В чем смысл названия рассказа а п чехова человек в футляре

Содержание

  1. Смысл названия
  2. Смысл произведения
  3. Смысл финала

Этот рассказ известен всем, так как его проходят в старших классах школы. В нём автор мастерски передал содержание обыденной жизни человека, её течение, хорошо изобразил психологические портреты простых людей.

В этой статье мы поможем вам разобраться с тем, какой смысл вложил Чехов в рассказ «Человек в футляре». Так что усаживайтесь поудобнее, будет интересно!.

Смысл названия

Названия сразу бросается в глаза необычностью и неким абсурдом. На самом деле всё достаточно понятно. Главный герой рассказа, учитель греческого языка Беликов, имеет странные привычки: даже летом ходит в пальто с поднятым воротником, в тёмных очках, с зонтиком.

Он использует всё, что хоть как-то помогает скрыться, спрятаться от проблем внешнего мира. Так он постепенно создаёт вокруг себя «футляр». Его внешний вид полностью отражает и характер: неразговорчив, недоверчив, боязнь новизны, привычка жить по правилам.

Беликов вышел на улицу в калошах и с зонтом

Фото: psyh.ru

И этот человек имел влияние на целый город. Жители искренне считали, что в каждом доме поселилась эта «футлярщина». Именно такую характеристику автор дает своему центральному персонажу.

Смысл произведения

Во-первых, Чехов хочет донести до читатели,  что такие люди, как Беликов, всегда тянут вниз, не дают дорогу развитию, и простым человеческим радостям.

Беликов идет по улицам своего городка

Фото: bolshoyvopros.ru

Также Беликов не читает никаких книг, в основном лишь газеты. Что тогда говорить о его уровне развития?

Даже древнегреческий язык, которые он преподаёт, мёртвый, так как на нем уже никто не разговаривает. Эта деталь лишний раз подчёркивает «застывшую», консервативную, и бесполезную для общества личность.

Еще одна проблема — это социопатия. По рассказу кажется, что Беликов вообще с радостью предпочёл бы никогда ни с кем не разговаривать. Но это невозможно, ведь человек — существо социальное. И с какой-то стороны он это понимает: приходит в гости к коллегам, сидит часами, и молчит. По его мнению, это называется поддержанием дружеских отношений.

Беликов и Варенька гуляют

Фото: prostudenta.ru

Главное, Беликов хочет спрятаться от любых препятствий, трудностей, боится смотреть правде в глаза. Он всё больше запирается в своём футляре, и тянет за собой других.

Для него важно лишь свое спокойствие, существование без всяких проблем, ведь вдруг «что-нибудь выйдет».

Постоянный страх, излишняя осторожность, приверженность сухим правилам — вот что характеризует главного героя рассказа.

Такие люди проживают совершенно пустую жизнь, не делают ничего полезного для других, не ставят, и не достигают никаких целей. В них даже невозможно разбудить чувство любви, ведь, по их мнению, это явно что-то новое, ответственное, страшное.

Именно так и рассуждал Беликов, когда общался, а вернее сказать, пытался общаться с жизнерадостной и весёлой Варенькой.

Беликовщина — это болезнь общества, которую Чехов изобразил на конкретном примере. Также автор показал пагубное влияние, которое оказывают такие люди на окружающих.

Смысл финала

Для такого героя, как Беликов, финал истории просто идеален.

В рассказе мы следим за образом жизни Беликова, его самосознанием, видим его смерть. Потрясение от того, что его увидела валяющимся на земле Варенька, оказалось настолько сильным, что он просто по приходу домой лёг в постель, и больше не вставал. Вот так легко ломаются такие люди и их принципы, в которых нет никакого смысла.

Беликова на земле застает Варенька и ее подруги

Фото: chehov-lit.ru

Лишь когда Беликова положили в гроб, его вечно напряжённые черты лица наконец-то расслабились и приобрели то сладостное выражение, которое свойственно нормальным живым людям. Это его идеал, тот футляр, из которого он уже точно никогда не выйдет.

На этом наш разбор смыслов рассказа «Человек в футляре» подошел к концу. Оставляйте свои вопросы или комментарии, будем рады вашей активности.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Смысл названия рассказа Человек в футляре

Смысл названия рассказа Человек в футляре Чехова сочинение

Как и все произведения А.П.Чехова, рассказ «Человек в футляре» не лишён глубокого смысла жизни человека. Этот рассказ, как и другие творения автора, выделяется точным описанием человеческих пороков. Автору мастерски и точно удалось показать ограниченность общества в провинциальном городке той эпохи.

