В чем проявилась смекалка мужика из русской сказки мужик и царь

Русская народная сказка «Мужик и царь»

Жанр: народная бытовая сказка

Читайте краткое содержание других сказок:

«Ванюшка и царевна»

Главные герои сказки «Мужик и царь» и их характеристика

  1. Царь. Большой любитель сказок. Добрый и справедливый, веселый.
  2. Мужик. Хитрый, ловкий, находчивый, наглый.

План пересказа сказки «Мужик и царь»

  1. Скука царя
  2. Указ царя
  3. Мужик идет сказки рассказывать
  4. Начало сказки
  5. Обед
  6. Продолжение сказки
  7. Совет царя с боярами
  8. Окончание сказки
  9. Подписи бояр
  10. Сундук золота.

Кратчайшее содержание сказки «Мужик и царь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Один царь узнал все сказки и заскучал.
  2. Обещал он за того, кто новую сказку расскажет, дочь выдать.
  3. Мужик пришел и стал сказку рассказывать, по маленьким частям
  4. Царь этой сказки не знает, но отдавать дочь мужику не хочет
  5. Мужик рассказывает, что царь у него сундук золота занял, а царь и бояре кричат, что это правда.
  6. Пришлось царю мужику отдать сундук золота.

Главная мысль сказки «Мужик и царь»
Иногда за пустые желание приходится платить очень дорого.
Находчивость великая сила и всегда выручит.

Чему учит сказка «Мужик и царь»
Сказка учит находчивости, сметке, смекалке, умению любую ситуацию повернуть в свою пользу. Учит хитрить и обманывать. Учит не поддаваться желаниям и не обещать за их исполнение слишком дорогой цены. Учит трезво оценивать необходимость той или иной вещи. Учит рациональному мышлению.

Отзыв на сказку «Мужик и царь»
Мне понравилась сказка, особенно хитрый мужик, который сразу понял, что царевну за него не отдадут, а потому решил по максимуму все выжать из царя. Он и сказку стал рассказывать кусочками, чтобы успеть наесться до отвала, да про сундук золота наплел. Но с другой стороны, мужик обманул царя, а обманывать не хорошо.

Пословицы к сказке «Мужик и царь»
Хитрость и смекалка — родные сестры.
Свяжись с дураком, сам дурак будешь.
Смекалка во всяком деле выручит.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Слово дороже золота, крепче алмаза.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Мужик и царь»
Жил-был царь, который очень любил сказки. И так вышло, что услышал он все сказки на свете. Грустно и скучно стало царю и бросил он клич по всей земле, что тому, кто ему новую сказку расскажет, отдаст полцарства, да красавицу дочь в придачу.
Многие приходили сказки рассказывать, но только начинали, как царь кричал: «Знаю! Знаю!» и прогонял рассказчика.
И вот один простой мужик услышал про царский конкурс и отправился к царю сказку рассказывать. Он конечно не метил к царю в зятья, но покормиться казенными харчами был не прочь.
Царь накормил мужика и велел сказку сказывать.
А мужик начал рассказывать про то, какой у него был волшебный двор и как там все было прекрасно.
Царь молчит, не знает такой сказки, Бояре молчат, тоже не знают.
А мужик остановился и сказал, что завтра дальше расскажет. А пока на кухню отправился.
На следующее утро мужик продолжает. Рассказывает про вола огромного, про пастухов, что на его рогах сидели. Царь молчит. Молчат бояре.
Снова прерывает рассказ мужик и на кухню идет.
А царь совета у бояр просит. Не хочет дочь за мужика отдавать, а сказки такой не слышал. Ну бояре и говорят, что надо обмануть мужика, и сказать, что слышал он эту сказку, а они в том подпишутся.
Мужик про этот уговор узнал, видать донес кто, и только усмехнулся. На третье утро начал он снова сказку рассказывать, про то что богат был, и царь у него сундук золота занял, да по сей день не отдал.
А царь как закричит, что знает ту сказку, и бояре ему вторят и в бумаге расписываются, что все это правда.
Взял мужик бумагу и требует, чтобы царь ему сундук золота вернул, который занимал.
Понял царь, что мужик его обманул, посмеялся и вознаградил ловкого мужика.

