В чем особенность бытовых сказок

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бытовые сказки

Выполнила учитель начальных классов

Татьянина Анна Муратовна

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

        Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом. Почему мы любим сказки? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Да, не стоит удивляться. Взрослые тоже очень любят сказки. Наверное, даже больше, чем детишки. Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторический этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Установить точно, когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапамятных временах. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках.  Всё это даёт основание полагать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр  из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом.

Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и в романтической окраске событий.

У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. Более сложная классификация сказок — по содержанию.

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Поговорим подробнее о бытовых сказках. Бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды:

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»);
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»).

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Бытовые сказки — это сказки, в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.

Задача жанра: высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Бытовые сказки делятся на следующие типы:

  • анекдотические
  • сатирические
  • сказки — состязания
  • сказки – насмешки

Общие особенности:

  • в основе — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);
  • имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола;
  • герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
  • вместо волшебства используется смекалка;
  • реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);
  • действующие персонажи — антагонисты;
  • положительный герой — иронический удачник;
  • смысловой акцент приходится на развязку;
  • широкое использование диалога;
  • обилие глаголов;
  • герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов. В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Список используемой литературы

  1. Веснина, Береника Сказка // Энциклопедия Кругосвет
  2. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
  3. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
  4. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-3
  5. Интернет-ресурсы

Литература

5 класс

Урок № 6

Бытовые сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных;
  • народные представления о добре и зле;
  • мастерство сказителей.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Фельдфебель – младший офицерский чин в царской армии.

Шинель – форменное пальто.

Перина – мягкий матрас для кровати, набитый пухом или перьями.

Ваше высокоблагородие – обращение солдат и матросов к офицерам в царской армии.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, cтр. 254

2. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(16.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Бытовые сказки имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но качественно отличаются от них. Даже, исходя из названия «бытовые», можно сделать вывод о простоте персонажей и самой истории. В их основе лежат события повседневной жизни. Здесь нет фантастических образов. Действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Положительный герой часто беден, лишён наследства, внешне некрасив. В поведении такого героя нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также – чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитёр.

В бытовых сказках наиболее яркий и запоминающийся — образ солдата. Он обманывает глуповатых или чрезвычайно жадных персонажей настолько виртуозно и изобретательно, что вызывает у читателя искреннюю симпатию. Солдат умеет, и рассказывать сказки, и шить, и готовить суп из топора. Кроме того, солдат разрешает споры, высмеивает суеверия, показывает людские недостатки и пороки.

Часто сюжет бытовой сказки построен на конфликте честного и немного наивного героя «из народа» и героя с ярко выраженными негативными чертами: злостью, ревностью, жадностью. Второй персонаж вызывает у читателя и слушателя однозначно резкое неприятие. Именно через отрицательного героя выражается обличительная направленность: осуждаются жадность, жестокость, глупость и завистливость.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. Сказки веселы, остроумны, всё сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве».

Ещё одним отличием бытовой сказки является то, что победа персонажа воспринимается как единичный случай. Например, в волшебных сказках победа главного героя видится закономерной.

Сказки имеют разделение на три подгруппы: социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»), сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»), волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»). Однако, это деление условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и бытовые элементы.

Бытовая сказка стремится к воплощению идеала человеческого существования. Она заставляет поверить в ценность благородных человеческих качеств.

Теоретический материал для углублённого изучения

B бытoвыx cкaзкax выpaжeн инoй взгляд нa чeлoвeкa и oкpyжaющий eгo миp. B ocнoвe вымыcлa этих произведений лeжaт нe чyдeca, a дeйcтвитeльнocть, нapoдный пoвceднeвный быт.

Coбытия бытoвыx cкaзoк вceгдa paзвopaчивaютcя в oднoм пpocтpaнcтвe – ycлoвнo-peaльнoм, нo caми эти coбытия нeвepoятны. Haпpимep: нoчью цapь идёт вмecтe в вopoм oбкpaдывaть бaнк; пoп caдитcя нa тыквy, чтoбы выcидeть из нeё жepeбёнкa; дeвyшкa yзнaёт в жeниxe paзбoйникa и yличaeт eгo. Блaгoдapя нeвepoятнocти coбытий бытoвыe cкaзки и являютcя cкaзкaми, a нe пpocтo житeйcкими иcтopиями. Иx эcтeтикa тpeбyeт нeoбычнoгo, нeoжидaннoгo, внeзaпнoгo paзвития дeйcтвия, чтo дoлжнo вызвaть y cлyшaтeлeй yдивлeниe и кaк cлeдcтвиe этoгo – coпepeживaниe или cмex.

