В чем смысл сказки о мертвой царевне и семи богатырях основной

Смысл сказки о мертвой царевне и семи богатырях

На чтение 3 мин Опубликовано 19.08.2019 Обновлено 19.08.2019

Кто не любит сказки Пушкина? От них веет чистым и прекрасным русским духом, герои получают вознаграждение, а злодеи — наказание. Тщательная работа поэта и прозаика видна в мельчайших деталях, поэтому лингвисты и литературоведы до сих корпят над его текстами и пишут научные труды. Такие исследования будут актуальны еще долго, потому что вклад Пушкина неоценим.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» своим сюжетом очень напоминает западную «Белоснежку и семь гномов», но со своим русским очарованием и символами. Давайте поговорим о том, что Александр Сергеевич хотел сказать своим читателям с помощью этой сказки.

Само название произведения является неслабым спойлером к как минимум двум сюжетным поворотам:

1. Царевна, главная героиня сказки, умрет.

2. В сказке будут семь богатырей, которые каким-то образом будут связаны с царевной.

Зачем Пушкин рассказывает нам ключевые моменты сюжета в названии? Разве писатели обычно не стремятся наоборот завлечь и заинтересовать читателя названием книги? Ответ на поверхности. Александр Сергеевич своей манерой повествования пытается подражать русским народным сказкам. А старые сказки, мифы, легенды, сказания и прочее как правило в своем названии содержали краткий пересказ действующих лиц и событий, которые с ними произошли. То же самое мы видим и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Все начинается с того, что царица рожает царю дочь, а сама умирает. Царь горюет, но вскоре решает жениться второй раз. Новая царица была молодой и красивой, но характер у нее был скверный. Это была жадная, жестокая и эгоистичная женщина с каменным сердцем. И знала она колдовство: у царицы было волшебное зеркало. Каждый день она обязательно навещала зеркало и спрашивала у него, кто самая красивая на всем белом свете. Зеркало неизменно называло имя царицы. Но время шло, царица старела, а царевна наоборот подрастала и хорошела. И вот однажды зеркало заговорило иначе: царица все еще была прекрасна, но не ровня царевне. Черная зависть начала душить злую женщина, она подговорила служанку отвести царевну на прогулку в лес и бросить там на съедение волкам. Царевна обо всем догадалась и попросила служанку сжалиться. Та отпустила девушку, а царице сказала, что царевна мертва. Царевна бросила по лесу, пока не наткнулась на дом. Там жили семь братьев-богатырей, которые приютили несчастную. Она была так хороша, добра и трудолюбива, что братья влюбились в нее и попросили выбрать одного из них в мужья. Но у царевны уже был возлюбленный Елисей.

Когда царица узнала, что царевна жива, то отравила ее яблоком. Мертвая царевна была совсем как живая, поэтому богатыри положили ее в стеклянный гроб. Там ее нашел Елисей. Царевна ожила, а царица умерла от зависти и злобы.

Богатыри играют важную роль в сказке, они являются противоположностью злобной царице. Они приняли царицу, заботились о ней при жизни и после смерти. Несмотря на то, что они не знали царевну, богатыри стали для нее братьями. Пушкин говорит о добре и зле, о том, что добро сильнее. Это мы видим в конце, когда царевна выходит замуж за Елисея, а царица умерает от зависти и ненависти.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.

Автор: Гаврилюк Дария Васильевна

Урок-исследование

Цели урока

Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.

Деятельностная:  помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи

Образовательные:

учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его  замечательные произведения.  Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.

Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Я расскажу вам притчу.

– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли  два сосуда. Один  сосуд был  невзрачный  и наполнен Добром, другой очень красивый, где было  Зло. Заинтересовало Человека содержимое  этих сосудов, и решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и  чего в ней больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.

Учитель: правильно, молодцы. 

А какую цель вы для себя ставите?

Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

А легко ли распознать добро и зло?

Легко ли и всегда ли побеждает добро?

Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Да, ребята, Пушкин велик.  Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у  нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

3-ий этап. Актуализация знаний.

Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята,  а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Изучение нового материала.  Работа с текстом.

Учитель:

– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа с лексикой.   – Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»

Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна, бела

Белолица, черноброва, красавица

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Нрава кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый, красный

Другие качества

И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение автора

Баба гневная, царица злая, злая мачеха

моя душа, царевна молодая, милая девица

Учитель

 Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая  красота?  (нет). Мы видим, что за красивой внешностью  прячется ревность, своенравие, зависть..

Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.

Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)

Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.  Записываем в тетрадь

Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Обратите внимание  здесь опять  союз но…

Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то,  говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:   подчёркивает, что красота души важнее всего

А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива

Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

Физкультминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: Как можно определить добрый человек или злой?  По поступкам и по отношению к другим людям.

Работа в группах по заданному плану.

1 группа:  рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла  их предложение?

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.

В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).

2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)

—  А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.

3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.

Любовь героев,  их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

За что она наказана?

Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

– Каковы главные нравственные идеи сказки?

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.

Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее, если…

Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…

Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. На уроке я работал

в группе,

отвечал на вопросы.

Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.

Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра

Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина,  музыка Марка Минкова) 

Домашнее задание:

  1. Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
  2. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Замечательную статью написал мой друг и единомышленник Алексей Заяц, он смог увидеть за метафорой и символами реальные изторические события, которые так мастерски зашифровал Александр Сергеевич. Еще одно подтверждение того что Пушкин просто так ничего не писал.
Оригинал: http://alekseyzayats.livejournal.com/602.html
Настоятельно рекомендую читать сказки Пушкина в оригинале, вот ссылка: https://yadi.sk/i/qu2DYgnfe65RR
***
Сказка ложь, да в ней намёк…

Предлагаю прочитать сказку Александра Сергеевича Пушкина “о мертвой царевне и семи богатырях”, обладая опытом жизни страны с момента её написания 1833 года. 


Действующие лица (образы):
Царица – европейская страна, с момента своего появления бьющаяся в амбициях и претензиях на звание самой Великой.
Царевна – молодая страна, появившаяся на обломках прежней империи.
Королевич Елисей – Сибирь (Енисей).
Чернавка – Санкт-Петербург.

В основу сюжета легла сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Принципиальные отличия в произведениях братьев Гримм и А.С. Пушкина:

Про короля ни слова./
Царь находится в отъезде ровно 9 месяцев.

Дата рождения не указана, только время года./
Указана точная дата рождения дочери.

Новая королева становилась перед настенным зеркалом./
Зеркальце небольших размеров: «бросит зеркальце под лавку».
«Злая мачеха сидела,
Перед зеркальцем своим».

Мачеха отправляет в лес Белоснежку в возрасте 7 лет./
Царица приказывает отвезти царевну в лес после того, как услышала накануне девичника ответ зеркальца.

Безымянный королевич впервые увидел Белоснежку в стеклянном гробу./
Королевич Елисей с приданым сватается к царевне.

В лес девочку отводит егерь./
Царица призывает Чернавку.

Королева приказывает увести в лес и убить./
Отвести в лес и оставить под сосною.

Узнав об обмане егеря, сама отправляется за семь гор к семи гномам./
Услышав от зеркальца об обмане, снова приказывает Чернавке «царевну погубить».

Предпринимает три попытки убийства: красивый шнурок, отравленный гребень и отравленная половина красивого яблока./
Угощает отравленным яблочком («наливное, молодое, золотое»).

Белоснежка ждёт гномов дома одна./
Царевна остаётся с псом Соколкой.

Гномы положили в стеклянный гроб и отнесли на гору./
Богатыри положили “во гроб хрустальный” и отнесли “в пустую гору”.

Белоснежку королевич не разыскивает, он был проездом у гномов и увидел гроб на горе./
Невесту разыскивает королевич Елисей. 

