Скачать материал
Выберите документ из архива для просмотра:
Лирическая проза Бунина.ppt
Выбранный для просмотра документ Лирическая проза Бунина.ppt
Скачать материал
- Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
- Сейчас обучается 351 человек из 64 регионов
- Сейчас обучается 95 человек из 32 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Осуждение бездуховности существования в рассказе
И. Бунина
« Господин из Сан – Франциско» -
-
4 слайд
И.А. Бунин. 1928
Писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры
И. А. Бунина по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия.
« Первая любовь»
« Антоновские яблоки»
«Легкое дыхание»
« Прекраснейшая солнца»
Что мы чувствуем?
« Господин из Сан-Франциско»
Почему нет чувства радости, восхищения , успокоения, когда слышим это название?
Жизнь героев рассказа безнравственна, бездуховна -
-
-
7 слайд
«Господин из Сан-Франциско»
Рассказ был написан в 1915 году. Первоначальное название
«Смерть на Капри» Имел шумный успех, последовали одно за другим издания и переводы на иностранные языки. -
8 слайд
История создания рассказа
Шла первая мировая война, в которую ввергли народы Европы банковские воротилы, миллионеры, промышленники, которые пожелали в борьбе за рынки, рост своего могущества и богатства перекроить границы государств.
Бунин изобразил тип миллионера, который может распоряжаться судьбами других, наживаться на крови и слезах людей наёмного труда -
9 слайд
Философская линия
Рассказ продолжает традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть, как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. -
10 слайд
Загляни в словарь…
Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
Бездуховный — — лишенный интеллектуально —
го, духовного содержания -
11 слайд
Духовность
Бездуховность
Любовь
Уважение
Щедрость
Красота души
Гуманность
Агрессия
Унижение человеческого достоинства
Эксплуатация человеческого труда
Способность ради наживы пойти на преступление
Уважение человека не за личностные качества , а за количество денег в кармане -
12 слайд
Наряду с философской линией в рассказе разрабатывается социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. Пафос рассказа – в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
-
13 слайд
Сюжет
Описание несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь героя, имени которого «никто не помнил». Он один из тех, кто до пятидесяти восьми лет «работал не покладая рук». -
14 слайд
Некий Господин из Сан-Франциско
В чем особенности Сан – Франциско как города?Почему герой выбрал именного этот город?
-
-
16 слайд
Г о р о д С а н — Ф р а н ц и с к о
-
17 слайд
Почему рассказ называется
«Господин из Сан-Франциско»?
Шиманская Анна Александровна -
18 слайд
Некий Господин из Сан-Франциско
Почему герой лишен имени?
Чем примечательна внешность Господина?
Как Господин относится к своей семье?
Как Господин относится к работе? -
19 слайд
Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
Св. Франциск Ассизский
Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания. -
20 слайд
Богатство пассажиров и бедность прислуги
Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
Погода до смерти главного героя и после его смерти
Начало и конец рассказа
Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
Новый свет и Старый светУже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
Шиманская Анна Александровна -
21 слайд
Конфликт
Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». -
22 слайд
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?
Как вы думаете случайно ли такое название?
Символом чего является корабль? -
23 слайд
Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
Шиманская Анна Александровна -
24 слайд
На борту такого теплохода и путешествовал господин…
-
25 слайд
Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ:
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»Это цитата из Апокалипсиса.
Шиманская Анна Александровна -
-
27 слайд
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
-
28 слайд
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
Тиберий I, Клавдий Нерон
Во время его правления был распят Иисус Христос. -
29 слайд
Композиция
Рассказ имеет кольцевую композицию -
30 слайд
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?
Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней?
В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце? -
-
-
-
34 слайд
Представьте себя на месте слуг, официантов, хозяина отеля. Что вы запомнили о Господине?
Цель его путешествия по Европе?
Докажите, что его развлечения бездуховны?
Чем примечательна внешность Господина?
Как Господин относится к своей семье?
Как Господин относится к работе? -
-
36 слайд
«Господин из Сан-Франциско». Перед последним выходом. Художник О. Коровин.
-
37 слайд
Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит?
Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это произошло?
Когда Бунин впервые называет своего героя не Господином?
Кто же перед нами : Господин или человек?
-
38 слайд
Кульминация
Сцена «неожиданно и грубо навалившейся» на «господина» смерти в «самом маленьком, самом плохом, в самом сыром и холодном» номере «нижнего коридора». -
39 слайд
Как возвращается наш герой в Сан-Франциско?
Как меняется отношение общества, слуг к семье этого человека?
-
40 слайд
Несправедливо устроенное общество
Пройдемся по палубам корабля. Загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.Какое впечатление складывается ?
-
41 слайд
«Атлантида»
Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих «благополучно много».
«Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе» — у «исполинских топок». -
42 слайд
Антитеза
Отдых, танцы, беззаботность; «господа» во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюбленная пара.
Работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и «мрачные и знойные недра преисподней»; «облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». -
43 слайд
Богатство пассажиров и бедность прислуги
Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
Погода до смерти главного героя и после его смерти
Начало и конец рассказа
Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
Новый свет и Старый светУже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
-
44 слайд
Картины рая и ада
-
45 слайд
Какую роль играет океан в этом рассказе?
Шиманская Анна Александровна -
46 слайд
Океан безграничен, бушует, набрасывается на корабль. Возмездие неминуемо. «Бесчисленные огненные глаза корабля были видны Дьяволу»
-
47 слайд
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
Нанятая за деньги влюбленная пара.
Отношение к смерти господина из Сан-Франциско (как будто он что-то натворил).
На Капри главный герой увидел человека из своего сна.
«Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…»
Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком.Шиманская Анна Александровна
-
-
-
-
-
-
53 слайд
Многопалубный корабль-(верхняя палуба-»хозяева жизни»,
нижняя-преисподня.
Корабль-чудовищная машина, сотворенная людьми,-символ подавления человеческой души.
Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий-глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ громадного греха.
Название корабля «Атлантида»-символ трагического исхода современной цивилизации.
Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги»,-символ фальши и продажности.
Океан-знак бесконечности жизни и одновременно –знак стихии.
Ящик из-под содовой-символ равенства всех перед смертью.
Фигура Дьявола на скалах Гиблартара-прямой символ злых сил.
Песни и молитвы абруццких горцев-символ гармоничного существования
Человека и природы.
Простые итальянцы, люди труда-символы осмысленного человеческого существования. -
-
-
56 слайд
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.
-
57 слайд
Почему Бунин отказался от эпиграфа
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»? -
-
59 слайд
Что осуждает
И. Бунин? К чему призывает автор?
Жизнь быстротечна.Жить надо так, чтобы впоследствии ни тебе самому , ни твоим близким не было стыдно.
Человеку следует быть самим собой.
Многие люди истинное лицо и душу прячут за маской безразличия, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.
-
60 слайд
Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ.
Шиманская Анна Александровна -
-
-
-
64 слайд
«Господин из Сан-Франциско»
– Как донесена авторская концепция мира в рассказе?
– Каков человек в изображении Бунина?
— Что является кульминацией рассказа?
– Как звучит тема любви в произведении?
Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? -
65 слайд
План
1. «Художник нарисовал… образ греха… гордого человека со старым сердцем».
2. Символично название корабля: Атлантида – затонувший мифический континент.
3. Пассажиры корабля – модель человеческого общества:
а) паразитизм «пар чистых»;
б) смерть господина из Сан-Франциско. -
66 слайд
Сборник «Темные аллеи»
И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству».
Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души.
Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. -
67 слайд
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели —
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Н.Огарев -
68 слайд
Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок.
Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. -
69 слайд
Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова
-
70 слайд
«Чистый понедельник»
– Докажите, что образы главных героев построены на антитезе.
– Объясните название рассказа.
– Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе. -
71 слайд
Нобелевская премия
«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». -
72 слайд
План к сочинению
«Всякая любовь – великое счастье…»
I. Бунинское новаторство в освещении темы любви.
II. Многогранность чувства любви у Бунина.
1. «Лики любви» в бунинских рассказах:
1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»);
2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»);
3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»);
4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»);
5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»);
6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»);
7) любовь – обида («Темные аллеи»);
любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»);
9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»);
10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»).
III. «Всякая любовь – великое счастье…» (И. Бунин). -
73 слайд
Домашнее задание
Написать сочинение на выбранную тему.
1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина.
2. Любовь в понимании Бунина.
3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина.
4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 053 651 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.01.2017
- 1018
- 3
- 10.01.2017
- 391
- 0
- 10.01.2017
- 761
- 0
- 10.01.2017
- 826
- 2
- 10.01.2017
- 620
- 4
- 10.01.2017
- 1096
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
«Господин из Сан-Франциско» Иван Бунин
Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско» ?
Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный. Шиманская Анна Александровна Св. Франциск Ассизский Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
• Богатство пассажиров и бедность прислуги • Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности • Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля • Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя • Погода до смерти главного героя и после его смерти • Начало и конец рассказа • Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника • Новый свет и Старый свет
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско? Как вы думаете случайно ли такое название? Символом чего является корабль?
Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» Это цитата из Апокалипсиса. Шиманская Анна Александровна
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри? Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии чего-либо
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова» . Тиберий I, Клавдий Нерон Во время его правления был распят Иисус Христос.
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован? Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней? В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Какую роль играет океан в этом рассказе?
