В чем отличие сказки о мертвой царевне и 7 богатырях от фольклорной сказки

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия РАЗЛИЧИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПУШКИНСКОЙ СКАЗКИ И СКАЗКИ НАРОДНОЙ (на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

РАЗЛИЧИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПУШКИНСКОЙ СКАЗКИ

И СКАЗКИ НАРОДНОЙ

(на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной. С.Я.Маршак

Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной.

С.Я.Маршак

Что такое сказка? Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях Чему она учит? Сказка учит отличать доброе от злого, хорошее от плохого

Что такое сказка?

Занимательный рассказ

о необыкновенных

событиях и приключениях

Чему она учит?

Сказка учит отличать

доброе от злого,

хорошее от плохого

Какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве..»? Волшебные Назовите признаки волшебных сказок Волшебные силы и предметы, троекратное повторение событий, превращения героев, счастливая концовка

Какие сказки обычно

начинаются со слов:

«В некотором царстве,

в некотором государстве..»?

Волшебные

Назовите признаки волшебных сказок

Волшебные силы и предметы, троекратное повторение событий, превращения героев, счастливая концовка

Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? Переживание за героев, сочувствие им, восхищение их качествами, поступками, восторг

Что вы чувствуете,

когда слушаете

волшебные сказки?

Переживание за героев, сочувствие им, восхищение их качествами, поступками, восторг

Как вы думаете, что испытывал маленький Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

Как вы думаете, что испытывал маленький Пушкин, слушая старинные предания и былины, которые рассказывала ему няня?

Трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне Яковлевой, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала ему народные сказки, о которых он писал: « Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне Яковлевой, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала ему народные сказки, о которых он писал:

« Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных русским духом». Вспомните их. «Сказка о рыбаке и рыбке»  «Сказка о мёртвой царевне…»  «Сказка о царе Салтане…»  «Сказка о золотом петушке»  «Сказка о попе и работнике его Балде»

Пушкин создал пять замечательных

литературных сказок, «пропитанных русским духом». Вспомните их.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне…»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Любимый собеседник мачехи?  Что царевна вынесла Чернавке? Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? Как звали пса? Жених царевны? Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? Что видела в окно царица, ожидая мужа? Что было в яблоке? Кто помог Елисею разыскать невесту?   з р к а л е о б е л х с е м ь о к л о о С к е й Е с и л н а с о с с н г е я д в е т е р

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

  • Любимый собеседник мачехи?
  • Что царевна вынесла Чернавке?
  • Сколько торговых городов было дано царевне в приданое?
  • Как звали пса?
  • Жених царевны?
  • Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну?
  • Что видела в окно царица, ожидая мужа?
  • Что было в яблоке?
  • Кто помог Елисею разыскать невесту?

з

р

к

а

л

е

о

б

е

л

х

с

е

м

ь

о

к

л

о

о

С

к

е

й

Е

с

и

л

н

а

с

о

с

с

н

г

е

я

д

в

е

т

е

р

Какую сказку представляет собой Пушкинская «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» —  литературная сказка Литературная сказка —  это произведение, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

Какую сказку представляет собой Пушкинская

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

«Сказка о мёртвой царевне

и семи богатырях»

литературная сказка

Литературная сказка

это произведение, ориентированное на вымысел, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору.

Чем сходны литературные и народные сказки? Элементы сказки Народная сказка Присказки Сказка А.С. Пушкина Зачины Концовки Постоянные эпитеты Повторы Сказочные числа Волшебные предметы + и - герои Добро одерживает победу Название Форма изложения Автор + - + + + + + + + + + + + + + + + + краткое объёмное прозаическая стихотворная нет (народ) поэт (А.С.Пушкин)

Чем сходны литературные и народные сказки?

Элементы сказки

Народная сказка

Присказки

Сказка А.С. Пушкина

Зачины

Концовки

Постоянные эпитеты

Повторы

Сказочные числа

Волшебные предметы

+ и — герои

Добро одерживает победу

Название

Форма изложения

Автор

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

краткое

объёмное

прозаическая

стихотворная

нет (народ)

поэт (А.С.Пушкин)

ВЫВОД

ВЫВОД

  • А.С.Пушкин сам называет свое произведение сказкой, и написано оно на основе народных волшебных сказок Арины Родионовны.
  • По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует присказка, но завершается сказка традиционной сказочной концовкой.
  • Пушкинская традиционная манера напоминает традиционную сказочную, автор использует постоянные эпитеты, слова и выражения, свойственные народной сказке.
  • Сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Чем сказка о мертвой царевне и семи богатырях похожа на народную сказку?

Подскажите. Тема из 5 класса.

2 ответа:



3



0

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина похожа на волшебную народную сказку. В ней, как и в народной, идет борьба добра и зла, то есть действуют добрые герои (например,Царевна, семь богатырей, королевич Елисей) и злые (мачеха прежде всего). Так же, как в народной сказке, здесь добро одерживает победу над злом. Царевну отыскал Елисей, она ожила, а злая мачеха умерла — от злости на царевну и зависти к ней. Кстати, во многих народных сказках, как и в пушкинской, героиней является именно злая мачеха, которая обижает падчерицу, житья ей не дает.Кроме того, здесь одухотворяются силы природы и действуют как самостоятельные герои (Ветер, Солнце, Месяц).

В сюжете сказки есть путь героя (царевна бродит по лесу, находит дом семи богатырей, Елисей ищет царевну)

Если говорить о композиции сказки, то здесь, хоть и нет зачина (дается сразу экспозиция), зато есть концовка, как и в народной сказке:

WbR8sih8YNMIJZnFuNCUF62SKIR2dGd.png

В сказке есть троекратное повторение событий, используются волшебные числа (семь богатырей). В этой сказке, как и в волшебной народной, есть волшебные предметы (говорящее зеркало у царицы-мачехи)

Очень близок народной сказке и язык произведения А.С. Пушкина. Здесь мы слышим постоянные эпитеты (красна девица, темная ночка,солнце красное, светлая горница и др.), уменьшительно-ласкат­<wbr />ельные суффиксы (белая ручка, белешенька земля).



2



0

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатыря», безусловно, похожа на народную. И этому есть объяснение: в основу своих сказочных произведений Пушкин клал сказки, рассказанные его наюяней Ариной Родионовной.

