ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА
МОСКВЫ «ШКОЛА № 2031»
Исследовательская работа по теме:
Сходства и различия сказки А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Выполнили:
ученицы 5 «С» класса
Григорьева Мария
Симанкова Алина
Руководитель
Ерёмина Е.Н. учитель
русского языка и
литературы
Москва 2018г.
Содержание
- Введение
- Основная часть
2.1 История Создания
2.2 Названия сказок
2.3 Сюжеты
2.4 Композиция
2.5 Художественные средства выразительности
2.6 Подведение итогов
3. Заключение и вывод
4. Список использованной литературы
1.Введение
Актуальность темы
Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
Сказки с детства учат нас различать добро и зло, хорошее и плохое. В жизненных ситуациях, вспоминаем положительных героев, и принимаем верные решения.
Изучая сказки на уроках литературы, мы заметили, что в сказках есть что-то такое, что их объединяет. В детстве мы все просим рассказать сказку перед сном. На следующий день хотим новую сказку. А ведь нет ни чего проще, чем в старую добавить новых героев (злодеев, друзей), новую обстановку, неожиданное решение проблемы. Что же все-таки объединяет сказки?
Выбранная тема исследовательской работы «Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки А.В. Жуковского «Спящая царевна»», привлекла наше внимание возможностью сравнить произведения (сказки) двух великих писателей XIX века. Погрузиться в чарующее царство сказки и понять, почему сходств больше, чем различий.
Цель исследовательской работы:
- Определить основные сходства и различия в написании сказок.
Задачи:
1. Изучить историю создания сказок.
2. Перечитать ранее изученные сказки, проанализировать содержание сказок.
3. Узнать, много ли еще сказок было написано на схожую тему.
4. Провести опрос среди учащихся: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказка «Спящая царевна» — это название одной и той же сказки или нет?
Гипотеза: Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского тесно переплетаются друг с другом, в них больше сходств, чем различий.
Методы: Работа с художественными произведениями, ознакомление с выводами критиков, проведение опроса.
2. Основная часть
2.1 История создания
Александр Сергеевич Пушкин (26.05.1799-29.01.1837) – русский поэт, прозаик, драматург.
Василий Андреевич Жуковский (29.01.1783-12.04.1852) – русский поэт, переводчик.
Все мы прекрасно знаем выражение «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Два великих писателя решили на мгновение оставить серьезные жанры, а вспомнить детство, окунуться в волшебный мир сказки, прикоснуться к народному творчеству. И из-под их пера вышли две замечательные сказки.
Интерес к народному творчеству у А.С. Пушкин испытывал с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные ещё в колыбели. В 20-е годы он, живя в Михайловском, собирал и изучал народный фольклор. Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной.
2.2 Названия сказок
У В.А. Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). У А.С. Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). Уже в заглавии мы видим два совершенно разных эпитета: «мертвая» и «спящая». В названиях есть общее слово — царевна. Эта деталь дает нам основания предположить, что сказки могут быть написаны по схожему сценарию.
2.3 Сюжеты
Существуют сказки с так называемым «странствующим» по свету сюжетом. Так говорят о сюжетах, «переходящих» из одной страны в другую. Произведения со «странствующим сюжетом» слегка меняют свой вид в зависимости от страны, где создавались сказки. Язык народа, национальные особенности быта, культура, религия – всё это накладывает свой отпечаток на сюжет, но не изменяет его полностью. Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира слишком похож.
В.А. Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.
А. С. Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824-1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, он любил бывать на ярмарках в толпе людей, прислушиваясь к меткому народному слову.
Рассмотрим совпадения и различия в сюжете сказок Пушкина и Жуковского.
Совпадения:
- В обеих сказках царевны прекрасны.
- С обеими царицами происходит несчастье по чьей-то вине.
- Кто-то хочет отомстить из-за зависти.
- Зло с царевнами совершают женщины.
- Со временем с царевен снимается проклятие.
- Обеих героинь пробуждают женихи.
