В чем смысл названия пьесы горького на дне сочинение

Главная>Сочинения по произведению На дне

Смысл названия

26 предложений/ 382 слова

Пьеса Максима Горького «На дне» (1902) в период написания имела несколько рабочих названий. Первоначально автор рассматривал такие варианты, как «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», но все же остановился на том, который сегодня известен всем нам. На мой взгляд, именно этот заголовок наиболее полно отражает проблематику произведения.

Название пьесы имеет аллегоричный смысл. Речь здесь идет не о речном или морском дне, а о социальном. О том месте, где рано или поздно оказываются люди, чья жизнь в определенный момент пошла под откос. И не всегда причина такого падения кроется в самом человеке. Порой обстоятельства складываются так, что просто не оставляют несчастному выбора. Потому оказаться на социальном дне может любой из нас, и истории героев Горького как нельзя лучше подтверждают этот факт.

Так, умный и образованный Константин Сатин некогда работал телеграфистом, но затем, защищая сестру, ненамеренно совершил убийство и сел в тюрьму, а после нее «нет ходу». Ваське Пеплу просто не повезло родиться в воровской семье, потому он с детства не знал ничего, кроме преступной жизни. Бубнову, владевшему прежде мастерской по выделке шкур и мехов, пришлось оставить свой бизнес и имущество жене. А Клещ, всю жизнь честно работавший слесарем, несмотря на свое исключительное трудолюбие, никак не мог вырваться из нищеты.

Пьеса носит название «На дне». Такое заглавие означает, что его герои произведения уже находятся в самом низу социальной лестницы и опускаться им больше некуда. И автор стремится показать своим читателям, как людям живется в таких условиях.

На первый взгляд кажется, что постояльцы ночлежки для бедных и не живут вовсе, а лишь существуют. Они вынуждены ютиться в темном подвале с обшарпанными стенами, спать на нарах и носить лохмотья. Но на самом деле даже оказавшись в таком безвыходном положении, герои произведения ведут глубокие философские беседы. Их речи наполнены смыслом, а поведение далеко не безнравственно.

Так, сестра хозяйки ночлежки Василисы Наташа являет собой настоящий идеал чистоты и непорочности. Симпатию вызывает также образы доброй торговки пельменями Квашни, бедной умирающей жены Клеща Анны, безобидного пьяницы Актера и мечтательной куртизанки Насти. А такие герои, как Лука, Сатин и Васька Пепел, безусловно, заслуживают уважения.

Одним словом, в своей пьесе Горькому удалось показать, что даже на дне нашего общество кипит самая настоящая жизнь. И люди, оказавшиеся там, ничуть не хуже тех, кто занимает более высокое социальное положение. Они заслуживают того, чтобы на них обратили внимание, заслуживают быть спасенными, получить шанс на новую, лучшую жизнь.

см. также:
Другие сочинения по произведению На дне, Горький

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький

Краткое содержание На дне, Горький

Краткая биография Максима Горького

Смысл произведения пьесы На дне

Главная идея заключена в мысли о том, что все мы одинаковы, и не имеет значения, какое у нас материальное положение или социальный статус. Различаемся мы лишь характером и воспитанием. Именно они нам позволяют на разные ситуации реагировать тем или иным способом.

Жизнь складывается по всякому, потому на дне оказаться может и полицейский, и хороши мастер, знающий свое дело, и барин, который переписал все имущество на жену, и вполне культурный человек, совершивший непреднамеренное убийство. После таких ситуаций легко потерять себя и выпасть из реальности.

Жизнь сломать может любого, а общество никогда не поддержит, а лишь толкнет падающего. Но и вина бедняков в их положении тоже есть. Никто не виноват в безответственности и лени конкретного человека. И не стоит жалеть бесконечно обездоленных.

Так вы только затормозите его развитие и не дадите ему подняться, оттолкнувшись ото дна. Пьеса начинается с появления в ночлежки странного старика Луки, который всем дает надежду, но убеждает, что нужно действовать. Его оппонент, Сатин, уверен, что человек прекрасен вне зависимости от того, в какой он оказался ситуации.

Вот только все герои пьесы абсолютно бездеятельны и не заинтересованы в своей жизни. Погрязнув в своем болоте, они не желают отталкиваться от этого дна и считают, что начать все заново и сопротивляться поздно.

А ведь оказавшись в тяжелой ситуации, человек должен (в первую очередь) сам хотеть из нее выйти и изменить будущее, не обвиняя при неудачах свою жизнь и не злиться на нее. Среди всех героев изменить свою жизнь готов лишь алкоголик Актер, который загорелся идеей Луки насчет лечения алкоголизма в новой больнице. Он даже начал копить деньги на лечение.

