В чем смысл рассказа кавказский пленник краткий ответ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник Толстого

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» написан в 1872 году и впервые опубликован в журнале «Зоря». Этот рассказ можно смело считать повестью, поскольку он описывает исторические факты, в которых учувствовал сам автор.

Рассказ «Кавказский пленник» повествует историю русского офицера Жилина, который по дороге домой, был захвачен в плен вместе с другим офицером по фамилии Костылин. Фамилия Костылин для повести стала именем-нарицательным, ведь костыль применяют для замены физического несовершенства.

Жилин мог бы оставить Костылина при побеге и бежать один, но он не бросил сослуживца. Костылин этого не оценил, он не понял, что жизнь подготовила ему уникальный шанс на спасения. Он предпочел остаться слабым и пустить все на самотек. Жилин понимал, что если Бросит Костылина, то тот не выживет. Чтобы спасти его, герой жертвует собой. Своей свободой. К этому рассказу очень хорошо подходит поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но в конце истории Жилин все-таки выбрал собственную жизнь, которую не стал делить с трусом и предателем.

Жилина спасла Дина. Девочка, которая не должна была этого делать. Поскольку на Кавказе очень строго относятся к женскому воспитанию, спасти русского офицера-мужчину – это верная гибель для нее. И, ведь когда Жилин делал игрушки для Дины, он вовсе не рассчитывал на помощь с ее стороны. Он делал это от чистого сердца. И, когда выручал предателя, также не задавался вопросом о его человеческих качествах. Он спасал ему жизнь.

В повести Жилин – образец русского офицера. Бескорыстный, преданный, сострадательный. Его сила воли не дала ему погибнуть. В последний момент, когда татары его обнаружили, он смог найти силы и позвать на помощь. Костылин бы на его мете просто предался в руки своей судьбе. Герой же был достоин спасения.

На грани жизни и смерти человек показывает свое истинное лицо. Он в последний момент думает либо о  том, как спасти себя, либо о том, как спасти свою честь. В рассказе представлены два образа. Образ жизни и образ чести. Офицер по фамилии Костыли не имел офицерской чести. Однако и он был спасен. Но каким способом? Методом выкупа. Костылин выкупил свою честь. Это и хотел показать Л.Н. Толстой в своем рассказе. Выживут, возможно, все, но кто-то останется после честным и храбрым офицером, а кто-то трусом и предателем.

2 вариант

Произведение «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой написал в 1872 году и его сразу опубликовали в издании «Зоря». Официально произведение является рассказом, но его можно назвать и повестью, так как здесь описываются факты из истории, в которых принимал участие сам писатель.

В рассказе повествуется история одного русского офицера Жилина. Он ехал домой на побывку, и был пленен татарами вместе со своим сослуживцем Костылиным. В произведении фамилия Костылин – это имя нарицательное. Это говорящая фамилия, которая олицетворила костыль – принадлежность, заменяющую физическое несовершенство.

Жилину можно было оставить Костылина в плену, а самому бежать, и никто никогда не узнал бы о его поступке. Но он не смог оставить сослуживца на произвол судьбы. Костылин не воспринял поступок Жилина как единственный  шанс спастись. Он проявил слабость, недопустимую для мужчины и офицера, и пустил ситуацию на самотек. Жилин осознавал, что брось он напарника, тот погибнет. Для его спасения, герой подставляет под удар и себя, жертвуя своей свободой. В рассказе очень четко просматривается поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В конце концов, Жилину приходится делать выбор: либо они погибнут вдвоем, либо выберется хотя бы он. Мужчина делает выбор в свою пользу. Он больше не намерен жертвовать своей жизнью ради никчемного труса.

Девочка Дина, дочь хозяина аула, оказала Жилину содействие в побеге. Кавказцы не позволяли женщинам принимать какие-либо решения, поэтому девочка могла поплатиться за свою помощь даже своей жизнью. Мужчина делал для нее кукол, сидя в яме, но он даже не надеялся, что она решится помочь ему. Он просто хотел порадовать Дину. Когда он при первой попытке побега прихватил с собой Костылина, он тоже не зацикливался на его трусости и предательстве, а просто спасал жизнь человека.

В произведении Жилин выступает как образец мужчины и офицера. Бескорыстие, преданность и сострадание. Воля к жизни заставляла его барахтаться в бурлящем море жизни. Когда татары уже вот-вот его настигли бы, он собрал все свои силы и позвал на помощь. Костылину не хватило бы духу на такой поступок. А герой настаивал на своем праве жить, и был спасен.

Когда человек смотрит в лицо смерти, он снимает все маски, кроме истинной. Последний момент становится решающим. Он либо думает только о себе, либо о своей чести.

Главное

Свой знаменитый рассказ Л.Н. Толстой написал в 1872 году, и включил его в «Азбуку» для народной школы. К тому времени кавказский военный конфликт был уже несколько лет как завершен, описываемые писателем события взяты из его личных воспоминаний о путешествии по Кавказу, именно тогда Толстому чудом удалось избежать плена.

История излагается от лица главного героя Ивана Жилина, русского офицера, проходящего службу на Кавказе. Многолетняя война не позволяла передвигаться по кавказской местности без сопровождения, но главный герой и его приятель Костылин пренебрегают безопасностью и попадают в руки к татарам. Они увозят пленников в горный аул и сажают в сарай под замок.

С этого момента каждый из них сам для себя определяет, принять случившееся как неизбежность и пассивно ждать своей участи, или проявить стойкость и бороться за свободу. Жилин, в отличает от своего товарища, не желает мириться с пассивной ролью жертвы, за внешним спокойствием, маскирует план побега. Новый хозяин приказал пленникам написать родным письма с требованием выкупа. Жилин не стал указывать на письме настоящий адрес, так как понимал, что его мать не в состоянии заплатить.

