В чем смысл названия рассказа о любви чехов

Содержание

  1. Смысл названия
  2. Смысл произведения
  3. Смысл финала

Произведение «О любви» было написано А.П. Чеховым в 1898 году. Именно этот рассказ стал завершающим в «Маленькой трилогии«. Автор в своей книге вынес приговор всему общественному укладу, который отодвигает на второй план истинные желания людей. Персонажи лишены права на счастье. О чем же заставляет задуматься А.П. Чехов после прочтения произведения «О любви»? Ответ на этот вопрос мы и постараемся дать в нашей статье.

Так что сегодня поговорим о смысле рассказа «О любви» и названии. Так что усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Смысл названия

В небольшом произведении затронута вечная проблематика. Недостижимость счастья, влияние общественного мнения, осуждение окружающих. Почему же Чехов назвал свой рассказ «О любви»?

Семья Лугановичей на приеме

Фото: literaguru.ru

Если кратко, для автора большое светлое чувство являлось показателем счастья. Нельзя противится своим желаниям. Любовь — это стимул для новых свершений. Это чувство, словно глоток свежего воздуха.

Смысл названия книги в том, что именно благодаря любви человек чувствует, что живет. Серое тоскливое существование никого еще не сделало счастливым. Однако важно помнить, что любовь не подчиняется никаким законам. Человек либо испытывает влечение к другому, либо нет.

Смысл произведения

Центральная тема книги «О любви» — это настоящее человеческого счастья и невозможность его достижения. Характерные персонажи автора живут в привычном для них ритме. Их существование можно назвать комфортным. Никаких ярких событий, взлётов и падений.

Все тихо, спокойно, однообразно. Даже такое всепоглощающее чувство, как любовь, не смогло выбить героев из привычной колеи. Никто из действующих лиц даже не собирается покидать зону комфорта.

Алехин и Анна Алексеевна обнимаются

Фото: silavtele.ru

Смысл произведения в том, что каждый человек должен прислушиваться к зову своего сердца. Однако наши сомнения, слабости не позволяют нам сделать этого. Писатель показал, насколько сильно люди зависят от общественного мнения.

Воля героев подчиняется внешним обстоятельствам.

Но автор также говорит о том, что все люди разные. Сильная, уверенная в себе личность не будет прислушиваться к окружающим, а примет решение, руководствуясь исключительно внутренними убеждениями.

Алехин и Анна Алексеевна не смогли переступить через свои принципы, они проявили душевную слабость. Герои последовали за общепринятой моралью, и пожертвовали своим счастьем. Действующие лица убили в себе искреннее глубокое чувство.

Главные герои рассказа стоят в обнимку

Фото: help-diplom.ru

Они чётко знали рамки, которые нельзя переступать. Порядочность, ответственность за свою семью, доброта ещё не являются залогом счастья. Персонажам предстоит жить с призрачным ощущением счастья. Они самостоятельно лишили себя чувства, ради которого хотелось бы просыпаться по утрам и с надеждой смотреть в завтрашний день.

Смысл финала

Главные герои произведения «О любви» так и не познали истинного счастья. Алехин и Анна Алексеевна обрекли свою жизнь на страдания. Они упустили свой шанс стать счастливыми. Персонажи посчитали, что они не имеют права испытывать сильные чувства друг к другу.

Анна Алексеевна была замужем за порядочным человеком, в их семье росло двое очаровательных детей. Несмотря на отсутствие любви в паре, супруги сохраняли доброе отношение друг к другу. Алехин же считал, что влюбиться в замужнюю женщину — это постыдно и неправильно.

Анна Алексеевна ведет разговор с Алехиным

Фото: postila.ru

Спустя время персонажи осознали, что между ними вспыхнула искра. Всеобъемлющее чувство нельзя погасить, забыть о нем. Любовь не подчиняется законам и логике. Ее невозможно вписать в моральные рамки.

Смысл финала в том, что у каждого человека есть свои слабости. Нужно ли сопротивляться сильному чувству, или счастье нельзя рассматривать с позиции греха или морали? На этот вопрос нет однозначного ответа.

На этом наш разбор смысла рассказа «О любви» Антона Павловича Чехова подошел к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, мы будем рады вашей активности в комментариях. А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч.

Название очень правильное и логичное. О чем этот рассказ? Да, о любви и есть!

Конечно, тут внимание на странности любви, то есть на странности людей, которые не идут за своей любовью, а находят отговорки. Вот Ромео мог бы найти миллион отговорок, которые были бы, действительно, реальными, но его они ведь не остановили, он их и не искал! Но в той истории не очень хороший финал, хотя это и не из-за любви, а из-за вражды. Но так любой Иван или Емеля из сказки может сказать, что не нужна ему эта царевна, лучше на печи сидеть. Алехин ведь, по сути, так и остался сидеть в своей не очень комфортной, зато привычной жизни.