B бытoвыx cкaзкax инoгдa фигypиpyют и чиcтo фaнтacтичecкиe пepcoнaжи, тaкиe кaк чёpт, Гope, Дoля. 3нaчeниe этиx oбpaзoв cocтoит тoлькo в тoм, чтoбы выявить peaльный жизнeнный кoнфликт, лeжaщий в ocнoвe cкaзoчнoгo cюжeтa. Haпpимep, бeдняк зaпиpaeт cвoe Гope в cyндyк (cyмкy, бoчкy, гopшoк), пoтoм зaкaпывaeт – и бoгaтeeт. Eгo бoгaтый бpaт из зaвиcти выпycкaeт Гope, нo, oнo пpивязывaeтcя тeпepь к нeмy. B дpyгoй cкaзкe чёpт никaк нe мoжeт пoccopить мyжa c жeнoй – eмy нa пoмoщь пpиxoдит oбыкнoвeннaя бaбa-cмyтьянкa.

Koличecтвo pyccкиx бытoвыx cкaзoк весьма знaчитeльнo: бoлee пoлoвины нaциoнaльнoгo cкaзoчнoгo peпepтyapa.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Задание: Подчеркните верные варианты.

Зачем барин в сказке купил шинель у солдата?

Варианты ответов:

Носить её

Порадовать жену

Спать на ней

Хотел поступить на службу в армию

Правильный ответ: Спать на ней

Задание основывается на материале, изученном на уроке. Вспоминаем диалог главных героев, где Солдат расхваливал удобство отдыха на шинели, а Барин хвалился перед женой удачной покупкой, сделанной именно для того, чтобы можно было обойтись без подушки, одеяла и перины. Таким образом, приходим к выводу, что правильный ответ – «спать на ней».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Задание: Впишите верные слова на месте пропусков в тексте.

Что же ты, брат, – говорит ____________, – обманул барина?

— Никак нет, ваше благородие, – отвечает ____________. Взял солдат ___________, расстелил, голову положил на ____________ и накрылся полою.

Предложен список существительных: командир, солдат, шинель, рука.

Задание основывается на материале, изученном на уроке и тексте сказки «Солдатская шинель». Вспомнив сюжет сказки и действующих в ней героев, приходим к выводу, что перед нами отрывок, в котором представлен диалог полкового Командира и Солдата. Предметом диалога является жалоба Барина на непригодность купленной им шинели для сна. Делаем вывод, что Солдат показал, как спать на шинели, и вводим с клавиатуры ответы, которые в результате составляют правильный вариант:

Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?

— Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

Бытовые сказки еще
называют социально-бытовыми. В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие
развивается быстро, без замедлений.
Развит комизм. Распространены диалоги,
изложение от лица условного рассказчика
выполняет пояснительную роль. Темой
бытовых сказок может быть социальная
несправедливость, либо высмеивание
пороков. Бытовые сказки отличаются
острой идейной направленностью.

Популярен сюжет о
том, как мужик одурачил барина. Барин в
таких сказках показан как глупый, не
знающий жизни человек, жадный, жестокий.
Мужик умнее его, честнее. Существует
другой вариант сюжета – барин попадает
в другую жизненную среду, например,
сказка о том, как барыня во сне переносится
в избу сапожника, и получает хороший
урок.

Другой остро
сатирический образ – поп, который
изображается как жадный, лицемерный,
невежественный, нарушает заповеди и
остается безнаказанным. Нередко
пародируется церковная служба – поп
может за деньги и козла похоронить по
церковному обряду. Существуют сказки
о любовных похождениях попа к барыни,
купчихе, но попытки ходить к жене простого
крестьянина или плотника оканчиваются
неудачи.

