В чем смысл рассказа попрыгунья

Произведения А.П. Чехова поражают своей жизненностью, натуральностью, тем, как легко и естественно в них перекликаются комичность и драматичность сюжета. То же можно наблюдать и в рассказе «Попрыгунья», анализ которого предлагает Вам премудрый Литрекон, как помощь в подготовке к уроку литературы или сдаче ЭГЭ.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7  Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл 
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Рассказ «Попрыгунья» был создан А. Чеховым в 1891 году и опубликован в журнале «Север» в 1892 году. Первоначально рассказ имел название «Великий человек», но затем автор сместил акцент на женского персонажа — Ольгу Ивановну, жену Дымова. 

Автор отталкивается в произведении от реальных личностей, знакомых ему – это врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья, а также известный столичный врач, Илларион Иванович Дуброво. Настоящим прототипом Дымова явился врач Дуброво, умерший от дифтерита, после того, как использовал метод, описанный в рассказе, для излечения больной дочери дворянина Куроедова. Прототипом же художника Рябовского сделался друг Чехова, художник Исаак Левитан. Он, кстати, очень обиделся на него за это и хотел вызвать на дуэль. После выхода книги они не общались три года. С Софьей Павловной они и вовсе никогда больше не контактировали. При этом важно понимать, что сам автор отрицал наличие каких-либо прототипов. Но реакция общества говорит о том, что писателю удалось отобразить максимально реальную историю.

Жанр, направление

Жанр произведения «Попрыгунья» — рассказ. Направление – реализм, при котором автор простым, ясным языком активно развивает жизненную и близкую каждому из нас проблематику, с подробным изложением деталей. 

В рассказе присутствует оттенок сатиры, тем не менее его можно воспринимать и как философскую притчу.

Композиция и конфликт

Рассказ «Попрыгунья» состоит из восьми глав, в которых описывается отрезок жизни молодой женщины, Ольги Ивановны, после свадьбы, в замужестве с Осипом Степановичем Дымовым. 

  • В завязке, в первых трёх главах рассказа «Попрыгунья» главная героиня вполне счастлива, но затем, по мере развития действия, она начинает всё более отдаляться от мужа и вступает в связь с художником Рябовским. 
  • Кульминация наступает, когда Дымов смертельно заболевает, а Ольга Ивановна переживает мучительное раскаяние, за то, что не оценила этого редкого человека. 
  • И наконец наступает развязка – смерть Осипа Степановича и отчаяние Ольги Ивановны. 

Конфликт в произведении зарождается практически с самого начала и набирает силу по мере развития действия. Ольга Ивановна не удовлетворена обществом своего мужа, считает его слишком простым и неинтересным, она не понимает его и ищет для себя другой жизни. Дымов в свою очередь не понимает людей искусства, и сам он тоже кажется таким людям ненужным и лишним в их обществе. Таким образом, происходит конфликт взглядов. 

Кроме того, постепенно назревает конфликт отношений – Дымов догадывается об измене жены и начинает от неё отдаляться. Тот же конфликт отношений происходит у Ольги Ивановны с Рябовским – женщина чувствует себя обманутой и преследует художника, который открыто тяготится ею. 

К Ольге Ивановне выражает презрение друг Дымова, Коростелёв, по мере действия его презрение усиливается к жене его обманутого друга.

Присутствует в произведении и внутренний конфликт главной героини с самой собой. Она всё сильнее ощущает свою вину, мучается, но не может сознаться перед мужем. Она продолжает преследовать Рябовского, понимая своё унижение и бесполезность таких действий, страдает от этого, но не может оставить такое поведение. В конечном итоге женщина приходит к полному отчаянию и разладу с самой собой. 

Смысл названия

Название рассказа «Попрыгунья» отражает сущность его главной героини – её легковесность и легкомыслие, неумение думать о других людях и последствиях своих поступков. 

В названии отражается и судьба главной героини, которая «прозевала» — «пропрыгала» — своё счастье. Кроме того, выражается справедливая оценка её автором. Можно заметить отсылку к басне Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела». Так и Ольга поздно спохватилась, когда зима ее жизни уже наступила, и ничего нельзя было изменить.

Суть: о чём рассказ?

Ольга Ивановна, обаятельная миловидная блондинка, и её муж, Осип Степанович Дымов, талантливый врач, недавно поженились. Они счастливы в браке, не имеют большого достатка, но вполне обеспечены, чему способствует Осип Степанович, работая в двух больницах. Ольга Ивановна, одарённая творческими способностями, любит окружать себя известными людьми искусства – художниками, музыкантами и т.д., она часто устраивает для них вечера у себя дома. Муж Ольги Ивановны не принимает участия в этих вечеринках, но не возражает против них. 

Ольга Ивановна всё сильнее вовлекается в жизнь «великих людей», которых постоянно отыскивает. Она начинает отдаляться от мужа, всё чаще покидает его, и наконец, поддаётся любовным чарам талантливого художника Рябовского, очень красивого молодого человека. Однако увлечение Рябовского оказывается кратковременным – он быстро начинает тяготиться Ольгой Ивановной и избегать её. Ольга Ивановна чувствует обиду, также угрызения совести, она хочет признаться мужу в измене, но не решается на это. Дымов тем временем начинает догадываться об измене жены и отдаляется от неё. 

Ольга Ивановна, чувствуя отдаление от неё мужа, отчаянно пытается вернуть Рябовского – разыскивает его по всем общим знакомым, устраивает ему сцены ревности. Однажды, придя домой, Ольга Ивановна узнаёт, что её муж болен и не выходит из кабинета. Дымов просит жену позвать его друга Коростелёва. Коростелёв рассказывает Ольге Ивановне о том, что Дымов накануне отсасывал дифтеритные плёнки из горла больного ребёнка. Ольга Ивановна, опасаясь за жизнь мужа, ощущает горькое раскаяние и презрение к себе, она желает искупить свою вину и возместить мужу все обиды. Оценивая свою жизнь, Ольга Ивановна понимает, что Дымов и был самым великим человеком из всех найденных ею знаменитостей, но остался неузнанным ею. Она жаждет начать жизнь заново и всегда быть верной Дымову, однако утром узнаёт о его кончине. Подробнее о содержании «Попрыгуньи» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Попрыгунья» кратко изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

Герой Характеристика
Ольга Ивановна Двадцати-двухлетняя молодая женщина из семьи врача, сама связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Ольга Ивановна обладает тонким художественным вкусом и сильным эстетическим чувством, одарена способностями к искусствам. У Ольги Ивановны живой и весёлый характер, она обаятельна и изысканна, чувствительна и сентиментальна. При этом она легкомысленна, эгоистична, из-за чего происходят все её дальнейшие беды. 

Кроме того, Ольга Ивановна обнаруживает малодушие в своей натуре – понимая, что поступает неправильно, она не находит в себе силы примириться с мужем, но упрямо пытается вернуть то, что давно потеряла. Позже Ольге Ивановна оказалась способна на трезвую оценку себя и глубокое раскаяние, тем не менее, разрушение, которое она нанесла своей семье и собственной душе, ей не удалось исправить одним желанием. 

Осип Степанович Дымов  31-летний талантливый врач, целиком отдающийся своему призванию, он работает в двух больницах, изо всех сил стремится совершенствоваться и содержать семью. Его друзья и тесть, отец Ольги Ивановны, предсказывали ему великое будущее. При этом Осип Степанович предельно скромен, бескорыстен, добр и великодушен. Этого редкого человека часто не ценят и не замечают из-за его скромности, в том числе собственная жена. Осип Степанович очень любит свою жену, признаёт все её увлечения и образ жизни, готов прощать её и сострадать при всём её вероломстве. Смерть Осипа Степановича целиком соответствует его натуре – он жертвует собой, спасая больного мальчика. 
Пётр Рябовский Одарённый художник 25 лет, с красивой поэтической наружностью. Рябовский ведёт богемный образ жизни, работает по вдохновению, а в своей жизни и отношениях с людьми руководствуется лишь своим настроением. Очевидно, он считает своё мастерство слишком значительным, чтобы обращать внимание на чувства других людей и сдерживать себя в своих желаниях. Он заводит роман с Ольгой Ивановной и вскоре без сожаления бросает её, потеряв к ней всякий интерес. 
Коростелёв Товарищ Дымова и его коллега, с которым Дымов часто общается, столкнувшись с изменой своей жены. Коростелёв искренне болеет душой за Дымова и презирает Ольгу Ивановну, не оценившую вовремя своего мужа. Во время болезни Дымова, Коростелёв остаётся у постели больного до самой его кончины.

