В чем общность и различие спящей царевны жуковского и сказка о мертвой царевне пушкина

Библиографическое описание:


Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» / М. В. Живичкин, А. А. Абаджян, Д. С. Горбачёв [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 128-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/69/ (дата обращения: 09.01.2023).

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь важностью анализа на школьном уровне произведений А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Объектом исследования послужили тексты художественных произведений А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Целью работы является сопоставительный анализ выбранных произведений на лексико-семантическом уровне, выявление народной основы сказок, смысла противопоставления злого и доброго начала в сказках, роли художественно-изобразительных средств в сказках, знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»; творческое осмысление прочитанного (умение извлекать и усваивать фактическую информацию, имеющуюся в тексте; формулировать выводы; навыки анализа языковых средств, элементов текста), умение использовать Интернет-ресурсы при написании вступительной статьи с целью выявления истоков сюжета.

Задачи: выявить особенности образов царевны, царицы, царя, доброго и злого начала, речи героев, введение новых образов-символов.

Методы исследования определяются целями и особенностями материала исследования. Нами использовались культурно-исторический и структурный методы.

Практическая ценность работы. Выводы и наблюдения, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего анализа текстов художественных произведений в школьном преподавании «Литературы».

Апробация работы проводилась на уроках литературы в 5-х и 6-х классах в ГБОУ «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр». Учащимся предлагалось создать свою сказку: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения.

Основное содержание работы

Введение

Истоки сюжета «Спящей красавицы» теряются в глубинах Средневековья. История про «спящую красавицу» была опубликована (до пересказа Шарля Перро) в Неаполе в 1636 г. Пьер Перро (отец Ш.Перро) приехал в Париж из Турина. Когда его сын Шарль научился читать, он приобрел для него популярный по всей Италии сборник сицилийских сказок «Сказки сказок» Джамбаттиста Базиле, который был опубликован в 1634–1636 году. Версия же сказки Ш.Перро была опубликована в сборнике сказок «Пентамерон». В варианте «Спящей красавицы» героиню у Базиле зовут Талия. (Сюжет сказки: у Лорда рождается дочь Талия — Лорд запрещает приносить растения, похожие на лён — полученная заноза погружает Талию в сон — проезжавший король целует Талию — рожденные дети Талии вытаскивают занозу с материнским молоком — Талия просыпается — называет детей Солнцем и Луной — королева узнает об измене короля и приглашает Солнце и Луну к себе, отдав приказ повару приготовить детей на ужин — повар обманывает и готовит вместо детей двух ягнят — королева едет к Талии и пытается её сжечь — вовремя появляется Король, спасает Талию и женится на ней — Король счастливо живет с Талией, Солнцем и Луной). Большинство пересказов сказки обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелегкое испытание: борьба с Королевой-людоедкой. Также считается, что основой для сказок Перро послужили бретонские сказания, которые Перро слегка облагородил. Перро и Фонтенель возглавляли в тогдашней французской литературе партию «новых» писателей, которые утверждали, что надо читать новую литературу, а не искать образцов в древности.

Также не стоит забывать, что одни и те же фольклорные сюжеты были «канонизированы» не только Шарлем Перро («Спящая красавица в лесу»), но и не менее знаменитыми немецкими филологами — братьями Гримм («Шиповничек»). Шарль Перро известен своим сборником сказок «Сказки матушки гусыни» («Les Contes de madre l’Oye»), который в первых своих изданиях назывался «Истории и сказки былых времен с поучениями» («Histoires ou contes du temps passe avec des moralites»), впервые опубликованном в 1697 году. В него тоже вошла сказка о Спящей Красавице — «Спящая красавица в лесу». Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в варианте братьев Гримм.

«Детские и семейные сказки» («Kinder- und Hausmarchen»), или как они известны сейчас «Сказки братьев Гримм» («Grimms Marchen»), были изданы в 1812 году. Большинство сказок, входящих в сборник, были записаны со слов сказителей Гессена. В оригинальной сказке Братьев Гримм сюжет наиболее близок к современному сюжету сказки.

