В чем смысл рассказа нос гоголя

Смысл рассказа Нос — Гоголя

На чтение 3 мин Опубликовано 14.08.2019 Обновлено 14.08.2019

Признанный уважаемыми историками и литераторами великий русский публицист, поэт и прозаик Н.В.Гоголь взбудоражил русскую литературу своими, не побоюсь сказать, гениальными рассказами и повестями, в которых в совершенно непредвиденных ситуациях с долей мистики и тайны раскрываются обыденные темы и вопросы. Одной из подобных повестей Н.В.Гоголь не на шутку ввел в замешательство читателей, ведь в ней происходили абсолютно никому непонятные события, а суть и основной посыл были скрыты в самых глубоких глубинах. Речь идет о известном произведении русского драматурга под названием «Нос». Давайте же разберемся, что такого удивительного можно прочесть в этой книги и как это повлияло на читателей той эпохи!

Смысл названия Нос

Название повести уже заставляет призадуматься и навострить уши. «Нос»? Почему целое произведение названо в честь одной части лица человека? Неужели нос является главным героем? Ха-ха, смешно. Да как бы не так! Нос действительно можно назвать ведущим героем произведения. Дело в том, что, по сюжету, нос главного героя обособляется и становится отдельной личностью! Такой абсурдный зачин произведения заставляет усомниться в возвышенности посыла всей повести. Но это вовсе не так. Как мы сказали ранее, Н.В.Гоголь позволяет читателю заинтересоваться сюжетом и замыслом произведения путем предоставления большой роли мистике, фантастике и всем известному абсурду. Чем ярче и необычнее описаны события, тем сильнее виден смысл и тем сильнее он отпечатается в памяти читателей.

Такой ход очень важен для самого писателя, ведь его главной целью является донести до людей свои мысли как можно четче и понятнее. В данном случае, Гоголь хотел продемонстрировать две основные идеи, плавно переплетающиеся друг с другом. Первой реакцией главного героя (асессора Ковалёва) после обнаружения необычной пропажи был страх показаться на публике в таком виде. Стать выше чином, построить успешную карьеру любым путем — именно это являлось главным желанием бедного асессора. Но без носа его планы терпят крушение, ведь Ковалев не может предстать перед уважаемыми вышестоящими гражданами в таком виде.

Смысл рассказа Нос

Н.В.Гоголь показал, что ведущей целью жизни практически всех «маленьких людей», нищих и бедных является рост по карьерной лестнице. Это, безусловно, показывает глубочайшие изъяны общества того времени (на самом деле, сейчас мало что изменилось). Второй смысл, который внес писатель в свою повесть — истинный Петербург представлен не высокими чинами и ухоженными улицами; правдивая сторона «гиблого» города состоит из бедных людей «низшего сорта», отчаянно стремившихся встать на чин выше, стать богаче и краше, гоняясь за благословением «значительных лиц». Как и во многих своих произведениях («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и т.д.),

Н.В.Гоголь в своей повести «Нос» стремился показать во всей красе острую социальную несправедливость, недостатки и «пробоины» иерархии, абсурдность современного общества. Также можно заметить, что во всех своих произведениях «о маленьком человеке» писатель использует Петербург в качестве фона действий, предоставляя читателю возможность увидеть настоящую сторону аристократичного города.

Одной из характерных для мастерства Н. В. Гоголя черт является умение сделать шедевр из случайно услышанной истории или популярного анекдота. Ярким примером такой писательской способности служит повесть «Нос», вызывавшая немало споров у современников и не утратившая своей актуальности по сей день.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция повести
  • 4 О чем?
  • 5 Реальное и фантастическое
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы повести
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл произведения
  • 10 Чему учит?
  • 11 Художественное своеобразие
  • 12 Критика

История создания

Произведение «Нос» написано Н.В. Гоголем в 1832-1833 годах, оно входит в сборник «Петербургские повести». Сюжет книги базируется на известном в то время анекдоте, переведённом с французского, о пропавшем носе. Такие истории были весьма популярны и имели множество вариантов. Впервые мотив носа, мешающего полноценно жить, появляется у Гоголя в незаконченном сочинении «Фонарь умирал» в 1832 году.

Эта повесть претерпевала немало изменений на протяжении нескольких лет, что было связано с замечаниями цензуры, а также с желанием автора наилучшим образом воплотить свою идею. Например, Гоголь изменял финал «Носа», в одном из вариантов все невероятные события объясняются сновидением героя.

Первоначально писатель хотел опубликовать свое произведение в журнале «Московский наблюдатель», но ему отказали. На помощь пришел уже открывший к тому времени свой журнал А.С. Пушкин, и повесть «Нос» была напечатана в «Современнике» в 1836 году.

Жанр и направление

К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.

Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.

Композиция повести

Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.

  1. Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
  2. Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
  3. Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.

О чем?

Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.

Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.

Реальное и фантастическое

Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.

В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.

Главные герои и их характеристика

  1. Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
  2. Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв. Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко». Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?
  3. Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.