 Темы

Тематика рассказа «Попрыгунья» близка и понятна читателю, кем бы он ни был:

  • В произведении затронута тема любовного треугольника, также тема отношений в любви и браке. Насколько они хрупки и сложны, как трудно их построить и легко утратить, как велика ответственность обеих сторон в таких отношениях. Ольга не ценила брак, считая его обыденностью и мещанской условностью, но в трудное время ее жизни только муж был для нее надежной опорой. 
  • Также автором раскрыта тема загадочной женской души, которую можно наблюдать на примере притягательной и легкомысленной Ольги Ивановны. Она любила мужа, но не уважала его, ведь ее ослеплял блеск богемного общества. Связь с художником была ее попыткой влиться в этот круг, но неудача заставила ее разочароваться в своем окружении, и в адюльтере.
  • Присутствует в рассказе тема нравственности и духовного созидания: идеалом автора является Осип Дымов, который трудится во благо общества, развивается сам, но не выпячивает свой талант напоказ.   
  • Тема искусства раскрыта незаурядно: автор показал чванливость и эгоизм одаренных людей, которые не делают чего-то сверхчеловеческого, но гордятся так, будто держат землю на своих руках. Чехов уважал и любил искусство, но отказывался оправдать тех, кто объяснил им низость своей души.
  • Автор высоко ценит преданность своему ремеслу и поднимает в рассказе тему труда. Ольга лишь увлекалась, но не могла взяться за что-нибудь всерьез, поэтому она скучала. А вот ее муж обрел призвание в труде и был счастлив.

Проблемы

Проблематика рассказа «Попрыгунья» не менее интересна даже сегодня, когда читателя окружают другие реалии:

  • В рассказе одной из главный является проблема противопоставления эгоизма и жертвенности, любви и измены, что мы наблюдаем в отношениях Ольги Ивановны и её мужа. Женщина думала лишь о себе и подорвала доверие супруга, разрушив семью. Осип до последнего старался сохранить семейный очаг ценой своего мужского самолюбия.
  • Другой проблемой выступает противопоставление науки и искусства, спор, существовавший извечно, и который имеет место в произведении Чехова. Автор ставит науку выше, потому что она требует методичного и серьезного труда, который вынуждает многих людей жертвовать собой ради очередного научного прорыва. Творчество же — приятный процесс, который люди превозносят, но не могут объективно оценить.
  • Также проблемой является недооценка нравственности, скромности, трудолюбия – эти качества Дымова не ценит ни жена, ни её окружение, что и приводит в дальнейшем к трагедии. Люди бросаются в погоню за тем, что само себя им навязывает и выпячивает. Истинных героев они не замечают, потому что настоящий героизм не такой яркий и притягательный, как помпезность и пафос болтунов.
  • Проблемой в произведении является и потеря близкого человека, невозможность искупить вину и исправить ошибку.
  • Самой же главной проблемой в рассказе «Попрыгунья» выступает крах и опустошение человеческой души, не умеющей избрать для себя приоритетом лучшие ценности. Душа теряет всё, в первую очередь — саму себя, из-за попрания святого и истинного, что произошло невзначай, из-за эгоизма и бездумности.

Смысл 

Основная идея произведения «Попрыгунья» – показать сущность эгоизма и легкомыслия, как и их чудовищные плоды. При этом ярко освещается и другая сторона картины – скромная непритязательная жизнь и самопожертвование, не получившие признания в реальной жизни. Эти высокие качества вызвали трепет и восхищение у окружающих, лишь когда эта скромная жизнь угасла. Ольга потеряла свою любовь, но опомнилась лишь тогда, когда было поздно. Она осознала, что все это время лишь «прыгала» — то есть ничем важным не занималась, в отличие от мужа, которого не понимала. 

Главная мысль Чехова в рассказа «Попрыгунья» — приоритет честного и общественно значимого труда над самолюбованием в формате искусства. Великим можно считать только того человека, который служит обществу верой и правдой и отдает всего себя светлому и честному труду.

Чему учит?

Рассказ «Попрыгунья» учит трудолюбию и предостерегает от душевной пустоты и бездумности, от духовной лени и лёгкого отношения к жизни. Напоминает о том, что подобный образ жизни непременно будет иметь трагические последствия. Это и есть вывод автора.

Автор заставляет задуматься о том, что нужно ценить простых, трудолюбивых и искренних людей, пока те живут рядом с нами, помнить, что в любой миг может стать слишком поздно это делать. Предостерегает автор и от опасности не увидеть вовсе таких людей из-за собственного эгоизма и погони за пустыми вещами.

Также в рассказе можно увидеть предостережение о том, как можно оказаться игрушкой собственных желаний и прихотей, утратить уважение окружающих и самого себя в погоне за ускользающим мнимым счастьем. Такова мораль произведения «Попрыгунья».

Критика

Вот как высказывается о творчестве А.П. Чехова его современник М.Г. Зельманов:

«После непродолжительного перерыва в своей литературной деятельности, Чехов сразу выступил с тремя произведениями: повестью «Дуэль», рассказом «Жена» и очерком «Попрыгунья». Ввиду упомянутого перерыва, предшествовавшего появлению на свет этих произведений, можно думать, что это – наиболее зрелые произведения молодого писателя, наиболее обдуманные и отделанные…»

А вот что говорит другой современник автора о его произведениях, С. А. Андреевский:

«Попрыгунья», несомненно, причислится к жемчужинам между нашими новеллами. Вы не найдёте другого такого рассказа, где бы простота и терпимость благородного, поистине великого человека выступала бы столь победно…»

Рассказ высоко оценил и Л.Н. Толстой, в частности, он назвал его «превосходным».

Историк литературы А. Липовский заметил, что главный герой произведения относится к «лишним людям», поэтому данный рассказ ценен еще и тем, что читатель укал отношение Чехова к этому популярному типажу. Если «маленького человека» автор высмеивал, то лишнему — сочувствовал.

Свое мнение о книге выразил и знаменитый писатель и советский диссидент А.И. Солженицын:

Рассказ, по мнению Солженицына, написан в не свойственной Чехову утрированно-сатирической манере; это объясняется характером богемной компании, которая «такая и есть, не столько уж и преувеличений». В героине писатель увидел «бедствие для всех»; особенно его задел эпизод, когда, узнав о болезни мужа, Ольга Ивановна «идёт посмотреть себя в зеркале». От Дымова Солженицын ждал поступка: «Где край этому неправдоподобному терпению? Объяснить его безмерной любовью к жене? — так нет этой любви. А есть — непомерное, невообразимое благородство. И когда это завершается смертью — то постройка (драматической силы, тоже не характерной для Чехова) вот и завершена. И уже — лишние, ослабляют назидательные разъяснения, какой он был великий человек»

Автор: Диана Горина

Известно, что прототипами главных героев были взяты реальные люди, с которыми автор долгое время был знаком. И которые, после выхода в свет данного рассказа, прекратили с ним всяческое общение, узнав себя в описываемых героях.

В самом начале название было совсем другим, а именно «Великий человек», но потом Чехов решил сделать упор на семейные взаимоотношения и поменял его. Уже само название «Попрыгунья» описывает нам характер главной его героини. Ольга Ивановна представлена пустой, эгоистичной и легкомысленной девушкой. Она вышла за доктора Осипа Дымова, но не удовлетворена своей замужней жизнью, ей скучно. Ей хочется других эмоций, она окружает себя людьми искусства, это актеры, певец, музыкант, художники. Находиться среди шума, веселья становится ее смыслом жизни. Она увлекается этими людьми, учится их ремеслу. Абсолютно игнорирует своего мужа, не замечает его чуткого отношения и всего, что он делает для нее. Ольга думает только о своих увлечениях, комфорте, интересах. Поверхностна и не умеет отделить главное от второстепенного.

Сам Дымов предстает перед нами человеком далеко не заурядным. Он талантливый врач, скромный и трудолюбивый, с добрым, любящим и благородным сердцем. Но, к сожалению, жена не замечает этого, ведь она оценивает людей не за личные качества, а за их достижения, известность. Внешне неприметный и малоинтересный, наш герой, на самом деле, наделен прекрасными и редкими личностными качествами.

