В чем отличие ума чацкого от ума фамусова скалозуба и других представителей старой москвы сочинение


6

В чем отличие ума Чацкого от «ума» Фамусова, Скалозуба?

10 ответов:



2



0

В бессмертном произведении Грибоедова «Горе от ума», в образе Чацкого и Фамусова, раскрыты два совершенно противоположных друг другу образа людей, каждый из которых имеет свое мировоззрение, свое отношение к жизни, свою мораль и правду. Скалозуб же является человеком хотя и богатым, но «недалекого ума» , карьеристом и невеждой.



2



0

Прежде всего — это конфликт мировоззрений разных поколений. Всегда было и будет актуально то, что разные поколения людей совершенно по-разному смотрят на мир. Чацкий видит мир идеальным, он мечтает о том, как рухнет старый порядок, старые устои, и родится новый мир, который будет ему по душе.

А тот же Фамусов — человек пожилой, он живет именно в этом мире и он ему знаком и привычен, он не видит смысла что-либо менять, поскольку эта реальность — его.

Поэтому эту книгу и сейчас проходят в школе, что проблематика конфликтов поколений — вечна и по-прежнему актуальна.

Ум деда и ум внука будут смотреть на один и тот же объект, а видеть совершенно разные вещи.



2



0

Можно сказать, что Чацкий и Фамусовское общество (Фамусов, его друг Скалозуб и др) это люди разного поколения со своими определенными устоями и ценностями поэтому им и не понять друг друга. Фамусовское общество зовет Чацкого дурным. Чацкий олицетворяет собой молодежь с передовыми взглядами, который умный и поспорить может, а вот Фамусов наоборот человек из Екатериненской эпохи, хотя тоже не глупый человек. Соответственно и Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума».



1



0

В основном, их конфликт основывается как раз на том, что они мыслят совершенно разно. У них разные приоритеты в жизни, идеалы, понятие чести…

Фамусов — защитник самодержавия, крепостного права, он рад принизить свои достоинства, дабы понравиться более важным людям. Фамусов остерегается таких бунтарей, как Чацкий. Он же, наоборот, ненавидит прислуживаться, выступает за свободу, солидарен с идеями декабристов и т.д и т.п.



1



0

По воспоминаниям людей, знавших Грибоедова лично, его герой, Чацкий, является выразителем мировоззрений самого автора «Горе от ума».

Чацкий

gayv5Ur3tTQw27ZOLpQ7uiPMKw9uGSCq.png

Главная черта Чацкого-

OiCAEekE2ww1ry5bUEq6gnfDHfgfLQ.png

В статье «Мильон терзаний» Гончаров пишет:»

YyqN5raJFyXi8rbyM0OFSyrCOGRU89GW.png

Стоит перечитать монологи Чацкого («А судьи кто?»,например) или его характеристики представителей фамусовского общества и можно сделать вывод, что Чацкий -это разносторонняя личность, суждения его широки и разнообразны.

В отличие от Чацкого, Фамусов не приемлет никакого вольнодумства и собственного мнения:

VdhYSze8nXzM4aFWBkSEpRz3MMpE09W0.png

Образованность, просвещение отвергается фамусовским обществом и самим Фамусовым, потому что в нем они видят ужасную причину различных бедствий.

Вспомним, что слово «умник» в комедии отождествляется со словом «фармазон», «карбонарий» и «якобинец»,т. е. «умник» равняется слову «враг власти, революционер».

В этом различие ума Чацкого от мировоззрения Фамусова.



1



0

Видимо под словом Ум следует понимать разницу мировоззрений, разницу в отношении к жизни между Чацким, как представителем нового, прогрессивного, и Фамусовым, Скалозубом и другими членами элитного московского общества. Чацкий настроен крайне отрицательно к существующему положению вещей, он не считает службу в том виде, в каком ее понимают Фамусовы, достойным занятием, для него выслуживаться тошно. Он противник крепостничества, противник слепого подражания заграничному, противник раболепства и преклонения. Зато он говорит веское слово в пользу науки и научного подхода к жизни. Фамусов желает только одного — чтобы старый порядок оказался вечным и для него смысл жизни в служении, вот только не родине, а служении наградам. Чацкий для него опасный смутьян и что самое интересное, даже представители молодого поколения бывают солидарны с Фамусовым. Тот же Молчалин делает все, чтобы угодить власть имеющим, Репетилов впустую сотрясает воздух тайными заговорами. В целом Фамусов и его общество сошлись во мнении, что учение — чума, источник всех бед. В то время как Чацкий видит в нем избавление от серости и путь к просвещению, в более счастливое будущее.