Темы повести

  • Тематика повести достаточно широка. Главная тема, конечно, социальное неравенство. Каждый герой находится на своём месте в социальной системе. Их поведение и роль в обществе полностью соответствует занимаемому положению, но нарушить эту идиллию никак нельзя. Будет странно, если высший чиновник не нагрубит титулярному советнику, а титулярный советник – конюху.
  • Тема маленького человека в повести освещена достаточно ярко. Майор Ковалёв, не имея никаких особых связей, не может опубликовать в газете объявление о пропаже носа. Жертва «Табели о рангах» даже не может близко подойти к своей собственности, которая оказалась более знатной.
  • Тема духовности также присутствует в произведении. Ковалёв не имеет хорошего образования, военная служба позволила ему стать майором, главное для него – внешность, а не внутренний мир. Нос противопоставлен герою: беглец сосредоточен на богослужении, он не отвлекается на окружающих дам, в отличие от хозяина. Для майора характерно фривольное поведение: он приглашает к себе девиц и намеренно мучает мнимой надеждой дочь Подточиной.

Проблемы

  • Гоголь в «Носе» раскрывает пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей. Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
  • Проблема безнравственности поднимается в повести. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
  • Другой высвеченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.

Смысл произведения

Главная идея повести заключается в том, чтобы показать на контрасте парадоксов всю порочность и малодушие петербургского общества. Можно рассматривать пропажу носа как некое наказание майору Ковалёву за его грехи, но Гоголь не делает на этом акцент, повесть лишена прямого морализаторства. Автор не решался указать путь, как вылечить общество, он мог лишь обозначить проблемы. Отсюда сформируется ошибочная идея «натуральной школы»: исправь общество, и проблемы прекратятся. Гоголь понимал: максимум, что он может сделать для улучшения ситуации, это в наиболее ярком свете представить изъяны социума. И ему это удалось: читатель был ослеплён, многие современники узнавали своих знакомых или даже самих себя, ужасаясь ничтожности человека.

Чему учит?

В своей повести «Нос» Гоголь изображает духовный кризис личности, одержимой тщеславными желаниями. Карьерный рост, развлечения, женщины – вот всё, что влечёт главного героя. И эта порочность не смущает Ковалёва, он имеет право вместе со всеми этими стремлениями называться человеком, но без носа – нет. А ведь образ майора Ковалёва собирательный, он похож на современников писателя. Вывод напрашивается сам собой: положение в обществе диктует правила поведения, которые никто не осмелится нарушить: ни маленький человек не проявит настойчивость, ни высокопоставленный чиновник не проявит великодушие. Об приближении такой катастрофы, которая коснется социума в целом и каждого человека в отдельности, Н.В. Гоголь предупреждает своих читателей.

Художественное своеобразие

В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.

Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.

На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.

Критика

Повесть «Нос» вызвала широкий резонанс в литературной среде первой половины 19 века. Не все журналы соглашались публиковать произведение, обвиняя Н.В. в пошлости и несуразности написанного. Чернышевский же, к примеру, относился к этой повести не более чем, как к пересказанному анекдоту, бытовавшему в то время. Первым признал достоинства «Носа» А.С. Пушкин, разглядев фарсовый характер творения. Весомым был отзыв В.Г. Белинского, призвавшего читающую публику обратить внимание, что таких майоров Ковалёвых в обществе можно встретить не одну личность, а сотни, даже тысячи. С. Г. Бочаров видел величие произведения в том, что автор здесь побуждал социум взглянуть в глаза реальности. В. Набоков считал эту повесть одним из ярких изображений мотива, который сквозной темой проходит через всё творчество Н.В. Гоголя.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Суть: о чём произведение?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Чему учит?
  • 9 Художественное своеобразие
  • 10 Критика

История создания

История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:

  1. Идея для повести «Нос» возникла у писателя после его длительного проживания в Санкт-Петербурге в тридцатых годах. Приехавший из далёкой Полтавской губернии Гоголь был очень разочарован в столичной жизни с её суетливостью и равнодушием людей друг к другу. Эти впечатления, наложившись и на неудачу Гоголя на поприще актёра, навсегда сформировали у него мнение о Петербурге, как о злом и жестоком городе.
  2. Именно под влиянием этих переживаний в 1835 году и была создана повесть «Нос». В публикации произведения Гоголю помог сам А.С. Пушкин, и в 1836 году оно было опубликовано в журнале «Современник».
  3. Журнал «Московский наблюдатель» официально отверг рукопись Гоголя. Редакторы назвали повесть «плохой, пошлой и тривиальной».
  4. Повести досталось не только от редакторов, но и от цензуры. Некоторые сцены были переписаны под строгим контролем проверяющей организации. Так, Нос и его владелец должны были встретиться не в Казанском соборе, как в оригинале, а в Гостином дворе.
  5. Первоначально автор объяснил фантастические события из книги тем, что герою приснился страшный сон, но потом он решил отказаться от пояснения.

