В чем смысл сказки алиса в стране чудес

Содержание

  1. Смысл названия книги Алиса в стране чудес
  2. О чем книга Алиса в стране чудес
  3. Смысл произведения Алиса в стране чудес
  4. Смысл финала книги

«Алиса в Стране чудес» (полное название – «Приключения Алисы в Стране чудес») является сказкой, которую написал Льюис Кэрролл (настоящее имя – Чарльз Доджсон). Это произведение о путешествии Алисы в Страну чудес – в воображаемый и удивительный мир.

В статье рассказывается о скрытых смыслах содержания, названия и финала сказки «Алиса в Стране чудес».

Смысл названия книги Алиса в стране чудес

Какого-то особенного скрытого смысла в названии сказки Л. Кэрролла нет. В заглавии содержится имя главной героини – Алисы – и места, куда она попадает в ходе действия произведения – Страна чудес.

Книга была переведена на множество языков. Каждый перевод уникален. Где-то название звучит как «Вниз по кроличьей норе» или «Море слез и бег по кругу».

В основном, смысл названия заключается в самом сюжете произведения.

О чем книга Алиса в стране чудес

Все началось с появления белого кролика. Главная героиня сказки – Алиса – была удивлена незваному гостю. Кролик, как ни странно, ходил как человек (на задних лапках) и постоянно что-то говорил себе под нос. Но все-таки это сказка, и чудеса здесь рождаются на каждой странице. Алиса была очень любопытной девочкой. Она хотела узнать, куда так торопился кролик. Героиня побежала за ним. В итоге, девочка упала в глубокую нору.

Когда Алиса очнулась после падения, то увидела какую-то комнату со множеством дверей. Героиня нашла таинственный, но прекрасный мир за одной из этих дверей. Но дверь была слишком маленькая, а чтобы пройти через нее, необходимо было выпить специальную жидкость, которая превратила Алису в маленького человечками. Эту жидкость она нашла на столе, стоящем в комнате с дверями. После того, как героиня выпила жидкость, она смогла пройти через дверцу. Именно с этого начинаются все чудеса, описанные в сказке.

Чтобы снова стать большой, Алисе пришлось выпит другую жидкость, которая увеличивает человека в росте. На пути девочке повстречалась гусеница. Она много курила. Также встретилась и Королева. Она играла в особенную игру – крокет ежами. Также неожиданно в руки Алисы попадает маленький ребенок, младенец. Он в одно мгновение превращается в поросенка. Самым запоминаемым и интересным путником Алисы становится кот. Животное умело улыбаться.

После знакомства с такими необычными обитателями Страны чудес, Алиса попадает на чаепитие. Гостеприимными хозяевами оказываются Шляпник и Заяц. Эти герои не прекращали пить чай ни на минуту: с самого утра и до позднего вечера. Так с ними расплатилась судьба, ведь ни тот, ни другой не ценили своего времени. Но героиня не смогла долго пить чай со Шляпником и Зайцев и продолжила свой путь. Скоро на ее пути вырос сад. Садовники здесь красили белые розы красными красками. Здесь снова появляется Королева, но уже вместе с придворными. Алиса сразу же поняла, что придворные – это карточная колода. Королева все время хотела казнить кого-нибудь. Но Алиса не испугалась бумажного врага.

Совершенно неожиданно Алиса попадает в зал судебного заседания. Суд происходил над Валетом, который считался вором пирогов. Все бы ничего, но пироги пеклись для Королевы. Присутствующие не давали правдивых показаний. Алиса никак не могла этого взять в толк. Для нее было это очень странно – почему же все врут?

Тут Король и Королева заметили Алису. Они пытались вовлечь и ее в судебный процесс. Но девочка оказалась настолько храброй, что не позволила этого сделать. Тогда Король стал пугать девочку тем, что казнит ее. И в этот момент Алиса просыпается у себя дома.

Смысл произведения Алиса в стране чудес

Алиса в стране чудес смысл книги

Кэрролл в своей сказке «Алиса в стране чудес» скрыл много смыслов. Страна чудес – мир, перевернутый вверх тормашками. Люди и вещи – это не те люди и предметы, которые мы привыкли видеть в реальном мире. Исходное значение их заменяет значение второго плана. В мире царит абсурдность, а реальность смещается. Само по себе произведение воздействует на читательский ум, как способ заставить работать воображение.

Кэрролл пытается до читателей донести простую мысль о том, что необходимо верить в чудеса. Без них жизнь теряет свой смысл. Все становится однообразным и серым.

Также здесь присутствует мысль о том, что необходимо иметь и ставить перед собой цель. Цель, к которой надо стремиться, не смотря на все препятствия и обстоятельства.

Помимо этого, Кэрролл Льюис в своем произведении «Алиса в Стране чудес» подводит читателя к мысли о том, что все должны заниматься делом, которое ему нравится и которое он любит. Благодаря этому делу, человек и находит свою цель в жизни. Все вокруг такого человека обретает смысл, даже самые незначительные мелочи.

Также в «Алисе в Стране чудес» говорится о потери времени. Главными доказательствами этого являются Заяц и Шляпник. Именно их покарала судьба за то, что они в пустую растрачивали подаренное им время. Этим Кэрролл доносит то, что нельзя тратить свободное время на безделицу, в пустую. Необходимо ценить время.

Последний найденный в сказке Кэрролла смысл – это вера в себя. Необходимо постоянно верить в себя и в свои силы. Только эта вера поможет достичь установленной цели.

