В чем смысл сказки красная шапочка

Добрый день, уважаемые единомышленники! Новая встреча на «сказочном поле». На этот раз попытаемся понять смысл сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Краткое содержание сказки.

В одной деревне жила маленькая девочка. Бабушка и мама ее очень любили. Бабушка подарила ей красную шапочку. Шапочка ей очень понравилась и девочка с тех пор  всюду ходила в ней. Соседи ее так и звали: Красная Шапочка. Однажды мама послала дочку к бабушке в соседнюю деревню отнести пирожок и масло. Дорога шла через лес.

kr-shap-21

В лесу девочку повстречал голодный Волк. Он расспросил девочку, куда она идет и побежал к бабушке короткой дорогой, а Красная Шапочка шла медленно по длинной дороге: рвала цветы на букет, слушала птичек. Волк первым прибежал к бабушке, претворился ее внучкой, вошел в домик и съел ее. Красная Шапочка пришла к бабушке. Она по своей наивности не поняла, что вместо бабушки в домике Волк. Стала его расспрашивать об изменениях во внешности бабушки, когда ее вопросы коснулись огромных волчьих зубов, Волк ее проглотил  вместе с башмаками и шапочкой. Хорошо, что недалеко шли дровосеки. Они услышали шум, прибежали и убили Волка. Распороли ему брюхо и бабушка и Красная Шапочка вышли целые и невредимые.

В (оля) О(тца) Л(ожью) К(упированная.  Купировать – пресекать, укорачивать, локализовать, сокращать, отрезать. (словарь русских синонимов)

Рождение

Из Священного Писания мы знаем, что нас сотворили в Эдеме – светлом добром мире радости и гармонии. По воле судеб, мы «выпали» из Эдема и оказались в совершенно ином мире. Уже, наверное, ни для кого не секрет, что при падении из Эдема человечество (наши прапра…предки) оказались — родились  в мире физическом – зеркальном духовному, где мы родились. Наш зеркальный мир находится между горним (духовным, прямым) миром, где главенствует добро или с  точки зрения науки – плюс, и миром зазеркальным (миром тьмы, зла), знак этого мира – минус. То есть, мы находимся в зоне борьбы добра и зла, плюса и минуса. Каждая из этих энергий проявляет себя  через наше сознание.

kr-shap-13

Из сказки «Цветик семицветик» мы знаем, что основных цветов в мире семь. Каждому уровню бытия соответствует один из цветов, при этом существуют и остальные (показывающие степени утончения материи на данном уровне), но один доминирует. В нашем физическом мире это самый грубый цвет спектра – красный. Возможно отсюда и цвет бабушкиной шапочки – красный. Почему именно шапочки? Да мыслим мы головой и мысли наши,  по большей части, приземленные, соответствующие нашему бытию.

Встреча с Волком

 Человечество, рожденное в атмосфере добра и любви, зла не знало. Красная Шапочка, повстречав Волка в лесу, не понимала, что его нужно опасаться. У нее не было опыта общения со злыми существами. И девочка беспечно рассказала Волку откуда, куда и зачем  идет, назвала адрес бабушки. Лес в сказке – это условно Путь возвращения всех людей через познание добра и зла в тот мир, где мы родились – в Эдем. В начале ее пути Волк не посмел «съесть» девочку – дровосеки были рядом, то есть связь наша с тонким миром еще не окончательно была прервана – люди помнили о существовании Творца Вселенной, о силах Света, помогающим нам. По нашей молитвенной просьбе Отец Небесный посылает ангелов, и они нас защищают. Волк осмелел, когда Красная Шапочка зашла далеко в лес, деревня, откуда она вышла, была уже не видна и не слышна, а до бабушкиной деревни, конечный пункт Пути, было еще далеко. Волк хорошо знал лес – силы тьмы принимали участие в создании нашего мира и знают, как наш мир и мы устроены – он побежал коротким путем к домику бабушки.

kr-shap-6

Силы тьмы стараются во всем опередить силы добра и навредить или уничтожить людей. Уничтожить совсем им не даст тот, кто нас Сотворил – Отец Небесный. На короткое время им удается наделать много бед, но «дровосеки» — наши защитники из тонких миров, близки к нам и по нашей просьбе нам помогают в борьбе со злом. Для них важны  намерения людей служить силам добра, быть проводниками любви, подтвержденными действиями.  В сказке они «услышали шум» — девочка расспрашивала Волка, у нее были сомнения,  прибежали в домик и убили Волка.  Бабушка и девочка вышли целые и невредимые.