Пленник с любопытством присматривается к жизни горцев. Ему открывается удивительная и самобытная культура другого народа. Вынужденное бездействие заставило героя заняться изготовлением игрушек из глины для хозяйской дочери, плетением корзин. Дочь хозяина тринадцатилетняя девчушка Дина прониклась симпатией к узнику и тайком приносила пленникам еду. Добродушным, при этом гордым и смелым нравом Жилин расположил к себе местных жителей.

Улучив благоприятный момент, он решается на побег. Долгожданная свобода была близка, но малодушие и слабохарактерность Костылина снова сыграли злую шутку, как и в первый раз по вине товарища Жилин оказывается в плену. Беглецов поймали и вернули хозяину.

Неудача не сломила героя. Он снова ищет способ вырваться на свободу, несмотря на то, что после неудачной попытки побега условия стали невыносимыми, а хозяин в любой момент может убить своих пленников.

Жилин рискнул и обратился за помощью к девочке, и Дина проявила сострадание и помогла ему выбраться из жуткого колодца, в котором находились пленники после побега. Костылин был к тому моменту совсем обессилен, морально раздавлен неудачами. Жилин бежал один, и на этот раз удачно. Спустя время он узнал о судьбе товарища, которого родственникам удалось выкупить.

Идея произведения заключается в том, что главное сохранять силу духа в любых ситуациях и тогда человек способен преодолеть любые тяготы и опасности. Стойкость характера позволила Жилину обрести свободу, а малодушие Костылина чуть не погубило его.

На примере девочки, проявившей доброту, и оказавшей помощь узникам, автор продемонстрировал бессмысленность затянувшейся кровопролитной войны.

Также читают:

Картинка к сочинению Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Оправданный риск рассуждение

    Каждый человек в жизни хоть раз был в ситуации, в которой ему приходилось рисковать. А это могло привести к совершенно разному результату. Именно поэтому этот риск мог быть как оправданным

  • План рассказа Серая шейка Мамина-Сибиряка

    Закончилось лето и наступили первые осенние холода. Все птицы, от мала до велика, начали готовиться к отлету в теплые края. Они переживали, потому что не все могли добраться до места живыми.

  • Сочинение про Улан-Удэ

    лан-Удэ — это столица Бурятии. Один из старинных городов Сибири. Он находится в долине между двух рек Селенга и Уда. Так сложилось исторически, что в этом городе живут люди разных национальностей, исповедующих различные религии.

  • Сочинение по произведению Гранатовый браслет Куприна

    “Гранатовый браслет — произведение, написанное Александром Ивановичем Куприным в 1910 году. Основанием для написания послужила реальная история, случившаяся с писателем: в его жену был влюблён телеграфист Желтиков

  • План 11 главы Мертвых душ Гоголя

    Павел Иванович Чичиков проснулся не в духе. Во-первых, он пробудился позднее, чем думал. Во-вторых, к отъезду ничего не было готово. Он подозвал к себе кучера Селифана, который сообщил ему, что требуется подковать лошадь.

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

Кавказский пленник.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

За некоторое время, что офицеры живут у татар, Жилин завоевывает расположение у некоторых своих «хозяев». Он постоянно что-то мастерит, чинит, и однажды Абдул-Мурат признаётся ему, что, если бы не уплаченные за русского деньги, он бы оставил Жилина себе. Тем временем Жилин выкопал себе ход для побега. Однажды татары приехали в свой аул в дурном расположении духа — убили их товарища. Многие горцы злятся на русских и говорят, что следует убить и пленных. Жилин понимает, что нужно бежать, и подговаривает Костылина решиться на побег вместе с ним.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

Кавказский пленник 2.png

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Однако в лесу беглецы встречают одного из горцев, который быстро призывает подмогу — и офицеры снова становятся пленниками. Теперь все татары злятся на русских, и мужчин бросают в яму. Кормят их только непропечённым тестом, колодки уже не снимают, да поговаривают, что нужно их убить. Абдул-Мурат всё ещё сопротивляется общественному мнению — ему ещё немного симпатичен Жилин, да и деньги за него уплачены. Теперь поставлены условия: если через две недели не будет выкупа, офицеров убьют. Если будет ещё один побег — та же печальная участь ждёт молодых пленников.

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС

В тетради представлена система практических заданий, направленных на развитие разных видов компетенций учащихся, их творческих способностей. Тетрадь предназначена лдя самостоятельной работы школьников, но может использоваться и на занятиях в классе. Выполнение предлагаемых заданий на уроке позволяет осуществить дифференцированное обучение. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования (2010 г.).

Купить

Главные герои

Жилин

Жилин — персонаж удивительных качеств. Он честен, справедлив и мужественен. Офицер с уважением относится к своим подчинённым (уезжая из крепости, он ставит «отпускные» солдатам, сердечно прощается с товарищами), к семье и даже к его «хозяевам»-врагам. Он строптив, однако в то же время и решителен, умён и расчётлив. Каждую минуту он использует с умом: не просто гуляет в плену по двору, а старается завязать дружеские связи, запоминает местность, учит местный язык, ориентируется по ночному небу. Находясь в плену, он не только «сбивает» свой выкуп с трёх тысяч до пятисот рублей, но и выторговывает себе одежду, свободу от колодок по ночам и проживание с товарищем. Жилин не сидит без дела, а чинит и мастерит кукол, и даже делает вид, что умеет лечить.

