В чем отличие сказок спящая царевна и о мертвой царевне и семи богатырях

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

МОСКВЫ «ШКОЛА № 2031»

Исследовательская работа по теме:

Сходства и различия сказки А.С. Пушкина  

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

                                                                                                Выполнили:

ученицы 5 «С» класса

                                                                                                Григорьева Мария

                                                                                          Симанкова Алина

                                                                                                Руководитель

                                                                                                Ерёмина Е.Н. учитель

                                                                                        русского языка и

                                                                                                литературы

                                                Москва 2018г.

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть

2.1 История Создания

2.2 Названия сказок

2.3 Сюжеты

2.4 Композиция

2.5 Художественные средства выразительности

2.6 Подведение итогов

3. Заключение и вывод

4. Список использованной литературы

1.Введение

Актуальность темы

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Сказки с детства учат нас различать добро и зло, хорошее и плохое. В жизненных ситуациях, вспоминаем положительных героев, и принимаем верные решения.

Изучая сказки на уроках литературы, мы заметили, что в сказках есть что-то такое, что их объединяет. В детстве мы все просим рассказать сказку перед сном. На следующий день хотим новую сказку. А ведь нет ни чего проще, чем в старую добавить новых героев (злодеев, друзей), новую обстановку, неожиданное решение проблемы. Что же все-таки объединяет сказки?

Выбранная тема исследовательской работы «Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки А.В. Жуковского «Спящая царевна»», привлекла наше внимание возможностью сравнить произведения (сказки) двух великих писателей XIX века. Погрузиться в чарующее царство сказки и понять, почему сходств больше, чем различий.

Цель исследовательской работы:

  1. Определить основные сходства и различия в написании сказок.

Задачи:

1. Изучить историю создания сказок.

2. Перечитать ранее изученные сказки, проанализировать содержание сказок.

3. Узнать, много ли еще сказок было написано на схожую тему.

4. Провести опрос среди учащихся: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказка «Спящая царевна» — это название одной и той же сказки или нет?

Гипотеза:  Сказки А.С. Пушкина  и В.А. Жуковского тесно переплетаются друг с другом,  в них больше сходств, чем различий.

Методы: Работа с художественными произведениями, ознакомление с выводами критиков, проведение опроса.

2. Основная часть

 2.1 История создания

Александр Сергеевич Пушкин (26.05.1799-29.01.1837) –  русский поэт, прозаик, драматург.

Portrait of Alexander Pushkin (Orest Kiprensky, 1827).PNG

Василий Андреевич Жуковский (29.01.1783-12.04.1852) – русский поэт, переводчик.

Bryullov portrait of Zhukovsky.jpg

Все мы прекрасно знаем выражение «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Два великих писателя решили на мгновение оставить серьезные жанры, а вспомнить детство, окунуться в волшебный мир сказки, прикоснуться к народному творчеству. И из-под их пера вышли две замечательные сказки.

Интерес к народному творчеству у А.С. Пушкин испытывал с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные ещё в колыбели. В 20-е годы он, живя в Михайловском, собирал и изучал народный фольклор. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.

 2.2 Названия сказок

У В.А. Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У А.С. Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). Уже в заглавии мы видим два совершенно разных эпитета: «мертвая» и «спящая». В названиях есть общее слово — царевна. Эта деталь дает нам основания предположить, что сказки могут быть написаны по схожему сценарию.

2.3 Сюжеты

Существуют сказки с так называемым «странствующим» по свету сюжетом. Так говорят о сюжетах, «переходящих» из одной страны в другую. Произведения со «странствующим сюжетом» слегка меняют свой вид в зависимости от страны, где создавались сказки. Язык народа, национальные особенности быта, культура, религия – всё это накладывает свой отпечаток на сюжет, но не изменяет его полностью. Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож.

В.А. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

А. С. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, он любил бывать на ярмарках в толпе людей, прислушиваясь к меткому народному слову.

Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

Совпадения:

  1. В обеих сказках царевны прекрасны.
  2.  С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
  3. Кто-то хочет отомстить из-за зависти.
  4.  Зло с царевнами совершают женщины.
  5. Со временем с царевен снимается проклятие.
  6.  Обеих героинь пробуждают женихи.
  7. Обе сказки заканчиваются свадьбами.

Различия:

  1. Места действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
  2. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
  3. У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти. У Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.
  4. У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет спала.
  5. Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.
  6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
  7. У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.
  8.  Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.
  9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.

2.4 Композиция

Композиция сказок одинакова: как и в народных, в них есть зачин.

У В.А. Жуковского:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей.

Он в согласье много лет;

А детей все нет, как нет.

У А.С. Пушкина:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Завязка:

У В.А. Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.

У А.С. Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия:

У В.А. Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.

У А.С. Пушкина: Сватание царевны — девичник — гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме 7 богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).

Кульминация:

У В.А. Жуковского:

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.

У А.С. Пушкина:

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка — свадьба, пир.

У В.А. Жуковского:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот ни капли не попало.

У А.С. Пушкина:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

2.5 Художественные средства выразительности

Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях.

У В.А. Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина. У А.С. Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море.

Сравнения:

У В.А. Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор и стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.

У А.С. Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Всех я краше; Он лесного зверя злей.

2.6 Подведение итогов

Даже в названиях «Сказка….», мы понимаем, что произведения (написанные разными авторами) несут в себе доброту.  Философский смысл любой сказки — это красота души, заключается в утверждении любви и добра как основы мира.

Оба автора отступают от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т. к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.

Широко используются средства художественной выразительности, что придает сказкам их необычный шарм.

Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

  1. Заключение и вывод

Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю. Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства». И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молодые. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается.

В результате опроса были получены результаты. 40% учеников сказали, что это одна и та же сказка, 60% что это разные сказки. Получается, что сказки так похожи между собой, что ученики начинают задумываться, а не одна и та же сказка ли это?

Такие результаты дают возможность нам предполагать, что в сказках А.С. Пушкина и В.А. Жуковского больше сходств, чем различий.

Таким образом, проведенное исследование и опрос подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» общего больше, чем различий. Скорее всего, схожие сказки и сюжеты встречаются потому, что желания людей очень похожи между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире и его законах.

Сказки учат нас мудрости, добру, справедливости, учат понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле, учат правде, учат жизни. В них главное – это мораль.  Еще они могут обличать недостатки, рассказывая о несправедливости и лжи, и при этом непременно указывают на то, что добро всегда побеждает.

4. Список использованной литературы

1. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.: Астрель АСТ, 2003.

2. Жуковский В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.

3. Пушкин А.С. Избранные  произведения. — М.: Дет. лит., 2009.

4. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина.- М.: Современник, 1984.

5. Лазарев В.Я. Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

6. Жуковский, В.А. Сказки, стихотворения, элегии и баллады В.А Жуковский. – М.: Астрель: АСТ, 2007.