В бытовых сказках
критикуются жизненные порядки, выражаются
ожидания народа о справедливости,
спокойной и счастливой жизни.

Важной особенностью
бытовых сказок является «социальная
антитеза» — противопоставление мужика
барину, купцу, попу; бедного – богатому.
Эта антитеза выражала классовые
противоречия.

В сказках, которых
преобладают социальные мотивы, ярче
проявляется сатира, в собственно бытовых
– юмор. Пример: «Каша из топора».
Высмеивается скупость хозяйки, поощряется
хитрость солдата, происходит разоблачение,
но не в резкой форме. Яркие сатирические
образы попа, барина характерны для
сказок с ярко выраженным социальным
началом. В собственно бытовых типизируются,
как правило, образы мужа, жены, старика,
старухи, солдата.

Солдат в русских
сказках – бывалый, умный, хитрый, умеет
и смастерить что-нибудь, и рассказать
что-то интересно, и перехитрить. Пример:
сказка, как солдат продал барину шинель,
расхвалил ее, сказал, что ей можно и
накрыться, и под голову подстелить, а
когда барин пожаловался командиру, тот
наградил солдата за то, что тот показал,
как это делать. Заканчивается сказка
моралью о том, что тот, кто много работает,
и на камне уснет, а тот, кто ничего не
делает, не уснет и на перине.

Бытовые сказки, как
правило, веселы, остроумны, заканчиваются
присказкой.

Сюжеты: умные
отгадчики/трудные загадки; испытания
жён; разбойники; солдаты; глупцы; злые
жёны; работа; поп и попадья.

Билет 12. Календарные обряды зимнего периода. Понятие календарного обряда.

Весь фольклор можно
разделить на обрядовый и необрядовый.
К обрядовому относятся произведения
народного поэтического творчества,
которые используются во время совершения
какого-либо обряда, являются его составной
частью. Обряд — это строго определенные
обычаями те или иные действа. Назначение
обрядовых действ – способствовать
достижению какой-либо цели.

Обряд — один из
древнейших видов культуры. В обрядах
можно обнаружить черты мышления человека
доклассового общества: анимизм (вера в
существование душ и духов), антропоморфизм
(представление о том, что животные и
растения обладают человеческими
качествами), вера, что человек может
влиять на течение событий с помощью
магии. Проникновение христианских
мотивов и образов в народную поэзию и
обряды повлекло возникновение явления
«двоемирия»(смешение языч.и
христианск.элементов).

Календарные обряды
сопровождались специальными песнями.

Соседи Нижегородской
обл: Рязанская, Марий-Эл, Чувашия,
Мордовия, Кировская, Ивановская,
Владимирская.

Обряд:

  1. Большое количество
    участников (все члены социума)

  2. Открытый характер:
    праздновался публично – этим отличался
    от окказионального обряда(случайного)

  3. Исполнялся во
    определённый день. Некоторые привязаны
    к конкретной дате. Некоторые плавающие.

Сочельник, Рождество,
Новый год (Васильев день), Святки (Святые
вечера), Крещение, Масленица.

1. Сочельник
(прелшествовал Рождеству): постный день,
начинали есть вечера: кутья, блины и
овсяный кисель (все блюда из похоронной
обрядности), ставились лишние предметы
— помянуть предков.

2.
Рождество: славление (группа детей —
артельщики — ходят по домам и славят
церковной молитвой, часто подавали
обрядовое печенье — кокурки/каракульки;
часто детей сажали на вывернутую шубу
— символ плодородия (прордуцирующая
магия); колядование.

3. Новый год/Васильев
день: обход дворов — ходить-таусенькать
(песня Таусень); одаривали свиными
кишками с овсяной кашей; разжигание
костров, приметы, продуцирующие обряды
семейного характера: тётки таскали
борону, чтобы девушки вышли замуж;
таскали сеялку (просеивали девочек
через решето).

4. Святки/Святые
вечера: ряженье (в народы — в самое лучшее;
в шабаны, шабонихи — в самое старое,
страшное, лоскуты; зооморфные обличья
— лошадь и медведь; солдаты; смерть/покойник,
обрядовые бесчинство ряженых); гадания
— в нечистых местах, снятие защиты, типы
гаданий: на звуки, на имя, с животными
(крица, тараканы), вещие сны, счёт, вода,
зеркало.