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Внешность

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Уровень достатка

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

«Боевой» настрой

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Поведение в плену

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

#ADVERTISING_INSERT#

Содержание

  1. Смысл названия книги «Кавказский пленник»
  2. Смысл произведения «Кавказский пленник»
  3. Смысл финала «Кавказский пленник»

Спустя несколько лет после окончания Кавказской войны в 70-х годах XIX века Л.Н. Толстой создал рассказ «Кавказский пленник». Это произведение основано практически на реальных событиях, художественный вымысел автора минимален. Для Л.Н. Толстого этот рассказ был очень дорог, ведь он сам чуть не оказался в плену во время путешествия по Кавказу.

Смысл названия книги «Кавказский пленник»

Реалистичное произведение названо «Кавказский пленник» не случайно. Рассказ повествует о героях, которые оказались в плену у горцев. Главных персонажа два: Жилин и Костылин. Но как они поведут себя в нестандартных жизненных ситуациях, как проявят себя по отношению к друг другу и самим себе?

Л.Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л.Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

Смысл произведения «Кавказский пленник»

Небольшой рассказ «Кавказский пленник» показывает быт, семейный уклад горцев. Бравый русский офицер Жилин — главное действующее лицо произведения — попадает в различные приключения. Отважный герой вместе с напарником направляется домой. Однако на их пути возникают неожиданные проблемы. Жилин и его сослуживец оказываются в плену у местных татар.

Невероятные испытания, трудности и лишения обличают личностные качества каждого персонажа. Жилин предстаёт перед читателем в образе честного, самоотверженного и добропорядочного воина, для которого слово «честь» — не простой звук. Его напарник — Костылин — напротив, показывает себя как подлого и трусливого предателя.

Метод контрастов — излюбленный приём Л.Н. Толстого. Даже самый маленький поступок, незначительное событие показывают, насколько герои противопоставлены друг другу. Их ценности, жизненные приоритеты, характеры — разница очень ощутима. Даже внешние облики героев созданы на контрасте.

Лев Николаевич в своём реалистичном произведении большое внимание уделяет описанию личностных качеств персонажей. Отважный офицер Жилин — рассудительный, честный и искренний воин. Его сослуживец Костылин создаёт впечатление недоброжелательного, мнительного, «скользкого» человека. Между характеристиками двух героев — пропасть.

Автор показывает, что на судьбы людей очень влияют их мировоззрения, взгляды на жизнь, поступки по отношению к окружающим и к себе.

Глубинный смысл произведения «Кавказский пленник» заключается в том, что Л.Н. Толстой показывает читателю, как человек может вести себя в тяжелых стрессовых ситуациях. Эти события крайне неожиданны для героев. Никто из персонажей и не подозревал, что окажется в плену. Но произошло то, что произошло. И как они будут приспосабливаться к непростым условиям, зависит от каждого из них.

Два характера. Две судьбы. Два варианта развития событий. Изначально Костылин сделал неверные шаги: он начал трусить и суетиться. Хотя именно трусость стала причиной того, что оба сослуживца попали в плен. Костылин «борется» только за себя. Ему безразлична жизнь напарника. Подлый герой попытался в одиночку убежать, однако, у него ничего не получилось. Теперь он вместе с бравым офицером оказался в тёмном сарае, выхода из которого нет.

После неудавшегося побега Костылина обидчики потребовали выкуп у персонажей. Мнительный и «скользкий» персонаж сразу же стал писать домой письмо. Он готов был беспрекословно исполнить любой приказ. Жилин же проявил смекалку и указал на конверте неверный адрес.

Для того, чтобы спастись из практически безвыходного положения нужно иметь силу воли, внутренний стержень, выдержку. Даже если с первого раза не получилось добиться желаемого результата, это не повод опускать руки и сдаваться.

Смысл финала «Кавказский пленник»

Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.

Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.

Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.

«Кавказский пленник» иллюстрация
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Рассказ о смелом и находчивом русском офицере, успешно бежавшем из плена, многократно переиздавался и стал частью школьной программы. Чему учит «Кавказский пленник» и чем примечателен сюжет произведения? История по мотивам реальных событий заслуживает подробного анализа.

Краткое содержание произведения

Кто написал «Кавказский пленник»? Автор написанного на основании реальных событий рассказа — великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Поэмы с таким же названием в свое время написали Михаил Лермонтов и Александр Пушкин.

О чем рассказ «Кавказский пленник»? В реалистическом рассказе, который часто называют повестью, описана история жизни русского офицера Ивана Жилина. Он попал в плен во время несения службы в период кавказской войны (1817–1864) и успешно бежал. Кратко расскажем о ключевых моментах произведения.

Плен

Иван Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать. Ему выдают разрешение, и герой отправляется в путь с обозом. В дороге, чтобы ускориться, Жилин принимает решение двигаться в одиночку. К нему примыкает вооруженный офицер Костылин. Путников обнаруживают горцы, и герои попадают в плен.

Их отводят в аул, где заковывают в деревянные колодки и сажают под замок в доме богатого горца Абдул-Мурата. Горцы хотят получить выкуп за пленников. Коммуникабельный Жилин налаживает отношения с хозяином и становится другом его дочки Дины.

Кавказский пленник

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Неудачная попытка бегства

Под давлением Абдул-Мурата оба офицера пишут домой письма с просьбой прислать выкуп. Но Жилин отправляет свое письмо на вымышленный адрес, понимая, что мать не способна собрать сумму. Пока хозяин ждет выкуп, Жилин готовится к побегу.

Днем он выполняет мелкие просьбы местных, а ночью роет подкоп из сарая, в котором их с Костылиным держат. Дина, 13-летняя дочь хозяина, для которой Иван делал глиняных кукол, приносила пленникам еду. У нее никогда не было кукол, ее заинтересовал добрый русский из враждебного ранее мира. Они сдружились, и даже наказание отца не пугало девочку. Благодаря ее помощи пленникам удалось создать запас провизии.