Бессмертие души

В Эдеме, где нас родили, смерти не было – была рождена только душа, тела были даны при падении из Эдема. Отсюда беспечность людей. Жизнь в мире добра и зла нас обучает распознавать их различие и, осознанно пользоваться этими энергиями.

kr-shap-7

Волк «сожрал» – это смерть физического тела – наши клеточки еще не знают бессмертия, бессмертие помнит душа (проснувшаяся), а они (клеточки) родились в физическом мире. «В древних восточных учениях говорится, что человек не может умереть, он бессмертен. Он живет здесь в белковом мире какое-то количество лет, потом наступает момент износа тела, человек оставляет его и выходит на новый энергетический уровень. Структура человека не ограничена одним лишь физическим телом, она имеет семь энергетических тел – уровней утончения материи. Наше сознание пронизывает — соединяет все семь тел». ( В.Ю.Миронова)

Бессмертие физического тела

После квантового перехода, произошедшего в конце 2012 – начале 2013 годов, подтвержденного учеными всех стран, клеточки наши начинают учиться быть бессмертными. Из уроков биологии мы помним, что энергетикой клетки заведовали митохондрии. Сейчас ученые всего мира делают очень много открытий. Одно из них – это митохондрии «уступают» свое место в энергетическом обеспечении клетки центросомам. Наша  планета Земля  энергетически прошла экватор между минусовой энергией и плюсовой. Мы теперь в зоне нарастания плюса, но в каждом  человеке этот процесс индивидуален, зависит от наших чувств и помыслов. Наши клетки подчиняются нашим мыслям.

kr-shap-5

Отсюда актуальнейшая задача населения планеты – научиться позитивно мыслить, то есть в плюсовом ключе формировать события. Самое главное, что может помочь нам прожить как можно лучше происходящее внутри и вокруг нас, это усиление внутреннего доверия Силам Света и Любви, осознание и полная уверенность в том, что развитие человечества Земли не пущено на самотек. Тонкий и духовный миры отзываются на наши намерения, они уважают наш свободный выбор. Если выбор  в пользу добра, мира, проявляем сострадание, центросомы наших клеток начинают увеличивать свое свечение. Этот процесс только начинается, но  именно он сделает постепенно наше тело светящимся,  то есть мы (вероятнее всего наши потомки) обретем возможность жить в тонких мирах вместе с клеточками физического тела. Смерть как таковая, исчезнет. Те, кто перейдет этот частотный порог в себе, увидят всех, кто ушел в тонкий мир без клеточек физического тела, то есть умерших. Они как бы появятся из живота Волка целые и невредимые. Конечно, это процесс не такой быстрый, как хотелось бы. Наша цивилизация долго жила под гнетом отрицательной силы, мы много накопили негативного в себе и, пока мы его не исправим на плюс, ни мы, ни мир не изменимся.

kr-shap-12

Очень хорошо процесс осмысления и изменения своих негативов на плюс, очищения души и, в результате, спасения, показал в «Маленьком принце» А. де Сент Экзюпери.

Маленький принц

Антуан де Сент Экзюпери – профессиональный летчик, в один из своих полетов вынужден был посадить самолет в Сахаре – огромной пустыне: забарахлил мотор. Механика с ним не было. Он надеялся исправить поломку: воды и еды у него было максимум на неделю, а дальше – либо спасение, либо гибель. Человек в таких ситуациях может впасть в отчаяние и, ничего не предприняв, погибнуть. А Антуан призвал на помощь своего маленького мальчика – чистое духовное существо, которое живет где-то в глубине души каждого из нас, — своего Маленького принца.

m-p-6

Мальчик попросил нарисовать барашка – это не очень умное существо, но при этом ласковое, безобидное и прожорливое. Понимая, что все, что происходит с нами в физическом мире, в том числе и поломка транспорта на грани гибели, — результат наших негативных мыслей – помыслов, первое, что нужно сделать, это «пойти» вглубь себя и осмыслением – покаянием очистить свою душу. Негативные мысли он назвал баобабами.

m-p-3

Прополка баобабов

«Есть такое твердое правило,- сказал мне Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и, сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. Это очень скучная работа, но совсем не трудная». Когда негативы, страхи разрастаются, они могут погубить нашу планету – душу.