Дымов служил Ольге, глубоко и преданно, прислуживал ее знаменитым и постоянно сменяющимся гостям. Он кажется им ненужным, лишним, и сам, в свою очередь, не понимает всех этих людей искусства, но, чтобы угодить жене, продолжает принимать их. Человек огромной души, он любит и старается всячески угодить жене, поддержать. Даже когда догадывается об измене – Дымов ни словом не упрекает ее. Наоборот, страдая, он находит в себе силы утешать жену. А Ольга же чувствует себя обманутой и брошенной художником Рябовским, страдает и продолжает преследовать его, хотя мужчину явно удручает такое внимание.

К полному отчаянию и рассогласованности с самой собой Ольга приходит тогда, когда после гибели мужа (Дымов, спасая больного ребенка, заражается дифтеритом и умирает) она понимает, каким талантливым, добрым, благородным, великодушным был ее муж. Узнает, каким успешным и одаренным ученым он был, вспоминает, как ценил Дымова ее покойный отец. Она не разглядела его талант. Ольга горюет, плачет, но опять же, в первую очередь она жалеет себя, что осталась одна, в полном бессилии и без поддержки. Оплакивает не человека, а талант, знаменитость, которую она не сумела разглядеть в своем скучном муже.

Своим произведением А. Чехов осуждает эгоизм, самолюбование, черствость и легкомыслие главной героини, из-за которых развязалась такая трагическая концовка. Он учит нас ценить тех, кто рядом, любить, уважать и поддерживать близких людей. Раскрывает тему служения, самопожертвования, которые, к сожалению, очень редко ценятся в нашем обществе. У читателей возникает много опросов, один из них о том, а стал бы Дымов так рисковать собой, если бы был понят и принят своей женой? Возможно, все закончилось бы иначе, кто знает.

Главная героиня всю свою жизнь бегала за знаменитостями и, к сожалению, слишком уж поздно осознала, какой великий человек был с нею рядом, любил ее и заботился о ней. К сожалению, иногда может быть слишком поздно.

Не стоит забывать, что «Попрыгунья» — это не только о предательстве, равнодушии и глупости. Это еще и о любви — большой, чистой и бескорыстной. Любви «несмотря на». И от того еще более трагичной.

Анализ «Попрыгунья» Чехов

Анализ «Попрыгунья» Чехов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 405.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 405.

Обновлено 26 Июля, 2021

ногие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно всё: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплёл иронический и трагический тон. Рассказ повествует о ветреной молодой женщине, чей характер и нашёл отражение в названии произведения. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1891.

История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковым и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.

Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.

Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.

Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.

Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.

Тема

Мотив любовного треугольника издавна распространён в литературе. Звучит он и в анализируемом произведении А. П. Чехова. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.

В центре произведения несколько тем – любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется морально-нравственная проблематика.

Система образов неразветвлённая. Главную роль играют Дымов, Ольга Ивановна и Рябовский. Внешности героев писатель уделяет мало внимания, так как сосредоточен на их переживаниях.

Из первых трех частей читатель узнаёт о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Герой очень любит свою супругу, готов работать ради неё на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно её интерес к приземлённому Дымову угасает.

Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдаётся» только искусству.

Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подаёт. Всё своё свободное время он проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученые разговоры неинтересны.

Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно.

Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.

Идея рассказа ­– показать, как человек, ослеплённый эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.

Композиция

Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, анализ «Попрыгуньи» следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.

Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылёва. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определённые выводы.

Жанр

План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. Жанр «Попрыгуньи» – рассказ, о чём свидетельствуют такие признаки: небольшой объём, главную роль играет сюжетная линия Дымова и Ольги Ивановны, главных героев всего два. Направление рассказа А. Чехова «Попрыгунья» – реализм, так как в нём описаны реальные события либо события, которые могли иметь место в жизни.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Подоляко

    9/10

  • Sherzod Toshtemirov

    9/10

  • Эльвина Мамедова

    6/10

  • Салтанат Омарова

    10/10

  • Жанна Янукович

    10/10

  • Галина Заблоцкая

    10/10

  • Александр Немера

    8/10

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 405.


А какую оценку поставите вы?

Попрыгунья главные герои

История создания

Идея написать рассказ появилась у писателя в 1981 году. Изначально он назывался «Великий человек», но во время второй редакции Чехов решил акцентировать внимание на семейных отношениях и поменял название. В качестве основы он выбрал любовный треугольник, который существовал на самом деле: признанный врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, любившая разные виды искусства.

Прообразом для главного героя Осипа Дымова стал Илларион Иванович Дуброво, известный на то время московский врач, умерший от дифтерии после того, как применил описанный в рассказе способ, чтобы излечить больную дочь дворянина Куроедова.

Попрыгунья чехов

Художник Рябовский имеет много одинаковых совпадений в характере с другом Чехова Исааком Левитаном. Последний в итоге так обиделся за это на писателя, что хотел вызвать его на дуэль, а после того как книга вышла, они не разговаривали друг с другом около трёх лет. С Софьей Павловной автор и вовсе перестал контактировать. Несмотря на то что сам Чехов отрицал наличие каких-либо первообразов, реакция читателей показала: писатель сумел отобразить историю максимально реалистично.

Вложенный смысл

Чехов в «Попрыгунье» анализирует каждую отдельную ситуацию, в которую попадают главные герои. В рассказе показано, насколько велика разрушительная сила эгоизма, безрассудности и легкомыслия. При этом раскрыта и другая сторона жизни: самопожертвование, скромность и непритязательность, которые никогда не будут по достоинству оценены обществом. Эти высокие качества вызывали трепет и восхищение только тогда, когда жизнь человека угасала.

Главная героиня утратила свою любовь и опомнилась, когда уже было слишком поздно. Она поняла, что всю жизнь только «прыгала» как стрекоза, особо ничем не занимаясь, в отличие от супруга, которого не сумела понять. Основная мысль, которую заложил автор в свой рассказ — это преимущество честного и полезного для общества труда над самообожанием людей искусства. Человек с большой буквы служит людям верой и правдой и посвящает себя честному труду.

Жанр и направление

Попрыгунья чехов анализ произведения

Произведение относится к позднему периоду творчества автора. В это время он писал больше в жанре реализма, который характеризуется ясностью изложения, простотой мысли и насыщенной проблематикой. «Попрыгунья» также написана в этом жанре. Несмотря на то что в произведении присутствует оттенок сатиры, многие воспринимают его как философскую притчу. Рассказ построен таким образом, что читатели ещё долгое время остаются вовлечёнными в произведение, пытаясь понять явные и скрытые смыслы.

Композиция и конфликт

Книга имеет 8 глав, где показана жизнь девушки Ольги Ивановны и её супруга Осипа Степановича Дымова. Содержание первых показывает, что женщина счастлива, но по мере того, как развивается сюжет, она всё больше отстраняется от мужа и заводит роман на стороне с художником Рябовским. Неверная жена не может открыться и всё рассказать мужу, но Дымов уже начал догадываться обо всём сам. Он пытается как можно чаще бывать дома, достигает больших успехов в науке, но заражается страшной болезнью — дифтеритом.

Попрыгунья чехов анализ

Это событие считается кульминацией рассказа. Вскоре доктор умирает, а главная героиня, переживая мучительное раскаяние, остаётся одна. Конфликт взглядов в рассказе присутствует с первых страниц, а по мере развития сюжета набирает силу. Девушке не нравится общество её супруга. Он кажется ей слишком скучным и невзрачным человеком. Женщина не разделяет стремлений, целей мужа и ищет других развлечений. Тогда как Осип Степанович не понимает творческих людей.

Кроме того, прослеживается и конфликт отношений — Дымов подозревает свою жену в измене и постепенно отдаляется от неё. Аналогичное чувство не покидает и Ольгу Ивановну. Ей кажется, что её обманули, а художник избегает её общества. Ненавидит главную героиню и друг Дымова Коростелев. По мере действия это чувство будет возрастать в нём.

Кроме того, читатель может заметить и внутренний конфликт женщины. Она всё больше чувствует себя виноватой, но сознаться в содеянном перед супругом у неё нет сил. Женщина продолжает преследовать доктора осознавая, насколько бесполезны её действия и как она унижает себя. В итоге ею овладевает отчаяние.