Когда горцы собрались в поездку, Иван уговорил побратима бежать. С трудом усмирив собак, обнаруживших беглецов, офицеры двинулись за пределы аула. В пути Костылин натер ноги сапогами, да так, что когда снимал их, вскрикнул от боли и привлек внимание.

Жилин понес его на себе, но пропажа беглецов была обнаружена. Собаки нашли офицеров по запаху. Возвращение в аул завершилось публичным избиением камнями и плетками. Офицеров посадили в глубокую яму, пообещав убить при повторной попытке побега. Нечеловеческие условия существования, отсутствие нормальной еды и свободы передвижения привели к тому, что самочувствие Костылина резко ухудшилось. Жилин не терял самообладания и поддерживал товарища.

Кавказский пленник

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Обретение свободы

Сидя в яме, Иван не оставлял мысли о повторном побеге. Однажды в яму прилетела лепешка, а на голову удивленному офицеру посыпались спелые черешни. Это Дина пришла проведать русского друга.

Из разговоров местных Жилин понял, что русские солдаты приближаются к аулу, и участь пленников предрешена. Дина предупредила, что их хотят убить. Жилин выпросил длинный шест для побега. Вначале девушка отказалась, но, вернувшись ночью, принесла длинную палку. Пленник выбрался и, посоветовав Дине вернуть шест на место, ушел из аула. Несмотря на то что ей очень не хотелось лишаться друга и его глиняных кукол, Дина решилась помочь Ивану. Под угрозой наказания, обливаясь слезами, она проводила друга в опасный путь.

Костылин отказался бежать, решив ждать, пока за него передадут выкуп. Придерживая рукой гремящую колодку, Иван добрался до своих, едва снова не угодив в руки горцев. Русские солдаты накормили, напоили и обогрели Жилина. Придя в себя, он решил не ехать домой, а остался служить Отечеству. Офицера Костылина, вконец ослабевшего и утратившего волю, выкупили лишь через месяц.

Анализ произведения

Причина проникновенности и художественной ценности произведения кроется не только в сюжете, но и в том, насколько важны темы, затронутые автором. Краткий анализ произведения поможет понять его уникальность и ценность.

История создания рассказа

Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Здесь просматривается аналогия с пушкинской одноименной поэмой, в которой главный герой был романтизирован автором. Бедный офицер Иван Жилин Льва Толстого — простой, честный и справедливый. Литературовед Виктор Шкловский называет Жилина хорошим человеком, достойным сочувствия.

Произведение создано автором в 1872 году и содержит такие автобиографические факты:

  • Лев Толстой в 1853 году едва не был пленен на Кавказе, где служил четыре года, как пишет Мариэтта Омаровна Чудакова, автор книги «Не для взрослых». Писателя с его другом Садо настигли чеченские солдаты, но Толстой припугнул их незаряженным ружьем. Отвага и изобретательность позволили им отойти к крепости и укрыться под защитой казаков.
  • Толстой прочел в «Русском вестнике» очерк «Воспоминания кавказского офицера». Его автор, барон Федор Торнау, рассказал, как в плену у горцев ему помогла бежать девушка по имени Аслан-Коз.
  • Перед тем как приступить к написанию рассказа, Лев Николаевич лично встречался с военными, побывавшими в плену, чтобы узнать детали их историй.

В результате родилось произведение, которое впервые опубликовали в журнале «Заря».

Кавказский пленник

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Жанр и композиция произведения

Рассказ написан в реалистической манере. Лев Толстой предпочитал реалистическое письмо. Литературный критик С. Я. Маршак считал, что это произведение — редчайшее сочетание романтического сюжета с глубокой, поистине толстовской правдивостью и точностью в изображении обстановки и действующих лиц.

Произведение «Кавказский пленник» часто называют повестью, но факты говорят о том, что текст укладывается в формат рассказа:

  • Относительно небольшой объем.
  • Ограниченное количество основных персонажей.
  • События укладываются в краткий промежуток времени.
  • Одна основная сюжетная линия.

Офицер из произведения Александра Пушкина «Кавказского пленника» — романтический герой, а у Толстого он простой и близкий читателю. Композиция произведения включает шесть глав:

  1. Первая знакомит с героями и демонстрирует завязку истории (пленение главного героя).
  2. Со второй по пятую главы идет развитие сюжета. Герой знакомится с Диной и совершает неудачную попытку сбежать из плена.
  3. Шестая глава — кульминация и развязка. В ней описан побег и возвращение Жилина в строй.

Герои и главный посыл рассказа

В чем заключается смысл рассказа «Кавказский пленник»? Автор хотел донести, что люди — хозяева жизни, и судьба в их руках. Ни при каких обстоятельствах нельзя терять надежду и веру в себя. Нужно в любой ситуации сохранять человеческий облик и силу духа. Рассказ показывает важность дружбы и взаимопомощи, милосердия и добра.

Что осуждает писатель в рассказе «Кавказский пленник»? Вражду между народами, жестокость, слабость, трусость, малодушие и бездействие. Он отрицает пессимизм, попытку переложить ответственность на других людей. Жилина Толстой представляет как пример для подражания, а Костылина осуждает.

В этом состоит суть противопоставления героев:

  1. Иван Жилин — русский офицер с чувством собственного достоинства. Умен и находчив, быстро осваивает новые навыки. Его решение нести Костылина на себе — пример добросердечия, проявления чувства долга, ответственности.
  2. Костылин — неуклюжий и робкий дворянин. Легко бросит друга в беде, печется только о себе. Он не готов принимать решения и предпринимать смелые действия. Плывет по течению, возлагая на других людей ответственность за свою жизнь.