Направление и жанр

Повесть нос относится к литературному направлению реализма. Хоть автор и позволяет себе фантастическое допущение, его произведение призвано прежде всего отразить повседневную реальность. Образы, персонажи, их слова и действия приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что герои Гоголя могли существовать на самом деле.

Жанр произведения «Нос» можно определить, как повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число персонажей. Однако сюжет пестрит огромным количеством подробностей и деталей, присутствуют названия реальных мест. Всё это глубже погружает читателя в атмосферу произведения, усиливая его веру в описываемые события.

Реальное и фантастическое в повести «Нос» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:

Суть: о чём произведение?

Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.

В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.

Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.

В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.

Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.

Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.

Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:

герои повести «нос» характеристика
платон ковалёв кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию.
нос часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином.
иван яковлевич цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству. до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь.
образ города санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом. горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете.

Темы

Тематика повести Гоголя «Нос» тоже весьма своенравна и предпочитает свободно разгуливать по данной странице. Если она Вам насолила, пожалуйтесь на нее Многомудрому Литрекону в комментариях:

  • Город – Санкт-Петербург в повести представлен, как суетливое и беспокойное место, где постоянно что-то происходит, а люди постоянно спешат и не замечают ничего вокруг себя, полностью подчиняясь предписаниям и правилам, какими бы абсурдными они ни были. Им некогда думать, они служат. Так и главный герой приехал за повышением, но нашел лишь безразличие, холодность и цинизм.
  • Маленький человек. Прибыв в Петербург, Ковалев испытывает на себе ожесточение и давление властной столицы и осознает свою полную беспомощность. Герой смиряется с судьбой, так как чин носа не позволяет ему преодолеть робость и вернуть его на место. Слабость и нерешительность персонажа ставят его в один ряд с маленькими людьми.
  • Реальное и фантастическое – в повести есть одно большое фантастическое допущение в виде носа, наделённого всеми человеческими чертами. Автор также показал абсурдную реакцию окружающих на ожившую и отделившуюся часть тела. В остальном Гоголь стремится изобразить окружающую действительность такой, какая она есть.
  • Быт и нравы Российской империи того времени – писатель изобразил бюрократизм, равнодушие, мелочность, чинопочитание и мещанство, которые он видел сам, долгое время прожив в Петербурге.
  • Карьера и её влияние на личность – Гоголь с явной неприязнью описывает российских чиновников. По его мнению, карьера чиновника постепенно опустошает человека. Делает его мелочным и жалким, превращает его из полноценной личности в маленький винтик в огромной государственной машине. Так, никто из героев при должности не разбирается в проблеме Ковалева, все просто выполняют ряд формальностей и создают видимость работы.

Проблемы

Проблематика повести «Нос» хорошо знакома каждому современному жителю России:

  1. Чинопочитание – на примере самого Ковалёва, который оробел перед собственный носом только из-за того, что тот был одет в мундир статского советника, Гоголь показывал, до каких крайностей дошло чинопочитание в Российской империи. Мундир приобретает такую власть, что вводит в заблуждение не только Платона, но и всех вокруг. В мундире даже нос становится значимым и уважаемым лицом.
  2. Пьянство – на примере Яковлева писатель показывает, что пьянство свойственно опустившимся людям и всегда идёт бок о бок с трусостью и неряшливостью.
  3. Раболепство – жители Петербурга в повести Гоголя показаны, как подавленные личности, безоговорочно подчиняющиеся предписаниям и слепо повинующиеся вышестоящим, только из-за статуса, а не собственных убеждений.
  4. Невежество – автор показывает людей, живущих самыми низкими потребностями, не думающих ни о чём высоком, не способных заглянуть дальше рамок, поставленных им обществом и государством.
  5. Внутренняя пустота – внутренний мир всех персонажей повести пуст и убог. Они давно погрязли в эгоизме и лени. Всё, что их волнует — это стабильный заработок и внутренне спокойствие, и это желание не может развеять ничего, даже страдания других людей, к которым герои абсолютно равнодушны.
  6. Бюрократия – образ российского бюрократа – частый гость в творениях Гоголя. «Нос» не является исключением. Писатель показывает нам чиновников, которые стремятся не помогать людям и управлять страной, в чём и заключается их долг, а заниматься построением собственной беззаботной жизни и не делать ничего, что может навредить им самим. Бюрократия у Гоголя настолько захватила жизнь людей, что нос Ковалёва разоблачают не по внешним очевидным признакам, а по поддельному паспорту.
  7. Пошлость – в душах петербуржцев, изображённых Гоголем нет места искренней привязанности и любви. Они одержимы холодным расчётом и слепым стремлением удовлетворить свои низкие потребности.

Смысл

Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.

По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.

Чему учит?

Автор повести «Нос» осуждает грубость, пошлость, коррупцию, равнодушие и мелочность и заставляет задуматься о том, как мы слепы в погоне за материальными ценностями и выгодными знакомствами. Даёт нам яркий пример нездорового общества и того, как жить не надо. 