Тема: «Русская народная бытовая сказка «Мужик и царь»

Цель: познакомить с народной бытовой сказкой «Мужик и царь», показать,
как в сказках проявляется народная мудрость.

Ожидаемые
результаты
:

Личностные:

·        
Проявят интерес к сказкам и произведениям
устного народного творчества

·        
Будут развивать умение выразительно
читать текст

Предметные:

·        
Выберут слова
из текста для характеристики героев

·        
Вспомнят
определение понятия «сказка», ее виды, определят вид изучаемой сказки

·        
Будут определять
главную мысль сказки

·        
Формируют
умение сопоставлять персонажей произведений

·        
Будут
определять свое отношение к героям сказки, аргументировать его

·        
Сделают вывод
об общих нравственных категориях

Метапредметные:

·        
Смогут устанавливать причинно-следственные связи

·        
Смогут анализировать прочитанный текст

Оборудование: учебник, классная доска.

Литература:
Рабочая
программа УМК «Планета знаний» учебного курса «Литературное чтение» 4 класс

Учебник «Планета знаний» (под общей редакцией
И. А. Петровой), Кац, Э. Э. Литературное чтение: учеб. для 4 кл. четырехлетней
нач. шк. : в 3 ч. Ч. 1, — М.: АСТ : Астрель, 2012.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. обоснов.

Орг.
момент


Здравствуйте ребята! Проверьте свою готовность к уроку, садитесь!


настраиваются на урок.

Словарная
разминка

Актуализация
знаний

Мотивация
к сказке


Сегодня наш урок мы начнём со словарной разминки.

 На
доске вы видите выражения, смысл которых нужно объяснить.

горе
мыкать-

 кликнуть
клич-

попытать
счастья-


Верно,
молодцы, эти выражения помогут нам сегодня при изучении нашей темы.


Но для начала, давайте вспомним, что такое СКАЗКА?


Какие виды сказок вы знаете?


Молодцы! Сегодня вам предстоит определить, с каким видом сказки мы
познакомимся.

— Терпеть
нужду, подвергаться невзгодам.

— Обратиться
с призывом

— Узнать,
изведать счастье.

— сказка
— это вид устного повествования с фантастическим вымыслом.


Народные и авторские. Народные делятся на: сказки о животных, бытовые и
волшебные.

Проявят интерес к сказкам и произведениям устного народного
творчества

Вспомнят определение понятия «сказка», ее виды,
определят вид изучаемой сказки

Определение
темы урока

Подготовка
к первичному восприятию


Откройте учебники на странице 38. Прочитайте заголовок сказки?


О чём, как вы думаете, будет эта сказка?


Что мог бы обсуждать мужик с царём?


А почему в названии сказки употреблено именно слово «мужик», а не мужчина или
гость, например?


Давайте узнаем, так ли это? Предлагаю вам чтение по ролям: автором буду я,

царём…,

мужиком…,

Целовальником…
(продавец вина в кабаке), князьями да боярами…

— «Мужик
и царь».

— О царе
и мужике.


Проблемы своего государства. Возможно, царь даст невыполнимое задание для
мужика.


Наверное, этот мужик из простых людей.

Смогут устанавливать причинно-следственные
связи

Первичное
восприятие

Проверка
первичного восприятия

(читаем
сказку).


понравилась ли вам сказка?

— кто
главный герой?

—  что
удивило вас?

(чтение
сказки детьми по ролям).

— да.

— мужик.

— обман
мужика.