Главные персонажи и их характеристика

В рассказе «Попрыгунья» герои представлены следующим образом:

Анализ попрыгунья

  1. Ольга Ивановна. Девушка, отцом которой был врач, решившая выйти замуж за талантливого доктора. Она увлекается искусством, обладает тонким художественным и эстетическим вкусом. У неё весёлый и живой характер, а сама барышня обаятельна и чувствительна. Но при всех плюсах она эгоистична и легкомысленна, из-за чего и случаются все несчастья в её жизни. По мере развития сюжета женщина понимает, насколько она малодушна. Осознавая свои неверные поступки, на примирение с мужем у неё не хватает сил, но главная героиня настойчиво пытается вернуть то, что сама разрушила. Позже она раскаялась, но последствия, которые потерпела её семья, не получилось исправить только одним желанием.
  2. Осип Степанович Дымов. Доктор в возрасте 31 года полностью посвятил себя работе. Он трудится в двух клиниках, старается всё время самосовершенствоваться и обеспечивать свою семью. Все друзья, в том числе и отец Ольги Ивановны, пророчат ему большое будущее в науке. При этом главный герой довольно скромен, бескорыстен, честен и великодушен. Но общество его не ценит и не замечает из-за природной скромности. Дымов любит свою жену, поддерживает все её начинания и образ жизни. Он готов простить ей даже измену, несмотря на все аргументы. Смерть Осипа Степановича в полной мере характеризует его личность: он жертвует собой ради спасения погибающего.
  3. Пётр Рябовский. Красивый, талантливый художник 25 лет. Представитель богемы, работающий только по вдохновению. Собственную жизнь и отношения с окружающими выстраивает, руководствуясь настроением. Рябовскому кажется его талант слишком важным, чтобы распыляться на чувства находящихся рядом людей. Заведя интрижку с Ольгой Ивановной, он также быстро её бросает, утратив какой-либо к ней интерес.
  4. Коростелев. Друг и коллега Дымова, которому тот рассказал о неверности своей жены. Он искренне переживает и ненавидит главную героиню, которая не смогла по достоинству оценить своего мужа. На протяжении всей болезни Осипа Степановича находится у его постели до самой смерти.

Раскрытые вопросы

Краткое описание тем, затронутых в рассказе:

Чехов попрыгунья анализ

  1. Любовный треугольник. Произведение показывает читателям, насколько отношения в семье хрупки, сложны и как нелегко их выстроить и просто разрушить. Ольга Ивановна не ценила супруга, а свой брак считала обыденностью и формальностью, тогда как её муж был всегда с ней рядом и поддерживал несмотря на обстоятельства.
  2. Загадочная женская душа. Автор раскрыл эту тему на примере главной героини, которая любила мужа, но не ценила и не уважала его. Её манил блеск богемного общества, а роман с Рябовским был попыткой попасть туда. Но женщина потерпела фиаско и разочаровалась в своём окружении и любовнике.
  3. Нравственность. Идеалом писателя является Осип Дымов, который работает на благо людей, но не выставляет себя и свой талант напоказ.
  4. Тема искусства раскрыта неоднозначно. Чехов показал заносчивость и эгоизм творческих людей, которые не делают ничего значимого, но гордятся этим, будто от их действий зависит судьба мира. Писатель любил искусство, но не оправдывал тех, кто прикрывал им подлость и низость душ.
  5. Труд. Чехов ценит преданность своему делу, что показывает в рассказе. Главная героиня ничем не могла долго заниматься, а лишь на некоторое время увлекалась, тогда как Дымов нашёл своё призвание и был в полной мере счастлив.

Основные проблемы

В рассказе «Попрыгунья» раскрыта проблематика вопросов, которые будут интересны современным читателям. К ним относятся:

Попрыгунья герои

  1. Эгоизм и жертвенность затронуты писателем в некоторых главах. Ольга Ивановна, ведомая своими желаниями и эгоизмом разрушила собственную семью и утратила доверие супруга. Дымов, напротив, до последнего момента пытался сохранить отношения с женой, несмотря на униженное самолюбие.
  2. Противостояние науки и творчества. Ещё одна проблема, раскрытая в книге. Чехов отдаёт науке приоритет, потому что она требует серьёзного подхода и постоянного труда. Ведь чтобы добиться научного прорыва, нужно пожертвовать в некотором роде собой. Искусство — приятный процесс, который люди незаслуженно возвысили.
  3. Недооценка нравственности, трудолюбия и скромности. Дымов обладает всеми этими качествами, но его не ценит ни жена, ни её друзья, что и послужило толчком к развитию печальных событий в дальнейшем. Людям нравится выпячивать свои заслуги напоказ, тогда как истинные герои остаются никому не известными.
  4. Крах и опустошение людских душ, по мнению автора, являются главными проблемами, раскрытыми в произведении. Ольга Ивановна не смогла сделать для себя приоритетными лучшие ценности, её душа потеряла всё и оказалась полностью опустошённой.

Чему учит

Чехов, его «Попрыгунья» и герои рассказа показывают, насколько важно уметь выстраивать отношения с людьми. На их примере автор раскрывает необходимость во взаимопонимании и уважении. Такой вывод писателя основан на его многолетних наблюдениях за окружающими. Автор предостерегает читателя от душевной пустоты, необдуманных поступков и легкомысленности, описывая, какие последствия может иметь такой образ жизни.

Чехов намекает: нужно ценить простых и трудолюбивых людей, которые находятся рядом, и всегда помнить, что в любой момент может быть слишком поздно для этого. Он предостерегает и об опасности вовсе не заметить их из-за собственного эгоизма и погони за ненужными вещами. Кроме того, рассказ учит читателя, что не стоит потакать собственным желаниям и прихотям, таким образом теряя уважение окружающих и самого себя.

Бывает, что человек относится к жизни играючи, поверхностно. Он не обременяет себя серьёзными думами о собственном предназначении, об интересах окружающих людей. Однако не всегда легкомыслие имеет счастливый исход.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Главная мысль
  • 7 Чему учит?

История создания

Замысел рассказа «Попрыгунья» возник у Чехова в августе 1891 года. Первоначально рассказ назывался «Великий человек». Во второй редакции автор сделал акцент на семейных отношениях и изменил название произведения на известное нам сегодня. В основе истории реально существовавший любовный треугольник: полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна, интересовавшаяся различными искусствами. Но у главного героя, Осипа Дымова, был совершенно иной прототип — Илларион Иванович Дуброво, известный московский врач. В мае 11883 года к именитому лекарю обратились за помощью: семнадцатилетняя дочь дворянина Куроедова страдала от дифтерита. Чтобы помочь больной, Дуброво использовал метод, описанный в рассказе. В результате акта самопожертвования врач умер через 6 дней.

Не только у Дымова был прототип. Художник Рябовский имеет много общего с другом Чехова — художником Исааком Левитаном. Несмотря на старания писателя завуалировать это родство, Левитан был узнан и высмеян обществом, после чего между ним и Антоном Павловичем произошла ссора.

Жанр, направление

«Попрыгунья» относится к зрелому периоду творчества Чехова. В это время писатель активно развивает в своём творчестве направление реализма. Наиболее характерными чертами для автора в этом направлении являются ясность, простота в выражении мысли, а также философичность и насыщенная проблематика.

Некоторые исследователи определяют жанр чеховских рассказов после 90-х годов как сатирические рассказы или новеллы. «Попрыгунья» при кажущейся простоте имеет довольно сложную поэтику. Суть рассказа такова, что читатель ещё долго после прочтения остаётся погруженным в произведение, пытаясь расшифровать явные и скрытые смыслы. Такое воздействие отсылает «Попрыгунью» к жанру притчи, а динамичность и событийность истории роднит её с анекдотом в первоначальном его понимании.

Суть

Молодая представительница богемы Ольга Ивановна выходит замуж за начинающего доктора Осипа Дымова. Друзья девушки пророчат ей большое будущее в разных искусствах, семейная жизнь идёт своим чередом. Весной Ольга Ивановна отправилась на дачу. Там у неё завязывается роман с давним другом художником Рябовским. По возвращении неверная жена не решается рассказать о своей измене, но окружающие, в том числе муж, догадываются об этом.

Дымов старается как можно меньше проводить времени дома, добивается больших успехов в науке, но заражается дифтеритом. После непродолжительной болезни Доктор умирает, Ольга Ивановна остаётся одна.

