В чем смысл сказки чего на свете не бывает

Русская народная сказка «Чего на свете не бывает»

Жанр: «Чего на свете не бывает»

Главные герои сказки «Чего на свете не бывает» и их характеристика

  1. Барин. Богач, хвастун, обманщик. Надменный и чванливый.
  2. Мужик. Простой, скромный, хитрый, находчивый.

План пересказа сказки «Чего на свете не бывает»

  1. Богатый барин
  2. Задание мужику
  3. Как подпоясаться топором
  4. Женщина-поп
  5. Мужик на небесах
  6. Покойный барин у него в прислуге
  7. Этого точно не может быть!

Кратчайшее содержание сказки «Чего на свете не бывает» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Один богатый барин не знал куда девать деньги и задал мужику задачу, узнать чего на свете не бывает.
  2. Мужик предположил, что нельзя топором подпоясаться.
  3. Барин сказал, что это легко делается
  4. Мужик предположил, что поп не может женщиной быть, барин ответил, что и это бывает
  5. Мужик рассказал, как на небе отец барина за его детьми прислуживает
  6. Барин отдал деньги, потому что этого точно быть не могло.

Главная мысль сказки «Чего на свете не бывает»
Всегда найдется такая вещь, существование которой человек считает невозможным и для себя неприемлемым.

Чему учит сказка «Чего на свете не бывает»
Сказка учит не хвастать своим богатством, не потешаться над простыми людьми, не считать себя выше других людей. Сказка учит проявлять хитрость и находчивость. Учит смеяться над гордецами и хвастунами.

Отзыв на сказку «Чего на свете не бывает»
Мне понравилась эта смешная сказка, в которой барин собирался посмеяться над мужиком, а мужичок сам посмеялся над барином. Вот и будет барину наука — не считай людей глупее себя, всегда найдется кто-то более умный или более хитрый.

Пословицы к сказке «Чего на свете не бывает»
Нет худшего порока, чем зазнайства.
Нужно ценить себя, но не переоценивать.
Не ломайся кисель, не лучше людей.
С людьми знаться, не зазнаваться
Гордость пучит, скромность учит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Чего на свете не бывает»
Жил на свете барин, у которого было очень много денег. Тратил он их направо-налево, а денег совсем не кончалось.
И вот как-то этот барин позвал мужика и сказал ему, что если тот расскажет ему то, чего на свете не бывает, то барин ему денег даст приличное количество.
Почесал мужик в затылке, попросил срока до завтра. Всю ночь не спал, думал. Утром приходит и говорит, что точно нельзя ноги за топорище заткнуть, и топором подпоясаться.
А барин только смеется.
-Эка невидаль, — говорит, — В мире сейчас и не такое бывает.
Отправляет мужика домой, думать. И снова ночь мужик не спит, думает. Приходит утром к барину и говорит, что не бывает такого, чтобы красная девица обедню служила и попом была.
А барин снова смеется.
-Как так — отвечает. — Да у немцев такое сплошь и рядом случается.
Обвиняет барин мужика в том, что тот плохо старается, и снова домой отправляет.
Приходит мужик к барину на третий день. Рассказывает небылицу о том, что оказался он на небе и там своих детей встретил, которые умерли во младенчестве, да покойного барина, отца нынешнего.
Заинтересовался барин, спрашивает чем же на небе его папаша занимается.
А мужик и отвечает, что подстилки за его детьми моет.
Тут барин и вышел из себя:
-Не может такого быть, чтобы барин на крестьянскими детьми пеленки мыл. Бери свои деньги.
Взял мужик деньги и довольный ушел.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сказка «Чего на свете не бывает». Чему учит сказка, какая главная мысль?

2 ответа:



3



0

Сказка «Чего на свете не бывает» написана про одного скромного и находчивого мужика из крестьянской семьи и про богатого барина, который не вёл счёт своим деньгам.