Но жители дна верят, что за все их страдания и слезы на них свалится чудо, придет бог из машины и вытянет их из ночлежки к новой и счастливой жизни.

Собственно, чудо случилось, когда появился старик Лука, готовый поддержать и скрасить жизнь обитателей дна, способный не просто помочь оттолкнуться и всплыть, а дать руку и провести. Вот только никто не смог эту руку взять. Жители ночлежки ждут, что действовать будет кто угодно, только не они.

Еще одной проблемой, затронутой в пьесе, является конфликтная обстановка в ночлежке и отсутствие любви. Персонажи постоянно выясняют отношения и ссорятся, не понимая, что если будут действовать сообща, то смогут оттолкнуться от этого дна и всплыть.

Максим Горький. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.

15. Максим Горький. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.

План

А) «На дне». Социально-философская драма

Б) Смысл названия произведения

А) «На дне». Социально-философская драма

В 1902 году великий русский писатель М. Горький написал пьесу “На дне”. В ней автор поставил вопрос, который остается актуальным до сих пор — это вопрос о свободе и назначении человека. М. Горький был хорошо знаком с жизнью низших слоев общества, и вид страдания, несправедливости вызывал в нем чувство острого неприятия действительности. Всю свою жизнь он искал образ идеального Человека, образ Героя. Он пытался найти ответы на свои вопросы в литературе, философии, истории, в жизни. Горький говорил, что ищет героя там, “где нет обыкновенно людей”. В пьесе “На дне” автор показал образ жизни и мышление именно тех людей, кого уже считают пропащими, бесполезными для общества. Автор много раз менял название пьесы: “Дно”, “Без солнца”, “Ночлежка”. Все они- безрадостные, унылые. Хотя по-другому и нельзя: содержание пьесы требует мрачных красок. В 1901 году писатель сказал о своей пьесе: “Это будет страшно…”

Пьеса по своему содержанию довольно неоднозначна, но исказить или не понять ее основной смысл нельзя.

По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия. На мой взгляд, в произведении четко обозначены два драматических начала: социальное и философское.

О наличии в пьесе социального конфликта говорит даже ее название -“На дне”. Ремарка, помещенная в начале первого действия, создает унылую картину ночлежки. “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой… Везде по стенам- нары”. Картина не из приятных- темно, грязно, холодно. Далее идут описания жильцов ночлежки, точнее, описания их занятий. Чем они занимаются? Настя читает, Бубнов и Клещ заняты своей работой. Создается впечатление, что они работают нехотя, от скуки, без энтузиазма. Все они — нищие, жалкие, убогие создания, живущие в грязной дыре. В пьесе присутствует и другой тип людей: Костылев, содержатель ночлежки, его жена Василиса. На мой взгляд, социальный конфликт в пьесе заключается в том, что обитатели ночлежки чувствуют, что они живут “на дне”, что они оторваны от мира, что они лишь существуют. У них у всех есть заветная цель (например, Актер хочет вернуться на сцену), есть своя мечта. Они ищут в себе силы, чтобы противостоять этой уродливой действительности. И для Горького само стремление к лучшему, к Прекрасному — это замечательно.

Все эти люди поставлены в ужасные условия. Они больны, плохо одеты, часто голодны. Когда у них появляются деньги, в ночлежке немедленно устраиваются праздники. Так они пытаются заглушить в себе боль, забыться, не вспоминать о своем нищенском положении “бывших людей”.

Интересно то, как автор описывает занятия своих героев в начале пьесы. Квашня продолжает спор с Клещом, Барон привычно насмехается над Настей, Анна стонет “каждый божий день…”. Все продолжается, все это длится уже не первый день. И люди постепенно перестают замечать друг друга. Кстати, отсутствие повествовательного начала является отличительной чертой драмы. Если прислушаться к высказываниям этих людей, то поражает то, что все они практически не реагируют на замечания окружающих, говорят все одновременно. Они разобщены под одной крышей. Обитатели ночлежки, на мой взгляд, устали, устали от действительности, которая их окружает. Бубнов недаром говорит: “А ниточки-то гнилые…”.

В таких социальных условиях, в которые поставлены эти люди, обнажается сущность человека. Бубнов замечает: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Жильцы ночлежки становятся, как считает автор, “философами поневоле”. Жизнь заставляет их задумываться над общечеловеческими понятиями совести, труда, правды.

