- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Родинка
В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.
Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.
Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.
Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.
Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.
Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.
Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.
Вариант 2
Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.
Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.
Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.
Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.
В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.
Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.
Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.
После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.
Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо. Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Доблестный атаман, немолодой казак, 7 лет не видевший отчего дома. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя. Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам.
— В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
— О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя? Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
— Что мы знаем об атамане?
(Плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
— Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души, одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
— Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
— Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним — родинка.
В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов. —
— Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
— В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный.
Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
— Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой
Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.
Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».
Война
Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.
В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.
Природа
Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.
Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.
Человеческое горе
Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.
Животные
Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.
Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.
Роль персонажей «Донских рассказов»
Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.
Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.
Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.
Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.
В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.
«На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся». Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.
Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.
Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.
Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка. Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.
Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.
Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один.
По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
Тема: «Донские рассказы» М.А. Шолохова.
Братоубийственная война как трагедия
Цель: – выявление шолоховской концепции гражданской войны;
– остроты социальных и человеческих конфликтов;
– формирование нравственных ценностей.
-
Слово учителя. Презентация РР. Слайд 1.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции на всей территории огромной, некогда великой державы, полыхала гражданская война. Кажется, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.
-
Актуализация знаний учащихся.
– Что представляла собой гражданская война с исторической точки зрения?
Это вооружённая борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близки родственниками.
– Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?
Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в том отношении замечание греческого философа Демокрита: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна».
Тема гражданской войны нашла своё отражение в прозе и поэзии 20-ых годов. Литература о гражданской войне высвечивала её героические страницы. Историки умалчивали о другой стороне войны – о её трагических страницах. Только в конце XX века появились публикации об огромных, безвозвратных потерях. По данным историка Полякова, они составляют 12 млн. человек. По другим данным – 15 млн., причём на собственно военные потри, по мнению историка Волобуева, падает 800 тыс. человек. Таким образом, остальные погибли от тифа, голода, холода, уничтожены как заложники и т.д.
-
Определение целей урока.
Наша задача – на примере рассказов М. Шолохова осознать и прочувствовать смысл трагедии, потрясающей душу бессмысленностью и греховностью братоубийства, трагедии разрушений традиций и христианских заповедей;
выявить шолоховскую концепцию (систему взглядов) гражданской войны.
-
Слово о Шолохове и его ранних произведениях.
Слайд 2. М.А. Шолохов – крупный мастер художественного слова. Вся его жизнь и литературная деятельность были связаны с донским краем. Сам Шолохов подчёркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины».
Биографию Шолохова можно назвать легендарной, как и многое, что относится ко времени Гражданской войны. Мать его из крестьянской семьи. Отец служил приказчиком, управляющим паровой мельницей.
Слайд 3. С 1918 года будущий писатель живёт в Вёшенской, учится там в гимназии. Идёт страшная война на Донской земле. Слайд. С 14 лет он уже воюет на стороне красных. «Я вёл крутую линию… шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… гонялся за бандитами, властвовашими на Дону до 1922 года, да и банды гонялись за нами», – писал он в автобиографии.
Слайд 4. В декабре 1923 Шолохов возвращается на Дон, женится на казачке и, живя в станице, на несколько лет погружается в казацкий быт, в воспоминания участников Гражданской войны, в изучение документов этого времени. То, что видел и в чём участвовал, он опишет позднее в своих «Донских рассказах».
Главная тема рассказов – классовая борьба на Дону: кровавые события, происходившие с людьми в минувшие годы. Это события чудовищной жестокости, даже по отношению к близким и родственнкам.
Слайд 5. «Донские рассказы» были опубликованы в 1926 году. Их автор, М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, реальность новой жизни. Шолохов служит статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно в ступив в продотряд, становится продкомиссаром.
Слайд 6. «Приходилось бывать в разных переплётах», – напишет он позже в автобиографии. Он вспомнит себя на допросе, который вёл сам Нестор Махно. Атаман, отпуская подростка, пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лёг в основу его первых рассказов. Из 20 рассказов, включённых писателем в донской цикл, в 10-ти герой погибает, в 5-ти подвергается пыткам или ранен, в 4-х должен убить близких. Вместе с тем у читателя не возникает ощущения бессмысленности бытия. Для всех произведений Шолохова характерна вера в бессмертие и торжество жизни. Итак, мы обратимся к «Донским рассказам» М. Шолохова.