Возможно, при написании сказок авторы могли воспользоваться интересной историей из мифа о Деве Солнца. Богиня Весны (Дева Солнца) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Сказки в русском народном духе А. С. Пушкин писал на протяжении всей своей жизни с 1914 по 1834 г. Автора интересовали народные обряды, песни. Известно, что в 1831 году в Царском Селе В. А. Жуковский и его ученик А. С. Пушкин устроили состязание в написании «лучшей народной сказки». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Шиповничек», которую нашел у братьев Гримм, и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро. Со слов же Арины Родионовны А. С. Пушкин в 1833 году приступает к созданию «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». На написание сказки его подтолкнула и легенда об Амуре и Психее.

А вот что рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) великий композитор П. И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения». До Чайковского к тому же самому сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица спящего леса — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др. И вот через 50 лет, в 1889 году, уже в России, опять появился интерес к созданию балета на этот уже ставший классическим сказочный сюжет.

Попробуем провести сопоставительный анализ сказок А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, а также сопоставить сюжет первоисточников — сказок Ш.Перро и братьев Гримм.

Основная часть

Выявление отличий сюжета

Шарль Перро «Красавица в спящем лесу» (фр. Charles Perrault, 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года.

Братья Гримм «Шиповничек» (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785–20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786–16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры»

Сюжет

 Король с королевой устраивают в День рождения маленькой принцессы пир. В королевство приглашено 7 фей. Принцесса должна получить от них не меньше семи чудесных даров. Входит старая фея — восьмая по счету, которую забыли позвать на праздник. Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не хватает. Каждая из фей произносит желание. Старуха (старая фея) говорит, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт. Но одна из фей смягчает пожелание — принцесса заснёт глубоким сном и будет спать целых 100 лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц. Король запрещает всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки. Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. В тесной каморке под крышей, сидит за прялкой старушка и преспокойно прядёт пряжу. Старуха не знает о запрете короля. Принцесса случайно прокалывает руку. Все в королевстве засыпают ровно на 100 лет. «Не заснули только король с королевой». В один из прекрасных дней к замку, переплетённому ветвями терновника, шиповника, остролиста, подъезжает принц. В замке никого нет. Король и королева до пробуждения дочери не доживают. Принц находит место, где покоится принцесса, целует её, всё оживает. Происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. За два года у них появляется двое прекрасных детей, которых они называют Утром и Днем. Принц боится рассказать Принцессе, что его мать, Королева — людоедка. Однажды Королева приказывает своему повару приготовить Утро и День ей на завтрак под соусом «Робер». Повар сжалился и спрятал детей у себя дома, а вместо Утра и Дня приготовил Королеве ягненка. Через несколько дней Королева решила съесть и свою невестку, но и в этот раз повар спасает ее, приготовив королеве оленя, вместо Принцессы. Королева придумала историю для своего сына, по которой его бедную Принцессу и его прелестных детей разорвали безумные волки. Узнав, что ее обманул повар, она приказывает приготовить огромную ванную, заполненную жабами и змеями и бросить туда Принцессу и ее детей, а с ними и повара и его семью. Но по счастливой случайности возвращается из своего военного похода Принц и видит это ужасное зрелище, разворачивающееся перед его глазами. В тот же миг, его разъяренная людоедка-мать сама бросается в ванную и умирает.

 Король с королевой устраивают в День рождения маленькой королевны пир. Приглашают 13 ведуний, но золотых тарелок последней не хватает. 13-ой ведунье хочется отомстить за то, что ее не пригласили, и она ниспослала проклятье: на пятнадцатом году королевна должна уколоться о веретено. Но двенадцатая ведунья еще не сказала своего пожелания; и так как отменить злое заклятье она была не в силах, она могла лишь смягчить его. Она смягчает проклятье: «принцесса погрузится в глубокий сон на 300 лет». Король приказывает все веретена во всем королевстве сжечь. Когда королевне исполнилось пятнадцать лет, она решает прогуляться по замку. В замке одной из комнат торчит ключ. Королевна поворачивает его. Там сидит в маленькой светелке у веретена старуха и прилежно прядет пряжу. Старуха ждёт королевну и дает ей в руки веретено. Та колет руку и погружается в сон. Сон распространяется по всему замку. Засыпают все жители королевства. Однажды мимо королевства проезжает Королевич. Он целует принцессу. Все в королевстве просыпаются, после чего празднуют пышную свадьбу королевича с королевной.