Наиболее ярко в пьесе противопоставлены две философии: Луки и Сатина. Сатин говорит: “Что такое прав да?.. Человек — вот правда!.. Правда- бог свободного человека!” Для странника Луки такая “правда” неприемлема. Он считает, что человек должен слышать то, от чего ему будет легче и спокойнее, что для блага человека можно и солгать. Интересны точки зрения и других обитателей. Например, Клещ считает: “…Жить нельзя… Вот она- правда!.. Будь она проклята!”

Оценки Лукой и Сатиным действительности резко расходятся. Лука вносит в жизнь ночлежки новый дух — дух надежды. С его появлением что-то оживает — и люди начинают чаще говорить о своих мечтах и планах. Актер загорается идеей найти лечебницу и вылечиться от алкоголизма, Васька Пепел собирается податься в Сибирь с Наташей. Лука всегда готов утешить и подарить надежду. Странник считал, что с действительностью надо примириться и смотреть на происходящее вокруг спокойно. Лука проповедует возможность “приспособиться” к жизни, не замечать ее истинных сложностей и своих собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”

Совсем иная философия у Сатина. Он готов обличать пороки окружающей действительности. В своем монологе Сатин говорит: “Человек! Это -великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… Не унижать его жалостью… уважать надо!” Но уважать, по-моему, надо человека, который работает. А обитатели ночлежки будто чувствуют, что у них нет шансов выбраться из этой нищеты. Поэтому они так тянутся к ласковому Луке. Странник удивительно точно выискивает что-то сокровенное в сознании этих людей и разукрашивает эти мысли и надежды в яркие, радужные тока.

К сожалению, в тех условиях, в которых обитают Сатин, Клещ и дру гие обитатели “дна”, подобное противопоставление иллюзий и реальное ти имеет печальный итог. В людях пробуждается вопрос: как и чем жить дальше? И в этот момент Лука исчезает…Он не готов, да и не желае. отвечать на этот вопрос.

Постижение истины завораживает обитателей ночлежки. Наибольшей зрелостью суждений отличается Сатин. Не прощая “ложь из жалости ”, Сатин впервые поднимается до осознания необходимости совершенствования мира.

Несовместимость иллюзий и реальности оказывается очень мучительной для этих людей. Актер обрывает свою жизнь, Татарин отказывается молиться Богу… Уход из жизни Актера — шаг человека, не сумевшего осознать подлинную правду.

В четвертом действии определяется движение драмы: в сонной душе “ночлежки” пробуждается жизнь. Люди оказываются способными чувствовать, слышать друг друга, сопереживать.

Скорее всего, столкновение взглядов Сатина и Луки нельзя назвать конфликтом. Они идут параллельно. На мой взгляд, если объединить обличающий характер Сатина и жалость к людям Луки, то получился бы тот самый идеальный Человек, способный возродить жизнь в ночлежке.

Но такого человека нет — и жизнь в ночлежке остается прежней. Прежней внешне. Внутри происходит какой-то перелом — люди начинают больше задумываться о смысле и цели жизни.

Пьесе “На дне” как драматическому произведению присущи конфликты, отражающие общечеловеческие противоречия: противоречия во взглядах на жизнь, в образе жизни.

Драма как литературный жанр изображает человека в остроконфликтных, но небезысходных ситуациях. Конфликты пьесы действительно небезысходны — ведь (по замыслу автора) все-таки побеждает активное начало, отношение к миру.

М. Горький, писатель, обладающий удивительным талантом, в пьесе “На дне” воплотил столкновение различных взглядов на бытие и сознание. Поэтому эту пьесу можно назвать социально-философской драмой.

В своих произведениях М. Горький часто раскрывал не только обыденность жизни людей, но и происходящие в их сознании психологические процессы. В пьесе “На дне” писатель показал, что соседство доведенных до жизни в нищете людей с проповедником терпеливого ожидания “лучшего человека” обязательно приводит к перелому в сознании людей. В ночлежниках М. Горький запечатлел первое, робкое пробуждение человеческой души — самого прекрасного для писателя.

Б) Смысл названия произведения

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Весной этого года в Крыму Максим Горький рассказал К. С. Станиславскому содержание задуманной пьесы. «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки- единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели ее ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешили спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу».

В 1902 г., когда в России появились предреволюционные настроения, Максим Горький напирал пьесу «На дне», в которой отразил то «брожение в умах», те вопросы, которые вставали перед людьми в непростую пору последних лет царствования династии Романовых.

Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен — пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — К неизлечимы».