«Дети, говорю я. Берегитесь баобабов, это страшно важно и неотложно! Я прежде не подозревал, как они опасны».

Уже пять дней шел ремонт, вода была на исходе. От отчаяния спасал Маленький принц. Он задавал вопросы. Человек, поддавшийся унынию, не задает вопросов. На каждый вопрос есть ответ. Вопросы спасают.

m-p-4

«Если барашек ест кусты, он и цветы ест?- Он ест все, что попадается. – Даже такие цветы, у которых есть шипы?- Да, и те, у которых шипы. – Тогда зачем шипы? – Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости. В моторе заело одну гайку, и я старался ее отвернуть». Маленький принц представил, что его любимый цветок: один единственный такой во всей Вселенной, съел барашек и разрыдался.

  «Стемнело. Я бросил работу. Я и думать забыл про злополучную гайку и молоток, про жажду и смерть. Я взял на руки Маленького принца и стал баюкать и утешать: цветку, который ты любишь, ничего не грозит». Маленький принц говорил о розе, которая выросла на его планете из семечка, занесенного ветром. Она была красива, горда и обидчива. Ему было трудно с ней.

m-p-7

«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить». Возможно, Антуан сожалел о непонятой им «розе», о несостоявшейся любви, о страхе открыть сердце  Любви.

Наши планеты

Маленький принц стал путешествовать по другим планетам. Планеты – это те качества души, которые открывал в себе автор: у него было для этого время и тишина. На первой планете он обнаружил короля, который ужасно любил повелевать. Король предложил Маленькому принцу стать министром юстиции и судить самого себя. «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты, поистине мудр». Повелевающий король это наша гордыня.

На второй планете жил честолюбец. Тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются. Маленькому принцу он тоже быстро надоел.

На следующей планете жил пьяница. Что ты делаешь?- спросил Маленький принц. Пью, чтобы забыть, что пить совестно.

Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он даже не взглянул на принца. Он подсчитывал звезды. Зачем они ему он не знал, но вся его жизнь была посвящена подсчету.

На пятой планете жил фонарщик. Он то зажигал фонарь, то гасил его. Беда в том, что планета стала очень быстро вращаться, и фонарь приходилось зажигать и гасить каждую минуту, и  у него не было времени на отдых. Его душа то зажигалась какой-то идеей, несущей Свет, то быстро гасла. Он не успевал осмыслить – закрепить свое состояние души. События жизни быстро менялись, а   сомнения мешали создать свой стержень – мировоззрение.

m-p-5

Шестая планета была в десять раз больше предыдущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги. В беседе с ученым – географом Маленький принц услышал новое для него слово – «эфемерный». Он несколько раз просил ученого разъяснить значение этого слова. Раз задав вопрос, он не успокаивался, пока не получал на него ответа. «Эфемерный»- это тот, что должен скоро исчезнуть. И мой цветок должен скоро исчезнуть? Разумеется». Чувства не принятые, не поддержанные, быстро исчезают. Маленький принц впервые пожалел о покинутом цветке. Географ посоветовал принцу посетить планету Земля, но мысли мальчика были о покинутом цветке.

Седьмая планета, которую он посетил, была Земля. На земле много континентов, народов и каждый народ интересен по – своему и, как у органов нашего тела, у каждого народа своя задача на этой планете. Маленький принц приземлился в пустыне, людей вокруг не было. Он увидел одну маленькую змейку – колечко цвета лунного луча. Змея имеет двоякий символ:  символ коварства и символ мудрости.

Мудрость Жизни

Антуан здесь в безводной и безлюдной пустыне понял, как дорога была ему его «роза – любовь» и как ничего для него не значили здесь на грани бытия и небытия гордыня (повелевающий король), тщеславие, алкоголь и прочие заменители радости жизни, все земные расчеты, достижения. Из всех земных роз дорога и желанна только одна, дорого то, во что ты вложил часть себя, и оно приняло тебя и тоже дорожит тобой, нуждается в твоем внимании и заботе. Иначе и среди огромного количества людей будет одиноко как в пустыне.

m-p-10

«Мудрость – это умение обнаруживать собственную глупость, причем вовремя. Знания Вселенских законов дают осознание хода Жизни и становятся полнотой Мудрости только при открытом сердце – Любви». Чтобы эта осознанность произошла, должно случиться нечто, хотя бы поломка двигателя самолета в безводной и безлюдной пустыне, на грани жизни и смерти.

