фомкой послали меня.

Когда я приехала, Фомка спал. Он лежал на полу, посередине большого кабинета. Все четыре лапы его были раскинуты в разные стороны, и он был похож на маленький коврик.

Спал Фомка так крепко, что даже не проснулся, когда я взяла его на руки. Очнулся он уже внизу, на улице, от крика какой-то старушки:

– Батюшки! Да, никак, медведя тащат!

Фомка рявкнул, вырвался и… бросился в стоявший около тротуара чей-то автомобиль. Наверно, он его принял за самолёт. Схватился за дверцу лапами, дёргает, а там пассажиры сидят. Увидели они – белый медведь к ним лезет, перепугались, в другую дверцу выскочили и стали кричать. Тут Фомка ещё больше испугался. Как заревёт! Да за ручку как дёрнет! Не выдержала дверца напора, открылась. Я и ахнуть не успела, как он уже в машине, на сиденье, очутился. Сел и успокоился сразу. Фомка-то успокоился, а владельцы машины ещё больше кричат, ругаются, медведя убрать требуют. Легко сказать – убрать, если он из машины вылезать не хочет. Я его тащу, а он упирается, кричит, царапается.

На шум прибежал милиционер. Внимательно всё выслушал и неожиданно сказал:

– А вы, граждане, чем тут шум поднимать, лучше помогли бы до Зоопарка зверя доставить!

Слова милиционера подействовали. Хозяева машины успокоились и даже любезно предложили мне свою машину, а сами согласились ехать в нашей, зоопарковской. Однако пришлось поменяться не только машинами, но и шофёрами, потому что их шофёр ни за что не соглашался ехать с медведем.

Всю дорогу Фомка сидел спокойно и внимательно глядел в окно, а прохожие останавливались, подолгу смотрели нам вслед и удивлялись, откуда это белый медведь в машине взялся.

До Зоопарка мы доехали благополучно. Правда, Фомка никак не хотел вылезать из машины, но тут к нам на помощь пришёл зоотехник. Выбрав удобный момент, он схватил Фомку за шиворот и, прежде чем тот успел опомниться, водворил его в клетку.

Секрет болезни

На новом месте Фомка ничуть не смутился. Обошёл клетку, обнюхал её, залез в домик и сразу уснул. Пока Фомка спал, служительница молодняка тётя Катя старательно готовила ему угощение. У нас ни разу не было на площадке белого медвежонка, и нам всем хотелось его накормить повкусней.

Наконец договорились сделать молочную кашу и дать кусок тюленьего жира, а тётя Катя ещё решила добавить от себя морковку и яблоко.

Одним словом, когда всё было готово, Фомка уже проснулся. Нужно было видеть, с какой гордостью мы несли ему первый обед! Впереди шла практикантка Липа и несла кашу, за ней важно шагала с морковкой и яблоками тётя Катя, последней шла я и несла тюлений жир, который имеет такой ужасный запах, что пришлось свободной рукой затыкать себе нос.

Первой вошла в клетку Липа. Она ещё не успела поставить миску с кашей, как Фомка перевернул её, понюхал и тут же подбежал к тёте Кате. Тётя Катя выложила перед ним морковку и яблоко и откуда-то из кармана ещё достала печеньице. Но Фомка и на эти лакомства не обратил внимания. Он уже стоял около решётки и жадно смотрел на меня.

Я открыла дверь, и тюлений жир, словно большая медуза, шлёпнулся к ногам медвежонка. Липа, тётя Катя и я – все думали, что теперь-то Фомка наверное будет есть. Однако наши надежды не оправдались. Медвежонок жадно схватил тюлений жир и тут же его выбросил. Тогда мы принесли ему из кормовой всё, что было приготовлено для других зверей, принесли всё без разбора и поставили перед Фомкой.