-
Выявление читательского восприятия.
– Какие рассказы произвели наиболее сильное впечатление?
– Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах»?
Семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.
– Где происходит действие в рассказах М. Шолохова?
В южных областях России, на Дону.
6. Комментарий учителя.
Дон-батюшка… Это не просто российская провинция, а место, где население не было склонно причислять себя к России. Казаки – это особенный народ с собственной исторической судьбой. Герои-донцы постоянно говорят о казацкой суверенности, однако мы понимаем: за судьбой донского казачества – жизнь всей России.
В начале XX века большую часть казачества, проживающего на Дону, составляли середняки, то есть зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточённые формы. Именно такой, кровавой и ожесточённой показана борьба казаков против новой власти в «Донских рассказах».
-
Анализ рассказа «Родинка»
Первый рассказ М. Шолохова увидел свет на страницах газеты «Молодой ленинец» 14 декабря 1924 года.
Пересказ сюжета.
– В чём драматизм, лежащий в основе сюжета?
Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикад. Сын – эскадронный командир Николка Кошевой, отец – атаман банды.
– О чём говорит портрет героя?
«Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». А ему 18 лет. Шолохов подчёркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война.
-О чём вспоминает Николка накануне боя?Каково его психологическое состояние?
Помнит, будто в полусне, когда ему было лет 5-6, как отец сажал на коня, а мать улыбалась, бледнея. После смерти матери в работниках спину гнул. А потом ушёл с красным полком на Врангеля. «Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда…Опять кровь, я уж уморился так жить… Опостылело всё… Учиться б…» Здесь и боль, и тоска, и страдание от сиротского детства (отец сгинул, мать умерла), но и другое чувство – злоба, ненависть к врагам.
Слайд 7.
Антиподом юного героя становится Атаман банды – отец Николки.
– Что мы знаем об атамане? (плен германский, потом Врангель, Константинополь, лагерь в колючей проволоке – банда).
– Как раскрывается душевное состояние Атамана?
«Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной». Это же очерствение души , одичание подчёркивается и сравнением атамана с волком: «Ведёт атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно». Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего атаманом банды: «Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает скулы».
– Что общего между жизнями Николки и Атамана?
Их жизнь выбилась из привычного русла, они «загнаны». Почему? Герои оторвались от прежней жизни, от своих традиций.
Каков центральный конфликт рассказа?
Конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами жизни и бесчеловечность братоубийственной войны.
– Когда этот конфликт достигает кульминации?
Отец убивает сын.
Слайд 8. Чтение эпизода.
– Как осознаётся Атаманом убийство Николки?
Убийство врага, оправданное войной, осознаётся героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который может искупится только смертью. Так христианское раскаивание оказывается сильнее классовой борьбы.
– В чём, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова родинка.
Слово родинка имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не толька примета, по которой Атаман узнаёт убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово родинка своим корнем связано со словами, означающими всё то, что оказалось расколотым, разрушенным войной.
– Какова концепция гражданской войны Шолохова по первому рассказу?
Шолохов смещает акцент с социальных конфликтов на общечеловеческие.
Гражданская война для него – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.
-
Анализ рассказа «Шибалково семя»
– Как изображены в рассказе красные казаки?
Утрата осознания ценности человеческой жизни, чувства сострадания, любви к ближнему в изображении красных явственно проступает в этом рассказе. («За хвост её, курву, да под ветер спиной», – говорит сотенный о прибившейся к отряду казачке Дарье. «За ноги её да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» – говорят казаки о едва родившемся ребёнке.
– Что можно сказать о Якове Шибалке?
Как и многие казаки, он оказывается в эпицентре классовой борьбы, считая главным и ответственным делом истребление банды Игнатьева. Он так же привык к близости смерти: «Людей доводилось убивать – не робел…» Так же безжалостен к врагам, подвержен мести: «Убью я её не из страха, а по совести…». Однако Шолохову важно, что именно он правит коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить ей остаться на его тачанке.