«Змея – мудрость сказала принцу: мне жаль тебя. Ты слаб на этой Земле, жестокой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь. Я могу…»

Моя планета

 О какой планете речь? У нас есть «я» земное – наше астрально – ментальное эго, которое всегда ищет выгоду для себя,  и есть «Я» высшее – это то, что нам дал изначально Отец Миров. Оно сокрылось от нашего сознания  при опускании в физический мир и медленно открывается – расчищается при проживании конкретного опыта осознанно».

« Мудрость это способность воспринимать мир, себя и каждодневные события гармонично. Это стиль жизни в гармонии с окружающим миром, и собственной душой. Мудрость — это когда огромный шторм эмоций, послушен и подчинен Разуму».

m-p-9

Принц, очистив свою душу от всего ненужного, наносного, вернулся на «свою планету» — к себе истинному.  Двигатель подчинился  восстановленной внутренней гармонии летчика, самолет был исправлен и взлетел. В критических ситуациях, если хватает мужества не поддаться панике,-  нам очень помогает осознанность – Маленький принц, задающий вопросы.  Происходит трансформация психики: это изменение всех мыслей, чувств и действий в нужном направлении — к «Я» высшему — Божественной мудрости!  

Икигай

В японском языке есть слово икигай. Оно означает очень важную причину, заставляющую человека просыпаться по утрам. Антуан де Сент Экзюпери был почтовым летчиком – соединительным мостиком между людьми, государствами. В нем нуждались, его ждали.

kr-shap-19

 Икигай – это сочетание ясного понимания нами своего места в жизни, наших природных склонностей и талантов, удовлетворение насущных потребностей (своих и окружающих) и попытка реализовать свои мечты. По расчищенному от негатива каналу связи Божественная мудрость снизошла на него! Он вернулся к людям!

Выход из болезни, страдания

Природа страдания – отрыв от Единого Божественного Сердца, от источника Силы и Любви, в котором неизменно пребывает все сущее.

«Человечество было введено в обман и неведение, нами манипулировали Темные силы. Это и есть Волк, «съевший бабушку и  внучку». Господь учил, как отличить Силы Тьмы от Сил Света: « по делам их узнаете их». Красная шапочка что-то заподозрила неладное: Волк вроде бы притворился бабушкой, но  девочке что-то показалось странным. Она стала задавать вопросы. Результат мы уже хорошо знаем.

kr-shap-18

 «В настоящее время человечество  подошло к точке не-возврата!  Хотя темная часть еще присутствует в этом мире, но она больше не будет иметь такого влияния, которое она оказывала на людей раньше. Все идет в направлении нормализации и стабилизации. Сейчас важно наполнять себя энергиями Света и Любви – энергиями самых высоких вибраций! Что бы ни случилось – просить Высшие Силы о помощи и будет оказана! Сказано Господом «просите и дано будет»! Прогрессивные ученые разных направлений, астрономы в том числе, делают колоссальные открытия о многомерности Вселенной, о неизбежности победы Сил Добра. Это уже не просто вера, что это  когда —  нибудь  наступит, а  подтвержденные наукой  знания о  происходящем  на нашей планете Земля уже сегодня»! (Верхосвет)

kr-shap-8

Вот такой смысл содержания  сказочки открылся мне с помощью информации из интернета.  А у вас может быть совсем другое мнение.

Да будет мое сердце открыто Божественной Любви, ибо я есть просто часть Его!

Красная Шапочка глазами психологовВозможен ли окончательный анализ сказки, есть ли единственно правильное понимание смысла сказок, мифов, легенд, притч? Вопрос не простой. Главное — обогащать свой взгляд, понимание сказки разными точками зрения. Давайте прямо сейчас и обогатим свое понимание сказки разными трактовками. Возьмем всем известную историю о Красной Шапочке и рассмотрим ее с точек зрения основных психологических школ.

Что могли бы найти в этой истории последователи Зигмунда Фрейда?

Во-первых, ситуацию проявления либидо, связанную с достижением девочкой половой зрелости. Красная шапочка — символ первой менструации. Идущая по лесу девушка в красной шапочке как бы заявляет всем: «Посмотрите, я достигла половой зрелости и готова к началу интимной жизни!» Либидо Красной Шапочки «ищет приключений».

