В чем конфликт отцов и детей в драме гроза сочинение

(648 слов) Работу над своим известным произведением «Гроза» Александр Николаевич начал в 1859 году. Над своей пьесой выдающийся писатель работал на протяжении нескольких месяцев. Затем свой труд автор отправил в Санкт-Петербург для того, чтобы его оценили критики. Вдохновение на создание книги писатель получил во время экспедиции по Волге. Автор совершил данное путешествие, чтобы узнать поподробнее, как проживали и проживают коренные народы России. Именно герои и обстановка в пьесе «Гроза» олицетворяют то, какими увидел этих людей Островский. Выдуманный город Калинов отображает патриархальность, консерватизм и косность приволжских народов. В своем известном произведении Александр Островский поднял и другие актуальные проблемы. Среди них можно отметить вечный конфликт поколений. Рассмотрим поподробнее, как раскрывается данный конфликт в знаменитом произведении Александра Островского. 

Конфликт поколений в пьесе «Гроза» представлен в противостоянии «отцов» и «детей». Однако в этом произведении мы не увидим особой борьбы, ведь по патриархальным законам купеческого городка вся власть в доме принадлежит старейшему члены семьи. Хозяева жизни в образах Дикого и Марфы Кабановой подавляют инициативу молодых и не оставляют даже шанса для спора.

Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…»  — говорит Кабаниха сыну

Конфликт, представленный в произведении, имеет свои особенности. Так, представители «отцов» не желают отдавать молодежи не только власть над хозяйством и капиталом, но и право думать, чувствовать, вести себя по-своему. Тирания в стенах дома была привычным явлением для героев.

«…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…» — говорит Кулигин о Кабанихе

У молодого поколения было всего два пути. Они были вынуждены либо смириться со своим положением, либо приспособиться к нему и обмануть систему.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…» — говорит Варвара о своей семье.

Вариант бунта был отсечен предрассудками, заразившими и молодые умы в том числе. Поэтому Дикой и Марфа Кабанова привыкли, что их все слушаются и им подчиняются. Например, сын Кабанихи все время потакает своей матери. Борис, племянник Дикого, привык терпеть унижения от своего дяди. Кабанову и Дикого можно считать типичными самодурами, сошедшими с ума из-за вседозволенности. Они желают добиться полного подчинения окружающих, чтобы охранять тот вековой устав заблуждений, который позволяет им терроризировать всех вокруг и паразитировать на подневольном труде, обмане, подлости. 

Главная героиня пьесы Островского Катерина является представителем «нового» поколения. Девушка всячески пытается оградить собственное достоинство и добиться свободы. Катерина просто не может без нее жить. Как считает главная героиня, каждый человек должен чувствовать себя свободно. В отличие от Дикого и Кабанихи, для Катерины важно чужое мнение, она не пытается его подавить. Поэтому ее свобода — это не вседозволенность, а право личности честно выражать свое мнение, свои желания, свои взгляды на мир.

Можно заметить, что конфликт поколений в произведении «Гроза» осложняется тем, что представители «тёмного царства» ощущают приближение потери своей власти. Кабаниха и Дикой опасаются того, что окружающие больше не будут подчиняться их воле. В связи с этим персонажи совершают еще более жестокие действия. Герои желают напугать молодое поколение, показав неоспоримость собственной власти. Конфликт «отцов» и «детей» ужесточается еще и тем, что у молодого поколения не хватает сил, чтобы противостоять самодурству представителей «тёмного царства». Борис и Тихон смирились со своим безвольным положением. А в образах Кудряша и Варвары писатель показал молодых людей, которые смогли приспособиться к условиям жизни Калинова. У героев получалось обманывать своих тюремщиков, но их методы делают «темное царство» еще сильнее. Лицемерие держит этот мир на плаву уже много лет. Только Катерина была сильной личностью, однако ее сил не хватило для противостояния «жестоким нравам». Самоубийство главной героини символизирует протест против принципов, царящих в городе. И только такая его форма пробудила гордость и совесть у других представителей молодого поколения. Поступок Катерины имеет важное значение. Он обнажил конфликт поколений. Поведение главной героини заставило героев задуматься о том, куда самодуры ведут своих детей. К обрыву!

Конфликт поколений в произведении Александра Островского «Гроза» является трагичным. Ведь представители «тёмного царства» осознают свою обреченность, но готовы принести в жертву даже своих детей, чтобы удержать власть. Листая страницы известного произведения, читатель искренне  надеется, что время самодуров скоро закончится. 

