В чем актуальность рассказа женский разговор

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Женский разговор Распутина

Анализ рассказа Женский разговор Распутина

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и рассматривает взаимоотношения разных поколений с точки зрения человеческих моральных ценностей в отношении роли женщины в современном мире.

Основу рассказа составляют авторские размышления, рассуждающие на вечные темы в виде мудрости, легкомыслия, равнодушия, душевной теплоты, построенные в соответствии с композиционной структурой произведения в кольцевом обрамлении описаний окружающей природы, которые оттеняют событийные действия рассказа.

Главными персонажами произведения являются бабушка Наталья и внучка Вика, представленные в образах современной шестнадцатилетней девушки и малограмотной деревенской старухи, ведущих беседу на животрепещущую женскую тему в отношении любви, детей, замужества.

Бабушка изображается писателем в качестве женщины, придерживающейся традиционных нравственных принципов, считающей женскую чистоту и целомудренность великой основой семейного счастья. Посредством образа бабушки, изображенном через ее восприятие окружающих природных пейзажей, писатель передает богатую красоту существующего мира, а также очарование ее душевных качеств.

Внучка является типичной представительницей своего поколения, придерживающаяся понимания женского начала в виде целеустремленности и достижения лидерских позиций, к тому же суженые и родные мужчины в жизни женщины, с точки зрения Вики, допускаются в любом количестве.  При этом стремление внучки к лидерству, самостоятельности, избавления от родительской опеки приводит к неблагоприятным последствиям в виде раннего аборта.

В качестве средств художественной выразительности в рассказе используются формы неопределенно-личных предложений, а также детали-глаголы, подчеркивающие авторское лирическое соучастие, противопоставляя естественный и гармоничный мотив дисгармонии мира, в котором существует внучка. Кроме того, применение односложные, многоточием предложений в выражениях бабушки и вопросительных в репликах Вики отражает исповедальную музыку женского разговора, насыщенного народно-разговорными, диалектными и просторечными словесными рядами.

На всем протяжении повествования рассказа ощущается важность общения близких друг другу женщин, в котором бабушка оказывает моральную поддержку девушке, попавшей в непростую жизненную ситуацию, а Вика чувствует в душе вселенную Натальей надежду на дальнейшую новую жизнь и видит свое женское предназначение.

Анализ рассказа Женский разговор Распутина

Анализ рассказа Женский разговор Распутина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Первый день весны

    Весна это прекрасное время года, когда природа просыпаемся, все расцветает вокруг, радует своим обновлением. Еще, возможно, лежит на улице снег и по ночам достаточно холодно, но в воздухе уже чувствуется приближение тепла

  • Сочинение на тему Бестактность

    Не хотелось бы сравнивать всех, но большинству людей в наше время, присуща бестактность. И единицы из нас, умеют вести себя правильно и уместно в каждой из ситуаций. Согласна, конкретно, нас этому не учат

  • Анализ произведения Бедные люди Достоевского

    Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализма и представляет собой роман в виде писем, в которых главные персонажи повествуют о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Сочинение на тему Толерантность

    Что же такое «толерантность»? Социология рассматривает данное понятие, как терпимость к мировоззрению другого человека, его образу жизни, поведению и обычаям. Но, безусловно, это очень узкое понятие.

  • Анализ баллады Кубок Жуковского 5 класс

    Жанровая направленность произведения представляет собой свободный перевод шиллеровского творения с акцентом поэта на конкретный предмет в виде кубка, который изображается в балладе в виде желаемой награды

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Распутина Женский разговор

Анализ произведения Распутина Женский разговор

В произведении «Женский разговор» автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье. Эпитет «женский», использованный автором в названии, значит не в прямом значении разговор женщин, а речь идёт о женских темах посвященных любви, детям, замужеству. Внучка плохо понимает, о чем пытается сказать бабушка. Идёт противопоставление понимания мира главных героинь: женщина преклонных лет говорит о нравственном, а мир представителя молодого поколения Вики представлен реалистичным и распущенным. Разногласия появляются из-за разного представления о морали и назначении женщины.