Чехов, рассуждая о судьбе человека, обращается к внутреннему миру своих героев. Имея способность глубоко разбираться в нюансах человеческой психологии, автор в этом коротком рассказе, раскрыл внутренний мир главных героев, продемонстрировав конфликт мировоззрений.

Судьба учителя латинского и греческого языка Беликова, забитого и даже немного страшного, который боится жить полноценной и радостной жизнью, словно закрываясь «футляром» от внешнего мира, противопоставляется весёлой хохотушке Варе и любящему свободу Коваленко.

 Беликов живёт в страхе ожидания внезапного происшествия, которое повлияет на его устоявшуюся жизнь. Поэтому он поднимает воротник плаща, носит с собой зонт в солнечные дни, закрывает глаза темными очками и никогда не снимает калош. Беликова раздражает реальность, и он ненавидит всё происходящее.  Облачившись в одежду как в «футляр», Беликов закрывается от внешнего мира.

Живя прошлым, он восхваляет его. Даже преподавание древних иностранных языков, показывает его страх и отвращение перед всем новым. Запреты и ограничения Беликов создаёт себе сам, осуждая и боясь любых отклонений в поведении своём и других жителей городка.

Всё население маленького городка боялось его. Подчиняясь запретам в газетных статьях и циркулярам, Беликов осуждает свободолюбивых учителей и жителей, жалуется на них и оказывает давление на окружающих своим нытьём, вздохами, маленьким лицом, как у хорька. Всё население маленького городка старалось держаться от него подальше.

Находясь в постоянной тревоге, как бы чего не вышло: как бы воры не забрались, как бы Афанасий не зарезал, Беликов прячется от действительной жизни. Он не был готов открыться для эмоций и новых знакомств. И поэтому даже одежду использует для того, чтобы создать вокруг себя «футляр».

Любовь, которая могла случиться между Варенькой и Беликовым, не состоялась из-за его верности своим жизненным законам, запретам и условностям. Обитатель укромного мирка живёт по своим правилам, и другому человеку нет там места. Поэтому, люди, живущие в плену условностей, обречёны на одиночество.

Название произведения очень точно характеризует Беликова, которому комфортно проживать в своём «футляре». Смысл названия и главная мысль рассказа заключается в том, что именно такие ограниченные люди тормозят перемены к лучшему и не могут радоваться простым вещам. Своим рассказом А.П. Чехов призывает проживать каждый момент своей жизни с радостью, наслаждением, стремиться развить свои таланты, улучшать душевные качества. Тем самым человек вносит свой вклад в улучшение жизни общества. Это и есть предназначение человека.

2 вариант

Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа «Человек в футляре», — учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут — плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом. В любую погоду, даже когда на небе ни облачка и светит яркое солнце, Беликов надевает галоши и берет с собой зонтик.

Таким образом этот человек хочет оградить себя от непредвиденных обстоятельств, обезопаситься от всего, от чего только можно обезопаситься. То есть, человек добровольно, по собственному желанию создает вокруг себя этакий «кокон», «футляр», погружает себя в него.

И предпочтение таких внешних атрибутов жизни не может не сказаться на психологическом состоянии человека. Впрочем, скорее всего, именно психологическое состояние, извращенное восприятие окружающей действительности и стало первопричиной создания Беликовым «футляра», возведение его в ранг единственно возможной для этого человека зоны комфорта и постоянного пребывания в ней.

Жизнь Беликова строжайшим образом регламентирована, это своего рода «человек дождя». Он живет по раз и навсегда разработанным для себя правилам и для него просто конец света — хотя бы малейшее отступление от этого регламента.

Но самое опасное в Беликове то, что он заражает своим извращенным мироощущением всех окружающих: в городке перестали читать книги, танцевать, ходить в гости, так как люди боятся его осуждения. То есть, практичеси ничего не представляющий из себя человек вдруг стал арбитром нравов, мерилом достоинства и добродетели. Ситуация дошла до абсурда. Беликов посадил в свой «футляр» фактически вест город. Все окружающие Беликова люди начинают жить по его принципу «как бы чего не вышло».

