В чем мудрость сказки василиса премудрая

Все мы с детства знакомы с Василисой Премудрой. По другой версии — Прекрасной.
Нашел тут материал и захотелось поделится с вами.
Мне он показался интересным.

***

Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».

7be7ea21eb63

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.

Иван-Царевич на Сером Волке

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:

«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

1200181437_17_rus_6

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

c5d3d553180202054a816e0e2f0d8d9ebc81d691975026

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

ss_wep7777

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

c138bee074e5

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».

И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

476546_288072167947116_1547316090_o

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

www.softmixer.com

Раз уж вспомнил про Василису Премудрую. Действительно очень загадочный сказочный персонаж. Откуда сей образ вообще взялся в русском фолклёрё? С Еленой Прекрасной вроде как понятно. Это довольно известный персонаж античной мифологии, видимо знакомый древнерусским книжникам (про гиперборейские истоки слишком уж фантастично). А вот Василиса? В переводе с греческого означает «царица». Но вот кто был её прообразом?

Все мы с детства знакомы с Василисой Премудрой. По другой версии — Прекрасной.
Нашел тут материал и захотелось поделится с вами.
Мне он показался интересным.

***

Речь — про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная. Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться — все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то «засекреченная». Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

«Василиса Премудрая — персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая — дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка — Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева».

7be7ea21eb63

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал — и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там — дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя «Василиса» можно перевести с греческого как «царственная». И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется — Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) — награда для героя.

Иван-Царевич на Сером Волке

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов — его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку — или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину — это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть — и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки»:

«Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: «Если не сделает — срубить за провинность голову». Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

1200181437_17_rus_6

Слова «пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи» полны коварства. Жениха посылают на гибель… В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи».

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной — и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она — дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты — это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса — девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня — с биографией, характером и так далее.

c5d3d553180202054a816e0e2f0d8d9ebc81d691975026

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе — жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной — и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

ss_wep7777

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий — непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все — за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак — от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках — белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они — ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке — чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать — скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

c138bee074e5

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: «Не надо мне здесь благословенных». Но в придачу дала девушке огня — сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге «Бегущая с волками» известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

«В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона — нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона — не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска — это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье».

И так — во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь — ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае — символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

476546_288072167947116_1547316090_o

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

www.softmixer.com

Уважаемая Валентина! У меня возникло желание сразу же определиться с образами, отражёнными в названии этой сказки. Буду так и действовать в ходе анализа, прислушиваясь к собственным ощущениям, мыслям и чувствам, – внутреннему содержанию индивидуального и коллективного бессознательного.

Морской царь (согласно детской энциклопедии сказочных героев Бориса Голдовского) – то же самое, что и чёрт, только подводный, морской. Сначала он делает вид, что помогает главному герою выйти из безвыходного положения (и правда помогает), но потом требует за это, чтобы или сам герой, или его сын опустился к нему на морское дно. Герой попадает к Морскому царю и становится его пленником. Хорошо ещё, что у царя есть дочка-красавица по имени Василиса Премудрая. Она влюбляется в героя и помогает ему убежать. Правда, вместе с ней самой. Морской царь устраивает за молодыми погоню, но догнать их не может.

Конкретно в Вашей версии сказки морской царь заполучил царского сына Ивана в своё подводное царство коварным, манипулятивным путём. Когда царь тридесятого государства, странствующий по чужим землям и не ведающий о рождении сына-наследника дома, утолял в жаркий-жаркий день свою великую жажду, глотая студёную воду из большого озера,  морской царь схватил его за бороду и не отпустил, пока тот не согласился на его «Давай то, чего дома не знаешь». Так, вслепую, царю пришлось отдать собственного сына морскому царю, подводному чёрту. Для этого отец взял за руку подросшего Ивана-царевича, привёл прямо к тому озеру и оставил, чтобы сын нашёл его перстень, якобы оборонённый им накануне. Коварная манипуляция морского царя породила предательский обман родного отца! А далее отцовский обман вылился в неадекватную ругань сына по отношению к старушке – носительнице жизненного опыта и мудрости. Слава богу, свою ошибку Иван-царевич быстро осознал и тут же исправил: искренне попросил прощения у бабушки, то есть завершил, закрыл многолетний эффект нарастающего негатива, обмана. И она ему за это глаза открыла да правду рассказала («Не за перстнем ты здесь; отдал тебя отец морскому царю: выйдет морской царь и возьмёт тебя с собою в подводное царство»);ещё и подсказала, что делать дальше Ивану-царевичу, чтобы сберечь голову и жизнь.