Смысл финала книги

В финале романа происходит суд над Валетом, укравшим королевские пироги. Во время суда Король и Королева пытаются привлечь и Алису, но она храбро противостоит им. В этот момент девочка просыпается в своей комнате уже в реальном мире.

Кэрролл здесь вложил смысл о том, что какие бы не вставали на пути трудности – все это абсурдность. Можно выйти из любой ситуации победителем.

«Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла – это одна из любимейших книг и детей, и взрослых. Каждый человек знает сюжет наизусть, даже не читая книгу.

По мотивам произведения было снято множество фильмов и мультфильмов.

Напишите в комментариях своё мнение, о чем книга «Алиса в Стране чудес». Мы с нетерпением будем ждать!

Льюис Кэрролл. Фото 1863 года

«Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла уже давно стали классикой детской литературы. Между тем, по мнению ряда экспертов, они мало похожи на детские сказки. А на что же тогда они похожи?

Бред вместо сказки
Хорошо известно, что под именем Льюис Кэрролл скрывался Чарльз Латуидж Доджсон, английский каноник, преподаватель математики и логики в Крайст-Черче, аристократическом колледже при Оксфордском университете.

Две повести о приключениях девочки Алисы в фантастическом мире он написал для Лорины, Алисы и Эдит Лидделл – дочерей декана колледжа, с которыми был очень дружен.

Однако книги об Алисе поначалу вызвали шквал критики. «Бред!» – отзывались о них авторитетные литературоведы. Действительно, типичная детская сказка – это история о приключениях положительных главных героев. Как правило, они борются со злом и побеждают его в конце повествования. Обычно в таких текстах все просто, понятно и логично. Алиса же Кэрролла попадает в самое настоящее царство абсурда, где неясно, кто есть кто и зачем существуют те или иные вещи. Да и сама героиня совсем не похожа на семилетнюю девочку, которой является по «легенде». Она слишком умна для ребенка, достаточно образованна и часто рассуждает совсем не по-детски…

И только позднее критиков осенило.

Они увидели, что творения Льюиса Кэрролла оказались буквально на каждом шагу полны кладов: загадок, ребусов, шарад и головоломок – научных, литературных, логических.

Алиса Лидделл, переодетая нищенкой.
Фото сделано Л. Кэрроллом в 1859 году

Таблица умножения и «кротовые норы»
Возьмем хотя бы эпизоды, когда в стране чудес Алиса то вырастает до огромных размеров, то уменьшается: они наглядно иллюстрируют теорию расширения и сжатия Вселенной! Сны, в которых Алиса видит Черного Короля (в оригинале – Червонного), а он, в свою очередь, видит во сне Алису, являются примером бесконечно убывающей математической последовательности…

Любопытно, что, меняясь в размерах, Алиса не может правильно вспомнить таблицу умножения: четырежды пять у нее оказывается двенадцать, а четырежды шесть – тринадцать. Но, оказывается, помимо традиционной десятеричной системы исчисления есть и другие – к примеру, такие, основанием которых являются числа 18 или 21!

Падение Алисы в кроличью нору происходит с равномерно возрастающим ускорением. В свое время Эйнштейном был проведен «мысленный эксперимент», в котором он описывал падение воображаемого лифта при объяснении некоторых аспектов своей теории относительности.

Черная Королева говорит девочке: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!» Это тоже иллюстрирует теорию относительности.

Падая в нору, Алиса рассуждает о том, что она может пролететь Землю насквозь и приземлиться в противоположном полушарии. Астрофизики предполагают, что во Вселенной существуют «кротовые норы», по которым время течет вперед-назад. По ним можно свободно перемещаться. Причем, пройдя по такому туннелю, вы можете мгновенно телепортироваться не только из одной точки Вселенной в другую, но и в другое временное измерение. Или в другую Вселенную…

Встреча с Чеширским Котом

Закон зеркала
В сказке «Алиса в Зазеркалье» наглядно представлена идея зеркальной симметрии. Все асимметричные предметы предстают «вывернутыми», или же у них левая и правая половины меняются местами. Время течет тоже «задом наперед»: например, пироги сначала раздают гостям, а потом уже режут на части, «завтра никогда не бывает сегодня», а из пальца начинает идти кровь еще до того, как он будет уколот.

Еще один момент: в Зазеркалье Алиса решает, что здешнее молоко невкусное.

В 1957 году двум американским физикам китайского происхождения – Ли Цзун-дао и Янг Чжэнь-нин – была присуждена Нобелевская премия за работу по теории антивещества. Оказалось, что при взаимодействии материи с антиматерией непременно произойдет взрыв. Поэтому теоретически Алиса не сможет даже пригубить «зазеркальное» молоко!

Шифром, похоже, являются даже стихи из «Алисы». Так, в фантастическом рассказе Генри Каттнера и Кэтрин Мур «Все тенали бороговы» дети отправляются в параллельное измерение при помощи заклинания, заключенного в строчках стихотворения «Бармаглот» (Jabberwocky):

Часово – жиркие товы
И джикали, и джакали в исходе.
Все тенали бороговы.
И гуко свитали оводи.

И это не только литературный вымысел. В работах «Новые пути в науке» и «Природа физического мира» английский астроном Артур С. Эддингтон пишет, что фонетическая структура данного стихотворения строится на тех же принципах, что и математическая теория групп, открытая лишь в ХХ столетии!