7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966

ЕК

Елена Конова

Какие сходства и различия между сказками » спящая царевна» и сказка о мертвой царевне»? срочно нужно узнать ответ.

АП

Александр Питч

Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

Ка

Катерина

Различия: 1. Спящая царевна жила в замке с мамой и папой, а мертвая царевна жила с отцом, т. к. мать умерла. 2. на спящую царевну наложила злая колдунья заклятие, а мертвую царевну возненавидела мачеха. 3. Спящая царевна уснула, когда укола палец веретеном, а мертвая царевна из- за отравленого яблока. 4. Спящую царевну положили в опочевальню, а мертвую царевну в хрустальный гроб на серебряной цепи в пещере (додумались же ). 5. Спящая царевна «умерла «дома, а мертвая царевна -в доме богатырей. 6. эти сказки написали разные люди. 7. Спящую царевну искал королевич Елисей, а мертвую царевну нашли слуги.
сходства: 1. Срезая царевна и мертвая царевна были царевнами (бред, но факт ). 2. С. царевну, как и м. спас поцелуй любви. 3. спящая царевна и мертвая царевна в последствии вышли за муж за своих спасителей. 4 . и там и там счастливый конец. 5. спящая царевна и мертвая царевна были красавицы.

Кр

Кристина

И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

Адрюшка Rush

Адрюшка Rush

Различия: 1. Спящая царевна жила в замке с мамой и папой, а мертвая царевна жила с отцом, т. к. мать умерла. 2. на спящую царевну наложила злая колдунья заклятие, а мертвую царевну возненавидела мачеха. 3. Спящая царевна уснула, когда укола палец веретеном, а мертвая царевна из- за отравленого яблока. 4. Спящую царевну положили в опочевальню, а мертвую царевну в хрустальный гроб на серебряной цепи в пещере (додумались же ). 5. Спящая царевна «умерла «дома, а мертвая царевна -в доме богатырей. 6. эти сказки написали разные люди. 7. Спящую царевну искал королевич Елисей, а мертвую царевну нашли слуги.
сходства: 1. Срезая царевна и мертвая царевна были царевнами (бред, но факт ). 2. С. царевну, как и м. спас поцелуй любви. 3. спящая царевна и мертвая царевна в последствии вышли за муж за своих спасителей. 4 . и там и там счастливый конец. 5. спящая царевна и мертвая царевна были красавицы.

Ольга Трушкова

Ольга Трушкова

Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

ВП

Виталий Пахомов

Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

MW

Mint Wind

В чем сходство и различие мехду сказками Братья Грим ( Снегурачка) и (Спящая красавится) .

ДИ

Дмитрий Иванов

Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

Андрей Паршин

Андрей Паршин

И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

НР

Наташа Романова

И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.

ЕЖ

Екатерина Жуплева

Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.

Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
для 2 баллов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПУШАНИНА

БЕЛИНСКОГО РАЙОНА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442258,
Пензенская область, Белинский район, с. Пушанино, ул. Пригородная, 146,

ИНН
5810004860   ОГРН 1025801070470

Тел. (84153) 3-53-49

Сравнительный анализ 
"Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" 
Александра Сергеевича Пушкина и 
"Спящей царевны" 
Василия Андреевича Жуковского"

Научно —
исследовательская работа по литературе

ФИО автора: Мурзов
Павел Вячеславович

Место учебы: МОУ СОШ
с. Пушанина, 6 класс

Белинского района,
Пензенской области

ФИО научного
руководителя: Пучкова Наталья Александровна

Должность: учитель
русского языка и литературы

1 первой
квалификационной категории

ФИО руководителя
учебного заведения: Молофеева О. Г.

Телефон приемной:

3-53-49

Содержание

       Введение                                                                                                                   с.
4 — 5

1.     
Сравнительный анализ сказок А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А. Жуковского»                         
с. 6 — 21

           
 Название сказок                                                                                                 с.
6

           
 История создания                                                                                              с.
7

           
 Композиция                                               
                                                       с. 8 — 9

           
 Сюжет                                                                                                                с.
10

           
 Форма произведений                                                
                                       с. 11

           
 Герои сказок                                                                         
                             с. 12

           
 Средства художественной выразительности             
                                 с. 13 — 21

2.     
Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ
СОШ с. Пушанина по  сказкам Пушкина и Жуковского                                 
                                 
с. 22

3.     
Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с.
Пушанина           с. 23

 Заключение                                                                          
                                с. 24 — 25

        Список  литературы                                                       
                                 с. 26

        Приложение                                                                                              
с. 27 — 33

Цель: сравнить сказки Александра Пушкина и
Василия  Жуковского, выявить сходства и различия между ними.

Задачи:

1.
Прочитать сказки;

2.
Сравнить названия, время выхода произведений в свет, историю их создания,  
композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского;

3.
Сравнить средства художественной выразительности произведений.

4.
Сравнить рисунки по произведениям: «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» Александра Сергеевича Пушкина  и «Спящая  царевне» Василия
Андреевича Жуковского».

5.
Провести опрос среди учащихся школы по вопросу: какие сказки и каких авторов о
спящей царевне им известны?

Объект исследования — тексты: «Сказка о
мертвой царевне» А. С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского.

Предмет исследования: название сказок, истории
создания произведений, жанр, сюжеты, композиция, художественные средства
выразительности, герои произведений, совпадения и различия в них, рисунки
детей.

Гипотеза:

В
сказках «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказке о мертвой царевне и семи
богатырях» А. С. Пушкина больше различий, чем сходства.

Методы исследования: анализ художественной,
научной, критической литературы; сравнение произведений.

Введение

Изучая творчество Пушкина и Жуковского, нельзя оставить без
внимания самое главное — сферу художественного взаимодействия между поэтами. В
этой сфере соотношение «учитель—ученик» обретает более сложный психологический
рисунок. С одной стороны, влияние Жуковского на Пушкина очевидно
прослеживается. «Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и
разнообразии слогу его [Жуковского]», — писал Пушкин П.А. Вяземскому летом 1825
года. «Можно сказать положительно, что такое сближение действовало
могущественно на Пушкина и окрыляло его талант», — замечает известный биограф
Пушкина П.И. Бартенев. С другой стороны, процесс творческого обогащения был
взаимным, что подтверждают биографы, приводя историко-литературные факты и
сопоставляя их.

 «Жуковский <…> когда приходилось ему исправлять
стихи свои, уже перебеленные, чтобы не марать рукописи, наклеивал на
исправленном месте полосу бумаги с новыми стихами. Сам он редко читал вслух
свои произведения и обыкновенно поручал это другим. Раз кто-то из чтецов,
которому прежние стихи нравились лучше новых, сорвал бумажку и прочел
по-старому. В эту самую минуту Пушкин посреди общей тишины с ловкостью
пролезает под стол, достает бумажку и, кладя ее в карман, преважно говорит:
«Что Жуковский бросает, то нам еще пригодится».