Лев Толстой подробно раскрыл несколько важных тем, среди которых такие:

  1. Дружба и предательство. Очевидно, что прототип Жилина — друг Толстого Садо, с которым он чуть не попал в плен к горцам. Садо был боевым товарищем, смелым и самоотверженным.
  2. Доброта и милосердие. Воспитанная в иной среде дочь хозяина Дина проявляет сострадание к пленнику, помогает бежать из неволи.
  3. Личный подвиг — важнейшая тема «Кавказского пленника». Решение не писать маме о выкупе и желание помочь товарищу делают Жилина героем.

Как пишет прозаик и критик Владимир Березин, тема войны, смерти и кровопролития претит автору. Поэтому в произведении он не заостряет на них внимание.

Кавказский пленник

Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник» — рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, основанный на реальных событиях. Его сюжет не устарел и сегодня. Темы стойкости, мужества, веры в себя, вопросы дружбы, преданности и милосердия волнуют человеческие сердца во все времена.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1879651-kavkazskij-plennik-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

­­Пример сочинения 1

Рассказ “Кавказский пленник” основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф. Ф. Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чем написал журнал “Русский вестник”.

Чему научил этот рассказ именно меня.
Не надо считать себя умнее остальных. Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не стоило надеяться, что пронесет.

Война есть война.
Не думай только о себе. Сам погибай, а товарища выручай. Жилин и Костылин вдвоем дали бы отпор татарам.

Но Костылин сбежал, и их обоих взяли в плен.
Нужно оставаться хорошим человеком в любой ситуации. Жилин – образец добропорядочности. Он знал, что выкуп разорит его маму, поэтому отправлял письма на ненастоящий адрес. Во время первого побега, когда Костылин был обузой, Жилин мог его бросить и уйти в одиночку.

Но, такой поступок не соответствовал убеждениям офицера, и он тащил друга на своей спине, пока их не поймали.

Никогда не сдавайся, даже если ситуация кажется безвыходной. Всегда найдутся те, кто сможет помочь.
Рассказ хоть и написан про далекое время, актуален и в наши дни. В нем затронута вечная тема отношений между людьми. Когда друг решает позаботиться о себе, тем самым подставив под удар.

А враг, забыв про разногласия, протянет руку помощи.


Пример сочинения 2

Своим рассказом Лев Толстой хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой.

Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.


Пример сочинения 3

Рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» отличается не только необычным сюжетом, но и поучительностью. Писатель не дает советы открыто, но внимательный и вдумчивый читатель легко найдет их в поведении героев.

Первый урок дается в эпизоде, где два боевых товарища решают продолжить путь отдельно от обоза. Они уверенны в своих силах, хоть прекрасно знают, что поблизости могут поджидать татары. Костылин вообще поступает безрассудно, когда отказывается сначала разведать обстановку. Жилин убеждает товарища не делать глупостей, но это не спасает их. Таким образом, Л. Николаевич показывает, к каким последствиям может привести неосторожность.

Далее писатель рассказывает о пребывании русских офицеров в плену. И здесь тоже можно сделать мудрые выводы. Когда Жилину сообщают о том, что он должен попросить у родных выкуп, мужчина отказывается платить указанную суму. Он жалеет свою мать, зная, что у нее нет таких денег. Мужчина устанавливает свою цену и стоит на своем, пока татары не уступают. Эта сцена доказывает, что смелость и упорство помогают договориться даже с врагом.

Также Л. Толстой показывает, насколько важно сохранять спокойствие и хорошее расположение духа в любой ситуации. Жилин не отчаивается выбраться из татарского заточения. Он строит план побега, разведывает дорогу, пытается понять, куда его завезли. И ему удается вырваться за пределы аула, хоть первая попытка и неудачная. Как видим, труд и смекалка помогают найти выход даже из безнадежного, на первый взгляд, положения.

Отчаянье не одолевает Жилина даже после того, как татары хватают его и Костылина во время попытки бежать. В темной яме мужчина надеется на освобождение. Измученный, он находит силы, чтобы пробраться к своим. Рядом с ним мы наблюдаем Костылина, который ждет выкупа или смерти. Он не умеет совладать собой и своими силами.

В который раз Л. Толстой доказывает истину: добро возвращается к тому, кто его дарит другим. Жилин по-доброму относится к татарам, даже помогает им. И некоторые из врагов тоже начинают проявлять симпатию к пленному. Абдула признается Ивану, что привязался к нему. Доброта Жилина помогает ему избежать смерти от руки татар.

Л. Толстой показывает насколько важно уметь прощать ближнему. В том, что Жилин попал в плен, отчасти был виновен Костылин, ведь если бы он помог отбиваться от врага, все, возможно бы, сложилось совсем не так. Иван прекрасно это понимал, но даже при встрече с Костылиным ни разу не напомнил о том событии. Более того, Жилин пытается спасти товарища. Первый раз план побега проваливается именно из-за Костылина, но и во второй раз Иван предлагает товарищу бежать вместе.

В эпизодах побега Толстой показывает, каким он видит настоящего друга. В образе Жилина писатель воплощает свой идеал товарища. В эпизоде, описывающем первую попытку освобождения, Лев Николаевич вкладывает в уста Ивана фразу: ««Бросить товарища не годится». Думаю, эти слова должны стать девизом для каждого из нас.

Таким образом, между строк рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» можно найти советы, которые никогда не утратят актуальности.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Главная идея рассказа Кавказский пленник

Главная идея рассказа Кавказский пленник Толстого (смысл)

Основой рассказа послужил личный, автобиографический материал. Писатель был участником военных действий и сам чуть было не попал в плен.