Выявление отличий героев, образов

Принцесса, королевна

Принцесса: щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы. Красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала. Фасон её платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад. Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.

Королевна: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто ее видел, невольно ею любовался сказочной красавицей-королевной, по прозванью Шиповничек.

Место, где покоится принцесса (королевна)

 В красивой зале дворца находится постель, украшенная серебряным и золотым шитьём.

Замок маленькой светелки.

                                                                        Образы

Маленький карлик-скороход, у которого были семимильные сапоги.

Огненная колесница, запряжённая драконами.

Лягушка

Краб, который пообещал Королеве, что скоро у нее появится дочь.

Вывод: Шарль Перро воспользовался сюжетом сказки Джамбаттиста Базиле. Немного преобразив сюжет, он добавил в сказку волшебных фей. Укол принцесса получает от веретена, рожденных детей наделяет именами День и Утро (у Базиле — Солнце и Луна). Братья Гримм, возможно, использовали для написания сказки сюжет Ш.Перро, убрав из сюжета сцены с королевой-людоедкой, а также некоторые детали (8 фей — 13 ведуний, 100 лет — 300 лет, маленький карлик скороход, огненная колесница — лягушка, краб и др.)

Выявление отличий композиции

В. А. Жуковский

(1783–1852)

А. С. Пушкин

(1799–1837)

Экспозиция

Рождается царевна, царь устраивает пир

Умирает царица

Завязка

Не достаётся блюда двенадцатой чародейке. Она раскрывает судьбу царевны (погрузится в сон на 300 лет от укола веретена). Царь запрещает ткать во всем королевстве.

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски.

Развитие сюжета

Царь с дочерью отправляется на прогулку, дочь обходит дворец.

Спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра.

Кульминация

Повторяется вредительство, в результате которого гибнет героиня (от укола веретена)

Повторяется вредительство, в результате которого гибнет героиня (от золотого наливного яблочка)

Развязка

Волшебное спасение царским сыном царевны. Свадьба.

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты, гибель вредителя. Свадьба.

Выявление отличий героев, образов, средств художественного изображения

В. А. Жуковский «Спящая царевна» (1831 год)

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833 год)

ЦАРЬ

«Добрый царь Матвей, хлебосольный,

грустит, не ест, не спит» (искренне переживает за дочь, проявление настоящей отцовской любви).

Царь-отец «был неутешен, и он был грешен» (автор называет его царем-отцом, но указывает на то, что цари такие же люди, они могут ошибаться).

ЦАРЕВНА

Прекрасна, расцвела как майский цвет, благонравна, тиха, молод цвет ее ланит, пламя сонное очей, кудри чёрной полосой, грудь, как свежий снег; бела; тонкий стан, губки алые горят, руки белые лежат, на трепещущих грудях, ножки — чудо красоты (подчёркивается красота её души, доброта, кротость).

Белолица, черноброва, красавица-душа,

милая, приветливая, белый, красный,

румяный цвет кожи, тихомолком расцветая; засветила Богу свечку, нежною рукою, алые губки.

(подчёркивается красота её души, доброта, кротость)

Представители добра и зла

Чародейка хромоногая, старая, злая

(пророчество чародейки: «на 16 году повстречаешь ты беду», «сон продлится 300 лет») (У чародейки проявляется ненависть, злоба, обида)

Царица: высока, стройна, бела, горда, ломлива (упряма, капризна), своенравна, ревнива, злая, черны (зависть), баба гневная, царица злая.

