В чем смысл композиции рассказа старуха изергиль

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Род, направление, жанр
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Критика

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты. 

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми. 
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом. 
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя.  И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

герои рассказа «старуха изергиль» характеристика
ларра сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него.
старуха изергиль

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

данко юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии.
образ повествователя это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение.
люди в рассказе

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Темы

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.) 

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Автор: Михаил Щепин

Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль

Читайте также:

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.

Обновлено 10 Июля, 2021

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

 Композиционно рассказ  «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • По пословицам

    Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Сочинение на тему Речевой этикет

    Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Сочинения на свободную тему

    Сочинения-рассуждения на свободную тему

Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»

Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, род и направление
  • 3 Композиция
  • 4 О чем рассказ?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Тема
  • 7 Идея
  • 8 Проблемы
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».

Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.

Жанр, род и направление

Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.

Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.

Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.

О чем рассказ?

В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.

  1. В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
  2. В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
  3. В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
  2. Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
  3. Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».

Тема

Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.

  • Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
  • Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
  • Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
  • Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
  • Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.

Идея

Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.

Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.

Критика

«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:

Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств

С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:

У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.

А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.

Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • для читательского дневника
  • Максим Горький
  • полный разбор
  • романтический рассказ
  • Старуха Изергиль

Читайте также:

Wiki-учебник

Поиск по сайту

Реклама от партнёров:

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества.

Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.

Композиция «Старухи Изергиль»

Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.

Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.

Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» — человеческой свободы и несвободы.

Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.

Образы героев – ключевого к смыслу произведения

Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.

Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.

Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них — норма жизни для Данко.

Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.

Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность

Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.

Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.

Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ романа Преступление и наказание — Ф.М. Достоевский
Следующая тема:   Камю «Чума»: образы и анализ

Нравится

Нравится

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

    Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним романтическим произведениям А. М. Горького. Писатель считал эту работу самой красивой и стройной в своем творчестве. Я не сразу поняла, почему он так ее охарактеризовал, но после внимательного изучения эта мысль стала близка и мне. И вот почему.

    По форме это произведение представляет собой три новеллы, соединенные между собой общей идеей.

    Первая, начинающая повествование, — легенда о Ларре, сыне женщины и орла. Он пришел в мир людей жестоким и эгоистичным. “Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…” Все новые и новые черты его самолюбивого характера раскрываются перед нами. Яркое подтверждение сказанному мной — эпизод, в котором Ларра без особых колебаний убивает девушку, не пожелавшую быть с ним. “Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла”. Но он не остался без наказания. Расплата наступила. Юноша был проклят людьми, которые назвали его отверженным и небесами. Он обрек себя на вечные муки, и, когда Ларра захотел умереть, земля не принимала его: “…он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него”. В третьей новелле, которая так же, как и первая, является легендой, Горький повествует о Данко, человеке, выбравшем самопожертвование своим жизненным долгом.

    Действие — основное состояние романтического героя. И Данко действовал, спасая обессилевших людей, которые уже не могли продолжать свой путь через лес, в котором деревья сплетали “…корявые, длинные руки… в густую сеть, пытаясь остановить…” их. И тогда он взял на себя роль Провидения. Данко смог вывести людей, лишь пожертвовав своим сердцем, которое освещало спасительный путь. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце…”. Ценой собственной жизни этот человек освободил людей, которые пошли за ним. “…Кровь била горячей струей из разорванной груди Данко. Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак… А потом упал и — умер”. Но те, увы, оказались неблагодарными. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…”

    Герои первой и третьей новелл являются по характерам противоположными.друг другу. И в этом противопоставлении содержится глубокая горьковская мысль: показано что смысл человеческой жизни — служение людям, готовность в любой момент отдать свою жизнь окружающим.

    Окончательно разобраться в образах Ларры и Данко помогает вторая новелла, в которой повествуется о старухе Изергиль.

    Своенравная и гордая в молодые годы, в старости она настолько одряхлела, что при каждом ее движении “…можно было ждать, что сухая… кожа разорвется вся, развалится кусками…”.

    Но эта женщина, в отличие от главных героев легенд, включенных в рассказ, — реальная героиня. Это подтверждается тем, что она четко указывала на время и место тех или иных событий, которые происходили с ней.

    Изергиль была и осталась, я считаю, женщиной гордой. “Я была счастлива… никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи…”

    Она любила многих, но ее чувство не было озарено душевным светом, хотя Изергиль жила тем, что чувствовала, и так, как подсказывало ей сердце.

    Через весь рассказ проходит мысль: во имя чего живет человек? Во имя себя? Во имя людей? Ответить на этот вопрос помогает образ сердца. Ведь сердце — это именно тот метафорический образ, который объединяет все три новеллы в единое целое. Именно его образ органически завершает повествование и помогает наиболее полно раскрыть идею, заложенную в рассказе Горьким: осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа.

    Итак, действительно, “Старуха Изергиль” оказалась по композиции самым красивым и стройным произведением в творчестве А. М. Горького. И я полностью согласна с этим его мнением.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

  • В чем смысл заглавия драмы островского гроза краткое сочинение
  • В чем смысл заглавия горе от ума сочинение
  • В чем смысл жизни человека сочинение рассуждение
  • В чем смысл жизни человека сочинение по обществу
  • В чем смысл жизни человека война и мир сочинение