Причем математическое описание стихотворения о Бармаглоте оказалось весьма сходным с описанием некоей элементарной частицы. Не так давно российский физик Анатолий Серебров во время серии опытов с нейтронами добился того, что часть их бесследно исчезала. Для объяснения этого феномена была выдвинута гипотеза о том, что существует так называемое «зеркальное вещество», состоящее из частиц, являющихся «аналогами» электронов, протонов и фотонов из нашего мира. Частицы могут переходить из нашего измерения в «зеркальное», а затем обратно – скажем, под воздействием магнитного поля.

Мартовский Заяц

Парад безумцев
А откуда взялись самые колоритные персонажи «Алисы» и что именно они символизируют?

Эксцентричный Безумный Шляпник, скорее всего, возник благодаря поговорке «Безумен как шляпник». Дело в том, что фетр для шляп обрабатывался парами ртути, которые могут вызывать психические расстройства. Однако американский математик и популяризатор науки, а также исследователь творчества Кэрролла Мартин Гарднер выдвинул гипотезу о том, что у Шляпника был реальный прототип – торговец мебелью по имени Теофилиус Картер, живший неподалеку от Оксфорда. Автор «Алисы» был хорошо знаком с Картером. Этот довольно чудаковатый малый, всегда носивший цилиндр (отсюда и прозвище), прославился тем, что изобрел «кровать-будильник», в определенное время сбрасывавшую спящего на пол. Не случайно в книге Шляпник постоянно пытается разбудить Соню, еще одну участницу знаменитого безумного чаепития.

Мартовский Заяц обязан своим рождением еще одной поговорке: «Безумен как мартовский заяц». Речь идет о беспорядочных прыжках, характерных для зайцев в период спаривания.
Один из самых загадочных персонажей «Алисы в стране чудес» – Чеширский Кот. Он умеет исчезать по частям, причем последней исчезает его улыбка.

Существует несколько версий по поводу происхождения этого персонажа.

Согласно одной из них, в графстве Чешир (Честершир, малая родина Кэрролла) кто-то рисовал над дверьми таверн ухмыляющихся львов. Львов жители маленького графства никогда не видели и считали их котами. Вторая версия гласит, что сырам, которые изготавливали в Чешире, иногда придавали форму улыбающихся котов. Была даже поговорка: «Улыбается как чеширский кот!» Рассказывают также, что на мысль о Чеширском Коте Кэрролла навел вырезанный из песчаника «кошачий» орнамент на западной стороне церкви Святого Уилфрида в деревне Грэппенхолл на северо-востоке Англии, где его отец некогда служил пастором.

Есть и еще одна версия происхождения Чеширского Кота – «призрачная». В Чешире бытовала легенда о призраке Конглтонского кота. При жизни он принадлежал смотрительнице местного аббатства. Как-то котище не вернулся с прогулки домой. Несколько дней спустя смотрительница услышала, как кто-то царапается в дверь. На пороге сидел ее любимец! Однако через мгновение животное растаяло в воздухе. Рассказывают, что после этого привидение белого кота являлось еще многим людям.

Впрочем, вспомните теорию «зеркального вещества»! Как видите, Чеширскому Коту есть куда исчезать!

Гусеница и яйцо
Предметом для многочисленных исследований стала и сама фигура Чарльза Доджсона. Его замкнутость и нелюдимость, отсутствие личной жизни приписывают тому, что каноник являлся членом некоего тайного общества и должен был хранить в секрете доверенные ему знания. Недаром в стране чудес Алиса встречается с Гусеницей – символом трансформации материи… А во время своих приключений в Зазеркалье Алиса покупает яйцо. Во всех эзотерических учениях оно – символ мироздания, зародыш Вселенной.

В фантастическом романе Фредерика Брауна «Ночь Бармаглота» выдвинута гипотеза, что в сказках Кэрролла зашифрована информация о других измерениях. И тот, кто сумеет разгадать шифр, преодолеет законы времени и пространства и попадет туда…

Алиса в стране чудес

Алиса в Зазеркалье

——————————————————————————————————-

История, которую английский математик Чарлз Доджсон стал рассказывать дочери друзей, Алисе Лидделл, превратилась в удивительную книгу. Это единственное литературное произведение, издание которого не прерывалось ни разу за всю историю его существования. Мировые и локальные войны, эпидемии и голод, экономические и политические кризисы не останавливали появление в книжных магазинах новых экземпляров «Алисы в стране чудес» — одной из самых абсурдных и увлекательных сказок в истории литературы.

О чем книга «Алиса в стране чудес»

События начинаются в жаркий летний день, когда Алиса скучает на берегу реки. Вдруг она замечает удивительного Белого Кролика, наряженного в жилет. Вслед за необычным персонажем девочка пробирается в кроличью нору, которая оказывается необычайно глубокой.

На дне обнаруживается таинственная комната со множеством дверей. Все они заперты, а ключ только один. И подходит он к самой маленькой дверце, за которой виден чудесный сад. Но попасть туда Алиса не может – дверь крохотная.

В комнате находятся волшебные предметы, которые увеличивают и уменьшают рост девочки. Наконец, ей удается пройти в дверь, но вместо чудесного сада за ней оказывается лес. Там она знакомится с говорящим Кроликом, Гусеницей, Чеширским Котом, Кухаркой и Герцогиней. Все они ведут себя странно, а во время путешествия по Стране Чудес с Алисой продолжают происходить метаморфозы – меняется рост и пропорции тела.