Гроб уронили, кусок яблока выскочил, Белоснежка очнулась./
Королевич разбил гроб, ударив всей силой.

Рассказывается о страшной казне над королевой./
Царица умерла от тоски, увидев царевну.

Белоснежка выглядела как мертвая./
«Труп царевны молодой».

Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в 

сочельник в самый, в ночь,
Бог дает царице дочь.

Имеет принципиальное значение верное ожидание у окна царя.
Не случайно и время рождения, «в сочельник в самый, в ночь» (ночь накануне Рождества).

Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча, наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен:
Но как быть? И он был грешен:
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица,
Уж и впрямь была царица:

Высока, стройка, бела,
И умом, и всем взяла;
Но за то горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела;
С ним одним приветливо шутила,
И красуясь говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я-ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.

Умирает прежняя империя, её место занимает через год новая царица. Тем временем подрастает молодая наследница. 

Зеркальце, его форма и размеры в сказке не уточняются.
Уменьшительная форма слова зеркала, позволяет представить образ предмета.
Зеркальце здесь – символ Земли, мирового господства.

И жених сыскался ей, — 
Королевич Елисей.
Сват приехал; царь дал слово;
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов
.

Королевич Елисей – образ Сибири (Енисей). 
В 1763 году Ломоносов М.В. сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью».
Семь торговых городов: Тобольск, Тюмень, Верхотурье, Енисейск, Томск, Якутск, Иркутск. http://russiasib.ru/gorod/
О торговых городах Сибири. http://www.rgo-sib.ru/book/articles/44.htm

Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе 

Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей

Спорить нечего. С царевной
Вот чернавка в лес пошла,

И царица налетела
На Чернавку: ,,как ты смела
Обмануть меня? и в чем?…

Чернавка в тексте упоминается дважды с большой буквы, один раз – с маленькой, и это, не опечатка. Хотя в современных изданиях трижды напечатано с большой буквы. Когда царица обращается к девушке – имя с большой буквы, при описании действия девушки – с маленькой.
Чернавка – река, на которой располагалась деревня Минкино, затем вошла в состав Санкт-Петербурга. Не простое совпадение и упоминание Сенной (удачно примененное в начале строки).
Про Сенную площадь http://www.universalinternetlibrary.ru/book/25092/ogl.shtml 
«Холерный бунт» на Сенной в 1831г. Кстати, по всей стране прокатились подобные бунты «народного» негодования в период с 1830 по 1831 г.г. (наверняка такие же «стихийные», как и в наши дни).

Королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Собираясь в дорогу молится Богу (в современных изданиях уже с маленькой буквы).
Пока просто обратите внимание, что делает королевич перед отправкой в дорогу.
Главное – душа, не просто телесная оболочка (духовность, нематериальное).

Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленаго вина
Отрекалася она;

А.С. Пушкин работал с «важными бумагами» в архивах по делу о восстании Емельяна Пугачёва. Это для нас может быть неопределённость в том, кто же был на самом деле руководитель восстания. Автор, очевидно, знал больше, чем мог сказать открыто.

День за днем идет мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, – не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружной толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Семь богатырей – город на семи холмах. Москва. Есть в России ещё один город на семи холмах, окруженный лесами, имеющий отношение к Романовым. Это город Чердынь, Пермский край – край лесов (см. герб Пермского края).

Весть царевну в глушь лесную,
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Все события «богатырских забав» происходят в одно время. Руку правую потешить – в правой руке скипетр, распространение власти. Сорочин – образ жителей Сорочинска, город между Оренбургом и Самарой. В этих местах проходили события войны 1773-1775г.г. под предводительством Емельяна Пугачёва. Именно у татарина, не монголо-татарина. В альбоме 1899-1902 г.г. Свена Андерса портреты татар и монгол никак не пересекаются. Подобные портреты встречаются и в других источниках: на картах, книгах. Здесь нарисованы бакинские и оренбургские татары. С черкесами вели военные действия в ходе Кавказской войны. Очень интересно и красивым слогом жизнь, быт народов, населявших черноморское побережье описаны в книге Торнау Фёдора Фёдоровича «Воспоминания кавказского офицера 1835, 36, 37 и 38 года». Об участии англичан на Кавказе повествует глава в книге Ворошилова В.И. «История убыхов»: «Англичане на побережье Кавказа».