В основной части рассказа современному миру противопоставляется необразованная женщина, которая пытается с высоты своих прожитых лет, оперируя опытом и мудростью, искоренить безнравственность. В построении композиции диалога четко прослеживается кольцевое обрамление. Описание природы призвано как-бы оттенить назревание конфликтного действия.

Лишь старушка по-настоящему беспокоится за внучку, для неё убийство ребенка является самым тяжелым грехом.

Женщина пытается вразумить внучку, донести до неё, что любовь — это святое. Рассказывает о своем поведении в молодости. Но Вика не понимает или не желает понимать, она перебивает и дерзит. В отличие от бабушки Вика нисколько не мучается совестью.

Во время разговора — исповеди Вика немного начинает слышать старушку, речь которой проста, диалектна, но зато по-настоящему мудра. В композиционной составляющей разговора важное значение имеет ряд разговорных и просторечных слов, которые также определяют среду и местность происходящего.

Открытым оставляет автор финальную часть рассказа. Ужасен мир, в котором живет каждый из нас, идёт разрушение ценностей: семьи, добра, духовности. Можно ли надеяться на изменение взглядов Вики? Можно предположить, что да, ведь ещё живут те женщины, которые дорожат ценностями.

Завершая рассказ, автор снова вводит описание природы. Человек по мнению Распутина это звено целого поколения, а цепь с множеством таких звеньев, крепко соединена с природой. Такая связь даёт Наталье силу, чтобы противостоять безнравственному разрушению.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Распутина Женский разговор

Анализ рассказа Распутина Женский разговор

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Моисейки в повести Палата № 6 Чехова

    Моисейка — один из второстепенных персонажей в произведении. Персонаж страдает психическим расстройством, проводит время в палате №6. Двадцать лет назад жизнь нанесла по нему сокрушительный удар

  • Сочинение Отношение Чичикова к Плюшкину (Мертвые души)

    Встреча с Плюшкиным произвела на Чичикова неприятное впечатление. Посещению главным героем помещика предшествует описание разоренной деревни и заброшенной родовой усадьбы Плюшкина

  • Тема любви в литературе

    Любовь в литературе является одной из ключевых тем. Без нее невозможно обойтись, потому что человеческая жизнь строится на любви. Каждый человек имеет от рождения такую потребность, как любить и быть любимым.

  • План рассказа Беда Зощенко

    Деревенскому мужику по имени Егор Иванович очень требовалась лошадь. В крестьянском хозяйстве без нее не обойтись. Егор Иванович по копейке собирал на важную покупку. Копить пришлось долго и тяжело

  • Сочинение Моё любимое стихотворение Маяковского

    Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей

Автор рассказывает о шестнадцатилетней девушке Виктории, которая связалась с плохой компанией, бросила школу и забеременела. Родители вынудили ее сделать аборт, после чего отправили к бабушке в глухую деревню «на перевоспитание». Вика не страдает угрызениями совести из-за аборта. В деревне девушке скучно: ни электричества, ни развлечений. Она ждет, когда отец заберет ее. Однажды ночью ей и бабушке Наталье не спится, они начинают женский откровенный разговор.

Бабушка рассказывает о своих жизненных ценностях, Вика — о своих. У девушки ценности еще не сформированы в силу юного возраста, однако она активно защищает идеи своего поколения — о женской самостоятельности и независимости. Девушке кажется, что бабушка ничего не понимает, но ей очень интересно, как люди жили и любили во время Великой Отечественной и в послевоенные годы.

Наталья рассказывает свою непростую историю — как она трижды была замужем, похоронила всех трех мужей. Вику поражает рассказ. Оказывается, женщины и раньше были сильными! Но по-другому, не как в наше время. Поколение Виктории силу видит в женской самостоятельности и независимости, а поколение бабушки Наташи — в бескорыстной любви, преодолении трудностей совместно с мужем, семьей.