В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречия между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением, между народными массами и самодержавными порядками, которые низводят людей до ничтожной участи бродяг. Осложняется социальный конфликт философски: в произведении сталкиваются гуманизм истинный, активный, борющийся и гуманизм ложный, сострадательный, бездействующий.

Горький в одном интервью в 1903 г. так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Изображая «дно», М. Горький показывает общество в миниатюре. Действие происходит в ночлежке Костылевых — в «подвале, похожем на пещеру», под «тяжелыми каменными сводами». Здесь влачат жалкое существование ее обитатели — в прошлом «бывшие» — босяки.

Герои пьесы потеряли прошлое. у них нет настоящего. Но иногда «из квадратного окна с правой стороны» в их жизнь попадает луч света, и тогда в мыслях возникает надежда на будущее без угнетения, со свободой и правдой. В Клеще живет эта вера: «Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…» Мечтают о другой, новой жизни Наташа с Пеплом; о чистой любви грезит проститутка Настя. А остальные смирились, покорились обстоятельствам и осознали свою ненужность. Но, по сути, все люди погребены здесь заживо. Беспощадно и правдиво рисует М. Горький своих героев, пишет о них с болью и гневом, сочувствует им. Жалкий трагичный Актер, спившийся и забывший даже свое имя, никому не нужная, страдающая Анна, находящаяся при смерти, равнодушный к себе и другим Бубнов, бывший телеграфист Сатин, умный, но циничный и озлобленный, — все они попали в жизненный тупик. Герои стремятся подняться на поверхность со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед вратами этой тюрьмы, что рождает в них ощущение полной безысходности.

И вдруг появляется Лука, который каждому обещает то, чего от него ждут: утешение-Анне, лечебницу от пьянства — Актеру, спасительную Сибирь — Пеплу. Лука распространяет ложь, чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им несносную жизнь. Он жалеет обитателей ночлежки. Но эта жалость унижает человека, расслабляет его силы, примиряет его с гнусной действительностью и не зовет к борьбе. Лука считает, что правда может быть «обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в себя, в будущее («для лучшего живет человек»). Ложь во спасение — это тот самый принцип, который исповедует Лука.

Противоположностью Луке является Сатин. Он смел, умен, истинное положение вещей видит глубже, чем другие. Он пока не борец, а только бунтарь, но за ним правда о страшной и тяжелой жизни, вера в победу света над мраком, вера в человека с большой буквы.

И, пока на «дне» будут существовать Сатины, будет жить и мечта о будущем, опирающаяся на настоящее и не отрывающаяся от реальной жизни. Ведь «человек — вот правда! Все в человека, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию».

Сатин в пьесе становится обличителем общества, которое бросило его на «дно» жизни, как и тысячи таких, как он, и заставило влачить жалкое существование.

«Дно» для Максима Горького не костылевская ночлежка, не местоположение и даже не социальное положение. «Дно» — это состояние души, это образ жизни людей, убитых и искалеченных человеческим обществом с нечеловеческим устройством. В них добро мирится со злом, любовь — с ненавистью, правда — с ложью.

Изначально пьеса называлась «Без солнца», затем «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и, в конце концов, «На дне». Именно последний вариант более широко отразил ту многозначность обстоятельств жизни, поступков и помыслов людей, которые приводят к отчаянию.

В статьях и письмах М. Горький неоднократно давал пояснения к своей пьесе. «… Речь Сатина о человеке-правде бледна, — писал он К. П. Пятницкому 15 июля 1902 г. — Однако- кроме Сатина- ее некому сказать, и лучше, ярче сказать- он не может. Уже и так эта речь чуждо звучит его языку. Но — ни черта не поделаешь!»

«Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», -так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа. — «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и… самого Горького».

Смысл финала пьесы На дне

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Содержание

  1. Смысл названия пьесы На дне
  2. Смысл произведения На дне
  3. Смысл финала пьесы На дне

Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Задумка создать пьесу о жизни деклассированных элементов, где участвует больше 20 персонажей, появилась еще раньше. Чернуха с алкоголиками, драками и проститутками была популярна и 100 лет назад, и раньше, но Горький через нее решил задать важный вопрос: что же лучше, сострадание или истина. Для этого в мир нищих был введен старик Лука.

Смысл названия пьесы На дне

Ночлежка, где обитают жители пьесы – тогдашний аналог хостела или люмпенского общежития. Её обитатели – воры, алкоголики, проститутка, разорившиеся аристократы и проч. Всех их, как и их место обитания можно назвать одним словом – дно.

Смысл произведения На дне

Главная идея заключена в мысли о том, что все мы одинаковы, и не имеет значения, какое у нас материальное положение или социальный статус. Различаемся мы лишь характером и воспитанием. Именно они нам позволяют на разные ситуации реагировать тем или иным способом.