(Она тщеславна, не уверена в себе, несостоятельная внутренне, лишена внутренней красоты, подчеркивается злое начало)

Старушоночка поёт о судьбе царевны, просит не рваться пряжу.

Нищая черница

Царевич

Царский сын, детина удалой; вспыхнул он, как от огня; жадность пламенных очей, он приблизился лицом, распалительным огнём (подчёркивается его мужество, молодость, умение любить).

Королевич Елисей тужит, горько плачет (подчёркивается его обеспокоенность за жизнь царевны, его настоящая любовь)

Место, где покоится царевна

Бор темен, дик; терновник густой, кустарник молодой, розы; пляшут, блещут мотыльки, птицы прыгают, шумят, лес душист, прохладен, тих (уединённость места, оторванность от мира людей, «Богом забытое место»).

Стол дубовый, гроб хрустальный шесть столбов, цепи чугунные, речка тихоструйная, высокая гора, глубокая нора, тьма печальная, гора крутая, страна пустая, мгла печальная, тьма печальная (такой сложный путь преодолевает королевич Елисей. Автор показывает, что любовь способна на преодоление любого расстояния).

                                                                        Образы

Рак — предсказатель будущего, выполняющий волю богов (сообщает о рождении дочери)

Бог даёт царице дочь; молодое, золотое яблочко — искушение царевны; Зеркальце «говорящее», «мерзкое»- самоутверждение царицы

Семь богатырей — сила, защита

Обращение к силам природы

Свет наш солнышко!

Месяц, месяц, мой дружок!

Ветер, ветер, ты могуч!

Присказка, концовка, зачин

Что ни в сказке рассказать,

ни пером не описать…

Начал жить да поживать

Стали жить да поживать

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей…

Птица там не прилетит,

Близко зверь не пробежит…

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился…

Свадьба, пир и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Обратный порядок слов

«Горько плакала она,

Ручейка была одна»

(приём инверсии используется для того, чтобы показать внутреннее состояние героини)

«Издалеча наконец воротился царь-отец»

(приём инверсии используется для того, чтобы показать проделанный путь героя)

Речь, средства художественного изображения

Эпитеты: «сон глубокий», «дремучий лес», «губки алые»; «сонное пламя», «разумный царь»; сравнения «как дитя, лежит», метафоры «пламя очей» — любовь

Народная речь: путь-дорога, инда, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалеча, тяжелёшенько; олицетворения «отвечает ветер буйный», «отвечает месяц ясный», эпитеты «круглолицый, светлоокий»,

Повторы

Будешь в золоте ходить,

Будешь чудо красоты,

Будешь всем на радость ты

(подчёркивается красота царевны)

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами (глаголы, однородные члены предложения подчёркивают самолюбование царицы)

Вывод: в обеих сказках любовь — движущая сила. Именно она спасает героев от бед и несчастий. Образы противопоставлены (мягкость и надменность, любовь и эгоизм) и в сказке А. С. Пушкина и в сказке В. А. Жуковского. Произведения написаны в духе народных сказок (использованы традиционные сказочные формулы, зачин, концовка, средства художественного изображения), но эти сказки считают литературными. В них встречаются литературные обороты, авторская лексика, авторская позиция, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм, вводятся новые образы. А. С. Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Жуковский, сказка, принцесса, мертвая царевна, художественное изображение, Париж, Спящая красавица, королевна, царица.


2

Чем похожи и отличаются сказки Спящая царевна и сказка о Мертвой царевне?

Чем похожи и отличаются Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушкина, и сказка Спящая царевна В.А.Жуковского?

10 ответов:



9



0

Ну во первых в этих обеих сказках фигурируют девы высшего сословия — принцессы.

Опять же обе они впадают в странный продолжительный сон, который похож на смерть, но не является таковой.

Счастливое избавление от этой хвори, обеим приходит вместе с принцем.

Остальные действующие лица обоих произведений, не похожи друг на друга, и отличают их.



5



0

Сказки Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» имеют как сходства, так и отличия.