В чем смысл рассказа?

В рассказе автор показывает читателю столкновение идей двух поколений: старого поколения, времен Великой отечественной и послевоенных лет, в лице бабушки Натальи, и молодого поколения, 80-90х годов, в лице ее внучки Вики.

Споры идут о жизненно важных вещах — женском предназначении, ценностях, отношении с мужчинами. Бабушка не призывает внучку хранить верность одному-единственному, у нее самой не получилось так сделать в силу обстоятельств, о чем она и поведала внучке. Но Наталья говорит Вике, чтоб без любви с мужчиной в постель не ложилась, не жила вместе — непорядочно это. Рассказала Наталья и про целомудрие, внучка не понимала, что это и для чего нужно женщине. Целомудрие, в понимании бабушки — не совсем невинность, сохраняемая до брака, как принято считать. Это, скорее, верность и любовь к одному мужчине, который рядом.

Вика же, выросшая во время более свободных нравов, не согласна с бабушкой. Она считает, что главное качество в женщине — целеустремленность, а не любовь к единственному мужу и домашнее хозяйство. Она объясняет бабушке, какой она представляет себе целеустремленную женщину (вероятно, сама хочет быть именно такой). Бабушка смеется и сравнивает такую женщину с гончей собакой: бежит, сама не зная, куда и зачем. А остановиться и вокруг посмотреть — страшно.

Наталья и Вика так и не сходятся на чем-то общем, каждая остается при своем мнении. Возможно, Виктория запомнит опыт бабушки и задумается, как строить дальше свою жизнь, как выбирать мужчину. Бабушка мудра и хорошо понимает: чтоб научить чему-то подростка, нельзя читать ему нотации в назидательном тоне. Лучший метод — это спокойный разговор с примерами, в данном случае наглядный пример — судьба самой Натальи.

Бабушка не укоряет внучку за аборт прямо, однако наталкивает девушку на мысль, что считает это дело греховным, скверным. Люди, чье сердце наполнено любовью, так не поступят, не убьют невинное дитя.

Победителей в войне поколений в этой истории не было, но бабушка ненавязчиво дала внучке отличный жизненный урок, который той запомнится надолго.

Чему учит читателя рассказ?

В-первых, в диалогах Вики и Натальи автор дает читателю интересную информацию о ценностях различных поколений, об опыте женщин, их отношении к мужчинам. Очень интересно читать историю Натальи — о ее чувствах и судьбе, которая раз за разом подбрасывала ей нового спутника жизни, безжалостно отнимая предыдущего.

Во-вторых, рассказ учит, как надо разговаривать с подростками для того, чтоб они не проявляли протест, а внимательно слушали взрослого и сами открывались: спокойно, на равных, с интересными примерами.

В-третьих, рассказ учит тому, что жить надо в любви. У любви много различных проявлений, не всегда они явные: чтоб жить вместе, нужно чувствовать близкого человека. Чувствовать его потребности, его любовь и отдавать ему свою. Отдавать в любви не менее важно, чем получать.

В произведении «Женский разговор» автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье. Эпитет «женский», использованный автором в названии, значит не в прямом значении разговор женщин, а речь идёт о женских темах посвященных любви, детям, замужеству. Внучка плохо понимает, о чем пытается сказать бабушка. Идёт противопоставление понимания мира главных героинь: женщина преклонных лет говорит о нравственном, а мир представителя молодого поколения Вики представлен реалистичным и распущенным. Разногласия появляются из-за разного представления о морали и назначении женщины.

В основной части рассказа современному миру противопоставляется необразованная женщина, которая пытается с высоты своих прожитых лет, оперируя опытом и мудростью, искоренить безнравственность. В построении композиции диалога четко прослеживается кольцевое обрамление. Описание природы призвано как-бы оттенить назревание конфликтного действия.