План сочинения на тему «Конфликт поколений в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)»

  1. Вступление: история создания пьесы и специфика главного конфликта;
  2. Основная часть:
    Доминирование «отцов» над «детьми»
    Идеологический посыл бунта Катерины
    Восстание молодого поколения и полный крах взаимоотношений
  3. Заключение: Трагизм конфликта поколений глазами Островского

Автор: Виктория Комарова

­Проблема отцов и детей

В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения “старого” с “новым”. Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса “Гроза”, написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.

Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность.

Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.

Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали.

Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.

Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине.

Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: “Один в поле не воин!”. Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова.

Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.

Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву.

Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.

Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее.

Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.

Loading…

Важнейшая тема в пьесе Островского «Гроза» – конфликт поколений. Он выражен через противостояние Кабановой и Дикого с молодежью, к которой относятся Тихон и Варвара Кабановы, Борис, Катерина. Столкновение интересов и ценностей показано на примере купеческого сословия, но подобный конфликт наблюдался во всем русском обществе.

События драмы происходят в переломный период. Это было время экономического и социального кризиса, который позже перетечет в реформы, развитие прогресса и появление людей нового типа. Жители Калинова уже боятся ускорения темпа жизни и того, что в Москве ездят машины, а люди слишком суетятся. В самом приволжском городке до сих пор царят жестокие нравы. Власть и деньги сосредоточены в руках людей невежественных и грубых. Наука, образованность, утонченность, стремление к идеалам – высмеиваются, энергия молодежи гасится.

Главная ценность в городке – соблюдение старых правил и традиций, основанных на безоговорочном подчинении младших старшим. Дикой постоянно третирует племянника: купцу противна мысль, что придется выплатить ему наследство. Все домашние боятся Дикого, но образованному и воспитанному Борису достается больше всех. Не лучше и Кабаниха: она контролирует каждый шаг сына Тихона и его жены, не дает им жить спокойно, постоянно глумится, прикрываясь добрыми побуждениями. Ее дочь Варвара научилась хитростью обходить маменькины правила, но на открытый конфликт не идет. Еще один человек, вызывающий ярость у людей старого склада, – любитель науки Кулигин.

Автор описывает молодое поколение, как сломленных людей, потерявших надежду на лучшую жизнь. Старшие насилием выжгли в молодежи инициативу, самостоятельность, способность принимать решения и идти против того, что не нравится. Лишь Катерина облает достаточно сильным характером, чтоб бросить вызов старому обществу. Все ее поведение нарушает правила. Она не может полюбить мужа через силу, поэтому влюбляется в другого, идет на измену, чтобы испытать хоть немного счастья, не хочет терпеть издевательства, когда о грехе становится известно. Самоубийство Катерины показывает все уродство старинных устоев и правил, но до изменений в обществе еще далеко.

Отцы и дети в пьесе “Гроза”

Проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» выражена отчетливо. А. Н. Островский показывает старшее поколение в лице Кабанихи и Дикого. Младшее поколение противопоставлено старшему, однако оно неодинаково относится к «отцам»: Тихон и Борис смирились, Варвара и Кудряш приспособились, а Катерина борется против самодурства Кабанихи и Дикого.

Старшее поколение

Поколение «отцов» в драме «Гроза» представлено двумя персонажами: Кабанихой и Диким. Это люди, которые привыкли жить старыми порядками. Для них нормой является тирания и самодурство. Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что все люди вокруг подчиняются им. Именно на основе подчинения строятся все отношения этих персонажей.

Смирившиеся и приспособившиеся

Младшее поколение по-разному относится к самодурству Кабанихи и Дикого.

Тихон во всем подчиняется воли матушки. Кабаниха решает за Тихона любые житейские вопросы. Брак Тихона с Катериной находится под полным контролем Кабанихи. Тихон не старается перечить своей матери, он, наоборот, слушается ее во всем и старается сделать все, что она ему говорит.

Борис является родственником Дикого. Для того чтобы получить состояние, Борис не перечит и даже угождает Дикому. Когда о романе Катерины и Бориса становится известно всему Калинову, Борис не может взять на себя ответственность.

А. Н. Островский показывает, что и Тихон, и Борис становятся заложниками общественных порядков города Калинова, построенным на власти самодуров. Однако заложниками становится и Варвара с Кудряшом.

Дочь Кабанихи привыкла к нападкам матери, она научилась лгать ей и обманывать, чтобы жить так, как хочется ей. Для Варвары, как и для Кудряша, важно, чтобы все было «шито-крыто». Данные персонажи приспособились к условиям самодурства, царствующим в городе.