Василиса Премудрая – самая завидная сказочная невеста, а потом и жена Ивана-царевича. Всё умеет: засеять и вырастить поле  ржи за одну ночь, построить дворец из воска за тот же короткий срок, обмануть Морского царя, обернуться то голубкой, то уточкой, то даже церковью! Никто не знает, кто она и откуда, только каждый Иван-царевич мечтает о своей Василисе Премудрой (по Борису Голдовскому).

Действительно, в этой сказке Василиса Премудрая проявляет себя в разных образах: голубицы (голубки), смирной овечки, церкви, утки. Она помогает милому другу Ивану-царевичу успешно выполнить три сложнейших, по сути невыполнимых задания отца – морского царя («Как же мне не плакать? Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменьё острое и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться»; «Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать»; «Как мне не плакать, доброму молодцу? Приказал морской царь за одну ночь сделать церковь из чистого воску»). Василиса Премудрая способна не только сама видоизменяться, но и превращать мужа Ивана-царевича в старого пастуха, старенького попа, селезня, а коней – то в зелёный луг, то в деревья, то в озеро. Её охотно слушаются и слуги, и муравьи, и пчёлы. Она умеет предвосхищать события,  предугадывать будущее («Ты меня забудешь, Иван-царевич! – Нет, не забуду… Пришёл Иван-царевич во дворец; увидали его родители, бросились ему на шею и стали целовать-миловать его; на радостях позабыл Иван-царевич про Василису Премудрую»). Её голубки из теста могут оборотиться в настоящих голубей. В общем, Василиса Премудрая – настоящая волшебница, владеющая премудростями плотного (видимого) и тонкого (невидимого), светлого (наземного) и тёмного (подводного), белого (божественного, святого) и чёрного (сатанинского, колдовского) миров. И совсем не случайна её характеристика «Премудрая»; она означает «мудрая в превосходной степени», то есть «очень мудрая», «самая мудрая», «наимудрейшая». Получается, Василиса Премудрая – та, которая знает, ведает и умеет то, что другим красным девицам и женщинам не под силу. В великой погоне даже сам морской царь не смог победить её умения и премудрости («Прискакал царь морской к озеру, тотчас догадался, кто таковы утка и селезень: ударился о сыру землю и обернулся орлом. Хочет орёл убить их до смерти, да не тут-то было: что не разлетится сверху… вот-вот ударит селезня, а селезень в воду нырнёт; вот-вот ударит утку, а утка в воду нырнёт! Бился, бился, так ничего и не смог сделать. Поскакал царь морской в своё подводное царство, а Василиса Премудрая с Иваном-царевичем выждали доброе время и поехали на святую Русь»). Да к тому же, как известно из сказки, Василиса Премудрая – тринадцатая дочь морского царя. Все двенадцать её сестёр – красны девицы красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! А Василиса Премудрая была всех пригожее, всех красивее!

Теперь остаётся дополнить штрихи к образам этих двух сказочных героев и ответить на вопросы «Что всё это значит? Что здесь скрывается за очевидным?»