  • Сходствами сказок является то, что в обеих сказках главными героинями являются царевны, которые засыпают мертвецким сном.
  • От сна царевн пробуждают добрые молодцы.
  • Так же сказки объединяет и то, что они наполнены волшебством, а в конце сказки заканчиваются пышной свадьбой.
  • У Пушкина царевна во сне провела три дня, а у Жуковского 300 лет проспала.

<hr />

  • Различиями сказки является то, что царевна из сказки Пушкина убежала от злой мачехи, она скрывается от неё у богатырей.
  • В сказке Жуковского царевна не лишена родительской любви. Она растёт в полной, счастливой семье.
  • Отличием в сказках являются различные сказочные персонажи.



5



0

Сначала приведем примеры сходства двух замечательных сказок. В сказке «Спящая царевна» Жуковского и в сказке «О мертвой царевне» Пушкина главные героини становятся жертвами злых женщин. В результате их происков царевны прекращают вести активный образ жизни.

Возвращение к реальности происходит у обеих принцесс в результате действий благородных принцев. А в финале сказок главные героини выходят замуж за своих спасителей.

Отличий между сказками гораздо больше, и это:

▪ Царевна Пушкина умирает, а героиня Жуковского засыпает надолго.

▪ Принцесса Жуковского подвергается колдовству обиженной злой феи, а у Пушкина царевна стала жертвой происков завидущей мачехи.

▪ Пушкинская героиня спит три дня, в то время как героиня Жуковского засыпает на триста лет.

▪ Царевна Жуковского спит в замке, а принцессу Пушкина отнесли в грот, где она возлежит в хрустальном гробу.

▪ Главный колдовской предмет в пушкинской сказке — яблоко, а у Жуковского принцесса засыпает, уколовшись о веретено.

▪ Принцесса Жуковского возвращается в реальность благодаря поцелую принца, а пушкинская героиня — в результате удара принца о хрустальный гроб.



4



0

Известно, (по словам Гоголя) что обе сказки написаны Жуковским и Пушкиным в качестве соревнования, которое было придумано летом 1831 года в Царском Селе. Надобно было написать сказку в подобие народной.

Гоголь писал

48rsdlfiMAt9xlkKrSeDFfjSqAgLiPqP.png

Сравнительный анализ обеих сказок показывает что есть в них много общего но и различий немало: обе главные героини — положительные, обе царевны, обе пострадали в результате колдовства от зависти, обе уснули летаргическим сном, обоих спас молодой человек, принц, в обоих сказках счастливый конец оканчивается женитьбой.

©

Различий в сказках «Спящая царевна» и «Мертвая царевна» также не мало: разные условия роста царевен, одна росла в любящей семье, другая — в жестких условиях выживания; окружение также различно; разные временные промежутки сна — одна спала три гоа, другая — 300 лет, одна укололась, другая откусила от яблока; одна из дома не выходила, другая уехала к богатырям.



3



0

Для начала напишем различия этих сказок.

Так в сказке «Спящая царевна» главная героиня растет в любви и заботе, а в сказке «О мертвой царевне» у царевны умирает мать и воспитывает ее отец с мачехой, она бежит от них к богатырям.

В сказке «Спящая царевна» засыпает на 300 лет, в сказке Пушкина царевна умирает от отравленного яблочка.

Также разнятся сказки и главными героями. В сказке «Спящая царевна» — это царь, царица, чародейки, царский сын. В сказке «О мертвой царевне» — богатыри, мачеха, Елисей, Чернавка.

Теперь напишем об схожести этих двух сказок:

Обе царевны засыпают, просыпаются они при помощи молодцев, и в той и в другой сказке дело заканчивается свадьбой.



3



0

Сравним сказки «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».

Схожесть сказок — царевны засыпают на много лет и будят их женихи — добры молодцы. Дальше идет свадьба — счастливый финал.

Отличие сказок Пушкина и Жуковского.