Главные герои и их характеристика

  1. Ольга Ивановна. Барышня вела беззаботную, легкомысленную жизнь. Друзья, окружавшие её, находили Ольгу талантливой, но определённого дарования выявить никому не удалось. Певец замечал у неё прекрасный голос, художник считал, что у неё есть успехи в живописи, и так далее. Сама же дама понемногу занималась практически всеми искусствами подряд.
  2. Осип Дымов. Благородный, перспективный и одаренный молодой человек. Он безумно любил свою супругу, был готов исполнить все её капризы и простить всё, даже измену. В нем тоже видели большой потенциал, только в отличие от жены, он имел конкретное дело и цель, однако жизнь его трагически оборвалась.
  3. Художник Рябовский — наиболее стереотипная и схематичная фигура в рассказе. Он непостоянен и живёт одним мгновением. Если своим поступком разрушил чью-либо жизнь, то вины он не чувствует. Служение искусству всё оправдывает в его глазах.

Темы и проблемы

Главные темы и проблемы в рассказе представлены попарно в противопоставлении друг другу.

  • Рядом с эгоизмом идёт самопожертвование. Если Ольга Ивановна думает только о развлечении, досуге, личном благе, то Дымов заботится о своей супруге и о пациентах, ради которых готов рисковать собой. Осип всегда старается сделать всё, от него зависящее, для излечения больных.
  • Любви противопоставлено предательство. Осип Дымов искренне любит свою жену, и ему неважно, чем они отличны друг от друга, чем похожи. Он уважает её увлечения, не требуя ничего взамен. Ольга Ивановна ещё не была способна на столь же мудрое и высокое чувство, и, поддавшись мимолётному страстному влечению, предаёт супруга.
  • В рассказе «Попрыгунья» представлен один из вечных споров – науки и искусства. Дымов признаётся, что не понимает опер и живописи. Ольга упрекает его в этом, ставя музыку или театр важнее медицины или другого знания.

Главная мысль

Основная идея «Попрыгуньи» выражена в умении ценить то, что имеешь. Неслучайно название рассказа перекликается с известной басней И. А. Крылова «Стрекоза». Главная героиня всё время гонялась за «знаменитостями», однако слишком поздно поняла, какой великий человек был рядом с ней.

Ольга Ивановна мечтала о славе в искусстве, вероятно, мечтала связать жизнь с художником или музыкантом. Брак с горячо полюбившим её Осипом она считала неким снисхождением, тоже своего рода самопожертвованием. Посмотреть на мужа по-другому при его жизни Ольге не удалось — осознание пришло к героине слишком поздно. В этом заключается трагедия и смысл рассказа.

Чему учит?

Произведение учит одному из самых главных навыков, необходимых в жизни, — умению выстраивать отношения с людьми. На примере главных героев автор показывает необходимость уважения и взаимопонимания. Вывод Чехова основывается на его многолетних жизненных наблюдениях за окружением.

Через это произведение Чехов говорит, что каждый из нас нуждается в поддержке. Если бы Осип ощущал, что он не один и ему есть, ради кого жить, стал бы он в таком случае рисковать своей жизнью? Смертельная болезнь представляется в рассказе идеальным разрешением всех семейных неурядиц Дымовых. Научные старания главного героя обусловлены не только талантом и интересом, но и желанием обратить на себя внимание супруги, так увлечённой творческой жизнью. Если бы Ольга могла разделить вместе с мужем радость его успехам, то рассказ имел бы совершенно иной финал и напоминал бы семейную идиллию. Мораль произведения такова: необходимо создавать гармоничные отношения в семье, где каждый человек поддерживает и ценит родных.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ногие сюжеты рассказов А. П. Чехова подсказаны самой жизнью. Не исключение и «Попрыгунья». В этом произведении интересно всё: история написания, сюжет, система образов. Кроме того, автор мастерски переплёл иронический и трагический тон. Рассказ повествует о ветреной молодой женщине, чей характер и нашёл отражение в названии произведения. Изучают Попрыгунью» в 10 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку или освежить память перед ЕГЭ.

Анализ «Попрыгунья» Чехов

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1891.
История создания – К написанию произведения А. П. Чехова подтолкнули наблюдения за Кувшинниковым и жизнью художника Левитана. Последний был одним из лучших друзей Антона Павловича.

Тема – В произведении можно выделить несколько ключевых тем – любовь и измена, потеря любимого человека.

Композиция – Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три части рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Ольга Ивановна

К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более — глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. – рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни. Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных женских душ анализ Чехова. «Попрыгунья» — это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды. Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.

анализ попрыгуньи чехова

История создания

История написания произведения тесно связана с жизнью друзей А. П. Чехова. Известно, что Антон Павлович был хорошим товарищем художника Левитана, также он дружил с Софьей Кувшинниковой. Эта женщина интересовалась искусством, была замужем за полицейским врачом. В доме Кувшинниковой часто собирались выдающиеся личности, в том числе и Левитан. Сама женщина особыми талантами не блистала. Ходили слухи о Левитане и Кувшинниковой.

Друзья Чехова стали прототипами главных героев «Попрыгуньи» Не узнать их было сложно, поэтому публикация рассказа стала причиной серьезного скандала. Антон Павлович едва не поссорился с Левитаном.

Написал Чехов “Попрыгунью” в 1891 году.

«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа

Изначально он назвал свой рассказ «Великий человек», но затем оно ему не понравилось, и он исправил его на «Попрыгунью». Таким образом он сместил акцент с героя на героиню и этим подчеркнул скромные достоинства своего героя.

Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.

Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома. Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.

попрыгунья чехов анализ рассказа

Тема

Мотив любовного треугольника издавна распространён в литературе. Звучит он и в анализируемом произведении А. П. Чехова. Писатель смог показать, как счастливый брак может закончиться трагедией.

В центре произведения несколько тем – любовь и измена, потеря любимого человека. В контексте этих тем формируется морально-нравственная проблематика.
Система образов неразветвлённая. Главную роль играют Дымов, Ольга Ивановна и Рябовский. Внешности героев писатель уделяет мало внимания, так как сосредоточен на их переживаниях.
Из первых трех частей читатель узнаёт о счастливом браке Ольги Ивановны и Дымова. Герой очень любит свою супругу, готов работать ради неё на нескольких работах. Ольга Ивановна считает себя незаурядной талантливой личностью, пытается окружить себя такими же людьми. Постепенно её интерес к приземлённому Дымову угасает.

Вскоре Ольга Ивановна заводит роман с художником Рябовским. О законном муже пытается даже не вспоминать. Рябовский – полная противоположность Дымова. Он лентяй, который «отдаётся» только искусству.

Дымов вскоре замечает раскол в отношениях, догадывается об измене, но вида не подаёт. Всё своё свободное время он проводит с коллегой Шреком. Ольге их ученые разговоры неинтересны.

Роман Ольги Ивановны и Рябовского глупо обрывается. Дымов же заражается дифтеритом, спасая мальчика. Герой умирает, и Ольга только теперь понимает, как любила мужа, но исправлять что-либо уже поздно.

Смысл названия становится понятным после прочтения рассказа. Попрыгунья – Ольга, которая думала лишь о себе, отдаваясь глупым забавам. Название невольно ассоциируется с басней о попрыгунье-стрекозе, главная героиня которой очень напоминает Ольгу.

Идея рассказа ­– показать, как человек, ослеплённый эгоизмом, может лишиться счастья, а необдуманные поступки могут привести к трагедии.

Стиль

Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени. Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче. Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.

анализ рассказа попрыгунья чехова

Композиция

Для понимания того, как раскрываются проблемы произведения, анализ «Попрыгуньи» следует дополнить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из восьми глав. Первые три рассказывают о счастливом браке Ольги Ивановны, начиная с четвертой, автор описывает, как рушится счастье героев. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности. Наблюдается плавный переход от счастливых событий до трагических, соответственно меняется и настроение. Важную роль в рассказе играют психологические детали.

Черту под описанными событиями подводит фраза Коростылёва. Она заставляет читателя задуматься над идеей рассказа, сделать определённые выводы.

Чему учит?

Рассказ «Попрыгунья» учит трудолюбию и предостерегает от душевной пустоты и бездумности, от духовной лени и лёгкого отношения к жизни. Напоминает о том, что подобный образ жизни непременно будет иметь трагические последствия. Это и есть вывод автора.

Автор заставляет задуматься о том, что нужно ценить простых, трудолюбивых и искренних людей, пока те живут рядом с нами, помнить, что в любой миг может стать слишком поздно это делать. Предостерегает автор и от опасности не увидеть вовсе таких людей из-за собственного эгоизма и погони за пустыми вещами.

