В чем особенность волшебной сказки ответ 3 класс литературное чтение

Тема: Волшебная сказка. Особенности волшебной сказки. 3 класс.
(учитель Быкова М.И.)

Цель: Исследование волшебной сказки.

Задачи:

·        
Формировать умение определять виды сказок.

·        
Формировать умение самостоятельно определять особенности волшебной
 сказки; расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.

  • Работать
    над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического
    чтения.
  • Воспитывать
    нравственные качества, эстетические чувства.

Методы обучения:

  • проблемные;
  • частично-поисковые;
  • наглядные.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • коллективная;
  • групповая;

Средства обучения:

  • ИКТ.
    Презентация по теме.
  • Учебник
    “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
  •  Сказки

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока.

1.     
Организационный этап.

2.     
Проверка домашнего задания.

3.     
Актуализация знаний

4.
Постановка цели и задач урока.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения
информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в
измененной ситуации.

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе
ранее усвоенных знаний и умений.

7. Рефлексия (подведение итогов).

8. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд 1.

Прозвенел звонок, начался урок.

Что пожелаем друг другу на уроке?

 2. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы изучили? (Жизнь дана на добрые дела)

2. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.
Соотнесение их с прочитанными произведениями.

Вспомним произведения из раздела и сопоставим их с пословицами.
(Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой)

Лень до добра не доведёт.                                     Н.Носов
«Трудная задача»

Не ищи правды в других, коли её в тебе
нет.     М.Зощенко «Не надо врать»

Правда, что шило в мешке – не утаишь.               Л.Каминский
«Сочинение»

На обмане далеко не
уедешь.                                     Зощенко «Через 30 лет»

3. Актуализация опорных знаний.

Послушайте музыку и скажите, какая она?
(звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»). Музыка волшебная, сказочная.

А что такое сказка? (выслушивается ответ
учеников)

Слайд №1. Определение понятия «сказки».

Какой раздел мы начинаем изучать?
(Волшебные сказки.)

Сегодня будем работать в группе. Какие
правила работы в группе вы знаете? (Не перебивать товарища, работать сообща и т.д).
Мы с вами исследователи. Будем исследовать волшебную сказку. Каждый этап работы
оценивается фишкой: красная –все выполнено правильно, зелёная- мне надо ещё
поработать.

4.      Постановка
целей.

Цель нашего исследования:

-определить виды сказок;

-определить основные черты сказок;

-выделить особенности волшебных сказок;

-определить чему учит сказка.

5. Организация усвоения способов деятельности путем
воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.

Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как
составлять план.

Построение плана по предложениям детей. на доске вывешиваю план
работы на уроке, который соответствует целям урока)

1 задание. Оформление выставки
книг-сказок.

Библиотекарь попросила оформить выставку
книг. Перед вами сказки, надо разместить их на трёх полках по определённому
принципу.

Учащиеся размещают книги. В ходе работы
возникает затруднение.

Что вызвало затруднение? Как вы думаете,
на первую полку какие сказки разместили? (Сказки о животных) На вторую полку
разместили сказки бытовые, на третью — волшебные.

Почему возникло затруднение? (не все
сказки читали, не знаем черты сказок)

Слайд №2.Разбираем виды сказок.

Обратимся к профессору Самоварову (
учебник стр.52). Чтение информации о видах сказок.

Задание 2. Работа с карточками.
Определение видов сказок. (оценивают себя жетоном). Учитель читает название
сказки, ученики определяют вид сказки при помощи сигнальной карточки.

Задание 3. Работа с текстом сказки.
Определить какая сказка. (ученики читают отрывок сказки и определяют, какая
она)

Вывод: Сказки бывают Бытовые, о животных,
волшебные.

Физминутка.
Под музыку выполняют упражнения.

6.Творческое применение и добывание
знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Учитель в роли сказочницы начинает
рассказывать сказку «Жили – были….».

Что я начала вам рассказывать? Как
называется эта часть сказки? Какие части сказок вы ещё знаете?

Докажите, что в сказке есть концовка?
(находят в сказках концовку)

Мы с вами приступили к исследованию
второго пункта плана. Основные черты сказок.

Слайд №3 Чтение примеров зачина, концовки.

Какое исследование провели? (у сказки есть
зачин, основное действие, концовка)

Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных
сказок?