В 1872 году, через несколько лет после войны на Кавказе, автор написал эту историю. Он очень любил своё творение, считал его одним из наилучших произведений.

Чтобы понять идею и мораль рассказа, нужно, конечно же, знать его сюжет.

Повествование ведётся от лица автора. Всё его внимание сосредоточено на приключениях одного мужественного русского офицера Жилина. Вместе со своим товарищем Костылиным он был захвачен в неволю горцами.

Конфликтом рассказа является противопоставление между главными героями.

В каждом поступке видна разница характеров Жилина и Костылина. Жилин всегда поступает смело и отважно, как настоящий офицер. Он не отчаялся, а искал возможность сбежать. Помогал местным жителям, лепил кукол из глины, ремонтировал часы и даже лечил татар. Поэтому он подружился с местной девочкой Диной, которая очень хорошо относилась к пленникам, приносила им еду и помогла Жилину сбежать. А Костылин — слабый человек, способный на предательство, на себя никогда не надеялся и ждал помощи от родных.

Безусловно, главные герои имеют разные взгляды на жизнь, поэтому и судьбы у них складываются неодинаково. Жилин смог самостоятельно выбраться из плена, а Костылина освободили намного позже за пять тысяч рублей.

Я считаю, что в этом произведении раскрыто много важных тем. Они актуальны и в современном обществе.

Это рассказ о дружбе, поддержке, храбрости, предательстве. Автор также осуждает вражду между народами и показывает, что война — это страшно и бессмысленно. Нельзя допускать кровопролития, оно губительно для общества.

Жизнь человека, без сомнения, зависит от его характера, поступков, выбора, который он делает сам.

Главная идея рассказа заключается в том, что к одним и тем же трудным жизненным ситуациям можно относиться по-разному: подчиниться и ругать судьбу или бороться, не унывать и искать выход. Все трудности, которые встречаются на пути, закаляют характер и выдержку. Важно быть оптимистом, чтобы не случилось, и оставаться человеком, не смотря ни на что. Не сдаваться и всегда упорно идти к своей цели!

Великий писатель в своём произведении показал, что все неудачи можно преодолеть. Главное — верить в свои силы и надеяться только на себя. Как бы не было трудно, всегда можно найти выход из сложившейся ситуации.

Без всякого сомнения, идея рассказа созвучна с нашим временем.

Такие произведения необходимы для того, чтобы люди, читая их, не совершали подобных ошибок. Мы должны быть уверенны, что наша жизнь, несомненно, зависит от собственных усилий, действий и поведения!

Вариант 2

Произведение по жанровой направленности является повестью, так как его содержание включает в себя описание исторических событий.

Сюжетное повествование посвящается истории русского военного офицера Жилина, оказавшегося при возвращении с Кавказа на родину в татарском плену. Вместе с ним оказывается пленным и другой офицер, Костылин, фамилия которого в произведении является нарицательной, поскольку в быту костыль применяется в целях поддержки при физическом несовершенстве.

Офицеры оказываются в горном ауле, запертыми в сарае. С этого момента герои начинают проявлять истинную сущность и характер, делая свой жизненный выбор: либо выражение полного смирения, либо борьба за свободу.

Жилин не испытывает желания становится бесправной жертвой, поэтому планирует побег. При этом Костылин проявляет трусость и предательство.

Для более четкой и полной характеристики героев автором используется метод противопоставления, который проявляется даже в контрастном описании внешности персонажей: Жилин представляется в качестве открытого и рассудительного мужчины, а Костылин, наоборот, описывается писателем в образе недоброжелательного и злого человека.

Основной темой произведения является представление автором глубокой пропасти, которая существует между двумя героями, при чем не только в их человеческих качествах, но и в мировоззрениях. Соответственно, автор подчеркивает, что данные противоречия оказывают влияние и на дальнейшую судьбу героев, которая складывается по-разному.

Ключевая идея рассказа заключается в представлении писателем человеческого поведения при возникновении в жизни трудных ситуаций и тяжелых условий. Авторский акцент делается на образе настоящего русского офицера, проявлении им в сложившейся ситуации, находясь между жизнью и смертью, бескорыстия, мужества, преданности, сострадания, героизма, храбрости, истинной силы воли. Таким образом, писатель демонстрирует поступки человека, который имеет настоящую офицерскую честь.

Кроме того, смысловое значение произведения заключается в необходимости всегда и везде сохранять душевные и волевые качества, которые способствуют преодолению любых препятствий, опасностей, тягот и сложностей. Пример офицера Жилина подтверждает идею писателя, поскольку сила его человеческого характера помогает мужчине обрести долгожданную свободу, а малодушие Костылина практически приводит его к гибели.

5 класс.

Главная идея рассказа Кавказский пленник

Главная идея рассказа Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения о школе

    В разделе собраны сочинения на тему Школа

  • Сочинение по произведению Матренин двор Солженицына

    В рассказе «Матренин двор», созданном Александром Исаевичем Солженицыным в 1959 году, показана нелегкая судьба самой обыкновенной русской женщины, трудолюбивой и отзывчивой, всегда готовой прийти на помощь другим людям

  • Федотов П.А.

    Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына

  • Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс

    В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства

  • Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ

    Любовь к природе заложена в русском человеке с молоком матери, воспитанной и выросшей на произведениях великих поэтов, писателей, сказочников и художников.

Анализ рассказа Толстого «Кавказский пленник»

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Суть рассказа
  • 3 Характеристика главных героев
  • 4 Главная мысль
  • 5 Тематика
  • 6 Проблематика
  • 7 Чему учит рассказ?