Лишь старушка по-настоящему беспокоится за внучку, для неё убийство ребенка является самым тяжелым грехом.

Женщина пытается вразумить внучку, донести до неё, что любовь — это святое. Рассказывает о своем поведении в молодости. Но Вика не понимает или не желает понимать, она перебивает и дерзит. В отличие от бабушки Вика нисколько не мучается совестью.

Во время разговора — исповеди Вика немного начинает слышать старушку, речь которой проста, диалектна, но зато по-настоящему мудра. В композиционной составляющей разговора важное значение имеет ряд разговорных и просторечных слов, которые также определяют среду и местность происходящего.

Открытым оставляет автор финальную часть рассказа. Ужасен мир, в котором живет каждый из нас, идёт разрушение ценностей: семьи, добра, духовности. Можно ли надеяться на изменение взглядов Вики? Можно предположить, что да, ведь ещё живут те женщины, которые дорожат ценностями.

Завершая рассказ, автор снова вводит описание природы. Человек по мнению Распутина это звено целого поколения, а цепь с множеством таких звеньев, крепко соединена с природой. Такая связь даёт Наталье силу, чтобы противостоять безнравственному разрушению.

Дата публикации: 07 июля 2022 в 11:24

Цель:

  • формировать у школьников читательскую самостоятельность;
  • уметь выражать свои мысли и чувства, возникшие при чтении произведения;
  • давать обоснованные суждения о произведении;
  • понять злободневность проблем, поднятых писателем;
  • воспитывать читательское чутье.

Методы обучения: эвристическая беседа с элементами последовательного
анализа.

Оборудование: выставка книг В.Распутина, тексты рассказа “Женский
разговор”, мультимедийный проектор, ноутбук.

Эпиграф : “Стиль В.Распутина – это путешествие вглубь человеческой души”.
(Николай Котенко.)

Предварительное домашнее задание.

1. Слово о писателе В.Распутине.
2. Прочитать рассказ В.Распутина “Женский разговор”.
3. Подготовить краткий пересказ.
4. Подготовить краткий отзыв.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка цели и ее мотивация. (Презентация.
Высвечивается
Слайд 1 с текстом темы: “Валентин Григорьевич
Распутин. (Родился в 1937 году.) Рассказ “Женский разговор
”.

– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу В.Г. Распутина
“Женский разговор”. Целью урока является (Высвечивается Слайд 2 с
текстом цели урока).

В современной русской литературе В.Распутин своим творчеством занимает
ведущее место и является большим мастером – создателем повестей и рассказов. И
не случайно сегодняшний урок посвящен В.Распутину: в марте 2012 года он отмечает
свой 75-летний юбилей. В.Распутин– Верный сын земли русской, защитник ее чести.
Именно о нем мы сегодня и будем говорить на нашем уроке. Его талант сродни
святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Он вошел в нашу
литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. И сегодня
трудно себе представить русскую литературу без произведений этого автора.


(Высвечиваются Слайды 5–15 с биографией писателя.)


Сначала мы познакомимся ближе с автором. Послушаем наших учеников (с
материалами по биографии и творчеству выступают 2 учащихся).

1-й ученик: Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического
Труда, кавалер орденов Ленина, “Знак Почета” и Трудового Красного Знамени,
писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно
формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая
деревня в 30–40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он
считает своей настоящей родиной. “Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и
забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…” – вспоминает сам
Валентин Григорьевич.

2-й ученик: В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно
и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души:
война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную
стройку. В 1959 году окончил историко-философский факультет Иркутского
государственного университета. Работал в Красноярской и Иркутской молодежных
газетах. В 1961 году в альманахе “Ангара” был опубликован его первый рассказ “Я
забыл спросить у Лешки”. А в 1966 году в Красноярске и Иркутске выходят две
первые книги. Следующее десятилетие приносит ему всемирную известность, – одна
за другой публикуются его повести: “Деньги для Марии” (1967), “Последний поклон”
(1976), написанные с позиции высокой нравственности. В 1985 году выходит его
проникнутая болью и горечью повесть “Пожар” – об ответственности каждого
человека за все происходящее на земле. Повести “Живи и помни” и “Пожар” были
удостоены Государственной премии СССР в 1977 году и 1987 году.