Сказка учит нас тому, что имея богатство, деньги нельзя усмехаться, унижать, смеяться над бедными людьми. Нельзя ставить себя выше других, имея власть, деньги можно не иметь сердца, сострадания, любви. Так же сказка учит нас находить выход из трудной ситуации, а так же быть сообразительными и находчивыми.

Главная мысль сказки: В жизни каждого человека есть такое, что он не может принять ни душой, ни сердцем, есть то, что он отрицает и считает, что ни с ним, ни с его близкими этого быть не может.



1



0

Чего на свете не бывает. Для того, чтобы определить главную мысль этой русской народной сказки и понять, чему она учит, следует ознакомиться с её содержанием.

В сказке, речь идёт об очень богатом барине, решившем подшутить и поиздеваться над бедным мужиком, а за правильный ответ пообещал награду. И спросил барин мужика — чего на свете не бывает.

Мужик ночь не спал, а утром сказал, что на свете того не бывает: топором никто не подпоясывается, ног за топорище не заткнёт.

Барин увидел, что мужик не так глуп и возражает ему: у нас мол этого не делают, а в чужих краях, мол сплошь и рядом. Пришлось мужику дальше думать. На следующее утро, мужик опять ответил наудачу: баба попом не бывает, красна девка обедни не служит. Но и этот ответ барина не устроил, и он предоставил мужику ещё одну попытку.

На третье утро мужик решил рассказать барину всякую небывальщину и ответил: думал я, что люди хоть на небо попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

Когда барин спросил, как он на небо попал, мужик сказал, что за ним покойная жена телегу прислала, он с ней повидался и на обратном пути соскочил. Ещё мужик плёл разную небывальщину, но барин говорил, что всё бывает.

И только когда барин сказал, что покойный барин на том свете, моет постилки после ребятишек мужика, барин сказал, что этого не может быть и отдал мужику деньги.

Таким образом, главной мыслью этой сказки, можно считать, что на свете возможно при определённых обстоятельствах.

Читайте также

Сказка «Падчерица» учит читателя тому, что в итоге каждый получает то, что заслужил. Хороший человек, который старательно трудится, помогает другим, при этом несмотря на невзгоды добр и великодушен обязательно будет счастлив.

Кроме того, на примере сравнения судьбы главной героини и ее сводной сестры можно увидеть как важно не таить обиду на своих обидчиков, не копить в себе злость, не ждать от окружающих подлости. Падчерица несмотря ни на что верит в людей, сестра же никому не верит, не видит необходимости разговаривать с другими уважительно и почтительно (все равно никакой пользы от них не будет). В итоге каждая пожинает плоды своего поведения.

Помимо того, что сказочному волшебному зеркалу присуще умение говорить, как во всем известных литературных произведениях братьев Гримм «Белоснежка» и » Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях » Александра Сергеевича Пушкина, колдуньи из этих сказок ещё ценили его за то, что оно всегда отвечало кристально честно на единственный постоянно мучающий их вопрос о самой красивой в мире женщине.

В каких сказках есть волшебное зеркало?

В каких сказках есть волшебное зеркало?

Чудодейственная сила волшебных зеркал может заключаться и в том, что они искажают реальную картину мира, как в повести Виталия Георгиевича Губарева «Королевство кривых зеркал» и в сказке «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена. Кроме того, в последней из них его осколки, попадая в человеческое сердце, уничтожали чистоту души, превращая людей в холодных бесчувственных существ.

В каких сказках есть волшебное зеркало?

В каких сказках есть волшебное зеркало?

И ещё одна магическая способность волшебных зеркал заключалась в их умении перемещать человека в другой, параллельный мир — как было с Олей в уже упомянутой книге «Королевство кривых зеркал» и Алисой из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

В каких сказках есть волшебное зеркало?

В русских народных сказках, есть разные герои, в том числе и не плохие в душе, но как говорят в наше время, опустившиеся в социальном плане, то есть нищие, оборванцы и пьяницы, хоть и встречаются они там в целом редко. Однако их нужно было как то назвать и назвали их словом теребень, то есть как тех, кого потеебила, то есть задергала и измотала, эта нелегкая штука жизнь.