Во-первых, Морской царь и Василиса Премудрая – это отец и дочь, они связаны близкими родственными узами. Такими, как мужская и женская части целостной души человека, то есть анимус (мужской аспект мужской и женской психики) и анима (женский аспект женской и мужской психики). Как два начала (или крайние противоположности, различные аспекты единой действительности) всех явлений окружающего мира, включая человека и природу, то есть ян – мужское, твёрдое, тёплое, светлое, позитивное начало и инь – женское, мягкое, холодное, тёмное, негативное начало. Как две стороны одной и той же медали под названием «Я». Получается, Я и Морской царь, Я и Василиса Премудрая. Я и манипулирующая (меняющая мир «под себя» даже в ущерб другим), Я и мудрая (изменяющая не мир, а себя). Значит, Я и разрушительная, Я и созидательная сила одновременно. Важно, что в сказке победила Василиса Премудрая! Действительно расставшись с Морским царём – отцом (внешней мужской убийственной силой и внутренним хищным аспектом Я), она реально приобрела Ивана-царевича – мужа (любимого мужчину – человека царских кровей и внутреннего победителя природного хищного Я).

Что с этим Вам делать, Валентина? Думаю, ценить себя – цельную и сильную личность, дальше черпая ресурсы из образа созидающего анимуса (это внутреннее) и позитивного мужского пола (это внешнее).

Во-вторых, близкие родственные связи Морского царя с Василисой Премудрой – это также возможный признак того, что у Василисы Премудрой доминирует мужское начало духа и сознания, которое является врождённым независимо от реального пола (по Клариссе Эстес). По Карлу Юнгу, женщина, в высшей степени женственная внешне (в данном случае Василиса, которая «всех пригожее, всех красивее»), обладает мужественной душой (условно назовём это «Василий»). Поэтому именно самые женственные женщины (Василисы) часто оказываются в известных внутренних вопросах и установках неисправимыми, настойчивыми и упрямыми, обнаруживая эти свойства души (как проявления разрушительного анимуса) в такой интенсивности, которая встречается только во внешней установке у мужчин (Василиев). Женственная женщина (Василиса) может проявлять себя многосторонне: от подобных «мужских» черт до маскулинного протеста (по Альфреду Адлеру) как утверждение мужественности, подразумевающее большую компетентность, превосходство и контроль. Такая женщина может осознанно-неосознанно бороться против ограниченности социально менее ценной женской роли. (Не зря в этой сказке Василиса Премудрая даже под страхом смерти не побоялась воспротивиться мощному запрету отца покидать его подводный мир). Но цена маскулинного протеста женщины (Василисы) высока: у неё могут возникнуть физические проблемы, включая тяжёлое протекание менструаций, беременности и родов, невозможность зачатия ребёнка и половые расстройства. Или же маскулинный протест может привести к тому, что женщина (Василиса) делает карьеру, поздно выходит замуж или этого вовсе не происходит, не имеет детей или имеет единственного ребёнка как следствие недостаточного,  либо полного неприятия своей женской роли: в первую очередь, Женщины-Матери. Конечно, данная тенденция (доминирование мужского духа и сознания в женщине) не отрицает наличия во внешнем облике Василисы Премудрой архетипически «вечно-женственного»  –  того, что определено самой природой и складывалось в течение многих веков в зависимости от социально-исторического положения женщины, поэтому она неописуемо красива и сказочно женственна.

Валя, что с этим делать? Осознавая, что «Василий» глушит в Вас материнство (материнское счастье, здоровье, любовь), мощно (то есть не только сильно, но и  концентрируя все силы) и целенаправленно (шаг за шагом в необходимом направлении) раскрывать свою восхитительную женскую сущность, постоянно устанавливая, восстанавливая и поддерживая психологическое равновесие между анимой и анимусом внутри собственной личности (близкое к соотношению «50% – 50%»). Это работа над собой – любимой, неповторимой. Как считаете, что нынче является Вашей любимой работой, забирающей все жизненные соки и силы? (В связи с этим вопросом и рекомендацией дарю Вам авторскую сказку «Женщина с Большой Буквы». Думаю, она поможет прояснить, что я конкретно здесь имею в виду). И подумайте, пожалуйста, что может объединять Вашу Василису Премудрую с Русалочкой Г.Х.Андерсена, также являющейся дочерью Морского царя?

