В чем отличие персонажей горьковской пьесы от героев ранних рассказов горького на дне

В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни. Все эти люди живут в одной ночлежке, которую содержат Михаил Иванович Костылёв и его жена Василиса.

Главные герои пьесы «На дне» Горького

Содержание

  1. Краткое описание персонажей
  2. Развернутая характеристика героев
  3. Автор и образы в пьесе Горького «На дне»

Краткое описание персонажей

Главные герои:

  • Костылев Михаил, 54‑х лет, хозяин ночлежного дома.
  • Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
  • Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
  • Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
  • Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
  • Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
  • Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  • Барон – бывший аристократ 33‑х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
  • Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
  • Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Другие персонажи:

  • Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно».
  • Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
  • Алешка – сапожник, 20 лет.
  • Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
  • Настя, девица легкого поведения, 24‑х лет, мечтает о настоящей любви.
  • Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.

Развернутая характеристика героев

Пьеса Горького На дне краткое содержание была написана в переломный момент для страны, это были 90 года, когда закрывались заводы и фабрики, людям приходилась переезжать в деревни и искать там работу. Многие, которые так и не нашли занятие, стали отверженными обществом и оказывались «на дне».

Костылёв

Костылёв редко появляется на протяжении пьесы, но и по нескольким эпизодам его можно характеризовать как жадного и трусливого, ему важны только деньги. Ради наживы Костылёв готов на всё, он ни к кому не испытывает чувство жалости.

Даже сестру своей жены, проживающей с ними, он постоянно попрекает куском хлеба. В конце концов, Костылёв по чистой случайности погибает от руки своего постояльца.

Василиса

Жена его, Василиса, моложе мужа почти на 30 лет. Волевая и сильная женщина, живёт с мужем ради денег, мечтая о его смерти. Втайне от супруга, Василиса бегает к своему любовнику, Ваське Пеплу, подбивая того убить Костылёва. Желая избавиться от ненавистного мужа, она готова пожертвовать родной сестрой.

Наташа

Наташа, сестра Василисы, хорошая, добрая девушка. Над ней всё время издевается муж сестры, сама Василиса постоянно зверски избивает её, но девушка сумела сохранить в себе жалость и сострадание к людям. С уважением она относится ко всем обитателям ночлежки.

Гордая и прямолинейная девушка покорила своей нравственной чистотой сердце Васьки Пепла.

Из обрывков фраз, долетевших до её слуха во время убийства Костылёва, Наташа приходит к мнению, что это заговор между Васькой и Василисой. В результате нервного потрясения, девушка попадает в больницу. После больницы Наташа исчезает.

Васька Пепел

Один из ярких персонажей пьесы – Васька Пепел. Это молодой здоровый человек, любящий жизнь. Васька родился в семье вора, и его судьба была предрешена. С детства ему твердили, что он сын вора, и сам будущий вор. Не слыша других слов, Пепел таким и вырос, хотя в душе он совершенно другой человек.

Всеми силами Васька пытается вырваться из этой грязи, он мечтает начать новую жизнь. Пепел влюблён в Наташу, сестру своей любовницы, которую он отверг, не найдя в ней истинно женских качеств.

Случайно в драке Пепел убивает Костылёва, отныне ему одна дорога, в тюрьму или на каторгу. Можно сказать, жизнь его окончена, он так и не успел вырваться из цепких рук безжалостной судьбы.

Барон

Бывший дворянин Барон, выходец из аристократического рода, оказался среди обитателей ночлежки, пустив по ветру своё состояние, доставшееся ему от богатых родителей.

Единственный ребёнок в семье, катавшийся как сыр в масле, не сумел найти достойного применения наследству, упавшему в его руки. В мгновение ока он разорился и оказался на «дне» жизни. Теперь он ничтожен и жалок.

Бубнов

Бывший владелец красильного предприятия Бубнов, оказался в ночлежке после того, как чуть не убил свою жену, связавшуюся с мастером. Разочаровавшись в людях, Бубнов считает, что, только опустившись на «дно» жизни, человек проявляет свою настоящую сущность. Он безжалостен и жесток, и не скрывает своих пороков и недостатков, наоборот, выставляет их напоказ.

Клещ

Человек, противопоставляющий себя всем обитателям, Клещ, муж Анны. Это единственный человек, считающий, что главное в жизни – это труд. Слесарь по профессии, он постоянно занят работой.

Клещ с пренебрежением относится к жителям ночлежки, презирая их за то, что они ведут праздную жизнь, пьянствуют, играют в карты и воруют.

Он грубый и чёрствый человек, которому безразличны даже страдания умирающей жены. После смерти жены, он сожалеет лишь о средствах, потраченных на её похороны.

Потеряв работу, Клещ уравнивается с остальными постояльцами, смиряясь, принимает своё новое положение и начинает пить.

Анна

Жена Клеща, Анна, забитая больная женщина, ждёт смерти. Робкая, тихая женщина, она всю свою жизнь беспрекословно терпит побои и оскорбления мужа, но до сих пор продолжает о нём заботиться. Проведя всю свою недолгую жизнь в страданиях и муках, Анна уходит из жизни.