«Клад» — это одна из поучительных русских народных сказок. Главные герои ее — мужик простой, которому не на что похоронить старуху, а в долг никто не дают, да поп, жадный до чужого богатства, тоже отказавший старику в милости. Но к бедным в своем горе людям судьба иногда бывает милостивой, вот и нашел пожилой человек клад, когда копал, чтобы старуху мерзлой земле предать.

Попу заказал старичок службу, дал червонец, пригласил на угощение, чтобы помянуть. А когда разошлись, то воспользовался, оставшись один на один, да все разузнал поп, в чем дело. А ночью пришел под видом «нечистого», а на самом деле набросил шкуру козлиную, да зашила попадья нитками. Отдал мужичок все свое добро, лишь бы только не связываться! Но попу от этого радости больше не стало: принес сокровища домой, а шкуру не может снять, потому что приросла та напрочь!

Отзыв о сказке положительный: легко читается, вдумчивая, колоритная. В ней две противоборствующие составляющие: добро со злом. Конечно, зло окажется наказанным! А мужичок нашел, что ему было надо: похоронил, справил поминки. Жил как-то раньше, теперь тоже не пропадет. А поп пострадал за собственную жадность!

Стоит почитать произведение вместе с детьми, обсудить поступки персонажей, можно нарисовать их.

Хорошая, добрая сказка.

Народ в сказке «Чего на свете не бывает» рассказывает нам о богатом барине и бедном мужике крестьянине.

Мужик был очень бедным, скромным, но в то же время оказался очень находчивым и смог перехитрить барина.

К мужику подходят такие пословицы:

  • Скромность украшает человека.
  • Тому и почет огромный, кто скромный.
  • Кто скромнее, тот умнее.
  • Зазнайство с ног собьет, скромность — на ноги поставит.
  • Сам смекай, где берег, где край.
  • Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
  • Сметлив и хитер — пятерым нос утер.

К барину подходят такие пословицы, как:

  • Чем зазнаешься, на том и сломаешься.
  • Гроша не стоит, а глядит рублем.
  • Гордость глупости сосед.
  • Где нам с вами чай пить, когда мы не умеем, как вы, морщиться.
  • С людьми знаться, не зазнаваться.
  • Нет худшего порока, чем зазнайство.

5 класс

Тема. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?»

Цель:

  • выявить особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную идею сказки;

  • формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной справедливости.

Оборудование: выставка рисунков.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

— Какое впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— В чём смысл сказки «Чего на свете не бывает»? К какому виду сказок она относится?

— О чём рассказывают бытовые сказки?

Слово учителя.

Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение – «имущество»; современное употребление отмечается с XIX в. – в значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

— Что мы узнаём о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

3. Выразительное чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи, чего на свете не бывает?».

4. Обращение к выставке рисунков.

— Составьте ряд слов, соотнесённых в вашем представлении с образами барина и мужика. (Барин – грубый…мужик – лукавый…)

5. Исследовательская работа с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Мужик

Барин

Кажись, взаправду всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, — говорит, — это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз. Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.

Наскажу, — думает, — ему всякой всячины; может, что т небывальщины будет.

Ну, что хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты, мужичок, не убился?

Врёшь, мужик-дурак! – закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!

— Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя? (1 вариант).

— Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о герое? (2 вариант).

III. Закрепление изученного.

1.Речевые характеристики героев.

Всего красочнее представлена в сказке разговорная речь, пронизанная иронией, насмешкой.

Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических свойств и характеров. Барин в сказке груб и властен. Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умён, находчив, терпелив.

2. Беседа.

— Почему барин решил подшутить над мужиком?

— Как мужик воспринял приказ барина?

3. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!»

— Каким был первый ответ?

4.Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».

— Почему барин не принял ответ мужика?

— Почему мужик поверил барину?

— Каков второй ответ мужика?

— Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать, что «по неметчине и все так»?

— Почему мужику удалось перехитрить барина?

