В чем смысл названия рассказа человек в футляре кратко

Содержание

  1. Смысл названия
  2. Смысл произведения
  3. Смысл финала

Этот рассказ известен всем, так как его проходят в старших классах школы. В нём автор мастерски передал содержание обыденной жизни человека, её течение, хорошо изобразил психологические портреты простых людей.

В этой статье мы поможем вам разобраться с тем, какой смысл вложил Чехов в рассказ «Человек в футляре». Так что усаживайтесь поудобнее, будет интересно!.

Смысл названия

Названия сразу бросается в глаза необычностью и неким абсурдом. На самом деле всё достаточно понятно. Главный герой рассказа, учитель греческого языка Беликов, имеет странные привычки: даже летом ходит в пальто с поднятым воротником, в тёмных очках, с зонтиком.

Он использует всё, что хоть как-то помогает скрыться, спрятаться от проблем внешнего мира. Так он постепенно создаёт вокруг себя «футляр». Его внешний вид полностью отражает и характер: неразговорчив, недоверчив, боязнь новизны, привычка жить по правилам.

Беликов вышел на улицу в калошах и с зонтом

Фото: psyh.ru

И этот человек имел влияние на целый город. Жители искренне считали, что в каждом доме поселилась эта «футлярщина». Именно такую характеристику автор дает своему центральному персонажу.

Смысл произведения

Во-первых, Чехов хочет донести до читатели,  что такие люди, как Беликов, всегда тянут вниз, не дают дорогу развитию, и простым человеческим радостям.

Беликов идет по улицам своего городка

Фото: bolshoyvopros.ru

Также Беликов не читает никаких книг, в основном лишь газеты. Что тогда говорить о его уровне развития?

Даже древнегреческий язык, которые он преподаёт, мёртвый, так как на нем уже никто не разговаривает. Эта деталь лишний раз подчёркивает «застывшую», консервативную, и бесполезную для общества личность.

Еще одна проблема — это социопатия. По рассказу кажется, что Беликов вообще с радостью предпочёл бы никогда ни с кем не разговаривать. Но это невозможно, ведь человек — существо социальное. И с какой-то стороны он это понимает: приходит в гости к коллегам, сидит часами, и молчит. По его мнению, это называется поддержанием дружеских отношений.

Беликов и Варенька гуляют

Фото: prostudenta.ru

Главное, Беликов хочет спрятаться от любых препятствий, трудностей, боится смотреть правде в глаза. Он всё больше запирается в своём футляре, и тянет за собой других.

Для него важно лишь свое спокойствие, существование без всяких проблем, ведь вдруг «что-нибудь выйдет».

Постоянный страх, излишняя осторожность, приверженность сухим правилам — вот что характеризует главного героя рассказа.

Такие люди проживают совершенно пустую жизнь, не делают ничего полезного для других, не ставят, и не достигают никаких целей. В них даже невозможно разбудить чувство любви, ведь, по их мнению, это явно что-то новое, ответственное, страшное.

Именно так и рассуждал Беликов, когда общался, а вернее сказать, пытался общаться с жизнерадостной и весёлой Варенькой.

Беликовщина — это болезнь общества, которую Чехов изобразил на конкретном примере. Также автор показал пагубное влияние, которое оказывают такие люди на окружающих.

Смысл финала

Для такого героя, как Беликов, финал истории просто идеален.

В рассказе мы следим за образом жизни Беликова, его самосознанием, видим его смерть. Потрясение от того, что его увидела валяющимся на земле Варенька, оказалось настолько сильным, что он просто по приходу домой лёг в постель, и больше не вставал. Вот так легко ломаются такие люди и их принципы, в которых нет никакого смысла.

Беликова на земле застает Варенька и ее подруги

Фото: chehov-lit.ru

Лишь когда Беликова положили в гроб, его вечно напряжённые черты лица наконец-то расслабились и приобрели то сладостное выражение, которое свойственно нормальным живым людям. Это его идеал, тот футляр, из которого он уже точно никогда не выйдет.

На этом наш разбор смыслов рассказа «Человек в футляре» подошел к концу. Оставляйте свои вопросы или комментарии, будем рады вашей активности.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Смысл названия рассказа Человек в футляре

Смысл названия рассказа Человек в футляре Чехова сочинение

Как и все произведения А.П.Чехова, рассказ «Человек в футляре» не лишён глубокого смысла жизни человека. Этот рассказ, как и другие творения автора, выделяется точным описанием человеческих пороков. Автору мастерски и точно удалось показать ограниченность общества в провинциальном городке той эпохи.

Чехов, рассуждая о судьбе человека, обращается к внутреннему миру своих героев. Имея способность глубоко разбираться в нюансах человеческой психологии, автор в этом коротком рассказе, раскрыл внутренний мир главных героев, продемонстрировав конфликт мировоззрений.

Судьба учителя латинского и греческого языка Беликова, забитого и даже немного страшного, который боится жить полноценной и радостной жизнью, словно закрываясь «футляром» от внешнего мира, противопоставляется весёлой хохотушке Варе и любящему свободу Коваленко.