Жизнь складывается по всякому, потому на дне оказаться может и полицейский, и хороши мастер, знающий свое дело, и барин, который переписал все имущество на жену, и вполне культурный человек, совершивший непреднамеренное убийство. После таких ситуаций легко потерять себя и выпасть из реальности.

Жизнь сломать может любого, а общество никогда не поддержит, а лишь толкнет падающего. Но и вина бедняков в их положении тоже есть. Никто не виноват в безответственности и лени конкретного человека. И не стоит жалеть бесконечно обездоленных.

Так вы только затормозите его развитие и не дадите ему подняться, оттолкнувшись ото дна. Пьеса начинается с появления в ночлежки странного старика Луки, который всем дает надежду, но убеждает, что нужно действовать. Его оппонент, Сатин, уверен, что человек прекрасен вне зависимости от того, в какой он оказался ситуации.

Вот только все герои пьесы абсолютно бездеятельны и не заинтересованы в своей жизни. Погрязнув в своем болоте, они не желают отталкиваться от этого дна и считают, что начать все заново и сопротивляться поздно.

А ведь оказавшись в тяжелой ситуации, человек должен (в первую очередь) сам хотеть из нее выйти и изменить будущее, не обвиняя при неудачах свою жизнь и не злиться на нее. Среди всех героев изменить свою жизнь готов лишь алкоголик Актер, который загорелся идеей Луки насчет лечения алкоголизма в новой больнице. Он даже начал копить деньги на лечение.

Но жители дна верят, что за все их страдания и слезы на них свалится чудо, придет бог из машины и вытянет их из ночлежки к новой и счастливой жизни.

Собственно, чудо случилось, когда появился старик Лука, готовый поддержать и скрасить жизнь обитателей дна, способный не просто помочь оттолкнуться и всплыть, а дать руку и провести. Вот только никто не смог эту руку взять. Жители ночлежки ждут, что действовать будет кто угодно, только не они.

Еще одной проблемой, затронутой в пьесе, является конфликтная обстановка в ночлежке и отсутствие любви. Персонажи постоянно выясняют отношения и ссорятся, не понимая, что если будут действовать сообща, то смогут оттолкнуться от этого дна и всплыть.

Смысл финала пьесы На дне

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Бог солнца”, “На дне жизни” и только потом “На дне”.

В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над головой.

Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.

“Ночлежка – дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содержалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотворительным обществом или учреждением. Жителей ночлежки составляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места, бродяги и др. Ночлежка работала с 6 ч. вечера до 7 ч. утра.

За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, утром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанитария вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников”

Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляровского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, владельцем которой является Костылев. Автор описывает место действия, во многом соответствующее существующим в реальности ночлежкам: “Подвал, похожий на пещеру.

Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителей и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны”. Обстановка этого подвала поражает своей убогостью: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары.

Первоначальное название “Ночлежка” носило конкретный характер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. Название пьесы “На дне” – это не только “пещера”, в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.

Loading…

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в непростое для России время, когда недовольство властью росло с каждым днем. Писатель довольно реалистично отразил проблемы, волнующие общество и это вызвало неоднозначную реакцию некоторых критиков. Однако публика приняла пьесу с восторгом и с тех пор она не сходит со сцен театров. Но и сейчас, после знакомства с пьесой На дне, смысл произведения каждый понимает по-своему. Глубокий анализ поможет понять феномен пьесы и составить собственное мнение о творении Горького.

Смысл названия «На дне»

В 1902 году Горький написал На дне. Его работа рассказывает нам о ночлежке, где собрались герои произведения и сначала автор так и назвал свой шедевр — Ночлежка. Но данное название переносило бы нас лишь в конкретное место, а именно в место ночлега, которым владел Костылев и где собрались герои пьесы. Это был подвал с тяжелым потолком, где и стульев то не было нормальных, а вместо кроватей — нары. Небольшое квадратное окошко лишь изредка пропускало свет. Словом, название Ночлежка не смогло бы полностью передать смысл пьесы. А Горькому хотелось, чтобы произведение было шире и глубже. Больше раскрывало суть. Подумывал автор дать и другое название своей пьесе. Например, название Без солнца оказалось бы глубоким, но не совсем соответствовало теме. Хоть и было у героев мало радости и тепла в жизни, но солнечный свет они могли видеть.

Смысл названия пьесы На дне

Тогда автор решает назвать свою работу На дне. И здесь сразу же появляется новый смысл.