5. Крещение (вместе
с рождеством — двунадесятые праздники):
сочельник — день очищения от грехов,
купание в проруби; в 12 ночи — за крещенской
водой; «Христу ножки грели».

6. Масленица:

четверг — широкая
масленица: гощение у тёщи (к тёще на
блины), «Подмазки», «Снятие шапки
с молодого», почитнае девочек — базар,
смотрины, соление девчонок; кулачные
бои, жжение факелов; начинали печь блины
с четверга/пятницы, первый блин отдавали
нищему.

прощёное воскресенье
— сжигание масленицы (солома/женское
чучело).

Колядки. Круг
календарных обрядов открывался
новогодними (святочными) обрядами.
Праздновались в период зимнего
солнцестояния. В основе лежала магия
первого дня года, обряды должны были
действовать в течение всего года.
Проводились различные игры, ряжения,
прочие действа имеющие магический
смысл. Колядование — хождение по дворам
с песнями-колядками.

Подблюдные песни –
обладают гадательным, а не заклинательным
характером, однако концовка песен,
заклинающая судьбу, сближает их с
заговорами и колядками.

Колядки очень
архаичны по содержанию, которое
определялось их назначением. Основной
целью было пожелание хозяевам добра,
богатства, благополучия. Некоторые
колядки имеют вид величания, в них
идеализированно описываются богатство
и благополучие крестьянской семьи.
Отличительная черта колядок величального
типа – их обобщённый характер.

Другая, обязательная
тема, связанная с назначением колядок
– просьба об угощении или вознаграждении.
Во многих колядках просьба или требование
угощения составляет единственное её
содержание.

Композиция колядки:

1)обращение к Коляде,
поиски её колядовщиками.

2)величание, описание
обряда или просьба о вознаграждении

3)пожелание
благополучия, просьба о подаянии.

Масленица и масленичные
обряды. В центре праздника масленицы
стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит
из трёх частей: встречи в понедельник,
разгула или перелома в так называемый
широкий четверг и прощания.

Песни
на масленицу можно разделить на две
группы. Первая – встреча и чествование,
имеет вид величаний. В них воспеваются
широкая честная масленица, её яства,
развлечения. Она величается полностью
– Авдотьей Изотьевной. Характер песен
весёлый, задорный. Песни, сопровождающие
проводы, несколько иные — в них говориться
о наступающем посте. Поющие сожалеют,
о кончающемся празднике. Здесь Масленица
– уже свергнутый кумир, она больше не
величается, а называется непочтительно
«обманщицей». Масленицу обычно толковали
преимущественно как празднование победы
весны над зимой, жизни над смертью.

Билет
13. Календарные обряды весеннего и летнего
периода.

Весенний
цикл.

Масленица и масленичные
обряды. В центре праздника масленицы
стоит символический образ масленицы.

Сам праздник состоит
из трёх частей: встречи в понедельник,
разгула или перелома в так называемый
широкий четверг и прощания.

Песни на масленицу
можно разделить на две группы. Первая
– встреча и чествование, имеет вид
величаний. В них воспеваются широкая
честная масленица, её яства, развлечения.
Она величается полностью – Авдотьей
Изотьевной. Характер песен весёлый,
задорный. Песни, сопровождающие проводы,
несколько иные — в них говориться о
наступающем посте. Поющие сожалеют, о
кончающемся празднике. Здесь Масленица
– уже свергнутый кумир, она больше не
величается, а называется непочтительно
«обманщицей». Масленицу обычно толковали
преимущественно как празднование победы
весны над зимой, жизни над смертью.

Весенний пост —
чистый понедельник — начало весенней
календарной обрядности. Мылись в бане,
мыли дом, перемывали всю посуду, шуточные
действия с блинами — вешали на дерево,
отдавали скотине.

Крестовая/средокрестная
неделя — четвёртая после великого поста;
говение ломается — пекли постное печение;
гадание — монетка — монетка в печенье, в
несколько крестов — монета, щепка, кольцо,
давали скотине кресты.