Вы читали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мы с вами
исследуем эту сказку и докажем какая она.

Раздаю таблицы.

Признаки
волшебных сказок

Сказка
______________________

1.Зачин,
действие, концовка

2.Волшебные
предметы, помощники, чудесные превращения

3.Добро побеждает
зло.

4.Троекратный
повтор.

5.
Чудесные превращения

6.
Положительные и отрицательные герои.

Какой
вывод сделаем? Все волшебные сказки имеют определённые признаки. Данная сказка
волшебная.

Чему же учит сказка?  

7.Рефлексия.

 Попрошу закончить предложение “Если бы не было сегодняшнего
урока, …”

Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных сказок, я бы
расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы
лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы
волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.

Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке
оцените фишками.

Давайте составим синквейн по нашему уроку.

Сказка. Волшебная, интересная. Учит, радует, погружает. Волшебная
сказка учит, рассказывает, радует. Сказка это произведение.

8. Информация о домашнем задании.

 Исследовать любую волшебную сказку, заполнить таблицу.

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 523  Колпинского района Санкт-Петербурга

Урок чтения в 3 «А» классе

Подготовила: учитель начальных классов  Шевчук Н.В.

Тема урока: «Особенности волшебной сказки»

Цель:  Исследование волшебной сказки.

Задачи:

— формировать умение самостоятельно определять структуру сказки;

— расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.

— работать над развитием выразительности, грамотной речи, отработка синтетического чтения

— воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.

Методы обучения:  урок – исследование; проблемные;  частично-поисковые; наглядные

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная; коллективная; групповая

Средства обучения:

— ИКТ. Презентация по теме.

— Учебник “Литературное чтение. 3 класс”, авторы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

— С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

— В. И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

— формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать

Познавательные:

— осознавать познавательную задачу урока;

— определять структуру волшебной сказки;

— обосновывать свое мнение.

Коммуникативные:

— взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

— строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

— работать с текстом сказки, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку учебного задания

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Проверка домашнего задания.

4. Постановка цели и задач урока.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу (первичное закрепление) в измененной ситуации.

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

7. Рефлексия (подведение итогов).

8. Информация о домашнем задании.

9. Итог

Ход урока:

  1. Организационный момент.

а) Психологический настрой.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

— Ваши глазки все проснулись?

— Ваши губки улыбнулись?

— Приступаем к работе.

Девиз нашего урока: “Пожелаем друг другу успеха!”

2. Актуализация опорных знаний.

а) Дыхательная гимнастика.

вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям.

На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один из них упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух, нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза.

б) Звуковая разминка.

Посмотрите на таблицу. Сегодня мы читаем согласные 3 ряда.

(Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем).

в) Чтение скороговорок.

“Мудрец отличен от глупца  тем, что он мыслит до конца”.

1 ряд читает тихо и размеренно

2 ряд – громко и уверенно

3 ряд — чтение с разбега

г) Складывание слов из половинок (зачин, концовка, Финист, самобранка, творчество)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение пословиц по теме “Жизнь дана на добрые дела”.

Соотнесение их с прочитанными произведениями.

4. Постановка цели и задач урока.

— Сегодня на уроке мы вновь отправимся в гости к сказке. Тысячи и тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит их слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, часто веселых, интригующих, но всегда со счастливым концом.

Назовите известные вам виды сказок. (Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)

На листах отрывки из сказок.

Задание: прочитать, определить к какому виду относятся.

Прочитайте название раздела.

Волшебные сказки — наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий

(баба-яга, морской царь, змей Горыныч, Морозко), веры в оборотней.

Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?

Знакомы ли вам эти слова, их точное значение? Обратимся к словарям.

Сказка — вымышленный рассказ, небывалая и даже необычайная повесть, сказание.

Есть сказки богатырские, житейские балагурные и др.

(В. И. Даль.  Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Присказка (зачин) — короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

Исход – завершение, конец.

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка)

Физкультминутка.

Рассмотрите внимательно с. 48—49 учебника. Какие задания вы будете выполнять? Как всегда нам помогу наши помощники профессор Самоваров, Аня и Ваня.

5. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образу.

Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Вспомним, как составлять план.

Построение плана по предложениям детей. (План записывается на доске).

План:

1) Рассмотреть особенности волшебных сказок.

2) Выделить этапы построения сказки.