Смогут анализировать прочитанный текст

Будут развивать умение выразительно читать текст

Мотивация

к
анализу

 — Как
вы думаете, почему мужик пошел рассказывать сказку царю?


Докажите текстом свое мнение.

 — Ему
просто хотелось наесться, потому что он голодал. Жениться на дочери царя он
не собирался.

(..«Дай
пойду, попытаю счастья. Царским затем мне не быть, а хоть день – другой
готовыми харчами попользуюсь»…
)

Будут определять свое отношение к героям
сказки, аргументировать его

Анализ

— как вы
думаете, почему мужик завершил рассказ историей о сундуке?

— Каким
был мужик до того, как отправился к царю?


Хорошо, какие выражения вы заметили, которые встречаются и в других русских
народных сказках?


Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке на странице 39 учебника. Кто
мне скажет, какой эпизод передаёт это изображение?

— Почему
вы так решили?


Приведите пример из текста?

— Какой
здесь царь?

— Теперь
обратим внимание на иллюстрацию на странице 41. Какой эпизод изображен?


Докажите примером из текста.


Посмотрите, какой теперь мужик?

— А царь
с боярами?

— С
целью проучить царя за его обман. Попросил золото, потому что жил бедно и
голодно.

-…«Бедный
мужик жил, горе мыкал. Ни дома ни хозяйства у него не было. Жил, где
приведётся, пил, ел, что придётся. Иной день впроголодь, иной день и вовсе не
евши.»…
с.38.

…«Ну
и жених! Рубаха латана, перелатана, лапти верёвкой подвязаны»…
с.39.

«жил
– был», «сказки сказывать», «глаза проглядела», «царь – государь», «стал жить
– поживать»
и т.д.

— Моменты,
когда мужик приходил рассказывать сказку.

— Потому
что, мужик сидит перед царем и боярами, с интересом что – то рассказывают,
царь и бояре внимательно слушают.

— …«Царь
молчит, и бояре молчат, не перебивают, а мужик говорит»….


Нахмуренный, величавый, лукаво смотрит на мужика, ждет, когда узнает сказку,
которую ему рассказывают.


Момент, когда царь насыпал сундук золота, мужик взял деньги, а царь
догадался, что его обманули.

«…В
ту пору царь догадался:


Обманул меня мужик – лапотник!

Да
делать было нечего: что написано пером, того не вырубишь топором. Пришлось
насыпать сундук золота.

Мужик
денежки взял …»

Довольный,
что проучил царя и бояр.

— Он в
недоумении, расстроен и подавлен. Бояре растеряны.

Выберут слова из текста для характеристики
героев

Формируют умение сопоставлять персонажей
произведений

Будут определять свое отношение к героям
сказки, аргументировать его

Смогут анализировать прочитанный текст

Обобщение


Молодцы! Найдите в сказке поговорку?

— Как вы
понимаете смысл этой поговорки?

— Теперь
мы с вами можем определить вид нашей сказки, какая она?

— Почему
она бытовая?

— Что
написано пером, того не вырубишь топором.

—  Если
написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь.


Русская народная, бытовая.

— Потому
что в сказке идет речь о самом обычном, с чем люди встречаются в жизни. Здесь
хитрый мужик и лживый и глупый царь. Главный герой – мужик проявил смекалку и
проучил царя.

Определят вид изучаемой сказки

Итог
урока

Давайте
подведём итог. Так как сказка обязательно  чему – то учит, то чему же учит
сказка «Мужик и царь»?

— Что
высмеивает народ в этой сказке?

— тому,
что нужно отвечать за свои поступки и слова. Сказка учит не обманывать, быть
находчивым в нужный момент.

— Обман.

Будут определять главную мысль сказки; Сделают
вывод об общих нравственных категориях

Дом.
задание

— Подобрать
пословицы к сказке. Спасибо за урок!