- Обе сказки заканчиваются свадьбами.
Различия:
- Места действия в сказках различны: у Жуковского — дворец, бор — у Пушкина: дворец, терем в лесу, пустая гора.
- Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья – она все подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.
- У Пушкина царевну выгнала из дома злая мачеха из-за зависти. У Пушкина царевна умерла — у Жуковского уснула.
- У Пушкина царевна мертвая лежала в гробу в гроте 3 дня – у Жуковского — 300 лет спала.
- Королевичу Елисею помогают силы природы отыскать царевну — царевичу Жуковского помогает старик.
- Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.
- У Пушкина царевна умерла от яблока – у Жуковского от веретена.
- Пушкинская царевна пробудилась от того, что её жених ударился о гроб от горя — у Жуковского царевна просыпается от поцелуя царевича.
- У Пушкина зло наказано — мачеха от злости умерла — у Жуковского злая колдунья исчезла.
2.4 Композиция
Композиция сказок одинакова: как и в народных, в них есть зачин.
У В.А. Жуковского:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей.
Он в согласье много лет;
А детей все нет, как нет.
У А.С. Пушкина:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Завязка:
У В.А. Жуковского: встреча царицы с раком-пророком и рождение дочери.
У А.С. Пушкина: смерть царицы, появление во дворце мачехи.
Развитие действия:
У В.А. Жуковского: пир — взросление царевны — укололась веретеном и уснула, все уснули — охотник (царский сын) забрел во дворец; пробуждение царевны и всего дворца.
У А.С. Пушкина: Сватание царевны — девичник — гнев и зависть мачехи — Чернавка уводит царевну в лес — жизнь царевны в доме 7 богатырей — отравление царевны яблоком — погребение ее в горе — поиски невесты королевичем Елисеем — спасение царевны — смерть царицы мачехи (событий в сказке Пушкина больше).
Кульминация:
У В.А. Жуковского:
На колени ставши, к ней
Он приблизился лицом:
Распалительным огнем
Жарко рдеющих ланит
И дыханьем уст облит,
Он души не удержал
И ее поцеловал.
У А.С. Пушкина:
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг ожила.
Сказочная концовка — свадьба, пир.
У В.А. Жуковского:
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот ни капли не попало.
У А.С. Пушкина:
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
2.5 Художественные средства выразительности
Постоянные эпитеты – их много в обоих произведениях.
У В.А. Жуковского: мертвым сном, дикий бор, дремучий лес, губки алые, гробовая тишина. У А.С. Пушкина: красная девица, черная зависть, злая мачеха, алые губки, добрая весть, люди добрые, красно солнце, месяц ясный, ветер буйный, синее море.
Сравнения:
У В.А. Жуковского: Вспыхнул вдруг, как от огня; Прянул конь от острых шпор и стрелой пустился в бор; Начал жить да поживать, как дотоле, без забот.; В покое том вьется лестница винтом и др.
У А.С. Пушкина: Год прошел как сон пустой, царь женился на другой; Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? Всех я краше; Он лесного зверя злей.
2.6 Подведение итогов
Даже в названиях «Сказка….», мы понимаем, что произведения (написанные разными авторами) несут в себе доброту. Философский смысл любой сказки — это красота души, заключается в утверждении любви и добра как основы мира.
Оба автора отступают от традиций: русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т. к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У Пушкина и Жуковского это стихотворные произведения.
Широко используются средства художественной выразительности, что придает сказкам их необычный шарм.
Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.
- Заключение и вывод
Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю. Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства». И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молодые. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается.
В результате опроса были получены результаты. 40% учеников сказали, что это одна и та же сказка, 60% что это разные сказки. Получается, что сказки так похожи между собой, что ученики начинают задумываться, а не одна и та же сказка ли это?
Такие результаты дают возможность нам предполагать, что в сказках А.С. Пушкина и В.А. Жуковского больше сходств, чем различий.