Следующая встреча оказалась еще более странной. Девочка попадает на безумное чаепитие, в котором участвуют Болванщик, Мартовский Заяц и Мышь Соня. Расставшись с ними, Алиса продолжает путешествие и, наконец, попадает в сад.

Здесь на знакомится с новыми персонажами – Карточными стражами, которые заняты перекрашиванием белых роз в красные. Появление Королевы и Червонного короля сопровождается приказом казнить нерадивых стражей, но Алиса спасает их и вместе с королевской процессией следует на крокетное поле.

Игра в крокет тоже странная – вместе клюшек фламинго, вместо мячей – ежи. Странное развлечение плавно переходит в нравоучительную беседу Королевы и Алисы о морали, после чего девочка отправляется к черепахе Квази и Грифоном.

Наконец, наступает кульминация событий – суд над Червонным Валетом, который украл королевские тарталетки. В числе других свидетелей приглашают дать показания и Алису, которая неожиданно начинает расти и навлекает на себя гнев Королевы. Требование отрубить девочке голову исполнить не успевают – все участники заседания превращаются в обычные игральные карты, а Алиса вырастает до своего обычного роста.

В этот момент девочка просыпается и обнаруживает себя лежащей на берегу реки. Сестра смахивает с ее лица листья. Алиса рассказывает о чудесном сне, который видела.

Смысл книги «Алиса в стране чудес»

Первоначально книгу восприняли скептически и даже называли бредовой. Но вскоре ее оценили и взрослые, и дети. Кроме  увлекательного сюжета, в ней кроется множество шарад, загадок, ребусов и головоломок. В характерах героев легко узнаются типичные человеческие пороки – глупость, гордость, наивность, суетливость.

Для членов семьи Лидделл смысл книги открывался с особенной стороны, недоступной другим. В персонажах девочки легко узнавали карикатуры на своих школьных учителей, членов семьи и соседей.

О прямых и тайных смыслах «Алисы» написано множество научных трудов. Единого мнения, какие именно значения придавал автор тем или иным эпизодам, не сложилось. Возможно, часть смыслов, которые усматриваются литературоведами, действительно заложены Кэрроллом на неосознанном, подсознательном уровне.

Единственный смысл, который обозначал сам автор – желание порадовать и развлечь своих маленьких слушателей. Но независимо от его желания книга приобрела и много других значений – в том числе философских и мистических.

Анализ книги «Алиса в стране чудес»

Несмотря на то, что «Алиса в стране чудес» отнесена по жанру к литературным сказкам, это, скорее феерия парадоксов и реальных фактов.

Под видом сказочных превращений Кэрролл, который был настоящим ученым и одним из самых просвещенных людей своего времени, сообщает детям реальные факты об устройстве мира. Причем часть из них во время, когда жил Кэрролл, еще не были известны:

  • расширение и сжатие Вселенной (эпизоды, где рост Алисы странным образом меняется),
  • парадоксальный монолог Черной Королевы о том, что необходимо как можно быстрее бежать, чтобы остаться на месте – намекает на еще не существующую в то время теорию относительности,
  • термин «кроличья нора» вообще введен в научный оборот в астрофизике (синонимы – кротовья нора и червоточина).

Поведение Алисы в Стране Чудес – это призыв ребенка быть пытливым в изучении окружающего мира, не бояться обратиться за помощью. То, что большинство героев кажутся девочке странными – частая модель восприятия мира взрослых из мира детей. Так что все, что кажется абсурдом, бредом и чепухой на самом деле – вполне серьезные вещи.

Есть и более поздние трактовки, основанные на теории психоанализа. В событиях сказки усматривают этапы взросления ребенка, подростковые трудности и проблемы, с которыми сталкивается девушка перед тем, как перейти из детского возраста в пору юношества. Это усматривают, например, в эпизоде с непропорцинальностью тела – это типичное явление в период полового созревания.

Аналогичным образом трактуется и сцена в комнате со множеством дверей, которые заперты (возможности и соблазны взрослой жизни) и крохотной дверцей, к которой подходит ключ (выход во «взрослый» мир в статусе подростка – уже не ребенка, но еще и не взрослого). Трудности попадания в этот мир, полный парадоксов, загадок и странных персонажей тоже соотносятся с проблемами взрослеющего человека.

Эпизоды с участием персонажей из карточной колоды рассматривается как политическая сатира, в том числе на поведение Англии по отношению к колонизированным землям – требование перекрасить розы очень напоминало первым читателям книги непоследовательные действия властей.

История создания книги «Алиса в стране чудес»

Известно, что первые истории об Алисе прозвучали в устном изложении в 1862 году. Девочки из семьи Лидделл, с которыми был дружен Кэрролл, часто просили рассказать про Страну Чудес еще раз. В итоге дети предложили записать историю, а их родители поддержали идею.

В 1865 году Льюис Кэрролл вручил своей любимице – Алисе, которая подарила свое имя главной героине – рукописный вариант сказки. Первый вариант ее названия – «Приключения Алисы под землёй». В том же году рукописный вариант был подвергнут литературной переработке и вышел в виде книги «Алиса в стране Чудес» с оригинальными иллюстрациями Джона Тенниэла.

Смысл названия книги «Алиса в стране чудес»

В отличии от многих случаев, когда название носит скрытый или двойной смысл, Кэрролл просто обозначил содержание событий, которые происходят в сказке. Алиса – имя главной героине, Страна Чудес – место событий.