Другим подтверждением фольклорные истоков данной сказки является её сильное сходство с западноевропейской сказкой про Белоснежку и семерых гномов, являющую я народной. В литературоведении есть такое понятие как «бродячие сюжеты», т. е. сюжеты, характерные для соседствующих народов. Одним из них является сюжет про злую мачеху, гибель и воскрешение царевны/принцессы, похождения царевича/принца в поисках возлюбленной.

Кроме того, «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», несмотря на её авторское происхождение, присуща композиция народной волшебной сказке, о чем уже подробно рассказали в предыдущем ответе.

Читайте также

Видимо, у Пушкина была весомая причина, чтобы отказаться от привычного зачина :

под окном уселись три девицы, чтобы сказочный сюжет стремительно развиться

смог. И для этого он подобрал двустишия из стихотворных стоп,

как рассказывала в детстве его няня. Так читаем эту сказку мы сегодня с вами.

Переполненность сюжетностью картины

не терпела лишнего, и от всех вступлений длинных

отказался Пушкин, вынужден был их вышвырнуть.

Так царицу ждала злая участь и ее сыночка, по волнам морским катилась бочка,

но всей сволочи назло время счастья и любви пришло.

Этот феерический финал

с самого начала — так и хочется сказать что зрителя — и ожидал.

Сказка «Муми-тролль и волшебная зима» рассказывает, как мы взрослеем.

И вот как это происходило с одним отдельно взятым Муми-троллем:

  1. Семейство муми-троллей уютно устроилось на зимнюю спячку.
  2. Маленький Муми-тролль внезапно проснулся и ощутил себя очень одиноким.
  3. Появляются новые знакомые, но Муми-троллю не удается с ними подружиться.
  4. Похороны маленького бельчонка.
  5. Гости собрались на большой костер, но все оказалось не так уж и весело.
  6. Зимой происходит много удивительного и никому не интересно понимать как ты жил раньше.
  7. Никто не знает, какой мир настоящий — прежний или изменившийся теперешний.
  8. Песик Юнк понимает ошибочность детской мечты.
  9. Наступила весна. Зимние гости отправились домой.
  10. Оказывается, до всего нужно додумываться своим умом.
  11. Муми-троль совершил геройский поступок.
  12. Мама проснулась!
  13. Муми-тролль понял, как важно уметь справляться с трудностями самостоятельно.

Сказка «Муми-тролль и комета» довольно большая по объему, в ней десять глав и множество приключений, запомнить которые полностью совершенно невозможно. Поэтому можно составить план, в котором отразить самые важные события сказки, чтобы опираясь на него, можно было пересказать ее содержание.

План сказки «Муми-тролль и комета»:

  1. Муми-тролль и Снифф на бергу моря находят грот
  2. Ондатр предсказывает гибель Земли
  3. Муми-тролль и Снифф отправляются на плоту в обсерваторию
  4. Друзья знакомятся со Снусмумриком и он плывет вместе с ними.
  5. Плот терпит крушение и друзей спасает Хемаль-энтомолог
  6. Друзья посещают обсерваторию и узнаю время падения кометы
  7. Муми-тролль спасает фрекен Снорк, в которую влюбляется
  8. Друзья возвращаются домой, но сперва попадают на танцы
  9. Друзья на ходулях переходят высохшее море
  10. Жители муми-долины спасаются бегством
  11. Друзья знакомятся с Хемалем-филателистом и на его платьях летят домой
  12. Друзья возвращаются в муми-дом
  13. Эвакуация в грот
  14. Спасение котенка
  15. Комета пролетает мимо.

Как писать план к рассказу «Братья Львиное Сердце». Когда произведение прочитано, то правильно составить план не составит труда.

Краткое описание читаем >> здесь.

Я предлагаю выделить следующие пункты, чтобы сделать устный пересказ или написать сочинение по сказке А.Линдгрен Братья Львиное Сердце:

1) От чьего имени ведётся рассказ и почему писательница выбрала этого героя рассказчиком истории;

2) Какой мы видим семью братьев. Их отношения между собой и с другими действующими лицами;

3) Какими показаны главные герои — Юнатан и Карл. Какими чертами характера они обладают. В чём их различия и схожесть;

4) Опишите трагические события, произошедшие в семье двух братьев;

5) Откуда братья узнали о волшебной стране Нангияла и чем она особенна;

6) Как братья попали в волшебную страну, где поселились. Какая там природа, жители;

7) С какими трудностями встретились братья. Какой стала их новая жизнь;

8) Что за события сделали Юнатана и Карла — обладателями звания «Львиное сердце». Что сказочного в характерах двух братьев;

9) Как Юнатан стал освободителем. Откуда братья узнали о Нангилиме;

10) Чему учат нас образы героев;

11) Где на ваш взгляд здесь вымысел, а где правда. Какая главная идея этой фантастической повести.

О «главной мысли» и своё впечатление от прочитанного я написала >> здесь.

Возможный вариант плана к сказке Туве Янссон «Опасное лето»:

  1. Поблизости проснулась огнедышащая гора, а в Муми — доле началось наводнение.
  2. Окружающий мир очень изменился, кухня превратилась в аквариум.
  3. Жилище муми — троллей ушло под воду. Семья переселилась в странный плавучий дом с бумажными дверями и уймой ненастоящих вещей.
  4. В дальнем углу за искусственной пальмой живет театральная крыса Эмма.
  5. Плавающий дом унесло течением, Муми — тролль и фрекен Снорк остались на дереве одни.
  6. Дом застрял на мели. Эмму раздражают соседи, не разбирающиеся в театре.
  7. Снусмумрик подобрал малышку Мю и отправился сводить счеты со сторожем парка, а еще посадил семена хатифнаттов и обзавелся двадцатью четырьмя малышами.
  8. Муми — тролль и фрекен Снорк подружились с Филифьонкой, а хемуль полицейский посадил их в кутузку.
  9. Эмма объясняет, что такое театр, и Муми — папа решил поставить пьесу, чтобы Муми — тролль смог их найти.
  10. Снусмумрик учится быть папой.
  11. Генеральная репетиция прошла удачно.
  12. Тюремный надзиратель тоже любит театр.
  13. Спектакль получился не по сценарию. Эмма холодно встретила свою племянницу Филифьонку.
  14. Вода пошла на убыль, обитатели возвращаются в свои дома. Все опять будет хорошо.

1.

РАЗЛИЧИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ
ПУШКИНСКОЙ СКАЗКИ
И СКАЗКИ НАРОДНОЙ
(на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

2.