Писатель даёт читателю взглянуть на происходящее глазами самого Шибалка (повествование от 1 лица). И мы видим, как за жестокостью, порождённою войной, проступают чувства жалости и сострадания: «А мне жалко пострелёнка до крайности».
Слайд 9.
– Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?
«…не мог я стерпеть – вдарил ей сапогом и рот ей раскровянил». В процессе классовой бойни извращаются все человеческие чувства, наступает деградация любви и всего святого.
Слайд 10.
– В чём причины внутренней раздвоенности героя?
Он должен убить женщину, которую полюбил, мать его ребёнка.
– Какой выбор делает герой?
Убить Дарью и спасти ребёнка. И это сознательный выбор.
– Чем он руководствуется Шибалко, делая свой выбор?
Он пытается объяснить это классовыми причинами: Дарья – враг, малец – сын красного пулемётчика («Он у нас трошки из большевиков…»).
– Каково авторское объяснение?
Шолохов видит причины в другом: в общечеловеческих ценностях. Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к человеческому родству («У вас жёны и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…») Сам того не осознавая, герой испытывает сострадание и к матери своего ребёнка, ставшей для него врагом. Подтверждение тому тот факт, что привыкший убивать Шибалок, подробно рассказывая свою историю, не воспроизводит сам эпизод расстрела Дарьи. Видимо, не в силах заново пережить свой поступок. Он обрывает фразу. У Шолохова это показано многоточием. Однако подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения ему не под силу.
-
Анализ рассказа «Чужая кровь»
– Зачем в экспозиции рассказа так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?
-
Конь
-
Седло и уздечка дедовская с серебряным набором
-
Напутствие сыну служить, как отец, и «тихий Дон не срами»
-
«…должон и ты! (как деды и прадеды)
-
Как положено, сын берёт горсть родной земли.
Всё это подчёркивает нерушимость традиций в казачестве, вековой уклад жизни. Но пришла беда. Красные вторглись в быт казаков, жизнь дедову вывернули наизнанку.
– Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?
Лелеял ненависть к врагу и всё делал назло: носил шаровары с лампасами, вешал на грудь лампасы и кресты, шёл по воскресеньям в церковь, распахнувшись. Так де Гаврила вынашивал горькую обиду, которая «со злобой родниться начала».
Слайд 11
– Чем живут старики?
Нет надежды на тихую, спокойную старость. Всё разрушается и гниёт.
Тоска смертная сушит душу.
Слайд 12.
– Что происходит в кульминации рассказа?
– Что становится смыслом жизни деда Гаврилы?
Гаврила ухаживает за красноармейцем, не отходя со старухой от него ни днём ни ночью.
«С каждым днём с ужасом чувствовал Гаврила, что кровно привязывается к новому Петру…» «От слова отец потеплело у Гаврилы в груди». «Говорили между собою мало, но отношения увязались простые и любовные». «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного…»
Так автор показывает христианскую основу душевного движения Гаврилы: ненависть – жалость – любовь к поверженному врагу. Любовь к врагу – отказ от мщения – высшая степень смирения перед Богом. Шолохов показывает нравственную высоту души старика, способного к жертвенной любви.
Слайд 13.
– Так какова же концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова?
Гражданская война изображена без прикрас, как классовая схватка. И классовая ненависть оказывается сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец убивает родного сына, родные братья становятся смертельными врагами.
Гражданская война в рассказах предстаёт как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся человеческие связи, нравственные законы, традиции народа.
Слайд 14. Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. Вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, душа народа неизменно остаётся живой, чистой. Самые обычные люди сохраняют в себе ностальгию по прежней мирной жизни, память о человеческом в человеке.
Чтец.
Как сейчас, отлично помню
(Этот вечер мне запал
прямо в сердце!): повезло мне –
в руки Шолохов попал.
Взял я книжку-невеличку
И хоть вымок и продрог,
Но от первой же странички
Оторвать глаза не мог.