Во-вторых, стремление отделиться от тела матери. Красная Шапочка игнорирует предупреждение об опасности, стремясь быстрее познакомиться с Волком. Волк символизирует мужскую фигуру. Таким образом мать предупредила дочь об опасности взаимоотношений с мужчиной. Но дочь, стремясь стать женщиной и тем самым отделиться от тела матери, сама идет прямо к Волку в пасть. Так соотносятся между собой тенденции либидо и мортидо (стремление к удовольствию и стремление к смерти).

В-третьих, конфликт Ид и Супер-Эго при слабо развитом Эго. Красная Шапочка одержима Ид, поэтому игнорирует наставления Супер-Эго, в результате чего попадает в травматичную ситуацию. То, что она оказывается съеденной Волком, представляется наказанием Супер-Эго.
В-четвертых, указание на «женский шовинизм». В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу и наполняет брюхо Волка камнями, символизирующими неспособность мужчины «быть беременным». Дело в том, что Волк, съев бабушку с внучкой, как бы «стал беременным», правда, «разродился» он в результате «кесарева сечения», произведенного лесорубами. За что и был наказан «новорожденными».

Что же можно увидеть в истории о Красной Шапочке с высоты юнгианского анализа?

Конечно же, проявление основных архетипов, выделенных К.-Г. Юнгом: Анимы, Анимуса, Персоны, Тени, Самости. Красная Шапочка символизирует юную незрелую Аниму, активно стремящуюся к приобретению опыта, взрослению. Волк в этом случае может предстать в качестве Анимуса, наполненного дикой, инстинктивной, агрессивной энергией. В какой-то момент Анимус поглощает героиню, обретая доминирующее положение. Но героиня справляется с этой ситуацией и становится опытнее, взрослее.

В то же время Волк — это проявление Тени. Сначала героиня поддается ее влиянию, но потом ей приходится вступить в борьбу с собственной теневой природой и победить ее. Все это говорит в пользу личностного роста.

В любом случае, незрелая душа должна пройти испытание, инициацию, чтобы стать взрослой.

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции бихевиорального подхода, мы сможем оценить эффективность поведения героев сказки. Чего хотела Красная Шапочка? Допустим, приключений. Она их получила? Несомненно! Следовательно, в общем случае, ее поведение эффективно. Однако с точки зрения решения героиней оперативных задач ее реакции и стиль можно подвергнуть критике. Например, неужели взрослая девушка не в силах отличить бабушку от переодетого Волка? Зачем она заигрывает с ним, вместо того чтобы убежать и позвать на помощь? То есть в этих случаях героиня демонстрирует не самый правильный способ реагирования.

А Волк, насколько эффективен он? Надо сказать, что его поведение не выдерживает критики, хотя бы даже потому, что в результате он дает себя убить. Если он хотел съесть и Бабушку и Красную Шапочку, то зачем ему нужно было переодеваться в бабушку? Логичнее было бы подстеречь девушку у входа в дом и утащить в лес прежде, чем она успеет позвать на помощь. Словом, неэффективный Волк имеет все показания для психокоррекционной работы.

Интересным аспектом для анализа этой сказки с точки зрения когнитивно-поведенческого подхода является тема влияния и противостояния влиянию. Какие способы влияния использует Волк? Манипуляцию и целенаправленное нападение. Искусна ли Красная Шапочка в демонстрации цивилизованного противодействия нападению и манипуляции? Использует ли она техники информационного диалога, психологической самообороны или хотя бы цивилизованную конфронтацию? Судя по ее поведению, это происходит крайне неумело и, скорее всего, неосознанно. Поэтому не удивительно, что она, не сумев противостоять манипуляции Волка, подвергается (вслед за Бабушкой) целенаправленному нападению и оказывается в брюхе у варвара. В таком свете смысл сказки приобретает дополнительный оттенок: «Варвару и манипулятору — варварская смерть».

Если мы посмотрим на эту же историю с позиции гуманистического подхода А. Маслоу, то нам предстоит найти актуализированные у героев потребности и оценить степень их самоактуализированности. Понятно, что у Волка актуализированы лишь низшие потребности, поэтому сам актуализированным персонажем его назвать сложно. Он даже еще не встал на этот путь. У таких несамоактуализированных личностей путь один… под топор к дровосеку или «на свалку истории».