  • Героини сказок выросли в разных условиях. Одна в любви и заботе, другая со злой мачехой.
  • Спящая царевна засыпает на много лет, царевна Пушкина съела отравленное яблоко и уснула.
  • Царевну Жуковского усыпила злая фея, царевну Пушкина — злая мачеха.
  • Царевна Жуковского спала 300 лет, царевна Пушкина — 3 года.
  • Разные главные персонажи этих сказок.
  • У Жуковского сказка с элементами романтизма, у Пушкина — ближе к русским народным сказкам.



3



0

Для начала перечислим сходства, которые можно найти как в сказке «Спящая царевна» В.А.Жуковского и в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина:

  • царевны в обеих сказках;
  • царевны засыпают крепким сном;
  • пробуждение от сна только благодаря добрым молодцам;
  • в конце сказки свадьба.

Отличие:

  • в одной сказке царевна уснула, потому что ей это предсказала фея, а в другой сказке уснула из-за того, что злая мачеха хочет избавиться от нее;
  • сон длился разное время, у Пушкина 3 дня, у Жуковского 300 лет;
  • у Пушкина сон наступил от укуса яблока, а у Жуковского от укола веретеном;
  • разные главные герои самой сказки.



2



0

На самом деле, у сказок Пушкина «О мертвой царевне» и Жуковского «Спящая царевна» больше различий, чем сходства.

Опишем различия этих сказок

Прежде всего сюжет. У Пушкина царевну преследует злая мачеха и она бежит к богатырям. Ее неустанно ищет жених. У Жуковского царевна растет с родителями, счастливая и беззаботная, жениха нет.

Различные главные герои. У Пушкина это прежде всего сама царевна и ее мачеха, а также Елисей, богатыри, Чернавка и в какой-то мере царь. У Жуковского это царь Матвей, царевна, царский сын, чародейки.

Пушкин стремился сделать свою сказку близкой к народной, использовал зачин, концовку, эпитеты, троекратные повторы. Жуковский писал скорее пародию, хотя также включил в нее элементы народных сказок.

Образ рака предсказателя вообще не встречается до этого нигде.

<hr />

Теперь сходства сказок «О мертвой царевне» и «Спящая царевна».

Главная героиня — царевна.

Она засыпает сном, который похож на смерть.

Ее ищет молодой красавец.

Сон происходит от колдовства.

В конце играется свадьба.



2



0

Произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» читал в школе.

Сначала рассмотрим, чем они похожи. Во-первых главными героинями являются царевны, во-вторых, и в первой сказке, и во второй сказке главная героиня крепко засыпают, присутствует колдовство. В обоих случаях главных героинь спасают молодые красавцы, в конце произведений свадьба.

Если говорить про различая, то героиня Пушкина жила с отцом и мачехой, а героиня Жуковского с отцом и мамой. Героиня Пушкина пострадала от мачехи, а героиня Жуковского от колдуньи.



2



0

В этих сказках больше различий, чем общего. Сюжеты совсем разные. В «Спящей царевне» главная героиня растет с отцом и матерью, которые ее очень любят, но при ее рождении злая колдунья предсказала ей страшную судьбу, вернее, наколдовала ее, в «Сказке о Мертвой царевне» главная героиня вынуждена расти с мачехой, которая ее ненавидит и от которой исходит главная опасность.

В сказке Пушкина мачеха хочет погубить падчерицу и ту отводят в лес, но оставляют в живых, потом она оказывается в доме семи богатырей, затем умирает от отравленного яблока. У Жуковского царевна засыпает в родительском доме сном на 300 лет.

В этих сказках много разных действующих лиц, в одной сказке одни, в другой — совсем другие.

Общее то, что царевен пробуждают добрые молодцы. Их сон вызван колдовством, а причина — месть обиженной феи и зависть злой мачехи. В обоих сказках счастливый конец — свадьба.

Читайте также

В сказке Жуковского «Спящая царевна» рассказывается о царевне, которая была погружена злой колдуньей в многолетний сон. Колдунья была обижена на царских особ, не пригласивших её на пир по поводу рождения дочери. Вот она и наложила проклятие на малышку, а заодно — и на всю царскую семью. Через триста лет царевну разбудил поцелуем прекрасный царевич и все закончилось благополучно — молодые сыграли свадьбу.