Но Чехов не был бы Чеховым, ограничься он только частностями и выйди на обобщения. Вот и этот рассказ — не о Беликове как таковом, не о причудах отдельного человека, вдруг по странной прихоти Провидения оказавшего сильное влияние на весь город. Ведь даже после смерти Беликова в городке жизнь кардинально не меняется, не наблюдается существенных улучшений. То есть, Беликов просто, говоря современным языком, «попал в струю» и создал «мейнстрим». И в итоге автор приходит к очень неутешительному выводу о том, что почти все люди живут в «футлярах» собственных страхов и предрассудков, которые возводятся в ранг «жизненных принципов», колоссально обедняя человека духовно и колоссально обедняя для человека этот мир.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия рассказа Человек в футляре

Смысл названия рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Левина в романе Анна Каренина Толстого

    Константин Левин — автобиографический герой. Лев Николаевич Толстой через Левина описал себя: свой характер, свои переживания и свой разлад с обществом.

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу

  • Художественный мир Чехова

    А.П. Чехов излечивал народ не всегда микстурками и снадобьями, но и собственными историями. Талантливый врач, совмещавший в себе юмор и сострадание, Антон Павлович изменил понятие о трагедии и рассказе.

  • Отношение Печорина к Бэле (роман Герой нашего времени Лермонтова)

    «Бэла» — первая новелла, которая открывает роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О главном герое рассказывает Максим Максимович, простой офицер, давно служащий на Кавказе и хорошо знающий жизнь горцев.

  • Реакция помещиков на предложения Чичикова (Мертвые души)

    Начнем с того кто такой Чичиков. Чичиков является главным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Он покупал умерших крестьян. Он предлагал продать ему души следующим помещикам: Ноздреву, Коробочке, Манилову, Плюшкину, Собакевичу.

Чехов знаменит своими лаконичными сатиричными рассказами, в которых он высмеивает различные пороки людей. «Человек в футляре» — это один из таких рассказов, он был написан в 1898 году. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление 
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чём рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика 
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы 
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом. 

Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное. 

Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:

«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»

Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.

Жанр, направление 

Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».

«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя. 

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе. 

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума. 
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния. 

Суть: о чём рассказ?

Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.

Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер. 

Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется. 

Главные герои и их характеристика 

Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу:

герой характеристика
беликов учитель греческого языка, главный герой. как было написано ранее, он отделял себя от общества и жил в комфортном для него мире, в «футляре». он — одинокий человек, так как в первую очередь, он сам не шёл навстречу, да и окружающие люди боялись его, они считали беликова странным и постоянно находились в напряжении, когда он присутствовал рядом. также он трусливый, ему страшны любые, даже самые маленькие изменения. он умер так же, как и жил – в одиночестве и в футляре. Подробнее…
михаил коваленко новый учитель в гимназии, в которой также преподавал беликов. они сразу друг другу не понравились, также михаил является полной противоположностью беликова – он активный, целеустремлённый и не принимает такой пассивный образ жизни, который нравится беликову. он единственный, кто решился высказать своё мнение в лицо беликову, в то время как остальные предпочитали отмалчиваться.
варвара это сестра михаила коваленко. она в принципе такая же, как и её брат – весёлая, простая, жизнерадостная. она смогла привлечь внимание всех, в том числе и беликова, он влюбился в неё, а далее получил согласие на свадьбу. но даже в этой ситуации он не переставал твердить о том, что свадьба – это очень ответственный шаг, и необходимо сначала хорошо подумать.
рассказчик

повествование ведётся от лица буркина – именно он является рассказчиком. он хорошо знал беликова, так как жил с ним в одном доме, в соседней квартире. буркин — очень наблюдательный человек с аналитическим складом ума, поэтому весь свой рассказ он повествует своему приятелю ивану ивановичу, а тот его внимательно и с интересом слушает. также в его речи можно заметить юмор и иронию.

Образы героев в рассказе «Человек в футляре» отражают всю безысходную тоску жизни в захолустье. Людям нечем себя занять, некуда идти, и они готовы интересоваться всем, чем угодно, лишь бы отвлечься от тоски.