Таким образом, проведенное исследование и опрос подтверждает нашу гипотезу, что в сказках «Спящая царевна» и «Сказке о мертвой царевне» общего больше, чем различий. Скорее всего, схожие сказки и сюжеты встречаются потому, что желания людей очень похожи между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире и его законах.
Сказки учат нас мудрости, добру, справедливости, учат понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле, учат правде, учат жизни. В них главное – это мораль. Еще они могут обличать недостатки, рассказывая о несправедливости и лжи, и при этом непременно указывают на то, что добро всегда побеждает.
4. Список использованной литературы
1. Пушкин А. С. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. — М.: Астрель АСТ, 2003.
2. Жуковский В. А. Спящая царевна. М., ЭКСМО, 2005.
3. Пушкин А.С. Избранные произведения. — М.: Дет. лит., 2009.
4. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина.- М.: Современник, 1984.
5. Лазарев В.Я. Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
6. Жуковский, В.А. Сказки, стихотворения, элегии и баллады В.А Жуковский. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
7. Маршак С.Я. Заметки о сказках Пушкина. М.,1966
ЕК
Елена Конова
Какие сходства и различия между сказками » спящая царевна» и сказка о мертвой царевне»? срочно нужно узнать ответ.
АП
Александр Питч
Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
Ка
Катерина
Различия: 1. Спящая царевна жила в замке с мамой и папой, а мертвая царевна жила с отцом, т. к. мать умерла. 2. на спящую царевну наложила злая колдунья заклятие, а мертвую царевну возненавидела мачеха. 3. Спящая царевна уснула, когда укола палец веретеном, а мертвая царевна из- за отравленого яблока. 4. Спящую царевну положили в опочевальню, а мертвую царевну в хрустальный гроб на серебряной цепи в пещере (додумались же ). 5. Спящая царевна «умерла «дома, а мертвая царевна -в доме богатырей. 6. эти сказки написали разные люди. 7. Спящую царевну искал королевич Елисей, а мертвую царевну нашли слуги.
сходства: 1. Срезая царевна и мертвая царевна были царевнами (бред, но факт ). 2. С. царевну, как и м. спас поцелуй любви. 3. спящая царевна и мертвая царевна в последствии вышли за муж за своих спасителей. 4 . и там и там счастливый конец. 5. спящая царевна и мертвая царевна были красавицы.
Кр
Кристина
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
Адрюшка Rush
Различия: 1. Спящая царевна жила в замке с мамой и папой, а мертвая царевна жила с отцом, т. к. мать умерла. 2. на спящую царевну наложила злая колдунья заклятие, а мертвую царевну возненавидела мачеха. 3. Спящая царевна уснула, когда укола палец веретеном, а мертвая царевна из- за отравленого яблока. 4. Спящую царевну положили в опочевальню, а мертвую царевну в хрустальный гроб на серебряной цепи в пещере (додумались же ). 5. Спящая царевна «умерла «дома, а мертвая царевна -в доме богатырей. 6. эти сказки написали разные люди. 7. Спящую царевну искал королевич Елисей, а мертвую царевну нашли слуги.
сходства: 1. Срезая царевна и мертвая царевна были царевнами (бред, но факт ). 2. С. царевну, как и м. спас поцелуй любви. 3. спящая царевна и мертвая царевна в последствии вышли за муж за своих спасителей. 4 . и там и там счастливый конец. 5. спящая царевна и мертвая царевна были красавицы.
Ольга Трушкова
Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
ВП
Виталий Пахомов
Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
MW
Mint Wind
В чем сходство и различие мехду сказками Братья Грим ( Снегурачка) и (Спящая красавится) .
ДИ
Дмитрий Иванов
Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
Андрей Паршин
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
НР
Наташа Романова
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
ЕЖ
Екатерина Жуплева
Похоже уже 5 класс здесь топчется. Да, халява плиз.. .