Какой же смысл названия пьесы На дне? Когда Горький переименовал свое произведение, смысл названия заиграл другими красками, и мы попробуем немного порассуждать о смысле названия пьесы На дне в нашем сочинении.

Читая произведение Горького, мы познакомимся с героями ночлежки — людьми озлобленными, слабовольными, больными. По их рассказам и разговорам мы делаем вывод о том, что они уже разуверились в жизни, потеряли в ней смысл и надежду. Эти потерянные люди от жизни уже ничего не ждут, да и не хотят ничего менять в своем существовании. Все это прямо говорит о том, что они уже находятся на самом дне социальной лестницы. Герои не могут прожить без пьянства, скандалов, лжи. Они постоянно бранятся, но все же мы видим, что и люди дна способны еще рассуждать о правде и свободе. Вот только для каждого из них своя правда. Название На дне в полной мере раскрывает суть пьесы. Благодаря удачно подобранному названию автор показал, что речь идет не только о месте ночлега, которое похоже на пещеру и кажется, будто ты на самом дне. Но и смог передать атмосферу, что витала в этой ночлежке. Моральное и нравственное уродство людей, которые там собрались. В последствии горьковское «на дне» стало символичным и раскрыло не только суть пьесы, но и образ жизни некоторых людей в нашем обществе.

Сочинение на тему в чем смысл финала пьесы горького на дне

Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы. Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело?… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум – смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно. Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки – Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле. Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу… Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой. Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин – скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются. Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.

Смысл финала пьесы На дне

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

Источники:

https://sochinyshka.ru/smysl-nazvaniya-na-dne.html https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2616-analiz-finala-chetvertogo-akta-pesy-m-gorkogo-na-dne https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-pesy-na-dne-i-ee-nazvaniya/

Образ дна в пьесе «На дне»

Что еще можно сказать об этом творении классика русской литературы? Почему оно так цепляет даже наших современников? Может, потому, что тема, поднятая Алексеем Максимовичем, актуальна во все времена?

Пьесу, которую написал М. Горький («На дне») по праву можно назвать социально-философской. Здесь социальная жизнь и философские размышления не пересекаются, но отлично дополняют друг друга, делая пьесу полноценным, живым и реальным произведением. Образ дна в пьесе «На дне» представляет собой суровую реальность низших слоев общества. Здесь нет выдуманных фактов, а только реальная жизнь, такая, какая она есть. Судьба отверженных, тех, у кого больше нет шансов на то, чтобы подняться. Впервые в мировой драматургии была показана беспросветная участь «бывших людей». В липкой тьме затхлого подвала собрались искалеченные, изуродованные судьбой люди. Каждый день они отчаянно сражаются за свое существование. Кому-то хватает сил на то, что выжить, а кто-то отдается в объятия смерти. Единственный луч надежды в эту беспросветную тьму принес Лука, который обнадежил людей, а потом исчез. Сложно в такой ситуации не опустить руки, но слова Сатина вселяют в людей веру не в будущее, а в собственное человеческое достоинство. Образ дна в пьесе «На дне» представляет собой камеру пыток, где в роли палача выступает Его Величество разочарование. Оно беспощадно бьет уже давно покрытых грязью людей.

Образ дна в пьесе «На дне» — это что-то темное и беспросветное, но с человеком внутри. А там где есть человек, всегда будет немного надежды, ведь человек — это прекрасно.

Идейное своеобразие пьесы М. Горького «На дне»

М. Горький начинал свою творческую дея­тельность в сложный, переломный период: менялись ценности, человек становился «ра­бом вещей», обезличивался. В начале своего творческого пути Горький писал романтичес­кие произведения. Его герои были свободны­ми, смелыми, сильными. Но эти герои — вы­мышленные.

В пьесе «На дне» Горького интересует уже совершенно другой тип людей — людей «дна», сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса «На дне» — это произведение, которое, по сути, лишено действия, в нем нет завязки, центрального конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутрен­ний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой представляет оп­ределенную философию, идею.

Итак, героев пьесы характеризует прежде всего речь. И первое, что необходимо отме­тить, — они грубы друг с другом. Это происхо­дит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и сво­ей намеренной грубостью как бы защищаются от внешних изменений («Дура ты, Настька…»). Люди как будто озверели, они уже не могут го­ворить нормальным живым языком. Так, Клещ не может сказать ласкового слова даже уми­рающей жене. Считается, что ключевое слово в пьесе — «правда». Это слово — лейтмотив. Но правда героев неоднозначна. Она находит­ся как бы в двух измерениях. С одной стороны, это правда их будничной повседневной жиз­ни, правда «дна», а с другой — правда, кото­рую они хотели бы видеть. Это правда «вымы­шленная». И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.