Чему учит книга «Алиса в стране чудес»

Книга учит видеть необычное в обычном, верить в чудо и быть всегда готовым удивлять и удивляться. В любом возрасте на страницах «Алисы в стране чудес» можно найти забавные и увлекательные фрагменты, попробовать расшифровать их тайный смысл или просто улыбнуться.

Еще история «Алисы» учит тому, что нужно не бояться экспериментировать. Известный математик Доджсон однажды прислушался к просьбам друзей и записал историю, которую сочинил просто для того, чтобы порадовать детей. И эта книга принесла ему всемирную славу.

Обьяснение концовки книги «Алиса в стране чудес»

Концовка книги замыкает сюжет в кольцо. События заканчиваются там же, где они начались – в жаркий летний день на берегу реки. Этот композиционный прием часто используется авторами сказочных и фантастических историй. Так читатель понимает, что, с одной стороны, все волшебные события – вероятно, лишь сон.

Но последние строки всегда оставляют надежду, что чудесное путешествие было на самом деле. Именно так и завершает свое повествование о путешествии Алисы Льюис Кэрролл.

Надеюсь, я помог вам найти смысл книги «Алиса в стране чудес», а также разобраться в ее концовке. Если у вас другое видение книги – пишите в комментарии свой вариант.

Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» была написана полтора века назад и на первый взгляд представляет собой нагромождение всяческого абсурда, с трудом воспринимаемое даже детьми, для которых вроде бы она и предназначена… И именно это заставляет исследователей искать в ней скрытые шифры. Некоторые выводы озадачивают…

Бред вместо сказки

Хорошо известно, что под именем Льюис Кэрролл скрывался английский каноник и преподаватель математики и логики в Оксфордском колледже Крайст-Черч Чарльз Лутвидж Доджсон. Две повести о приключениях девочки Алисы в фантастическом мире он написал для дочерей декана колледжа, с которыми очень подружился — Лорины, Алисы и Эдит Лидделл.

Однако книги об Алисе поначалу вызвали шквал негативной критики. «Бред!» — отзывались о них авторитетные литературоведы. Действительно, типичная детская сказка — это история о приключениях положительных главных героев, как правило, борющихся со злом и побеждающих его в конце повествования… Обычно в таких текстах все просто, понятно и логично.

Кэрролловская же Алиса попадает в самое настоящее «царство абсурда», где неясно, «кто есть кто» и зачем существуют те или иные вещи… Да и сама героиня совсем не похожа на семилетнюю девочку, которой является «по легенде». Она слишком умна для ребенка, достаточно образованна и часто рассуждает совсем не по-детски…

И только позднее критиков осенило. Дело в том, что творения Льюиса Кэрролла оказались буквально на каждом шагу испещрены загадками, ребусами, шарадами и головоломками — научными, литературными, логическими…

«Приключения Алисы в Стране Чудес»: От зачатия до наркотиков

Психоаналитик Уильям Эмпсон считает, что падение Алисы в кроличью нору символизирует процесс зачатия. «Алиса, ныряющая в нору, это — отец, Алиса, оказавшаяся внутри норы — это уже эмбрион, и родиться она может лишь, став матерью, внутри которой образуются собственные околоплодные воды», — утверждает он.

Кое-кто находит в сказке намек и на наркотики. Так, вспомним текст песни «Белый Кролик» (White Rabbit) в исполнении рок-группы Jefferson Airplane: «Помни, что говорил Соня / Накорми свою голову, накорми свою голову»… А курящая кальян Гусеница со своим волшебным грибом? Есть и те, кто убежден, что все путешествие Алисы — это метафора наркотического «трипа»… Впрочем, в 60-е годы позапрошлого столетия многих вещей, которые известны сегодняшним знатокам психоделики, просто еще не существовало…

Доджсон и Лидделлы

Литературоведы полагают, что прототипами таких персонажей сказки, как Дак, Додо, Лори и Иглет, были друг Кэрролла, священник по фамилии Дакуорт, сам писатель, настоящая фамилия которого была Доджсон, а также Лорина и Эдит — сестры Алисы Лидделл, с которой, собственно, и «срисована» главная героиня.

В книге есть эпизод, в котором персонажи появляются из Моря слез: «с каждого ручьями стекала вода, все продрогли и чувствовали себя не в своей тарелке». В реальной жизни прототипы катались на лодке, попали в грозу и вымокли под дождем… Многие упомянутые в повествовании детали соответствуют местным реалиям: целебное озеро в деревне Бисни близ Оксфорда, крокет, в который играет героиня…

В «Алисе» часто упоминаются также различная еда и напитки. Буквально в самом начале героиня отпивает из бутылочки с надписью: «Выпей меня» и уменьшается, а откусив от пирожного, на котором значится: «Съешь меня», вырастает до гигантских размеров…

По сюжету много сцен, в которых персонажи едят и пьют. Некоторые опасаются, что их самих съедят… Одни критики считают, что автор страдал пищевыми расстройствами (кстати, он был худ как щепка и часто обедал одним печеньем). Другие предполагают, что семья Лидделл часто устраивала пикники, в которых участвовал и Доджсон… Также есть версия, что физические изменения, происходящие с Алисой, указывают на реальные перемены в ее жизни.

Жизнь есть сон?