Борющееся поколение

Тема отцов и детей в произведении «Гроза» наиболее ярко выражается с помощью образа Катерины. Она становится единственным героем, который так или иначе поднимает бунт против «жестоких нравов» Калинова. Ее мировоззрение полностью отличается от принципов других жителей Калинова. Любовь к свободе не может сосуществовать с «темным царством».

Самоубийство Катерины становится необыкновенным явлением в городе. Героиня будто совершает бунт против тирании Кабанихи.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Отцы и дети в пьесе «Гроза»», рассмотрит младшее поколение (Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, Катерина), которое противопоставлено старшему (Кабаниха, Дикой).

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

На чтение 4 мин. Опубликовано 12.04.2020

Актуальной во все времена была и остаётся тема отцов и детей. В «Грозе» Островского проблема взаимоотношений между старшим и младшим поколением демонстрируется максимально наглядно. Некий барьер не позволяет людям понять интересы и чувства друг друга. Автор акцентирует внимание на том, к каким серьёзным и непоправимым последствиям порой может привести недопонимание между родителями и детьми.

Содержание

  1. Краткий анализ произведения
  2. Старшее поколение
  3. Смирившиеся и подчинившиеся
  4. Дух протеста

Краткий анализ произведения

Чтобы максимально качественно проанализировать любой литературный текст, необходимо самостоятельно ознакомиться с его содержанием. Краткий разбор пьесы «Гроза» может выглядеть следующим образом:

Тема отцов и детей в грозе островского

  • Год написания — 1859 г.
  • История создания — на написание пьесы автора вдохновило его путешествие по Волге, во время которого писателю удалось записать различные повседневные сценки и разговоры из быта простых жителей Поволжья.
  • Тема — в произведении затрагиваются темы семьи, греха и покаяния. Бо́льшую часть занимает проблема отцов и детей в пьесе.
  • Жанр — пьеса, драма.
  • Литературное направление — реализм.

А. Н. Островский отразил в своём произведении отразил современные ему темы и проблемы, большинство из которых не теряют своей актуальности.

Старшее поколение

Драма А. Н. Островского «Гроза» подчёркивает то, насколько взрослые привыкли жить по старым порядкам. Представителями этого поколения в произведении являются два героя:

Проблема отцов и детей в грозе

  • старая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха);
  • богатый купец с фамилией Дикий.

Кабаниха и Дикий придерживаются принципов тирании, а местами ведут себя по отношению к собственным детям как настоящие самодуры. Эти два персонажа привыкли к тому, что окружающие считаются с их решениями и полностью подчиняются им. Именно на этих жизненных принципах они строят все отношения. Характеры этих двух персонажей являются очень непростыми и суровыми и объясняют, почему дети ищут любые варианты, чтобы избежать ссор.

Вечная проблема отцов и детей в пьесе «Гроза» разворачивается именно из-за нежелания родителей считаться с мнением своих дочерей и сыновей. Конфликт поколений уже многие столетия не теряет своей актуальности из-за разных взглядов на жизнь, и решить его можно только в случае, когда обе стороны согласны искать компромисс.

Смирившиеся и подчинившиеся

Дети старшего поколения в пьесе совершенно по-разному реагируют к властному и жестокому воспитанию своих родителей.

Сын Кабанихи Тихон — мягкий и ведо́мый, не способен противостоять своей матери. Марфа контролирует все бытовые вопросы молодой семьи, а сын покоряется ей и выполняет все её просьбы и приказы. Однажды, показав своё смирение, он обрёк себя на несчастливую жизнь по сценарию, который пишет ему родная мать. Юноша не в силах даже защитить собственную жену от постоянных нападок Кабанихи.

Проблема отцов и детей в грозе островского

Ещё одним представителем молодого поколения является Борис. Молодой обеспеченный парень, на первый взгляд, производит впечатление уверенного и успешного, однако, события пьесы заставляют сделать другие выводы. Когда о романе Катерины и Бориса узнаёт весь городок, дядя властно запрещает племяннику продолжать эти отношения. Дабы не лишиться обещанного состояния, юноша во всём соглашается с Диким и отказывается взять на себя ответственность за связь с Катериной.

Автор наглядно демонстрирует, что оба молодых мужчин стали заложниками обстоятельств и привычных укладов их городка. А построены общественные порядки в Калинове были именно властью тиранов и самодуров.

Жертвами старшего поколения также становятся Варвара и Кудряш. Дочь Марфы смирилась с нападками матери, приспособилась к тому, чтобы врать ей и скрывать часть своей жизни. Ваня Кудряш ведёт себя таким же образом, чтобы не злить лишний раз Дикого, а подстраивается под его желания.