Повесть «Нос» имеет ярко выраженную мораль — учит нас мыслить шире, смотреть на мир своими глазами, а не слепо подчинятся чьим-то предписаниям. Вывод из книги можно сделать такой: нужно жить не только телом, но и душой.

Художественное своеобразие

Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:

  1. Гротеск: самостоятельность Носа по отношению к хозяину и робость Ковалева, который не может вернуть часть тела из-за разницы в чинах;
  2. Гипербола и олицетворение: Нос не только приобретает человеческие черты, но и намеревается пересечь границу и достает поддельный паспорт. Автор не только «очеловечил» его, но и наделил самобытным и авантюрным характером.
  3. Ирония: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Так автор поставил в один ряд и внешнюю особенность лица доктора, и его жену, намекая на ничтожность женщины, которая лишь прилагается к мужу как бакенбарды.

Критика

Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.

Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.

Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.

Автор: Михаил Щепин

Краткий и полный анализ повести Н. В. Гоголя «Нос»

Рассмотрите краткий и полный анализ повести Гоголя «Нос», что позволит лучше прояснить для себя это нестандартное произведение. Здесь мы видим одно из самых необычных произведений литературы. До сих пор вокруг него ведется множество споров. Первоначально Гоголь собирался печатать его журнале «Московский наблюдатель», но цензоры оценили произведение как «пошлое».

Год написания и публикации — Повесть написана в 1832-1833 гг., а впервые опубликована в 1836 году.
История создания — В основу сюжета лег популярный в те времена французский анекдот о потерянном носе. Гоголю пришлось не раз редактировать повесть. Одной из причин изменений были замечания цензуры, а второй – стремление автора донести до своего читателя идею наилучшим образом. Существовал вариант повести, когда утерянный нос был лишь результатом сновидения главного героя. Гоголь сомневался, стоит ли печатать данное произведение, но его уговорил Пушкин, найдя эту историю оригинальной и смешной.
Жанр — Повесть.
Направление — Фантастический реализм.
Основная идея — На примере истории Ковалева автор стремился показать бездуховность петербургского общества, ориентацию людей на внешнее, а не на внутреннее.
Тема — Петербургское общество 30-х годов 19 века.
Проблема — Порочность интересов, стремлений петербуржцев, следование ложным ценностям.
Композиция — Повесть имеет линейный сюжет и состоит из трех частей – завязка, кульминация, развязка.

Было интересно? Смотри еще:

  • Краткая биография Николая Васильевича Гоголь
  • Сочинение на тему «Тема маленького человека в повести Гоголя Нос»
  • Сочинение на тему «О чем заставляет задуматься повесть Нос»
  • Сочинение на тему «Реальное и фантастическое в повести Гоголя Нос»
  • Нос Гоголь Н.В. — читательский дневник
  • Краткое содержание повести «Нос»
  • Сочинение на тему «О чем предупреждает нас повесть Нос»

Рейтинг пользователей

    Николай Васильевич известен необычными литературными приемами. Некоторые из них заимствованы, но идея гоголевских произведений всегда отображает волнующие автора острые социальные проблемы. В произведении «Нос» смысл раскрывается симбиозом фантастики, комизма, сатиры и повседневной жизни Петербурга.

    Краткое содержание

    Композиция произведения Гоголя «Нос» в кратком содержании:

    1. Потеря части тела.
    2. Поиск пропажи.
    3. Восстановление облика.

    Интересно! За основу сюжета повести взят популярный в то время французский анекдот.

    Цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в утреннем хлебе нос майора Ковалева — одного из клиентов. Мужчина выбросил трофей в реку.

    Обескураженный изъяном лица мужчина ищет помощи повсюду. По дороге Ковалев встречает часть лица, отлично существующую самостоятельно. Герой бьет тревогу, но везде получает грубые отказы в помощи.

    Тем временем сбежавшая часть лица собралась пересечь границу, где была задержана. Беглеца вернули хозяину, однако тот отказался лишаться обретенной самостоятельности. Майор даже задумался о наведенной порче штаб-офицершей Подточиной, для которой не выполнил обещание жениться на дочери, оставив женщин «с носом».

    Спустя две недели, облик героя восстанавливается. Проблема решилась самостоятельно, чему Ковалев несказанно рад.

    На заметку! В «Петербургских повестях» Гоголь нередко переплетает мистические мотивы с раскрытием социальных проблем. Русская литература приобретает новое направление — фантастический реализм.

    Смысл сюжета

    В произведении «Нос» смысл превознесен над сюжетной линией. Сверхъестественной пропажей автору удалось умело передать проблему маленького человека.