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

6. Слово учителя.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие жизненных ситуаций с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Формы его складывались в тесной связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений как в древнее, так и в позднее историческое время.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.

Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик», «Барин и плотник» и т.д.

7. Художественный пересказ учащимися русских народных сказок «Барин и мужик», «Барин и собака»

IV. Подведение итогов урока.

— Чего больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

Своё содержание сказки вынесли из жизни, которой жили их творцы. Отразив повторяющиеся из века в век жизненные ситуации, сказки выработали устойчивые примеры поэтики.

Они обнажали все лицемерные покровы благопристойного на первый взгляд житья-бытья, нормы обывательского существования. В этих сказках открыт простор для мысли о торжестве истинных, человеческих ценностей над временными, ложными порядками в быту, людских отношениях.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать сказку «Падчерица», с.48-53, часть 1.

2.Нарисовать героев сказки, устно прокомментировать свой рисунок.

3.Инд.задание: выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла домой».

4

Урок
10

Тема. 
Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на
свете не бывает?»

        Цель:    

·        
выявить
особенности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных
ситуациях бытовой сказки «Чего на свете не бывает?»; определить художественную
идею сказки;

·        
формировать
навыки выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской
работы с текстом;

·        
воспитывать
внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу; чувства социальной
справедливости.

Оборудование: выставка рисунков.

ХОД
УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Изучение нового материала.

1.Сообщение темы
урока, постановка целей и задач.

2.Анализ
содержания сказки.

— Какое
впечатление произвела на вас сказка? Чем понравилась?

— В чём смысл
сказки «Чего на свете не бывает»? К какому виду сказок она относится?

— О чём
рассказывают бытовые сказки?

Слово учителя.

Быт – общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое
значение – «имущество»; современное употребление отмечается с XIX в. – в
значении «уклад повседневной жизни».

В повседневной жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая
сказка как явление художественного творчества характеризуется тем, что
показывает жизненные несообразности, несоответствие поведения людей нормам
здравого смысла.

К типичным бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об
одураченном барине, о богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой
хитрым крестьянином.

— Что мы узнаём о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

3. Выразительное
чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый – пребогатый…» до слов «Скажи,
чего на свете не бывает?».

4. Обращение к
выставке рисунков.

— Составьте ряд
слов, соотнесённых в вашем представлении с образами барина и мужика. (Барин
– грубый…мужик – лукавый…)

5.
Исследовательская работа  с текстом. Составление сопоставительной таблицы.

Мужик

Барин

Кажись,
взаправду
всё на свете бывает. Дай сроку до завтра – может,
и вздумаю.

Может, это и
бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось
чего и не бывает!

Нынче люди до всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в
Питер по проволоке
лапти послать можно. У нас подлинно этого не
делают, а в чужих землях – так сплошь и рядом. Ступай с Богом
до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба
попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, — говорит, —
это бывает; по неметчине и всё так. Поди подумай последний раз.
Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.

Наскажу, —
думает, — ему всякой всячины; может, что т небывальщины будет.

Ну, что
хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать
наказывала
и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней,
с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты,
мужичок, не убился?

Врёшь,
мужик-дурак!
– закричал барин. – Того на свете не
бывает, чтобы барин у холопа  нянчился! Бери деньги да не
мели околесицы!

— Выпишите слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о
характере героя? (1 вариант).

— Выпишите слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о
герое?              (2 вариант).

III.
Закрепление изученного.

1.Речевые характеристики героев.

Всего красочнее представлена в сказке разговорная речь, пронизанная
иронией, насмешкой.

Языковые характеристики персонажей даны с выделением наиболее
характерных, специфических свойств и характеров. Барин в сказке груб и властен.
Его обращение к мужику исполнено презрения. Мужик умён, находчив, терпелив.

2. Беседа.

— Почему барин решил подшутить над мужиком?

— Как мужик воспринял приказ барина?

3. Выразительное чтение эпизода от слов «Мужик до петухов не спал…» до
слов «Может, это и бывает, только я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось
чего и не бывает!»