Пушкинская сказка – прямая
наследница сказки народной.
С.Я.Маршак

3.

Что такое сказка?
Занимательный рассказ
о необыкновенных
событиях и приключениях
Чему она учит?
Сказка учит отличать
доброе от злого,
хорошее от плохого

4.

Какие сказки обычно
начинаются со слов:
«В некотором царстве,
в некотором государстве..»?
Волшебные
Назовите признаки
волшебных сказок
Волшебные силы и предметы,
троекратное повторение
событий, превращения героев,
счастливая концовка

5.

Что вы чувствуете,
когда слушаете
волшебные сказки?
Переживание за героев, сочувствие
им, восхищение их качествами,
поступками, восторг

6.

Как вы думаете, что
испытывал маленький
Пушкин, слушая старинные
предания и былины, которые
рассказывала ему няня?

7.

Трогательную привязанность испытывал
Пушкин к своей няне Арине Родионовне
Яковлевой, крепостной крестьянке.
Именно она рассказывала ему народные
сказки, о которых он писал:
«Вечером
слушаю
сказки – и
вознаграждаю тем
недостатки проклятого
своего воспитания. Что
за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»

8.

Пушкин создал замечательные
литературные сказки, «пропитанные
русским духом». Вспомните их.

9.

Кроссворд по сказке А.С.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях»
з е р к
х
с
С о
Е л и
с о с н
с
я
в е т е
а
л
е
к
с
а
н
д
р
л
е
м
о
е
о
б
ь
л ко
й
ег
1. Любимый собеседник
мачехи?
2. Что царевна вынесла
Чернавке?
3. Сколько торговых городов
было дано царевне в
приданое?
4. Как звали пса?
5. Жених царевны?
6. Под каким деревом в лесу
должна была оставить
Чернавка царевну?
7. Что видела в окно царица,
ожидая мужа?
8. Что было в яблоке?
9. Кто помог Елисею
разыскать невесту?

10.

Какую сказку представляет собой
Пушкинская
«Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях»
«Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях» —
литературная сказка
Литературная сказка —
это произведение, ориентированное на вымысел, тесно
связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё,
принадлежащее конкретному автору.

11.

Чем сходны литературные и
народные сказки?
Элементы сказки
Присказки
Зачины
Концовки
Постоянные эпитеты
Повторы
Сказочные числа
Волшебные предметы
+ и — герои
Добро одерживает победу
Название
Форма изложения
Автор
Народная сказка
Сказка А.С. Пушкина
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
краткое
прозаическая
нет (народ)
объёмное
стихотворная
поэт (А.С.Пушкин)

12.

ВЫВОД
А.С.Пушкин сам называет свое произведение сказкой,
и написано оно на основе народных волшебных сказок
Арины Родионовны.
По сюжету и композиции пушкинская сказка тяготеет
к народной сказке: в основе борьба добра и зла, мотив
троекратного повтора и сказочных чисел, отсутствует
присказка, но завершается сказка традиционной
сказочной концовкой.
Пушкинская
традиционная
манера
напоминает
традиционную сказочную, автор использует постоянные
эпитеты, слова и выражения, свойственные народной
сказке.
Сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у
неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и
зависти.

logo

  • Определите чем Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина близка произведениям устного народного творчества и в чём её отличие от народной
    сказки. ПОЖАЛУЙСТА ОЧЕЕНЬ НАДО. 
    СТО БАЛЛОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ////

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      angeliquearcher363

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    13 секунд назад

    Учи ру решите пж кто решит отсосу в майнкрафте

  • matematika
    Математика

    18 секунд назад

    2. Знайти радіус кола, якщо його довжина:1) С=62,8 см; 2) С=75,36см

  • matematika
    Математика

    18 секунд назад

    Обчисли суму чисел за допомогою координатної прямої. а) -1+7; б) 6+(-4); в) -2+5; г) -1+(-2); д) 3+(-7); е) -5+5​

  • matematika
    Математика

    18 секунд назад

    2 класс, 5 и 8 пример помогите пожалуйста срочно

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    18 секунд назад

    ПОЖАЛУЙСТА , ПОМОГИТЕ, СРОЧНО, ПРОШУ!!!!!!! НАПИСАТЬ РАССКАЗ О ПЕРСОНАЖЕ ГАРРИ ПОТТЕР!!!!!​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Комментарии преподавателя

1. Создание «Сказки о мертвой царевне». Место и время

Се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях» Эта сказ­ка да­ти­ро­ва­на 4 но­яб­ря 1833 года. Ос­но­вой сю­же­та по­слу­жи­ла рус­ская сказ­ка, рас­ска­зан­ная Пуш­ки­ну няней, Ари­ной Ро­ди­о­нов­ной, когда он жил дол­гую зиму в ссыл­ке, в сель­це Ми­хай­лов­ском, в име­нии своих ро­ди­те­лей. Сель­цо Ми­хай­лов­ское было неко­гда ча­стью двор­цо­вых зе­мель, Ука­зом до­че­ри Петра 1  в 1742 году оно было по­жа­ло­ва­но в веч­ное вла­де­ние Аб­ра­му Пет­ро­ви­чу Ган­ни­ба­лу — «арапу Петра Ве­ли­ко­го», пра­де­ду Пуш­ки­на ,  в «воз­да­я­ние за­слуг, ока­зан­ных им оте­че­ству». «При­ютом спо­кой­ствия, тру­дов и вдох­но­ве­нья» на­зы­вал поэт Ми­хай­лов­ское. Два года он про­вел здесь в ссыл­ке – из­гнан­ни­ком.

Се­год­ня мы с вами по­про­бу­ем срав­нить ис­ход­ную на­род­ную сказ­ку , за­пись ко­то­рой оста­лась в бу­ма­гах поэта, со «Сказ­кой о мерт­вой ца­ревне…»

 2. Вступление

Мы уже го­во­рил о том, что в ос­но­ве ли­те­ра­тур­ной сказ­ки часто лежит сказ­ка на­род­ная, но из­ме­нен­ная, до­пол­нен­ная, при­об­рет­шее со­вер­шен­но новое зву­ча­ние, слу­жа­щее целям, ко­то­рые ста­вит перед собой автор.

Вот как, очень схе­ма­тич­но, вы­гля­дит   за­пись сю­же­та на­род­ной сказ­ки:

«Ца­рев­на за­блу­ди­лась в лесу.

Уже стран­но: сказ­ка без на­ча­ла.