Сатин

Бывший телеграфист Сатин отличается от своих сожителей своей образованностью. В своё время он прочитал много книг, и теперь в своей речи любит использовать заумные словечки, смысл которых не доступен пониманию окружающих.

В прошлой жизни Сатин был весёлым и энергичным, выступал на сцене, радовался сам и радовал других. Всё изменилось после того, как он совершил убийство из-за сестры. Отсидев срок, Сатин опустился до ночлежки.

Сатин противопоставляет себя Луке, утверждая, что «человек – звучит гордо», а сострадание и жалость лишь унижают и оскорбляют, превращая человека в раба.

Лука

Одним из главных героев пьесы является Лука. Лука – неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший странник.

Своим появлением Лука вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Вселив надежду в несбыточные мечты опустившихся на «дно» жизни людей, Лука незаметно исчезает во время драки Васьки Пепла с Костылёвым.

Пьеса заканчивается самоубийством Актёра, беспробудного пьяницы, поверившему Луке и тут же разочаровавшемуся в своей надежде после его исчезновения.

Пьеса Горького актуальна во все времена, каждый воспринимает её по своему, но равнодушным это произведение не оставит никого.

Автор и образы в пьесе Горького «На дне»

Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски.

По-новому подошел Горький к теме босячества в пьесе “На дне”. Он решил вывести на сцену то, что старательно не замечалось обществом и о чем всячески замалчивалось. Автор хотел, чтобы читатели и зрители видели, что в обществе рядом с сытой и беспечной жизнью существует огромный мир нищеты и человеческого бесправия.

Максим Горький заставляет нас особенно остро и пронзительно ощутить эту несправедливость тем, что изображает своих героев людьми с незаурядными задатками, людьми, несомненно, достойными иной жизни. В пьесе возникает яркий собирательный образ “дна”. Важную роль здесь играют авторские замечания (ремарки), рисующие обстановку ночлежки.

Писатель использует выразительные детали. Действие пьесы начинается ранним весенним утром, когда пробуждается природа, а в ночлежке — вечный мрак, “тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Люди заперты в угрюмом сыром подземелье. Это впечатление усиливается тем, что место действия в пьесе почти не меняется.

Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Горький убедительно передает нравственное угасание этих людей, что проявляется в их поведении, репликах.

Писатель отказался от использования жаргонных выражений. Даже речь потомственного вора Васьки Пепла не содержит грубых слов. И без них, сохраняя чистоту литературного языка, Горький сумел достичь реалистической достоверности в изображении людей “дна”.

Речь их зачастую затруднена, односложна, отличается прерывистостью. Нередко герои разговаривают, плохо слушая и понимая друг друга, погрузившись в собственные переживания.

Тяжело воспринимает свое падение мягкий и поэтичный по своей натуре Актер. В ремарках отмечается его постоянно задумчивый, тоскливо-растерянный взгляд.

Характерны ремарки писателя к репликам Актера: “громко, как бы проснувшись”, “вдруг, как бы проснувшись”.‘Его доброта, отзывчивость, высокое представление о настоящем человеке заставляет невольно думать, что в нем погиб человек подлинного благородства.

С большой симпатией описывает Горький Клеща с его неистребимым желанием трудиться. Автор сумел показать, что “злыдень” и “скрипун” Клещ зол не от природы. Он по-своему привязан к Анне, но только не умеет выразить это.

С огромной силой передал Горький чувство одиночества, которое охватило Клеща после смерти жены. Он входит в ночлежку “медленно”, “съежившись”, а потом, “тупо” уставившись перед собой, с безграничным горем произносит: “Чего же мне теперь делать? А она… как же?”

Очень убедительно показана в пьесе Настя с ее мечтой о благородном чувстве. В ней много самоотверженности и тепла.

Несомненно, симпатичен автору и Васька Пепел, его богатырская удаль и душевная щедрость, его благородная любовь к юной и чистой Наташе.

Даже в отчаянном скептике Бубнове Горький под зачерствелостью и безразличием обнаружил страдающую человеческую душу. Его невозмутимость подчеркивалась постоянной ремаркой автора к репликам Бубнова “спокойно”. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.

В каждой из жертв “дна” Горький обнаруживает, по словам одного из критиков, “жемчужины нравственных качеств”.

Но есть в пьесе и герои, вызывающие разноречивые оценки. Это, прежде всего, странник Лука. При первом же своем появлении в пьесе он оказывается в центре внимания ночлежников, потому что всех обласкивает, всем сочувствует, предлагает рецепты спасения. Кто же этот “занятный старичишка”?

На протяжении всей пьесы обитатели “дна” не раз приставали к Луке с расспросами, но лукавому старцу каждый раз удавалось уклониться от прямого ответа. Горький это очень точно передает в диалогах. Приспосабливаясь к жизни сам, Лука хочет примирить с ней и окружающих. Горький подчеркивает это, многократно повторяя в поучениях своего героя слова “потери”.

Автор не раз ставит Луку в такие обстоятельства, что по ходу развития действия он не может оставаться простым созерцателем. В конце первого акта Василиса за сценой избивает Наташу. Все, кто был в ночлежке, бросаются туда. Только Лука остается на месте, укоризненно “качая головой”. Доносящиеся стоны и крики Наташи перекрываются его “дребезжащим смехом”.