У Красной Шапочки актуализированы более «высокие» потребности: принадлежности и любви, самоуважения, потребности в знаниях и эстетические потребности. Фактически, она стоит на пути самоактуализации, поэтому и побеждает Волка. Вот так более высокоорганизованные личности побеждают существ с варварским сознанием! Как в сказке.

Возможно, затевая интригу с Волком, Красная Шапочка испытывает себя, старается максимально раскрыть имеющиеся у нее способности. Все это говорит о ней как о личности, стремящейся к самоактуализации.

Сказкотерапевт немедленно бросится искать в истории о Красной Шапочке жизненные уроки. И, конечно, найдет их — и не один, а несколько. Например, для юных девушек и их родителей.

Во-первых, история о Красной Шапочке учит родителей развивать у детей самостоятельность и в нужный момент «отпускать» их. Кому-то мать Красной Шапочки покажется недалекой, безответственной женщиной. Действительно, как это можно отправить девочку одну в лес, зная, что она может угодить в лапы к волку?! Тем не менее мудрость родителей заключается в том, чтобы вовремя «отпустить» ребенка, дать ему право на ошибку, на самостоятельный поиск, поддержать его родительским благословением.

Во-вторых, она учит родителей выбирать адекватную форму для обучения детей жизни и предупреждения их об опасностях и «ловушках». Если Красная Шапочка слишком легко отнеслась к предупреждению матери, значит, та что-то сделала не так, не нашла к дочери подхода.

В-третьих, эта история, в качестве еще одного урока для родителей, иллюстрирует идею «запретного плода». Чем больше мы запрещаем детям в директивной форме, чем больше мы игнорируем их склонность к исследованию запретного и испытанию себя, тем травматичнее могут быть последствия их поступков. Что могут родители? Принять, наконец, тот факт, что юная душа склонна к экспериментам с «запретным». Это естественно.

Если бы мать Красной Шапочки сказала ей: «Милая доченька! Тебе предстоит перейти через лес, в котором, как ты знаешь, живет Волк. И я, и другие люди все время говорят о его опасности. Не исключено, что это обстоятельство вызывает в тебе любопытство. Наверняка, тебе самой интересно проверить, правду ли говорят люди. Твое любопытство совершенно естественно и говорит о твоем стремлении познать новое, приобрести опыт и дать Волку свою собственную оценку. Если ты поймала себя на таких чувствах, — следуй своей интуиции, и у тебя все получится. Я знаю, ты сумеешь вовремя распознать коварство Волка, особенно, когда он на миг покажется тебе довольно обаятельным и не лишенным чувства юмора. Я уверена, что ты никогда не позволишь Волку одурачить или переиграть себя, — ведь ты очень умна и способна. Я также знаю, что если даже Волк тебя обидит, ты сумеешь себя защитить, найти выход из сложного положения. Я верю в тебя, моя девочка! Вот твоя корзинка, и пусть ведут тебя по дороге Здравый смысл, Вера и Легкость!» Мудрая мать проговорила чувства, стремление и состояние дочери и дала ей благословение. В этом случае можно предполагать, что события сказки сложились бы иначе. Но об этом была бы другая история.

В-четвертых, история о Красной Шапочке иллюстрирует сюжет встречи девушки с Мужчиной-хищником и раскрывает сценарий подобных взаимоотношений. Об этом мы подробнее поговорим с вами в разделе о женских архетипических сюжетах.

А какая интерпретация ближе вам? Статья подготовлена по материалам книги Т.Зинкевич-Евстигнеевой «Тайный шифр женских сказок».

В первой главе книги  Роберта Дарнтона «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры» имеются рассуждения о сказке «Красная Шапочка» и о психологическом анализе от Фромма и Беттельгейма. Глава начинается так (автор перевода – Т. Доброницкая):

(Beatriz Martin Vidal)

«Похоже, что духовный мир непросвещенного населения в эпоху Просвещения безвозвратно утрачен. Обнаружить простого человека в XVIII веке настолько трудно (если не сказать — невозможно), что кажется тем более бессмысленным доискиваться до его картины мира. Однако прежде чем отказываться от такой попытки, забудем хотя бы на время свои сомнения и рассмотрим одну историю. Эта история – вернее, сказка – хорошо известна любому из вас, хотя и не в том виде, в котором она долгими зимними вечерами рассказывалась у очага во французских крестьянских усадьбах XVIII века….