Имеются также достаточно веские основания считать весь сюжет сказки… всего лишь сновидением! Сам Кэрролл говорил драматургу Тому Тейлору: «Все это сон, но я хочу, чтобы никто не догадался об этом до самого конца». Между многими действиями и событиями, происходящими в книге, нет логической последовательности. Так, белый кролик, с которого все и начинается, то появляется, то исчезает.

Гусеница внезапно оборачивается Чеширским котом, люди и другие существа ведут себя абсурдно, сложно разглядеть мотивы тех или иных их поступков… Недаром сюжет «Алисы» часто называют «путаницей».

Может быть, автор действительно хотел показать нам, насколько хрупка грань между реальностью и сновидением?

Одна из любимых всеми поколениями мировых сказок — «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла — полна волшебства и странностей. Современные критики находят в ней все, от секса и наркотиков до колониальной политики и расстройств питания. Давайте попробуем посмотреть глазами множества современных и не очень критиков, что же в самом деле значит «упасть в кроличью нору».

«Алиса в Стране чудес»

послание

Волшебная сказка Льюиса Кэрролла полна магических тортов и других сладостей, секретных дверей, широко улыбающихся чеширских котов и прочих невообразимых существ, мест и событий. Книга ни разу не исчезала из печати с первого момента ее издания.

На протяжении полутора веков существования сказка стала источником вдохновения для нескольких фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, балета и несчетного количества аттракционов, иллюстраций и картин. Даже микропсию – синдром неврологического расстройства, при котором человек воспринимает предметы вокруг себя в уменьшенном виде, – называют синдромом Алисы в стране чудес.

Однако, несмотря на такое грандиозное влияние на современную культуру, самым объемным продуктом, вдохновленным сказкой, стали попытки интерпретации ее символов. Даже представить сложно, сколько научных работ было написано по теме, а сколько ненаучных… все, кому не лень, намерены расшифровать «скрытое посление» сказки.

Если глубже заглянуть в эти попытки объяснить волшебство Страны чудес, то любимая классическая история представляется не детской сказкой на ночь, а сложной, запутанной аллегорией на тему секса, политики и наркотической зависимости.

История книги и Алисы

алиса

Корни одной из самых популярных книг в истории литературы были необычайно скромными. Во время плавания по Темзе некий Чарльз Догсон рассказывал некой Алисе Лиддел и ее сестрам историю приключений девочки Алисы в необычайной, чудесной стране.

История настолько полюбилась девочкам, что они убедили Догсона записать ее и издать. Взяв всем известный ныне псевдоним – Льюис Кэрролл, Чарльз Догсон послушал совета и выпустил в свет свое знаменитое произведение.

Алиса была дочерью декана одного из оксфордских колледжей, где Чарльз Догсон преподавал математику. Алиса была любимицей Догсона, но далеко не единственной из его маленьких друзей. Сегодняшнему наблюдателю, выросшему на кошмарных рассказах о педофилии и моральном насилии, этот сценарий дружбы взрослого мужчины с маленькими десятилетними девочками покажется крайне неоднозначным. Однако, несмотря на описание и фотографии, нет ни единого доказательства, что намерения Догсона были преступными. Тем более неприятным становится прочтение некоторых интерпретаций книги, основанных на теории психоанализа – движения, которое как раз набирало обороты во время первого издания «Алисы в стране чудес».

Теория психоанализа

скрытое

Со временем викторианское ханжество стало спадать, и развитие и популяризация основ психоанализа дали толчок не совсем детским интерпретациям «Алисы в стране чудес». Критики читали сказку-сон девочки Алисы и объясняли в соответствии с теорией Фрейда. Неудивительно, откуда ни возьмись нашлись гинекологические, сексуальные и фаллические символы, жертвами которых стала бедная гусеница, у которой, по ее же заявлению, прекрасный размер в три дюйма. Падение в кроличью нору и занавес, который должна раздвинуть Алиса, стали отражением сексуального акта, как и стремление подобрать ключи к замкам.

Взросление

взросление

Более философски настроенные критики воспринимали психоаналитическую трактовку сказки как аллегорию взросления. Вся эта сексуальная символика была лишь прохождением пути от детства к юности и затем ко взрослой жизни, в которой нужно принимать решения, последствия которых отражаются на окружающих. Конечно, этот путь ведет и через половое созревание, потому что сексуальные и фаллические символы никуда не деваются.

Однако половое созревание, по теории критиков, ярче всего демонстрируется в изменении тела Алисы – она то слишком большая, то крошечная, то непропорциональная. Психологически эти перемены приводят к тому, что девочка не может определиться, кто же она такая и что ей нужно. Она в поисках своего Я, и в этих поисках Алиса конфликтует с представителями власти, сомневается в легитимности правил, учится играть во взрослые игры, обретает чувство справедливости и впервые сталкивается с угрозой смерти.

Наркотики

наркотики

Конечно, не обошлось и без тех критиков, кто сфокусировался на слишком явном наркотическом характере некоторых событий в сказке. Образы курящей кальян гусеницы и галлюциногенных грибов только раззадоривают воображение желающих интерпретировать всю историю как один большой «приход». Психоделические образы, падение в кроличью нору, исчезающие и появляющиеся персонажи, бессмысленные фраз и проблемы с памятью были интерпретированы как результат регулярного потребления наркотиков. Стоит сказать, что Догсон не потреблял ничего опаснее гомеопатических лекарств от простуды.