— Каким был первый ответ?

4.Выразительное чтение по ролям фрагмента от слов «На другой день
пришёл он к барину…» до слов «Ну да скажу ещё что-нибудь».

— Почему барин не принял ответ мужика?

— Почему мужик поверил барину?

— Каков второй ответ мужика?

— Барин хорошо знал церковные законы. Почему он продолжает утверждать,
что «по неметчине и все так»?

— Почему мужику удалось перехитрить барина?

5. Выразительное чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи
домой…» до конца сказки.

6. Слово учителя.

При всей невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки
является раскрытие жизненных ситуаций с помощью возвышающего или снижающего
реальность условного поэтического вымысла. Формы его складывались в тесной
связи с обширным кругом мировоззренческих и бытовых понятий и представлений как
в древнее, так и в позднее историческое время.

Сказки высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за
жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и
обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми
жизненными благами, и породило богатую выдумку.

Сказок о барине и мужике немало: «Барин и гусак», «Барин и мужик»,
«Барин и плотник» и т.д.

7. Художественный пересказ учащимися русских народных сказок «Барин и
мужик», «Барин и собака»

IV.
Подведение итогов урока.

            — Чего
больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

Своё  содержание сказки     вынесли из жизни, которой жили их творцы.
Отразив повторяющиеся из века в век жизненные ситуации, сказки выработали
устойчивые примеры поэтики.

Они обнажали все лицемерные покровы благопристойного на первый взгляд
житья-бытья, нормы обывательского существования. В этих сказках открыт простор
для мысли о торжестве истинных, человеческих ценностей над временными, ложными
порядками в быту, людских отношениях.

V. Домашнее
задание.        

1.Прочитать сказку «Падчерица», с.52-58

2. Выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец
настал вечер…» до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь
подарку, пошла домой».

Презентация

2 слайд

Цели:

— выявление
особенностей реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо
нереальных ситуациях бытовой сказки, определение художественной идеи сказки;

— формирование
навыков выразительного чтения, художественного пересказа, исследовательской
работы с текстом;

— воспитание
чувства социальной справедливости, формирование гуманистического мировоззрения
учащихся.

 Ход
урока

Организационный
момент. Вступительное слово учителя.

 3 слайд

Беседа по содержанию сказки

— В чем смысл
сказки «Чего на свете не бывает?» К какому виду сказок она относится?

— О чем
рассказывают бытовые сказки?

 Быть –
общеславянское слово, образованное от глагола быти. Старое значение –
«имущество»; современное употребление отмечается с 19 века – в значении «уклад
повседневной жизни».

В повседневной
жизни человек сталкивается с несправедливостью. Бытовая сказка как явление
художественного творчества характеризуется тем, что показывает жизненные
несообразности, несоответствие поведения людей нормам здравого смысла.

К типичным
бытовым сказкам относятся истории о господах и слугах, об одураченном барине, о
богатом хозяине, нанявшем работника, о барыне, обманутой хитрым крестьянином.

 — Что мы
узнаем о барине и мужике из сказки «Чего на свете не бывает»?

 4 слайд

Выразительное
чтение фрагмента от слов «Жил-был барин, богатый-пребогатый…» до слов «Скажи,
чего на свете не бывает»?

 Обращение к
выставке рисунков.

 5 слайд

Исследовательская работа с текстом.
Составление сопоставительной таблицы.

Мужик

Барин

Кажись, взаправду
всё на свете бывает. Дай сроку до
завтра – может, и вздумаю.

Может, это и бывает, то я не знаю. Ну да ладно, скажу наудачу, авось чего и не бывает!

Нынче люди до
всего дошли: и на чёрте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке лапти послать можно. У нас подлинно этого не
делают, а в чужих землях – так сплошь и
рядом
. Ступай с Богом до завтра. Придумаешь – ответ принеси.

Всё, барин: баба
попом не бывает, красная девка обедни не служит.