….Однажды мать велела своей маленькой дочке отнести бабушке хлеба с молоком. В лесу к девочке подошел волк и спросил, куда она идет.
– К бабушке, – ответила та.
– А по какой тропинке ты пойдешь – по той, что с иголками, или той, что с колючками?
– По той, что с иголками.
И тогда волк побежал по тропе с колючками и первым добрался до бабушкиного дома. Он убил бабушку, сцедил ее кровь в бутыль, а тело разрезал на куски и разложил их на блюде. Потом он надел бабушкину ночную рубашку и залез ждать в кровать.
Тут-тук.
– Заходи, милая.
– Здравствуйте, бабушка. Я вам принесла хлеба с молоком.
– Поешь и сама, милая. В кладовке стоит мясо и вино.
Пока девочка ела предложенное угощение, кошка сказала:
– Вот негодяйка! Ест плоть своей бабушки и пьет ее кровь!
Тогда волк сказал:
– Раздевайся и ложись рядом со мной.
– А куда мне деть фартук?
– Брось его в огонь, он тебе больше не понадобится.
Девочка задавала тот же вопрос обо всех своих одежках – о юбке, кофте, нижней юбке и чулках, – и волк каждый раз отвечал:
– Брось ее (или их) в огонь, они тебе больше не понадобятся.
Когда девочка залезла в постель, она сказала:
– Ой, бабушка! Какая вы волосатая!
– Это чтоб мне было теплее, дитя мое.
– Ой, бабушка! Какие у вас широкие плечи!
– Это чтоб было легче носить хворост, дитя мое.
– Ой, бабушка! Какие у вас длинные ногти!
– Это чтоб было удобнее чесаться, дитя мое.
– Ой, бабушка! Какие у вас большие зубы!
– Это чтоб поскорее съесть тебя, дитя мое!
И он взял и съел ее.

Какова мораль этой истории? Для девочек она ясна: держитесь подальше от волков. Историкам же она призвана сказать нечто важное о духовном мире крестьянства раннего Нового времени. Но что именно? С какой стороны следует подходить к интерпретации такого текста? Один из подходов предлагается психоанализом. Представители этого направления подвергли скрупулезному изучению множество сказок, выявляя в них скрытые символы, неосознанные мотивы и психические механизмы. Для примера достаточно рассмотреть комментарий к «Красной Шапочке» двух наиболее влиятельных психоаналитиков, Эриха Фромма и Бруто Беттельгейма.

Фромм толковал эту сказку как загадку о коллективном бессознательном в первобытном обществе, которую он «с легкостью» разрешал, дешифруя «язык символов». По версии Фромма, речь в сказке идет о столкновении подростка с взрослой сексуальностью. Он показывает скрытый смысл истории через ее символизм, однако детали, на основе которых аналитик усматривает в своем варианте текста определенные знаки, отсутствовали в тех его версиях, что были известны крестьянам XVII – XVIII веков. Так, он придает особое значение (несуществующей) бутылке, которую несет девочка, – как символу девственности; отсюда и (несуществующее) материнское предупреждение: не отклоняться от тропы, не идти напрямик, чтобы без дороги ненароком не разбить бутылку. Волк – это насильник самец, а два (несуществующих) камня, которые кладутся ему в брюхо после того, как (несуществующий) охотник извлекает оттуда бабушку и внучку, означают стерильность мужчины, его наказание за нарушение сексуального табу. Благодаря поразительному вниманию к подробностям, отсутствовавшим в первоначальном тексте, психоаналитик вводит нас в духовный мир, который никогда не существовал – во всяком случае, до появления психоанализа.

Как можно было столь превратно истолковать текст? И дело тут не столько в профессиональном догматизме (психоаналитики умеют манипулировать символами едва ли не вольнее поэтов), сколько в непонимании историзма народных сказок.