Вы пом­ни­те на­ча­ло сказ­ки Пуш­ки­на:

«Царь с ца­ри­цею про­стил­ся, В путь-до­ро­гу сна­ря­дил­ся, И ца­ри­ца у окна Села ждать его одна.

Сказ­ка Пуш­ки­на на­чи­на­ет­ся с раз­лу­ки. Рас­сказ о то­ми­тель­ном ожи­да­нии «ми­лО­го друга» очень похож на на­род­ную песню, мы чув­ству­ем тре­во­гу, и она не на­прас­на.

Ждет-по­ждет с утра до ночи, Смот­рит в поле, инда очи Раз­бо­ле­лись гля­дю­чи С белой зори до ночи; Не ви­дать ми­ло­го друга! Толь­ко видит: вьет­ся вьюга, Снег ва­лит­ся на поля, Вся бе­ле­шень­ка земля. Де­вять ме­ся­цев про­хо­дит, С поля глаз она не сво­дит. Вот в со­чель­ник в самый, в ночь Бог дает ца­ри­це дочь.

Одна ра­дость вле­чет за собой дру­гую: воз­вра­ще­ние царя Рано утром гость же­лан­ный, День и ночь так долго ждан­ный, Из­да­ле­ча на­ко­нец Во­ро­тил­ся царь-отец.

Ка­за­лось бы : о чем даль­ше рас­ска­зы­вать – уже счаст­ли­вый конец? Но про­дол­же­ние самое неожи­дан­ное:

На него она взгля­ну­ла, Тя­же­ле­шень­ко вздох­ну­ла, Вос­хи­ще­нья не снес­ла, И к обедне умер­ла.

По­лу­ча­ет­ся ,что ца­ри­ца уми­ра­ет от ра­до­сти встре­чи. От этого про­ти­во­ре­чия:  ра­дость – смерть тре­во­га и бес­по­кой­ство чи­та­те­ля воз­рас­та­ют мно­го­крат­но.

 3. Язык сказки

Язык сказ­ки очень бли­зок на­род­но­му, осо­бен­но это за­мет­но во вступ­ле­нии: это со­зда­ет осо­бое на­стро­е­ние . Ис­поль­зо­ва­ны обо­ро­ты речи, ха­рак­тер­ные для ска­зок путь –до­ро­га, ждет по­ждет, царь-отец;  на­род­ные (уста­рев­шие уже в пуш­кин­ские вре­ме­на) формы речи : инда  очи раз­бо­ле­лись гля­дю­чи, из­да­ле­ча;  осо­бые суф­фик­сы, ко­то­рые до­бав­ля­ют сло­вам вы­ра­зи­тель­но­сти: лас­ко­во-пе­чаль­ное — бе­ле­шень­ка, тя­же­ле­шень­ко.

 4. Мачеха

В на­род­ной сказ­ке упо­ми­на­ет­ся ма­че­ха ца­рев­ны – новая жена царя. Вот как у Пуш­ки­на:  Долго царь был неуте­шен, Но как быть? и он был гре­шен; Год про­шел, как сон пу­стой, Царь же­нил­ся на дру­гой. Прав­ду мол­вить, мо­ло­ди­ца Уж и впрямь была ца­ри­ца: Вы­со­ка, строй­на, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, лом­ли­ва, Свое­нрав­на и рев­ни­ва.

За­ме­ча­тель­ная де­таль: уж и впрямь  была ца­ри­ца. Ви­ди­мо, пер­вая жена царя (по мне­нию кого, кста­ти?) дер­жа­ла себя не по-цар­ски?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние ,что в на­род­ных сказ­ках о ма­че­хе го­во­рит­ся обыч­но так: Злая ма­че­ха – и все. А тут ха­рак­тер ма­че­хи не ис­чер­пы­ва­ет­ся одним опре­де­ле­ни­ем , а очень по­дроб­но опи­сан. Мы еще вер­нем­ся к этим стро­кам.

Ис­то­рию вза­и­мо­от­но­ше­ний новой ца­ри­цы и зер­каль­ца: «Я ль на свете всех милее, всех ру­мя­ней и белее?» мы тоже не на­хо­дим в за­пи­си на­род­ной сказ­ки. А это очень важ­ная часть ис­то­рии. Имен­но зер­каль­це ,само того не желая, на­прав­ля­ет гнев ма­че­хи про­тив ца­рев­ны: «А ца­рев­на все ж милее ,все ж  ру­мя­ней и белее» «Ах ты, мерз­кое стек­ло! Это врешь ты мне назло. Как тя­гать­ся ей со мною? Я в ней дурь-то успо­кою.

 5. Царевна в лесу. Богатыри

Итак, ца­ри­ца от­прав­ля­ет ца­рев­ну в лес. Чер­ной за­ви­сти полна, Бро­сив зер­каль­це под лавку, По­зва­ла к себе Чер­нав­ку И на­ка­зы­ва­ет ей, Сен­ной де­вуш­ке своей, Весть ца­рев­ну в глушь лес­ную И, свя­зав ее, живую Под сос­ной оста­вить там На съе­де­ние вол­кам.  

В за­пи­си  на­род­ной сказ­ки ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся в лесу слу­чай­но – за­блу­ди­лась, у Пуш­ки­на  — злой волей ца­ри­цы , пом­ни­те – «чер­ной за­ви­сти полна»

На­род­ная сказ­ка между тем рас­ска­зы­ва­ет, что было даль­ше:

На­хо­дит дом  пу­стой, уби­ра­ет его. Две­на­дцать бра­тьев при­ез­жа­ют.»Ах ,го­во­рят ,тут был  кто -то — али муж­чи­на, али жен­щи­на: коли муж­чи­на, будь нам отец род­ной или брат на­зван­ный, коли жен­щи­на, будь нам мать или сест­ра»

По­хо­же у Пуш­ки­на? Очень, толь­ко бра­тьев ста­но­вит­ся 7 . «Вхо­дят семь бо­га­ты­рей, Семь ру­мя­ных уса­чей. Стар­ший мол­вил: «Что за диво! Все так чисто и кра­си­во. Кто-то терем при­би­рал Да хо­зя­ев под­жи­дал. Кто же? Выдь и по­ка­жи­ся, С нами чест­но по­дру­жи­ся. Коль ты ста­рый че­ло­век, Дядей бу­дешь нам навек. Коли па­рень ты ру­мя­ный, Бра­тец бу­дешь нам на­зва­ный. Коль ста­руш­ка, будь нам мать, Так и ста­нем ве­ли­чать. Коли крас­ная де­ви­ца, Будь нам милая сест­ри­ца».