В-третьих, родительско-детские отношения Морского царя с Василисой Премудрой, описанные в данной сказке, – это взаимоотношения неинициированного отца с дочерью; когда излишне сильно «любящий», то есть привязанный к дочери отец-собственник с самого начала настолько ревностно относится к её избраннику (жениху, будущему мужу, другому мужчине), что и дальше продолжает губительно влиять на её счастливую, самостоятельную семейную жизнь с мужем, мешая даже их будущим детям; точнее, мешая даже появлению их детей (на психологическом, бессознательном уровне). Дело в следующем. Когда Василиса Премудрая выросла и перестала быть ребёнком, родительско-отцовские функции Морского царя ослабли, и он начал выступать как мужчина. В случае инициированного (посвящённого) отца – это «чужой» для дочери мужчина, воспринимающий повзрослевшую дочь как женщину, претендующую на «своего» мужчину, не отца. Но этот неинициированный отец (да ещё и без жены) – Морской царь психологически несёт в себе и требует от самой красивой (прекрасной и премудрой) дочери (возможно, и от других дочерей) позиции «Самый близкий и доступный для дочери мужчина – отец». И разве он навсегда оставит в покое дочь Василису Премудрую, зятя, их детей после описанной в сказке великой погони – смертельной битвы? Наивно так полагать, учитывая, что Морской царь – воплощение бесконечной, вечной силы зла и разрушения. Поэтому Василиса Премудрая и Иван-царевич вынуждены жить с оглядкой, со страхом и тревогой в ожидании того дня, когда их сын или дочь пожелают испить воды из озера, или искупаться в какой-нибудь реке, или путешествовать по морю-океану, или… Таким образом, у Василисы Премудрой сохраняется психологическая зависимость негативного плана от воли и власти отца – Морского царя, хотя она сделала всё, чтобы оторваться от него и вырваться из подводного царства (число 13 – «чёртова дюжина», символизирующая особенную близость тринадцатой дочери, Василисы Премудрой, к отцу – морскому чёрту). И тогда возникает логичный вопрос: «На глубинном, психологическом уровне желает ли она иметь незащищённых и уязвимых детей (или хотя бы одного ребёнка)?» Ответ: «Скорее, нет, чем да». Правда? «Надо ухитряться!» – сказала Василиса Премудрая в сказке перед великой погоней отца – нечистой силы – в качестве решения этой дискомфортной, психотравмирующей ситуации. Но ведь хитрость – это уже не мудрость, а лукавое мудрствование и тонкая манипуляция (к примеру, те же превращения мужа в старого пастуха, старенького попа и селезня при помощи волшебства), которые показывает, что она ни в грош не ставит ни потребности, ни мысли другого, ни его решения. Она давит на другого; и это что угодно, только не любовь. Хитрость – это также ум без доброты. А без созидательной, бесхитростной доброты дети не приживаются…

С точки зрения анализа здесь также показателен психологический смысл изначальной установки Василисы Премудрой на Ивана-царевича – милый друг, то есть не жених, не любимый («Кто бы ни был таков, у кого моя сорочка, выходи сюда: коли старый человек – будешь мне родной батюшка, коли средних лет – будешь братец любимый, коли ровня мне – будешь милый друг!»). Мне Кларисса Эстес помогла понять, что милый друг – это тот друг, который ведёт себя прилично и закрывает глаза на то, что его используют. В итоге получается, что Морской царь – неинициированный отец, а Василиса Премудрая – неинициированная жена, мать.

Что Вам делать с этим, Валентина? Думаю, необходимо искать и найти самые искренние и честные ответы на следующие вопросы:

1.     Почему я оставила девичью фамилию и не взяла фамилию мужа?