Дух протеста

Пьеса гроза

Не все представители молодого поколения согласны смириться с деспотичными правилами жизни, устоявшимися в городке. Проблема отцов и детей в «Грозе» А. Островского наиболее ярко видна на примере образа Катерины. Эта юная девушка становится единственной, которая идёт вразрез с общепринятыми нормами и протестует против жестоких нравственных устоев Кабанихи и Дикого.

Инакомыслие и смелость являются главной характеристикой Катерины. Отцы и дети не в состоянии прийти к единому мнению, и этот конфликт приводит к непоправимым последствиям — девушка сводит счёты с жизнью. Её свободолюбие не могло мирно сосуществовать с «тёмным царством» Калинова, и поступок девушки является своего рода бунтом против Кабанихи.

Произведение Александра Николаевича Островского заслуженно является частью школьной программы и детально разбирается на уроках литературы. Пьеса может приводиться как аргумент к итоговому сочинению на тему «Отцы и дети». Старшее и младшее поколение всегда претерпевают различные трудности во взаимопонимании, а примеры из художественной литературы могут помочь сделать правильные выводы.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

    Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.

     Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.

     Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.

     В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.

     Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.

Добавил: TheOwl

204112 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

­Главная>Сочинения по произведению Гроза

Проблема отцов и детей

34 предложения/ 442 слова

В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.

Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.

Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.

Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.

Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.

Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.

см. также:
Все сочинения по произведению Гроза, Островский

Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский

Краткое содержание Гроза, Островский

Краткая биография Александра Островского

Драма Островского «Гроза»

«Луч света в тёмном царстве»

Молодое поколение в пьесе «Гроза» представлено людьми, которые не сказать, чтобы далеко ушли от «отцов». Они в большинстве своём показаны личностями, которые не просто ужились с правилами ветхого общества, а стали его неотъемлемой частью и уже вряд ли представляют себе другую жизнь. Эти люди привыкли врать, уклоняться от ответственности, идти по головам и обманывать во благо своим корыстным целям. Такие люди, как, например, Борис, могут вызывать только презрение и отвращение.

Главные действующие лица пьесы принадлежат разным поколениям и разным мирам:

Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха

  • Марфа Игнатьевна Кабанова, Кабаниха. Самый яркий представитель старого поколения; является, по сути, главным антагонистом произведения.
  • Катерина. Противоположность Кабановой. Является «лучом света в тёмном царстве».
  • Тихон Кабанов. Муж Катерины, который мог бы быть сторонником взглядов жены, но воспитание и авторитет его матери не позволил этому случиться.
  • Борис. Племянник купца Дикого. Любовник Катерины, который оставил её в самый тяжёлый для неё момент из-за страха потерять деньги дяди.
  • Варвара. Возможно, наиболее близкий человек для Катерины в этом городе. Как и главная героиня, не относится к «тёмному царству», однако и не является его оппозицией, ведь привыкла уживаться в этом мире лживых и мерзких людей.
  • Кулигин. Близок к Катерине по взглядам. Наравне с ней относится к новому поколению, не желающему мириться со старым.

Таким образом, к числу положительных персонажей, можно отнести единицы. По сути, лишь Катерину и Кулигина. А количество представителей «тёмного царства» по-настоящему зашкаливает.

Почти все в пьесе, так или иначе, относятся к старому прогнившему виду людей. Среди них особенно стоит выделить Кабаниху, ее мужа Тихона, купца Савел Прокофьевич Дико́го и его племянника Бориса.

Несложно сделать вывод, что шансов на победу у нового поколения совершенно нет. Катерина и Кулигин не в силах противостоять Кабановой и её свите. Всё, что остаётся сделать Катерине — это покинуть этот мир, оставшись лишь блёклым «лучом света», который, как бы ни хотел, не может изменить правила и традиции города Калинов. Катерина неспособна в одиночку сражаться с патриархальным укладом жизни в обществе, из-за чего эта самая борьба оказывается лишь внутри неё, в её душе, где и происходит истинное столкновение «тёмного» и «светлого».

Это столкновение быстро приводит героиню к абсолютной безысходности — она не может бороться с Кабанихой и не может с ней остаться. Единственным выходом остаётся самоубийство, позволяющее наконец-то выбраться из цепких лап этого самого «тёмного царства».

