В чем сходство и отличие народных и литературных сказок
Обычно мамы читают сказки детям на ночь. Некоторые из них придуманы в народе, другие – написали современные авторы. Конечно, литературные сказки отличаются от народных. Но есть у них и несколько общих черт.
16 марта 2018
Чем отличается литературная сказка от народной
Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.
Русские народные сказки развивают воображение детей
Но существует разница между литературными и народными сказками:
- В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
- В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
- Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
- Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка – это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.
С развитием письменности, авторы стали обрабатывать фольклорные сказки, внося в них художественные дополнения. Так они дожили до наших дней.
В чем сходство русской народной и литературной сказки
Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:
- Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
- И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
- И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
- Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.
Многие авторы, опираясь на простой сюжет народной сказки, пишут более яркую и замысловатую историю.
Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.
Сказка – любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.
Особенности жанра
Сказка – самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.
По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?
Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.
Особенности народного творчества
Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.
В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.
Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.
Авторское прочтение
Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно – только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.
Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.
К середине 19 века авторская сказка стала больше похожа на повести и новеллы, например, произведения Л. Кэрролла, О. Уайльда, Л. Толстого, А. Погорельского.
Главные отличия
Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:
- Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
- В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
- Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
- Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
- В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.
Чем отличается литературная сказка от народной: примеры
Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.
Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».
Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».
Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».
Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.
Заключение
Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.
Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.
Кушумский
Ершовского района Саратовской
области»
Исследовательская
работа
« Сходство
и отличие литературной и народной сказки»
Автор
работы:
Душанова
Синбеке Казболатовна.
Адрес:
413514, п. Кушумский
Ул.
Советская, д.1
Ершовского
района
Саратовской
области
Тел.
8(84564)4-65-63
Введение
Сказки знакомы нам с детства,
ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь. «Скоро сказка
сказывается…» — отсюда и возникло название «сказка», что
значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать — все
мы слушали сказки. С ними связаны наши первые
представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и
чувства, мечты и надежды народа. Характерным
признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом –
фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно
потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок,
знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы!
В начале учебного года на урока
литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из
поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а
потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль
сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках ребятам младших
классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку «Заячья
избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали
сказки К.И.Чуковского и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы
запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.
И нам захотелось выяснить чем
отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.
Тема моего
исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной
сказки.
Каждый человек проявляет интерес к
сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь.
Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные
сведения о прошлом и представления о будущем. Детство человека непрерывно
связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам
сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни
Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные,
страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро
и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них
заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации,
в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить?
На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.
Цель исследования – через анализ и
сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь,
заинтересовать ребят чтением.
Задачи исследовательской
работы:
1) прочитать народные сказки «
Морозко», « Заячья избушка» ,»Теремок» и авторские сказки К.И.Чуковского и
С.Я.Маршака.
2) проанализировать и
сопоставить литературные и народные сказки, выявить сходство и отличие.
3) провести анкетирование среди
учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное
время.
4) изучив дополнительную
литературу, расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки
научно-исследовательской работы.
Подготовительный этап
Самые
растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с
рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка
проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не
представляем, как много знаем сказок.
1.Провести
анкетирование среди учащихся начальных классов.
2.Выяснить
из словарей , что такое сказка.
3.Чтение
русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка», «Теремок»
4.Чтение
авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.
Основной этап
1.Из
словаря С.И.Ожегова узнали, что сказка –это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием
фантастических и волшебных сил.
2.Анализ
и сравнение литературных и народных сказок.
Отличие:1. в народной сказке автор
–народ, в литературной сказке автор – конкретный человек.
2.в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке
может не быть традиционных элементов.
3.народная
сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в
письменной форме.
4.в народной
сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной
сказке описание сложное, неповторимое.
5.в
литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия,
события.
Сходство:
1.События
вымышленные
2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты
3.Деление героев на положительных и отрицательных.
4.Учат добру, справедливости, любви.
3.Практическая
работа
1.Подготовить инсценирование
народной сказки «Заячья избушка»
2.Подготовить
сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных
классов.
Заключение
Любая сказка,
несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов,
несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит
нас радушию, дружелюбию и основная идея, которая проходит через весь сюжет,
получает яркое воплощение в финале – это торжество великого чувства дружбы!
Сказочные герои
каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого
Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что
в некоторых версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла
идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе
новый, просторный дом и каждому находится место.
Сказок много. И
почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется
по тому, кто и где её рассказывает. Каждый сказочник по своему вкусу
приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.
Как и мы с
коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали
сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось! Не всегда у нас
получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не
уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».
Источники
1 . « Живая вода» Сборник
русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г.
2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.
3. Ожегов С.И. Словарь
русского языка Москва, «Русский язык»,1984
4. Интернет – ресурсы: http://ocka3ke.ru
– о СКАзКЕ.ru детские сказки онлайн, аудио,
иллюстрации.
1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…
Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны. Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.
В сказках о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.
Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.
2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:
3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
3. Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.
4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.
Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.
Смелый приступ – половина победы: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.
Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.
5. Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.
Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка “Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост” с русской народной сказкой “Заяц-хваста”. Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
6. Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».
Заяц-хваста
Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.
Можно ли назвать Зайца храбрым?
Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.