В чем разница между народной и литературной сказкой

В чем сходство и отличие народных и литературных сказок

Обычно мамы читают сказки детям на ночь. Некоторые из них придуманы в народе, другие – написали современные авторы. Конечно, литературные сказки отличаются от народных. Но есть у них и несколько общих черт.

16 марта 2018

Чем отличается литературная сказка от народной

Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.

Русские народные сказки развивают воображение детей

Но существует разница между литературными и народными сказками:

  • В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
  • В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
  • Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
  • Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка – это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.

С развитием письменности, авторы стали обрабатывать фольклорные сказки, внося в них художественные дополнения. Так они дожили до наших дней.

В чем сходство русской народной и литературной сказки

Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:

  • Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
  • И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
  • И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
  • Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.

Многие авторы, опираясь на простой сюжет народной сказки, пишут более яркую и замысловатую историю.

Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.

Муниципальное общеобразовательное
учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.
Кушумский

Ершовского района Саратовской
области»

Исследовательская
работа

« Сходство
и отличие литературной и народной сказки»

Автор
работы:

 Душанова
Синбеке Казболатовна.

Адрес:
413514, п. Кушумский

Ул.
Советская, д.1

Ершовского
района

Саратовской
области

Тел.
8(84564)4-65-63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сказки  знакомы нам с детства,
ведь нет сомнений в том, что бабушки и мамы читали их каждому из нас на ночь.
«Скоро сказка
сказывается…» —
отсюда и возникло название «сказка», что
значит устный рассказ. И прежде чем каждый из нас научился читать —  все
 мы слушали сказки.
С ними связаны наши первые
представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них выражены мысли и
чувства, мечты и надежды народа.
            Характерным
признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом –
фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках.
            «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок!» — сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно
потрудиться — почувствовать сказку всей душой. И тот, кто найдет в ней урок,
знание, станет счастливым человеком». А так хочется, чтобы все были счастливы! 
                                                                                             

В начале учебного года  на урока
литературного чтения мы читали народные сказки, которые передавались из
поколения в поколение, из уст в уста. Нам очень интересно было их читать, а
потом пересказывать. Некоторые сказки мы инсценировали, сами играли роль
сказочных героев. Мы показывали эти сказки на праздниках  ребятам младших
классов. Очень нам понравилось инсценировать сказку  «Заячья 
избушка». Потом мы стали знакомиться с авторскими сказками. Мы прочитали
сказки К.И.Чуковского  и С.Я.Маршака. Нам так понравились эти сказки, что мы
запомнили их наизусть, читали их своим братишкам и сестрёнкам.

 И нам захотелось выяснить чем
отличаются и чем похожи литературные и народные сказки.          

Тема моего
исследовательского проекта: сходство и отличие литературной и народной
сказки.
        

Каждый человек проявляет интерес к
сказкам. Они приходят к нему в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь.
Именно в бытовой среде, из уст в уста через сказки, люди как бы передают тайные
сведения о прошлом и представления о будущем.                                                                                    
Детство человека непрерывно
связано со сказками. Мы часто просили бабушку рассказать или прочитать нам
сказки. Ожидание волшебства охватывало нас: вот Баба Яга строит козни
Ивану-царевичу, какая добрая и мудрая Василиса Прекрасная. Веселые и грустные,
страшные и смешные, они знакомы нам с детства. Мы учимся у них различать добро
и зло, учимся справедливости и честности, доброте и человечности. В них
заключена глубокая народная мудрость. И порой бывают такие жизненные ситуации,
в которых трудно разобраться, найти выход. Как быть? Как правильно поступить?
На эти непростые вопросы, как всегда на помощь спешат сказки.

Цель исследования – через анализ и
сопоставление особенностей литературных и народных сказок увлечь,
заинтересовать ребят чтением.

Задачи исследовательской
работы:

1) прочитать народные сказки «
Морозко», «  Заячья избушка» ,»Теремок»  и авторские сказки К.И.Чуковского и
С.Я.Маршака.      

2) проанализировать  и
сопоставить литературные  и народные сказки, выявить сходство и отличие.

3) провести анкетирование среди
учащихся начальных классов, чтобы узнать читают ли ребята книги в свободное
время.