В этом рассказе приводится ещё история красавицы и повара, которая больше похожа на анекдот, но она печальна, если подумать. И вообще, здесь важно рассуждение Алехина о том, что русские в любви задают слишком много вопросов. Тем более, что они философские! Над ними можно думать годами, а драгоценное время жизни проходит.

Если бы Алехин и Анна Алексеевна попробовали пожить вместе, то они, может быть, не смогли бы. Может, их любовь уже «перегорела» бы… Но они не попробовали, поэтому им кажется, что это было бы самым большим счастьем, но они его упустили. Точней, так кажется главному герою. Он ведь понял, что не о том думал, увидел мелочность всех препятствий своей любви, но было уже поздно. Думаю, если б он на самом деле любил, то поехал бы за Анной в Крым. А почему «поздно»? Разве нельзя поехать за ней на месяц туда? Почему так принципиально, что она уезжает, разве у Алехина нет денег на билет? Вот если бы Анна погибла, то можно сказать «поздно», а так опять только отговорки. Ситуация у них не хуже, чем была несколько лет назад. Даже хорошо, что они объяснились, а теперь можно что-то поменять… было бы! Но теперь препятствие в её отъезде.

В общем, рассказ, действительно, о любви. Ещё забавно теперь, если набирать в Интернете «Чехов, рассказ о любви», то так и выпадет – безо всяких странных названий. Выходил бы в Интернете первым! Даже не только для Чехова. Название очень простое, но нельзя сказать, что оно не отражает смысл. Это особый стиль называть – очень просто без лишних слов. Но теперь этот прием уже использован. Нельзя будет так просто назвать произведение, например, «О дружбе». Сразу скажут, что повторяешь за Чеховым!  Но за ним и повторить не так уж плохо… Итак, смысл названия я лично вижу в его простоте и правильности. Очень даже  похоже на Чехова. 

Картинка к сочинению Смысл названия рассказа О любви

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Смысл названия рассказа О любви

Смысл названия рассказа О любви Чехова

Название очень правильное и логичное. О чем этот рассказ? Да, о любви и есть!

Конечно, тут внимание на странности любви, то есть на странности людей, которые не идут за своей любовью, а находят отговорки. Вот Ромео мог бы найти миллион отговорок, которые были бы, действительно, реальными, но его они ведь не остановили, он их и не искал! Но в той истории не очень хороший финал, хотя это и не из-за любви, а из-за вражды. Но так любой Иван или Емеля из сказки может сказать, что не нужна ему эта царевна, лучше на печи сидеть. Алехин ведь, по сути, так и остался сидеть в своей не очень комфортной, зато привычной жизни.

В этом рассказе приводится ещё история красавицы и повара, которая больше похожа на анекдот, но она печальна, если подумать. И вообще, здесь важно рассуждение Алехина о том, что русские в любви задают слишком много вопросов. Тем более, что они философские! Над ними можно думать годами, а драгоценное время жизни проходит.

Если бы Алехин и Анна Алексеевна попробовали пожить вместе, то они, может быть, не смогли бы. Может, их любовь уже «перегорела» бы… Но они не попробовали, поэтому им кажется, что это было бы самым большим счастьем, но они его упустили. Точней, так кажется главному герою. Он ведь понял, что не о том думал, увидел мелочность всех препятствий своей любви, но было уже поздно. Думаю, если б он на самом деле любил, то поехал бы за Анной в Крым. А почему «поздно»? Разве нельзя поехать за ней на месяц туда? Почему так принципиально, что она уезжает, разве у Алехина нет денег на билет? Вот если бы Анна погибла, то можно сказать «поздно», а так опять только отговорки. Ситуация у них не хуже, чем была несколько лет назад. Даже хорошо, что они объяснились, а теперь можно что-то поменять… было бы! Но теперь препятствие в её отъезде.

В общем, рассказ, действительно, о любви. Ещё забавно теперь, если набирать в Интернете «Чехов, рассказ о любви», то так и выпадет – безо всяких странных названий. Выходил бы в Интернете первым! Даже не только для Чехова. Название очень простое, но нельзя сказать, что оно не отражает смысл. Это особый стиль называть – очень просто без лишних слов. Но теперь этот прием уже использован. Нельзя будет так просто назвать произведение, например, «О дружбе». Сразу скажут, что повторяешь за Чеховым!  Но за ним и повторить не так уж плохо… Итак, смысл названия я лично вижу в его простоте и правильности. Очень даже  похоже на Чехова. 