Ну, — говорит, — это бывает; по неметчине и всё так. Поди
подумай последний раз.
Скажешь – бери деньги, а то не прогневайся.

Наскажу, — думает, — ему всякой всячины; может, что и
небывальщины будет.

Ну, что хорошенького скажешь?

Покойница жена побывать
наказывала
и подводу за мной выслала: двух журавлей вразнопряжку.

Повидался с ней, с ребятишками и к твоей милости воротился.

Как же ты, мужичок, не
убился
?

Врёшь, мужик-дурак!
– закричал барин. – Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился! Бери деньги да не мели околесицы!

6 слайд

Задание по вариантам

1 вариант

— Выпишите
слова, характерные для речи мужика. Что вы можете сказать о характере героя?

2 вариант

— Выпишите
слова, характерные для речи барина. Что вы можете сказать о характере героя?

 Красочнее
всего представлена в сказке речь, пронизанная насмешкой и иронией. Языковые
характеристики персонажей даны с выделением наиболее характерных, специфических
свойств их характеров. Барин в сказках груб и властен. Его обращение к мужику
исполнено презрения. Мужик умен, находчив, терпелив.

 7 слайд

— Почему барин
решил пошутить над мужиком?

 — Как мужик
воспринял приказ барина?

 — Каким был
первый ответ мужика?

 — Почему барин
не принял этот ответ?

 — Почему мужик
поверил барину?

 — Почему
мужику всё-таки удалось перехитрить барина?

 8 слайд

Выразительное
чтение эпизода от слов «Плюнул с досады мужик, идучи домой…» до конца сказки.

 При всей
невероятности событий, главной чертой жанра бытовой сказки является раскрытие
жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условного
поэтического вымысла.

Сказки
высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь,
жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное
явление, когда барин пользуется всеми жизненными благами, и породило бытовую
выдумку.

— Ребята, так
чего же больше в бытовых сказках – правды или вымысла?

В бытовых
сказках в заведомо нереальных ситуациях и положениях нашла отражение реальная
действительность. Сказки осуждают глупость, жадность, жестокость барина.

 9 слайд

Мы с вами
очень хорошо поработали на уроке. Теперь можно немного отдохнуть и поиграть.

— Для начала
давайте вспомним, что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным
творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений?

— Что такое
сказка? Какие виды сказок вы знаете?

 — А теперь нам
предстоит вспомнить названия сказок по началу, продолжите ее и определите её
жанровую разновидность.

10 слайд

1. «Жили-были
дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил дед
рыбы и везёт домой целый воз. Вот еде он и видит: лежит на дороге лисичка, не
шевелится…» («Волк и Лиса»)

 11 слайд

2. «Жили-были
старик со старухой, а у них дочка да сын маленький. Вот уезжают родители в
город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе
гостинцев привезём…» («Гуси-лебеди»)

 12 слайд

3. «В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три
сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои
милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные
стороны…» («Царевна-лягушка»).

 13 слайд

4. «Жили-были
себе царь и царица, у них были сын и дочь, сына звали Иванушкой, а дочь
Аленушкой. Вот царь с царицею умерли, остались дети одни и пошли странствовать
по белу свету». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

 — Ребята, вы
уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую
роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры.
Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

 14 слайд

Домашнее задание

Прочитать
сказку «Падчерица».

Индивидуальное
задание:

1. Подготовить
выразительное чтение по ролям фрагмента сказки от слов «Наконец настал вечер…»
до слов «Девушка распрощалась с нею, взяла сундучок и, радуясь подарку, пошла
домой».

2. Нарисовать
героев сказки, подготовить комментарий к своей иллюстрации.

3. Прочитать
русскую народную сказку «Морозко» и пересказать её.

4. Прочитать
сказку В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и пересказать её.

5. Подготовить
сообщение о русском художнике И.Я.Билибине.

  • В чем смысл сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • В чем смысл сказки серебряное копытце
  • В чем смысл сказки семилетка
  • В чем смысл сказки самоотверженный заяц
  • В чем смысл сказки репка кратко