Известно, что Жуковский проверял реакцией Пушкина качество
своих стихов: если Пушкин забывал какой-либо стих из ранее прочитанных ему
Жуковским, то тот его исправлял или совсем вычеркивал.

 Пушкин определял качество того или иного литературного
критика или читателя его отношением к поэзии Жуковского. В письме Кюхельбекеру
он упрекает друга в недостаточно уважительном отношении к Жуковскому: «Не
понимаю, что у тебя за охота пародировать Жуковского: это простительно Цертелеву,
а не тебе».

 Таким образом, каждый из поэтов являлся неоспоримым
авторитетом для другого.?

    
При сопоставлении художественных систем Пушкина и Жуковского одним из
определяющих критериев является критерий жизненных ценностей. У Жуковского –
вера в предопределенность судьбы, вера в то, что на этой земле надо уповать на
провидение. Жизненная философия Пушкина – это философия активной деятельности и
борьбы. Противоположность этих двух философских тенденций сказывается даже в
поэтике, в стиле, в образной символике.

    
Убежденная вера в бренность земного существования привела к исчерпанности у
Жуковского его самостоятельного творчества, и он рано перестал писать
оригинальные произведения. Чудесная элегия “Море” (1822) была последней. Как ни
велик подвиг Жуковского в истории поэзии, но уже во второй половине 20-х годов
он воспринимался только как переводчик.                                

  Лично
меня очень заинтересовал том факт биографии поэтов, что сказки «Спящая царевна»
и «Сказка о мертвой царевне» были написаны Жуковским и Пушкиным в результате
шуточного поэтического состязания на лучшую обработку народной сказки. Мне
стало интересно, насколько похожи эти сказки, много ли общего в них, какие у
них первоисточники и как они перекликаются с ними.  Я решил, что  темой моей  
научно – исследовательской работы будет: «Сравнительный анализ «Сказки о
мертвой царевне и о семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина  и «Спящей
царевны» Василия Андреевича Жуковского».

Считаю, что тема моей работы актуальна, так как на уроках
литературы в 5 классе, при изучении сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях», ребята моего класса вместе с учителем литературы
проводили сравнительный анализ данного произведения со сказкой В. А. Жуковского
«Спящая царевна». При изучении данной темы мы столкнулись с трудностями, так
как литературных статей по сравнению данных произведений нам удалось найти
очень мало. И тогда  мы решили сами  провести сравнительный анализ двух сказок
и выявить  их сходства и различия.

   Материал, полученный в результате нашего исследования,
поможет ученикам лучше понимать произведения и характеры героев.

 Я
решил сравнить эти произведения.

1. Сравнительный анализ сказок А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Спящей царевны» В. А.
Жуковского».

1.1 Название сказок

    
Свою исследовательскую работу я начал со сравнения названий сказок. У Александра Сергеевича Пушкина произведение называется
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а у Василия Андреевича
Жуковского  — «Спящая царевна». Уже в заглавии мы видим два совершенно разных
эпитета: мертвая и спящая. У Александра Сергеевича  в названии произведения
озвучено, что сказка не только о мертвой царевне, но еще  и о семи богатырях».
Но в обеих сказках одна и те же героиня — царевна.

Вывод:
у Александра Сергеевича  название произведения  более емкое и содержательное,
чем у Жуковского.

1.2 История создания

Затем
я изучил историю создания произведений. Изучая  литературные статьи,  выяснил,
что лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они
вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.

Таким
образом, Василий Андреевич написал «Спящую царевну»   в период с 26 августа по
12 сентября 1831 г. Впервые сказка была напечатана в журнале «Европеец», 1832
года, № 1, январь, под заглавием «Сказка о спящей царевне». Сказка написана
была в Царском Селе. Источником для нее послужили немецкая сказка под 
названием «Шиповник» братьев Гримм, а Жуковский напечатал перевод,
озаглавленный «Царевна-шиповник» и французский вариант сказки «Красавица,
спящая в лесу», французского писателя Шарля Перро. Жуковский объединил оба
варианта сказки в одной — «Спящей царевне».

«Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С.
Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. В основу положена русская сказка,
записанная в селе Михайловском. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало»,
похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные
сказки Арины Родионовны.

Вывод: сказки написаны в разное время. Разница
между написанием сказок составляет 2 года. Жуковский писал свою сказку в
Царском  Селе, а Пушкин в Михайловском, в их основу были положены сюжеты разных
сказок и взяты они из разных источников.

1.3 Композиция

Затем
я приступил к чтению и исследованию текста.

В
обеих сказках есть зачин.

У Жуковского:

Жил-был
добрый царь Матвей;

Жил
с царицею своей.

Он
в согласье много лет;

А
детей все нет, как нет.

У Пушкина

Царь
с царицею простился,

В
путь-дорогу снарядился,

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

Завязка:

У Жуковского:

встреча
царицы с раком-пророком и рождение маленькой принцессы,

У Пушкина:

смерть
царицы, появление во дворце мачехи.

Развитие действия:

У Жуковского:

Пир,
взросление царевны, царевна укололась веретеном и уснула, все придворные 
уснули, царский сын забрел во дворец; пробуждение ото сна царевны и всего
дворца.

У Пушкина:

Сватание
царевны, гнев и зависть мачехи. Чернавка уводит царевну в лес, жизнь царевны в
доме 7 богатырей, отравление царевны яблоком, погребение ее в горе, поиски
невесты королевичем Елисеем, спасение царевны, смерть царицы мачехи.

Кульминация:

У Жуковского:

На
колени ставши, к ней

Он
приблизился лицом:

Распалительным
огнем

Жарко
рдеющих ланит

И
дыханьем уст облит,

Он
души не удержал

И
ее поцеловал.

У Пушкина:

 Перед
ним, во мгле печальной,

Гроб
качается хрустальный,

И
в хрустальном гробе том

Спит
царевна вечным сном.

И
о гроб невесты милой

Он
ударился всей силой.

Гроб
разбился. Дева вдруг ожила.

Сказочная концовка одинакова — свадьба, пир.

У Жуковского:

Свадьба,
пир, и я там был

И
вино на свадьбе пил;

По
усам вино бежало,

В
рот ни капли не попало

У Пушкина

И
никто с начала мира

Не
видал такого пира;

Я
там был, мед, пиво пил,

Да
усы лишь обмочил.

Вывод:  я рассмотрел композицию произведений и
выяснил — композиция сказок похожа.

1.4 Сюжет

Рассмотрим
совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.

Совпадения:

В
обеих сказках царевны прекрасны.

С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.

Зло
с царевнами совершают женщины.

Со
временем  с царевен снимается проклятие.

Обеих
героинь пробуждают женихи.

Обе
сказки заканчиваются свадьбами.

Различия.

Места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.

 Судьбу царевны Жуковского предсказала
12-я фея — злая колдунья – она все  подстроила так и отомстила за то, что ее не
пригласили на пир.

У
Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти.