Весь квартал кругом облазив,
Выбрал я сухой подъезд
И все шесть «Донских рассказов»
Прочитал в один присест.
Вторгся в душу мне зелёный
Аромат донских степей,
Покорили волны Дона –
Хоть бери в ладонь и пей!
Верьте мне или не верьте,
С той поры на вечный срок
В душу врос до самой смерти
Добрый шолоховский слог.
Как забудешь ту страницу,
Где вдруг встали пред тобой
Эти судьбы, эти лица
Над рекою голубой.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Анализ рассказа М.А. Шолохова «Родинка»
Анализ рассказа М.А. Шолохова «Родинка»
Творчество Михаила Шолохова, великого советского писателя, очень отличается от всей литературы, которая повествует нам, потомкам, о страшных годах гражданской войны 20-х годов, коллективизации, раскулачивании, белом и красном сопротивлении. Отличаются его произведения, прежде всего, тем, что он никогда не судил людей, не делил их на хороших и плохих. Он рассматривал все перипетии, через которые пришлось пройти стране, только с общечеловеческих позиций, то есть ему был интересен сам человек, его душа, а не то, за какой политический строй он борется.
Шолохов не оправдывал жестокость идеей, он не любил говорить об убеждениях, а показывал жизнь такой, какая она есть. Именно поэтому в его произведениях нет предпочтения героям красного или белого движения. Он говорит обо всех.
Ярким примером такой позиции автора стал сборник «Донские рассказы». Здесь писатель рассказывает о противостоянии народа, о гражданской войне 20-х годов, которая принесла немало горя всей стране.
Это время можно назвать одним из самых страшных в истории России, так как народ боролся не против иноземного захватчика, как было в годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов, а боролся сам с собой. Страна разделилась на три части: красных, белых и тех, кто просто оказался под огнем, пытаясь жить своей жизнью.
«Донские рассказы» наполнены кровавыми картинами расправы над непокорными, но, в отличие от рассказов Бабеля, в них все же сквозит доброе и вечное, что всегда привлекает в творчестве Шолохова. Писатель, как бы невзначай, вставляет красивейшие описания природы, как бы противопоставляя великолепие мира суете людей, которые слишком жестоки, чтобы решить все мирным путем.
Шолохов не делает акцент на правоте той или иной стороны, он описывает и красных и белых, позволяя читателю самому решить, за кого он. Но все же главная мысль этого сборника в том, что жестокость нельзя оправдать ничем, и что только доброта имеет значение в этой жизни.
Трагедия гражданской войны раскрывается через конкретные судьбы людей. Автор ставит по разные стороны баррикад отца и сына. Молодое поколение – красные, отцы – белые. В рассказе «Родинка», одном из самых проникновенных произведений этого цикла, белый атаман убивает красного командира, перерубив его шашкой; затем снимает сапоги с покойника, потому что обувь в то время была дорогим удовольствием, и замечает на ноге убитого родинку с куриное яйцо. Такая же есть и у него.
Страшен момент узнавания. И вот уже стонет старый казак, увидев родинку на ноге, над убитым сыном: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?». Атаман понимает, что убил своего собственного сына и пускает себе пулю в рот.
Но как же он не узнал родного сына? Дело в том, что судьба развела героев рассказа. Как сообщает автор, Николка вырос без папы, тяжелая судьба выпала ему: отец пропал в германскую войну, мать умерла, и остался он сиротой. До пятнадцати лет парень жил случайными заработками, а после ушел воевать с красными. За три года, что служил Николка, получил он звание эскадронного командира.
Рассказ состоит из шести частей. Практически каждая часть начинается с описания природы, что помогает читателю увидеть красоту Донского края, на фоне которой разворачиваются страшные события по вине человека.
Так прост сюжет в рассказе, но сколько сокрыто за несказанными словами автора, сколько боли и несчастья принесло это убийство. А ведь атаман не в первый раз выстреливал в человека или зарубал его шашкой. Но ведь ни разу у него не возникало мысли убить себя за это! А почему? Потому что все остальные не были его сыновьями. Так вот он, секрет мирной и спокойной жизни, без убийств – все должны относиться к окружающим точно так же, как и к своим детям, родным и любимым.