А что было даль­ше?

Сии бра­тья враж­ду­ют с дру­ги­ми две­на­дца­тью бо­га­ты­ря­ми, уез­жая, они остав­ля­ют сест­ре пла­ток ,сапог и шапку: «Если кро­вию на­льют­ся ,не жди нас»

В сказ­ке Пуш­ки­на  не рас­ска­зы­ва­ет­ся об этом ,но эта ис­то­рия с вол­шеб­ны­ми ве­ща­ми до­воль­но рас­про­стра­не­на в на­род­ных вол­шеб­ных сказ­ках . По­че­му же Пуш­кин не вос­поль­зо­вал­ся таким по­во­ро­том?  Ви­ди­мо ,по­то­му что это от­влек­ло бы наше вни­ма­ние от ца­рев­ны?

Даль­ше сказ­ка рас­ска­зы­ва­ет о том, что никак не вя­жет­ся в нашем со­зна­нии с ца­рев­ной и ее ха­рак­те­ром: Бе­ло­ли­ца, чер­но­бро­ва, Нраву крот­ко­го та­ко­го.

При­ез­жая назад, спят они сном бо­га­тыр­ским. Пер­вый раз 12, вто­рой 24 ,тре­тий раз – 31. Про­тив­ни­ки при­ез­жа­ют и пи­ру­ют. Она под­но­сит  им сон­ных ка­пель итд.

Неспо­соб­на пуш­кин­ская ца­рев­на под­не­сти ко­му-то сон­ных ка­пель!!! Это  — к ма­че­хе.

2.5. Смерть ца­рев­ны.

Ма­че­ха ее при­хо­дит в лес под видом ни­щен­ки – со­ба­ки ходят на цепях и не под­пус­ка­ют ее.Она дарит ца­ревне ру­баш­ку, ко­то­рую та ,надев, уми­ра­ет

И у Пуш­ки­на так же, за ис­клю­че­ни­ем де­та­ли – не ру­баш­ка, а яб­ло­ко губит ца­рев­ну.

По­че­му так?

Оно Соку спе­ло­го полно, Так свежо и так ду­ши­сто, Так ру­мя­но-зо­ло­ти­сто, Будто медом на­ли­лось! Видны се­меч­ки на­сквозь… На­по­е­но было ядом, знать , оно. Опять на­ли­цо несо­от­вет­ствие между внеш­ней кра­со­той и внут­рен­ним со­дер­жи­мым. Это яб­ло­ко ни­ко­го вам  не на­по­ми­на­ет?

Кста­ти, в на­род­ной сказ­ке не объ­яс­ня­ет­ся, от­ку­да ма­че­ха узна­ла про ца­рев­ну и по­че­му ре­ши­ла ее по­гу­бить ( хотя в на­род­ной сказ­ке ма­че­ха губит пад­че­ри­цу прак­ти­че­ски все­гда), в сказ­ке Пуш­ки­на ца­рев­ну вы­да­ет зер­каль­це:

…живет без вся­кой славы, Средь зе­ле­ныя дуб­ра­вы, У семи бо­га­ты­рей Та, что все ж тебя милей.

Ца­рев­на уми­ра­ет

 Бра­тья хо­ро­нят ее в гроб­ни­це, на­тя­ну­той зо­ло­ты­ми це­пя­ми к двум сос­нам.

Пуш­кин­ские бра­тья бо­га­ты­ри по­сту­па­ют ровно также. Нами ты была лю­би­ма И для ми­ло­го хра­ни­ма — Не до­ста­лась ни­ко­му, Толь­ко гробу од­но­му».

 6. Королевич Елисей

Да ведь у пуш­кин­ской ца­рев­ны был жених – ко­ро­ле­вич Ели­сей. И беда слу­чи­лась на­ка­нуне сва­дьбы, ца­ри­ца-то на де­вич­ник ( де­ви­чьи по­си­дел­ки перед сва­дьбой) со­би­ра­лась.

И,  как по­ло­же­но в на­род­ной сказ­ке,  он от­прав­ля­ет­ся «за кра­са­ви­цей- женой, за неве­стой мо­ло­дой» и ищет ее по всему свету ,и об­ра­ща­ет­ся за по­мо­щью к силам при­ро­ды,  с той раз­ни­цей, что он –то , Ели­сей, ни­ка­ко­го за­пре­та не на­ру­шал – обя­за­тель­ное усло­вие, как мы пом­ним в на­род­ной сказ­ке.

В за­пи­си на­род­ной сказ­ки у ца­рев­ны нет же­ни­ха, Ца­ре­вич влюб­ля­ет­ся в ее труп

Уви­дел необык­но­вен­ную кра­со­ту (внеш­нюю!)  — по­лю­бил.   Что было даль­ше,  Пуш­кин не за­пи­сы­ва­ет.

Но со­чи­ня­ет:  И о гроб неве­сты милой Он уда­рил­ся всей силой. Гроб раз­бил­ся. Дева вдруг Ожила. Зачем уда­рил­ся? На­де­ясь ожи­вить? По-ви­ди­мо­му, нет. Тогда по­че­му?  По­че­му имен­но этот по­сту­пок ожи­вил деву? Счаст­ли­вые ца­ре­вич  и ца­рев­на «бе­се­дуя при­ят­но, В путь пус­ка­ют­ся об­рат­но, И тру­бит уже молва: Дочка цар­ская жива!»

По за­ко­нам жанра,  добро долж­но вос­тор­же­ство­вать  — сва­дьба  — обя­за­тель­на!!!

Сва­дьбу тот­час учи­ни­ли, И с неве­стою своей Об­вен­чал­ся Ели­сей; И никто с на­ча­ла мира Не видал та­ко­го пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь об­мо­чил.                         Но и зло долж­но быть на­ка­за­но: пом­ни­те, что злых се­стер могли вы­гнать из дому, а могли и ки­нуть на съе­де­ние диким зве­рям. У Пуш­ки­на ма­че­ху никто не на­ка­зы­ва­ет, она сама уми­ра­ет, от соб­ствен­ной зло­сти: Злая ма­че­ха, вско­чив, Об пол зер­каль­це раз­бив, В двери прямо по­бе­жа­ла И ца­рев­ну по­встре­ча­ла. Тут ее тоска взяла, И ца­ри­ца умер­ла.