 У
Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.

У
Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет
спала.

 Королевичу Елисею помогают силы
природы  отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна
Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

У
Пушкина царевна умерла от  яблока – у Жуковского от  веретена.

Пушкинская
царевна пробудилась от того, что её жених ударился  о гроб от горя — у
Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.

У
Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья
исчезла.

1.5 Форма произведений

Форма
произведения: обе сказки написаны в стихотворной форме.

 Но
сказка Пушкина разделена на строфы, у Жуковского написана сплошным текстом

1.6 Герои сказок

  Рассмотрим
героев сказок.

  В
сказке Пушкина героями являются: царь с царицею, царица — мачеха, зеркальце,
царевна молодая, Королевич Елисей, Чернавка, 7 богатырей,

  В
сказке Жуковского: царь Матвей, царица, рак — предсказатель, царевна – дочь, 11
молодых Чародеек, ведьма,  царский сын, старик,

Вывод: в сказке Пушкина 13 героев, а
Жуковского  — 19. В обеих сказках есть царь, царица, молодые царевны и их
женихи. Перечисленные герои являются положительными в обеих сказках. Остальные
герои разные.

1.7 Средства художественной выразительности

Затем
я изучил средства художественной выразительности в сказках.

А. С. Пушнин «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Эпитеты:

1.С белой зари

2.Белёшенька земля

3.Сочельник самый 

4. Царица
высока,

5. Стройна

6. Бела

 7. Горда

8. Ломлива

9. Своенравна

10. Ревнива

11. Добродушна

12. Весела

13.  Всех милее

14. Румяней

 15. Белее

16 .Царевна молодая

17.
Белолица

 18.Черноброва

19.
Нраву кроткого

 20.
Торговых городов

 21.
Мерзкое стекло

 22.
Мать брюхатая

 23.
Зависти чёрной

 24.
Глушь лесная

 25.
С бабой гневной

26.
В такую даль

 27.
Красавица девица

28.
Дочка царская

29.
Бедный царь

 30.
Невеста молодая

 31.
В светлой горнице

32.
Лавки крытые

33.
Люди добрые

 34. Семь румяных

 35. Старый человек

 36. Парень румяный

 37. Красная девица

 38. Милая сестрица

  39. Зеленого вина

  40. Светлая светлица

  41.Утренней зарёй

 42. Руку правую

 43. Пятигорского черкеса

44. Молодцы честные 

45. Братья родные

 46. Царица злая

  47. Милых братьев

 48. Нищая черница

 49. Пёс проклятый

 50. Яблочко наливное

51. Молодое

52.  Золотое;

53. Сердце пёсье

54. Нежною рукой

55. Соку спелого

 56. Алым губкам

57. Белы руки

 58. Плод румяный

 59.
С молодецкого разбоя

 60.
В горести душевной

 61.
С молитвою святой

 62.
Обряд печальный 

63.
Гроб хрустальный

 64.
Мертвою сестрою

 65.
Твоя краса

 66. 
Доброй вести

 67.
Горько плачет

 68.
Круглый год

 69.
С тёплою весною

 70.
Тёмной ночки 

 71.
позолоченный дружок

72. 
Круглолицый

73. 
Светлоокий

 74. 
Месяц ясный 

75.
Девы красной

 76.
Сине море

 77.
Ветер буйный

 78.
Речкой тихоструйной

 79.
Высокая гора

 80.
Глубокая нора

 81.
Во тьме печальной

 82.
Гроб хрустальный

 83.
Прекрасную невесту

 84.
Гора крутая

 85.
Страна пустая

 86.
Тёмный вход

 87.
Тьма печальная 

88.
Изумлёнными глазами

 89.
Дочка царская

 90.
Злая мачеха.                                                                 

В. А. Жуковский  «Спящая царевна»

Эпитеты:

  1. Добрый
    царь
  2. Зеленый
    берег
  3. Добрый
    рак
  4. Знатный
    пир
  5. Чародейки
    молодые
  6. Хромоногая
  7. старая
  8. Злая
  9. Разумный
    царь
  10. Драгоценные
    блюда
  11. Золотые
    блюда
  12. Хлебосольный
    царь
  13. Званные
    гости
  14. Майский
    цвет
  15. Душная
    горница
  16. Пряжа
    тонкая
  17. Огромный
    дом
  18. Царский
    дом
  19. Глубокий
    сон
  20. Мухи
    сонные
  21. Дремучий
    лес
  22. Темный
    лес
  23. Страшный
    бор
  24. Царский
    сын.
  25. Чудесный
    бор
  26. Чудесный
    сон
  27. Сон
    волшебный
  28. Гробовая
    тишина
  29. Приворотный
    лай                                                                 (Приложение
    № 1)

Вывод: в сказке Пушкина эпитетов больше. Все
они различны.

Сравнения у Жуковского:

  1. Грудь,
    как свежий снег, бела
  2. Вспыхнул
    вдруг, как от огня;
  3.  Начал
    жить да поживать, Как дотоле, без забот.          

Сравнения у Пушкина:

1.Год прошел как сон пустой,

2.Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее;

3. Всех я краше;

4. Он лесного зверя злей.

Вывод: сравнений у Пушкина больше.                                 
(Приложение № 2)

Олицетворение у Жуковского:

  1. Рак
    сказал царице так

Олицетворение у Пушкина

1

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.


2.

И
ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,

Всех
румяней и белее».

3.

Что
же зеркальце в ответ?

«Ты
прекрасна, спору нет;

Но
царевна всех милее,
Всех румяней и белее».


4.

Зеркальце
в ответ:
«А царевна всё ж милее,
 Всё ж румяней и белее».

5.

И
молва трезвонить стала:

6.

День
за днем идет, мелькая,

7

И
ей зеркальце в ответ:

«Ты
прекрасна, спору нет;
 Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей

Та,
что всё ж тебя милей».

8.
И услышала в ответ:
 «Ты, царица, спору нет,
 Ты на свете всех милее,
 Всех румяней и белее».

9
— 13

«Свет
наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?

14 —  18

Красно солнце отвечало,

 Я царевны не
видало
.
 Знать ее в живых уж нет.
 Разве месяц, мой сосед,
 Где-нибудь ее да встретил
 Или след ее заметил».

19
—  23

«Месяц,
месяц, мой дружок,
 Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И,
обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.

Аль
откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете

Ты
царевны молодой?

24
—  29

«Братец
мой,
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.

На стороже я стою

Только
в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». — «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
 « Погоди; об ней, быть может,
  Ветер знает. Он поможет.
30 —  37

«Ветер, ветер!
Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее». — «Постой, —
Отвечает ветер буйный…
Вывод: олицетворений в сказке Пушкина значительно больше.   (Приложение № 3)

Анафора у Жуковского:

1. Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

2.Будешь
чудо красоты;

Будешь
всем на радость ты…

3.Начал
пить, и есть, и спать,

Начал
жить да поживать…

  1. Гостья
    жданная у нас.