Темы

Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:

  1. Главная тема, которую Чехов изображает в рассказе «Человек в футляре» – это социопатия, иными словами отказ от какого-либо взаимодействия с обществом. Главный герой является асоциальным, это ненормально, так как человек должен контактировать с другими людьми, а Беликов полностью отгородился от всего окружающего и не хотел ничего менять. Это делало несчастным не только его, но и людей, которых угнетало его влияние.
  2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре. 
  3. Выбор жизненного пути. Мы не может судить Беликова, общество тоже не имело права его судить. Он выбрал свой жизненный путь, он чувствовал себя хорошо в своём маленьком обособленном мирке, ему было комфортно в его одиночестве, он не делал окружающим ничего плохого, Беликов просто жил так, как хотел именно он. 
  4. Ещё одна тема и проблема, которая подчёркивается в рассказе – маленький человек. Все люди просто осуждали Беликова, но никто не хотел ему помочь. Таким образом, тема маленького человека затрагивает не только пассивного труса Беликова, но и каждого окружающего его человека. Другие герои точно также предпочитали скрыться в своём панцире и делать вид, что ничего не происходит. Футлярная жизнь заразительна.
  5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
  6. Город. Жизнь на отшибе всегда была предметом ироничного наблюдения Чехова. В его провинции скучно, тоскливо и пошло. Так и в «Человеке…»: люди со скуки принялись женить Беликова, они же судачат и сплетничают о его отношениях с Варей. От нечего делать кто-то рисует карикатуры. Словом, дремотное болото провинции пробуждает в жителях худшие качества.
  7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде.

Проблемы 

Резюмируя и анализируя всё то, что было написано раньше, можно выделить несколько основных проблем, которые затрагиваются Чеховым. Прежде всего, это нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:

  • Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
  • Проблема счастья и восприятие счастья. Для каждого человека счастье может быть разным, люди не должны осуждать то, что делает счастливым другого человека. Однако и мы сами нередко принимаем мираж за нечто большее и усиленно гонимся за ним. Так и Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
  • «Футлярность» и «футлярная» жизнь — герой в рассказе полностью отгородился от общества и от внешних проблем, из-за этого он не был готов к серьёзной жизни и решительным поступкам. Даже любовь не вывела его из мрачного оцепенения одиночества. От любого положительного явления он защищался опасениями и сомнениями, и в итоге все хорошее прошло мимо него.
  • Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен. Он восхищался прошлым, но игнорировал настоящее. Беликов не жил, а существовал.
  • «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Это страх жизни, страх перемен и открытий. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии. 
  • Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии. Люди сватают совершенно посторонних людей, рисуют карикатуры, слушают и боятся мнительного ханжу — все это обрисовывает пустоту их существования и его мещанскую скуку.

Основная идея

Так в чём же заключается смысл и главная мысль рассказа «Человек в футляре»? Чехов хотел показать не то, насколько плохой и глупый Беликов, а то, что так делать ни в коем случае нельзя. Нельзя становиться жертвой своих же мыслей, своих же установленных в голове рамок. Автор призывает освободиться от тесного, душного футляра и начать жить, начать дышать полной грудью. Именно в этом заключается авторская позиция. 

В финале Беликов умирает, и люди говорят, что видели радость на его лице, когда он лежал в гробу. В этот момент герой как будто был рад тому, что проведёт теперь всё оставшееся время в своём комфортном футляре, из которого он точно никуда не денется. Смысл финала рассказа «Человек в футляре» — это трагедия общества, в котором очень много футлярных людей. После тех похорон Буркин потерял чувство радости, ведь ничего толком не поменялось, и душная атмосфера гимназии не разрядилась. Сколько еще Беликовых осталось на белом свете? Великое множество, и оно по-прежнему вопрошает: «Как бы чего не вышло»?

Чему учит?

Какую мораль можно вынести из рассказа «Человек в футляре» и какой можно сделать вывод? Нужно просто пытаться побороть страхи, нужно пробовать что-то новое для себя, встречать новых людей — выходить из зоны комфорта. Если вовремя это не сделать, то вся жизнь будет проходить по инерции, точно как у Беликова. 

Чехов заставляет задуматься о том, что означает слово «счастье»? Разве только довольство и покой? Скорее, это духовное озарение, состояние блаженства, которое не может подарить ни пальто с воротником, ни галоши.

Критика

Этот рассказ занимает важное место в творчестве Чехова, так как многие критики учли тот факт, что писателю удалось совместить сатирический рассказ с чем-то очень серьёзным и важным. 

Александр Алексеевич Измайлов (литературный критик и публицист ХІХ века) писал: «Начатая с улыбкой на устах комическая история досказывается серьезным голосом, в котором слышится легкое дрожание».