    Представленные в повести образы

    Главные герои повести:

    1. Петербург. В произведениях сборника «Петербургских повестей» город наделен особым смыслом, «Нос» Гоголя — не исключение. Петербург устанавливает для приезжих определенные правила и законы. Город открывает дорогу возможностям, любой может стать независимым или резко лишиться имеющихся достижений.
    2. Майор Ковалев — «маленький человек» Гоголя. Внешность для героя чрезвычайно важна, поэтому ее неполноценность приводит мужчину в отчаяние. Ковалев отличается надменным поведением с теми, кто ниже его рангом в обществе. Майор уважителен с чиновниками, посещает выгодные званые приемы. Отделившаяся часть лица превзошла по рангу хозяина, без связей Ковалев не способен вернуть свою же собственность.
    3. Нос. Яркий образ, превзошедший собственного хозяина. Показательной становится церковная сцена. Нос искренне молится, а Ковалев оценивает привлекательную женщину, забывая о собственной душе.

    Понять смысл названия повести «Нос» помогут пословицы и фразеологизмы. Часть тела в них выступает инструментом демонстрации важности или эгоизма («задирать нос», «дальше носа не видеть»). Зазнавшийся Ковалев, надменно общавшийся с людьми ниже его рангом, лишился инструмента. После этого ему уже нечего было «задирать», а вот отделившаяся часть оказалась выше хозяина и по титулу и духовному развитию. Безносый Ковалев стал беспомощным в достижении намеченных планов.

    Проблематика повести

    В повести поднимаются темы:

    • порочности общества;
    • отсутствия нравственности;
    • лицемерия.

    Ковалев озабочен карьерой, общественным положением, женщинами, но не внутренним миром. Изъян внешности страшит его негативным общественным мнением, мешающим свершению намеченных планов.

    Примером аморальности кроме главного героя выступает цирюльник, скрывающий находку. Мужчина выбрасывает улику, страшась наказания.

    Основной смысл повести «Нос» — стремление Гоголя продемонстрировать порочность и малодушие цивилизованного городского общества. Автор не пытается предложить читателю решение проблемы, но выделяет существующие изъяны общества.

    В чем смысл концовки

    Гоголь демонстрирует благополучный финал. Отражение полноценного лица в зеркале лишает главного героя пережитых страданий от сверхъестественной пропажи. Торжество Ковалева — авторская демонстрация торжества порочности и пошлости. Вернувшийся нос подчеркивает потерю дарованного Богом человеческого облика.

    Смысл концовки произведения Гоголя «Нос» подтверждает преимущество примитивных желаний и целей над христианскими ценностями. Самоназванный майор любуется носом. Он снова издевается над слабейшими силой и статусом, продолжает начатую до происшествия погоню за вице-губернаторское место.

    В повести «Нос» смысл передан поведением маленького человека, зависимого от личных пороков. Образ Ковалева олицетворяет общество, ценности которого сводятся к низменным желаниям.

    • Сочинения
    • По литературе
    • Гоголь
    • Анализ повести Нос

    История создания

    Период создания повести «Нос» относится к 1833-1835 годам. Она написана Гоголем еще при жизни А.С. Пушкина, который высоко оценил это произведение.  Пушкину оно показалось веселым и оригинальным.  Пушкиным же повесть и была опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.  Годом ранее Гоголь пытался опубликовать ее  в журнале «Московский наблюдатель», но редакция этого журнала сочла повесть «пошлой» и вернула рукопись автору.

    Жанр и направление

    Сейчас повесть может показаться нелепой, но именно этого эффекта и добивался Гоголь. Он хотел написать смешную историю, которая отражала бы комизм и нелепость множества произведений, создаваемых в модном в то время жанре фантастической романтической повести.  Но этот жанр и не получил бы широкого распространения, если бы все общество не было проникнуто соответствующим интересом ко всему загадочному, мистическому и таинственному.

    Композиция

    По объему «Нос» — небольшое произведение.  Действие занимает двухнедельный период: с 25 марта по 7 апреля.  Композиционно повесть разбита на 3 части. Первая и третья части совсем короткие, все основные события происходят во второй части. В первой части расписано странное происшествие с цирюльником, обнаружившим нос в хлебе, во второй части – история исчезновения носа  коллежского асессора Ковалева и тщетных попыток его поисков, в третьей  – неожиданное возвращение носа на свое место.

    О чем?

    Можно сказать, что повесть «Нос» – это произведение о бегстве носа с лица своего хозяина, его превращении в статского советника и о внезапном его возвращении ко своему владельцу. Только, конечно же,  оно о чем-то совсем другом – о том, что сообщается автором бегло, как бы вскользь.  В процессе чтения повести как будто само собой раскрывается, например, то, чем живут чиновники того времени, чем они занимаются, о чем помышляют, как строят карьеру, как общаются между собой, как относятся к простым людям и т.д. Кроме того, в повести выводятся характеры людей, принадлежащих к разным сословиям. Так что можно сказать и то, что «Нос» — это произведение о нескольких, довольно распространенных в России в первой половине XIX века типах людей, а также о несуразностях и противоречиях, царящих во времена Гоголя в российском обществе.  