Гостья званная вошла

  1. Кони
    корму не едят,

Кони сном глубоким спят.

  1. Что
    средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

  1. Как
    царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет.

  1. Как
    опасны в лес пути,

Как пыталася дойти…

  1. Тот
    как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;-

Тот стоит, раскрывши рот,

  1. Неподвижно
    смотрит он,
  2. Неподвижно
    спит она.

Анафора у Пушкина:

  1. И
    царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

  1. Да
    как руку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет.

3. И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя»!

4.За красавицей душой

За невестой молодой.

  1. Аль
    откажешь нам?

Аль товар не по купцам?

  1. Словно
    сердце песье ноет,

      
Словно хочет ей сказать.

  1. Так
    свежо и так душисто,

Так румяно- золотисто.

  1. Кто
    в глаза ему  смеется,

Кто скорее отвернется.

  1. Ты
    гоняешь стаи туч,

     
Ты волнуешь сине море.

Вывод: анафору чаще использует Жуковский.                               
(Приложение № 4)

2 Исследование творческих работ учащихся 6 класса МОУ СОШ с. Пушанина
по сказкам Пушкина и Жуковского.

  Затем
я провел небольшой эксперимент, в котором приняли участие ребята 6 класса. Всех
учеников я поделил на две группы. Первая группа прочла сказку А. С. Пушкина
««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а вторая  «Спящую царевну»
Василия Андреевича Жуковского». После прочтения ребятам было предложено
нарисовать по сюжетам сказок рисунки.

Вывод: рисунки по своему содержанию тоже
различны.

3 Анкетирование среди учащихся школы МОУ СОШ с. Пушанина.

  Затем
я провел анкетирование среди учащихся нашей школы.  В анкетировании принимали
участие 126 человек.

  На
вопрос: «Какая сказка вам более известна: сказка В. А. Жуковского «Спящая
царевна» или А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?»

41
человек – назвали сказку Жуковского, 114 – сказку Пушкина.

На
вопрос: «На сюжеты каких сказок похожи данные  сказки?

«Белоснежка
и семь гномов» братья Гримм – 28.

«Спящая
красавица» Шарль Перро – 8.                                            
(Приложение № 5)

Заключение

Исследовав сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С.
Пушкина «Сказка о мертвой царевне или о семи богатырях?», я пришел к выводу,
что в данных сказках больше различий, чем общего. Так как я нашел и доказал 20 различий
и 8 сходств.    

(Приложение № 6)

Различия.

 Данные произведения имеют разное название, разную история
создания, написаны они тоже в разное время и их источники тоже были различны.
Авторы используют разные средства художественной выразительности и в разных
количествах. В сюжете сказок тоже наблюдается много различий. Например,  места
действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец,
терем в лесу, пустая гора.

 Судьбу царевны
Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все  подстроила так и
отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за
зависти.

 У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация)
— у Жуковского уснула.

У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у
Жуковского — 300 лет спала.

 Королевичу Елисею
помогают силы природы  отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.

Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у
Жуковского спит дома.

У Пушкина царевна умерла от  яблока – у Жуковского от 
веретена.

Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених
ударился  о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя
царевича.

У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у
Жуковского злая колдунья исчезла.

Рисунки, выполненные ребятами 6 класса по сказкам тоже
различны.

Сходств значительно меньше:

Похожа
композиция произведений.

В
обеих сказках царевны прекрасны.

С
обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.

Кто-то
хочет отомстить из-за зависти.

Зло
с царевнами совершают женщины.

Со
временем  с царевен снимается проклятие.

Обеих
героинь пробуждают женихи.

Обе
сказки заканчиваются свадьбами.

Список литературы

1.     
Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина. – М., 1991

        
2.   Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.

  
3. Ефимов Н. История русской литературы в годы революции, «Печать и революция»,
1922; кн. VII, гл. IV; «Литературное наследство», XVI—XVIII, М., 1934

  
4.  Ефремов П., Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях, СПБ, 1903;

         5. Жуковский
В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.

  
6 . Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М.,
1984.

       
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966

8.     
Непомнящий В. О сказках Пушкина.//Пушкин А.С.
Сказки. М.,1967

9.     
Покровский В. И., А. С. Пушкин. Его жизнь и
сочинения, Сборник историко-литературных статей, М., 1905;

     
10. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.:
Астрель АСТ, 2003 .

         11.  Сказки братьев Гримм. М. 1997.

  
12.. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.

  
13.Энциклопедический словарь юного литературоведа.  – М.:
Педагогика-пресс, 1998.

Интернет-ресурсы:

zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html

www.zhukovskiy.net.ru

www.a4format.ru

hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

Библиографическое описание:


Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» / М. В. Живичкин, А. А. Абаджян, Д. С. Горбачёв [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 128-133. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/69/ (дата обращения: 09.01.2023).

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования определяется в первую очередь важностью анализа на школьном уровне произведений А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Объектом исследования послужили тексты художественных произведений А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Целью работы является сопоставительный анализ выбранных произведений на лексико-семантическом уровне, выявление народной основы сказок, смысла противопоставления злого и доброго начала в сказках, роли художественно-изобразительных средств в сказках, знакомство обучающихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице»; творческое осмысление прочитанного (умение извлекать и усваивать фактическую информацию, имеющуюся в тексте; формулировать выводы; навыки анализа языковых средств, элементов текста), умение использовать Интернет-ресурсы при написании вступительной статьи с целью выявления истоков сюжета.

Задачи: выявить особенности образов царевны, царицы, царя, доброго и злого начала, речи героев, введение новых образов-символов.

Методы исследования определяются целями и особенностями материала исследования. Нами использовались культурно-исторический и структурный методы.

Практическая ценность работы. Выводы и наблюдения, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего анализа текстов художественных произведений в школьном преподавании «Литературы».

Апробация работы проводилась на уроках литературы в 5-х и 6-х классах в ГБОУ «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр». Учащимся предлагалось создать свою сказку: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство.

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения.

Основное содержание работы

Введение

Истоки сюжета «Спящей красавицы» теряются в глубинах Средневековья. История про «спящую красавицу» была опубликована (до пересказа Шарля Перро) в Неаполе в 1636 г. Пьер Перро (отец Ш.Перро) приехал в Париж из Турина. Когда его сын Шарль научился читать, он приобрел для него популярный по всей Италии сборник сицилийских сказок «Сказки сказок» Джамбаттиста Базиле, который был опубликован в 1634–1636 году. Версия же сказки Ш.Перро была опубликована в сборнике сказок «Пентамерон». В варианте «Спящей красавицы» героиню у Базиле зовут Талия. (Сюжет сказки: у Лорда рождается дочь Талия — Лорд запрещает приносить растения, похожие на лён — полученная заноза погружает Талию в сон — проезжавший король целует Талию — рожденные дети Талии вытаскивают занозу с материнским молоком — Талия просыпается — называет детей Солнцем и Луной — королева узнает об измене короля и приглашает Солнце и Луну к себе, отдав приказ повару приготовить детей на ужин — повар обманывает и готовит вместо детей двух ягнят — королева едет к Талии и пытается её сжечь — вовремя появляется Король, спасает Талию и женится на ней — Король счастливо живет с Талией, Солнцем и Луной). Большинство пересказов сказки обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелегкое испытание: борьба с Королевой-людоедкой. Также считается, что основой для сказок Перро послужили бретонские сказания, которые Перро слегка облагородил. Перро и Фонтенель возглавляли в тогдашней французской литературе партию «новых» писателей, которые утверждали, что надо читать новую литературу, а не искать образцов в древности.