1



0

Чацкий является типичным представителем молодого поколения того времени. Он прогрессивный, ему нравиться все новое и он смотрит вперед. Он независим и на все имеет собственное мнение. То есть умный и прогрессивный Чацкий в произведении Грибоедова «Горе от ума» как бы противопоставлен недалеким Фамусову и Скалозубу. Они смотрят с прошлое, консерванты до мозга костей и яростно противятся всему новому и современному.



1



0

Грибоедов очень четко охарактеризовал персонажи Чацкого и Фамусова и Скалозуба.

Чацкий — типичный представитель нового поколения, любит правду, любит мечтать, хочет поменять мир, презирает глупость, невежество. Он пытается всем открыть глаза на проблемы общества: крепостное право, ложь властей и т.д. Он как один в поле воин.

Фамусов — представитель «старой Москвы», для него, как и для Скалозуба служба — как средство получения личной выгоды, прислуживают своему начальству, в отличии от Чацкого. Они как слепые подражатели, ценят людей не за их личные качества, а за количество крепостных душ, за титул, за чин. Презирает бедных.

В Фамусове изображено все московское общество — лицемерен, двойствен. Он гонит Чацкого потому, что понимает, что все, что он ценит может в любое время потерять из-за таких вот «Чацких».



0



0

Это два представителя разных поколений. Как все молодые образованные люди Чацкий не принимает модель поведения Фамусова. Ему претит быть подхалимом, молчаливой тенью власть имущих. А ФАмусова пугает прыть молодого Чацкого. Столкнулись прошлое и будущее, в этом их отличие. Один идет в ногу со временем, другой старается удержаться в прошлом времени.



0



0

Фамусов ярый защитник крепостного права и всех толстосумов, которые стоят во главе этой цепочки. Для него важнейшим качеством является — выслуга. Он готов на самопожерствование ради отдачи, ради повышения в глазах и чинах тех самых чиновников. Его ум полностью поглощен жаждой наживы, как бы сделаться богатым и встать в один ряд вместе с остальными богатеями. Чайцкий же напротив — мыслит креативно и совершенно по иному. Ему чуждо правление, он желает переворота. В плане мышления близок по духу с декабритсами.

Читайте также

Добрый день!

Раскол в среде дворянского сословия отражён в знаменитой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Только что закончилась Отечественная война, один век сменял другой и этот период времени как раз отражён в «Горе от ума».

Главным героем является Александр Андреевич Чацкий. Чацкий является настоящим патриотом, быв за рубежом он очень скучал по стране.

Павел Афанасьевич Фамусов представитель крепостников и одно из главных действующих лиц.

Чацкий выступает инициатором спора.

Добрый день!

Чацкий и Фамусов главные противники в знаменитой комедии «Горе от ума».

Для Чацкого любовь была превыше всякого богатства. Истинные чувства для Александра Андреевича Чацкого всегда стоят на первом месте.

Александр Андреевич Чацкий считает очень важным просвещение и образование поскольку сам занимается литературной деятельностью.

Чацкий отрицательно относится к военной службе в которой процветает прислуживание то есть получение званий не за заслуги.

Когда в гости к Фамусову приходит Скалозуб, хозяин дома как раз разговаривал с Чацким и с досады на крамольные идеи высказанные этим молодым человеком даже демонстративно зажимал уши руками.