Создание и описание образа Беликова вызывает восторг и уважение, также подчёркивается роль деталей в рассказе «Человек в футляре» (например, Беликов носил абсолютно все свои вещи в маленьких футлярах и преподавал мертвый язык). Некоторые люди даже сочувствовали герою. Например, А.О. Смоленская подметила художественное своеобразие «Человека в футляре»:

«… в ничтожестве его – его и сила, сила потому, что у него ничтожество, а у людей, с которыми он живет, ни величины, ни ничтожества… ничего… хоть «шаром покати» . Со дня рождения его держали под крышкой, под колпаком, давили его… и задавили в нем все человеческое живое… и это давление создало силу… сума давлений – его сила… они отложились в нем, как в земле откладываются пластами каменные породы, и образовали искреннее, глубокое, твердое, святое убеждение, что так надо жить, что его священный долг так действовать».

Но не все критики высказались положительно. Были и резко негативные отзывы о рассказе. Например, К.П. Медведский назвал книгу «бессодержательной»:

«Рассказ бессодержателен, плох, но обойти его молчанием нельзя, потому что в нем с чрезвычайною ясностью раскрываются основные недостатки писателя, умеющего воспроизводить лишь внешние стороны житейских явлений».

В.Г. Вальтер отметил, что образ Беликова будет близок и понятен провинции, но никак не большому городу:

«столица Вас плохо поймет, а провинция будет бесконечно благодарна, и хоть действия мало, а хорошо бы запечатлевать в умах людей такие типы и сцены».

С ним согласился и рецензент И.И. Горбунов-Посадов, но при этом он отметил положительное влияние текста на читателя:

«Такие рассказы, как Ваш «Человек в футляре», хорошо будят, расталкивают (как и сильное описание провинции в «Моей жизни»)». 

Но даже в этом вопросе критики не пришли к единому мнению. Некоторые из них посетовали на трагичность и депрессивность рассказа:

В своих записях это обозначил и Е.А.Ляцкий: «Нет, больше жить так невозможно! — таков рецепт г.Чехова современному читателю.

Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу это подметила: «вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».

Это рассказ, темы и проблемы, затронутые в нём были актуальны и являются актуальными до сих пор, в этом заключается значение творчества А.П. Чехова для потомков. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, конфликт и композиция
  • 3 Смысл названия
  • 4 Главные герои
  • 5 Темы
  • 6 Основные проблемы
  • 7 Главная мысль
  • 8 Чему учит автор?

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

  1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
  2. Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
  3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
  4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
  5. Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Автор: Мария Онилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 10 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Антон Чехов
  • маленькая трилогия
  • Человек в футляре

Читайте также:

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

В чем смысл названия рассказа Чехова «Человек в футляре»?

4 ответа:



8



0

Сложно выразить все подробности, идеи и мысли автора, которые он хотел выразить в своем рассказе А.П.Чехов в отношении своего главного героя Беликова, но прочитав рассказ, любой человек сможет четко выделить следующие черты: замкнутость, выраженное в манере одеваться, спать,

C54hq8cmYhoQMJ5ttwUviw1QEHJApY.png

недоверие —

JhpjxguX74hTsEfIXbZ17FNvnkNNx.png

Беликов на самом деле создал для себя и вокруг себя футляр, футляр самосохранения и самозащиты и самоизоляции, на почве убогости.



2



0

Читала уже давно, но когда-то писала сочинение по этому рассказу. Смысл его в том, что замкнутость, нежелание выйти из своей скорлупы рано или поздно навсегда оставят человека в ней. Что черные очки и привычная оболочка сыграют с ним плохую шутку. В рассказе был именно такой человек — человек в футляре, который всю свою жизнь прожил затворником и, даже влюбившись в одну особу, не смог противостоять своим привычкам, своей «футлярности». Закрытый образ жизни и навязчивые мысли, предметы, которые он тоже тщательно упаковывал в футляры, опасаясь действительности, ограждали его от окружающего мира и в итоге свели в могилу.



1



0

Смысл названия в том, что главный герой очень закрытый человек, живет в своем закрытом мире, ото всех всячески ограждается. Поэтому Антон Павлович Чехов назвал рассказ «Человек в футляре», сравнив такой образ жизни с футляром



0



0

Буквально, конечно, человек не находился в каком-то футляре. Значит, этот футляр символический. Футляр используется для того, чтобы уберечь хранящиеся в них предметы от повреждений. Человек из этого рассказа, например, тоже был чрезмерно обеспокоен тем, что о нем подумают, его мышление было очень ограничено строгими рамками (как футляр) и выход за пределы этих рамок нарушал его внутреннее равновесие.