3) Научиться находить эти особенности и этапы в тексте.

— Прочитайте первый диалог Ани и Вани. На уроке литературного чтения они получили задание сочинить волшебную сказку. Попробуйте разобраться, кто прав? Вот что получилась у Вани:

“Дело было летом. В одной деревне жили сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Решила как-то Алёнушка отнести гостинцы своей бабушке в соседнюю деревню. Пошла по тропинке, но в лесу заблудилась. Вдруг мимо пробежал заяц. Он остановился, посмотрел на Алёнушку и поскакал дальше. Девочка решила побежать за ним и вышла на знакомую дорогу. Алёнушка быстро добралась до бабушкиного домика, где ей были очень рады. Аня послушала Ваню и сказала: “Это сказка — не волшебная”.

Ваня очень удивился: “Почему не волшебная? Волшебная, потому что в ней совершаются чудеса. Первое чудо в моей сказке – Алёнушка попала в невероятную ситуацию. Второе чудо — дети не могут жить без родителей. Третье — в жизни заяц не может помочь девочке”.

Аня растерялась, потому что аргументы Вани показались ей убедительными.

Ребята, как вы думаете, можно ли сказку Вани считать волшебной?

Учащиеся высказывают разные версии.

— Ознакомьтесь со вторым диалогом Ани и Вани и назовите особенности волшебной сказки. Слайд 15.

Чудесные превращения. Примеры: Василиса Прекрасная может обернуться голубкой; бросит через плечо полотенце — и потечёт река; Иван-царевич может быть оживлён живой и мёртвой водой.

Необычные герои. Примеры:  баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Царевна — лягушка.

Волшебные предметы. Примеры: скатерть — самобранка, ковёр — самолёт, избушка на курьих ножках, ступа бабы Яги, наливное яблочко и золотое блюдечко.

Сказочные помощники. Примеры: Сивка – бурка, мышка, щука.

Постарайтесь выстроить этапы сказки, композицию. Слайд 16.

Как начинаются сказки? Присказка: За тридевять земель, в тридесятом царстве; жили-были; в стародавние времена, на море, на  океяне, на острове Буяне.

Как заканчиваются сказки?  Исход: заключительные слова, например: Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец; закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил; Сказка – ложь, да в неё намёк.

Какой урок (“намёк”) мы можем извлечь из сказок?

6. Творческое применение и добывание знаний, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Есть ли у вас желание научиться определять особенности волшебных сказок?

Сейчас мы поиграем в игру “Следствие ведут Колобки”.

1 группа. Пользуясь особенностями волшебной сказки, изменить сказку Вани.

2, 3 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

1) Особенности волшебной сказки.

2) Чудесные превращения        

3) Необычные герои, сказочные помощники        

4) Волшебные предметы        

5) Троекратные повторы        

4, 5 группы. Сказки “Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка». Вам нужно, поработав над содержанием сказки, заполнить таблицу.

Композиция сказки (этапы):

1) Присказка        

2) Развитие событий:        

3) Встреча

4) Беда

5) Кульминация

6) Исход        

7)Каков “урок”?        

7. Рефлексия.

— Вам понравился наш урок? Попрошу закончить предложение:

“Если бы не было сегодняшнего урока, …”

Полученные ответы: “… не узнала бы волшебных сказок, я бы расстроился, не узнала бы волшебных предметов и что они могут делать, мы лишились бы фантазии и воображения, не узнали бы волшебных героев, не было бы волшебного ощущения, я бы не был таким отзывчивым”.

Ребята, спасибо за работу. Вашу исследовательскую работу на уроке,  я оцениваю самой высокой отметкой.

В дневники “5”, а для души аплодисменты! — Я знаю, что у вас впереди ещё много встреч со сказкой.

8. Информация о домашнем задании.

Создать презентацию “Музея волшебных вещей” (описать предметы, в чём заключается их волшебная сила, из какой они сказки). Можно придумать свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.

9. Итог.

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

В. Берестов

  • В чем особенности философии н бердяева назовите его философские сочинения
  • В чем особенности романтического двоемирия и романтических героев в сказках гофмана
  • В чем особенности конфликта и комедийной интриги в пьесе горе от ума сочинение кратко
  • В чем особенности композиции рассказа легкое дыхание
  • В чем особенности композиции рассказа антоновские яблоки