Выразительно помечает автор и другие поступки Луки: при столкновении с городовым Медведевым он говорит “смиренно”, когда входит Василиса, он хочет “выскользнуть” из комнаты, “сжимается”. В момент драки, когда Пепел убивает Костылева, Лука незаметно исчезает и больше не появляется. И, наконец, четвертый акт.

В ремарке Горький замечает: “Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла — нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, — нет наковальни… Ночь… На дворе — ветер”. Нет ни Пепла, ни Наташи, ни Костылева, ни Василисы, Настя кричит в приступе отчаяния. И как аккорд, завершающий пьесу, — смерть Актера.

Таким образом, логика самого действия показала несостоятельность и беспомощность рецептов Луки.

И хотя в самой пьесе нет прямых оценок личности Луки, мы встречаем их в публицистике Горького. Так, в очерке “Лев Толстой” писатель вспоминает: “Когда я писал Луку в “На дне”, я хотел изобразить этакого старичка: его интересуют “всякие ответы”, но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтоб они не мешали ему жить.

И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью.” А в статье “О пьесах”, написанной спустя тридцать лет после выхода “На дне”, Горький утверждает, что утешители, подобные Луке, “самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные”.

На мой взгляд, Горький выступает против Луки только в силу того, что рассматривает его исключительно в качестве носителя определенных философских идей. Если же подходить к Луке с мерками реальных житейских ситуаций, то, в большинстве случаев, советы его вполне правомерны.

Лука действует в пределах своих возможностей, и требовать от этого шестидесятилетнего беспаспортного и бесправного человека большего по меньшей мере несправедливо.

Что касается Сатина, то здесь, мне кажется, Горький был вынужден вложить свои идеи в уста героя, по характеру не отвечающему авторскому идеалу. Это признавал и сам писатель, говоря, что в пьесе нет положительных героев, но он хотел, чтобы в ней зазвучала речь о Человеке.

В одном из писем Горький признается, что “кроме Сатина ее (речь) некому сказать” и что “эта речь чуждо звучит его языку”. И когда на сцене Сатин произносит свой знаменитый монолог, мы слышим взволнованный голос автора: “Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”

Читайте также: Мужество – итоговые сочинения для 9–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.

Горький в своем произведении описывает целый калейдоскоп жизней и характеров, пытаясь в каждом из них донести до читателя определенную цель.

ГЕРОИ
РАННИХ РАССКАЗОВ М.ГОРЬКОГО

М.Горький
входит в русскую литературу в 90-х годах
XIX века. Вхождение его было очень ярким,
он сразу же вызвал большой интерес у
читателей. Современники с изумлением
писали, что народ России, не знавший
Достоевского, мало знающий Пушкина и
Гоголя, не знающий Лермонтова, больше
других, но только кусочками знающий
Тостого, знает Максима Горького. Правда,
в этом интересе был и некоторый налет
сенсационности. Людей из низов привлекала
сама мысль, что в литературу пришел
писатель из их среды, не понаслышке
знавший жизнь с самых мрачных и страшных
ее сторон. Литераторов и читателей,
принадлежащих к элитарному кругу,
личность Горького привлекала, помимо
таланта, своей экзотичностью: человек
видел такие глубины «дна жизни»,
которые до него никто из писателей не
знал изнутри, на личном опыте. Этот
богатый личный опыт дал М.Горькому
обильный материал для его ранних
произведений. В эти же ранние годы
вырабатываются магистральные идеи и
темы, которые позднее сопровождали
писателя на всем протяжении его
творчества. Это, прежде всего, идея
активной личности. Писателя всегда
интересовала жизнь в ее брожении. У
М.Горького вырабатывается новый тип
взаимоотношений человека с окружающей
средой. Вместо формулы «среда заела»,
которая была во многом определяющей
для литературы предшествовавших 90-м
годам XIX столетия лет, у писателя звучит
мысль о том, что человека создает
сопротивление окружающей среде. С самого
начала произведения М.Горького распадаются
на два типа: ранние романтические тексты
и реалистические рассказы. Идеи же,
высказываемые автором в них, во многом
близки.