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
• Нанятая за деньги влюбленная пара. • Отношение к смерти господина из Сан. Франциско (как будто он что-то натворил). • На Капри главный герой увидел человека из своего сна. • «Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…» • Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком. Шиманская Анна Александровна
Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ
Тематика рассказа • Тема ужасающих социальных контрастов • Трагичность губительной власти денег над человеком • Тема неизбежной гибели цивилизации • Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали • Тема жизни и смерти
Идея произведения
• Идея обреченности бездуховного существования
Особенности композиции
• Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского • В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу • Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Образ главного героя • Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру. • Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи • У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался» • Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида» , и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности • Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы. • Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Образы-символы • Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни» , нижняя – преисподняя) • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха • Название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации
• Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы • Простые итальянцы, люди труда — символы осмысленного человеческого существования
Философский смысл произведения • Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища. Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла» , поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью. Вечна лишь та «чаша жизни» , которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Интервьюер интервента интервьюировал.docx, ГЛАВА 21.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Сказки на Руси рассказывали с древних времен.docx, Логарифмической функцией называется функция.docx, Конспект НОД описательный рассказ об игрушшке.docx, Кочергин Эдуард. Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека., Конспект воспитательного мероприятия по теме «Уроки господина Эт, Арутюнян А. Рассказ.docx, Работа по рассказу Бедный принц.docx, ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ СО СКРЫТЫМ СМЫСЛОМ.odt, Сейчас я прочту вас Рассказ его написал писатель С.docx, Короткие рассказы для ИС.docx
«Господин из Сан-Франциско»
Иван Бунин
Почему рассказ называется
«Господин из Сан-Франциско»?
Св. Франциск Ассизский
Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
- Богатство пассажиров и бедность прислуги
- Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
- Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
- Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
- Погода до смерти главного героя и после его смерти
- Начало и конец рассказа
- Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
- Новый свет и Старый свет
Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
Как вы думаете случайно ли такое название?
Символом чего является корабль?
Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»
Это цитата из Апокалипсиса.
Тиберий I, Клавдий Нерон
Во время его правления был распят Иисус Христос.
Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней?
В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
- Нанятая за деньги влюбленная пара.
- Отношение к смерти господина из Сан-Франциско (как будто он что-то натворил).
- На Капри главный герой увидел человека из своего сна.
- «Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…»
- Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком.
«Господин из Сан-Франциско»
Иван Бунин
Кирюшенкова Юлия, ученица 11 класса МКОУ «СОШ№2», г. Юхнов
Почему рассказ называется
«Господин из Сан-Франциско»?
Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
Св. Франциск Ассизский
Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе ?
- Богатство пассажиров и бедность прислуги
- Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
- Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
- Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
- Погода до смерти главного героя и после его смерти
- Начало и конец рассказа
- Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
- Новый свет и Старый свет
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?
Как вы думаете случайно ли такое название?
Символом чего является корабль?
Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ:
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»
Это цитата из Апокалипсиса.
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
Тиберий I, Клавдий Нерон
Во время его правления был распят Иисус Христос.
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?
Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней?
В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Какую роль играет океан в этом рассказе?
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
- Нанятая за деньги влюбленная пара.
- Отношение к смерти господина из Сан-Франциско (как будто он что-то натворил).
- На Капри главный герой увидел человека из своего сна.
- «Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…»
- Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком.
Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ.
РАССКАЗ ИВАНА БУНИНА
«ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»
- «Презренного, дикого века
- свидетелем быть мне дано…»
- И.Бунин
- Урок литературы
- в 11 классе
Повторим:
- Повторим:
- Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. 1 ноября 1909 года он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук по разряду изящной словесности.
- Лауреат Нобелевской премии по литературе в 1933 году. «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
Повторим:
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторим:
«ТИТАНИК»
- Во время первого рейса 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2 208 человек. Из них спаслось 706 человек, погибло свыше 1 500.
Почему И.Бунин в 1915 году поднимает вопрос о неизбежной гибели мира?
- Если рушатся нравственные законы, то жизнь общества подвергается опасности. Мир, где все продается и покупается, обречен.
История создания рассказа
- Рассказ написан в 1915 году.
- Бунин вспоминал, что однажды увидел в витрине книжного магазина книгу Т.Манна «Смерть в Венеции», вдруг вспомнил о смерти на Капри какого – то американца.
- Буквально в 4 дня рассказ был написан (рукопись датирована 14 – 15 августа).
История создания рассказа
- Первоначальное название – «Смерть на Капри».
- Имелся эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
- В ходе работы эпиграф был снят, изменилось название – «Господин из Сан-Франциска».
- Стилистически и философски связан с рассказами «Братья» («…страшнее всего то, что мы не думаем, не чувствуем и не можем, разучились чувствовать, как это страшно»)
- и «Сны Чанга».
Издание рассказа 1916 года
- Издание рассказа 1916 года
Издание рассказа 1920 года. Париж.
- Издание рассказа 1920 года. Париж.
- Почему рассказ называется
- «Господин из Сан-Франциско»?