 Беликов живёт в страхе ожидания внезапного происшествия, которое повлияет на его устоявшуюся жизнь. Поэтому он поднимает воротник плаща, носит с собой зонт в солнечные дни, закрывает глаза темными очками и никогда не снимает калош. Беликова раздражает реальность, и он ненавидит всё происходящее.  Облачившись в одежду как в «футляр», Беликов закрывается от внешнего мира.

Живя прошлым, он восхваляет его. Даже преподавание древних иностранных языков, показывает его страх и отвращение перед всем новым. Запреты и ограничения Беликов создаёт себе сам, осуждая и боясь любых отклонений в поведении своём и других жителей городка.

Всё население маленького городка боялось его. Подчиняясь запретам в газетных статьях и циркулярам, Беликов осуждает свободолюбивых учителей и жителей, жалуется на них и оказывает давление на окружающих своим нытьём, вздохами, маленьким лицом, как у хорька. Всё население маленького городка старалось держаться от него подальше.

Находясь в постоянной тревоге, как бы чего не вышло: как бы воры не забрались, как бы Афанасий не зарезал, Беликов прячется от действительной жизни. Он не был готов открыться для эмоций и новых знакомств. И поэтому даже одежду использует для того, чтобы создать вокруг себя «футляр».

Любовь, которая могла случиться между Варенькой и Беликовым, не состоялась из-за его верности своим жизненным законам, запретам и условностям. Обитатель укромного мирка живёт по своим правилам, и другому человеку нет там места. Поэтому, люди, живущие в плену условностей, обречёны на одиночество.

Название произведения очень точно характеризует Беликова, которому комфортно проживать в своём «футляре». Смысл названия и главная мысль рассказа заключается в том, что именно такие ограниченные люди тормозят перемены к лучшему и не могут радоваться простым вещам. Своим рассказом А.П. Чехов призывает проживать каждый момент своей жизни с радостью, наслаждением, стремиться развить свои таланты, улучшать душевные качества. Тем самым человек вносит свой вклад в улучшение жизни общества. Это и есть предназначение человека.

2 вариант

Главный герой одного из самых известных произведений Антона Чехова, рассказа «Человек в футляре», — учитель греческого языка Беликов. Его неизменный атрибут — плащ, застегнутый на все пуговицы, в котором он ходит даже летом. В любую погоду, даже когда на небе ни облачка и светит яркое солнце, Беликов надевает галоши и берет с собой зонтик.

Таким образом этот человек хочет оградить себя от непредвиденных обстоятельств, обезопаситься от всего, от чего только можно обезопаситься. То есть, человек добровольно, по собственному желанию создает вокруг себя этакий «кокон», «футляр», погружает себя в него.

И предпочтение таких внешних атрибутов жизни не может не сказаться на психологическом состоянии человека. Впрочем, скорее всего, именно психологическое состояние, извращенное восприятие окружающей действительности и стало первопричиной создания Беликовым «футляра», возведение его в ранг единственно возможной для этого человека зоны комфорта и постоянного пребывания в ней.

Жизнь Беликова строжайшим образом регламентирована, это своего рода «человек дождя». Он живет по раз и навсегда разработанным для себя правилам и для него просто конец света — хотя бы малейшее отступление от этого регламента.

Но самое опасное в Беликове то, что он заражает своим извращенным мироощущением всех окружающих: в городке перестали читать книги, танцевать, ходить в гости, так как люди боятся его осуждения. То есть, практичеси ничего не представляющий из себя человек вдруг стал арбитром нравов, мерилом достоинства и добродетели. Ситуация дошла до абсурда. Беликов посадил в свой «футляр» фактически вест город. Все окружающие Беликова люди начинают жить по его принципу «как бы чего не вышло».

Но Чехов не был бы Чеховым, ограничься он только частностями и выйди на обобщения. Вот и этот рассказ — не о Беликове как таковом, не о причудах отдельного человека, вдруг по странной прихоти Провидения оказавшего сильное влияние на весь город. Ведь даже после смерти Беликова в городке жизнь кардинально не меняется, не наблюдается существенных улучшений. То есть, Беликов просто, говоря современным языком, «попал в струю» и создал «мейнстрим». И в итоге автор приходит к очень неутешительному выводу о том, что почти все люди живут в «футлярах» собственных страхов и предрассудков, которые возводятся в ранг «жизненных принципов», колоссально обедняя человека духовно и колоссально обедняя для человека этот мир.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия рассказа Человек в футляре

Смысл названия рассказа Человек в футляре

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Левина в романе Анна Каренина Толстого

    Константин Левин — автобиографический герой. Лев Николаевич Толстой через Левина описал себя: свой характер, свои переживания и свой разлад с обществом.

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу

  • Художественный мир Чехова

    А.П. Чехов излечивал народ не всегда микстурками и снадобьями, но и собственными историями. Талантливый врач, совмещавший в себе юмор и сострадание, Антон Павлович изменил понятие о трагедии и рассказе.