Ранние
романтические произведения М.Горького
многообразны по жанру: это рассказы,
легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны
его ранние рассказы — «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль». В первом из них
писатель по всем законам романтического
направления рисует образы красивых,
смелых и сильных людей. Опираясь на
традицию русской литературы, М.Горький
обращается к образам цыган, ставших
символом воли и безудержных страстей.
В произведении возникает романтический
конфликт между чувством любви и
стремлением к воле. Разрешается он
гибелью героев, но эта гибель не
воспринимается как трагедия, а скорее,
как торжество жизни и воли. В рассказе
«Старуха Изергиль» повествование
также строится по романтическим канонам.
Уже в самом начале возникает характерный
мотив двоемирия: геройповествователь
— носитель общественного сознания. Ему
говорится: «… стариками родитесь вы,
русские. Мрачные все, как демоны». Ему
противостоит мир романтических героев
— красивых, смелых, сильных людей: «Они
шли, пели и смеялись». В рассказе
ставится проблема этической направленности
романтической личности. Романтический
герой и другие люди — как складываются
их взаимоотношения? Иначе говоря,
ставится традиционный вопрос: человек
и среда. Как и положено романтическим
героям, горьковские персонажи противостоят
среде. Это, очевидно, проявилось в образе
сильного, красивого, свободного Ларры,
который открыто нарушил закон человеческой
жизни, противопоставил себя людям и
наказан вечным одиночеством. Ему
противопоставлен герой Данко. Рассказ
о нем построен как аллегория пути людей
к лучшей, справедливой жизни, из мрака
к свету. В Данко М.Горький воплотил образ
вождя народных масс. И образ этот написан
по канонам романтической традиции.
Данко так же, как и Ларра, противостоит
среде, враждебен ей. Столкнувшись с
трудностями пути, люди ропщут на ведущего
их, обвиняют его в своих бедах, при этом
масса, как и положено в произведении
романтическом, наделена отрицательными
характеристиками («Данко смотрел на
тех, ради которых он понес труд, и видел,
что они — как звери. Много людей стояло
вокруг него, но не было на лицах их
благородства»). Данко — герой-одиночка,
он убеждает людей силой своего личного
самопожертвования. М.Горький реализует,
делает буквальной распространенную в
языке метафору: огонь сердца. Подвиг
героя перерождает людей, увлекает их
за собой. Но от этого сам он не перестает
быть одиночкой, у людей, им же увлеченных
вперед, остается к нему не только чувство
равнодушия, но и враждебности: «Люди
же, радостные и полные надежд, не заметили
смерти его и не видали, что еще пылает
рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил
это и, боясь чего-то, наступил на гордое
сердце ногой».

Горьковская легенда о Данко была активно
использована как материал для революционной
пропаганды, образ героя приводился как
пример для подражания, позднее был
широко привлекаем официальной идеологией,
усиленно внедрялся в сознание молодого
поколения (были даже конфеты с названием
«Данко» и с изображением на обертке
горящих сердец). Однако у М.Горького все
не так просто и однозначно, как пытались
это представить подневольные комментаторы.
Молодой писатель сумел ощутить в образе
героя-одиночки и драматическую ноту
непонятности и враждебности ему среды,
массы. В рассказе «Старуха Изергиль»
явственно ощущается присущий М.Горькому
пафос учительства. Еще явственнее он в
особом жанре — песнях («Песня о Соколе»,
«Песня о Буревестнике»). Сегодня
они воспринимаются скорее как забавная
страница истории литературы и не раз
давали материал для пародийного
осмысления (так, в период эмиграции
М.Горького появилась статья с названием
«Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).
Но на одну важную для писателя в ранний
период его творчества проблему,
сформулированную в «Песне о Соколе»,
мне бы хотелось обратить внимание:
проблема столкновения героической
личности с миром обыденности, с
обывательским сознанием. Эта проблема
во многом развита М.Горьким и в его
реалистических рассказах раннего
периода.

Одним
из художественных открытий писателя
стала тема человека дна, опустившегося,
нередко спившегося бродяги — в те годы
их принято было называть босяками.
М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял
к ней большой интерес и широко отразил
ее в своих произведениях, заслужив
определение «певец босячества». В
самой этой теме не было полной новизны,
к ней обращались многие писатели XIX
века.

Новизна
была в авторской позиции. Если люди
вызывали прежде всего сострадание как
жертвы жизни, то у М.Горького все иначе.
Его босяки — это не столько несчастные
жертвы жизни, сколько бунтари, которые
сами эту жизнь не принимают. Они не
столько отверженные, сколько отвергающие.
Пример этого можно видеть в рассказе
«Коновалов». Уже в начале писатель
подчеркивает, что у его героев была
профессия, он «прекрасный пекарь,
умелец», им дорожит хозяин пекарни.
Коновалов представляет собой одаренную
натуру, одарен живым умом. Это человек,
который задумывается о жизни и не
принимает в ней обыденного, безгеройного
существования: «Тоска она, канитель:
не живешь, а гниешь!». Коновалов мечтает
о героической ситуации, в которой могла
бы проявиться его богатая натура. Он
говорит о себе: «Не нашел я себе
места!». Его увлекают образы Стеньки
Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни
Коновалов чувствует себя ненужным и
уходит от нее, в конце концов трагически
погибая. Сродни ему и другой горьковский
герой из рассказа «Супруги Орловы».
Григорий Орлов — один из самых ярких и
противоречивых характеров в раннем
творчестве М.Горького. Это человек
сильных страстей, горячий и порывистый.
Он напряженно ищет смысл жизни. Временами
ему кажется, что он его нашел — например,
когда он работает санитаром в холерном
бараке. Но затем Григорий видит
иллюзорность этого смысла и возвращается
к своему естественному состоянию бунта,
противостояния среде. Он способен многое
сделать для людей, даже жизнью своей
для них пожертвовать, но жертва эта
должна быть мгновенной и яркой,
героической, вроде подвига Данко. Недаром
он говорит о себе: «А горит сердце
большим огнем «. М.Горький относится
к таким людям, как Коновалов, Орлов и им
подобные, с пониманием. Однако, если
вдуматься, можно увидеть, что писатель
уже на раннем этапе подметил явление,
которое стало одной из проблем российской
жизни XX века: стремление человека к
героическому деянию, к подвигу,
самопожертвованию, порыву и неспособность
к повседневному труду, к обыденной
жизни, к ее будням, лишенным героического
ореола. Люди такого типа, как это
предугадал писатель, могут оказаться
великими в экстремальных ситуациях, в
дни бедствий, войн, революций, но они
чаще всего нежизнеспособны в нормальном
течении человеческой жизни. Сегодня
проблемы, поставленные писателем
М.Горьким в его раннем творчестве,
воспринимаются как актуальные и насущные
для решения вопросов нашего времени.

Соседние файлы в папке Смирнов ответы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Драма «На дне» является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев пьесы «На дне» будет представлено в этой статье.

герои пьесы на дне

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный экономический кризис. Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число «босяков», опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» – именно такие люди.

характеристика героев пьесы на дне

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его внутреннего мира. Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила – это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» – люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его – каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы «На дне»: таблица

герой как оказался на «дне» характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он «хороший» и «веселый».

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о «теплом ветерке» и «вечном солнце».

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто литературные произведения.

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел – представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении – это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

герои пьесы на дне Горького

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

герои пьесы на дне таблица

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут воспоминаниями о прошлом. Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы «На дне» дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о хлебе насущном, поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы «На дне» говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

образы героев пьесы на дне

За исключением Бубнова, все герои произведения «ночлежный» образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со «дна» вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой –слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. «Вот, погоди… умрет жена…» –говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое загробной жизни, в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его – уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

главные герои пьесы на дне

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы «На дне» Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: «Человек!.. Это звучит… гордо!»

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы «На дне» Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со «дна». Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: «Я и так не убегу». На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со «дна», и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека – искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. «Со дна» могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

судьбы героев пьесы на дне

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы «На дне». Верой в человека проникнуто все произведение.

Пьеса «На дне», характеристика героев которой представлена в данной статье, является самым известным и значимым произведением, вышедшим из-под пера Максима Горького. 

На дне

Главные действующие лица пьесы — люди, униженные судьбой, у которых нет будущего, но в чьих сердцах тлеет огонек надежды на лучшую жизнь. 

Ее название передает социальное и моральное состояние героев, которые являются изгоями и падшими людьми, борющимися за свое право на жизнь.

Характеристика и анализ героев пьесы Максима Горького «На дне»

Главные герои произведения представлены в роли обитателей ночлежки, со своим мировоззрением и принципами. Философия персонажей состоит в смирении и покорности судьбе, которой уже не суждено стать лучше. 

Описание их характеров и качеств составляет целый калейдоскоп, в котором переплелись жизни и судьбы самых разных людей.

Костылев

Костылев — владелец ночлежки, муж Василисы. Скрывается за маской доброты, но легко поддается вспышкам гнева и агрессии, меркантилен и во всем пытается найти личную выгоду. 

Костылев

К жителям ночлежки относится с пренебрежением и жестокостью, считая, что они его пожизненные должники. 

К супруге он относится не лучше, постоянно пытаясь поймать ее на измене с Пеплом. В итоге тот, подстрекаемый Василисой, убивает Костылева в завязавшейся драке.

Василиса

Василиса — супруга Костылева, холодная и расчетливая женщина, склонная к жестокости и порокам, всегда и во всем находит выгоду. 

Василиса

Она знает, чего хочет от жизни, и добивается этого любыми путями, подговаривая Пепла, с которым в прошлом имела интрижку, разделаться с ее пожилым мужем. 

К собственной сестре испытывает лишь раздражение и зависть, вымещая на ней недовольство и злобу.

Наташа

Наташа — младшая сестра Василисы, терпящая от нее и ее мужа унижения и оскорбления. Васька старается оказывать ей всяческие знаки внимания, но в итоге понимает, что не в состоянии обеспечить ей достойную жизнь. 

Наташа

Вскоре после смерти Костылева девушка пропадает без вести.

Васька Пепел

Пепел — беззаконник, не раз отбывавший заключение в тюрьме за воровство. Ранее был в отношениях с супругой Костылева, Василисой, которые в самом начале пьесы сходят на нет. 

Васька Пепел

После этого Васька начинает вовсю приударять за ее сестрой Наташей, обещая ей красивую новую и честную жизнь без бедности и горя. Но сбежать вместе им не суждено — Васька ввязывается в потасовку, в которой убивает Костылева, и снова попадает за решетку.

Лука

Лука— старик, сбежавший с каторги и пустившийся в странствия, чтобы помогать заблудшим душам. Жителям ночлежки он рассказывает небылицы и притчи и советует как нужно жить, пытаясь дать им силы и надежду. 

Лука

Сложно сказать, положительный ли он герой или антигерой, ведь своими высказываниями и афоризмами он причинил больше вреда, чем пользы. Трудно понять, врал ли он намеренно или же просто старался успокоить и подбодрить соседей.