История создания

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,— искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь.  С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно  преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной.  Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.

Проблематика

  • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
  • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой  – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

Чему учит рассказ?

Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

Автор: Мария Блинова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть: о чем?
  • 4 Главные герои и их характеристика 
  • 5 Темы и проблемы 
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?

История создания

Впервые рассказ был напечатан во втором номере журнала «Заря» 1872 года. Сюжет в некоторой степени основан на реальном случае, произошедшем с Толстым во время его службы на Кавказе в 1853 году. Писатель вместе со своим другом и сослуживцем, чеченцем Садо, оказались в опасности. Их нагнали противники и намеревались взять в плен. Хотя у писателя был сильный и молодой конь, на котором он мог с легкостью оторваться от погони, он не стал бросать друга одного в беде. У Садо было ружье, но оно оказалось не заряжено. Он все равно не растерялся и грозно целился во врагов, пытаясь запугать их. Кавказцы же не стреляли в русских солдат, так как хотели взять их живыми. Им удалось приблизиться к крепости, где их увидели казаки и примчались на подмогу.

В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.

Данное произведение автор написал для «Азбуки». Её первое издание произошло в 1872 году. Известно, что писатель положил в основу сюжета «Воспоминания Кавказского офицера». Их автором был полковник кирасирского полка Торнау. Офицер поведал историю о том, как он однажды оказался в плену у горцев. Он рассказал о своей не сложившейся попытке побега. Офицер также вспомнил местную девушку, которая помогла ему выбраться на свободу. Благодаря воспоминаниям Торнау у Льва Николаевича получилось создать интереснейшее произведение под названием «Кавказский пленник».

Жанр, направление

«Кавказский пленник» хоть иногда и называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.

Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.

Суть: о чем?

В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.

Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.

Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.

В одну ночь Жилин все-таки решает бежать. Воспользовавшись моментом, они вместе с Костылиным выбираются из сарая с помощью подкопа. Пытаясь найти дорогу до крепости, офицеры сильно натирают ноги. Костылин не мог этого терпеть, поэтому Жилин решил нести его на себе. Таким образом, далеко им уйти не удалось, их поймали татары и вернули обратно в аул, где поместили в глубокую яму и пригрозили убить, если в течение двух недель за них не придет выкуп.

Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.

Главные герои и их характеристика 

При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время. 

Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:

герои рассказа «кавказский пленник» характеристика
иван жилин русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар.
костылин состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз.

Темы и проблемы 

  1. Лев Николаевич в своем небольшом по объему рассказе смог поднять множество важных тем, одной из которых является тема дружбы. Как уже было сказано ранее, Жилин показывает себя настоящим другом, который не бросит товарища в беде, поможет даже тогда, когда сам нуждается в помощи. Костылин же является полным антиподом главного героя. В критических ситуациях он подводит его, бросает на волю судьбы, думая в первую очередь только лишь о себе.
  2. Автор также раскрывает тему доброты и милосердия. Несмотря на то, что она воспитывалась в среде, где русских считают врагами, девочка все равно проникается симпатией к Ивану. У Дины огромная чистая детская душа, она искренне не понимает жестокости и враждебности со стороны своих земляков. Ей не важна национальность Жилина, она оценивает героя по его словам, характеру и поступкам.
  3. Сам Иван Жилин является олицетворением смелости, отваги и стойкости. Он с достоинством выдерживает множество испытаний, встающих на его жизненном пути. Находясь, казалось бы, в тупике, он все равно не сдается, продолжает действовать, не боясь огромного риска для его жизни. Герой заботится о престарелой матери, всячески помогает сотоварищу, стойко выдерживает пленение, завоевывает уважение со стороны противников и в итоге оказывается победителем, вырвавшимся из плена. В противоположность показывается трусливый и безынициативный Костылин, который попав в неволю, просто сдается и ждет выкупа.
  4. Главной и центральной проблемой рассказа «Кавказский пленник», конечно же, является проблема войны. Многолетняя ненависть и агрессия между двумя народами не привели ни к чему хорошему. Народы, которые хотели независимости, вынуждены были отстаивать ее в кровопролитных боях. Множество солдат, которые были лишь пешками в играх русского императора, погибло. Толстой показывает, что на войне нет правых и виноватых. Он не изображает горцев, как дикий и свирепый народ. Они лишь хотели защитить свои земли, этим и обусловливается их поведение и настроение.
  5. Проблему предательства также затрагивает автор в рассказе. В начале произведения, когда за Жилиным начали гнаться татары, Костылин, только увидев их, сразу же развернулся и помчался прочь, хотя знал, что главный герой безоружен, а у него самого было заряженное ружье. Несмотря на это, главный герой прощает товарища, но тот остается таким же трусливым и подлым и приносит Жилину еще немало проблем.

Главная мысль

Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Автор: Дарья Ефремчева

Краткий и полный анализ рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Толстой Лев

1828 — 1910

С 1859 года Толстой организовал более 20 школ для крестьянских детей, а позднее сам разработал для них учебники. «Кавказский пленник» был написан для школьного пособия «Азбука».

Краткий и полный варианты анализа рассказа помогут составить целостную картину о произведении.

Рассказ написан в 1872 году по реальным событиям: автор чуть не попал в плен во время службы на Кавказе в 1853 г.

Жанр – рассказ;
Направление – реализм;
Основная идея – нельзя сдаваться в трудных ситуациях;
Тема – выбор человека определяет его судьбу в целом;
Проблема – бессмысленность войны между народами.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос рассказа
  3. п.3. Место героев в образной системе
  4. п.4. Цитаты из рассказа

п.1. Тематика и проблематика

Тема – то, о чем говорится в произведении; она не имеет выраженной оценки.