Конфликт между поколениями

Конфликт между поколениями в пьесе «Гроза»

В чём заключается противостояние «старого» и «нового»? Если кратко, то в непринятии первого вторым и страх второго перед первым. Старшее поколение по-настоящему боится младшего, так как оно представляет реальную неизбежную угрозу для его положения и влияния; для людей прошлого новые порядки — настоящая проблема, которую не помешало бы решить. А младшее, в свою очередь, просто желает иметь значение, не прятаться в тени «отцов».

В пьесе «Гроза» ситуация в целом похожа, но не идентична. Катерина не хочет быть «главной героиней романа», не стремится быть в первых рядах, оставив позади Кабанову; она только лишь хочет жить как нормальный человек, без постоянного угнетения с самых разных сторон.

Калинов, казалось бы, далёк от «царства», однако это, возможно, не так; этот город весь состоит из тёмных, неприятных, жадных и слабых людей, он собирает в себе всю чернь патриархального общества и ставит во главе этой монархии Кабаниху, вольную за счёт своего величия и авторитета, творить, что ей вздумается с любым, и никто не может пойти против неё: кто-то просто боится её гнева, а кто-то боится искать единомышленников, ведь это уже чревато последствиями, а о том, чтобы протестовать одному, не может идти и речи.

Так или иначе, против Кабанихи никто не пойдёт, и всевластие «тёмного царства» так и не получит для себя какие бы то ни было ограничения.

Единственный человечный герой

«Лучом» образ Катерины стал не потому, что была против Кабанихи и её подопечных, — Варвара тоже была против, но всё равно жила по правилам этого общества — а потому, что была единственным чистым, хорошим, светлым человеком во всём «царстве». Она одна была не способна жить, обманывая; она не смогла переступить через моральные нормы и стать одной из «жителей Калинова».

Катерина теряет свой внутренний рай после замужества

  • До замужества жизнь Катерины была наполнена красотой, поэзией любовью. Она «жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
  • Выйдя замуж, героиня теряет свой внутренний рай. Жизнь в доме Кабановой является для неё ужасными страданиями; она вынуждена покоряться безрассудным указаниям свекрови, слушать её многочисленные упрёки.
  • К мужу Катерина чувствует только жалость, настоящей искренней любви между ними нет.
  • Катерина чиста душой, трепетно относится к Богу и боится греха. Любит детей. Внутренний моральный компас не позволяет ей лгать и притворяться.
  • Измена законному мужу для героини — тяжелейший грех. Но жить в нелюбви девушка неспособна; Борис уезжает и не берёт её с собой в Сибирь. В дом, где её постоянно угнетают она вернуться не может. Всё, что ей остаётся — убить себя.

Она оказалась слишком человечной для этого общества и не смогла с этим справиться. Сильнейшее угнетение старого поколения смогло привести героиню к тяжелейшему решению, к самоубийству. Катерина не нашла поддержки ни в Тихоне, ни тем более в Борисе и осталась одна. Одна среди настоящего ада.

Абсолютно реальная трагедия

Жестокая история Катерины по-настоящему трагична и, к большому сожалению, абсолютно правдива; неизвестно, сколько ещё подобных происшествий было возможно. Островский прекрасно понимал серьёзность проблемы силы патриархата, он был обеспокоен этим и желал донести свои мысли по этому поводу до читателей при помощи «Грозы» и «луча света в тёмном царстве». Именно вразумлению людей посвящено его знаменитое сочинение.

Жестокая история Катерины

Конфликт поколений в драме представлен без яркого сражения и многочисленных споров, как это было, к примеру, в «Отцах и детях». Однако он никоим образом не теряет своей силы для читателя. Безвыходное положение главной героини отчётливо показывает то, насколько всё-таки глубоко вросло в общество старое время и как сильно люди не хотят терять своего влияния и своих позиций.

Еще материалы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»::

  • Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины — причины и сущность трагедии героини
  • Душевная драма Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — причины и последствия страданий
  • Образ Катерины в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза»
  • Затерянный город — образ и характеристика в драме А.Н. Островского «Гроза»
  • Сочинение на тему: «Был ли иной путь у Катерины»
  • Варвара и Катерина — сравнительная характеристика героинь пьесы «Гроза»
  • Тихон Кабанов — характеристика героя
  • Самодуры в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — описание образов и характеров
  • «Гроза» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского
  • Варвара — характеристика героини из пьесы А.Н. Островского «Гроза»
  • Жизнь Катерины в родительском доме

  • В чем иносказательный смысл калмыцкой сказки рассказанной пугачевым
  • В чем идея рассказа ионыч
  • В чем идейный смысл рассказа ионыч
  • В чем идейно эстетический смысл рассказа клюква
  • В чем значение древнерусской литературы для современного читателя сочинение 7 класса