Актер

Актер — пьяница, чье прошлое связано с работой в театре. Проникшись рассказом Луки, который действует на него как лекарство, он начинает отчаянно копить деньги на поездку в мифический город, в котором его якобы смогут вылечить от пьянства. 

Актер

Поняв, что это лишь обман, он начинает снова спасаться от безысходности пьянством и сводит счеты с жизнью.

Сатин

Сатин — алкоголик, зарабатывающий карточным мошенничеством. Отбыл тюремное заключение за убийство, но так и не смог встать на путь истины и честности. 

Сатин

При всей своей образованности продолжает промышлять жульничеством.

Барон

Барон — бывший чиновник, значение имени кроется в его дворянском происхождении. Состоит в отношениях с Настей, но относится к ней с пренебрежением, скидывая на нее свои обязанности и требуя денег на выпивку. 

Барон

Его совершенно не волнуют ее чувства и то, откуда она берет деньги. Он воспринимает ее доброту и привязанность как должное.

Настя

Настя — девушка, зарабатывающая на хлеб непристойным образом. Встречается с Бароном и, несмотря на хамство и унижения с его стороны, продолжает спонсировать его пьянство и жаловаться на жизнь. 

Настя

Ей нравится читать любовные романы, воображать себя их героиней и рассказывать соседям по ночлежке небылицы о своих прошлых романах.

Бубнов

Бубнов — бывший хозяин меховой мастерской, оставшийся после развода у разбитого корыта. 

Бубнов

Не покидает надежд на возврат к нормальной жизни и перебивается случайными заработками, занимаясь шитьем и продажей шапок.

Клещ

Клещ — ремесленник, работающий слесарем, супруг Анны. Беспрестанно унижает, оскорбляет и избивает больную жену, объясняет свои неудачи ее виной, и даже болезнь супруги не смогла смягчить его сердце. 

Клещ

После смерти Анны ему приходится продать все свои инструменты для работы, чтобы на вырученные деньги организовать ей похороны. Это выбивает его из колеи и оставляет безо всяких перспектив на жизнь за пределами ночлежки.

Анна

Анна — жена Клеща, медленно и мучительно умирающая от чахотки. Терпит побои и жестокое отношение мужа, считая их причиной своей болезни. 

Анна

По мнению остальных постояльцев ночлежки, она является ненужной частью обстановки, зря занимающей место и мешающей спать своим кашлем. 

Она до последнего надеется хоть на каплю сочувствия и доброты от супруга, но в муках и горе умирает от своей болезни.

Квашня

Квашня — продавщица пельменей, подвергавшаяся побоям и жестокости все восемь лет несчастливого брака. 

Квашня

Становится женой милиционера Медведева, поверив в его обещания о мирной и спокойной жизни. Но после его ухода в пьянство начинает срываться и бить супруга.

Медведев

Медведев — милиционер, приходится родным дядей Василисе и Наташе. Пытается всячески завоевать внимание Квашни и сватается к ней, обещая, что не повторит ошибок ее бывшего супруга. 

Но после долгожданной женитьбы спивается, за что жена начинает его избивать. Старается игнорировать все «темные дела» Василисы, Костылева и Васьки, закрывая глаза на издевательства, от которых страдает Наташа.

Татарин

Татарин — работает крючником и выступает в пьесе борцом за справедливость и соблюдение законов, обличает жульнический промысел Сатина и Барона. 

Татарин

По этой причине оказывается втянутым в драку с Кривым Зобом и, сломав руку, остается без работы.

Алешка

Алешка — пьянствующий сапожный мастер. Любит развлекать соседей по ночлежке игрой на гармошке и пением. 

Алешка

Частый гость милицейского отделения из-за пьянства и хулиганства.

Кривой Зоб

Кривой Зоб — грузчик по профессии, проводит досуг, распевая песни и играя в карты. На основе общего с Бароном и Сатиным увлечения, оправдывает их жульничество. 

Кривой Зоб

Позже, из-за драки с Татариным, вступает в ссору с Медведевым.

Заключение

В этом произведении Горький поднимает не только остросоциальный вопрос, но и тему поиска смысла жизни, взаимопонимания и доверия, любви, правды и лжи. Здесь у каждого героя есть своя предыстория, которая привела его к жизненному падению. Цитаты героев и их мысли дают понять читателю, что даже на самом дне общества есть жизнь и надежда.

Тема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжёлой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с её ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании рассказов явно присутствуют признаки революционного романтизма.

Все писатели-романтики выражают решительное неприятие современного им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали. Отвергая реальное современное общество, они утверждают свой идеал-мечту справедливого, высоконравственного общественного устройства. Так создаётся двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Отталкиваясь от красивого, но придуманного идеала, романтики с удвоенной силой начинают критиковать окружающий мир. Одни (например, Дж.Г.Байрон, К.Ф.Рылеев) изображают героев, которые не примиряются с действительностью, искренне желают её улучшить или даже исправить; другие (например, Э.-Т.-А. Гофман, В.А.Жуковский) показывают героев, которые отстраняются от реального мира, углубляются в собственные переживания, их привлекают «тайны роковые» (А.С.Пушкин), познание мистического. Творчество первых принято относить к активному (революционному) романтизму, творчество вторых — к пассивному (созерцательному) романтизму. Герои ранних рассказов Горького — романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром (Сокол), утверждают свою духовную независимость от мещанской морали (Радда и Лойко), руководствуются деятельной любовью к людям (Данко), то есть являются активными романтическими героями.