2.     Не случилось ли так, что я перенесла образ отца на Юру, и он  –  мой муж– стал для меня «отцом» в психологическом, глубинном, бессознательном смысле?

3.     Значит ли это, что от отца я не могу рожать, потому что это строжайшее табу (запрет на инцест)?

4.     Поэтому на сегодняшний день я имею сценарный результат из любимой сказки «детей у них не было»?

5.     В чём глубинный смысл того, что в моей сказке Василиса Премудрая с самого начала отношений с Иваном-царевичем воспринимает его милым другом, но не женихом или любимым?

     Теперь рассмотрим образы детей из сказки. Вот ключевые мысли:

  • «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было».
  • «Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время домой не бывал; на ту пору родила царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает».
  • «Давай то, чего дома не знаешь».
  • «Вот приезжает домой, царица встречает его с царевичем, такая радостная; а он как узнал про своё милое детище, так и залился горькими слезами».
  • «Рассказал царице, как и что с ним было, поплакали вместе, да ведь делать-то нечего, слезами дела не поправишь».
  • «Стали они жить по-старому; а царевич растёт себе да растёт, словно тесто на опаре – не по дням, а по часам – и вырос большой».
  • «Сколько ни держать при себе, а отдавать надобно: дело неминучее!»
  • «Вдруг прилетают двенадцать голубиц: ударились о сыру землю и обернулись красными девицами, все до единой красоты несказанной: ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! Поскидали платья и пустились в озеро: играют, плещутся, смеются, песни поют. Вслед за ними прилетела и тринадцатая голубица; ударилась о сыру землю, обернулась красной девицей, сбросила с белого тела сорочку и пошла купаться; и была она всех пригожее, всех красивее!»
  • «Вот дорога, что ведёт в подводное царство: ступай по ней смело! Там и меня найдёшь; ведь я дочь морского царя, Василиса Премудрая».
  • «Спасибо тебе, Иван-царевич! Каких слуг у меня ни было, никто не сумел так угодить, как ты. Будь же за то моим наследником, всего царства оберегателем; выбирай себе любую из тринадцати дочерей моих в жёны».
  • «Иван-царевич выбрал Василису Премудрую; тотчас их обвенчали и на радостях пировали целых три дня».
  • «Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать и нашёл её у просвирни; взял за руки белые, целовал в уста сахарные, привёл к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать».

Интересно, какие причинно-следственные связи отражены в данных сказочных формулах? Я думаю следующие:

1) У царя с царицей в течение долгого времени (многих лет) не было детей. Стоило царю отправиться в дальнее и долгое (многодневное, длящееся  около девяти месяцев) путешествие, то есть изменить привычный образ царского жития-бытия на общение с дикой природой, как царица родила ему сына.

2) Для царя это событие оказалось настолько неожиданным и непредсказуемым, что он, сам того не ведая, отказался от ребёнка (подсознательно, конечно, не сознательно: но тем и хуже, поскольку это мало контролируемый, почти  неуправляемый процесс) и отдал сына морскому царю – подводному чёрту (символу чёрных, тёмных сил и хищного, разрушительного бессознательного). А сознательно царь-отец принял сына Ивана-царевича (поэтому залился горькими слезами, узнав про своё милое детище); хотя и не до конца, потому что так и не открыл ему своей губительной тайны и не рассказал ему своей очищающей правды (при том времени у отца было предостаточно), не подготовил сына к встрече с коварным, убийственным царём подводного мира и не дал подросшему Ивану-царевичу права самому решать, что с этим делать. (Вот что надо было делать и обязательно сделать отцу, истинно и искренне любящему своего сына; и вот что означает  в данном контексте сказочная формула «слезами дела не поправишь»).