Политическая система

политика

Не только наркотики, секс и рок-н-ролл были найдены между строк этой классической английской сказки. Другое направление критиков рассматривало «Алису в стране чудес» как политическую аллегорию. После того как героиня прыгает в кроличью нору, она оказывается в королевстве, управляемом вспыльчивой и властной особой. В этом усматривалась критика королевы Виктории, к которой, по некоторым сведениям, Догсон не питал особой симпатии. Кроме того, в беспорядочной системе управления и непонятных законах тоже прослеживались параллели с Великобританией времен Льюиса Кэрролла.

Колонизация и отношение к колониям

колонии

Многие критики воспринимали поведение Алисы в Стране чудес как явную параллель с отношением британцев к своим колониям. Как же ведет себя Алиса после того, как попадает в незнакомую, волшебную страну со своими уникальными правилами? Не понимая местных обычаев и не зная законов, девочка стремится установить свои правила в новом месте. Ее не срезу смущают негативные результаты этих попыток, и она продолжает наводить «порядок» там, где события происходят по совсем иным законам.

Рассматривая все эти теории, параллели и интерпретации, можно явно следить за тем, как менялось общество, его ценности и интересы на протяжении полутора веков. Все эти изменения несут в себе новую «линзу», через которую можно взглянуть на уже существующий текст. Это говорит в первую очередь о безвременности произведения и его качестве. Любое поколение найдет в нем отражение своих событий и интересов.

Загадки и разгадки

загадки

На страницах «Алисы в Стране чудес» критики чего только не находили: репрезентацию проблем с питанием, символическую алгебру, сатиру на тему Войны Роз и проблемы рабства. Во всем этом нескончаемом и ярком потоке теорий немудрено заблудиться и оказаться настолько же ошарашенным, как и маленькая девочка, попавшая в волшебную страну.

Будучи математиком, Льюис Кэрролл наполнил свою историю загадками — от загадок Безумного Шляпника до игры в крокет с королевой. Как бы не пыталась Алиса их разгадать, в них оказывается мало смыла, и разгадки ни к чему ее не приводят.

Несмотря на то что в реальной жизни Кэрролл любил, изучал и преподавал логику, в его вымышленном мире нет ничего логичного. Возможно, главное послание его необычайно странной книги заключается в том, что мир на самом деле полон безумства и нелогичности, поэтому вместо того, чтобы искать всему объяснение, стоит просто наслаждаться волшебством.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Когда англичане говорят «исчезнуть в кроличьей норе», они имеют в виду — «попасть в нечто неизвестное или потеряться». Почувствовать значение этого выражения сполна можно, если сделать в интернете запрос «скрытый смысл «Алисы в стране чудес».

Фантастическая сказка Льюиса Кэрролла о волшебных пирогах и потайных дверях, улыбающихся котах и поющих черепахах с момента первого издания никогда не теряла популярности.

В течение полутора веков своего существования она вдохновила на создание десятков фильмов, картин, балета и компьютерных игр. Она даже оставила отпечаток в медицине: ее именем назван определенный неврологический синдром.

Тем не менее, наибольшее количество теорий и дебатов вызвал вопрос, о чем на самом деле хотел рассказать Льюис Кэрролл. Загляните в работы целых поколений литературных критиков, исследователей, ученых и блоггеров, и эта на первый взгляд невинная детская сказка превращается в аллегорию наркотической культуры, историю британской колонизации или запущенный психический случай девочки с завистью к пенису.

«Алиса в стране чудес» была впервые опубликована в 1865 году с яркими иллюстрациями Сэра Джона Тенниэла

Сказка начала свою жизнь скромно. Историю придумал некий Чарльз Доджсон, чтобы развлечь свою знакомую 10-летнюю Алису Лиддел и ее сестер, когда они катались на лодке по Темзе. Впрочем, сказка настолько понравилась девочке, что она уговорила Доджсона записать ее, что он и сделал под псевдонимом Льюис Кэрролл.

Алиса была дочерью декана Оксфордского колледжа, где Доджсон преподавал математику, и была далеко не единственной девочкой, с которой дружил молодой профессор. Человеку XXI века эта дружба может показаться немного странной, если не сказать больше.

Во времена, когда общество начало увлекаться теорией психоанализа и одновременно освобождаться от викторианского ханжества, «Приключения Алисы в стране чудес» кажутся не такими уж невинными

Хотя нет никаких свидетельств о том, что в отношениях Доджсона с девочкой было нечто предосудительное, тем не менее, трудно не подозревать взрослого мужчину, который любил играть со своими юными приятельницами, сажал их на колени и заставлял позировать для фотографий, часто не слишком одетыми.

Во времена, когда общество начало увлекаться теорией психоанализа и одновременно освобождаться от викторианского ханжества, «Приключения Алисы в стране чудес» кажутся не такими уж невинными.

Тщательно анализируя текст, исследователи нашли множество образов, связанных с женской и мужской физиологией и сексуальными отношениями. Одна кроличья нора чего стоит, а еще и занавеска, которую Алиса должна отодвинуть. Замки и ключи — бесспорно намекают на коитус, а Гусеница … разве это не красноречивый фаллический символ?

В сцене, где шея Алисы неожиданно вытягивается, многие видят намек на эрекцию и на зависть к пенису, которую, по мнению Фрейда, испытывают маленькие девочки, когда осознают различия в анатомии. А в движениях Алисы, когда она начинает обмахиваться веером, а потом так быстро уменьшается, что оказывается в соленой воде по самый подбородок, другие видят ассоциации с мастурбацией.