Смысл названия рассказа
- Смысл названия рассказа
- Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
- Св. Франциск Ассизский
- Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Смысл названия рассказа
- Америка – символ богатства. Сан-Франциско прославился после «золотой лихорадки» 2 половины 19 века, когда в Клондайке было найдено золото. В Калифорнию хлынул народ, среди них было много русских эмигрантов.
- Сан-Франциско – бывшие русские владения.
- В 1906 году в Сан-Франциско было землетрясение, причинивший городу колоссальный урон. Фотографии руин города печатались в газетах всего мира. Затем появились статьи о городе.
- Многие русские писатели «отправляли» в Сан-Франциско своих героев: Лопахин из романа Чернышевского «Что делать?».
Богатство пассажиров и бедность прислуги
- Богатство пассажиров и бедность прислуги
- Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
- Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
- Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
- Погода до смерти главного героя и после его смерти
- Начало и конец рассказа
- Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
- Новый свет и Старый свет
- Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
Как называется корабль, на котором плыл
- Как называется корабль, на котором плыл
- господин из Сан-Франциско? Атлантида
- Как вы думаете случайно ли такое название?
- Символом чего является корабль?
- Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
СТАРЫЙ (ВЫДЕЛЕН КРАСНЫМ) И НОВЫЙ (ВЫДЕЛЕН СИНИМ) СВЕТ. ЗЕЛЁНЫМ ЦВЕТОМ ВЫДЕЛЕНА ТЕРРИТОРИЯ ОКЕАНИИ, КОТОРУЮ ТАКЖЕ ЧАСТО ОТНОСЯТ К НОВОМУ СВЕТУ
Маршрут господина
- Южная Италия
- Ницца
- Монте-Карло
- Флоренция
- Рим
- Венеция
- Париж
- Севилье
- Афины
- Константинополь
- Палестина
- Египет
- Япония.
«Господин из Сан-Франциско»
художник Г. Новожилов
«Господин на палубе «Атлантиды»
художник О. Верейский
«Пассажиры «Атлантиды»
художник О. Коровин
«Высадка на Капри»
Художник О. Коровин
«Перед последним выходом»
Художник О. Коровин
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
- Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
- «На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
- Тиберий I, Клавдий Нерон
- Во время его правления был распят Иисус Христос.
Сюжет рассказа начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней.
- Сюжет рассказа начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней.
- 1. Как называется такое построение текста? Кольцевая композиция
- 2. Какова её цель?
- 3. В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Какую роль играет океан в этом рассказе?
- Какую роль играет океан в этом рассказе?
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
- Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
- Нанятая за деньги влюбленная пара.
- Отношение к смерти господина из Сан-Франциско (как будто он что-то натворил).
- На Капри главный герой увидел человека из своего сна.
- «Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…»
- Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком.
Попробуйте определить тематику рассказа.
- Попробуйте определить тематику рассказа.
Тематика рассказа
- Тема ужасающих социальных контрастов
- Трагичность губительной власти денег над человеком
- Тема неизбежной гибели цивилизации
- Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
- Тема жизни и смерти
Сформулируйте идею произведения
- Идея обреченности бездуховного существования
Особенности жанра
- «Господин из Сан-Франциско» –социально-философская новелла
- Поэтика новеллы И.Бунина
Особенности композиции
- Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
- В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
- Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи
Хронотоп
|
|
|
|
|
|
|
Образ главного героя
- Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру.
- Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
- У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
- Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
- Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
- Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Образы-символы
- Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя)
- Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, — символ подавления человеческой души
- Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
- Название корабля «Атлантида» — символ трагического исхода современной цивилизации
- Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» — символ фальши и продажности
- Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
- Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
- Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
- Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
- Простые итальянцы, люди труда — символы осмысленного человеческого существования
Философский смысл произведения
- Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.
- Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.
- Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой
Домашнее задание:
- Написать сочинение-размышление на одну из тем:
- 1. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско».)
- 2. Предметная детализация и символика в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
И.Бунин писал:
- «Этот рассказ не искусство ради искусства: в своей социологической зоркости он стоит тысячи страниц иных исследований по вопросу о кризисе западноевропейской культуры».
Как читать И.Бунина?
- «…читать его надо медленно и погруженно, всматриваясь в каждый образ и вслушиваясь в каждый ритм…»
- Ф.Степун
Слайд 1«Господин из Сан-Франциско»
Иван Бунин
Шиманская Анна Александровна
Слайд 2Почему рассказ называется
«Господин из Сан-Франциско»?
Шиманская Анна Александровна
Слайд 3Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек
без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
Св. Франциск Ассизский
Он проповедовал крайнюю бедность, аскетизм, отказ от любой собственности. Основным свойством Франциска было живое, отзывчивое чувство сострадания.
Шиманская Анна Александровна
Слайд 4Богатство пассажиров и бедность прислуги
Мечтания и планы героя и то, что
произойдет на самом деле в реальности
Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
Погода до смерти главного героя и после его смерти
Начало и конец рассказа
Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
Новый свет и Старый свет
Уже в названии спрятано противопоставление, какие еще противопоставления есть в рассказе?
Шиманская Анна Александровна
Слайд 5Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?
Как вы думаете
случайно ли такое название?
Символом чего является корабль?
Шиманская Анна Александровна
Слайд 6Атлантида – известное по различным преданиям островное государство, которое населяли могущественные
атланты. Во время сильного землетрясения, сопровождавшегося наводнением, остров был поглощен морем в один день и одну ночь, вместе со своими жителями
Шиманская Анна Александровна
Слайд 7Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял
многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ:
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»
Это цитата из Апокалипсиса.
Шиманская Анна Александровна
Слайд 8Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
Шиманская Анна Александровна
Слайд 9«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно
запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
Тиберий I, Клавдий Нерон
Во время его правления был распят Иисус Христос.
Шиманская Анна Александровна
Слайд 10Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?
Он начинается на «Атлантиде»
и заканчивается на ней?
В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Шиманская Анна Александровна
Слайд 11Какую роль играет океан в этом рассказе?
Шиманская Анна Александровна
Слайд 12Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам
показалось важным и значимым?
Нанятая за деньги влюбленная пара.
Отношение к смерти господина из Сан-Франциско (как будто он что-то натворил).
На Капри главный герой увидел человека из своего сна.
«Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный для него вечер? Он, как всякий испытавший качку, только очень хотел есть…»
Разделение «Атлантиды» на два мира: блистающий мир балов, оркестров верхних палуб и похожий на преисподнюю мир нижних палуб, где тысячи котлов, сочатся кипятком.
Шиманская Анна Александровна
Слайд 13Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ.
Шиманская Анна Александровна
Слайд 1
Описание слайда:
«Господин из Сан-Франциско»
Иван Бунин
Слайд 2
Описание слайда:
Почему рассказ называется
«Господин из Сан-Франциско»?
Слайд 3
Описание слайда:
Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
Слово «господин» говорит только о социальном положении главного героя. Он человек без имени. Такой же, как и все остальные богатые люди. Типичный.
Слайд 4
Описание слайда:
Богатство пассажиров и бедность прислуги
Богатство пассажиров и бедность прислуги
Мечтания и планы героя и то, что произойдет на самом деле в реальности
Триумфальный путь на Капри и бесславное возвращение обратно в трюме корабля
Жизнь и смерть. Отношение к смерти главного героя
Погода до смерти главного героя и после его смерти
Начало и конец рассказа
Притворство, жизнь на показ обитателей корабля и жизнь простых людей, например, Лоренцо, высокого старика лодочника
Новый свет и Старый свет
Слайд 5
Описание слайда:
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?
Как называется корабль, на котором плыл господин из Сан-Франциско?
Как вы думаете случайно ли такое название?
Символом чего является корабль?
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ:
Только уже в самой последней редакции, незадолго до смерти, Бунин снял многозначительный эпиграф, ранее всегда открывавший этот рассказ:
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»
Это цитата из Апокалипсиса.
Слайд 8
Описание слайда:
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
Почему кульминация рассказа происходит именно на острове Капри?
Слайд 9
Описание слайда:
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
«На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, — и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова».
Слайд 10
Описание слайда:
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?
Почему, на ваш взгляд, сюжет рассказа закольцован?
Он начинается на «Атлантиде» и заканчивается на ней?
В чем разница между описанием обстановки на корабле в начале рассказа и в конце?
Слайд 11
Описание слайда:
Какую роль играет океан в этом рассказе?
Какую роль играет океан в этом рассказе?
Слайд 12
Описание слайда:
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
Какие детали в этом рассказе вас больше всего удивили? Что вам показалось важным и значимым?
Слайд 13
Описание слайда:
Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ.
Попробуйте сформулировать одним предложением, о чем этот рассказ.
Смысл названия
Рассказ «Господин из Сан-Франциско», смысл названия которого раскрыт в этой статье, впервые увидел свет в 1915 году.
Главная особенность этого произведения заключается в том, что автор не дал имени главному герою. Даже в заглавии он именуется просто господином из Сан-Франциско. Смысл названия произведения в этом и заключается.
Этот господин был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии. Таков смысл названия «Господина из Сан-Франциско».
Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Звезда, воспламеняющая твердь.
Внезапно, на единое мгновенье,
Звезда летит, в свою не веря смерть,
В свое последнее паденье.
И. А. Бунин
Тонкий лирик и психолог — Иван Алексеевич Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» как будто отступает от законов реализма, приближается к романтикам символистам. Правдивый рассказ о реальной жизни приобретает черты обобщенного взгляда на жизнь. Это своего рода притча, созданная по всем законам жанра.
Остановимся на изображении корабля «Атлантида», в образе которого писатель пытается передать символическое устройство человеческого общества. «Знаменитая «Атлантида»— был похож на грандиозный отель со всеми удобствами — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой — и жизнь .на нем протекала весьма размеренно». «Атлантида» предназначена услаждать путешествующих из Нового Света в Старый и обратно. Здесь все предусмотрено для благополучия и комфорта богатых пассажиров. Тысячи обслуживающих суетятся и трудятся, чтобы благополучная публика получила от путешествия максимум удовольствия. Кругом царит роскошь, уют, спокойствие. Котлы и машины упрятаны глубоко в трюмы, чтобы не нарушать царящей гармонии и красоты. Звучащую в тумане сирену заглушает прекрасный струнный оркестр. Да и сама благополучная публика старается не обращать внимания на досадные «пустяки», нарушающие комфорт. Эти люди свято верят в надежность корабля, умение капитана. Им недосуг задуматься о той бездонной пучине, над которой они проплывают так беззаботно и весело.
Но писатель предостерегает: не все так благополучно и хорошо, как хотелось бы. Недаром пароход назван «Атлантида». Некогда одноименный прекрасный и благодатный остров ушел в пучину океана, а что уж говорить о корабле — бесконечно малой песчинке в огромном бурном океане. В процессе чтения все время ловишь себя на мысли, что ждешь неотвратимости катастрофы, драматизм и напряжение зримо присутствуют на страницах рассказа. И тем неожиданнее и оригинальнее развязка. Да, апокалипсис нам еще не грозит, но все мы смертны, как бы ни хотелось отсрочить это событие, оно неминуемо приходит, а корабль движется дальше, ничто не может остановить жизнь с ее радостями и печалями, заботами и удовольствиями. Мы составная часть космоса, и Бунин сумел показать это в своем небольшом, но удивительно емком произведении, открывающем свои тайны только вдумчивому и несуетливому читателю.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Информация о работе «Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 2474 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
5257
0
0
… которые их окружают. Они высокомерны и стараются избегать людей низшего ранга, относятся к ним с пренебрежением, хотя оборванцы будут им преданно прислуживать за гроши. Вот как Бунин описывает цинизм господина из Сан-Франциско: “А когда “Атлантида” вошла, наконец, в гавань, привалила к набережной своей многоэтажной громадой, усеянной людьми, и загрохотали сходни, — сколько портье и их помощников в …
Вечное и вещное в произведении И.А.Бунина Господин из Сан-Франциско
3304
0
0
… Акакия Акакиевича (вещь!) «перебрасывала» героя в вечность: после смерти душа его осталась жить, став призраком. Посмотрим теперь, какова связь между «вещным» и вечном в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» — произведении ХХ века. Самое первое, что бросается в глаза при чтении рассказа — детальное описание быта путешественников, огромное количество предметных подробностей: «…пароход …
«Душа душна» (по рассказу И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)
6798
0
0
… — пустота, однообразие, место, где нет слов а, следовательно, скучно. Он думает, что если будет делать вещи, которые другим доставляют удовольствие, то они будут доставлять удовольствие и ему. Господин из Сан-Франциско не понимает радостей других людей, он не понимает, почему он недоволен, и это делает его раздражительным. Ему кажется, что надо только сменить место, и ему будет лучше, что во всем …
Рецензия на произведение Бунина Господин из Сан-Франциско
4400
0
0
… сам Иван Алексеевич, «и «Сан-Франциско», и все прочее» он выдумал, живя в имении своей двоюродной сестры в Елецком уезде Орловской губернии. + Рассказ начинается на корабле «Атлантида». Главным героем является господин из Сан-Франциско. Бунин не дает ему имени. Это объясняется тем, что никто его так и не запомнил, что таких, как он, много. Господин едет «в Старый Свет на целых два года, с женой и …
Сюжет рассказа
Ни разу не назвав в рассказе главного героя по имени, автор подчеркивает свое отношение к нему, отмечая, что его имени никто не запомнил ни на Капри, ни в Неаполе, где он останавливался. Вместе со своей семьей (женой и дочерью) он отправляется в Старый Свет. Бунин в «Господине из Сан-Франциско» пишет, что герои целых два года намеревались лишь развлекаться и переезжать с места на место. Господин много работал последние несколько лет, теперь может себе позволить такой отдых.
Семейство плывет на огромном корабле — «Атлантиде». Он больше похож на фешенебельный отель, на котором есть все, что необходимо для комфортного путешествия.
Жизнь на пароходе в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» течет очень размеренно. Пассажиры с утра пьют шоколад, затем идут принимать ванны, делают гимнастику, степенно гуляют по палубам, заполненными такими же довольными жизнью людьми. Все это для того, чтобы нагулять аппетит. Только после моциона на свежем воздухе отправляются на первый завтрак.
После приема пищи читают свежую прессу в ожидании второго завтрака. Затем два часа посвящают отдыху. Для этого на палубах установлены удобные камышовые кресла, на которых можно удобно развалиться, укрывшись пледом. Здесь и проводят время до обеда путешественники, любуясь безоблачным небом.
Днем небольшой перекус — чай с печеньем. Вечером обед. Для отдыхающих на «Атлантиде» это, можно сказать, главная цель существования.
В огромном зале, в котором богачи проводят каждый вечер, играет оркестр. А за стенами в это время шумит океан. Но о нем эти мужчины в смокингах и женщины в декольтированных вечерних платьях даже не вспоминают. Каждый вечер после обеда в зале начинаются танцы.
Степенные мужчины отправляются к барной стойке, где пьют ликеры и коктейли. Прислуживают им негры в обязательных красных камзолах.
Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Второй вариант)
Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
Вечно лишь солнце, земля и ее красота.
Вечно лишь то, что связует незримою связью
Душу и сердце живых с темной душою могил.
И. Бунин
Замечательный писатель И. А. Бунин, оставив в сокровищнице русской литературы богатое наследие из стихотворений и рассказов, всегда резко отрицательно относился к символизму. Оставаясь писателем-реалистом, он зачастую не возводил частных наблюдений к целостной концепции видения мира, оставляя читателю возможность самостоятельно размышлять над прочитанным, делать выводы. И все же изредка в произведениях Бунина появляются вечные и многозначные символы, придающие его рассказам внутреннюю загадочность, ощущение причастности к великим тайнам бытия. Таков и образ-символ парохода «Атлантида», превращающий рассказ «Господин из Сан-Франциско» в своеобразную притчу.
Не зря такое название дано кораблю, который избрал для начала своего путешествия не имеющий имени господин — богач, денежный мешок, ощущающий себя «хозяином жизни» лишь на том основании, что деньги даровали ему власть над людьми. Много таких «господинов» получали удовольствие в комфортабельных каютах корабля, потому что «пароход — знаменитая «Атлантида» — был похож на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, — и жизнь на нем протекала весьма размеренно…» Роскошь, уют, комфорт, уверенность в собственном благополучии богатых путешественников создают им иллюзию жизни, несмотря на то, что все вокруг больше похоже на маскарад. Эти люди — манекены, пытающиеся вести привычный образ жизни в отрыве от земли, не желая видеть под собой разбушевавшуюся стихию океана, грозную бездну, при виде которой они трусливо расходятся по своим, создающим иллюзию безопасности, каютам. Миллионеры свято верят в капитана — человека, умеющего, как им кажется, управлять этим кораблем, волшебным образом ведя его нужным курсом. Но пароход — это ведь маленькая песчинка для громады океана, и поэтому в нашем сердце поселяется тревога, предчувствие трагедии. Однако благополучные пассажиры спокойны, они с интересом наблюдают за парой влюбленных, которая нанята капитаном для привлечения внимания богачей. И здесь мираж — видимость любви и страсти. Материал с сайта //iEssay.ru
Как контрастирует иллюзорное благополучие и счастье в каютах и на палубах «Атлантиды» с описанием «подводной утробы парохода», которая уподоблена здесь «мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу», где «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени». Именно здесь, в этом аду суждено было совершить обратный путь, но уже не уважаемому и знатному господину из Сан-Франциско, а «телу мертвого старика», в которое он превратился так неожиданно. Его обратное путешествие в просмоленном гробе в черном трюме парохода, скрытое от глаз «хозяев жизни» на палубах, символизирует уход под воду его личной «Атлантиды», что грозит и другим, еще не подозревающим об этом, эталонам видимого благополучия.
Но жизнь продолжается, и поэтому рассказ не заканчивается смертью миллионера. Вечное обладает неоспоримой властью над преходящим и поэтому «бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь… кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- бунин «господин из сан- франциско» описание атлантиды
- господин из сан-франциско описание корабля
- пароход атлантида образ
- что символизирует атлантида в господин
- символ атлантиды в господин из сан-франциско
Старушка Европа
Первая большая остановка парохода происходит в Неаполе. В этом городе семья господина из Сан-Франциско размещается в фешенебельном отеле. Но их распорядок дня от этого практически не меняется. Ранним утром завтрак, днем культурная программа — посещение музеев и храмов. Потом второй завтрак, полуденный чай, а затем приготовление к вечернему обеду. Обильный обед — своеобразная вишенка на торте каждого дня.
Портит впечатление только погода в Неаполе. Герои «Господина из Сан-Франциско» приезжают в декабре. В это время года тут постоянные ненастья — сильный ветер, временами проливной дождь, под ногами грязь. Поэтому семейство решает переехать на остров Капри. Все вокруг их уверяют, что на нем они будут словно в раю. Семью будет окружать только солнце, тепло и цветущие лимоны.
Американцы на Капри
Герои «Господина из Сан-Франциско» перебираются на остров. Плывут они на небольшом пароходике. По дороге страдают от морской болезни, так как судно сильно болтает на волнах.
Но вот они на берегу. Фуникулер их доставляет в миниатюрный городок, расположенный на вершине горы. Они селятся в отеле, в котором их встречает радушный персонал. И сразу начинают готовиться к обеду.
Главный герой одевается раньше своих близких и в одиночестве идет в уютную читальню отеля, где знакомится со свежей прессой. Он начинает читать, но вдруг строчки начинают прыгать перед ним. Господин, извиваясь всем телом, сползает на пол. Оказавшийся поблизости постоялец зовет на помощь, все тревожатся. Владелец отеля стремится успокоить гостей, но все напрасно. Вечер уже испорчен.
Смерть
Господина из Сан-Франциско кладут в самый дешевый и маленький номер. Его жена и дочь в ужасе стоят рядом. Происходит то, чего они больше всего боялись — он умирает.
Супруга главного героя хочет перенести тело в свои апартаменты. Но хозяин против. Он слишком ценит эти номера и боится, что гости начнут избегать останавливаться у него, если узнают, что здесь был труп. Ведь Капри — небольшой остров, и об этом станет известно сразу всем. Достать гроб тоже проблематично, удается найти только длинный ящик, в котором раньше стояли бутылки с содовой водой.
Анализ рассказа
Анализ «Господина из Сан-Франциско» следует начать с того, чтобы определиться с замыслом рассказа. Он раскрывается, когда семейство оказывается на Капри. Тут-то и становится понятен философский план Бунина.
После смерти главного героя происходит парадоксальная вещь. Его относят в самый грязный и отвратительный номер, который только был в гостинице, а тело отправляют на пароход в ящике из-под бутылок, чтобы о трагедии узнало как можно меньше постояльцев.
В этом основная тема «Господина из Сан-Франциско». После смерти богатство, слава и почет становятся совершенно неважными. Так автор наглядно демонстрирует сущность человеческого бытия. Деньги и уважение, которые были так важны при жизни, становятся абсолютно бесполезными после смерти.
Бунин к тому же применяет символическую контрастность, описывая представителей буржуа и бедных людей. В анализе «Господина из Сан-Франциско» стоит отметить, что образы простых людей у автора живые, настоящие и привлекательные. А вот богачей он описывает с нескрываемым пренебрежением.
Проблема «Господина из Сан-Франциско» заключается еще и в том, что роскошь и деньги нисколько не защищают человека от реальной жизни. Люди, которые заботятся только о своем кошельке, по Бунину, обречены на нравственную низость.
Господин из Сан-ФранцискоТекст
Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но еще громаднее его был корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен. На самой верхней крыше его одиноко высились среди снежных вихрей те уютные, слабо освещенные покои, где, погруженные в чуткую и тревожную дремоту, надо всем кораблем восседал его грузный водитель, похожий на языческого идола. Он слышал тяжкие завывания и яростные взвизгивания сирены, удушаемой бурей, но успокаивал себя близостью того, в конечном итоге для него самого непонятного, что было за его стеною той большой как бы бронированной каюты, что то и дело наполнялась таинственным гулом, трепетом и сухим треском синих огней, вспыхивавших и разрывавшихся вокруг бледнолицего телеграфиста с металлическим полуобручем на голове. В самом низу, в подводной утробе «Атлантиды», тускло блистали сталью, сипели паром и сочились кипятком и маслом тысячепудовые громады котлов и всяческих других машин, той кухни, раскаляемой исподу адскими топками, в которой варилось движение корабля, — клокотали страшные в своей сосредоточенности силы, передававшиеся в самый киль его, в бесконечно длинное подземелье, в круглый туннель, слабо озаренный электричеством, где медленно, с подавляющей человеческую душу неукоснительностью, вращался в своем масленистом ложе исполинский вал, точно живое чудовище, протянувшееся в этом туннеле, похожем на жерло. А средина «Атлантиды», столовые и бальные залы ее изливали свет и радость, гудели говором нарядной толпы, благоухали свежими цветами, пели струнным оркестром. И опять мучительно извивалось и порою судорожно сталкивалась среди этой толпы, среди блеска огней, шелков, бриллиантов и обнаженных женских плеч, тонкая и гибкая пара нанятых влюбленных: грешно скромная, хорошенькая девушка с опущенными ресницами, с невинной прической и рослый молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры, в изящнейшей лакированной обуви, в узком, с длинными фалдами, фраке — красавец, похожий на огромную пиявку. И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку, ни того, что стоит гроб глубоко, глубоко под ними, на дне темного трюма, в соседстве с мрачными и знойными недрами корабля, тяжко одолевающего мрак, океан, вьюгу…