И это  важ­ное от­ли­чие ли­те­ра­тур­ной сказ­ки от на­род­ной. 

 7. Выводы

Таким об­ра­зом мы видим, что Пуш­кин ис­поль­зо­вал де­та­ли сю­же­та на­род­ной сказ­ки, но ведут себя герои по-ино­му, и ру­ко­вод­ству­ют­ся не жест­ки­ми –пред­пи­сан­ны­ми пра­ви­ла­ми ( как дол­жен по­сту­пить герой в сказ­ке),  их по­ступ­ки ос­но­ва­ны на их ха­рак­те­рах, чув­ствах, прин­ци­пах))

Ма­че­ха нена­ви­дит пад­че­ри­цу «не по долж­но­сти» ,а из за­ви­сти,  ца­рев­на дер­жит дан­ное слово – но дру­го­му я на­веч­но от­да­на, Ели­сей бьет­ся об гроб не по­то­му что вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки ему от­кры­ли это – как вер­ное сред­ство спа­се­ния неве­сты – он в этот мо­мент точно знает ,что она мерт­ва.

Вот и по­лу­ча­ет­ся,  что сказ­ка Пуш­ки­на, ос­но­вы­ва­ясь на на­род­ной, рас­ска­зы­ва­ет со­всем о дру­гом.

На этом наш урок за­кон­чен, до сви­да­ния.

*******************************************

 1. Названия пушкинских сказок

Здрав­ствуй­те! Мы про­дол­жа­ем раз­го­вор о «Сказ­ке о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях» Пуш­ки­на. И пре­жде всего се­год­ня наш раз­го­вор пой­дет о ее на­зва­нии.

Вы на­вер­ня­ка об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, как на­зва­ны сказ­ки Пуш­ки­на:

Осмот­рим их в по­ряд­ке на­пи­са­ния:

Сказ­ка «Жених» на­пи­са­на в 1825 году

«Сказ­ка о попе и его ра­бот­ни­ке Балде» —  в 1830г.

Неза­кон­чен­ная «Сказ­ка о мед­ве­ди­хе» —  пред­по­ло­жи­тель­но тоже в 1830г

«Сказ­ка о царе Сал­тане…» — в 1831г

«Сказ­ка о ры­ба­ке и рыбке» в 1833г, в том же году на­пи­са­на «Сказ­ка о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»

По­след­ней на­пи­са­на «Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке» — в 1834 году.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в на­зва­нии ,кроме самой пер­вой сказ­ки, фи­гу­ри­ру­ет на­зва­ние жанра – сказ­ка. Слу­чай­но ли это?

На­вер­ное, нет. Ве­ро­ят­но, Пуш­ки­ну было важно ука­зать жанр, об­ра­тить на него вни­ма­ние чи­та­те­ля. Сказ­ка как жанр была жан­ром для чи­та­те­лей (имен­но чи­та­те­лей, не слу­ша­те­лей) новым.

 2. Сказочное состязание с Жуковским

Имен­но на­ча­ло 30 годов 19 века можно на­звать вре­ме­нем «ска­зоч­но­го со­стя­за­ния» Пуш­ки­на с Жу­ков­ским, когда оба поэта со­зда­ют свои сказ­ки и чи­та­ют их друг другу.

Сказ­ки Ва­си­лия Ан­дре­еви­ча Жу­ков­ско­го:

В 30 годы 19 века Жу­ков­ским было на­пи­са­но несколь­ко ска­зок:

1. «Сказ­ка о царе Бе­рен­дее, о сыне его Иване-ца­ре­ви­че, о хит­ро­стях Кощея Бес­смерт­но­го и о пре­муд­ро­сти Ма­рьи-ца­рев­ны, Ко­ще­е­вой до­че­ри».  Сюжет сказ­ки был за­пи­сан А. С. Пуш­ки­ным в Ми­хай­лов­ском и по­да­рен В. А. Жу­ков­ско­му.

2. «Спя­щая ца­рев­на». В 1826 году Жу­ков­ский пе­ре­вел на рус­ский язык сказ­ку «Ко­лю­чая роза» из сбор­ни­ка бра­тьев Гримм. В 1831 году на ос­но­ве ее сю­же­та поэт со­зда­ет ори­ги­наль­ную сказ­ку, введя в нее эле­мен­ты рус­ской на­род­ной сказ­ки, обо­га­тив ее ре­аль­ны­ми при­ме­та­ми рус­ско­го быта, ис­поль­зуя тра­ди­ци­он­ные ска­зоч­ные фор­му­лы:

Сва­дьба, пир, и я там был И вино на сва­дьбе пил; По усам вино бе­жа­ло, В рот ни капли не по­па­ло.

3 «Война мышей и ля­гу­шек» яв­ля­ет­ся воль­ным пе­ре­ло­же­ни­ем древ­не­гре­че­ской поэмы. По со­ве­ту Пуш­ки­на, ис­поль­зуя ста­рый ли­те­ра­тур­ный сюжет, Жу­ков­ский со­зда­ет  сказ­ку, в ко­то­рой вы­сме­и­ва­ет  ли­те­ра­тур­ные споры сво­е­го вре­ме­ни.

 3. Противоречие в названии: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Итак: «Сказ­ка о мерт­вой ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»  

Что ме­ша­ет,  «ца­ра­па­ет», ка­жет­ся стран­ным  в на­зва­нии?   Ко­неч­но, — мерт­вая ца­рев­на. Ка­за­лось бы, по­че­му не ска­зать спя­щая? «Сказ­ка о спя­щей ца­ревне и семи бо­га­ты­рях»  — зву­ча­ло бы  от­лич­но? 

Ведь слово «мерт­вая» вну­ша­ет ужас, а «спя­щая» — на­деж­ду, даже уве­рен­ность в счаст­ли­вом конце. Зачем же в за­гла­вии по­ка­зы­вать чи­та­те­лю ,что дело – без­на­деж­но, ца­рев­на-то мерт­вая?

Осо­бен­но нелов­ко от со­сед­ства в на­зва­нии мерт­вой ца­рев­ны и целых семи! бо­га­ты­рей. Что  ж за бо­га­ты­ри такие, если они не могут за­щи­тить от смер­ти одну ца­рев­ну???

А дей­стви­тель­но, кто такие бо­га­ты­ри?