Также в рассказе можно увидеть предостережение о том, как можно оказаться игрушкой собственных желаний и прихотей, утратить уважение окружающих и самого себя в погоне за ускользающим мнимым счастьем. Такова мораль произведения «Попрыгунья».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Чехов написал рассказ «Попрыгунья»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Жанна Янукович

    10/10

  • Галина Заблоцкая

    10/10

  • Александр Немера

    8/10

Расплата

Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить. Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии. Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве. Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.

Очень ярко позицию самого Чехова высказывает один из коллег и друзей Дымова Коростелев, который говорит с большой горечью, что «Оська Дымов пожертвовал собой…, какая же это потеря для науки…, какие дарования…, если всех нас сравнить с ним, то он был необыкновенный и великий человек…, ученый, которого днем с огнем не найдешь…, ай-ай!» И тут приговор автора начинает сурово звучать, так как Чехов начинает серьезным образом обличает глупость, бездушие и бездуховность Ольги Ивановны.

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных персонажей. Их описание и характеристика:

  1. Ольга Ивановна — 22-летняя девушка из семьи врача, связавшая свою жизнь с талантливым врачом. Она красива, стройна, у неё прекрасные льняные волосы. Она чувствительна, сентиментальна, обаятельна и изыскана, добра и весела, грациозна и мила. Обладает тонким художественным вкусом, тяготеет к эстетике и красоте. Увлекается разными искусствами понемногу: пишет этюды, поёт, играет на рояле, лепит, участвует в любительских спектаклях. Не может жить без артистической и одухотворённой компании, устраивает вечера и жаждет знакомств с великими людьми, чтобы потом пресыщаться ими и снова искать новых. Однако она легкомысленна и эгоистична, считает мужа человеком не своего круга, за что в итоге и платится.
  2. Осип Степанович Дымов — 31-летний талантливый доктор в чине титулярного советника, служил в двух больницах: в одной — сверхштатным ординатором, в другой — прозектором. Был трудолюбив, великодушен, бескорыстен, кроток и скромен, с добродушной улыбкой. Его коллеги и тесть, отец Ольги, предсказывали ему великое будущее и считали его светилом медицины. Он не понимал искусства, но относился к нему с уважением, считая, что это кому-то нужно, но каждому своё. Очень любил жену, признавал её увлечения, готов был всё ей прощать и сострадать ей. Но из-за своей скромности часто оставался незамеченным обществом и собственной женой. Его смерть также происходит из-за большой открытой души: он жертвует собой, спасая маленького пациента.
  3. Рябовский — художник лет 25, анималист и пейзажист, очень красивый белокурый молодой человек. Он поправлял Ольге её этюды и считал, что из неё выйдет толк. Ведёт богемный образ жизни, творит по настроению. Автор делает акцент на его резких и быстрых сменах настроения, меланхолии и депрессиях, «томности». В первоначальной версии рассказа он имел большое сходство с Левитаном, хотя впоследствии Чехов переписал многие его черты.
  4. Коростелев — коллега и товарищ Дымова, маленький стриженый человек с помятым лицом. Недолюбливал Ольгу, поняв, что она изменяет мужу.

Главные герои «Попрыгуньи» Чехова в какой-то мере отражают общество эпохи писателя и характеризируют социальные слои, к которым принадлежат.

Идея, основная мысль и проблематика

Проводя анализ «Попрыгуньи» Чехова, можно выделить главные темы и аргументы к ним. Они противопоставляются друг другу:

  1. Самопожертвование и эгоизм. Если Дымов был готов даже рисковать жизнью ради других, то его жена думает только о своём досуге, развлечениях, личном благе.
  2. Любовь и измена. Герой искренне любит жену, уважает её интересы, прощает ей всё, даже догадываясь о вероломстве. Она же не способна на столь высокое и мудрое чувство, поддаётся мимолётному увлечению и начинает отношения с другим человеком, забывая о супруге.
  3. Наука и искусство. Эти два направления очень часто противопоставляются друг другу. Дымов признаётся, что всю жизнь занимался естественными науками, поэтому ему некогда было интересоваться искусством, но всё же он не отрицает его. Ольга же упрекает его в этом, тем самым ставя искусство выше медицины и других знаний.
  4. Призвание и увлечения. Дымов нашёл своё призвание в спасении жизней людей и добился определённых успехов в своей сфере. Ольга же, возможно, и имела талант, но занималась всем понемногу, не считая свои занятия чем-то серьёзным, а желая походить на своих знакомых художников, актёров, певцов, авторов сочинений. Она не могла реализоваться в чём-то одном, что говорит о её несерьёзности.

Также в произведении затронута тема загадочной женской души на примере притягательной и обаятельной, но легкомысленной героини. Автор погружается в её психологию, описывая её мысли и переживания.

Но по-настоящему писатель восхищается только Дымовым, который становится идеалом трудолюбия, жертвенности и скромности. Очень часто такие таланты остаются незамеченными даже близкими людьми. Всю суть его образа автор вкладывает в монолог Коростелева, который называет Дымова великим человеком и тем самым открывает глаза Ольге Ивановне. Его речь, как бы подводящая черту под всеми событиями, заставляет Ольгу задуматься о её прежних поступках, а читателю предлагает сделать для себя определённые выводы.

Подводя итог, можно выделить главную мысль произведения: нужно ценить то, что имеешь. Эта идея также выражается в пословице «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Главная героиня слишком долго гонялась за знаменитыми людьми, боготворя их, приглашая в гости и даже видя их во сне, но слишком поздно осознала, какой замечательный и поистине великий человек находился рядом с ней.

Смысл названия

Изначально писатель хотел назвать своё произведение «Великий человек» и даже передал рукопись в журнал «Север» под таким названием. Однако через две недели он послал редактору журнала письмо с предложением назвать его «Попрыгунья». Автор решил сместить акцент на главную героиню, показать её легкомысленность, неумение думать об окружающих людях и последствиях своих поступков.

С помощью этого названия автор дал героине справедливую оценку. Кроме того, наблюдается ассоциативная отсылка к басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»: «Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела». Так и Ольга Ивановна поздно спохватывается, когда что-либо изменить уже невозможно.

«Попрыгунья» — рассказ, который написал Антон Павлович Чехов, а понять все его тонкости вам поможет полный анализ произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще изучить данное произведение.

Все творения автора отличаются своей жизненностью и натуральностью. Автору удается очень натурально и естественно переплести комичность и драматичность сюжета. Не стал исключением и рассказ «Попрыгунья».

Содержание

  1. История создания
  2. Жанр, направление
  3. Композиция. Конфликт
  4. Смысл названия
  5. Смысл произведения
  6. Темы
  7. Проблемы
  8. Основная мысль произведения

История создания

Антон Павлович написал свой рассказ «Попрыгунья» в 1891 году, а уже в 1892 году он попал в печать и был опубликован в журнале «Север». Первоначальное название произведения – «Великий человек», но в последствии автор меняет акцент произведения на Ольгу Ивановну, которая была женой Дымова.

В произведении Антон Павлович использует реальных людей, с которыми был знаком. Такими людьми становятся: врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его супруга Софья. Так же принимает участие и популярный в столице врач Илларион Иванович Дуброво.

Именно врач Дуброво, и становится прототипом Дымова. Дуброво умер от дифтерита, использовав тот самый метод, о котором идет речь в рассказе.

А прототипом художника Рябовского становится товарищ Чехова – художник Исаак Левитан.  Вот Левитан на самом деле очень разозлился за это на Антона Павловича и даже хотел вызвать его на дуэль. После того, как книга вышла в свет, товарищи не общались три года. Что же касается Софьи Павловны, то они и вовсе прекратили общение.

Но в то же самое время Антон Павлович напрочь отрицал, что использовал в своем произведении какие-либо прототипы. Но вот общественность посчитала иначе, поэтому все уверены, что Чехову удалось максимально реально отобразить действительность и рассказать правдивую историю.

Жанр, направление

Жанр анализируемого произведения «Попрыгунья» — рассказ. Что же касается направления, то это реализм. Автор использует простой и понятный язык, для того, чтобы затронуть близкие и очень жизненные проблемы для каждого из нас, при этом достаточно сильно углубляется в детали.

Также стоит отметить, что в произведении присутствует доля сатиры, но в то же время его можно нарвать и философской притчей.

Композиция. Конфликт

Рассказ «Попрыгунья» включил в себя восемь глав, в каждой из которых автор описывает определенный отрезок жизни молодой женщины – Ольги Ивановны, после её замужества с Осипом Степановичем Дымовым.