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия рассказа О любви

Смысл названия рассказа О любви

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Личность

    Личность – это человек с определенными качествами, отличными от других людей. Лууле Виилма, писательница и автор множества книг по психологии, утверждала

  • Герои книги Властелин колец (Персонажи)

    Книга Дж.Р.Р.Толкина Властелин колец, которая стала любимой для нескольких поколений читателей, имеется большое количество персонажей как главных, и второстепенных. К

  • Пропасть между мечтой и реальностью — итоговое сочинение

    Мечты – это некое абстрактное понятие, которое характеризует собой совокупность человеческих стремлений и желаний, которые зачастую обусловлены тем, чего он лишён. Так бедный будет мечтать о богатстве, богатый о здоровье

  • Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Произведения Тургенева всегда наполнены большим количеством разных персонажей с разными характерами, принципами, и убеждениями. Множество из них отвечают за раскрытие той или иной проблемы

  • Записки охотника и их место в русской литературе 10 класс Тургенев

    Этот цикл рассказов автор посвятил выходцам из простонародья. Это было очень необычно для произведений того временного периода. В основном писатели и поэты в описаниях крестьян допускали много лирики


0

В чем смысл названия рассказа Чехова «О любви»?

почему рассказ Чехова «О любви» назван именно так?

1 ответ:



4



0

О любви. Этот прекрасный рассказ Антона Павловича Чехова, написанный в 1898 году повествует нам о грустной истории любви мужчины к женщине, связанной узами брака, да ещё и плюс ко всему замужем за товарищем главного героя.

Смысл названия, как мне кажется в том, что пишет автор в самом начале повествования, которое ведётся от лица главного героя, то есть от Алёхина. И Алёхин, рассуждая о любви, предполагает, что чувство это неизведанное и загадочное, что к каждому случаю надо подходить отдельно и индивидуально.

В принципе, даётся даже две любовные истории в рассказе, причём поведение героев объяснить можно, но можно и задуматься.

В общем-то, рассказ, это рассуждения о любви на фоне взаимоотношений главного героя и знакомой женщины и мельком упоминаются взаимоотношения повара и служанки.

Читайте также

Поскольку оба персонажа в рассказе ведут себя лицемерно , я бы написала примерно так.

-Настасья Карповна, Надюша, -кликнул я жену и дочь, войдя в дом.

-«Вы представляете, кого сегодня встретил? Своего одноклассника , друга детства, так сказать.

Подряхлел, состарился, шельмец.Да он и раньше был дрянным ,презренным человечишкой, в школе ябедничать любил.

А сейчас ,вы посмотрите на него, важным таким стал, аж до коллежского асессора дослужился.

И жена-то у него ,ему под стать, такая же тощая, да и душонка ,видать, мелкая.

Сынок, вроде ничего, -гимназист, только тщедушный какой-то.

А как они лебезить передо мной начали, когда узнали, что я-тайный советник.?!

Тьфу, противно.Ну, что с них взять, мелкие людишки.»

Получить представление о персонаже читатель может тремя способами:

  • дав ему говорящие имя и/или фамилию.
  • через образцы его речи в диалогах, монологах, внутренней речи (мыслях);
  • непосредственно через показ его действий;
  • через описание (внешность, одежда, характеристика движений, привычек и т. д.);
  • поместив краткую или обширную биографию.

В рассказе А. П. Чехова «Хирургия» есть все перечисленные элементы кроме последнего, ничего о предыдущей жизни дьячка Вонмигласова мы не знаем.

  • Фамилия у него действительно говорящая, переделанная из церковнославянской фразы «Вонми гласу», то есть «слушай голос» — цитата из Псалма 140, который читается на каждой вечерней службе. Мы можем сделать вывод, что перед нами выходец из сословия священнослужителей и кто-то из представителей старших поколений учился в семинарии, где и получил «тематическую» фамилию, но персонаж относится к самой низшей ступени церковной иерархии — чтецам (дьячкам).

  • Речь героя простая, но в ней есть вкрапления церковнославянизмов, цитат из богослужебных книг, что создаёт некоторый комический эффект.

AOr2uf1FdMqS0ajBxpheDopnc6QFCA.png

  • Действия Вонмигласова просты: сначала он с уважением относится к фельдшеру, но неумелые действия Курятина и причиняемая им боль злят дьячка. Похоже, что он человек, совершающий поступки больше по привычке, чем осмысленно:

vTdkB1s5cXwrrrDGiLn1xss2MrkM0Rw.png

Обратите внимание на эту деталь, ведь и вместо настоящего доктора ему достаётся «эрзац» — фельдшер-неумеха.

  • Биографии героя в маленьком рассказе, предназначенном для юмористического журнала нет — и это естественно для жанра. Перед нами лишь эпизод жизни, знание подробностей из прошлого героя ничего не прибавит к ситуации, в которой он оказался сейчас.