Но не будем забывать, что красный комиссар, которого убил атаман, пытался убить и его, так что обвинять кого-то одного в этой ситуации несправедливо. Вот как говорили о погибшем товарищи Николая: «Мальчишка ведь, пацаненок, нуга зеленая, а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!» И самое интересное, что юноша хотел закончить воевать, хотел спокойной, мирной жизни. Вот что он говорит перед последней битвой: «А тут банда… Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все… В город бы уехать… Учиться б…» Но отказать в помощи красноармейцам он не может.
Так Шолохов на очень маленьком художественном пространстве смог развернуть колоссальную картину человеческого горя. Он столкнул здесь интересы не только семьи, но и всего человечества. Что же это за правда, что за неё нужно убивать своих детей, ради кого тогда жить, если не для них?
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Шолохов М.А. / Родинка / Анализ рассказа М.А. Шолохова «Родинка»
Смотрите также по
произведению «Родинка»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- Анализ рассказа Родинка
Анализ произведения Шолохова Родинка
В произведении, написанном в 1924 году и положившем началу циклу «Донских рассказов», автор показал свое отношение к трагическим событиям, которые пришлось пережить ему и всей стране.
Шолохов стремился показать страшный характер Гражданской войны, разрушающей даже родственные связи, с этой целью главными героями рассказа он сделал командира красного эскадрона молодого Николку и старого казачьего атамана, принявшего сторону белых.
Старый казак убивает в бою молодого, но по большой родинке узнает в нем своего сына. Показав такую развязку, писатель стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну.
Показательно, что и отец, узнав, что он убил своего сына, тут же кончает с собой. Автор не стремился демонизировать белых, его целью было показать психологическое состояние героев. Николка устал от войны, он хочет учиться, то есть развиваться и строить свою жизнь.
Атаман также, хотя и продолжает вести борьбу, понимая ее безнадежный характер, и огрубел душой, все же чувствует всю ненормальность положения, в котором он оказался. Он не был садистом, получившим возможность убивать, а, скорее, жертвой обстоятельств, приведший его в отряд, который теперь превратился в банду. Автор подчеркивает это самоубийством старого казака, который все же остался человеком и не смог продолжать жить после этого.
Шолохов вводит в свое произведение ностальгические воспоминания молодого красного казака о мирной жизни, показывает в них и его отца неплохим человеком. Именно он научил будущего молодого командира эскадрона Красной Армии любви к лошадям, смелости и выносливости. Это должно продемонстрировать неестественность ситуации, в которой оказались герои, показать, что виновен не старый атаман, а в гораздо большей степени, смута, охватившая страну.
Конечно, Шолохов, стоявший на стороне красных, показывает их в лучшем свете. Намеком на это служит молодость Николки, хотя автор и подчеркивает, что постоянное участие в боевых действиях сделало его человеком, уставшим от жизни. Его отец принадлежит к старому миру, который неизбежно должен уйти в небытие. Однако политические симпатии писателя не умаляют художественные достоинства произведения.
Рассказ учит тому, что Гражданская война – это страшное испытание для людей, заставляющая их проявлять жестокость, к которой они, в принципе, не склонны, она противна человеческой природе.
Вариант 2
Рассказ Шолохова «Родинка» о казачестве. О тех лихих временах, когда воевали против красных, когда земля особо не радовала урожаем. Действие происходит близ реки Дон.
Автор описывает главного героя почти как старика. Много повидал командир эскадрона Кошевой Николай. Николка широкоплечий парень, молодой, но его глаза в морщинах и спина сутулая. Командиру эскадрона всего лишь восемнадцать лет. Многие в эскадроне подсмеиваются над ним. Мол парнишка еще, молодой, зеленый. Но с Николаем все готов идти в бой, так, как только он может без потерь уничтожить две банды и водить эскадрон в битвы и сражения, как профессионал.