    Главные герои и их характеристика

    Главным героем повести является коллежский асессор Ковалев. Свой чин и ранг майора Ковалев получает во время службы на Кавказе. Гоголь заостряет на этом факте внимание, чтобы подчеркнуть, что Ковалев добивается их не совсем честным путем.  В тот момент, когда он обнаруживает исчезновение носа, Ковалев проживает в Петербурге, куда он является, чтобы добиться назначения вице-губернатором, либо поступить на службу в какой-нибудь департамент. Всегда весь с головы до ног начищенный, разодетый, он любит важно расхаживать по Невскому проспекту и всем пускать пыль в глаза (не случайно сбежавший от Ковалева нос воплощается ни много ни мало в статского советника!) Время от времени он зазывает к себе на квартиру простых женщин, а жениться собирается только по расчету.

    В числе других главных героев повести можно назвать цирюльника Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич – типичный пьяница, который, впрочем, работает. Это тихий, опустившийся человек, каковых тоже немало в России. Иван Яковлевич женат, и находится у жены под каблуком. По своему поведению он противоположен Ковалеву.

    Нос майора Ковалева, «виновник» произошедшей кутерьмы, после того как он исчезает с лица своего хозяина и принимает человеческий облик, тоже начинает выступать в роли главного героя.  Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде.

    Темы повести

    Основными темами повести являются понимание смысла жизни и ее ценностей такими людьми, как Ковалев, а также уже упоминавшееся распространение в обществе тяга к мистическому.  

    Проблемы

    В числе основных проблем можно назвать карьеризм, который искажает  подлинный смысл жизни для личности, процветание в обществе чинопочитания, узости ума и др.

    Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом обретении носа, попал «в десятку».  Он затронул многие социальные проблемы своего времени, такие как крепостничество, взяточничество и мракобесие. Большое число фрагментов повести было вымарано цензурой. Возвращены были эти фрагменты в текст  уже только в изданиях советского периода.

    Смысл произведения

    Между тем,  без этих фрагментов произведение во многом утрачивало свой смысл. Из текста были исключены такие сатирические моменты, как сцена встречи Ковалева с носом в Казанском соборе, или такие как  эпизод, в котором рассказывается о сахарных головах, которые частный пристав принимает в качестве взяток. Было исключено и  замечание пристава о неприличном поведении майоров, которые таскаются по неприличным местам и др. 

    Без всех этих деталей можно было подумать, что смысл произведения заключался не в том, чтобы показать абсурд происходящего вокруг, в повседневной жизни, а в том, чтобы показать то, что абсурд творится в голове автора, что, конечно же, не так.  Впрочем, для современников Гоголя смысл произведения все равно оставался достаточно понятным. Ведь даже и сюжет на тему приключений носа был взят из ходивших в то время историй и анекдотов. Один из таких анекдотов упоминается даже в дневнике Пушкина, еще в 1815 году. А в 1833 году Пушкин в своем дневнике упоминает те же слухи о «танцующих стульях»,  о которых в своей повести пишет  Гоголь.

    Чему учит?

    Чему учит произведение? Как всякое великое произведение, оно учит разному: каждый должен найти в нем что-то свое.  Кого-то оно должно заставить задуматься о смысле жизни, правильным ли путем идет этот человек, другой, возможно, задумается о роли сплетен, непроверенных, недостоверных слухов в частной и общественной жизни. В любом случае, мы не ошибемся, если скажем, что это произведение учит анализировать происходящее и относиться к нему критически.

    Художественное своеобразие

    Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. «Нос»  относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению.  В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения.

    2 вариант

    Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

    По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

    Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

    В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.

    Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

    Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

    Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа.

    Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

    Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

    Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

    Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

    В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

    Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина.

    Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

    Анализ произведения 3

    Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».

    В основу сюжета положен обычный анекдот, популярный в гоголевские времена о сбежавшем от хозяина носе. Иван Яковлевич по профессии цирюльник, проживает со своей женой. Одним из обычных завтраков находит Иван Яковлевич в хлебе нос. Понял цирюльник, что находка принадлежит Ковалеву. Он выкидывает нос в реку. Тем временем коллежский асессор Ковалев обнаруживает пропажу, он решает заявить в полицию, но по дороге встречает свой нос, одетого как богатый человек. Нос садиться в карету и едет в церковь, где важно молиться. Потеряв из виду свою пропажу, расстроенный Ковалев , посетив пристава, возвращается домой. Полицейский приносит ему нос, объявляя, что по поддельному паспорту нос хотел сбежать в Ригу. Как не старался асессор, нос на место не прирастал. Доктор отказался оказать ему в этом помощь. Заканчивается повесть удивительным прирастанием носа на место. Ковалев вновь обрел возможность нюхать табак.

    Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.

    Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.

    Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.