Фромм не упоминает источника, но скорее всего он позаимствовал свой текст у братьев Гримм. Гриммы, в свою очередь, получили его – вместе с «Котом в сапогах», «Синей Бородой» и несколькими другими – от Жаннетты Хассенпфлуг, своей соседки по Касселю и близкого друга, которая узнала ее от своей матери, ведущей свое происхождение из семьи французских гугенотов. Спасаясь в Германии от преследований Людовика XIV, гугеноты привнесли туда собственный сказочный репертуар. Однако, к ним эти сказки попали не прямо от народных сказителей. Французы познакомились с ними через книги Шарля Перро, Мари Катрин д’Онуа и других авторов, когда в светских парижских кругах распространилось увлечение народными сказками. Перро, главный знаток этого литературного жанра, действительно опирался на устное творчество простых людей (возможно, главным источником материала служила для него нянька сына). Но он подправлял первооснову, чтобы угодить вкусу салонных дам, precieuses (так называемых «прециозниц»), а также придворных, на которых было рассчитано вышедшее в 1697 году первое печатное издание «Сказок моей матушки Гусыни» (“Contes de ma mere l’Oye”). Значит, сказки, дошедшие до братьев Гримм через семейство Хассенпфлугов, нельзя считать ни исконно немецкими, ни типичными для фольклорной традиции. Впрочем, Гриммы сами признавали их литературность и офранцуженность, а потому исключили из второго издания своих «Детских и семейных сказок» все такие произведения – за исключением «Красной Шапочки». Вероятно, она осталась в сборнике благодаря тому, что Жаннетта Хассенпфлуг присовокупила к ней счастливый конец, позаимствовав его из необыкновенно популярной в Германии сказки «Волк и семеро козлят» (в общепринятой классификации Антти Аарне и Стита Томпсона она числится под №123). Таким образом «Красная Шапочка» проникла в германскую, а затем и в английскую литературную традицию, не дав никому заметить свое французское происхождение. Она претерпела существенные изменения, пока переходила от французских крестьян в детскую Перро, оттуда в печать, затем на другой берег Рейна, где снова стала частью устной традиции, теперь уже гугенотской диаспоры, чтобы впоследствии опять попасть в книгу, на этот раз как произведение тевтонских лесов. А не деревенских очагов дореволюционной Франции.

Эти превращения текста нимало не волновали Фромма и множество других интерпретаторов-психоаналитиков, которые даже не знали о них, – прежде всего потому, что сказка более чем устраивала их в готовом виде. Ведь она начинается с пубертатного секса (красная шапочка, которая отсутствует во французской первооснове) и заканчивается победой Эго (спасенная девочка, которая во французских вариантах сказки обычно погибает) над Оно (или Ид – волком, которого там никто не убивает). Одним словом, все хорошо, что хорошо кончается.

Концовка представляется особенно важной Бруно Беттельгейму, последнему в ряду психоаналитиков, которые занимались «Красной Шапочкой». По его версии, ключ к этой сказке (как и ко многим другим историям) – заложенная в развязке положительная идея. Счастливый конец народных сказок, утверждает он, позволяет детям смело встречать подсознательные желания и страхи и выходить из сходных положений без ущерба для личности – с одержавшим верх Эго и побежденным Оно. По версии Беттельгейма, главный злодей «Красной Шапочки» – Оно, т.е. прежде всего принцип удовольствия, который сбивает с верного пути девочку, когда она вырастает из стадии оральной фиксации (ее иллюстрирует «Гензель и Гретель»), но пока слишком мала для взрослого секса. Однако Ид – это еще и волк, он же отец, он же охотник, он же Эго и даже отчасти Супер-Эго. Направляя волка к бабушке, Красная Шапочка умудряется на манер Эдипа разделаться с собственной матерью (поскольку бабушки иногда заступают в душе место мтаери), а дома по обе стороны леса на самом деле один и тот же дом – как в «Гензель и Гретель», где они также представляют материнское тело. Столь искусное смешение символов дает Красной Шапочке возможность попасть в постель с собственным отцом (волком) и осуществить фантазии, связанные с эдиповым комплексом. В конце концов она остается в живых, возрождаясь на более высоком уровне существования, когда вновь появляется ее отец (в виде Эго / Супер-Эго / охотника) и вспарывает брюхо отца в образе волка-Оно, после чего все живут счастливо до самой смерти.»

Взято из: Дарнтон Роберт. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Перевод Т Доброницкой (Введение, гл. 1 – 4), С. Кулланды (гл. 5 – 6, Заключение). М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 384.

  • В чем смысл сказки золотой петушок пушкина
  • В чем смысл сказки золотая рыбка
  • В чем смысл сказки жених пушкина
  • В чем смысл сказки емеля
  • В чем смысл сказки дюймовочка