Главной художественной особенностью ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма.

Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, как принято у писателей-романтиков (в реалистическом произведении антитеза, если можно так сказать, разнонаправленная, то есть главный герой сравнивается-противопоставляется разным второстепенным персонажам), решает мировоззренческие философские проблемы. В «Макаре Чудре» (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? Такова тема рассказа. История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни. В «Старухе Изергиль» (1894) главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» (1895) вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.

Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).

В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью. Этим героям присуще одно всепоглощающее стремление-качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — любовь к людям, когда герой не щадит даже собственной жизни, желая спасти свой народ, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).

В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж. В «Макаре Чудре» выразительными штрихами описана чёрная южная ночь в степи, слышен рокот недалёкого моря, а герои сидят около большого костра, который как бы разрезает своим светом ночь: «Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». В «Старухе Изергиль» изображается молдавская степь, поздний летний вечер, переходящий опять в чёрную южную ночь, таинственные тени и огоньки в ночной степи. В «Песне о Соколе» Горький рисует ясную, прозрачную ночь в степном Крыму, упоминает плеск близкого моря.

В-пятых, каждый из трёх рассказов имеет очень похожее композиционное построение — рассказ в рассказе. Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине — сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции. Такое построение часто встречалось у писателей-романтиков XIX века и оформлялось как исповедь (поэма Байрона «Шильонский узник», поэма Лермонтова «Мцыри»). Горький, как и предшествующие романтики, использует приём самораскрытия героя. Рассказывая легенды и истории молодому слушателю, старики объясняют свои собственные взгляды на жизнь —раскрывают своё мировоззрение, свою систему жизненных ценностей.

В-шестых, в каждом рассказе описание героев и событий дано в романтическом стиле, который характеризуется множеством красочных эпитетов, ярких сравнений, неожиданных метафор. Примером могут служить портреты стариков. «Макар Чудра» начинается с описания старого цыгана: «Он полулежал в красивой, сильной позе (…), методически потягивал из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма, и, неподвижно уставив глаза куда-то (…) в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал…». В начале «Старухи Изергиль» помещается подробный портрет старой молдаванки, похожей на романтическую ведьму: «Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нем и морщинистый нос, загнутый, словно клюв совы. (…) Кожа на лице, шее, руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ожидать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами» (II). В «Песне о Соколе» представлено романтическое изображение крымского чабана Надыра-Рагима-оглы. Молодой человек, беседующий со стариком, не выписывает подробно его лицо, фигуру, одежду, но подбирает выразительные штрихи: «высокий, седой, сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик» является неотъемлемой, органичной частью окружающей природы.

Горький использует в рассказах особый строй речи — напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность прозы достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, изобилием выразительных тропов.

Герои-старики рассказывают свои истории молодому человеку, пешком путешествующему по Руси, — единственному реалистическому персонажу в рассказах. В критической литературе его принято называть «автобиографический герой». От него не слышно жалоб на неудобства кочевой жизни, он вносит в произведения дух благородства и оптимизма, пользуется уважением стариков рассказчиков. Читатель не знает о нём ничего: ни его имени, ни возраста, ни причин, которые заставили его странствовать. В этом автобиографический герой похож на романтических героев, но в нём есть и другие черты, отличающие его от романтических героев. Мировоззрение стариков — романтический максимализм — его не устраивает, потому что он знает реальную жизнь, которая сильно отличается от легендарной. Он заинтересованно слушает историю о Радде и Лойко, но не соглашается с жизненной философией Макара Чудры. Он же восхищается красочностью легенд о Ларре и Данко, но критически оценивает жизнь старой Изергиль.

Подводя итог, необходимо отметить, что три анализируемые рассказа по идейно-художественным приёмам относятся к романтизму: смысловая антитеза в основе сюжета, герои с сильными страстями и одной главной чертой характера, «одушевлённый» пейзаж, самораскрытие героя-рассказчика, кольцевая композиция, красочный стиль повествования. В рассказах звучит типичный для революционных романтиков мотив неприятия окружающей действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центр повествования Горький ставит героев сильных, смелых, не покоряющихся никому и ничему.

Творчество Горького называют интеллектуальным, потому что в основе его произведений лежит спор философских идей. «Есть ли что-нибудь дороже свободы?» — задаёт вопрос Макар Чудра. «В чём бессмертие человека, а значит, и смысл его жизни?» — рассуждает старуха Изергиль. «Безумство храбрых — это глупость или подвиг?» — спрашивает Рагим. Старики рассказчики отвечают на эти вопросы своими легендарно-фантастическими историями, а автобиографический герой выражает в этих произведениях реалистический взгляд на мир. Таким образом, в ранних рассказах Горького переплетаются реализм и революционный романтизм, то есть начинает формироваться новое литературное направление, названное позже «социалистическим реализмом». Если писатели-реалисты XIX века уделяли главное внимание быту, происхождению, воспитанию героя (то есть мотивированности его характера), то Горького интересовала неповторимая индивидуальность героев, в которой проявлялись их потенциальные возможности. В ранних рассказах писатель утверждает смой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.