Красивая сказка учит нас, что любое зло может быть побеждено любовью и добром. Обиженная колдунья вынесла свой вердикт, но её злые чары рассеялись как только молодой человек поцеловал спящую царевну.

Кроме того, сказка учит нас проявлять уважение и внимание ко всем людям, независимо от их достатка и статусности. Царь совершил ошибку, не пригласив старую чародейку на торжество, за что и поплатился. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам.

сказка о мёртвой царевне и семи богатырях цитатный план

Так как произведение в стихотворной форме, то мы составляем план из цитат.

1). У царицы родилась дочь.

QAoBZ6DmOGzf68siPiygecjJraylMEK.png

2). Царица умирает, царь женится вновь.

OQ73r4fyMhaG0F8pWxcYBCSX1P7T6Smh.png

3). Новая царица была красива, но горда и зла.

cGnRf2atbkgnv9PRDhPtIsMEJKWqOC.png

4). Молодая царевна затмила царицу.

w1zdXZtk4AcOlo8CDBQgw7te8vUfEI.png

5). Царица приказывает отвести царевну в лес на съедение волкам.

WpUZKKlLhxreW31wHkzL8vKX43Mtj.png

6). Царевна живет у семи богатырей.

51aq6sO8enqriCpZ9xP0VuprGTqrcbtz.png

7). Богатыри сватались к царевне.

jmBGTuAwdTVb1a6r7Tnryq06iPvTar.png

8). Старушонка дает царевне отравленное яблоко.

xkpxH9iJtPMRCIAK7G3QRZsvsVRItwZJ.png

9). Смерть и похороны царевны

27CqsI3hSWiw7kpXTyS2otkeVhRfEU6.png

10). Царевич ищет свою невесту

587pKg3mEkI7IgLjF22Ckx9sf2UsZWw.png

11). Царевич находи невесту и она оживает.

RBTJGySGFoQYvUoEJGhcyqL26dH0JxLN.png

12). Свадьба.

plPbhn1se1Jx9qosNNUwd4XYE0vZF7d.png

План к сказке о мертвой царевне у нас вышел в 12 пунктов.

Все предложенные варианты имен не имеют отношения к этой сказке, кроме одного. Эти персонажи принадлежат к другим очень известным сказкам Пушкина, которые многие прекрасно знают. В «Сказке о мертвой царевне» молодая девушка осталась без матери, отец женился на другой. И мачеха невзлюбила падчерицу, так как завидовала ей. Но девушка была пригожая, милая, с приданым все у нее в порядке. Так что с женихом проблем не было. Он тоже был царских кровей и звали его королевич Елисей. Парень оказался верным и благородным, нашел свою девушку, когда злая мачеха изгнала ее из дома и попыталась убить.

Сказки Пушкина все мы помним, наверное каждый из нас помнит как Старик поймав Золотую рыбку отпустил её обратно в море без всякого откупа. Об этом он рассказал своей старухе и та отправила его к рыбке за корытом, в первый раз у рыбки попросил корыто, но Старухе корыта показалось мало и во второй раз она отправила Старика к Золотой рыбке за новой избой.

ИЗБА — второй подарок от золотой рыбки для старика и старухи.

NahQAATGw8rnjucyvyYK5oxSVuFva.png

Когда посетителей, то есть желающих послушать информацию от Кота, рядом не было, кот и отдыхал).

Ну, или ещё вариант-поскольку кот сказочный, то он не нуждался ни в отдыхе, ни в питании, ни в процессе, обратном питанию)).

метки: Сказка, Красавица, Обучать, Сопоставление, Девушка, Произведение, Елисей, Умирать

Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю.

Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства».

И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молоды. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается. Вот только пробуждение у героинь происходит по-разному.