В публицистической книге “Сибирь, Сибирь…” (1991), писатель ратует за
сохранение богатств родного края. В 1996 году Распутину была присуждена
международная премия, а в мае 2000 года – премия фонда А. И. Солженицына. В
феврале 2004 года ему была присуждена премия Президента РФ. Герой
Социалистического труда.


Высвечиваются Слайды 16, 17. Обложка рассказа “Женский разговор”.


– В последнее время в журналах “Москва” и “Литература в школе” напечатан
рассказ Распутина “Женский разговор”, а в журнале “Наш современник” вышли его
рассказы “В больнице”, “В туже землю”, за которые он в конце 1996 года еще
получил Международную литературную премию в Италии.

Итак, поговорим о рассказе “Женский разговор”, постараемся вместе выяснить,
чем заслужил он такой высокой оценки, актуальности.

Высвечивается Слайд 18. Две героини, две судьбы. Расскажите об
одной из них, о Вике
.

Учитель читает вопрос, ученики работают с текстом и отвечают.

(Это рослая, налитая девка 16 лет, но с детским “умишком”, “голова отстает”,
как говорит бабушка, “задает вопросы там, где пора жить своим умом”, “скажешь
сделает, не скажешь – не догадается”. “Затаенная какая – то девка, тихоомутная”.
В городе связалась с компанией, бросила школу, стала пропадать из дому. И
случилось то, что могло случиться, Вика оказалась в положении. Теперь ее на
перевоспитание отправили к бабушке. )

Слайд 19. Чтобы лучше понять героиню, дайте речевую характеристику.
Отложило ли время отпечаток на речи Вики?


-– Недаром автор говорит, что Вика “затаенная какая-то”, это заметно в ее
речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. Ее
трудно вытянуть на разговор, она вся в себе. В ее речи много современных слов:

Слайд 20 со значениями слов.

Лидер – человек, ни от кого не зависимый.

Целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность, (ст.слав.)
благоразумие, здравый смысл, рассудок.

Рифма – созвучие стихотворных строк.

Целеустремленная – имеющая ясную цель.

Учитель: Но понимают эти слова они с бабушкой по-разному. Это время
наложило свой отпечаток. Бабушка о современной жизни говорит так: “На холодный
продуваемый простор выгнан человек, и гонит его неведомая сила, гонит, не давая
остановиться. Сама жизнь гончей породы. Только в гоне, среди множества бегущих и
забывается он, бедняга, только тогда и кажется ему, что он живет. А как
остановится – страшно. Видно, как все вокруг перекошено, запущено, перекручено”.

Слайд 21. И вот эта современная девушка оказывается в новой для нее
обстановке, в глухой деревне. Почему именно сюда отправили Вику на
перевоспитание? Что из себя представляет деревня?
(
Деревенька, видимо,
небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, надо принести
воды и сходить за хлебом. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому
что хотели оторвать ее от компании. Может быть надеялись на влияние со стороны
бабушки, на смену обстановки, в которой жила Вика. До этого момента никто не
сумел подобрать ключик к душе Вики. Да и некогда сделать это в общем гоне.)

Слайд 22. Бабушка Наталья. Какой вы ее увидели? Что мы знаем о ее жизни? О
взглядах на жизнь? Счастливый ли она человек?


(Наталья прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В 18 лет “перешила
старое платье под новое” и в голодный год вышла невенчанная замуж. Наталья
считает Николая мужиком твердым, ей за ним было легко жить. Жену свою Николай
любил. Первый муж, Николай , погиб на войне. Он прислал с войны своего друга
Семена к Наталье, дав ему наказ. Долго не соглашалась, сопротивлялась Наталья,
но со временем поняла. Что нужна она Семену, что без нее “он долго не протянет”.
“Смирилась и позвала его”. “Он пришел и стал за хозяина”.)