  • Описание даётся в самом начале произведения. Немногими словами автор даёт портрет человека немолодого, небогатого, некрасивого, хотя и крепкого:

JovnkUJJbOmNXBTmt3JWHpXwbWgiLhN.png

Рассказ «Хамелеон» А.П. Чехов написал в 1884 году, в начале своего творческого пути, к которому можно отнести и многие другие юмористические произведения писателя. Правда, в «Хамелеоне», на мой взгляд, уже проявляется такой вид комического, как сатира. Это злой смех, обличение общественных и человеческих пороков. Ключом к разгадке проблематики рассказа является его название. Хамелеон, как известно, порода ящериц, меняющая окраску в зависимости от окружения. Ну а полицейского надзирателя Очумелова, как известно то в жар, то в холод бросает от сообщений о принадлежности собаки, которая укусила за палец золотых дел мастера Хрюкина. И она у него, в зависимости от обстоятельств, то «цуцик эдакий», то объект для наказания вместе с ее хозяином. Такой художественной деталью, как шинель, которую «брат Елдырин» по просьбе Очумелова то снимает с него, то надевает, подчеркивается смена настроения и отношения полицейского надзирателя к происходящему.

Какова же проблематика произведения? Во-первых, это чинопочитание. Ведь генеральский чин (если собака принадлежит генералу) Очумелова важнее, чем соблюдение закона. Кстати, о законности тут речь вообще не идет. Прав оказывается тот, кто сильнее. К тому же Очумелов ведь даже не стыдится демонстрировать всему миру свое хамелеонство, проявляя при этом рабскую психологию,угодничес­<wbr />тво, готовность к самоуничижению, что так не любил в людях А.П. Чехов.Это тоже входит в спектр проблематики рассказа. И это не какие-то исключительные качества, присущие только Очумелову, это черта общества, которое живет по таким безнравственным правилам. Ведь сама толпа-то, собравшаяся на площади, над кем смеется? Над пострадавшим Хрюкиным, а не над полицейским надзирателем, демонстрируя все то же хамелеонство.

Это, можно сказать, раннее произведение известного писателя и относится оно к рассказам юмористического толка. Свое имя — Антон, писатель публиковал тогда как — Антоша, а фамилия Чехов, преобразовывалась в Чехонте, такой вот был юмористический у него настрой.

«Хамелеон» описывает главного героя — Очумелова (надзиратель полиции), как образ скорее собирательный, чем конкретный и показан он в самых разнообразных сценках. Собирательный он по признаку «хамелеонства». Как известно, эти животные отличаются невероятным приспособлением по среду, их окружающую, меняя свой окрас и становятся с ней одним целым.

Есть такие хамелеоны и среди людей, для них справедливость и истина абсолютно не важны — им нужно выжить, причем любой ценой. Конечно, делать это они хотят с максимально возможным в данной ситуации комфортом, подстраиваясь под сильнейших, отбросив всякие понятия о какой-то там совести. Принципов у них нет, точнее они будут меняться вместе с принципами «хозяина», того, под кого хамелеон и подстраивается.

Любое произведение что-то доносит до читателя, какую-то основную мысль, которую хотел сказать автор и в следовательно любое произведение чему-то да учит нас.

Как говорится, был бы намек, а уж урок добрый молодец всегда из него извлечет.

Вот и рассказ «Лошадиная фамилия» доводит до нас несколько умных и полезных мыслей.

Первая: не следует доверять свое лечение неизвестным шарлатанам, лучше сразу обратится к врачу и избавить себя от боли.

Вторая: не надо что-то советовать другому, если тот не может этим советом воспользоваться.

Третья: любая помощь хороша только как ложка, к обеду, а запоздалая подмога может нарваться на два генеральских кукиша.

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика 
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Символы и художественные детали
  • 9 Чему учит?

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года. 

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным. 

Жанр и направление

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое. 

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности. 

Композиция 

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах. 

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения. 
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Суть

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.

Главные герои и их характеристика 

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича  и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.

Темы и проблемы

  • Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми. 
  • Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви. 
  • Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья. 

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным : 

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. 

Символы и художественные детали

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют. 

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее. 

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты».  В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода.  Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

Суть

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина.  Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается.  Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции  свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В  литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном.  Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Темы

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья.  Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Смысл

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться  лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.  И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

Автор: Лилия Васкецова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • В чем смысл названия рассказа антоновские яблоки
  • В чем смысл названия рассказа а п чехова человек в футляре
  • В чем смысл названия пьесы горького на дне сочинение
  • В чем смысл названия преступление и наказание сочинение
  • В чем смысл названия повести пушкина метель сочинение