Читайте также

Отдельные люди бегут от действительности, когда устают сражаться с ней. Возможно, они не страшатся трудностей и препятствий, просто в какой-нибудь момент ощущают, что силы их иссякают, а вместе с силами испаряется и желание одолевать преграды.

Колоритным примером человека, старающегося сбежать от действительности, обнаруживается основной герой рассказа «Человек в футляре». Там Беликов оградился от реального мира крайне крепкой оболочкой. Когда он выходил на улицу, то, Беликов надевал обязательно калоши, а также пальто, очки и любил даже затыкать уши ватой.

Кажется, главным его стремлением было укрыться от мира и просуществовать свою жизнь без всяких проблем.

Почему этот герой ускользал от действительности? Ответ элементарен: он боялся реальности.

Человек в футляре, Чехов — главные герои:

Беликов — преподает греческий язык. Все его считали странным человеком, так как он в любую погоду ходит с зонтом и в калошах, при этом высоко поднимает воротник. Он боится всего нового, живет по правилам и осуждает любое отклонение от нормы. В конце рассказа умирает, при этом автор обращает внимание, что испытывают огромное облегчение от его смерти.

Варенька Коваленко — девушка 30 лет, сестра Михаила. Показана автором очень красивой жизнерадостной хохотушкой, хорошо поет. В нее влюбился Беликов. Часто ссорится с братом.

Михаил Коваленко — приехал работать в гимназию, где так же преподавал Беликов. Показан автором, как высокий, белый мужчина, говорит громким басом. Ненавидит Беликова. При ссоре высказывает учителю греческого языка всю правду, при этом спускает Беликова с лестницы, называя его “фискалом”.

Брат Вареньки Коваленко — такой же, как и его сестра: громкогласый, открытый, шумный. Словом, полная противоположность Беликову. Вполне естественно, что Михаил Саввич сразу невзлюбил «человека в футляре».

И свою неприязнь нисколько не скрывал, называя его «фискалом», а еще — по-украински — «глитай абож павук» (то есть сравнивал с пауком). И визиты Беликова к Коваленкам только раздражали брата Вареньки. Он удивлялся, зачем сидит у них эта «мерзкая рожа», а когда узнал, что Беликов планирует уже и жениться на его сестре, вовсе стал относиться к потенциальному зятю холодно. В итоге он и расстроил сватовство, сбросив Беликова с лестницы, и более того, в какой-то мере послужил причиной его болезни. Сам того не желая, конечно, ибо был Коваленко человек не злым и смерти никому не желал.

Люди, какими бы они ни были, нуждаются в сочувствии. Маленькому человеку Беликову из повести Пушкина нужен был минимум от жизни и общества, он не требовал многого. Но Окружающий его мир повернулся спиной к этому жалкому человечку, он был очень быстро забыт после своей смерти. Жестокость и равнодушие света загнали его в футляр, в котором и прошла вся жизнь Беликова. Такой человек оказался не нужным никому. Где уж тут говорить о доброте и человечности! В этом произведении их и близко нет. Отсутствие духовности, понимания, сочувствия взывают к читателю и требуют от него осознания того, насколько необходима доброта в мире людей для того, чтобы люди оставались людьми и не прятались в футляр.

В рассказе Чехова «Человек в футляре» мы знакомимся с учителем гимназии, который прятал от окружающих свои чувства. Беликов — главный герой повествования, предстает перед нами человеком закрытым и он даже выглядит отстраненным от мира. Он всегда ходит в поднятым воротником, в калошах и с зонтом, даже в ясную теплую погоду.

Беликов боится всего того, что выглядит новым и неординарным, и возмущается всем, что выходит за рамки дозволенного. Даже в любви он не может быть другим, а когда он видит приглянувшуюся ему Вареньку на велосипеде, то возмущен, поскольку женщинам не пристало ездить на велосипедах.

Чехов показывает нам человека, который полностью погружен в себя, но он не один такой. Автор призывает нас оглянуться и посмотреть, ведь рядом множество подобных людей, прозябающих в своем мирке.

Главная мысль рассказа заключается в том, что жизнь в футляре, отстраненная от общества, бессмыслена. Рассказ учит нас, что жизнь должна быть полноценной: с активной жизненной позицией и яркими эмоциями.

  • В чем смысл лошадиная фамилия рассказа
  • В чем смысл концовки сказки были неизвестный цветок
  • В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах м горького старуха изергиль макар чудра
  • В чем смысл композиции рассказа старуха изергиль
  • В чем смысл колымской сказки в капитанской дочке