Слайд 23. Как речь Натальи раскрывает глубину ее души, характер?


В ее речи много слов таких, которые она произносит по-своему, вкладывая более
глубокий смысл. В ее речи много выражений, наполненных знаниями жизни,
человеческих взаимоотношений. “Только-только в дверку скребутся, где люди живут,
а уж надоело!”.

Слайды 24, 25. Речь Натальи и объяснения.


Потрата – тратишь, отдать часть самого себя.

Целомудрие – мудрее, мудрость.

Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи
основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов,
думающий обо всех.

Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.

Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя
положиться, плохо рядом с таким.

Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить
для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.

Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак,
которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.

Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе,– “ во мне солнышко любит
играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышко побольше.” Солнечный,
светлый человек Наталья.

Слайд 26. Почему бабушке так важно услышать от Вики ответ на вопрос: “…еройство
у тебя это было, а ли грех? Как ты сама – то на себя смотришь?” А что,простила
бы бабушка Наталья такой грех
?

(Бабушка Наталья не простила бы никогда сознательного греха. С каждым грехом
человек теряет часть самого себя. Не даром она говорит: “Такую потрату на себя
приняла!”) А для Вики этот поступок был своеобразным геройством.

Слайд 27. И вот эти женщины разного возраста, живущие под единой крышей,
родные по крови заводят разговор о жизни. Инициатива в руках бабушки

Натальи, она не хочет отпустить Вику, не поговорив.

Учитель: Давайте перечитаем начало разговора (на стр.65) со слов: “–
Уеду, – еще днем нацелилась Вика и теперь повторила: – Уеду с ним.” до слов “–
Надоела. Спи, бабуля”.

Учитель: Как вы понимаете состояние Вики? Что она имеет в виду, говоря:
“Все надоело…” (По – своему Вика переживает за себя, видимо понимает, что
поступила не так. А как надо, не знает. Вика говорит о целеустремленности, но
сама целей и интереса в жизни не имеет. В ней, видимо, что-то сломалось, и она
не знает, как жить дальше.)

Слайд 28. Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке,
подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Какой она
должна быть?


(Стр.66, конец 1 абзаца : …лаская, да чистая, да звонкая, без единой без
трещинки, какая белая, да глядистая, да сладкая.)

Слайд №29. Что значит любить, по словам Натальи? Любили ли они друг друга,
Наталья и Семен?

(Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не
собирала. Я как думала: не ровня он мне. Зачем мне себя травить, его дурить,
зачем людей смешить, если никакая мы не пара? На побывку к себе брать не хотела,
это не для меня, а для жизни устоятельной ровня нужна.”)

Учитель: Было уважение друг к другу, внимание, забота, общая цель,
жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью “ранешной”.

Слайд 30. Что значил для Вики разговор с бабушкой, почему бабушка считала,
что он очень нужен? Перевоспиталась ли Вика?


(Этот разговор важен был для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передавала
свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживала внучку, вселяла в нее
уверенность, создавала основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит
сама.

А для Вики этот разговор – это начало новой жизни, осознание своего “Я”,
своего назначения на земле, разговор затронул Вику, “неспокойно засыпала
девчонка – подергивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища
гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в
плавные неслышные гребки”.)

Учитель: Хочется верить, ребята, что теперь Вика найдет свой путь.
Разговор затронул девушку. Как об этом сказано в тексте “ неспокойно засыпала
девочка. Хочется верить, что Вика найдет свой путь несмотря на жизненные
преграды”.

Итог урока: Сделаем, ребята, вывод. Прочитан рассказ, вместе с героинями
пережита трудная жизненная ситуация. Я думаю, что (Слайд 31 ) описанная
история затронет души людей, заставит задуматься о жизни. И не только к молодым
обращен этот рассказ, но и к людям старшего поколения, чтобы готовили молодых к
жизни.