Но не помогло и это. Фомка всё нюхал, переворачивал и ничего не ел. Сначала мы решили, что он просто сыт, но когда к вечеру он во весь голос заорал от голода и по-прежнему отказывался от пищи, пригласили врача. Пришёл врач. Он хотел осмотреть медвежонка, но тот так кричал, так бушевал, что заходить к нему врач не решился, да и на больного он совсем не был похож. Все были в недоумении от такого поведения медвежонка и решили подождать до следующего дня.

Всю ночь орал и бесновался Фомка, а утром опять не стал есть. Пришлось ехать к Илье Павловичу. Кто знает, может быть, Фомка не ест потому, что скучает по своему хозяину?

Илья Павлович принял меня очень приветливо. Он так расспрашивал о своём питомце, что мне даже не хотелось его сразу огорчать. Но сказать о том, что Фомка не ест, всё же пришлось. Илья Павлович внимательно всё выслушал и вдруг совсем неожиданно рассмеялся. В это время зазвонил телефон. Илья Павлович взял трубку – его куда-то срочно вызывали. Обещав зайти в Зоопарк, он уехал.

Своё слово Илья Павлович сдержал. Приехал он в этот же день к вечеру. В руках он держал небольшой чемоданчик и прямо с ним пришёл к клетке Фомки. Что было в чемоданчике, мы не знали. Илья Павлович поставил его около себя, сказал, что будет сейчас лечить Фомку, и вынул из кармана большой складной нож. Нас это очень удивило, и мы даже спросили у Ильи Павловича, зачем ему нож и не лучше ли позвать врача.

Но Илья Павлович только загадочно усмехнулся, открыл чемоданчик и вынул оттуда банку, на которой было написано: «Сгущённое молоко». Илья Павлович открыл её ножом и дал Фомке. Фомка жадно схватил её передними лапами и своим длинным красным язычком так старательно вылакал молоко и облизал всю банку, что она стала блестеть, как начищенная.

Пока Фомка ел, Илья Павлович объяснил нам секрет его «болезни». Секрет заключался в том, что медвежонка кормили на самолёте только сгущённым молоком, и он так к нему привык, что отказывался от другой пищи.

Больших трудов стоило потом нам отучить Фомку от этого лакомства. Он упорно от всего отказывался, капризничал, и чтобы заставить его поесть, приходилось ко всему добавлять сгущённое молоко. Добавляли в кашу, в суп и даже в рыбий жир. Так постепенно приучали мы Фомку к другой пище, вылечили от его «болезни» и перевели на обычную для белого медведя еду.

Конспект по развитию речи.

Старшая группа.

ТЕМА: Одежда. Сезонная одежда. Пересказ рассказа В. Чаплиной «Белка».

ЦЕЛЬ: Развивать устную речь; уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей; потребность в одежде присуща только людям; при чтении рассказа «Белка» учить пересказывать последовательно текст.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением одежды, предметов по уходу за ней; рисунок «Белка», загадки (карточки).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент. Ребята, скажите, какие общие потребности есть у человека и у животных? (Еда, питье и жилье). Назовите потребность, которая присуща только для людей, а у животных ее нет.(Одежда) . Почему, объясните? (Чтобы защитить свое тело от жары или холода, от непогоды). А сейчас попробуйте отгадать загадки:

Знает умник и невежда

Людям всем нужна…(одежда).

Если мерзнут даже зубы,

Значит, надевайте…(шубы).

Дождик льётся не на шутку,

Надевают дети…(куртку).

Мы зимою по привычке

Надеваем…(рукавички).

  1. Беседа об одежде. Сейчас мы с вами поговорим о одежде, вы узнаете какой она бывает, из чего ее изготовляют. Давайте для нашего занятия возьмем такой девиз: « Встречают по одежке, а провожают по уму». Как вы эту пословицу понимаете? (ответы детей). Кто же скажет что же такое одежда? Давайте откроем толковый словарь Ожегова и прочтем: «одежда – это несколько предметов, которые покрывают тело».

  2. Чтение стихотворения.

Итак, начинаем рассказ об одежде.