Реальность же такова: в сыром подвале, «похожем на пещеру», в страшной грязи и во­ни ютятся люди, выброшенные из жизни. Горький не приводит биографий героев пье­сы, но по отдельным репликам мы можем су­дить, насколько безрадостно их существова­ние. Чахоточная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». У этих несчастных обитателей «дна» отнято все: честь, человеческое достоинство, воз­можность любви и материнства, создания се­мьи, — всякая надежда, все человеческое уничтожено, втоптано в грязь.

И даже здесь, в этом странном мире отвер­женных, где заживо погребены люди, достой­ные сострадания, продолжают действовать волчьи законы капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки до­ведены до отчаяния, тянутся к каким-то при­зракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсю­да Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: «Кожу сдеру, а вылезу». Хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренне верит в чистую любовь На­стя. Все пытаются выпрямиться, стать полно­ценными людьми. Никто из героев не хочет признаваться даже самому себе, что находится на самом «дне», то есть осознать реальное положение. Куль­минации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обна­жает правду реальную: «Какая — правда! Где — правда? Вот — правда! Работы нет… силы нет! Вот — правда! Пристанища… при­станища нету! Издыхать надо… вот она, прав­да! Дьявол! На… на что мне она — правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я вино­ват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя… вот она, правда!.. Говорите тут — правда! Ты, старик утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу я всех! И эту правду… будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!»

Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит: «Уйдем, милая! Ничего… не сердись! Я — знаю . . . Я — верю! Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая лю­бовь… значит — была она! Была!» Суть филосо­фии Луки заключается в том, что вера может заменить реальность, так как помогает уйти че­ловеку от страшной правды в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, два философских взгляда в пьесе взаимосвязаны.

Мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездолен­ных, бескорыстно старается помочь им, об­легчить страдания, умиротворить. Спившему­ся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице; умирающей Анне советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую, счастливую Сибирь. Обманщик Лука по-свое­му гуманен, но его гуманизм пассивно-сост­радателен. Он основан на том, что Лука не ве­рит в возможности человека: для него все лю­ди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха», — говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека из­менить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.

Против этой утешительной лжи и философии рабской покорности и долготерпения выступа­ет Сатин: «Кто слаб душой… и кто живет чужи­ми соками, тем ложь нужна… Одних она под­держивает, другие прикрываются ею… Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бот свобод­ного человека». В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать челове­ка! Не жалеть… не унижать его жалостью… ува­жать надо!» Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку. «Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все для человека. Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» — вот основная идея пьесы.

«В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?»

Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.

Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум — смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.

Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки — Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня — работал, мел улицу… а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.

Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…

Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.

Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин — скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев…»; «Правда — бог свободного человека!»; «человек — вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.

Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.

Уважение к имени человеческому, бесконечная любовь к человеку за то только, что он человек, без всяких отношений к своей личности и к его национальности, вере и званию, даже личному его достоинству или недостоинству, — словом, бесконечная любовь и бесконечное уважение к человечеству, даже в лице последнего из его членов, должно быть стихией, воздухом, жизнью человека.
В.Г.Белинский

Горький придумал несколько вариантов заглавия для своей пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но выбрал самое лаконичное и удачное — «На дне». Первая авторская ремарка, описывающая ночлежку Костылёва, даёт понять, что в заглавии подразумевается «дно» общества, где оказались герои драмы. Это совершенно опустившиеся люди, которым уже некуда дальше падать: у них нет дома, семьи, нормальных человеческих привязанностей, у некоторых нет даже имени — все окружающие обращаются к ним по кличкам. Таким образом, название указывает на социальную проблематику пьесы.

Драматург тщательно изображает нескольких ночлежников, а из разговоров на сцене читатель узнаёт их жизненные истории. Барон Дебиль был аристократом, служил где-то, но проворовался и попал в тюрьму. Теперь он сутенёр у грошовой проститутки Насти. Телеграфист Сатин, защищая любимую сестру, убил её мужа. После суда Сатин разозлился на весь свет, поэтому из тюрьмы у него была одна дорога — в ночлежку. Бубнов — бывший хозяин красильной мастерской и запойный пьяница — оставил всё своё имущество жене и ушёл из дома в никуда. Слесарь Клещ разорился из-за болезни жены, которую довёл до этой болезни своими побоями и пьянством. Актёра выгнали из театра за пьянство. Ваську Пепла отец-вор не смог научить ничему, кроме как воровать. Словом, ночлежники очень похожи в своём ожесточении против всего мира, в презрении к чужой и даже собственной жизни. Они равнодушны к своему прошлому, а главное — к настоящему и будущему. Здесь, как говорит Бубнов, «всё слиняло, один голый человек остался» (I).