    С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Анализ повести Нос

    Анализ повести Нос

    Популярные сегодня темы

    • Город в романе Преступление и наказание сочинение

      Роман «Преступление и наказание» был впервые Федором Михайловичем Достоевским опубликован в 1866 году и сразу вызвал бурное обсуждение у современников писателя. Споры и дискуссии вокруг произведения не утихают до сих пор как среди

    • Сочинение Ковалевская — женщина математик

      Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина профессор и математик. С самого детства отличалась гибким умом и особой тягой к уравнениям и различным формулам. Является выдающимся ученым того времени

    • Таблица с характеристиками героев Горе от ума

      В данном великолепном произведении показаны герои, которых автор описал достаточно ярко, правдоподобно и интересно. В их образах содержится большой скрытый смысл по тому, как нужно вести суждения о личностях.

    • Анализ сказки Подарки феи Перро

      Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

    • Сочинение Мечта всегда крылата — она обгоняет время (Конёнков)

      Человеческие мечты и стремления чаще всего представляют из себя стремление к материальному благосостоянию, какой-то обособленности, жизни в достатке и так далее. Однако, не все мечты такие

    1. Сочинения
    2. По литературе
    3. Гоголь
    4. Анализ произведения Нос

    Анализ произведения Гоголя Нос

    Повесть «Нос» относится к жанру фантастического реализма. Обращение к фантастике наиболее полно выражает всю абсурдность забот чиновника, не уходящих далее своего носа. В то время, как он должен все-таки заниматься делами простого народа.

    Главной темой повести можно назвать социальное неравенство и тему маленького человека, ставшую уже излюбленной Гоголем.

    Н.В. Гоголь в своей повести поднимает такие проблемы, как ограниченность обывательскими интересами, озабоченность мнением общества, безнравственность и лицемерие. Основная идея повести «Нос» заключается в том, чтобы подчеркнуть негативные черты общества Петербурга тех времен – трусливость перед вышестоящими и безнравственность. Автор не берет на себя ответственность за исправление общества, он только помогает определить проблемы. В повести отчетливо видно осознание автором того, что любые его действия для улучшения ситуации бессмысленны, и по этой причине он лишь обнажает уродливые изъяны общества. Повесть дает нужный эффект, и многие читатели узнают в ней себя или некоторых своих знакомых.

    Николай Васильевич не скупится на различные выразительные средства в данной повести. Он делает нос полноправным человеком и более того – использует гротеск для того, чтобы показать каких масштабов может достигнуть маленькая часть лица. Нос превосходит своего владельца, он занимает более высокое положение в социуме и намерен уехать за границу. Чего сам главный герой майор Ковалев пока не может себе позволить. Гоголь описывает майора как обычного провинциала, не имеющего образования. Круг его желаний не уходит дальше места вице-губернатора, и брака по расчету, а неуемный карьеризм делает майора жертвой своих же устремлений. Своеобразная попытка автора образумить Ковалева естественно не приводит к желаемому результату, ведь главная задача Гоголя состояла в том, чтобы показать комичность положения майора. Нос создавал маску успешности и благополучия, прикрывающую зависть, взяточничество, необразованность, тщеславие и преклонение перед чинами.

    Сатирическая фантасмагория в повести гармонично совмещается со скучноватым повествованием о чиновно-бюрократическом Петербурге, удачно освещая проблематику произведения.

    Анализ повести Нос (2 вариант)

    Повесть «Нос» — это одно из известных произведений Николая Гоголя. Повесть имеет интересную историю создания. Автор работал над текстом в течение 1832-1833 года. Повесть была основана на известном в то время французском анекдоте о носе, который начал жить самостоятельной жизнью. Существовали вариации и с другими частями тела, но Гоголь решил остановиться на первоначальной версии. Повесть «Нос» вошла в сборник «Петербургские повести».

    Жанр произведения оценивается как повесть — текст среднего объёма, в котором действует несколько сюжетных линий и героев больше, чем в рассказе. Повести присуща динамичность. Если говорить точнее о направлении, то это фантастический реализм — повествование о реальных событиях с элементами фантастики. Для этого направления характерно сосредоточение внимания на острых социальных проблемах.

    Сюжет повести основан на том, что цирюльник во время трапезы находит в своем хлебе нос своего клиента Ковалёва. Герой выбрасывает его в реку во избежание проблем. Ковалёв сразу замечает пропажу носа, поэтому пишет заявление в полицию. Затем нос нашёлся, но не хотел возвращаться на прежнее место. Проблема разрешилась сама собой спустя некоторое время. В произведении поднимается несколько тем. Одна из них — это социальное расслоение, проблема маленького человека. Каждый герой занимает определённое положение в иерархии общества, но не всегда оно обусловлено образованием и моральными качествами человека. Ковалёв, не обладающий высоким чином, не может, например, написать в газету о пропаже своего носа. Майор озабочен своим положением в обществе, поэтому он расстраивается, когда видит, что его нос имеет более высокий чин, чем он сам. Поднимается в произведении и тема нравственности. Ковалёв — бездуховный человек, которого волнуют только материальные ценности.