Королевич Елисей ударил по хрустальному гробу так, что тот раскололся. Тем самым царевна проснулась. А вот в «Спящей красавице» принцу пришлось поцеловать спящую девушку, тем самым разрушить злые чары, наложенные много веков назад.

Так же разница была и в том, как девушки попали в «состояние сна». Пушкин вообще называет это «смертью», так как в его сказке царевну отравила злая мачеха. В произведении Жуковского, девушка уколола палец веретеном, на котором было наложено проклятье.

В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке.

В начале произведений так же подаются разные истории. В «Спящей красавице» королевской семейной пары не было детей очень долгое время. Девочка, которая появилась на свет, стала для них настоящим подарком судьбы. Поэтому, она воспитывалась в полной семье, где ее любили и отец, и мать.

В сказке Пушкина, царица сразу после рождения дочери умирает, а вдовый царь женится на другой. Его новая жена с ненавистью относится к падчерице и в конце концов, решает от нее избавиться. И только благодаря своему труду, доброте и коммуникабельности – девушка остается в живых и поселяется в доме у семи богатырей.

Авторы как бы соревнуются между собой своими произведениями. Однако только Пушкину удается полностью раскрыть тему трагедии, любви и настоящей крепкой дружбы. Ведь и образ Елисея, и образ семи братьев показывают всю мощь и силу народного единства.

Жуковскому не удается дотянуться до этого уровня. Образ «принца спасителя» до конца не раскрыт и практически обезличен. Да, в нем тоже есть положительные качества, но как человек, он не понятен читателю.

17 стр., 8495 слов

По Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс

… победило! Сочинение по сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и … Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок. Сказка …

Елисей же представляет собой верного и любящего мужчину, готового ради своей девушки «обойти весь белый свет». Он, как и богатыри плачет, когда понимает, что царевна умерла. Эта трагедия очень чувствуется в произведении.

В «Спящей красавице» не так сильно выражены эмоции. Многие герои «обезличены» или их образы до конца не раскрыты. Так же, в конце сказки, чары хоть и были «развеяны» и справедливость восторжествовала, но зло, так и не было наказано. У Пушкина же наоборот, злая царица умирает после того как царевна чудесным образом «воскресла».

Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Сравнительный анализ двух сказок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ученик 5А класса Челышев Артем

Слайд 2

Сходства: — В обеих сказках главный герой -царевна «Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь» «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.» «Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила.» «Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать.» «Спящая царевна» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » — Обе царевны были красавицами

Слайд 3

Сходства: — Злые героини превратились в старушек «Вдруг сердито под крыльцом Пес залаял, и девица Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой» «И жених сыскался ей, Королевич Елисей.» «Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядет.» «Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын.» «Спящая царевна» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » — Оживили царевен сыновья правителей

Слайд 4

Сходства: — Счастливое окончание сказок (спасение царевны, свадьба, пир) «Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил.» «Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.» «Спящая царевна» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » — Обе сказки написаны в стихах

Слайд 5

Различия: «Перед мертвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой,» «В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила…» «Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом;» «Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей…» «Спящая царевна» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » Царевна уснула Царевна умерла Укол веретеном Отравленное яблоко

Слайд 6

Различия: «Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном.» «И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг» «Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит.» «Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она;» «Спящая царевна» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » Проснулась от поцелуя Ожила от удара о гроб Царевна спит в покоях Царевна в хрустальном гробу

Слайд 7

Различия: «Красно солнце отвечало, — Я царевны не видало.» «Отвечает месяц ясный, — Не видал я девы красной.» «Отвечает ветер буйный, — Там за речкой тихоструйной…» «За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет,» «Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль;» «Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал. Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын.» «Спящая царевна» « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях » Королевич искал свою невесту Разговаривает рак Разговаривают силы природы, зеркало Царевич случайно оказался рядом

Слайд 8

Спасибо за внимание

  • В чем мудрость сказки василиса премудрая
  • В чем мудрость сказки василиса прекрасная
  • В чем моя вера толстой сочинение
  • В чем мораль сказки черная курица или подземные жители
  • В чем мораль сказки цапля и журавль