Также не стоит забывать, что одни и те же фольклорные сюжеты были «канонизированы» не только Шарлем Перро («Спящая красавица в лесу»), но и не менее знаменитыми немецкими филологами — братьями Гримм («Шиповничек»). Шарль Перро известен своим сборником сказок «Сказки матушки гусыни» («Les Contes de madre l’Oye»), который в первых своих изданиях назывался «Истории и сказки былых времен с поучениями» («Histoires ou contes du temps passe avec des moralites»), впервые опубликованном в 1697 году. В него тоже вошла сказка о Спящей Красавице — «Спящая красавица в лесу». Ещё через сотню лет эта же сказка появилась в варианте братьев Гримм.

«Детские и семейные сказки» («Kinder- und Hausmarchen»), или как они известны сейчас «Сказки братьев Гримм» («Grimms Marchen»), были изданы в 1812 году. Большинство сказок, входящих в сборник, были записаны со слов сказителей Гессена. В оригинальной сказке Братьев Гримм сюжет наиболее близок к современному сюжету сказки.

Возможно, при написании сказок авторы могли воспользоваться интересной историей из мифа о Деве Солнца. Богиня Весны (Дева Солнца) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

Сказки в русском народном духе А. С. Пушкин писал на протяжении всей своей жизни с 1914 по 1834 г. Автора интересовали народные обряды, песни. Известно, что в 1831 году в Царском Селе В. А. Жуковский и его ученик А. С. Пушкин устроили состязание в написании «лучшей народной сказки». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Шиповничек», которую нашел у братьев Гримм, и французской «Спящая красавица», обработанной Шарлем Перро. Со слов же Арины Родионовны А. С. Пушкин в 1833 году приступает к созданию «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». На написание сказки его подтолкнула и легенда об Амуре и Психее.

А вот что рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) великий композитор П. И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения». До Чайковского к тому же самому сюжету обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинив балет с таким же названием (буквально: Красавица спящего леса — La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба. Этот балет впервые прошёл на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 в постановке балетмейстера Ж.-П.Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др. И вот через 50 лет, в 1889 году, уже в России, опять появился интерес к созданию балета на этот уже ставший классическим сказочный сюжет.

Попробуем провести сопоставительный анализ сказок А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, а также сопоставить сюжет первоисточников — сказок Ш.Перро и братьев Гримм.

Основная часть

Выявление отличий сюжета

Шарль Перро «Красавица в спящем лесу» (фр. Charles Perrault, 12 января 1628, Париж — 16 мая 1703, Париж) — французский поэт и критик эпохи классицизма, член Французской академии с 1671 года.

Братья Гримм «Шиповничек» (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785–20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786–16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры»

Сюжет

 Король с королевой устраивают в День рождения маленькой принцессы пир. В королевство приглашено 7 фей. Принцесса должна получить от них не меньше семи чудесных даров. Входит старая фея — восьмая по счету, которую забыли позвать на праздник. Но золотого ящичка с ложкой, вилкой и ножиком на её долю не хватает. Каждая из фей произносит желание. Старуха (старая фея) говорит, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт. Но одна из фей смягчает пожелание — принцесса заснёт глубоким сном и будет спать целых 100 лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц. Король запрещает всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки. Прошло пятнадцать или шестнадцать лет. В тесной каморке под крышей, сидит за прялкой старушка и преспокойно прядёт пряжу. Старуха не знает о запрете короля. Принцесса случайно прокалывает руку. Все в королевстве засыпают ровно на 100 лет. «Не заснули только король с королевой». В один из прекрасных дней к замку, переплетённому ветвями терновника, шиповника, остролиста, подъезжает принц. В замке никого нет. Король и королева до пробуждения дочери не доживают. Принц находит место, где покоится принцесса, целует её, всё оживает. Происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. За два года у них появляется двое прекрасных детей, которых они называют Утром и Днем. Принц боится рассказать Принцессе, что его мать, Королева — людоедка. Однажды Королева приказывает своему повару приготовить Утро и День ей на завтрак под соусом «Робер». Повар сжалился и спрятал детей у себя дома, а вместо Утра и Дня приготовил Королеве ягненка. Через несколько дней Королева решила съесть и свою невестку, но и в этот раз повар спасает ее, приготовив королеве оленя, вместо Принцессы. Королева придумала историю для своего сына, по которой его бедную Принцессу и его прелестных детей разорвали безумные волки. Узнав, что ее обманул повар, она приказывает приготовить огромную ванную, заполненную жабами и змеями и бросить туда Принцессу и ее детей, а с ними и повара и его семью. Но по счастливой случайности возвращается из своего военного похода Принц и видит это ужасное зрелище, разворачивающееся перед его глазами. В тот же миг, его разъяренная людоедка-мать сама бросается в ванную и умирает.

 Король с королевой устраивают в День рождения маленькой королевны пир. Приглашают 13 ведуний, но золотых тарелок последней не хватает. 13-ой ведунье хочется отомстить за то, что ее не пригласили, и она ниспослала проклятье: на пятнадцатом году королевна должна уколоться о веретено. Но двенадцатая ведунья еще не сказала своего пожелания; и так как отменить злое заклятье она была не в силах, она могла лишь смягчить его. Она смягчает проклятье: «принцесса погрузится в глубокий сон на 300 лет». Король приказывает все веретена во всем королевстве сжечь. Когда королевне исполнилось пятнадцать лет, она решает прогуляться по замку. В замке одной из комнат торчит ключ. Королевна поворачивает его. Там сидит в маленькой светелке у веретена старуха и прилежно прядет пряжу. Старуха ждёт королевну и дает ей в руки веретено. Та колет руку и погружается в сон. Сон распространяется по всему замку. Засыпают все жители королевства. Однажды мимо королевства проезжает Королевич. Он целует принцессу. Все в королевстве просыпаются, после чего празднуют пышную свадьбу королевича с королевной.

Выявление отличий героев, образов

Принцесса, королевна

Принцесса: щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы. Красота её так сияла, что даже золото вокруг неё казалось тусклым и бледным, одета и с удовольствием поглядывала на себя в зеркала. Фасон её платья вышел из моды по крайней мере сто лет назад. Впрочем, и в старомодном платье она была лучше всех на свете.

Королевна: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто ее видел, невольно ею любовался сказочной красавицей-королевной, по прозванью Шиповничек.

Место, где покоится принцесса (королевна)

 В красивой зале дворца находится постель, украшенная серебряным и золотым шитьём.

Замок маленькой светелки.

                                                                        Образы

Маленький карлик-скороход, у которого были семимильные сапоги.

Огненная колесница, запряжённая драконами.

Лягушка

Краб, который пообещал Королеве, что скоро у нее появится дочь.

Вывод: Шарль Перро воспользовался сюжетом сказки Джамбаттиста Базиле. Немного преобразив сюжет, он добавил в сказку волшебных фей. Укол принцесса получает от веретена, рожденных детей наделяет именами День и Утро (у Базиле — Солнце и Луна). Братья Гримм, возможно, использовали для написания сказки сюжет Ш.Перро, убрав из сюжета сцены с королевой-людоедкой, а также некоторые детали (8 фей — 13 ведуний, 100 лет — 300 лет, маленький карлик скороход, огненная колесница — лягушка, краб и др.)

Выявление отличий композиции

В. А. Жуковский

(1783–1852)

А. С. Пушкин

(1799–1837)

Экспозиция

Рождается царевна, царь устраивает пир

Умирает царица

Завязка

Не достаётся блюда двенадцатой чародейке. Она раскрывает судьбу царевны (погрузится в сон на 300 лет от укола веретена). Царь запрещает ткать во всем королевстве.

Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски.

Развитие сюжета

Царь с дочерью отправляется на прогулку, дочь обходит дворец.

Спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра.

Кульминация

Повторяется вредительство, в результате которого гибнет героиня (от укола веретена)

Повторяется вредительство, в результате которого гибнет героиня (от золотого наливного яблочка)

Развязка

Волшебное спасение царским сыном царевны. Свадьба.

Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты, гибель вредителя. Свадьба.

Выявление отличий героев, образов, средств художественного изображения

В. А. Жуковский «Спящая царевна» (1831 год)

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833 год)

ЦАРЬ

«Добрый царь Матвей, хлебосольный,

грустит, не ест, не спит» (искренне переживает за дочь, проявление настоящей отцовской любви).

Царь-отец «был неутешен, и он был грешен» (автор называет его царем-отцом, но указывает на то, что цари такие же люди, они могут ошибаться).

ЦАРЕВНА

Прекрасна, расцвела как майский цвет, благонравна, тиха, молод цвет ее ланит, пламя сонное очей, кудри чёрной полосой, грудь, как свежий снег; бела; тонкий стан, губки алые горят, руки белые лежат, на трепещущих грудях, ножки — чудо красоты (подчёркивается красота её души, доброта, кротость).

Белолица, черноброва, красавица-душа,

милая, приветливая, белый, красный,

румяный цвет кожи, тихомолком расцветая; засветила Богу свечку, нежною рукою, алые губки.

(подчёркивается красота её души, доброта, кротость)

Представители добра и зла

Чародейка хромоногая, старая, злая

(пророчество чародейки: «на 16 году повстречаешь ты беду», «сон продлится 300 лет») (У чародейки проявляется ненависть, злоба, обида)

Царица: высока, стройна, бела, горда, ломлива (упряма, капризна), своенравна, ревнива, злая, черны (зависть), баба гневная, царица злая.

(Она тщеславна, не уверена в себе, несостоятельная внутренне, лишена внутренней красоты, подчеркивается злое начало)

Старушоночка поёт о судьбе царевны, просит не рваться пряжу.

Нищая черница

Царевич

Царский сын, детина удалой; вспыхнул он, как от огня; жадность пламенных очей, он приблизился лицом, распалительным огнём (подчёркивается его мужество, молодость, умение любить).

Королевич Елисей тужит, горько плачет (подчёркивается его обеспокоенность за жизнь царевны, его настоящая любовь)

Место, где покоится царевна

Бор темен, дик; терновник густой, кустарник молодой, розы; пляшут, блещут мотыльки, птицы прыгают, шумят, лес душист, прохладен, тих (уединённость места, оторванность от мира людей, «Богом забытое место»).

Стол дубовый, гроб хрустальный шесть столбов, цепи чугунные, речка тихоструйная, высокая гора, глубокая нора, тьма печальная, гора крутая, страна пустая, мгла печальная, тьма печальная (такой сложный путь преодолевает королевич Елисей. Автор показывает, что любовь способна на преодоление любого расстояния).

                                                                        Образы

Рак — предсказатель будущего, выполняющий волю богов (сообщает о рождении дочери)

Бог даёт царице дочь; молодое, золотое яблочко — искушение царевны; Зеркальце «говорящее», «мерзкое»- самоутверждение царицы

Семь богатырей — сила, защита

Обращение к силам природы

Свет наш солнышко!

Месяц, месяц, мой дружок!

Ветер, ветер, ты могуч!

Присказка, концовка, зачин

Что ни в сказке рассказать,

ни пером не описать…

Начал жить да поживать

Стали жить да поживать

Жил-был добрый царь Матвей,

Жил с царицею своей…

Птица там не прилетит,

Близко зверь не пробежит…

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился…

Свадьба, пир и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Обратный порядок слов

«Горько плакала она,

Ручейка была одна»

(приём инверсии используется для того, чтобы показать внутреннее состояние героини)

«Издалеча наконец воротился царь-отец»

(приём инверсии используется для того, чтобы показать проделанный путь героя)

Речь, средства художественного изображения

Эпитеты: «сон глубокий», «дремучий лес», «губки алые»; «сонное пламя», «разумный царь»; сравнения «как дитя, лежит», метафоры «пламя очей» — любовь

Народная речь: путь-дорога, инда, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалеча, тяжелёшенько; олицетворения «отвечает ветер буйный», «отвечает месяц ясный», эпитеты «круглолицый, светлоокий»,

Повторы

Будешь в золоте ходить,

Будешь чудо красоты,

Будешь всем на радость ты

(подчёркивается красота царевны)

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами (глаголы, однородные члены предложения подчёркивают самолюбование царицы)

Вывод: в обеих сказках любовь — движущая сила. Именно она спасает героев от бед и несчастий. Образы противопоставлены (мягкость и надменность, любовь и эгоизм) и в сказке А. С. Пушкина и в сказке В. А. Жуковского. Произведения написаны в духе народных сказок (использованы традиционные сказочные формулы, зачин, концовка, средства художественного изображения), но эти сказки считают литературными. В них встречаются литературные обороты, авторская лексика, авторская позиция, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм, вводятся новые образы. А. С. Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, Жуковский, сказка, принцесса, мертвая царевна, художественное изображение, Париж, Спящая красавица, королевна, царица.

метки: Сказка, Красавица, Обучать, Сопоставление, Девушка, Произведение, Елисей, Умирать

Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю.

Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства».

И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молоды. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается. Вот только пробуждение у героинь происходит по-разному.

Королевич Елисей ударил по хрустальному гробу так, что тот раскололся. Тем самым царевна проснулась. А вот в «Спящей красавице» принцу пришлось поцеловать спящую девушку, тем самым разрушить злые чары, наложенные много веков назад.

Так же разница была и в том, как девушки попали в «состояние сна». Пушкин вообще называет это «смертью», так как в его сказке царевну отравила злая мачеха. В произведении Жуковского, девушка уколола палец веретеном, на котором было наложено проклятье.

В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке.

В начале произведений так же подаются разные истории. В «Спящей красавице» королевской семейной пары не было детей очень долгое время. Девочка, которая появилась на свет, стала для них настоящим подарком судьбы. Поэтому, она воспитывалась в полной семье, где ее любили и отец, и мать.

В сказке Пушкина, царица сразу после рождения дочери умирает, а вдовый царь женится на другой. Его новая жена с ненавистью относится к падчерице и в конце концов, решает от нее избавиться. И только благодаря своему труду, доброте и коммуникабельности – девушка остается в живых и поселяется в доме у семи богатырей.

Авторы как бы соревнуются между собой своими произведениями. Однако только Пушкину удается полностью раскрыть тему трагедии, любви и настоящей крепкой дружбы. Ведь и образ Елисея, и образ семи братьев показывают всю мощь и силу народного единства.

Жуковскому не удается дотянуться до этого уровня. Образ «принца спасителя» до конца не раскрыт и практически обезличен. Да, в нем тоже есть положительные качества, но как человек, он не понятен читателю.

17 стр., 8495 слов

По Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс

… победило! Сочинение по сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и … Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок. Сказка …

Елисей же представляет собой верного и любящего мужчину, готового ради своей девушки «обойти весь белый свет». Он, как и богатыри плачет, когда понимает, что царевна умерла. Эта трагедия очень чувствуется в произведении.

В «Спящей красавице» не так сильно выражены эмоции. Многие герои «обезличены» или их образы до конца не раскрыты. Так же, в конце сказки, чары хоть и были «развеяны» и справедливость восторжествовала, но зло, так и не было наказано. У Пушкина же наоборот, злая царица умирает после того как царевна чудесным образом «воскресла».

Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Кто изображен на картинах? Василий Андреевич Жуковский    Александр Сергеевич   П ушкин Из каких сказок эти иллюстрации? Кто их написал?

Кто изображен на картинах?

Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич П ушкин

Из каких сказок эти иллюстрации? Кто их написал?

Какая тема урока? ?

Какая тема урока?

?

  Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского

Литературоведческий словарь дает определение:    Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно , а может просто указать на сходство. Сравнить - значит найти черты сходства и различия.

Литературоведческий словарь дает определение:

Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно , а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.

 Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»

Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»

Понравилась Вам сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»? Почему? Какие герои встречаются в сказке? Опишите их.

Понравилась Вам сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»? Почему?

Какие герои встречаются в сказке? Опишите их.

Назовите сходства и  различия в названиях сказок  «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина  и «Спящая царевна» В.А.Жуковского Сходство Различие 1. «Спящая» царевна – «мёртвая» царевна: Царевна В.А. Жуковского уснула, а у А.С. Пушкина умерла.  2. У Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья – семь богатырей. 1. В названиях есть общее слово – царевна. Она главная героиня.

Назовите сходства и различия в названиях сказок «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящая царевна» В.А.Жуковского

Сходство

Различие

1. «Спящая» царевна – «мёртвая» царевна: Царевна В.А. Жуковского уснула, а у А.С. Пушкина умерла.

2. У Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья – семь богатырей.

1. В названиях есть общее слово – царевна. Она главная героиня.

Разложите понятия по порядку в виде цепочки-связи .  Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка.

Разложите понятия по порядку в виде

цепочки-связи .

Авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки.

Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка.

Сравните сюжеты сказок

Совпадения

Различия

1. Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

2. У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

3. У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).

4. У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.

5. Королевичу Елисею помогают силы природы (в русском фольклоре природа всегда помогает человеку) — царевичу Жуковского помогает старик.

6. Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

7. Орудие зла у Пушкина – яблоко (предмет многих русских сказок) – у Жуковского — веретено.

8. Пушкинская царевна пробудилась от удара королевича о гроб, который рассыпался (удар символизирует силу горя, готовность героя к самопожертвованию) — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича (романтические мотивы).

9. У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.

1. Беда с царевнами происходит по чьей-то злой воле.

2. Причина печальных событий с царевнами – желание отомстить, зависть, обида.

3. Зло совершают женщины: старуха-фея и царица-мачеха.

4. Царевны пробуждаются – оживают.

5. Царевен пробуждают царские сыновья – королевич Елисей и царский сын (без имени).

6. Царевны обе красавицы.

7. Женитьба спасителей на царевнах.

Физкультминутка Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку Поворот, наклон, Приседание, хлопок. Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз И за парту вновь садись.

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Прочитайте и сравните  В сказке В.А. Жуковского Зачин В сказке А.С. Пушкина Завязка Кульминация Развязка Концовка

Прочитайте и сравните

В сказке

В.А. Жуковского

Зачин

В сказке

А.С. Пушкина

Завязка

Кульминация

Развязка

Концовка

В какой форме написаны произведения?  В стихотворной форме .

В какой форме написаны произведения?

В стихотворной форме .

Удалось ли авторам создать сказку, близкую к народной?

Что же роднит сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского с народной сказкой?

Что отличает эти сказки от народной?

1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.

2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы — говорящие рак и зеркальце.

3. В основе сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру. У Жуковского нет троекратных повторов.

5. Магические числа: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне — 7 торговых городов; три силы природы — солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна. У Жуковского только одно — царевна спала 300 лет (3 века).

6. Как в народных сказках, у Пушкина есть падчерица и мачеха. Имя только у одного героя (царь Матвей- королевич Елисей)

8. Герои делятся на положительных и отрицательных.

1. Отступление от традиций: русские народные сказки написаны в прозе.

2. Народные сказки не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи.

Повторим. Тест по сказкам Домашнее задание   Ответь на вопросы в тетради. 1. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения? 2. В чем схожесть и различие сказок «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина? 3. Какая из сказок ближе к народной? Почему?

Повторим.

Тест по сказкам

Домашнее задание

Ответь на вопросы в тетради.

1. Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

2. В чем схожесть и различие сказок «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина?

3. Какая из сказок ближе к народной? Почему?

  • В чем отличие сказки от басни 2 класс
  • В чем отличие сказки о мертвой царевне и 7 богатырях от фольклорной сказки
  • В чем отличие сказки жуковского спящая царевна от народной сказки
  • В чем отличие романа от рассказа
  • В чем отличие персонажей горьковской пьесы от героев ранних рассказов горького на дне