30 марта — день сорока
мучеников (печенья в виде жаворонков);
встреча весны, прилёт первых птиц; 17
марта, в день Григория Грачевника, пекли
грачей. Приметы: много птиц — удача,
сугробы — урожай, сосульки — урожай льна.
Первый весенний праздник – встреча
весны – приходится на март. В эти дни в
деревнях пекли из теста фигурки птиц и
раздавали их девушкам или детям. Веснянки
– обрядовые лирические песни
заклинательного жанра. Обряд «заклинания»
весны был проникнут стремлением
воздействовать на природу с целью
получения хорошего урожая. Имитация
полёта птиц (подкидывание жаворонков
из теста) должна была вызвать прилёт
настоящих птиц, дружное наступление
весны. Веснянкам свойственна форма
диалога или обращения в повелительном
наклонении. В отличии от заговора,
веснянки, как и колядки. исполняются
коллективно.

Благовещение — 7
апреля: «птички гнездо не завивают,
девки волосы не заплетают»; нельзя
зажигать свет, работать с землёй-именинницей;
сезлнный перелом — убирали сани, доставали
телегу.

Вербное воскресенье
(последнее воскресенье перед пасхой) —
«вход господен в Иерусалим».
Приносили в дом вербу и хранили весь
год у икон, освящали детей; пускали вербу
и иконы на воду.

Страстная неделя —
неделя перед пасхой. Великий четверг
(в религии — пятница) — самый страшный
день; беление избы, избавление избы от
тараканов методом вымораживания,
подрезание крыльев у домашней птицы,
вся вода — святая.

Пасха — крашение яиц
(ни кулича, ни пасхи нет); не ходят на
кладбище, только на следующую красную/фомину
неделю — вторник и суббота-радуница);
певрое яйцо год хранили у иконы.

Вьюнишние песни –
песни, которые в субботу или в воскресенье
первой, послепасхальной недели поздравляли
молодоженов. Содержание песен: пожелание
молодым счастливой семейной жизни.

6 мая — Егорьев день
(Георгий Победоносец); Егорий — скотий
бог; первый раз выводили скот в поле

Вознесение (40 дней
после пасхи)

СемИцкие обрядовые
песни – 7-ая неделя после пасхи называлась
семицкой. Четверг этой недели назывался
Семиком, а ее последний день (воскресенье)
— Троица. Совершались особые обряды,
которые сопровождались песнями. Главный
обряд «завивание» венка. Одев праздничные
наряды, девушки шли в лес, искали себе
молодую березу, наклоняли ветки березы
и сплетали их с травой, через несколько
дней березу срубали, носили ее по деревне,
потом топили в реке или бросали в рожь.
Из верхушек двух берез девушки сплетали
арку и проходили под ней. Затем был обряд
на гадании с венком. Тема замужества и
семейных отношение занимает все большее
место в семицких песнях.

Духов день — нельзя
работать с землёй.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бытовые сказки


Бытовые сказки

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

Сказка – один из жанров фольклора, который может выражаться устно или письменно. Все сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные сказки и сказки бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последнем виде. Так что такое бытовые сказки, и в чем заключается их особенность?

Бытовые сказки: характеристика

Бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В этом виде фольклора не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, что очень ценно. Ведь благодаря этому люди нашего поколения могут узнать о народных обычаях прошлых времен.

Бытовая сказка – это короткое сатирическое произведение, в котором положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.

Писателями, которые создавали бытовые сказки в русской литературе можно считать Л. Толстова и М. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин

Рис. 1. Салтыков-Щедрин.

Народные бытовые сказки представляют интерес для детей в возрасте 3-7 лет. Они ассоциируют себя со сказочными героями, представляют, как бы они поступили на месте главных действующих лиц. Такие сказки могут научить детей, как действовать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков.

Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
  • волшебно-бытовые («Морозко»).

В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек со своим набором положительных качеств

Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Главными героями часто становятся бедняки и крестьяне, которые несмотря на свою тяжелую жизнь не растеряли свою добродетель и способны благодаря своей смекалке помочь себе и окружающим.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам изучить вопрос такого жанра фольклора, как народные бытовые сказки. Здесь представлена информация, чем эти сказки отличаются от других видов сказок, в чем заключается идея бытовых сказок, и на какие подгруппы они распределяются.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мбук-Цсобгбрянска Библиотека

    5/5

  • Илья Сафронов

    5/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.