1.jpg4.jpg

 3.jpg2.jpg

Оформление классной доски:

16
октября

Классная
работа

«Мужик
и царь»

горе мыкать-

кликнуть
клич-

попытать счастья-


2

Сказка «Мужик и царь». Чему учит сказка, какая главная мысль, что писать?

2 ответа:



1



0

Русская народная сказка «Мужик и царь» рассказывает о некоем царе, большом охотнике до сказок, и о хитром мужичке, который этого царя обхитрил и получил в награду сундук золота. Надо отдать должное царю, тот не стал отнекиваться и искать повод не дать мужику денег, а признал свое поражение. Хотя и не пожелал выдать дочь за простого мужика.

Главная мысль сказки в том, что находчивость — великая сила. И если у человека она есть, то он может добиться многого в этой жизни.

Следовательно сказка «Мужик и царь» учит нас быть умными, находчивыми, проявлять смекалку. Пользоваться своей головой, думать, искать выход из трудной ситуации, а не просто опускать руки. Также эта сказка учит нас быть честными, держать свое слово.

<hr />

А еще нам может потребоваться план этой сказки.

План для пересказа сказки «Мужик и царь»:

  1. Царь прочитал все сказки на свете
  2. Царь обещает выдать дочь за сказочника
  3. Мужик приходит во дворец
  4. Сказка мужика
  5. Совет царя и бояр
  6. Царь решает говорить, что все сказанное мужиком правда.
  7. Мужик рассказывает про царский долг
  8. Царь признает долг
  9. Сундук золота.



1



0

«Мужик и царь» — русско народная сказка.

Главные герои сказки: Царь (Большой любитель сказок. Добрый, справедливый, веселый); Мужик (Хитрый, находчивый, наглый).

Главная мысль сказки.

Находчивость и смекалка, это большая сила, которая всегда выручит тебя.

Чему учит сказка.

Сказка учит находчивости, смекалке. Сказка учит трезво смотреть на вещи, и учит рациональному мышлению.

Пословицы к сказке.

wM64NROa49tmhSbvI7bJJQ2xNsTualfY.png

Читайте также

Глинка «Руслан и Людмила»

«Снегурочка»Римский-­<wbr />Корсаков

«Золотой петушок»

Игорь Стравинский «Жар-птица»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Прокофьев «Сказ о каменном цветке»

«Петя и волк»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Фильм подойдет взрослым, тем, кто любит пародийный жанр, кому нравились выступления юмориста Задорнова на тему Америки. Мне лично пародии как-то не нравятся и высмеивание разные событий, черт и наций. Но, учитывая актерский состав, думаю, что найдутся те, кому это близко. Участие приняли – Дмитрий Панченко – режиссер, актеры – Михаил Башкатов, Эммануил Виторган, Юрий Гальцев, Елена Синилова, Николай Бандурин и другие. Фильм «Однажды в Америке или чисто Русская сказка» честно говоря, специфический, я ожидал совсем другого и мне, несмотря на любимых актеров, совершенно не понравился. Вроде бы комедия, но почему-то совсем не смешно.

Мне сразу в голову пришли любимые до сих пор мной мультфильмы-сказки:

«Сестрица Аленушка и братик Иванушка»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Гуси лебеди»

Все мультфильмы созданы на киностудии «Союзмультфильм»

Очень интересная и поучительная сказка: «О прирождённой прозорливой, хитрой лисе, которую невольно начинаешь ненавидеть и вечном глупце волке, доверившемуся якобы доброму пожеланию лисы, которого волей неволей хочется пожалеть и вразумить».

Это конечно сказка, а на самом деле волк никогда не пойдёт ловить рыбу, опустив свой хвост в прорубь. А уж лиса и подавно на это не соблазниться. Но, волк, как описывается в сказке, повёлся на хитрую задумку лисы и за свою оплошность подвергся избиению сельских женщин.