– Спасибо, ребята. Благодарю вас за творческий подход к анализу рассказа.

Домашнее задание. Написать отзыв – миниатюру по рассказу В.Распутина
“Женский разговор”.

  • Краткие содержания
  • Распутин
  • Женский разговор

Шестнадцатилетняя Вика связалась с дурной компанией, бросила школу. Родители не сразу заметили, что дочь ведет себя неправильно, а когда спохватились, девчонка оказалась беременной. Пришлось сделать аборт, после чего отец отвез Вику в деревню к бабушке, на перевоспитание и подальше от непутевых друзей.

Время это было перестроечное, в деревнях даже электроэнергию давали на несколько часов в день. А на дворе стояла зима, темнело рано, и викина жизнь протекала довольно тоскливо. К тому же с бабушкой она не была близка, до этого случая приезжала к ней лишь однажды, пять лет назад.

И вот на втором месяце перевоспитания получили внучка с бабушкой письмо от отца Вики. Он собирался приехать, посмотреть как они живут.

В эту ночь не спалось обеим. Бабушка спросила, о чем Вика переживает. Та ответила, что хочет уехать с отцом. Старая Наталья говорит, что вот уедешь, мол, а мы с тобой так и не поговорили.

И спросила ее о беременности, почему такое произошло. Внучка ответила, что ничего особенного не случилось, просто неприятность. И что целомудренность сейчас никого не интересует, для женщины важно быть целеустремленной и стать лидером.

Но бабушка ее не поняла и не согласилась – ведь целомудрие подтверждает, что девушка должна быть мудрой, бездумно «штанишки не скидывать», а беречь себя для суженного , единственного.

А потом по просьбе Вики рассказала о своих мужьях.

Первый был Николай. Любили ли они друг друга? В ту пору об этом не говорили, но Наталья видела, с каким удовольствием муж смотрит на нее. Она ощущала его своей частичкой, и не представляла себя без него. Они прожили шесть лет, за которые построили дом, родили двух сыновей. Но потом началась война и Николай погиб на фронте.

Случилось так, что второй муж был послан Наталье Николаем. Когда Николай умирал в госпитале, он наказал своему другу жениться на вдове. Умирающий сказал, что очень любит жену, и хорошо знает Семена, поэтому хочет, чтобы они были вместе.

Сначала Наталья не согласилась на это. Она считала, что Семен может найти молодую и бездетную женщину, и она все еще любит Николая. Но, поняв со временем, что Семен- больной, контуженный — тоже нуждается в ней, привела к себе в дом. Прожили они семь лет и родился от этого брака отец Вики. Потом Семен умер от ран.

На вопрос внучки, какой дедушка был лучше, Наталья ответила: «Мне казалось, что это один и тот же человек, просто на войну он ушел одним, а вернулся другим».

Эта книга учит настоящей любви, а также тому, что девушкам не стоит бездумно вступать в отношения.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор».

                                  Кто жить научит?

Просматривая содержание двухтомника «Избранных произведений» Распутина, думала, с чего начать. Искала по названию, и с конца (привычка такая). Предвкушением чего-то интересного повеяло от «Женского разговора».

Распутин с первых же строк вводит в ситуацию, в которой оказались героини: «В деревне у бабушки посреди зимы Вика оказалась не по своей воле. В шестнадцать годочков пришлось делать аборт…» Автор использовал привычный сейчас сюжет из жизни. Наверное, именно потому, что привычный, приступает Распутин к нему сразу, без обиняков. Описывает историю девушки вкратце через многоточия и тире: здесь и недоумение родителей  — как не заметили, не углядели, и привычно быстрое решение проблемы. Интересно, что тут же, в следующем предложении Распутин пишет о том, как ради электричества «порушили вековечный порядок: затопили поля, луга, сковырнули деревни». Заканчивает предложение снова многоточием. «Когда у города был столь надежный нравственный тыл, как деревня, — пишет В.Распутин, — легче было существовать и ему, городу… Автор словно хочет сказать: то, что  с девочкой произошло, тесно связано с разрушением деревни. «Люди внутренне переориентировались: в вере, нравственном и духовном прямостоянии» (из интервью Распутина 1 декабря 2001г.)