Проблема – вопрос, который появляется у автора и читателя при описании темы.

Тема: Нужно стремиться быть автором своей жизни, не позволяя себе просто плыть по течению обстоятельств.

Жилин выбирает сценарий, в котором он решает, как ему жить, Костылин пассивно ждет, что решат за него другие люди.

Проблема: Каждодневный выбор человека влияет на его жизнь в целом, даже мелочи важны.

Тема: И в русском, и в кавказском народе есть хорошие люди, готовые по-человечески помочь.

Жилин, живя в ауле, делает много полезных добрых дел, с интересом и уважением наблюдает за чужой культурой. В ответ на доброту Ивана Дина помогает солдату устроить побег и избежать гибели.

Проблема: Бессмысленность войны, которая подчеркивает, что люди разных народов очень похожи. При близком контакте люди перестают видеть друг в друге врагов.

п.2. Идея и пафос рассказа

Идея – это вывод, который сделал автор, анализируя проблему.

Любая война уродует нормальные отношения между людьми. А Кавказская война стала одним из самых затяжных конфликтов длиной в 47 лет (1817-1864 гг.), это имело негативные последствия для обоих народов.

Поскольку писатель сам служил на Кавказе, он видел это воочию.

Милосердие и человечность – то, что помогает людям в сложных ситуациях.

Жилин при всей силе и твердости характера показывает себя как добрый сострадательный человек.

В момент побега ему было бы проще бросить Костылина, но он не мог так поступить. Жилин нес ответственность за товарища, ведь он сам уговорил его бежать.

Доброта Ивана видна и в желании разобраться, почему его так возненавидел старик-горец. Узнав, что тот потерял семью от рук русских солдат, Жилин проявляет понимание.

Дина – это чистая душа, ребенок, который способен видеть истинную натуру людей. В Жилине она видит просто человека, а не врага, потому что оценивает его по поступкам и словам. Именно поэтому возникает такая трогательная привязанность между Иваном и Диной – в этом они похожи.

п.3. Место героев в образной системе

Главные герои

  • Иван Жилин – офицер, служащий на Кавказе, образец стойкости и мужества
  • Костылин – соратник Жилина, слабый и безвольный человек
  • Дина – девочка 13 лет, воплощает лучшие черты своего народа, дочь Абдула
  • Абдул – горец, «хозяин» пленного Жилина, успевший к нему привязаться

Отношения со «своими»

Взаимодействие между героями строится так, что читателям становится понятно: не каждый свой окажется помощником, не каждый враг окажется негодяем.

Жилин и Костылин являются боевыми товарищами, но противопоставляются (прием антитезы). Костылин в критической ситуации бросает Жилина, спасая лишь себя. Позднее, в момент побега, он выдает их местоположение. Это можно было бы назвать предательством, но это, скорее, обычные слабость и трусость. Жилин же до последнего переживает за судьбу соратника, несет на себе ослабшего Костылина, помогает ему.

Антитезу подчеркивают и говорящие фамилии героев: «Костылин» показывает, что не обойдется без «костыля» в виде помощи со стороны. «Жилин» перекликается со словом «двужильный», что раньше означало «сильный, выносливый».

Финальная сцена спасения Ивана казаками дает надежду, что не все такие, как Костылин, есть и настоящие товарищи.

Отношения с «врагами»

Изначально татары хотят получить только выгоду (выкуп), им вовсе не хочется убивать пленников. Это сразу перечеркивает их однозначную кровожадность.

Интересен образ Абдула, который сумел проникнуться к пленнику теплыми чувствами. Иван не раз показал себя, как человек дела и слова, поэтому Абдул испытывал уважение и доверял ему. Даже после побега он не поддавался на уговоры сельчан убить Ивана, ему не хочется этого делать.

Дина идет наперекор устоям своего общества – она помогает Ивану сбежать, и читатель даже не знает, как потом эта ситуация закончилась для нее. Девочка рискует быть жестко наказанной, если узнают о ее участии.

Также автор показывает, что Иван успел завоевать доверие многих сельчан, которые приносили ему в починку свои вещи и даже звали лечить больного.

***

Автор подчеркивает, как важно оставаться человеком, особенно там, где невольно включается звериный страх за свою жизнь – на войне и в плену.

Образ Жилина воплощает в себе лучшие черты и может быть примером стойкости, мужества, веры в себя и стремления к цели.

п.4. Цитаты из рассказа

***

«Эх, — думает Жилин, — с ними, что робеть, то хуже».
Вскочил на ноги и говорит:
— А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!»

***

Это большой человек! Он первый джигит был, много русских побил, богатый был. У него было три жены и 8 сынов. Все жили в одной деревне. Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, сам убил его и бежал. С тех пор он бросил воевать… Не любит он вашего брата.

Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.

***

— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору…

***

Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
— Братцы! Братцы!
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.

Было интересно? Смотри еще:

  • Сочинение на тему «Чему учит рассказ Кавказский пленник?»
  • Краткая биография Толстого Льва Николаевича
  • Сочинение на тему «Жилин и Дина»
  • Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы»
  • Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»
  • Кавказский пленник Толстой Л.Н. — читательский дневник

  • В чем смысл противопоставления гордость и гордыня в рассказе горького старуха изергиль
  • В чем смысл противопоставления в рассказе двух мартинов мартиновичей со скрябиным и пещерного
  • В чем смысл подарка желткова в рассказе гранатовый браслет
  • В чем смысл образа изергиль в рассказе
  • В чем смысл названия сказки премудрый пескарь