4) изучив дополнительную
 литературу,  расширить свой кругозор, получить первоначальные навыки
научно-исследовательской работы.
                                           

Подготовительный этап

 Самые
растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги
сказки. Мы их чуть ли не с
рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам. Сказка
проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не
представляем, как много знаем сказок.                                                                                           

1.Провести
анкетирование среди учащихся начальных классов.

2.Выяснить
из словарей , что такое сказка.

3.Чтение 
русских народных сказок «Морозко», « Заячья избушка»,  «Теремок»

4.Чтение
авторских сказок К.И.Чуковского и С.Я.Маршака.

                                        
            Основной этап        

1.Из
словаря С.И.Ожегова  узнали, что сказка –это повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием
фантастических и волшебных сил.

2.Анализ
и сравнение литературных и народных сказок.

Отличие:1. в народной сказке автор
–народ,  в литературной сказке автор –      конкретный человек.                                                                                                              
2.
в народной сказке есть присказка, зачин, концовка, в литературной сказке
может не быть традиционных  элементов.

3.народная
сказка имеет несколько вариантов, литературная сказка имеет неизменный текст в
письменной форме.

4.в народной
сказке описание простое с использованием общепринятых эпитетов, в литературной
сказке описание сложное, неповторимое.

5.в
литературной сказке более ярко, красочно описаны герои, место действия,
события.

Сходство:
1.События
вымышленные

                   
2.Встречаются троекратные повторы, эпитеты

                   
3.Деление героев на положительных и отрицательных.

                   
4.Учат  добру, справедливости, любви.       

3.Практическая
работа

1.Подготовить инсценирование 
народной сказки  «Заячья  избушка»

2.Подготовить
сказку  К.И.Чуковского «Муха-Цокатуха» и выступить перед учащимися начальных
классов.

Заключение

Любая сказка,
несмотря на присутствие в ней вымышленных персонажей или волшебных элементов,
несет в себе воспитательную и поучительную функцию. Так, сказка «Теремок» учит
нас  радушию, дружелюбию и основная идея, которая  проходит через весь сюжет,
получает яркое воплощение в  финале – это  торжество великого чувства дружбы!

Сказочные герои
каждый раз с удовольствием принимают очередного гостя, однако для большого
Медведя места оказывается недостаточно, но друзья находят выход. Мы знаем, что
в некоторых  версиях сказки Медведь выступает как разрушитель. Но нас привлекла
идея созидания, где в результате, обитатели маленького теремка строят себе
новый, просторный дом и каждому находится место.

Сказок много. И
почти у всякой есть сёстры
родные и двоюродные. Сказка меняется
по тому, кто и где её рассказывает.  Каждый сказочник  по своему вкусу
приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.

Как и мы с
коллективом 3 класса во время новогоднего карнавала разыграли и рассказали
сказку «Теремок» по своему . И у нас здорово получилось!  Не всегда у нас
получалось дружить с ребятами из нашего класса , иногда мы сорились, не
уступали в чем –то друг другу. Теперь мы все дружим как в сказке « Теремок».     

Источники

1 . « Живая вода» Сборник
русских народных сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская литература»,1987 г.                                                                                                                             
2. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. М.: Просвещение, 2003.

   3. Ожегов С.И.  Словарь
русского языка           Москва, «Русский язык»,1984                                                  
4. Интернет – ресурсы: http://ocka3ke.ru
– о СКАзКЕ.
ru детские сказки онлайн, аудио,
иллюстрации.                                                                                                                        

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

чем отличается народная сказка от литературной

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка – это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

различия литературной и народной сказки

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм – признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

сходства литературной и народной сказки

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные черты характера. Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая авторская позиция, что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» – чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» – балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» – ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и нравственные ценности. Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

черты народной и литературной сказки

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание – это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное – это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

сравнение народной и литературной сказки

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.

Народные сказки – древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены  нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.

В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Жанровая особенность литературной сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже повести. Примером могут служить произведения русских писателей А. Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда,  С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.

«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл

Выводы TheDifference.ru

  1. Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества этноса.
  2. Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный пересказ.
  3. Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определенной схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования.
  4. Система образов в литературной сказке произвольна, в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах.
  5. Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.

  • В чем различие сказок спящая царевна и сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • В чем различие между ошибкой и преступлением сочинение тезис
  • В чем различие между ошибкой и преступлением сочинение старуха изергиль
  • В чем различие между ошибкой и преступлением сочинение по литературе преступление и наказание
  • В чем различие между ошибкой и преступлением сочинение на дне