Но тут появляется Скалозуб и Фамусов принимается расхваливать его:

618npAtj0xeomCPfPBzOobAVvKt16Y.png

Прежде всего этот рассказ преследует цель удержать Чацкого от высказывания своих идей, которые по мнению Фамусова могут сильно рассердить Скалозуба. Но также этот рассказ преследует и другую цель. Как бы невзначай Фпмусов добавляет:

65xsDN4XxXuXW24fhtylxyBUQsr2m5xL.png

Таким образом, вроде бы и отрицая, Фамусов дает понять Чацкому, что не он, а Скалозуб может считаться завидным женихом. Намекает, чтобы Чацкий и не думал о руке его дочери.

Фамусов любит Москву, он преклоняется перед ней, ведь в его глазах Москва — это сила и власть:

mqHVRNBurCJop8jF5T26Hk3mEGDqixg.png

Фамусову нравится приверженность Москвы старым традициям, его восхищает преемственность, задорные старики, которые ведут пустые споры, обилие невест, которых он называет патриотками за любовь к военным, все повадки высшего света:

Wu0PVcqgVsUtGpQ731ksTZ37aN89H7PN.png

Напротив, Чацкому чужда фамусовская Москва, он не понимает ее пустых забав и развлечений. Вот как он описывает свою встречу с Москвой после долгой разлуки:

90ksgre5deSM8Rt7uObdAhxl2Ik3vKk.png

Чацкий видит в обычая света лишь предрассудки,пережиток прошлого, который по-хорошему следовало давно вымести метлой.

qcal6tN7SqznKNdYdtMVTqqMdbCMtU7.png

Он осуждает продажность московских негодяев, нищету рассудка и слабодушие, лицемерие, нежелание признавать новое и признавать за человеком право на свое мнение, стремление к чинам и лжепатриотизм.

CKqy3IcwADHjxiQpQfVGRbCJaeVoe8R1.png

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов поучает Чацкого как надо подслуживаться перед вышестоящими на примере своего дяди, который несмотря на богатство и надменный характер не гнушался примитивного холуйства и унижения — три раза упал на приеме во дворце, чтобы рассмешить «высочайшего» и в результате получил неплохие бонусы.

JJEGVpGdvKuRmigZbAYoyX5N1ifuYa.png

Звали лизоблюда Максим Петрович.

logo

  • В чем отличие ума Чадского от «ума» Фамусова, Скалозуба и других представителей старой Москвы? 

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      stellafischer227

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Помогите пожалуйста! Если можно прям решение расписать

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Закончите предложения,используя придаточные причины,цели и условия.

  • geografiya
    География

    13 минут назад

    Что такое ативные окраины вулкана в 2 словах

  • istoriya
    История

    18 минут назад

    Сколько лет существовали жители лесной полосы восточной Европы?

  • algebra
    Алгебра

    18 минут назад

    Алгебра 7 класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • geografiya
    География

    1 час назад

    рассчитать высоту Солнца над горизонтом: в дни а) равноденствия б) летнего солнцестояния в) зимнего солнцестояния для городов Норильск, Новосибирск, Астрахань, Владивосток, Петропавловск-Камчатский

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    3 часа назад

    нужно поменять форму слова которое дано в скобках

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20739

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2725

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» подняты общественно-политические вопросы, особенно актуальные для начала 19 века. Причём вопросы эти получают противоположную оценку в зависимости от того, кто их поднимает: Чацкий, который является представителем «века нынешнего», прогрессивно мыслящим человеком, или те, кто относится к фамусовскому обществу и имеют консервативные взгляды. Фамусовским обществом принято называть группу действующих лиц: Фамусова, его гостей и людей из его домашнего окружения. Они представляют «век минувший».

Отношение Чацкого к фамусовскому обществу очень критическое, он не согласен с его представителями по всем вопросам, поднятым в комедии, и высмеивает их образ жизни и жизненные ценности.

Взгляды Чацкого и фамусовского общества на жизнь

По всем вопросам жизни русского общества у Чацкого и представителей «века минувшего» суждения абсолютно противоположны.

Отношение к службе, богатству

Богатство — это то, чему поклоняется всё фамусовское общество. Если человек богат, его уважают, даже раболепствуют перед ним. Как он получил это богатство, честно ли — это фамусовское общество не интересует, не интересуют его и личные качества такого богача, главное, что он богат.

Служба для Фамусова и его окружения — это только источник почёта и благосостояния. Фамусов не вникает в служебные дела, поручив это делать своему секретарю Молчалину. Обычай этого высокопоставленного чиновника таков: «…Подписано, так с плеч долой».

Фамусов ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, чтобы «подслужиться» к вышестоящим особам «сгибался вперегиб», несмотря на свою важность. А Чацкий бросил службу именно потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Молчалин, как и Фамусов, считает, что продвинуться по службе можно только угождая начальству. А полковник Скалозуб добился высокого чина, потому что знает, что «чтоб чины добыть есть многие каналы».

Чацкий же уверен, что нужно служить «делу, а не лицам», не для личного обогащения, а для блага России.

Отношение к образованию, просвещению

По мнению Чацкого, просвещение нужно развивать, чтобы образованные люди приносили пользу стране. Он критикует светских людей, которые нанимают для своих детей «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», да ещё из иностранцев.

Гости Фамусова критически отзываются об образованных людях, а сам хозяин дома уверен, что просвещение только вредит: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Отношение к иностранному влиянию

Чацкий сетует, что дворянским детям внушают, что иностранцы, служащие их учителями и часто не имеющие должного образования, умны. «…Как с ранних пор привыкли верить мы, //Что нам без немцев нет спасенья!», — говорит он Софье. Его возмущает, что светские люди подражают повадкам и нарядам иностранцев и французских модисток, что в светском обществе господствует «смешенье языков: французского с нижегородским».

Гости Фамусова с восторгом слушали «французика из Бордо», очень довольного, что он приехал в Россию и увидел, что она не отличается от его родины, так как в обществе все говорят по-французски.

Отношение к народу

Говоря о рабском подражании всему иностранному, Чацкий с горечью спрашивает: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? //Чтоб умный, бодрый наш народ //Хотя по языку нас не считал за немцев».

Отношение Чацкого к народу и крепостному праву отличается от того, как к ним относятся люди светского общества. Он с негодованием вспоминает, что знатный, уважаемый в свете человек выменял на борзых собак своих слуг, которые не раз спасали «в часы вина и драки» его жизнь и честь. Возмущает его и то, что другой барин забрал множество детей из их семей для крепостного балета, а затем распродал их поодиночке, чтобы заплатить свои долги.

Отношение к любви, браку

Для представителей фамусовского общества характерно отношение к браку не как к союзу любящих друг друга мужчины и женщины, а как к выгодной сделке. Они уважают тех, кто смог  жениться или выйти замуж за богатого человека, например, как почтенный камергер Кузьма Петрович, который был «богат, и на богатой был женат» (о нём упоминает Фамусов в начале 2-го действия).

Князь и княгиня Тугоуховские озабочены тем, чтобы выдать своих 6 дочерей за богатых людей. Узнав, что Чацкий холостой, княгиня велела мужу позвать его в гости, но, спросив Наталью Дмитриевну Горич, богат ли он и услышав в ответ: «О, нет!» — скомандовала мужу: «Князь, князь! Назад!»

Репетилов в разговоре со Скалозубом жалуется, что женился по расчёту, но неудачно: отец невесты метил в министры, но  когда Репетилов женился, тесть не стал его продвигать по службе, так как боялся упрёка в кумовстве. Репетилов досадует, что «приданого взял — шиш, по службе — ничего».

В фамусовском обществе считается, что главное, чтобы у жениха было хотя бы 2 тысячи крепостных. Неважно, что он за человек, — родители ведь выдают замуж дочерей не по любви, а за богатство. Вот и Фамусов — «желал бы зятя он с звездами да с чинами», как говорит Софье служанка Лиза.

Взгляды фамусовского общества на брак чужды Чацкому, потому что для него счастье состоит не в богатстве, а во взаимной любви.

Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества

Для представителей фамусовского общества ум понятен в житейском, практическом смысле этого слова. Для них умён тот, кто сумел добиться богатства и высокого положения в обществе.

Для Чацкого же умён тот человек, который обладает интеллектом свободного мыслителя, вольнодумца и способен относиться критически к социальным условиям и порядкам в стране.

Идеалы и жизненные ценности

Для людей фамусовского общества идеалом является человек высокого положения, живущий в роскоши принимающий знаки почтения и раболепства от нижестоящих людей. Жизненные ценности светского общества — это высокое положение в обществе и богатство.

Для Чацкого идеал и жизненная ценность — это свобода личная и общественная, возможность заниматься тем, к чему у человека есть интерес и способности, а не вести образ жизни, ему не подходящий, но одобряемый в светском обществе.

Конфликт Чацкого и фамусовского общества

В комедии «Горе от ума» среди действующих лиц один Чацкий представляет «век нынешний», а ему противостоят многочисленные представители «века минувшего». Фамусовское общество не принимает Чацкого, сумевшего всех настроить против себя, так как он открыто критиковал и светских людей, и их образ жизни.

Главный герой комедии обвиняет фамусовское общество в раболепии перед всем иностранным, в преклонении перед высокопоставленными и богатыми особами, в неприятии просвещения, в бесчеловечном отношении к крепостным. Столкновение такого свободолюбивого и критически мыслящего человека с фамусовским обществом было неизбежно, так как оно взгляды Чацкого считает опасными.

Софья распустила слух о том, что Чацкий сошёл с ума. Она в сторону говорит реплику: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, //Угодно ль на себя примерить!»

Фамусов, Молчалин, Загорецкий, Хлёстова и вообще всё фамусовское общество верит в сумасшествие Чацкого, вспоминая его реплики, речи, советы. Он окончательно отторгнут фамусовским обществом, его страстную речь о рабском подражании иностранцам уже никто не желает слушать. Он лишний человек в фамусовском обществе, да и сам он не желает оставаться в Москве.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества (таблица)

Взгляды на жизнь Александр Андреевич Чацкий Фамусовское общество
Отношение к службе, богатству Не приемлет богатства как цели жизни. Готов служить «делу, а не лицам». Главная ценность — богатство, полученное любым путём. Служба — средство для обогащения, а не работа на благо Отечества.
Отношение к образованию, просвещению Отчизне нужны умные люди, поэтому образование и просвещение необходимо развивать. Доверяют учить своих детей иностранным учителям, многие из которых не очень образованы.

Считают, что просвещение ведёт к свободомыслию, которое они не приемлют.

Отношение к иностранному влиянию Критикует преклонение перед всем иностранным. Восхваляют всё иностранное, презирают русскую национальную культуру.
Отношение к народу Уверен в уме и бодрости народа, осуждает тех крепостников, которые не считают крепостных за людей. Презирают народ и русскую народную культуру, не считают за людей крепостных: продают их и покупают их, как вещи.
Отношение к любви, браку, счастью Любовь — чувство, которое не зависит от богатства или бедности любимого человека. Счастье состоит во взаимной любви. Считают брак не по любви, а по расчёту единственно правильным. Счастье для них — в богатстве.
Как понимают смысл слова «ум» Умён тот, кто просвещён, гуманен, способен критически оценивать жизнь и общественные порядки. Умён тот, кто добивается богатства, умеет извлекать выгоду для себя.
Идеалы и жизненные ценности Идеал — гордый, свободолюбивый человек. Жизненная ценность — личная и общественная свобода. Идеал — человек, добившийся влияния в обществе и богатства. Жизненная ценность — богатство.

Вывод

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу. Он отличается от него своими взглядами на все стороны жизни. Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества выявляет их противостояние по главным жизненным вопросам. Автор, включив несколько внесценических персонажей (например, брата Скалозуба) показал, что люди, подобные Чацкому, уже появились в России. Они стремятся к тому, чтобы начались преобразования в стране, и за это их фамусовское общество считает опасными людьми.

Сравнительная характеристика Чацкого и фамусовского общества может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

  • В чем отличие стихотворения от рассказа
  • В чем основное различие сказок м е салтыкова щедрина от русских народных сказок
  • В чем заключается жанровое своеобразие рассказа стена сравните его с пасхальным
  • В чем заключается жанровое своеобразие рассказа стена л андреева
  • В чаплина белка текст рассказа читать