    Одним из главных героев является Петербург — это обособленное место со своими правилами, где возможно всё. Ведь даже нос героя смог начать жить своей отдельной жизнью. В его образе выражен недосягаемый идеал для Ковалёва. Нос имеет высокий чин, дорогой мундир. Отличается нос и высокими моральными качествами в отличие от своего хозяина, который лишён духовности. Ковалёв не имеет образования, но служит в армии, поэтому имеет небольшой чин и стремится к повышению в звании. Его интересует лишь материальная сторона жизни, поэтому герой осуждается автором. Кроме главных героев в действии принимают участие и второстепенные — цирюльник, полицейский.

    Повести присуща определённая композиция: экспозиция, завязка; кульминация, развязка. В первой части автор знакомит читателя с героями произведения и вводит его в курс событий. Во второй писатель подробнее говорит о Ковалёве. Герой обнаруживает пропажу носа, пытается его найти, и, наконец находит, но не может вернуть его на прежнее место! Всё благополучно разрешается в развязке, когда герой просыпается, и его лицо выглядит как обычно.

    Повесть «Нос» — это сложное произведение с определённым посылом читателям.

    Вариант 3

    Повесть «Нос» Николая Васильевича Гоголя написана в начале 1830-х годов на основе популярного в то время французского анекдота о пропавшем носе. С написанием повести было связано немало проблем, Гоголь несколько раз переписывал её (например, до нас дошёл финал, где все события оказывались лишь сном главного героя), а без вмешательства Александра Сергеевича Пушкина цензура не пропускала «Нос» в печать.

    Суть повести заключается в раскрытии реальных социальных проблем российского и, в частности, петербуржского общества через мистические события, выдуманные автором. На тот момент писатель уже создал и опубликовал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», поэтому публика вполне благосклонно восприняло такой «фантастический реализм».

    Весь сюжет произведения можно уложить в несколько предложений : «Коллежский асессор по фамилии Ковалёв теряет свой нос, который начинает жить самостоятельной жизнью независимо от своего хозяина. Неожиданно для Ковалёва, нос возвращается на его лицо, всё приходит в первозданный вид». Так же в самом начале описывается быт цирюльника, который и нашел сначала нос Ковалёва, но для основного сюжета эта часть повести играет не самую важную роль.

    Гораздо интереснее, чем фантастический сюжет, является идейный смысл, заложенный Гоголем в произведение. Взяв за основу реальность (вплоть до названий улиц и дат, описания быта людей того времени), Николай Васильевич внёс в историю абсурдное событие – пропажу носа, который стал независимой от своего хозяина личностью и добился чина выше самого Ковалёва. Это было сделано для показания абсурда, который происходит в жизни петербуржского общества и особенно государственных служащих. Ковалёв грубит извозчику, грубит цирюльнику, но с чиновниками, которые выше его по рангу, он заискивает и выслуживается. Но что же делать, если такой чиновник это твой собственный нос? 

    Гоголь ставит своего героя в неловкое положение для того, чтобы у читателя, ведущего себя так же, как и Ковалёв, возникли похожие чувства. Высмеивается писателем и «обязательная» грубость и заискивание в иерархии – общество настолько поклоняется перед рангами, что не нагрубить низшим по чину, и не выслужиться перед высшими чинами становится попросту ненормальным. Именно для раскрытия абсурдности суждения о человеке только по его социальному положению, абсурдности закрепления за человеком определенной модели поведения в соответствии с таким положением в обществе, писатель и вносит в повесть этот фантастический элемент – пропажу носа.

    10 класс

    Анализ произведения Нос

    Анализ произведения Нос

    Несколько интересных сочинений

    • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение

      Федор Иванович Тютчев известен своим гениальным поэтическим талантом и умением тончайшим образом передавать сложные философские вещи, делать яркие психологические зарисовки, создавать по-настоящему прекрасные

    • Твір на тему Дон Кіхот

      Іспанська література на початку 17 століття подарувала нам образ Дон Кіхота – незграбного лицаря на охлялому коні. Проте цей образ навіки став уособленням шляхетності, чесності й людяності

    • Сочинение на тему Правила дорожного движения

      С тех пор, как человек изобрёл колесо, началась эра сначала двухколесного, а потом трёх- и четырёхколёсного транспорта. С каждым годом машин на улицах городов становится всё больше и больше

    • О чем заставляет задуматься роман Дубровский Пушкина сочинение

      В романе Пушкина А.С. «Дубровский» мы знакомимся с двумя помещиками, которые были друзьями до определенного времени. Звали их Троекуров Кирила Петрович, он слыл самодуром, а все потому что имел большие капиталы и Дубровский

    • Мачеха в сказке 12 месяцев Маршака сочинение

      В сказке Маршака «Двенадцать месяцев» хорошо выражен образ мачехи. Однако, чаще автор использует слово «старуха», чтобы показать читателю возраст и скверность женщины.

  • В чем смысл рассказа каникулы брэдбери
  • В чем смысл рассказа кавказский пленник краткий ответ
  • В чем смысл рассказа знает кошка чье мясо съела толстого
  • В чем смысл рассказа дубровский
  • В чем смысл рассказа господин из сан франциско кратко