Но социальное содержание не исчерпывает пьесы, в ней есть весьма значимое философское содержание, которое закономерно вытекает из социального. Горький показывает, что даже на «дне» люди сохраняют способность мыслить. Ночлежники задаются «последними» философскими вопросами о человеке — правде — свободе. В пьесе практически каждый герой говорит о правде. Квашня упрекает Клеща за то, что он «заездил жену до полусмерти» (I). Клещ отвечает грубыми ругательствами, а торговка пельменями невозмутимо констатирует: «А — а! Не терпишь правды!» (там же). Василиса считает Луку не прохожим, а проходимцем: «Это ближе к правде-то» (там же). Пепел угрожает, что донесёт на Костылёва, который скупает краденые вещи, и доносу поверят, «потому — правда!» (II). Все эти рассуждения о правде не выходят за рамки бытовых («кухонных») разговоров. Но с приходом Луки жизнь в ночлежке «забродила», по словам Сатина. От отрывочных реплик о правде, высказываемых как бы походя, ночлежники переходят к целым философским концепциям о правде и человеке. События — привычное драматургическое действие (например, любовная история Васьки Пепла) — отходят на второй план, а на первом оказываются столкновения философских концепций, которые создают главный конфликт драмы «На дне».

Горький предлагает по меньшей мере четыре точки зрения на правду в человеческой жизни. Это точка зрения Костылёва, который выступает вообще против правды, так как она только будоражит простой народ и угрожает спокойствию «порядочных людей». Бубнов считает, что нужна правда без прикрас и мечтаний, она должна просто фиксировать реальное положение дел в мире. Лука выступает против правды Бубнова: правда, утверждает старик, — это то, во что веришь. Лука полагает, что лучше утешать людей, манить их мечтой, чем повторять безнадёжные «бубновские» рассуждения о том, что все люди на земле лишние. Наконец, Сатин формулирует высокое понимание правды, которое помогает человеку жить, его правда призывает к творческому труду: «Человек — вот правда! (…) Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! …Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!» (IV).

Доказывая, что даже на «дне» общества человек остаётся человеком, Горький одновременно изображает слабость людей «дна». Они не случайно оказались в ночлежке, ибо все они слабовольные, озлобленные, больные люди, которые, по словам драматурга, «страшны прежде всего отчаянием своим, тем, что сами себя отрицают, извергают из жизни». Иными словами, ночлежники сами безразличны к собственной судьбе, а винят в своих несчастьях всех, кроме себя. Они называют Луку «шарлатаном» (IV): он поманил их красивой мечтой о лучшей жизни и сбежал сразу после убийства Костылёва. Но дело не в Луке, а в духовной слабости самих ночлежников, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-нибудь для того, чтобы подняться со «дна».

Подводя итог, следует признать, что свою пьесу о босяках автор озаглавил очень удачно, так как название получилось многозначным. Образы босяков, столь интересные для Горького, раскрыты в драме разносторонне и связаны с философскими размышлениями о человеке — свободе — правде. На «дне» люди живут в нечеловеческих условиях (ночлежка похожа на пещеру), но даже в этих условиях люди могут думать о высоком — о правде и свободе. В таком изображении босяков проявился гуманизм автора.

В своих первых рассказах о босяках («Челкаш», «Коновалов», «Бывшие люди») Горький представил их людьми «необыкновенными»: они не жадны, не душат друг друга из-за вещей, не копят денег, то есть отличаются от «порядочных» мещан чувством внутренней свободы, особым великодушием. В пьесе этого романтического взгляда на босяков нет: драматург уже не облагораживает своих героев, а отмечает их беспомощность, анархизм, неспособность к действию и самовоспитанию. Горький признаёт теперь: босяки, несмотря на решительное отрицание законов несправедливого общества, ничего не могут изменить в окружающей жизни, поэтому он будет искать настоящих героев-борцов среди сознательных пролетариев и демократической интеллигенции. Изображению таких героев писатель посвятит роман «Мать» (1907).

  • В чем смысл лошадиная фамилия рассказа
  • В чем смысл концовки сказки были неизвестный цветок
  • В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах м горького старуха изергиль макар чудра
  • В чем смысл композиции рассказа старуха изергиль
  • В чем смысл колымской сказки в капитанской дочке