  • Отношение Печорина к Бэле (роман Герой нашего времени Лермонтова)

    «Бэла» — первая новелла, которая открывает роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О главном герое рассказывает Максим Максимович, простой офицер, давно служащий на Кавказе и хорошо знающий жизнь горцев.

  • Реакция помещиков на предложения Чичикова (Мертвые души)

    Начнем с того кто такой Чичиков. Чичиков является главным героем поэмы Гоголя “Мертвые души”. Он покупал умерших крестьян. Он предлагал продать ему души следующим помещикам: Ноздреву, Коробочке, Манилову, Плюшкину, Собакевичу.

Антон Павлович Чехов – автор множества известных произведений, которые отличаются удивительной точностью сатирического описания человеческих пороков. Так, один из рассказов писателя «Человек в футляре», смысл которого показать ограниченность общества, в 1889 году был включен автором в сборник «Маленькая трилогия». Сейчас же по теме «Человек в футляре — смысл жизни» в школах пишут сочинения.

Человек в футляре: смысл и краткое содержание

Рассказ повествует о жизни учителя в местной гимназии — Беликова. Смысл названия рассказа «Человек в футляре» заключен в образе главного героя. Ведь он даже в солнечную теплую погоду носит галоши и пальто с высоко поднятым воротником. Они для него словно «футляр», этакий способ спрятаться от того, что происходит вокруг.

При этом герой имеет и внутренние барьеры. Он все время переживает, как бы чего не случилось. Этот страх у него настолько силен, что он заражает им окружающих. Беликов старается быть полноценным членом общества. Он регулярно совершает дружеские визиты к коллегам. Однако в гостях не разговаривает, а просто сидит, молчит.

Мрачную жизнь города, наполненную страхом и фразой «как бы чего не вышло», нарушают новые преподаватели: Михаил и Варенька. Они брат с сестрой. Варвара – жизнерадостная, позитивная, яркая, привлекательная дама. Она очаровала всех с первого взгляда.

Местные женщины сразу же задумали женить учителя греческого на ней. На многочисленных встречах, вечерах Беликова и Вареньку старались подтолкнуть друг к другу. Варвара же была и не против выйти замуж за учителя древнего языка. Он также испытывал к ней симпатию.

Но в один момент он увидел Варвару и брата катающимися на велосипеде. Это, по его мнению, совершенно неприемлемое поведение шокировало его до глубины души. Он попытался поговорить на эту тему с Михаилом. Однако суровый брат Варвары грубо прервал его и вытолкнул из квартиры. В результате этого события герой начал чахнуть. А после продолжительной болезни он скончался.

Интересно! Коллеги же, во время похоронной церемонии, отметили изменение выражения его лица. Оно словно стало счастливым, умиротворенным. В рассказе Чехова «Человек в футляре» смысл, в том, что и после смерти герой попал в тот же самый футляр.

Объяснение сюжета

В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.

Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты. Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте.

Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.

Важно! В рассказе «Человек в футляре» смысл в основном заключен в том, что главный герой живет, прячась от жизни. Его «футляр» призван защищать его, но именно он убивает его. Постоянное ощущение страха, повышенная тревожность преследует его постоянно.

В чем суть концовки

«Беликовщина» – проблема общества в целом. Чехов несколько утрированно изобразил патологическое влияние подобных людей на общество. Фразеологизм «Футлярщина» применяется для описания членов общества, которые ведут асоциальную жизнь, ограждая себя от всего нового и непривычного. При этом они «заражают» своим страхом всех вокруг.

Читатели, задумываясь, в чем смысл рассказа «Человек в футляре» Чехова, анализируют собственное окружение. Зачастую они находят таких людей около себя. «Беликовы» ведут никчемную жизнь, от них нет пользы, они не имеют никаких целей и желаний.

В рассказе «Человек в футляре» смысл выражения «как бы чего не вышло» выступает девизом главного героя. Такие люди как Беликов не просто избегают изменений в жизни, они не впускают в нее даже чувства. Ведь любовь может повлечь за собой перемены, а это страшно. Молодые люди должны осознавать бедность и бессмысленность такого существования. Важно искоренить «футлярщину», в противном случае она заразит всех и доведет до еще одного футляра. Деревянного.

Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, конфликт и композиция
  • 3 Смысл названия
  • 4 Главные герои
  • 5 Темы
  • 6 Основные проблемы
  • 7 Главная мысль
  • 8 Чему учит автор?

История создания

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.

Основные проблемы

  1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
  2. Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
  3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
  4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
  5. Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

Главная мысль

Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

Чему учит автор?

Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

Автор: Мария Онилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 10 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • Антон Чехов
  • маленькая трилогия
  • Человек в футляре

Читайте также:

  • В чем смысл названия рассказа отцы и дети
  • В чем смысл названия рассказа о чем плачут лошади
  • В чем смысл названия рассказа о любви чехов
  • В чем смысл названия рассказа недоросль
  • В чем смысл названия рассказа любовь к жизни