Расскажем о той, какой была прежде

И как изменилась сегодня она.

Шкуры носили далекие предки,

Недаром они были ловки и метки.

А каждый костюм добывался в бою

Предки ценили одежду свою.

Греция, Рим .Одеяние строгое,

Звались одежды хитоном и тогою,

В тогах атласных те, кто богаче.

Рабы одевались, конечно, иначе.

Знать при дворе называлась придворною

Носила костюмы с отделкой узорною.

Если б не эти костюмы, как знать,

Сумели бы знать отличить и узнать?

Одежда сама человека не красит,

Но славу её приумножат сторицей

Инспектор ГАИ, что дежурит на трассе,

И доктор, что в детской дежурит больнице.

Костюм космонавта, красивый без спору,

Придется вам завтра, наверное, впору.

Но это вам мы обещаем в надежде.

Что честно вы трудитесь в школьной одежде.

— Мы узнали, из чего делают одежду, а теперь скажите, какая бывает одежда по назначению?

— Чем отличается одежда, для занятий спортом, от одежды в которой ходят в гости?

-Какую одежду носят дома? ( Ответы детей).

— Дети, а ещё одежда различается по сезонам, по временам года. Как вы думаете, почему на доске только репродукции трех времен года?

-Зимой мы носим зимнюю одежду, летом –летнюю, а весной и осенью демисезонную.

  1. Динамическая пауза.

Моль/ 3 раз – это вредная букашка,

Моль / 3 раза – усатый таракашка,

Моль / 3 раза – это маленький жучок,

Который поедает все вдоль и поперек.

Моль / 3 раза – съела папины штанишки,

Моль / 3 раза = съела мамино пальто,

Моль / 3раза – все поела в доме книжки,

Надела пальто и пошла в кино!

(На слова «моль, моль, моль»- дети хлопают в ладоши, просто на текст- подпрыгивают).

— А вы знаете как оберегать одежду от моли?

  1. Игра «будь внимателен». (На магнитной доске выставляются картинки, на которых изображены одежда и предметы ухода за ней).

— Ребята, ваша задача, разделить картинки на две группы.

— Какие это группы?(Одежда и уход за ней)

— Для чего нужно ухаживать за одеждой?

— Для чего людям одежда?

(Ответы детей).

  1. Разучивание и исполнение танцевальных движений. «Вальс с листьями» (муз. А. Гречанинова).5мин.

  2. Чтение рассказа В. Чаплиной «Белка».

— Отгадайте загадку:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету

Он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол
и в дупло убежал.(белка).

Воспитатель показывает картинку «белка» и читает рассказ о ней.

— Какое гнездо свила белка? (Белка сделала круглое, закрытое гнездо, а с одной стороны лазейку оставила.)

— Что зверек припас на зиму? (Он насушил ягод, грибов).

— Белка очень старательно запасает корма на зиму: собирает желуди, орехи, сушит грибы (иногда до 1500 штук!), любит семена хвойных и лиственных деревьев, которых в уральских лесах огромное количество. За день она может разгрызть до200 сосновых и 130 лиственных шишек. Очень часто потерянные белкой семена прорастают весной.

После разбора произведения дети пересказывают текст по наводящим вопросам:

— Какие корма запасает белка?

— Сколько шишек разгрызает белка за день?

— Что происходит весной с семенами, которые белка теряет?

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Какая одежда нужна для похода в гости?

  • О каком животном прочитали рассказ?

А сейчас вы немного отдохнете, и мы пойдем на улицу.

,

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/482475-konspekt-po-razvitiju-rechi-starshaja-gruppa-

  • В ходе работы с моделью земля луна солнце теллурием составьте и запишите рассказ
  • В сорока сочинениях b из ста лыж c с девяносто литрами d в ста метрах
  • В сказочном городе жил кукольный мастер придумай продолжение сказки
  • В сказке царевна лягушка найти присказку
  • В сказке о рыбаке и рыбке а с пушкина есть такие строки какие синтаксические особенности