А какая ваша оценка?

Что такое бытовые сказки и какие их художественные особенности, о чем они рассказывают Вы узнаете из этой статьи?

Содержание

  1. Особенности бытовых сказок
  2. Что такое бытовая сказка?
  3. О чем рассказывают бытовые сказки? 
  4. Кто является героями бытовых сказок?
  5. В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Особенности бытовых сказок

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой сатирическое короткое произведение, которое отличается от других сочинений тем, что победа всегда за положительными героями, проявляющими смекалку, ум и находчивостью. Создателями бытовых сказок в литературе можно считать М. Салтыкова-Щедрина и Л. Толстова.

Примеры бытовых сказок: «Дочь-семилетка», «Жена-спорщица», «Барин-кузнец», «Горшок», «Барин и мужик», «Заяц», «Морозко», «Барин и собака» и «Добрый поп».

Можно выделить такие особенности бытовых сказок:

  •  в основе сюжета повседневная бытовая и реальная жизнь.
  • отсутствие фантастики (нет волшебных событий, превращений, помощников) и реальные конфликты.
  • герои бытовой сказки – это обычные люди (мужья с женами, солдаты, барин со слугами, купцы и т.д). Каждый персонаж наделен яркими чертами характера: смекалистость, хитрость, доброта, жадность.
  • воспевают ум человека, его изворотливость и умение справляться с жизненными проблемами.
  • бытовые сказки полны юмора. В них высмеивают плохие качества людей: сварливость жены, жадность и глупость барина, лень хозяйки.

Бытовые сказки разделены на такие подгруппы:

  • сатирико-бытовые;
  • волшебно-бытовые;
  • социально-бытовые.
На чем построен сюжет бытовой сказки?

Такого рода сказки описывают разные реальные события, ситуации из повседневной жизни. То есть все, что может случиться с любым, реальным человеком. В фольклоре можно узнать о быте и семейном укладе персонажей, что ценно для современного человека. Благодаря этому мы узнаем об обычаях прошлых времен.

Сюжет бытовой сказки построен на человеке, который отличается от других своими положительными качествами. Сюжет и композиция бытовых сказок вращается вокруг реальной жизни и осуждает корысть духовенства, завистливость, жадность, невежество, жестокость и грубость.  Это короткое произведение зачастую описывает одну лишь ситуацию с быстро развивающимися действиями.  Она может сопровождаться сатирой, иронией или юмором.

О чем рассказывают бытовые сказки? 

О ежедневной жизни человека: о муже и жене, о слугах и господах, сударынях и барынях недалекого ума, ворах и солдатах, хозяине и крестьянине, о богатом и бедном. Они раскрывают две важные общественные темы:

  • социальное наказание,
  • социальную несправедливость.

Кто является героями бытовых сказок?

В этом фольклоре вы не найдете вымышленных или фантастических персонажей. Главные герои этих сказок – люди с разными характерами и социальным положением.  Зачастую это крестьяне и бедняки, которые не растеряли свою доброту, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию. Они награждены не только добрым сердцем, но и смекалкой, помогающей выходить из трудных ситуаций.

особенности сказок

В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Главная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Персонажами произведений  являются бедняки или крестьяне, которые невзирая на свою трудную жизнь не растеряли своих достоинств и доброты, которые способны придти на помочь себе и другим.

Бытовые сказки будут особенно интересны детям 3-7-летнего возраста. С их помощью они развивают свою фантазию и смекалку: представляя себя сказочными героями, дети думают, как бы поступили в той или иной ситуации, учатся анализировать свои поступки и их последствия.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие художественные особенности бытовых сказок.

    • Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия

Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия

Бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица».

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»..1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Сказки о животных.

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

ć

Даша Бухманова,

5 июн. 2013 г., 05:55

  • В чем особенности философии н бердяева назовите его философские сочинения
  • В чем особенности романтического двоемирия и романтических героев в сказках гофмана
  • В чем особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе горе от ума сочинение кратко
  • В чем особенности композиции рассказа легкое дыхание
  • В чем особенности композиции рассказа антоновские яблоки