Не спится бабушке Наталье, не спится внучке, и за окном жизнь: «Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо…»За окном Ангара, природа – живое существо, она живет, дышит, развивается по своим, не подвластным человеку законам. Обычно пейзажные – то зарисовки и пропускаешь при чтении, а тут перечитать хочется. Кажется, пропустишь что-то, без чего суть не поймешь.

«Не брал сон» бабушку и внучку, разговорились и впервые за два месяца о том, что обеих беспокоило. Начала разговор бабушка, Вика, мне кажется, и не ожидала от «забавной бабушки» что-то важное для себя услышать. «Как ты сама на себя смотришь? Такую потрату на себя приняла!» Внучка воспринимает слова Натальи с раздражением: «Что ты мне свою старину!» Девушка к шестнадцати годам набралась современной «мудрости», которая не считает убийство ребенка чем-то страшным, мол, это раньше было важно, «…сейчас важно, чтобы женщина была лидер». Этими словами Вика как бы подтверждает данную ей характеристику: «Девка рослая, по виду,…но умишко детский, несозревший, голова отстает». Видимо, стараясь соответствовать требованиям времени, старается подогнать себя под себя под придуманные кем-то идеалы. Но не знает как, объяснить некому.

Девочке повезло, что у нее такая бабушка. «Забавная» бабушка  не понимает  внучку, но в то же время дает точные характеристики современным «идеалам»: «…полная воля. Как у собак!» (говоря о свободных нравах женщин), «терния и трения» — о душевном расколе в душе, «стреленая» вместо внучкиного «целеустремленная». Особенно меня поразила мудрость бабули в словах ее об этих целеустремленных «бабах»: «Самые разнесчастные бабы. Это собака такая есть, гончая порода называется. Поджарая, вытянутая, морда вострая. Дадут ей на обнюшку эту, цель-то, она и взовьется. И гонит, и гонит, свету не взвидя, и гонит, и гонит. Покуль сама из себя не выскочит. Глядь: хвост в стороне, нос в стороне и ничегошеньки вместе».

Распутин выступает в роли наставника, учителя: «На холодный ветер выгнали, как собачонку, выгнали человека, и гонит его какая-то сила, гонит, никак не даст остановиться. Самая жизнь гончей породы. А он уж и привык, ему другого и не надо. Только на бегу и кажется ему, что он живет. А как остановится – страшно. Видно, как все кругом перекошено, перекручено…»

Наталья, поняв, что не рассказав внучке о себе важного, не получит душевного покоя.

Девочке повезло, что у нее такая бабушка. Она своими немудреными, забавными словами объяснила многое, мне кажется, шанс дала «поправиться» на нужный путь. « Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное».

«Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдешь». Последние слова , сказанные бабушкой как наставление, наставление Распутина. Как и в большинстве своих произведений В.Распутин обращается в «Женском разговоре» к пожилым персонажам. Их глазами смотрит на современное общество, их словами объясняет, учит.

У девочки бабушка замечательная, не у всех такая есть.

Используя цитаты из рассказа, несколько раз натыкалась на сообщения компьютера о том, что то-то и то-то слово просторечное, рекомендуется заменить. Распутин пишет языком , «вынесенным из деревни», он (за неимением такой бабушки) ее же словами будет для кого-то (и для меня) этой бабушкой, научит, как жить.

  • В чем актуальность проблемы отцов и детей сочинение
  • В чем актуальность повести бедная лиза сочинение
  • В чем актуальность литературы 18 века сочинение
  • В чем актуальность комедии недоросль в наши дни сочинение рассуждение
  • В человеческом обличии как пишется