В завязке произведения, которая занимает первые три главы произведения, мы видим, что Ольга Ивановна вполне счастлива. Но с развитием действий, молодая женщина все больше и больше начинает отдаляться от своего супруга и вступает в связь с художником Рябовским.

Кульминационный момент произведения наступает в тот момент, когда Дымов сталкивается со смертельным заболеванием. Молодая женщина начинает мучительно раскаиваться в том, что не смогла оценить по достоинству этого замечательного человека.

Развязкой произведения становится смерть Осипа Степановича и полное отчаяние его супруги.

Что же касается конфликта произведения, то он начинает зарождаться практически в самом начале произведения, и лишь накаляется по мере развития событий.

Ольге Ивановне не нравится общество своего супруга – оно её не удовлетворяет по той причине, что женщина считает его постным и лишенным интереса. Женщина отказывается его понимать и старается найти для себя другую дорогу в жизни.

Что же касается самого Дымова, то он совершенно далек от людей искусства и не понимает их. На этой почве и начинает зарождаться конфликт взглядов.

В то же время начинает развиваться и конфликт отношений – Дымов начинает догадываться о том, что жена ему изменяет, поэтому так же начинает от нее отдаляться.

Этот же конфликт случается и между Ольгой Ивановной и Рябовским. Она начинает чувствовать, что её обманывают, поэтому начинает буквально преследовать художника. Но Рябовский тяготится ею и её вниманием.

Близкий товарищ Дымова Коростелев начинает открыто презирать Ольгу Ивановну. С каждым днем его презрение становится все сильнее и сильнее.

Так же правильным будет выделить конфликт главной героини самой с собой. Женщина с каждым днем все сильнее и сильнее начинает испытывать чувство вины, но не находит в себе силы признаться мужу. Она все так же преследует Рябовского, хотя прекрасно понимает, что этим только унижается, ведь её действия совершенно бесполезны. Она несчастна и страдает сама от своего поведения, но, к сожалению, ничего с этим поделать не в состоянии. Это постепенно приводит её к полному отчаянию и разладу с самой собой.

Смысл названия

Название произведения «Попрыгунья» полностью олицетворяет саму сущность главной героини. Здесь сразу же присутствует и ей легковерность с легкомыслием, а также то, что она не умела думать о других людях и анализировать последствия своих поступков.

Так же стоит отметить то, что автору удалось отразить в названии судьбу главной героини, которая в прямом смысле слова «пропрыгала» свое счастье. 

Автор справедливо оценивает поведение молодой женщины. Женщина очень поздно понимает, что «пропрыгала» свое счастье, но изменить уже ничего не может.

Смысл произведения

Автор рассказывает об Ольге Ивановне, которая была обоятельной и миловидной женщиной. Она вышла замуж за Осипа Степановича Дымова, который был талантливым врачом. Первое время их брак можно было назвать счастливым. Они жили не особо богато, на жизнь им вполне хватало. Основным добытчиком в семье является Осип Степанович, который трудился сразу в двух больницах. Его супруга же была одарена творческим потенциалом, поэтому стремилась окружить себя известными людьми искусства – художниками, музыкантами и так далее. Женщина очень часто устраивала творческие вечера в их доме.

Супруг Ольги Ивановны сторонился подобных мероприятий и не принимал в них участия, хотя и был не против их провождения. В то же время его супруга все больше и больше вовлекалась в жизнь «великих людей», которых постоянно находила. Все это приводит к тому, что женщина начинает отдаляться от своего супруга, и все чаще покидает его. Это приводит к тому, что она поддается любовным чарам талантливого художника Рябовского, который внешне был очень красив.

Но это любовное увлечение является очень скоротечным, потому что её возлюбленный достаточно быстро начинает тяготиться обществом этой женщины, и всеми путями избегает её.

Женщину это очень сильно обижает, плюс ко всему её начинают терзать угрызения совести. Она даже приняла решение признаться супругу в своей измене, но так и не решилась на этот шаг. Но супруг начинает подозревать жену в неверности, поэтому так же отделяется от неё.

Когда Ольга Ивановна понимает, что её супруг начинает от неё отдаляться, она отчаянно пытается вернуть Рябовского. Женщина старается разыскать его через общих знакомых, постоянно закатывает ему сцены ревности.

Как-то раз женщина приходит домой, где узнает, что её супруг смертельно болен и не хочет выходить из своего кабинета. Дымов обращается к жене с просьбой, чтобы она позвала его друга Коростылева. Тогда Коростылев поведал Ольге, что незадолго до этого Дымов отсасывал дифтеритные пленки из горла ребенка. Женщина опасается за жизнь своего супруга, начинает горько раскаиваться и презирает себя. Она всеми путями хочет искупить свою вину и возместить мужу все обиды, которые доставила ему.

Когда женщина начинает оценивать свою жизнь, то приходит к выводу, что её муж был самым великим человеком среди тех знаменитостей, которых она так упорно искала. Но она так и не смогла рассмотреть его и узнать, как следует. Женщина мечтает о том, чтобы начать заново свой жизненный путь, хранить верность своему супругу и быть счастливой, но уже утром она узнает, что её муж умер.

Темы

Темы, которые поднимает Чехов в рассказе «Попрыгунья», очень близки и понятны каждому из нас.

Автор затрагивает тему любовного треугольника и отношения в браке. Он старается донести до читателя, насколько хрупким и мимолетным является чувство любви. Ведь взаимную любовь так сложно найти, построить, но так легко потерять безвозвратно. В отношениях обе стороны несут огромную ответственность, чтобы суметь сберечь и сохранить это великое чувство.

Ольга Ивановна не ценит свой брак, потому что считает его обыденным, постным. Для женщины семья является ничем иным, как мещанской условностью. Но в самые сложные моменты её жизни только муж становится для нее надеждой и опорой.

Антон Павлович так же затрагивает тему загадочной женской души, которую опять-таки раскрывает на примере Ольги Ивановны. Изначально она счастлива в браке и любит своего супруга, но со временем она устает от обыденности, перестает ценить мужа, и начинает гоняться за призрачными идеалами. Она уверена, что её счастье находится в богемном обществе. Для этого она связывается с художником, рассчитывая таким образом влиться в этот круг. Но её связь не приносит ей ничего, кроме неудач.

Еще одна тема произведения – тема нравственности и духовного созидания. Автор симпатизирует Осипу Дымову, который всю свою жизнь посвящает труду во благо общества. Он постоянно работает над собой и развивается, но не считает нужным выставлять это напоказ.

Тема искусства – еще одна немаловажная тема, которую затрагивает писатель. Автор старается показать читателю всю ту чванливость и эгоизм, которые процветают в кругу одаренных людей, уверенных в своей уникальности.

Чехов относится с уважением к людям искусства, но в то же время относится с презрением к тем, кто старается искусством оправдать низость своей души.

Так же в рассказе поднимается тема труда. Антон Павлович очень ценит людей, которые преданны своему ремеслу. Ольга Ивановна была увлеченной натурой, которая быстро загоралась, но никогда не доводила начатое до конца. Именно отсутствие серьезного занятия и стало причиной того, что женщине было элементарно скучно и нудно. Что же касается её супруга, то это был человек дела, который нашел свое призвание и посвятил этому свою жизнь.

Проблемы

Проблематика, которую затрагивает Антон Павлович в рассказе «Попрыгунья», не потеряла своей актуальности и по сей день.

Главная проблема произведения – это противопоставление эгоизма и жертвенности, а также любви и измены. Эту проблему отчетливо видно в отношениях Ольги Ивановны и ее супруга Осипа Дымова. Женщина эгоистична и думает лишь о своем счастье, что в последствии разрушает отношения в её семье и приводит к измене. Что же касается её супруга, то он всеми силами старается сохранить семью, даже ценой собственного самолюбия.

Так же можно отметить проблему противопоставления науки и искусства. Данный спор существует на протяжении многих лет, поэтому Антон Павлович показывает его в своем произведении на ярких примерах.

Автор считает, что наука находится на ступень выше искусства, потому что уверен в том, что в данной сфере деятельности требуется намного больше сил, времени и методичного ежедневного труда. Людям науки чаще всего приходится жертвовать собой, своей семьей и личным счастьем, чтобы суметь добиться определенных высот. Что же касается творчества, то его правильнее назвать приятным процессом, который почему-то люди стараются превознести. Чаще всего оценка творческой деятельности лишена объективности.