Бо­га­ты­ри — (от др. тюрк. ба­га­тур храб­рый воин) герои рус­ских былин, за­щит­ни­ки рус­скойземли, со­вер­ша­ю­щие во­ин­ские по­дви­ги, от­ли­ча­ю­щи­е­ся осо­бой силой, удаль­ством, умом, са­мо­об­ла­да­ни­ем. Бо­га­тырь все­гда за­щи­ща­ет сла­бо­го, без­за­щит­но­го ,все­гда стоит за прав­ду.

По­смот­ри­те, ка­ки­ми  изоб­ра­же­ны бо­га­ты­ри на кар­тине Вас­не­цо­ва:          

Ведь невоз­мож­но пред­ста­вить, что такие ви­тя­зи не спа­сут, не убе­ре­гут, оста­вят без за­щи­ты и по­мо­щи.

 4. Почему богатыри не уберегли царевну?

Как так по­лу­чи­лось, что се­ме­ро  бо­га­ты­рей не смог­ли убе­речь одну  де­вуш­ку, ко­то­рую они  по­чи­та­ли за сест­ри­цу и даже лю­би­ли?

Но неве­ста мо­ло­дая, До зари в лесу блуж­дая, Между тем все шла да шла И на терем на­бре­ла. Ей нав­стре­чу пес, залая, При­бе­жал и смолк, играя; В во­ро­та вошла она, На по­дво­рье ти­ши­на. Пес бежит за ней, лас­ка­ясь, А ца­рев­на, под­би­ра­ясь, Под­ня­ла­ся на крыль­цо И взя­ла­ся за коль­цо; Дверь ти­хонь­ко от­во­ри­лась. И ца­рев­на очу­ти­лась В свет­лой гор­ни­це; кру­гом Лавки, кры­тые ков­ром, Под свя­ты­ми стол ду­бо­вый, Печь с ле­жан­кой из­раз­цо­вой. Видит де­ви­ца, что тут Люди доб­рые живут; Знать, не будет ей обид­но. Ни­ко­го меж тем не видно. Дом ца­рев­на обо­шла, Все по­ряд­ком убра­ла, За­све­ти­ла богу свеч­ку, За­то­пи­ла жарко печку, На по­ла­ти взо­бра­лась И ти­хонь­ко улег­лась. Час обеда при­бли­жал­ся, Топот по двору раз­дал­ся: Вхо­дят семь бо­га­ты­рей, Семь ру­мя­ных уса­чей. Стар­ший мол­вил: «Что за диво! Все так чисто и кра­си­во. Кто-то терем при­би­рал Да хо­зя­ев под­жи­дал. Кто же? Выдь и по­ка­жи­ся, С нами чест­но по­дру­жи­ся. Коль ты ста­рый че­ло­век, Дядей бу­дешь нам навек. Коли па­рень ты ру­мя­ный, Бра­тец бу­дешь нам на­зва­ный. Коль ста­руш­ка, будь нам мать, Так и ста­нем ве­ли­чать. Коли крас­ная де­ви­ца, Будь нам милая сест­ри­ца». И ца­рев­на к ним сошла, Честь хо­зя­ям от­да­ла, В пояс низко по­кло­ни­лась; За­крас­нев­шись, из­ви­ни­лась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опо­зна­ли, Что ца­рев­ну при­ни­ма­ли; Уса­ди­ли в уго­лок, Под­но­си­ли пи­ро­жок, Рюмку полну на­ли­ва­ли, На под­но­се по­да­ва­ли. От зе­ле­но­го вина От­ре­ка­ла­ся она; Пи­ро­жок лишь раз­ло­ми­ла, Да ку­со­чек при­ку­си­ла, И с до­ро­ги от­ды­хать От­про­си­лась на кро­вать. От­ве­ли они де­ви­цу Вверх во свет­лую свет­ли­цу И оста­ви­ли одну, От­хо­дя­щую ко сну.

Ца­рев­на при­хо­дит с доб­ром – убра­ла, за­то­пи­ла печку, при­го­то­ви­лась к встре­че с хо­зя­е­ва­ми, и Бо­га­ты­ри от­ве­ти­ли доб­ром, при­юти­ли ца­рев­ну, и стали они друж­но жить да по­жи­вать:

День за днем идет, мель­кая, А ца­рев­на мо­ло­дая Все в лесу, не скуч­но ей У семи бо­га­ты­рей…. Им она не пре­ко­сло­вит, Не пе­ре­чат ей они. Так идут за днями дни. Но такая идил­лия не может длить­ся вечно – ца­рев­на мо­ло­да и пре­крас­на. Бра­тья милую де­ви­цу По­лю­би­ли. К ней в свет­ли­цу Раз, лишь толь­ко рас­све­ло, Всех их се­ме­ро вошло. Стар­ший мол­вил ей: «Де­ви­ца, Зна­ешь: всем ты нам сест­ри­ца, Всех нас се­ме­ро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нель­зя, так бога ради По­ми­ри нас как-ни­будь: Од­но­му женою будь, Про­чим лас­ко­вой сест­рою. Что ж ка­ча­ешь го­ло­вою? Аль от­ка­зы­ва­ешь нам? Аль товар не по куп­цам?» Ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся в очень слож­ной си­ту­а­ции: от­ка­за при­ютив­шим ее людям. Она вол­ну­ет­ся, она не хочет их оби­деть, ведь она от­ка­зы­ва­ет не по­то­му что она  -ца­рев­на, но по­то­му что  – Дру­го­му я на­ве­ки от­да­на.Иначе по­сту­пить она не может. Тут за­ме­ча­тель­на ре­ак­ция бра­тьев : Бра­тья молча по­сто­я­ли Да в за­тыл­ке по­че­са­ли.

Так и ви­дишь этих огром­ных муж­чин, силь­ных, доб­рых, но немнож­ко неда­ле­ких  и уж со­всем неро­ман­ти­че­ских натур.

Отказ ца­рев­ны ни­че­го не из­ме­нил в их жизни:

Же­ни­хи ей по­кло­ни­лись, По­ти­хонь­ку уда­ли­лись, И со­глас­но все опять Стали жить да по­жи­вать.