Обидевшись, волк решил отплатить лисе, но не тут-то было — она предъявила ему снова ложную историю, будто её сильней побили, даже мозги потекли. В итоге её волк пожалел, посадил на спину, а хитрая лиса усмехаясь сидит и причитает: «Битый небитого везёт!»

Лиса преподнесла нам главный посыл,что не надо быть приспособленцем в жизни,жить за кого-то,приспосабливаясь. На чужом горе,свое счастье не построишь. Что посеешь,то и пожнешь.

Тест по теме «Народные сказки» 1 вариант (4 кл)

1.Сказка – это …

А. краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

Б. занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

В. повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

2. Укажите элементы сказки:

А. Мораль; Б. Зачин; В. Присказка; Г. Пролог; Д. Концовка.

3. Перечислите виды народных сказок, приведите примеры.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Какой волшебный предмет помогал Василисе в сказке «Василиса Прекрасная»?________________________________________________________

5. В чём проявилась находчивость солдата из русской сказки «Находчивый солдат»?_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Соедини стрелками название сказки и народ, её написавший.

«Портной и царь» итальянский

«Кола-рыба» русский

«По колено ноги в золоте» индийский

«Искусный ковровщик» армянский

7. Для чего царь из сказки «Кола -рыба» бросил корону в море?

А. Хотел обложить народ податью. Б. Она ему надоела.

В. Чтобы Кола-рыба опустился на дно. Г. Уронил нечаянно.

8. Как наказали злых сестер царицы из сказки «По колено ноги в золоте»?

А. превратили в волчат; Б. посадили в темницу;

В. посадили в бочку, а бочку бросили в океан.

9. У кого хотел попросить совета ковровщик из сказки «Искусный ковровщик» о том что попросить у лесного духа?

Напиши. ____________________________________________________________

10. Объясни значение слова «целовальник»?

А. продавец вина; Б. сосуд, который целуют; В. любимый

11. Из какой сказки эти строки: «Не было бы ишака пришлось бы коню возить на себе хворост»?

А. «Мужик и царь»; Б. «Искусный ковровщик»

В. «Портной и царь».

Напиши какого народа выбранная, тобой сказка_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Тест по теме «Народные сказки» 2 вариант (4 кл)

1.Сказка – это …

А. краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

Б. повествовательное произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий.

В. занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

2. Укажите элементы сказки:

А. Мораль; Б. Зачин; В. Присказка; Г. Пролог; Д. Концовка.

3. Перечислите виды народных сказок, приведите примеры.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4. Кем были белый, красный и чёрный всадники в сказке «Василиса Прекрасная»?________________________________________________________

5. В чём проявилась смекалка мужика из русской сказки «Мужик и царь»?______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Соедини стрелками название сказки и народ, её написавший.

«Портной и царь» итальянский

«Кола-рыба» русский

«По колено ноги в золоте» индийский

«Искусный ковровщик» армянский

7. Для чего царь из сказки «Портной и царь» просил сшить одеяло по росту?

А.У него не было одеяла. Б. Хотел его продать.

В. Хотел получить новых рабов. Г. Хотел найти самое красивое

8. Кто спас сыновей царицы из сказки «По колено ноги в золоте»?

А. Царь Б. Корабельщики

В. Иван-царевич Г. Два волшебных молодца.

9. Что попросил ковровщик у лесного духа из сказки «Искусный ковровщик»? Напиши ________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Объясни значение слова «самшит»?

А. сам шьёт; Б. название дерева; В. лесной дух

11. Из какой сказки эти строки: «Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу»?

А. «Мужик и царь»; Б. «Кола-рыба» В. «Портной и царь».

Напиши какого народа выбранная, тобой сказка_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • В чем проявилась находчивость солдата из русской сказки находчивый солдат
  • В чем отличие сказок салтыкова щедрина от народных сказок
  • В чем отличие народной сказки от авторской литературной
  • В чем отличие волшебной сказки от бытовой
  • В связи с неукомплектованностью штата как пишется