Далеко от правды

Некоторые исследователи считают, что приключения Алисы рассказывают не столько о сексе как таковом, сколько о взрослении девочки, которая из ребенка превращается в подростка. Героиня чувствует себя некомфортно в своем теле, которое испытывает целый ряд различных преобразований.

Ее самовосприятие становится нестабильным, и ей трудно определить, кем она является. Она бунтует против авторитетов, и ей приходится прилагать огромные усилия, чтобы понять правила, по которым живут люди вокруг нее, и даже смерть.

Известный литературовед Уильям Эмпсон настолько увлекся анализом текста, что заявил, будто Алиса «это одновременно отец, который проникает в отверстие норы, эмбрион внутри норы, и родиться Алиса сможет только тогда, когда станет матерью и сможет выработать собственную амниотическую жидкость».

Трудно, конечно, не задуматься над тем, что хотел сказать автор детской сказки, когда изображал, как Гусеница курит кальян, особенно в окружении волшебных грибов. Вот поэтому-то, начиная с 1960-х, сторонники наркоманской субкультуры стали воспринимать приключения Алисы, как один длинный наркотический трип (измененное состояние сознания, вызванное наркотическими веществами. — Ред.).

Многие считают, что в тексте «Алисы» есть немало скрытых смыслов: от секса и наркотиков до колониализма и политической сатиры на Королеву Викторию.

Слова песни «Белый Кролик» известной группы Jefferson Airplane закрепили эту ассоциацию: «Помни, что сказала тебе Соня: накорми свою голову, накорми свою голову». Психоделические ощущения не покидают читателя от начала до конца сказки: стаканы с таблетками и микстурами, хаотические движения времени, улыбка Чеширского Кота, который то появляется, то исчезает.

Любимым писателем самого Доджсона был Томас де Квинси — автор «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум». Однако, хотя создатель «Алисы» и лечил простуду гомеопатическими препаратами, свидетельств того, что он когда-либо употреблял галлюциногенные наркотики, нет.

Впрочем, ассоциации с галлюциногенными веществами остаются устойчивыми, как свидетельствуют слова героя фильма «Матрица»: «Возьмешь синюю таблетку — история закончится, ты проснешься в своей постели и поверишь в то, во что захочешь поверить. А если возьмешь красную таблетку, останешься в стране чудес, и узнаешь, насколько глубокой может быть кроличья нора».

О королях и капусте

Тем не менее, «Алиса» — не только о сексе и наркотиках. Другая группа литературных критиков видит в сказке политическую сатиру. Когда героиня ныряет в нору за Белым Кроликом, она оказывается в месте, которое, несмотря на свою хаотичность и различные странности, находится под властью авторитарной и жестокой королевы и имеет беспорядочную правовую систему, которая очень похожа на законодательство викторианской Англии.

По мнению современников, Доджсон неоднозначно относился к Королеве Виктории, хотя она и была одной из поклонниц его творчества.

Что делает Алиса в этой удивительной стране? Сбитая с толку правилами жизни местных жителей, она пытается навязать им свои собственные ценности, что иногда имеет довольно пагубные последствия. Разве это не намек на колониальную политику Англии?

Немало вопросов вызывают персонажи Морж и Плотник, а также двойники Твидлдам и Твидл, декламировавшие Алисе стихотворение. Согласно некоторым толкованиям, Плотник — это Иисус, а Морж — апостол Петр, тогда как устрицы — их ученики. Другие настаивают на том, что речь идет о Британской империи, в которой Морж и Плотник представляют Англию, а устрицы — колонии. Даже британский писатель Дж.Б. Пристли вступил в дискуссию и предположил, что Морж и Плотник могут быть прообразами двух различных типов политиков.

Некоторые исследователи считают, что Гусеница — это красноречивый фаллический символ. Как бы то ни было, его связь с наркотической культурой является бесспорной

Все эти странные толкования «настоящего» значения «Алисы», которые придумывали поколения за поколениями, на самом деле демонстрируют лишь одно: как изменение общественной морали может радикально влиять на понимание текста. Но прежде всего, это свидетельство того, что шедевр Льюиса Кэрролла является бессмертным творением и каждая эпоха ищет в нем свои собственные прихоти и проблемы.

А, следовательно, дебаты продолжаются и в новом тысячелетии. «Алиса» — это притча о расстройствах пищевого поведения, предсказаниях компьютерной алгебры или сатира на Войну роз. В этом океане сотен конкурирующих теорий и толкований, мы чувствуем себя не менее растерянными, чем сама Алиса.

Чарльз Доджсон был математиком, и поэтому неудивительно, что его рассказ изобилует арифметическими и геометрическими аллюзиями. Алиса сталкивается с серией головоломок: от загадок Шляпника до игры в крокет с Королевой, но как бы она ни пыталась решить их, они все равно оказываются бессмысленными и не имеют ответа.

Хотя Доджсон был логиком — Страной чудес руководит абсурд. Возможно, именно в этом и заключается главная идея этой изобретательской истории. Мир — это безумное место, в котором наши надежды и ожидания часто находят разочарование.

  • В чем смысл рассказа хорь и калиныч
  • В чем смысл рассказа холодная осень
  • В чем смысл рассказа тургенева отцы и дети
  • В чем смысл рассказа тупейный художник
  • В чем смысл рассказа тоска