3) И царица-жена мужу-царю не подсказала эти душеспасительные действия (инстинктивно, по-женски интуитивно, от любящего материнского сердца), а только лишь поплакала вместе с ним (это пассивное действие неразбуженной, «спящей» матери, у которой подсознательное, слепое и покорное подчинение «сына отдавать надобно: дело неминучее!» перевесило здравый разум). Слава Богу, Ивану-царевичу повезло! Он встретил мудрую старушку (хотя и не с первого раза признал её) и Василису Премудрую (которая подарила ему своё золотое колечко – символ бесконечной любви, а позже – и себя), поэтому был спасён; и его голова не оказалась воткнутой на частоколе вокруг дворца морского царя. Эти старая женщина и красная девица, по сути, заменили Ивану-царевичу подлинную родительскую любовь и душеспасительное благословение на победу над тёмными силами – над злом.

4) А родители Ивана-царевича жили (и живут?) по сценарию «Детей у них не было»; точнее, «Детей у них не было…  Родила царица сына…  Стали они жить по-старому…». Такое возможно только в состоянии глубокой спячки и замирания, стагнации и застоя, остановки и отрицания естественного цикла Жизни-Смерти- Жизни, потому что нельзя жить по-старому, когда рождается новый человек! Это противоестественно, против самой Природы. Думаю, потому Природа и отобрала сына у неготовых, незрелых, непосвящённых родителей и вернула снова в подВОДНЫЙ мир по принципу «Мама, роди меня обратно», или «Могла бы и не рожать меня»… Из подводного мира Иван-царевич заново родился. Точно, он возродился! Но уже с помощью Василисы Премудрой, как звучит в древнем гимне Изиды: «И это я родила моего мужа».

5) Показательно при этом: возрождённый Иван-царевич, вернувшись домой к своим родителям сначала без Василисы Премудрой («Подожди меня в этом лесочке, – говорит Иван-царевич Василисе Премудрой, – я пойду доложусь наперёд отцу, матери»), забыл её, как она и предполагала («Ты меня забудешь, Иван-царевич! – Нет, не забуду. – Нет, Иван-царевич, не говори, позабудешь! Вспомни обо мне хоть тогда, как станут два голубка в окна биться! Пришёл Иван-царевич во дворец; увидали его родители, бросились ему на шею и стали целовать-миловать его; на радостях позабыл Иван-царевич про Василису Премудрую»). Зачем, с какой целью надо было мужу Ивану-царевичу оставлять в лесочке законную жену Василису Премудрую одну и докладываться родителям без неё? Для меня и моего миропонимания это за гранью логически объяснимого. Эмоциональный ответ: просто, он её недостаточно сильно любил и ценил. Видимо, легко досталась (без испытаний во имя любви: надо ведь было только её сорочку унести и не отдавать до тех пор, пока Василиса Премудрая не подарит ему своего колечка). Либо, в своё время, Иван-царевич недополучил от родителей необходимой любви и, в результате, не имел понятия, что значит по-настоящему сильно, искренне любить близкого человека и дорожить каждой минутой, проведённой с любимой. Поэтому Иван-царевич вспомнил свою Василису Премудрую только тогда, когда она подала ему условленный знак («Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно – и в ту ж минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна; сколько прислуга царская ни старалась, ничем не могла отогнать их прочь. Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую…»).