И там и там царевны, обе — положительный образ (добрые, скромные, любящие) , у обеих нет матери, обе спят, обе пострадали от мачехи, обе были отравлены, обе — жертвы колдовства, обеих спасает поцелуй любви. Везде счастливый конец.
Но: одна укололась, другая отравилась яблоком, одна спит в гробу, другая дома, одна спит с целым царством (сонное царство) , другая одна в пещере, одна была знакома с богатырями, другая нет; одна жила и вела хозяйство богатырей, готовила, убирала, а другая никогда не уходила из дома.
для 2 баллов
метки: Сказка, Красавица, Обучать, Сопоставление, Девушка, Произведение, Елисей, Умирать
Между двумя произведениями русских писателей действительно немало сходств, как в сюжете, так и в подаче читателю.
Обе сказки написаны в стихотворной форме. И в «Спящей красавице», и в «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» героини впадают в «летаргический» сон, который длится довольно большое количество времени. Обе девушки при этом являются дочерями «главы государства».
И спящая красавица, и мертвая царевна, очень молоды. Каждая из них ждет своего спасителя, и дожидается. Вот только пробуждение у героинь происходит по-разному.
Королевич Елисей ударил по хрустальному гробу так, что тот раскололся. Тем самым царевна проснулась. А вот в «Спящей красавице» принцу пришлось поцеловать спящую девушку, тем самым разрушить злые чары, наложенные много веков назад.
Так же разница была и в том, как девушки попали в «состояние сна». Пушкин вообще называет это «смертью», так как в его сказке царевну отравила злая мачеха. В произведении Жуковского, девушка уколола палец веретеном, на котором было наложено проклятье.
В сказке Пушкина умирает только царевна, а у Жуковского, вместе с принцессой засыпает каждый, кто находился в замке.
В начале произведений так же подаются разные истории. В «Спящей красавице» королевской семейной пары не было детей очень долгое время. Девочка, которая появилась на свет, стала для них настоящим подарком судьбы. Поэтому, она воспитывалась в полной семье, где ее любили и отец, и мать.
В сказке Пушкина, царица сразу после рождения дочери умирает, а вдовый царь женится на другой. Его новая жена с ненавистью относится к падчерице и в конце концов, решает от нее избавиться. И только благодаря своему труду, доброте и коммуникабельности – девушка остается в живых и поселяется в доме у семи богатырей.
Авторы как бы соревнуются между собой своими произведениями. Однако только Пушкину удается полностью раскрыть тему трагедии, любви и настоящей крепкой дружбы. Ведь и образ Елисея, и образ семи братьев показывают всю мощь и силу народного единства.
Жуковскому не удается дотянуться до этого уровня. Образ «принца спасителя» до конца не раскрыт и практически обезличен. Да, в нем тоже есть положительные качества, но как человек, он не понятен читателю.
17 стр., 8495 слов
По Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс
… победило! Сочинение по сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях – это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и … Спящая царевна» А.С.Пушкина. Поэт в стихотворной форме рассказал о пороках людей, их отрицательных и положительных качествах. Эта сказка повествует о злой мачехе, доброй царевне, верном королевиче и богатырях. За основу взяты несколько народных сказок. Сказка …
Елисей же представляет собой верного и любящего мужчину, готового ради своей девушки «обойти весь белый свет». Он, как и богатыри плачет, когда понимает, что царевна умерла. Эта трагедия очень чувствуется в произведении.
В «Спящей красавице» не так сильно выражены эмоции. Многие герои «обезличены» или их образы до конца не раскрыты. Так же, в конце сказки, чары хоть и были «развеяны» и справедливость восторжествовала, но зло, так и не было наказано. У Пушкина же наоборот, злая царица умирает после того как царевна чудесным образом «воскресла».
Несомненно, обе сказки очень интересные и каждая хороша по-своему. Оба автора пытаются научить через свои произведения юного читателя хорошим качествам. Сказки говорят о добре сострадании, и вере в чудо, а это самое главное, что их может объединять.
Понравилось сочинение? А вот еще: