Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Какие различия?
Задание по литературе для 3 класса Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?
2 ответа:
1
0
Само собой, что основным отличием сказки Пушкина «О царе Салтане» от любой народной сказки является наличие автора, но это отличие характерно для любой авторской сказки.
Зато и сходства сказки Пушкина с волшебными народными сказками множество.
Давайте вспомним эти сходства:
- Наличие зачина и концовки. Хотя при этом Пушкин не использует традиционные сказочные зачины, которые определяют место или время.
- В сказке Пушкина много троекратных повторов — три сестрицы, три раза Гвидон летает к Салтану, даже 33 богатыря.
- Есть в сказке Пушкина волшебные превращения: царица-лебедь, Гвидон превращается в муху или шмеля.
- Можно заметить в сказке Пушкина и обязательное для волшебных сказок испытание, которое проходит главный герой, а также окончательную победу добра.
А вот различием можно считать стихотворный язык сказки, ведь народные сказки обычно пишутся прозой.
0
0
В «Сказке о царе Салтане» Пушкин использует многие особенности народных волшебных сказок. Его герой терпит много горя от злодеев, которые в конце сказки оказываются наказанными. В этой сказке много волшебных превращений, много сказочного, чего не возможно в реальной жизни, волшебница царевна Лебедь исполняет желания своего мужа, как например Царевана-Лягушка исполняла желания Ивана-Царевича.
Также в сказках Пушкина всегда можно отыскать такие приметы как троекратный повтор, устойчивые фразы.
Ну а отличия — наличие автора и то, что сказка написана стихами.
Читайте также
В стихотворении «Зимнее утро» поэт восторгается красотами внезапно наступившего утра, когда яркое солнце сменило на небе мрачные тучи. Пушкин подчеркивает красоту этого утра и то волшебное настроение, которое принесло красочными эпитетами, которые он соотносит с полями, лесом, речкой.
В это самое время его комната кажется озаренной «янтарным блеском», наполненной волшебством. А контраст между морозом за окном и теплом комнаты подчеркивает описание печки.
Причем поэт специально дважды повторяет фактически одно слово: Треском трещит.
И опять мы встречаем в этом стихотворении слово Веселым, которое Пушкин часто использует для описания зимы. Автор специально старается передать те чувства, которые вызывает в нем зима и именно яркий морозный солнечный день.
Стихотворение Пушкина «Зимний вечер» начинается с описания бури, которую автор сравнивает и со зверем и с дитем. Уже сама по себе буря не может создавать у читателя веселого, радостного настроения и подтверждение этому мы находим во второй строфе стихотворения. Поэт описывает свое жилище как ветхую, печальную и темную лачужку. Перед глазами словно встает образ старого строения, которое шатается под порывами злого зимнего ветра, а в оконце еле теплится робкий огонек лампадки.
Стихотворение «Зимний вечер» несомненно передает нам ощущение печали, грусти, даже тоски. И автор, призывая найти кружку, надеется, что от этого станет веселее.
Рифмы, которыми Пушкин передает свои чувства такие:
Кроет-Завоет
Обветшалой-Запоздалый
Завываньем-Жужжаньем
Стихотворение «Зимний вечер» относится к тем произведениям Пушкина, в которых он обращается к своей няне, Арине Родионовне, которая послужила источником вдохновения для написания множества проникновенных и ласковых строк.
Мы видим, что в этом стихотворении поэт называет няню «Доброй подружкой юности», ласково обращается к ней «Моя старушка».
Сразу становится понятно, что Пушкин очень нежно и с большой любовью относится к своей няне. Прочитайте, как он описывает ее поведение во время бури: утомлена, дремлешь, приумолкла. В этих словах чувствуется восхищение и трепет, с которым Пушкин относится к своей героине.
Так что все три слова отражают действительное отношение поэта к няне.
Тоскливая, серая, нудная, муторная, стрёмная.
Стихотворения Лермонтова, которые изучают в 3 классе не самые жизнерадостные. Напротив, при их прочтении нас охватывает чувство печали и даже тоски. Мы понимаем, что автор писал их в грусти и постарался передать эти свои переживания читателям.
Чувством одиночества пронизаны стихотворения «Утес» или «На севере диком», только в первом мы видим одинокий утес, который плачет, когда его покидает тучка, во втором мы видим одинокую сосну, которая видит во сне прекрасную пальму.
Стихотворение «Осень» рисует картины замершего в ожидании зимы леса и также не дарит нам веселого настроения.
Поэтому для меня лирика Лермонтова очень грустная.
Комментарии преподавателя
1. Создание «Сказки о мертвой царевне». Место и время
Сегодня наш разговор пойдет о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Эта сказка датирована 4 ноября 1833 года. Основой сюжета послужила русская сказка, рассказанная Пушкину няней, Ариной Родионовной, когда он жил долгую зиму в ссылке, в сельце Михайловском, в имении своих родителей. Сельцо Михайловское было некогда частью дворцовых земель, Указом дочери Петра 1 в 1742 году оно было пожаловано в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу — «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина , в «воздаяние заслуг, оказанных им отечеству». «Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт Михайловское. Два года он провел здесь в ссылке – изгнанником.
Сегодня мы с вами попробуем сравнить исходную народную сказку , запись которой осталась в бумагах поэта, со «Сказкой о мертвой царевне…»
2. Вступление
Мы уже говорил о том, что в основе литературной сказки часто лежит сказка народная, но измененная, дополненная, приобретшее совершенно новое звучание, служащее целям, которые ставит перед собой автор.
Вот как, очень схематично, выглядит запись сюжета народной сказки:
«Царевна заблудилась в лесу.
Уже странно: сказка без начала.
Вы помните начало сказки Пушкина:
«Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
Сказка Пушкина начинается с разлуки. Рассказ о томительном ожидании «милОго друга» очень похож на народную песню, мы чувствуем тревогу, и она не напрасна.
Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь.
Одна радость влечет за собой другую: возвращение царя Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец.
Казалось бы : о чем дальше рассказывать – уже счастливый конец? Но продолжение самое неожиданное:
На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла.
Получается ,что царица умирает от радости встречи. От этого противоречия: радость – смерть тревога и беспокойство читателя возрастают многократно.
3. Язык сказки
Язык сказки очень близок народному, особенно это заметно во вступлении: это создает особое настроение . Использованы обороты речи, характерные для сказок путь –дорога, ждет пождет, царь-отец; народные (устаревшие уже в пушкинские времена) формы речи : инда очи разболелись глядючи, издалеча; особые суффиксы, которые добавляют словам выразительности: ласково-печальное — белешенька, тяжелешенько.
4. Мачеха
В народной сказке упоминается мачеха царевны – новая жена царя. Вот как у Пушкина: Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
Замечательная деталь: уж и впрямь была царица. Видимо, первая жена царя (по мнению кого, кстати?) держала себя не по-царски?
Обратите внимание ,что в народных сказках о мачехе говорится обычно так: Злая мачеха – и все. А тут характер мачехи не исчерпывается одним определением , а очень подробно описан. Мы еще вернемся к этим строкам.
Историю взаимоотношений новой царицы и зеркальца: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» мы тоже не находим в записи народной сказки. А это очень важная часть истории. Именно зеркальце ,само того не желая, направляет гнев мачехи против царевны: «А царевна все ж милее ,все ж румяней и белее» «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою.
5. Царевна в лесу. Богатыри
Итак, царица отправляет царевну в лес. Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.
В записи народной сказки царевна оказывается в лесу случайно – заблудилась, у Пушкина — злой волей царицы , помните – «черной зависти полна»
Народная сказка между тем рассказывает, что было дальше:
Находит дом пустой, убирает его. Двенадцать братьев приезжают.»Ах ,говорят ,тут был кто -то — али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной или брат названный, коли женщина, будь нам мать или сестра»
Похоже у Пушкина? Очень, только братьев становится 7 . «Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
А что было дальше?
Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями, уезжая, они оставляют сестре платок ,сапог и шапку: «Если кровию нальются ,не жди нас»
В сказке Пушкина не рассказывается об этом ,но эта история с волшебными вещами довольно распространена в народных волшебных сказках . Почему же Пушкин не воспользовался таким поворотом? Видимо ,потому что это отвлекло бы наше внимание от царевны?
Дальше сказка рассказывает о том, что никак не вяжется в нашем сознании с царевной и ее характером: Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
Приезжая назад, спят они сном богатырским. Первый раз 12, второй 24 ,третий раз – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель итд.
Неспособна пушкинская царевна поднести кому-то сонных капель!!! Это — к мачехе.
2.5. Смерть царевны.
Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее.Она дарит царевне рубашку, которую та ,надев, умирает
И у Пушкина так же, за исключением детали – не рубашка, а яблоко губит царевну.
Почему так?
Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь… Напоено было ядом, знать , оно. Опять налицо несоответствие между внешней красотой и внутренним содержимым. Это яблоко никого вам не напоминает?
Кстати, в народной сказке не объясняется, откуда мачеха узнала про царевну и почему решила ее погубить ( хотя в народной сказке мачеха губит падчерицу практически всегда), в сказке Пушкина царевну выдает зеркальце:
…живет без всякой славы, Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей.
Царевна умирает
Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам.
Пушкинские братья богатыри поступают ровно также. Нами ты была любима И для милого хранима — Не досталась никому, Только гробу одному».
6. Королевич Елисей
Да ведь у пушкинской царевны был жених – королевич Елисей. И беда случилась накануне свадьбы, царица-то на девичник ( девичьи посиделки перед свадьбой) собиралась.
И, как положено в народной сказке, он отправляется «за красавицей- женой, за невестой молодой» и ищет ее по всему свету ,и обращается за помощью к силам природы, с той разницей, что он –то , Елисей, никакого запрета не нарушал – обязательное условие, как мы помним в народной сказке.
В записи народной сказки у царевны нет жениха, Царевич влюбляется в ее труп
Увидел необыкновенную красоту (внешнюю!) — полюбил. Что было дальше, Пушкин не записывает.
Но сочиняет: И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Зачем ударился? Надеясь оживить? По-видимому, нет. Тогда почему? Почему именно этот поступок оживил деву? Счастливые царевич и царевна «беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!»
По законам жанра, добро должно восторжествовать — свадьба — обязательна!!!
Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. Но и зло должно быть наказано: помните, что злых сестер могли выгнать из дому, а могли и кинуть на съедение диким зверям. У Пушкина мачеху никто не наказывает, она сама умирает, от собственной злости: Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла.
И это важное отличие литературной сказки от народной.
7. Выводы
Таким образом мы видим, что Пушкин использовал детали сюжета народной сказки, но ведут себя герои по-иному, и руководствуются не жесткими –предписанными правилами ( как должен поступить герой в сказке), их поступки основаны на их характерах, чувствах, принципах))
Мачеха ненавидит падчерицу «не по должности» ,а из зависти, царевна держит данное слово – но другому я навечно отдана, Елисей бьется об гроб не потому что волшебные помощники ему открыли это – как верное средство спасения невесты – он в этот момент точно знает ,что она мертва.
Вот и получается, что сказка Пушкина, основываясь на народной, рассказывает совсем о другом.
На этом наш урок закончен, до свидания.
*******************************************
1. Названия пушкинских сказок
Здравствуйте! Мы продолжаем разговор о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина. И прежде всего сегодня наш разговор пойдет о ее названии.
Вы наверняка обратили внимание на то, как названы сказки Пушкина:
Осмотрим их в порядке написания:
Сказка «Жених» написана в 1825 году
«Сказка о попе и его работнике Балде» — в 1830г.
Незаконченная «Сказка о медведихе» — предположительно тоже в 1830г
«Сказка о царе Салтане…» — в 1831г
«Сказка о рыбаке и рыбке» в 1833г, в том же году написана «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Последней написана «Сказка о золотом петушке» — в 1834 году.
Обратите внимание, что в названии ,кроме самой первой сказки, фигурирует название жанра – сказка. Случайно ли это?
Наверное, нет. Вероятно, Пушкину было важно указать жанр, обратить на него внимание читателя. Сказка как жанр была жанром для читателей (именно читателей, не слушателей) новым.
2. Сказочное состязание с Жуковским
Именно начало 30 годов 19 века можно назвать временем «сказочного состязания» Пушкина с Жуковским, когда оба поэта создают свои сказки и читают их друг другу.
Сказки Василия Андреевича Жуковского:
В 30 годы 19 века Жуковским было написано несколько сказок:
1. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Сюжет сказки был записан А. С. Пушкиным в Михайловском и подарен В. А. Жуковскому.
2. «Спящая царевна». В 1826 году Жуковский перевел на русский язык сказку «Колючая роза» из сборника братьев Гримм. В 1831 году на основе ее сюжета поэт создает оригинальную сказку, введя в нее элементы русской народной сказки, обогатив ее реальными приметами русского быта, используя традиционные сказочные формулы:
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот ни капли не попало.
3 «Война мышей и лягушек» является вольным переложением древнегреческой поэмы. По совету Пушкина, используя старый литературный сюжет, Жуковский создает сказку, в которой высмеивает литературные споры своего времени.
3. Противоречие в названии: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Итак: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Что мешает, «царапает», кажется странным в названии? Конечно, — мертвая царевна. Казалось бы, почему не сказать спящая? «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» — звучало бы отлично?
Ведь слово «мертвая» внушает ужас, а «спящая» — надежду, даже уверенность в счастливом конце. Зачем же в заглавии показывать читателю ,что дело – безнадежно, царевна-то мертвая?
Особенно неловко от соседства в названии мертвой царевны и целых семи! богатырей. Что ж за богатыри такие, если они не могут защитить от смерти одну царевну???
А действительно, кто такие богатыри?
Богатыри — (от др. тюрк. багатур храбрый воин) герои русских былин, защитники русскойземли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. Богатырь всегда защищает слабого, беззащитного ,всегда стоит за правду.
Посмотрите, какими изображены богатыри на картине Васнецова:
Ведь невозможно представить, что такие витязи не спасут, не уберегут, оставят без защиты и помощи.
4. Почему богатыри не уберегли царевну?
Как так получилось, что семеро богатырей не смогли уберечь одну девушку, которую они почитали за сестрицу и даже любили?
Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла да шла И на терем набрела. Ей навстречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась. И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно. Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица». И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те опознали, Что царевну принимали; Усадили в уголок, Подносили пирожок, Рюмку полну наливали, На подносе подавали. От зеленого вина Отрекалася она; Пирожок лишь разломила, Да кусочек прикусила, И с дороги отдыхать Отпросилась на кровать. Отвели они девицу Вверх во светлую светлицу И оставили одну, Отходящую ко сну.
Царевна приходит с добром – убрала, затопила печку, приготовилась к встрече с хозяевами, и Богатыри ответили добром, приютили царевну, и стали они дружно жить да поживать:
День за днем идет, мелькая, А царевна молодая Все в лесу, не скучно ей У семи богатырей…. Им она не прекословит, Не перечат ей они. Так идут за днями дни. Но такая идиллия не может длиться вечно – царевна молода и прекрасна. Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?» Царевна оказывается в очень сложной ситуации: отказа приютившим ее людям. Она волнуется, она не хочет их обидеть, ведь она отказывает не потому что она -царевна, но потому что – Другому я навеки отдана.Иначе поступить она не может. Тут замечательна реакция братьев : Братья молча постояли Да в затылке почесали.
Так и видишь этих огромных мужчин, сильных, добрых, но немножко недалеких и уж совсем неромантических натур.
Отказ царевны ничего не изменил в их жизни:
Женихи ей поклонились, Потихоньку удалились, И согласно все опять Стали жить да поживать.
Когда братья обнаружили, вернувшись домой, царевну мертвой, они очень опечалились:
Перед мертвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой. Им даже показалось ,что она не умерла, а спит. Она, Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала. Но все, что они предприняли – ждать. Это ровное спокойствие, смирение и может никого спасти. Пассивным ожиданием зло не победишь, так ли должны вести себя богатыри? А когда царевна сама собой «не восстала ото сна»,они ее похоронили. Сотворив обряд печальный, Вот они во гроб хрустальный Труп царевны молодой Положили Все, она для них умерла безвозвратно, а ведь это сказка, где все возможно!!! где мертвая и живая вода чудеса может сотворить– труп царевны молодой, это их ощущение происходящего передает Пушкин. — и толпой Понесли в пустую гору, И в полуночную пору Гроб ее к шести столбам На цепях чугунных там Осторожно привинтили, И решеткой оградили;
Получается, что богатыри ничего и не сделали, чтоб вырвать царевну из этого очарованного сна- смерти. Почему они сразу смирились? Недостаточно любили?
А может, не это и не под силу было сделать богатырям, с их добротой и спокойствием, без отчаяния и трепета?
Как же один королевич Елисей смог? Почему один оказался сильнее всех богатырей, сильнее даже смерти? И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Тужит бедный царь по ней. Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой.
И тоже обратите внимание – царь тужит-печалится, но ничего не предпринимает ,чтоб найти дочь.
А Елисей между тем отравляется искать свою невесту и ни у кого не получает не только помощи, но даже простого человеческого сочувствия:
За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрен; Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется;
К силам волшебным, силам природы он обращается от безысходности, но ни солнце, ни месяц (кстати, обратите внимание ,что к солнцу и месяцу он обращается с разной степенью торжественности) не могут ему помочь, только ветер помогает и одновременно отбирает всякую надежду. (Кстати, так честность зеркальца, превозносящего красоту царевны, ее же и губит)
Королевич зарыдал И пошел к пустому месту На прекрасную невесту Посмотреть еще хоть раз. Царевич, в отличие от богатырей, не видит, что царевна как будто спит, он знает ( ему ветер сказал), что она умерла. Он идет прощаться навсегда. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Какое чувство он испытал? Полнейшее отчаяние. Полную безнадежность. Безграничное горе.
И именно эта невозможность смириться с потерей, именно крайнее отчаяние, которое испытываешь ,когда теряешь самое дорогое( чувство, богатырями не испытанное) и спасает –воскрешает-пробуждает царевну.
Такой мотив не характерен для народной сказки: герой обязательно спасет свою суженую, просто потому что иного не дано, он воспользуется волшебным предметом или заговором, но чтоб спасти, потому что отчаянно горюешь, спасти силой самого чувства – такого народная сказка не знает.
Итак, то, что оказалось неподвластно богатырям – чудо спасения безнадежно мертвой царевны, — возможно для любящего и отчаявшегося Елисея. Спасти не только любовью, но и силой страдания – еще одно из противоречий этой сказки.
На этом наш сегодняшний урок закончен, заглавие сказки позволило нам лучше понять авторский замысел. Но нам еще есть о чем поговорить. До свидания.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/shodstvo-i-razlichie-literaturnoy-i-narodnoy-skazok?seconds=0
http://bigslide.ru/literatura/15342-literaturnaya-skazka-o-myortvoy-carevne-i-o-semi-b.html
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/pochemu-bogatyri-ne-spasli-tsarevnu?seconds=0
Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет…
А.С. Пушкин
Цели:
- Организовать учащихся на исследовательскую работу по сопоставлению
народной сказки с литературной сказкой. - Показать им (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка –
прямая наследница сказки народной». - В ходе работы подвести их к выводу, что А.С. Пушкин, развивая в сказке
традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение,
утверждающее общечеловеческие ценности. - Познакомить учащихся со сказочным прологом к поэме «Руслан и Людмила».
Оборудование: компьютер, медиапроектор, книжная выставка.
Метод: проектный
Форма: коллективная, групповая, индивидуальная. Ученики (с учетом их
интересов и взаимоотношений) распределяются по творческим группам:
- Знатоки сказок
- Исследователи сюжета
- Составители слайдов
- Языковеды
Каждая группа получает задание.
1. Знатоки сказок А.С.Пушкина
Перечитать известные с детства сказки Пушкина, вспомнить героев «Сказки о
царе Салтане…»
Задача учителя: Помочь учащимся вспомнить знакомые сказки, составить
«перечень» героев «Сказки о царе Салтане…»
2. Исследователи сюжета
Сопоставить «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина с русской народной сказкой
«Во лбу солнце…». Найти сходства и различия.
Задача учителя: Помочь выявить сходства и различия в сказках. Представить
материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».
3. Составители слайдов
Собрать материал по сказкам к слайдам.
Задача учителя: Из собранного материала отобрать наиболее удачный и
составить слайды.
4. Языковеды
Найти определения (пояснения) предложенным словам.
Задача учителя: Повторить с учениками изученные ранее понятия «эпитет»,
«постоянный эпитет», «сюжет, зачин и т.д. Объяснить новые определения (лубок,
лубочные повествования, гипотеза и др.).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не
может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас,
когда еще совсем маленькими слушаем сказки.
Ребята, на этом уроке нас ждет встреча с уже знакомыми сказками. С какими? Не
спешите отвечать! Будьте терпеливы, внимательны, активны.
2. Актуализация знаний учащихся
– Что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и
приключениях).
– Чему она учит? Какой урок может преподнести человеку? (Учит отличать
доброе от злого, хорошее от плохого).
– А какие сказки обычно начинаются со слов: «В некотором царстве, в
некотором государстве..»? (Волшебные).
– Что вы чувствуете, когда слушаете волшебные сказки? (Они очаровывают;
переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
– Как вы думаете, что испытывал маленький Саша Пушкин, слушая старинные
предания и былины, которые рассказывала ему няня?
3. Детство поэта (рассказ учителя с опорой на представления учащихся)
Учитель. Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний
вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А
в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко,
задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.
Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о
которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»
Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных
ночей»:
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское
творчество:
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум* * *
И в вымыслах носился юный ум…
Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы
можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием
рассказов его старой няни.
Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни,
сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
– С какими сказками А.С.Пушкина вы уже знакомы? Назовите их. Работает группа
знатоков сказок.
4. Исследовательская работа (сопоставительный анализ)
– Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок
Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам провести
исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то
есть предположение. За гипотезу возьмем слова детского писателя, Самуила
Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не
верно.
– Вспомним названия русских сказок, заданных на дом. (Это народная сказка «Во
лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина
«сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
– Обратите внимание на длинное название сказок. Работает группа языковедов.
(Это типичное заглавие лубочных повествований в 18 веке. Лубочные повествования
– промежуточный жанр между фольклором и литературой).
5. Сопоставительный анализ
Работает группа исследователей сюжета, им помогает группа языковедов. У
каждого ученика на парте таблица «Сопоставление волшебной народной сказки с
литературной сказкой».
Работа с таблицей сопровождается показом слайдов.
Приложение 1
Учитель. Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной
народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и
литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Обратите внимание на длинные названия сказок.
Отвечают языковеды: Это типичное заглавие лубочных повествований в XVIII
веке. Лубочные повествования – промежуточный жанр между фольклором и
литературой.
– Назовите героев, которые встречаются в этих сказках.
Отвечают знатоки героев сказок: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый.
Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.
Работают исследователи: Волшебная сказка начинается с традиционного
зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.
Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после
которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках –
это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:
…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.
Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их
борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах,
помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.
Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры
героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:
…Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.
Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался… кольнуло его
в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал
ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».
После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…
В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его
просветлела!»
Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в
душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:
И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела,
всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».
Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета,
кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане»
— вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет,
сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один
сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и
звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.
В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с
богатырями, Царевна-Лебедь и другие.
Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к
устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с
парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии.
(Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).
И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без
отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка
героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся
сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она
зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и
каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком……Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты.
(Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и
другие.
Учитель. Сопоставляя сказки, вы, ребята, конечно же, заметили одно
качество, которое
роднит сказку Пушкина с народными сказками. Подумайте над вопросами.
Что всегда побеждает в народной сказке? Какие человеческие качества сказка
прославляет, а за какие – наказывает? (Добро всегда побеждает зло. Каждый
получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько
только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет
никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков,
быть выше мести.)
Подводим детей к выводу о том, что сказка Пушкина близка к народной сказке,
переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!
Учитель. Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В
начале урока нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая
наследница сказки народной.
– Согласны вы с этой гипотезой?
– Как вы думаете, ребята, сказка Пушкина – это пересказ народной сказки или
авторская сказка? (Создает свою неповторимую, литературную сказку.)
Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе
русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но
он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое
изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли , представления о
жизни.
6. Введение нового материала
– Вспомним с детства знакомые строчки «…Там чудеса: там леший бродит…» Эти
строчки из знаменитого «Лукоморья» – пролога к поэме «Руслан и Людмила», в
котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок.
Выразительное чтение пролога учителем.
(Далее проводится беседа, в ходе которой комментируются трудные слова).
– Какой картиной начинается пролог? Как вы её себе представляете? (Устное
словесное рисование).
– Что такое Лукоморье? (В фольклоре – сказочная страна, полная чудес).
– Знакомы ли вам персонажи, упомянутые в прологе? (Лешие, русалки,
богатыри, Баба-Яга, Кощей и т.д.)
– А что за персонаж кот ученый? (Кот Баюн, популярный персонаж русской
мифологии, хранитель священного дерева Перуна).
– Можете ли вы назвать ту сказку, которую А.С.Пушкин использовал, чтобы
написать вступление к поэме? (Использована не одна сказка. Во многих
фольклорных произведениях русского народа встречается и Кощей, и Баба-Яга, и
другие герои).
– Зачем же они понадобились поэту? Что он хотел пояснить читателю поэмы?
(Что поэма сказочная. Читая её, попадаешь в удивительный мир. Для этого в
прологе автор рисует картину волшебного царства Лукоморья.)
Учитель. Всё напоминает в прологе о народной сказке. Обратите внимание на
композиционное построение вступления. В нем, как и в сказке, есть зачин: где-то
далеко, у Лукоморья.., далее развитие действия:
«Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…»
и т.д.
– Автор проводит читателя через сказочную жизнь разных героев. (Вспомните
про постоянные эпитеты. Найдите их в тексте, например: «бурый волк», «на
неведомых дорожках» и другие. Повторы: «через леса, через моря», «избушка…без
окон, без дверей»).
– Как вы понимаете строчки: «Там русский дух… Там Русью пахнет!» (У
Пушкина «русский дух» – это подлинно живое, светлое, доброе, народное начало,
истинная Русь, которой веет от сказок).
Пролог заканчивается так же, как кончается народная сказка. Сегодня на уроке
звучала традиционная сказочная концовка («И я там был, мёд, пиво пил…»). Но поэт
вносит некоторые изменения. Он ввел целый ряд утверждений: «я был», «я пил»,
«видел», «сидел», «кот… мне сказки говорил». Для чего? (Поэт хотел сказать,
что в чудесный мир сказки он вошёл навсегда и уже никогда с ним не расстанется).
7. Подведение итогов
Учитель. Ребята! В любом возрасте не поздно заново открывать для себя мир
сказки. Читайте сказки! Это полезное, увлекательное, захватывающее занятие.
8. Домашнее задание
Выучить наизусть вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Приложение 2
Список литературы:
- Детская энциклопедия, том 10, Издательство Академии Педагогических Наук
РСФСР 1961. - Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1989.
- Корепова К.Е. Русская лубочная сказка. – Нижний Новгород: Ки Тиздат,
1999. - Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане» 1961г. Художник А. Куркин.
(Иллюстрации в стиле ПАЛЕХ). - Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам
звёзды» http://peskarlib.ru (Детская электронная библиотека «Пескарь»,
2006–2011). - Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы. 5класс.
М.:Владос, 2003. - Школьный философский словарь, Издательство «Просвещение», 1995.
Автор:
Ибрагимова Илюза Ильгизовна
Тема проекта : Сказки А.С. Пушкина
Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет…
А.С. Пушкин
Цели:
Показать и (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
доказать, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.
Задача: Выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».
Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.
Сказка -занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
Они учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
Кргда читаем волшебные сказки, они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.
Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»
Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум
* * *И в вымыслах носился юный ум…
Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.
Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам свое исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу взяла слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
Вспомним названия русских сказок.. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
:Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.
Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.
Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:
…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.
Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.
Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:
…Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.
Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался… кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».
После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…
В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»
Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:
И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».
Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.
В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.
Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).
И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.
Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)
Вывод: сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!
Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Пушкин создает свою неповторимую, литературную сказку.
Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли , представления о жизни.
Тема проекта : Сказки А.С. Пушкина
Здесь русский дух,
Здесь Русью пахнет…
А.С. Пушкин
Цели:
Показать и (через сопоставление сказок), что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
доказать, что А.С. Пушкин, развивая в сказке традиции устного народного творчества, создаёт самобытное произведение, утверждающее общечеловеческие ценности.
Задача: Выявить сходства и различия в сказках. Представить материл в виде таблицы «Сопоставление народной сказки с литературной сказкой».
Ах, сколько замечательных сказок окружает нас с самого детства!
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана. Эта вера зарождается в нас, когда еще совсем маленькими слушаем сказки.
Сказка -занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях).
Они учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
Кргда читаем волшебные сказки, они очаровывают; переживаешь за героев, сочувствуешь им, восхищаешься их качествами, поступками).
Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки.
Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»
Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло.
Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали,
Терялся я в порыве сладких дум
* * *И в вымыслах носился юный ум…
Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта… Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.
Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных. Сегодня я предлагаю вам свое исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза, то есть предположение. За гипотезу взяла слова детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.
Прочитайте.
«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.
Вспомним названия русских сказок.. (Это народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
Давайте понаблюдаем, что общего и в чем различие волшебной народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звёзды» и литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
:Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.
Волшебная сказка начинается с традиционного зачина «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.
Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:
…И завидуют оне
Государевой жене…
В народной сказке тоже:
…Женился Иван-царевич на меньшой сестре…
…А старшие стали ей завидовать да зло творить.
Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.
Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:
…Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел…
– Что я? царь или дитя?
Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»
Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.
Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался… кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».
После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:
…Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались…
В народной сказке:
«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»
Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе. Вот как завершается повествование у Пушкина:
И я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».
Мы видим, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» — вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.
В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын.
В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.
В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.
Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).
И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:
…Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят…
… А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей…
Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:
…И царица над ребенком
Как орлица над орленком…
…Около царя сидят,
Злыми жабами глядят…
Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.
Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.)
Вывод: сказка Пушкина близка к народной сказке, переняла у неё идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти!
Мы провели исследовательскую работу, сравнили две сказки. В начале нами было выдвинуто предположение, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Пушкин создает свою неповторимую, литературную сказку.
Итак, мы выяснили, что Пушкин «Сказку о царе Салтане написал на основе русской народной сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Но он не просто пересказал сюжет, а создал авторскую сказку, в которой многое изменил, так как хотел выразить свои собственные идеалы, мысли , представления о жизни.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com