6) И далее интересно разворачивается жизненный сценарий этой молодой пары: «…Нашёл её у просвирни…привёл к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать», то есть не детей рожать, а добра  наживать. Иначе говоря, круг замкнулся и можно заново повторить сказочный зачин, но уже для Ивана-царевича с Василисой Премудрой: «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было»…До поры, до времени, конечно; видимо, до того дня, пока Иван-царевич, в свою очередь (как и отец в своё время), не войдёт в соприкосновение с мощной, дикой природой Жизни-Смерти-Жизни, покинув «усыпляющие» дворцово-царские условия и испив студёную воду из большого озера для утоления своей великой жажды… Путь души ведёт к воде, заметил Юнг. Почему? Потому что водоём, подводный мир – это места и символы посвящения, инициации человека (как и лес, пещера, подвал, темница, другое); то есть это место – царство перехода Ивана-царевича из одного уровня бытия в другой, из старой жизни в новую. Но родительский сценарий не может быть точно повторён сыном, поскольку есть очень важная и существенная разница между женщинами: матерью-царицей и женой-Василисой Премудрой. Дело в том, что Василиса Премудрая – это не «спящая» царица-мать Ивана-царевича. Василиса Премудрая и есть сама Госпожа Жизнь-Смерть-Жизнь (это термин Клариссы Эстес). Она тринадцатая дочь морского царя – здоровая, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина, Бегущая с волками. Василиса Премудрая – женщина не с повреждёнными инстинктами и не наивная женщина, напротив, она инстинктивная, мудрая от природы и умудрённая накопленным в жизни опытом, превосходно чувствующая себя как в подводном (бессознательном), так и в наземном (сознательном) мире. Конечно, внутри каждой женщины живёт первозданное, естественное существо, полное добрых инстинктов, сострадательной созидательности и извечной мудрости. Но это существо – Дикая Женщина – находится на грани вымирания, поскольку «цивилизующее» влияние общества, а также ограничивающее и обрамляющее воздействие дворцово-царских условий и негативное программирование непосвящённых, неинициированных родителей подавляет в ребёнке все «дикое», то есть естественное и настоящее, независимое и свободное, интуитивное и творческое, инстинктивное и природосообразное, как это произошло, к примеру, в семье Ивана-царевича.

7) Поэтому, если задаться вопросом «Что, какая сила способна разорвать этот замкнутый круг жизненного сценария «детей у них не было»?», то ответ очевиден: «Та мощь, которая исходит из природы Жизни-Смерти-Жизни!» Следовательно, Ивану-царевичу в условиях «стали все вместе жить да поживать да добра наживать» жизненно необходимо больше прислушиваться к своему внутреннему Дикому Мужчине (с сокровенной и дикой, а не милой натурой, с глубоко самобытной и творческой душой) и к жене – Василисе Премудрой, нежели к своим родителям. А Василисе Премудрой жизненно важно не растерять свои безграничные потенциалы и премудрости (например, глубокую интуицию, целостное видение, самобытный голос, решительное действие) в дворцово-царских условиях мужа – Ивана-царевича. Им обоим очень-очень нужно мудро понимать и принимать естественный процесс Жизни-Смерти-Жизни – циклы, преображающие любовь, о которых Эстес пишет так: «Поскольку новая жизнь едва ли возникнет прежде, чем угаснет то, что было раньше, влюблённым, которые стремятся во что бы то ни стало поддерживать отношения на пике страстей, предстоит стать свидетелями всё большего омертвения их союза. Желание заставить любовь продолжаться только в её наилучших проявлениях становится причиной гибели любви, и не случайно». Ведь задача-то здесь иная – вытерпеть Госпожу Смерть в любви (как и Госпожу Жизнь – Старую и Новую), если не хотим просто притворяться, что способны любить. А что должно умереть в настоящей любви, идущей дальше и глубже желаний, диктуемых гормонами? Например, сладко-розовые иллюзии и мифы относительно любви, пустые и напрасные ожидания, неадекватные стремления иметь только красивое и хорошее в любви. И многое другое: известное или неизвестное или малоизвестное любящим друг друга людям.

Таковы мои видения, но я предлагаю и вам, Валентина и Юрий, по отдельности и вместе подбирать и обдумывать параллели между выше представленными сказочными мыслями о детях и вашими реальными, жизненными событиями, ситуациями. Очень желательно это делать на фоне совместного чтения и осмысления книги Клариссы Пинкола Эстес «Бегущая с волками». Так будет постепенно или моментально (это зависит от ваших индивидуальных и парных возможностей, способностей) происходить ваше осознавание (процесс) и осознание (результат), приводящие к озарению и перепрограммированию. И это  станет вашим Истинным Осознанием, но не осознаванием ради осознания или рождения детей. Подобное Осознание – это выход из невидимой клетки и спасение от душевных мук.