Еще одна проблема произведения – это недооценка нравственности, скромности и трудолюбия. Всеми этими качествами обладает Осип Дымов, но это не ценит ни его супруга, ни её окружение. Это и становится точкой отсчета в дальнейшей трагедии. Люди стремятся к тому, что само себя навязывает и выпячивает. Людей, которые являются настоящими героями, богемное общество старается не замечать. Героизм лишен пафоса, помпезности и яркости, поэтому отходит на второй план от искусства.

Потеря близкого человека – так же не менее важная проблема произведения. Зачастую, люди начинают ценить, лишь когда теряют. Но они уже не в состоянии что-то изменить или же искупить. Возможность исправить ошибку упущена.

Но главная проблема произведения – это крах и опустошение человеческой души, которая не умеет выбрать для себя приоритетом лучшие ценности. Душе пришлось потерять все самое ценное, и в первую очередь саму себя из-за того, что не ценила самое святое и истинное, отвлекаясь на эгоизм и бездумность.

Основная мысль произведения

Главная цель, которую преследовал автор произведения, заключается в том, чтобы показать читателю всю сущность эгоизма и легкомыслия. На ярком примере он показывает, какие чудовищные последствия ведет столь необдуманное поведение. В то же время он показывает и другую сторону – скромную и непритязательную жизнь и самопожертвование, которые так и остаются незамеченными в суровых реальных буднях.

Все эти качества сумели оценить по достоинству лишь после смерти великого человека, но изменить что-то было уже слишком поздно. Женщина понимает, что все время занималась пустыми и никому не нужными делами, в отличии от своего мужа. Она понимает, что потеряла свое счастье, но осознание к ней пришло не в то время.  

Автор в рассказе «Попрыгунья» ставит в приоритет честный и значимый труд над эгоизмом и самолюбованием, который царит в сфере искусства. По-настоящему великий труд – это труд на благо общества, ежедневная работа верой и правдой, порой граничащая с самопожертвованием.

Русский писатель, прозаик и драматург Чехов за четверть века своего творчества написал более 300 великолепнейших произведений. Это были и юмористические рассказы, и повести, и рассказы, и пьесы, многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя такие произведения, как «Вишневый сад», «Палата № 6», «Дядя Ваня», «Дуэль», «Чайка», «Три сестры» и другие.

анализ чехова попрыгунья

Ольга Ивановна

К самым разным мыслям приводит любое прочтение его произведения, а тем более — глубокий анализ. Чехова «Попрыгунья», например, как и «Дама с собачкой», и «Душечка» и т. д. – рассказы, созданные им в 90-х годах. В них писатель занимается исследованием характера женщин современного ему времени, их помыслов, интересов, и, наконец, смысла жизни. Иногда писатель кажется жестоким и безжалостным, он часто обделяет своих персонажей духовностью, умением любить и сострадать. И очень даже полезным может стать этот показательный и своеобразный разбалованных женских душ анализ Чехова. «Попрыгунья» — это произведение, в самом названии которого определяется основная характеристика главной героини Ольги Ивановны, которую Чехов описывает как особу легкомысленную и пустую, даже несмотря на то, что окружает она себя людьми совсем не простыми. Каждый из ее свиты был чем-нибудь примечателен, считался какой-нибудь знаменитостью или подавал блестящие надежды. Но на самом деле вся эта толпа живет пустой и лишенной какого бы то ни было смысла жизнью. Из года в год они пишут, поют и играют одно и то же, создавая тем самым для себя богемную обстановку.

анализ попрыгуньи чехова

«Попрыгунья»: Чехов, анализ рассказа

Изначально он назвал свой рассказ «Великий человек», но затем оно ему не понравилось, и он исправил его на «Попрыгунью». Таким образом он сместил акцент с героя на героиню и этим подчеркнул скромные достоинства своего героя.

Хозяйка дома Ольга Ивановна тоже по чуть-чуть занимается музыкой, живописью и пением, однако так и остается во всех этих делах большой дилетанткой.

Однако, если продолжить этого известного произведения анализ, Чехова «попрыгунья» своего мужа доктора Дымова Осипа Степановича ставит ниже всех, если не сказать, что презирает. Она не понимает его гениальности и душевности. В самом начале сюжет построен так, что вроде бы ничего не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, будучи замужем за Дымовым, окружила себя актерами, певцами, литераторами, музыкантами и художниками, все ее учат своему искусству, она очень увлечена этим процессом и, конечно же, гостями. Роковой красавец, молодой человек Рябовский, стал тем, на кого положила глаз сама хозяйка дома. Ее муж в этой компании оказался маленьким, чужим и лишним, хоть и был высокого роста и широк в плечах.

попрыгунья чехов анализ рассказа

Смерть Дымова

Можно и дальше в том же духе продолжать анализ. Чехова «попрыгунья» напоминает ту неуемную и беззаботную стрекозу из басни Крылова «Стрекоза и Муравей». Совсем не зря он ее так называет, ведь Ольга Ивановна, занимая себя своими постоянными гостями, и собирая их у себя, просто не замечала доброй и самоотверженной души своего мужа. Но однажды он лечил больного ребенка от дифтерита и сам заразился той смертельной болезнью. Когда он умирал, друзья говорили о нем как об очень редком и замечательном человеке. И только тогда его жена поняла, кого она потеряла.

Ольга Ивановна растратила всю свою любовь и нежность не на мужа — интеллигентного, мягкого и любящего ее человека — а на того, кто привык забавляться и менять своих пассий как перчатки и кому она очень быстро стала глубоко безразлична.

Видя всю эту любовную игру и принимая в своем доме духовно ограниченных людей, Осип Степанович, в силу своих понятий о культуре, не позволяет себе выразить любое недовольство, он даже не сопротивляется и просто мирится с бесцеремонностью своей жены, которой готов простить все. Даже узнав о том, что его жена ему изменяет, он не решается на какие-то объяснения, глубоко в душе надеясь, что эта ужасная драма сама разрешится. Но в этот самый момент Дымов покидает этот свет и Ольга Ивановна остается одна.

Стиль

Анализ «Попрыгуньи» Чехова очень привлекательно показывает уже достаточно отчетливый художественный стиль, которым он прекрасно овладел к тому времени. Писатель великолепно иронизирует над своей главной героиней Ольгой Ивановной, которая поклонялась пустым идолам и совсем не понимала, что все ее счастье было в умном, чутком и добром Осипе Степановиче. Безропотное, доброе, молчаливое, бесхарактерное, кроткое и слабое существо глухо переносило свои человеческие страдания, оно лежало где-то там у себя на диване и не жаловалось. А если б и пожаловалось, даже в бреду болезни, то дежурные доктора сразу бы узнали, что причина таких физических расстройств заключается не только в дифтерите.

анализ рассказа попрыгунья чехова

Расплата

Анализ рассказа «Попрыгунья» Чехова можно понимать и таким образом, что к героине прозрение приходит слишком поздно, когда ничего уже нельзя изменить. Она вдруг понимает, что именно ее невнимание привело семью к этой трагедии. Она плачет и сильно жалеет, но не мужа, в первую очередь ей обидно за себя, за то что она теперь осталась в полном бессилие и одиночестве. Ведь Ольга Ивановна уже вряд ли найдет такого бескорыстно любящего человека, который терпеливо выполнял все ее поручения и прихоти, не жалея на них всех своих средств.

Очень ярко позицию самого Чехова высказывает один из коллег и друзей Дымова Коростелев, который говорит с большой горечью, что «Оська Дымов пожертвовал собой…, какая же это потеря для науки…, какие дарования…, если всех нас сравнить с ним, то он был необыкновенный и великий человек…, ученый, которого днем с огнем не найдешь…, ай-ай!» И тут приговор автора начинает сурово звучать, так как Чехов начинает серьезным образом обличает глупость, бездушие и бездуховность Ольги Ивановны.

Итог

Русь всегда славилась женщинами, умеющими любить ближнего и сострадать ему. Так что же произошло с современницами писателя? Анализ «Попрыгуньи» Чехова открывает личное отношение автора к такого рода женщинам, как Ольга Ивановна. Он начинает осуждать свободу таких женщин, их излишнюю самостоятельность и самовольность, так как не видит в этом ничего хорошего и положительного.

  • В чем смысл рассказа каникулы брэдбери
  • В чем смысл рассказа кавказский пленник краткий ответ
  • В чем смысл рассказа знает кошка чье мясо съела толстого
  • В чем смысл рассказа дубровский
  • В чем смысл рассказа господин из сан франциско кратко