Характеристика героев “На дне”

Характеристика героев «На дне» помогает составить общий портрет людей, находящихся на «дне жизни»: бездействие, смиренность, нежелание и неспособность изменить собственную жизнь.

Костылевы

Владелец ночлежки, в которой проживают главные герои пьесы «На дне», и его жена Василиса – злые и порочные люди. Данные персонажи «На дне» считали себя «хозяевами жизни», не понимая, что нравственно они оказываются хуже тех, кому не повезло в жизни.

Актер

Это бывший актер, организм которого теперь «отравлен алкоголем». М. Горький не наделяет своего героя даже именем, чтобы показать нахождение его на «дне жизни», его безволие и бездействие.

Сатин

Сатин попал в ночлежку после тюремного заключения за убийство человека. Герой понимал, что его жизнь кончена, поэтому он не старался изменить ее. Сатин является своеобразным философом, который рассуждает на многие вечные вопросы. М. Горький особое внимание уделяет описанию данного образа, так как он во многом выражает авторскую позицию.

Настя

Это молодая девушка, которая мечтает об искренней любви, несмотря на то что сама она является девушкой легкого поведения.

Васька Пепел

Васька является вором, который мечтает о честной жизни в Сибири рядом со своей возлюбленной Наташей. Однако мечтам Пепла не суждено сбыться: желая защитить Наташу, он убивает Костылева и оказывается в тюрьме.

Наташа

Это сестра Василисы, которая вечно терпит издевательства и даже побои от Костылевых.

Лука

Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.

Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:

Лука дает Актеру надежду на исцеление от алкоголизма, рассказывая о «праведной земле».

Лука говорит жителям ночлежки то, что они хотят услышать. Герой утешает их, а в некоторых случаях и обманывает их, чтобы дать надежду на лучшую жизнь. Однако полное бездействие жителей ночлежки не способно изменить их жизнь к лучшему, поэтому слова Луки почти не оказывают влияние, а в случае Актера – оказывают отрицательное воздействие.

Лука говорит Анне о покое, который она получит после смерти.

Лука дает надежду Ваське Пеплу, что его жизнь изменится, когда он уедет в Сибирь.

Лука говорит Насте, что она обретет настоящую любовь.

Клещ

По профессии Клещ является слесарем. Он честно и упорно работает, чтобы выбраться из ночлежки. Постепенно его старания прекращаются, так как он понимает, что он ничем не отличается от находящихся рядом с ним людей, которых ранее он презирал. Клещ злится на собственную судьбу, уже прекратив стараться изменить жизнь к лучшему.

Анна

Жена Клеща, которая находится при смерти. Она понимает, что абсолютно никому не нужна, даже собственному мужу, который считает, что ее смерть пойдет на пользу им обоим.

Бубнов

Раньше герой владел красильной мастерской, но окружающая среда сломала Бубнова, когда его жена сбежала от него к мастеру. Находясь на «дне жизни», Бубнов не стремится к улучшению жизни, он фактически плывет по течению, не думая о будущем.

Барон

Барон является человеком, который не думает о хорошем будущем, он живет в прошлом, которое для него было хорошим.

Квашня

Героиня произведения является торговкой пельменями. Это сильная женщина, которая привыкла зарабатывать на жизнь собственным трудом. Жизнь не озлобила ее, она привыкла помогать другим людям.

Медведев

Это полицейский, который посещает ночлежку для сохранения порядка. На протяжении всего повествования ухаживает за Квашней, в итоге женщина соглашается на отношения с ним.

Алешка

Это молодой сапожник, пьянство которого привело его на «дно жизни». Он не стремится исправить себя, сделаться лучше, он доволен тем, что имеет.

Татарин

Татарин является ключником, считавшим, что каждый человек должен жить честной жизнью, несмотря на различные обстоятельства.

Кривой Зоб

Это еще один ключник, который оправдывал свой нечестный образ жизни тем, что честные люди не смогут выжить в этом мире.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика героев «На дне»», даст краткие сведения о персонажах пьесы М. Горького.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Инна Семенова

    11/15

  • Ама Хай

    14/15

  • Алексей Пловец

    10/15

  • Лиза Иконкина

    14/15

  • Семен Девятов

    15/15

  • Наталья Белогородская

    14/15

  • Сева Страшко

    15/15

  • Ерболат Назарбаев

    13/15

  • Ирина Дорохова

    15/15

  • Демьян Кузьменко

    15/15

  • В чем отличие между ошибкой и преступлением сочинение рассуждение
  • В чем отличие между ошибкой и преступлением сочинение аргументы
  • В чем отличие между ошибкой и преступлением итоговое сочинение
  • В чем отличие литературной сказки от фольклорной а в чем их сходство
  • В чем отличие легенды от сказки