Валя, что касается двух других значимых для Вас сказок («Иван-царевич и серый волк», «Иван – коровий сын»), то они дополняют штрихи к портретам Ивана-царевича и Василисы Премудрой (Елены Прекрасной).

Так, каков он, желаемый мужчина, муж Василисы Премудрой (Елены Прекрасной), судя по данным сказкам?

Во-первых, Иван-царевич – самый лучший из трёх царских сыновей: он смог не только уследить (не уснуть, не проспать) похитительницу золотых яблок из отцовского сада, но и добыть эту Жар-птицу. Да, поездив по белу свету, ещё и невесту себе нашёл – Елену Прекрасную и домой на коне златогривом вернулся.

Во-вторых, Иван-царевич разрешает себе допускать ошибки: к примеру, не повиноваться наказам серого волка, служащего ему верой-правдой, и забирать чужое (золотую клетку и уздечку, украшенную золотом да дорогими камнями), а также сказать неправду о том, что никого не видал на калиновом мосту через реку Смородина, и даже потерять свою жизнь, оказавшись убитым во сне собственными братьями. Благо, серый волк (дикая самость) помог ему, спрыснув мёртвой и живой водой (через природу Жизни-Смерти-Жизни), заново родиться, возродиться и переродиться (то есть пройти инициацию и стать настоящим посвящённым мужчиной).

В-третьих, Иван-царевич умеет быть искренне благодарным (три раза поклонился до земли своему помощнику – серому волку), просить и добиваться прощения, а также сам умеет прощать.

В-четвёртых, Иван-царевич может не только скакать на коне (традиционное), но и мчаться на сером волке (нетрадиционное), который передвигается так быстро, что синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.

В общем, всем хорош Иван-царевич! Однако, есть в ближайшем окружении Ивана-царевича добрый молодец, богатырь с более развитым чутьём, инстинктом самосохранения, который крепче, сильнее, выносливее и храбрее него; это Иван – коровий сын. Дикий Мужчина, вне всякого сомнения, мощнее царского сына!

Об образе Елены Прекрасной, как оборотной стороне Василисы Премудрой, могу сказать следующее. Если Василиса Премудрая – дочь подводного царства (коллективного бессознательного) с дикой, природосообразной самостью да Бегущая с волками, то Елена Прекрасная – дочь царя Далмата, милая красавица, всячески опекаемая мамушками да нянюшками. (Последнее – это признак неинициированной девушки). Не случайно даже серый волк смог обернуться ею и сделаться точь-в-точь Еленой Прекрасной да оставаться ею, пока не лёг на кровать после свадьбы с царём Кусманом. В этой ситуации, естественно, дикая самость серого волка не могла более оставаться милой Еленой Прекрасной, ограниченной сводом писаных и неписаных царских правил.

Красноречив образ бабушки-задворенки, подсказавшей царю с царицей мощнейший метод зачатия долгожданного ребёнка через поедание рыбки – золотое перо. Этот метод оказался настолько действенным, что родился не только Иван-царевич, но ещё и Иван – девкин сын да Иван – коровий сын! Таким образом, золотое перо (целостный образ, состоящий из рыбы – представителя нижнего, тёмно-подводного мира и птицы – символа верхнего, духовно-божественного мира одновременно) доказало, что способно помочь как Дикой Женщине со здоровыми инстинктами, так и Зацивилизованной Женщине с повреждёнными инстинктами достичь желанной цели. Вот ведь как бывает!

Валентина, желаю Вам новейших открытий в любимых сказках и жизненных ситуациях!  С Богом вперёд.

Н.Н.Андреева, психолог-консультант, сказкотерапевт, член Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России, кандидат педагогических наук.   Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • В чем может проявляться доброта сочинение рассуждение
  • В чем могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом итоговое сочинение
  • В чем лицемерие и эгоизм светского общества и в чем благородство героя рассказа
  • В чем конфликт рассказа свои и чужие
  • В чем конфликт рассказа господин из сан франциско