Кошевой Николай стыдится своего возраста. Но что поделаешь? Отец Кошевого казак. Он попал в германскую войну, да и пропал. Ни слуху, ни духу родного отца. Мама Николая умерла. Так и стал Николка не учиться, а зарабатывать себе на пропитание, на существование. Была одна особенность у Кошевого в виде родинки на левой ноге, выше щиколотки. Размером та родинка была примерно с голубиное яйцо.
Однажды на двор, где жил Николай приехал гонец и сказал, что из Сальского округа свора казаков пришла. Захватила Грушинский совхоз. Просят Николая прибыть с эскадроном на помощь против недруга. Кошевой не отказывается и берется помогать.
В произведении «Родинка» автор очень тщательно описывает атаманов и казацкую жизнь. Шолохов рассказывает о природе так, что читая его рассказ, как будто оказываешься там и чувствуешь полную свободу. По этим самым просторам и скакал атаман. Он был очень сильно пьян. С тех пор, как попал в германский плен, потом Врангель, потом в Константинополь, так и пьет по-черному. Но сердце атамана почувствовало, что на родной земле. Доскакал он вместе с остальными казаками до совхоза. Местного деда разбудил и заставил ему в верности поклясться, при этом, чтобы дед землю ел.
Тогда Лукич решил просить помощи у Николая Кошевого. Добрался до него через лес. Николка не отказал. Решил помочь простому мужику.
Как только рассвело, сразу эскадрон Николая пошел в атаку. Но казаки ловко отбивали атаки эскадрона Кошевого. Тогда лицом к лицу столкнулись в битве атаман и Николка. Обстреливались атаман и Николай. Атаману было интересно с Николкой, так как юноша был достойным противником. Но все-таки опыт и года взяли свое. Атаману удалось убить Николая.
После этого вожак решил снять сапоги с мертвого тела. Как только он поднял штанину на левой ноге вверх, то увидел родинку. И тут все стало на свои места. Атаман осознал, что убил родного сына. Обнял мужчина тело, начал трясти его. Но Николай так и не ответил отцу. Тогда атаман поцеловал руки сына и застрелился сам.
Рассказ Михаила Александровича Шолохова – это наглядный пример того, что человек не может предугадать все повороты судьбы. Произведение о том, что судьба порой бывает жестока к нам и нашим близким, а порой одаривает счастьем. Атаман не знал, что случилось с его сыном. Он пробыл в плену очень много лет, скитался по городам, участвовал в непонятных боях. Также и Николай. После того, как матери не стало, а отец исчез, учился жить и добывался себе на еду деньги любыми способами. И так случилось, что отец и сын встретились на поле боя. Причем столкнулись в схватке лицом к лицу, не зная, что пытаются убить родного человека.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Родинка
Популярные сегодня темы
- Илья Муромец — защитник русских земель сочинение
Илья Муромец является одним из главных героев древнерусского народного эпоса и стоит на равной ноге с такими известными богатырями, как Добрыня Никитич и Алеша Попович.
- Сочинение Характеристика и образ Манилова в поэме Гоголя Мертвые души
История Гоголя представляет собой масштабную аллегорию, которая изображает глубоко мистические и религиозные смыслы. Пласт описания помещиков представляет перед читателем изображение грехопадения
- Главная мысль рассказа Чудесный доктор Куприна
Этот доктор очень добрый. Он сразу решил помочь человеку, который в беду попал. Но он и очень умный – он не помогал бандиту, который бы его обманул. Не обиделся на грубияна… И вообще, он много учился, чтобы стать доктором.
- Сочинение Кутузов и Наполеон в романе Война и мир Толстого
Роман Льва Николаевича Толстого считается величайшим романом в мире. В четырех томах данного произведения описаны две войны. В романе так же присутствуют образы великого полководца Кутузова и агрессора Наполеона.
- Анализ рассказа Старуха Изергиль Горького
Максиму Горькому нравился Ницше, об этом свидетельствуют, как ни странно, его усы. Действительно Ницше был кумиром для многих творческих людей времен Горького, да и сейчас остается таковым.