Когда бра­тья об­на­ру­жи­ли, вер­нув­шись домой, ца­рев­ну мерт­вой, они очень опе­ча­ли­лись:

Перед мерт­вою ца­рев­ной Бра­тья в го­ре­сти ду­шев­ной Все по­ник­ли го­ло­вой. Им даже по­ка­за­лось ,что она не умер­ла, а спит. Она, Как под кры­лыш­ком у сна, Так тиха, свежа ле­жа­ла, Что лишь толь­ко не ды­ша­ла. Но все, что они пред­при­ня­ли – ждать. Это ров­ное спо­кой­ствие, сми­ре­ние и может ни­ко­го спа­сти. Пас­сив­ным ожи­да­ни­ем зло не по­бе­дишь, так ли долж­ны вести себя бо­га­ты­ри? А когда ца­рев­на сама собой «не вос­ста­ла ото сна»,они ее по­хо­ро­ни­ли. Со­тво­рив обряд пе­чаль­ный, Вот они во гроб хру­сталь­ный Труп ца­рев­ны мо­ло­дой По­ло­жи­ли Все, она для них умер­ла без­воз­врат­но, а ведь это сказ­ка, где все воз­мож­но!!! где мерт­вая и живая вода чу­де­са может со­тво­рить– труп ца­рев­ны мо­ло­дой, это их ощу­ще­ние про­ис­хо­дя­ще­го пе­ре­да­ет Пуш­кин. — и тол­пой По­нес­ли в пу­стую гору, И в по­лу­ноч­ную пору Гроб ее к шести стол­бам На цепях чу­гун­ных там Осто­рож­но при­вин­ти­ли, И ре­шет­кой огра­ди­ли;

По­лу­ча­ет­ся, что бо­га­ты­ри ни­че­го и не сде­ла­ли, чтоб вы­рвать ца­рев­ну из этого оча­ро­ван­но­го сна- смер­ти. По­че­му они сразу сми­ри­лись? Недо­ста­точ­но лю­би­ли?

А может, не это и не под силу было сде­лать бо­га­ты­рям, с их доб­ро­той и спо­кой­стви­ем, без от­ча­я­ния и тре­пе­та?

Как же один ко­ро­ле­вич Ели­сей смог? По­че­му один ока­зал­ся силь­нее всех бо­га­ты­рей, силь­нее даже смер­ти? И молва тре­зво­нить стала: Дочка цар­ская про­па­ла! Тужит бед­ный царь по ней. Ко­ро­ле­вич Ели­сей, По­мо­лясь усерд­но богу, От­прав­ля­ет­ся в до­ро­гу За кра­са­ви­цей-ду­шой, За неве­стой мо­ло­дой.

И тоже об­ра­ти­те вни­ма­ние – царь ту­жит-пе­ча­лит­ся, но ни­че­го не пред­при­ни­ма­ет ,чтоб найти дочь.

А Ели­сей между тем  отрав­ля­ет­ся ис­кать свою неве­сту и ни у кого не по­лу­ча­ет не толь­ко по­мо­щи, но даже про­сто­го че­ло­ве­че­ско­го со­чув­ствия:

За неве­стою своей Ко­ро­ле­вич Ели­сей Между тем по свету ска­чет. Нет как нет! Он горь­ко пла­чет, И кого ни спро­сит он, Всем во­прос его муд­рен; Кто в глаза ему сме­ет­ся, Кто ско­рее от­вер­нет­ся;

К силам вол­шеб­ным, силам при­ро­ды он об­ра­ща­ет­ся от безыс­ход­но­сти, но ни солн­це, ни месяц (кста­ти, об­ра­ти­те вни­ма­ние ,что к солн­цу и ме­ся­цу он об­ра­ща­ет­ся с раз­ной сте­пе­нью тор­же­ствен­но­сти) не могут ему по­мочь, толь­ко ветер по­мо­га­ет  и од­но­вре­мен­но от­би­ра­ет вся­кую на­деж­ду.  (Кста­ти, так чест­ность зер­каль­ца, пре­воз­но­ся­ще­го кра­со­ту ца­рев­ны,  ее же и губит)

Ко­ро­ле­вич за­ры­дал И пошел к пу­сто­му месту На пре­крас­ную неве­сту По­смот­реть еще хоть раз.   Ца­ре­вич, в от­ли­чие от бо­га­ты­рей, не видит, что ца­рев­на как будто спит, он знает ( ему ветер ска­зал),  что она умер­ла.  Он идет про­щать­ся на­все­гда. И   о гроб неве­сты милой Он уда­рил­ся всей силой. Какое чув­ство он ис­пы­тал?   Пол­ней­шее от­ча­я­ние. Пол­ную без­на­деж­ность. Без­гра­нич­ное горе.

И имен­но эта невоз­мож­ность сми­рить­ся с по­те­рей, имен­но край­нее от­ча­я­ние, ко­то­рое ис­пы­ты­ва­ешь ,когда те­ря­ешь самое до­ро­гое( чув­ство, бо­га­ты­ря­ми не ис­пы­тан­ное)  и спа­са­ет –вос­кре­ша­ет-про­буж­да­ет ца­рев­ну.

Такой мотив не ха­рак­те­рен для на­род­ной сказ­ки: герой обя­за­тель­но спа­сет свою суже­ную, про­сто по­то­му что иного не дано, он вос­поль­зу­ет­ся вол­шеб­ным пред­ме­том или за­го­во­ром, но чтоб спа­сти, по­то­му что от­ча­ян­но го­рю­ешь, спа­сти силой са­мо­го чув­ства – та­ко­го на­род­ная сказ­ка не знает.

Итак, то, что ока­за­лось непод­власт­но бо­га­ты­рям – чудо спа­се­ния без­на­деж­но мерт­вой ца­рев­ны,  — воз­мож­но для лю­бя­ще­го и от­ча­яв­ше­го­ся Ели­сея. Спа­сти не толь­ко лю­бо­вью, но и силой стра­да­ния – еще одно из про­ти­во­ре­чий этой сказ­ки.

На этом наш се­го­дняш­ний урок за­кон­чен, за­гла­вие сказ­ки поз­во­ли­ло нам лучше по­нять ав­тор­ский за­мы­сел. Но нам еще есть о чем по­го­во­рить. До сви­да­ния.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/shodstvo-i-razlichie-literaturnoy-i-narodnoy-skazok?seconds=0

http://bigslide.ru/literatura/15342-literaturnaya-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-b.html

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/pochemu-bogatyri-ne-spasli-tsarevnu?seconds=0

  • В чем отличие между ошибкой и преступлением сочинение рассуждение
  • В чем отличие между ошибкой и преступлением сочинение аргументы
  • В чем отличие между ошибкой и преступлением итоговое сочинение
  • В чем отличие литературной сказки от фольклорной а в чем их сходство
  • В чем отличие легенды от сказки