Рисунки из альбома шведского архива: Hedin, Sven Anders. Scientific results of a journey in Central Asia, 1899-1902. Stockholm : Lithographic Institute of the General Staff of the Swedish Army 1904-1907.http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/10102485?n=4179

Видно выспался он худо,
Ей царевна говорит;
На-ж, лови!” и 

хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую”, сказала,
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…

Хлеб – как образ России, экспортирующей зерно.

Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
“Брось!” Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
“Что,

 Соколка, что с тобою.
Ляг!”

Соколока – образ охраны.

Ждали три дня, но она
Не возстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили, и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ея к шести столбам

На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили
;
И пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил…

В расшифровке этой части не уверен. Отнесли хрустальный гроб внутрь пустой горы именно в полночную пору. Возможно, речь о сокрытии каких то знаний.

Не для красивого словца описаны поиски королевичем своей невесты.

Королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет, как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен:
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец
.

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…”

В поисках невесты у королевича «появились зацепки» только после обращения к красну солнцу. Вспомните, что сделал в первую очередь королевич, отправляясь на поиски.

Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая:
Вкруг нея страна пустая,
Под горою темный вход…

В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет

Пророчество о судьбе родной Отчизны, которая сможет для себя выбрать правильные ориентиры и освободиться ото сна (рабства).

В целях сокрытия истины проводятся реформы языка, создание новых языков, производятся смены режимов в странах, переименовывают названия городов, улиц, площадей, развязывают войны, уничтожают памятники архитектуры в ходе военных конфликтов и т.п.

Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

Число страниц: 13

Жанр произведения: сказка

Главные герои: Царевна, семь братьев — богатырей, королевич Елисей, Царица.

Второстепенные герои: царь, Чернавка.

Характеристика главных героев:

Царица — мачеха и злая колдунья.

Завистливая и коварная.

Хотела быть красивее всех.

Царевна — красивая, умная, добрая, хозяйственная.

Доверчивая и наивная.

Богатыри — сильные и могучие.

Верные защитники.

Королевич Елисей — молодой, горячий и влюблённый.

Отважный и решительный.

Характеристика второстепенных героев:

Царь — добрый, доверчивый и глупый.

Чернавка — служанка царицы. Добрая девушка, пожалевшая царевну.

Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

После смерти супруги, царь женится на другой, красивой, но злой и эгоистичной.

Новая царица смотрится в зеркальце и спрашивает, всех ли она красивей.

Но подрастает молодая царевна и зеркальце говорит, что она красивей.

Царица приходит в ярость и решает убить падчерицу.

Она отправляет Чернавку отвести царевну в лес.

Но Чернавка жалеет царевну и отпускает её.

Девушка бредёт по лесу и находит дом, в котором живут братья-богатыри.

Они становятся названными братьями царевне.

Между тем, мачеха не успокаивается.

Узнав, где живёт царская дочь, она переодевается в старушку, и даёт царевне яблоко.

Яблоко оказывается отравленным, и девушка засыпает мёртвым сном.

Богатыри кладут её в хрустальный гроб.

Проходит время.

Гроб находит королевич Елисей, жених царевны.

Он разбивает гроб, и его невеста оживает.

Царица-мачеха умирает от тоски.

План сказки:

  1. Мачеха.
  2. Волшебное зеркальце.
  3. Жалость Чернавки.
  4. В гостях у богатырей.
  5. Переодетая царица.
  6. Отравленное яблоко.
  7. Хрустальный гроб.
  8. Поиски Елисея.
  9. Разбитый гроб.
  10. Свадьба.

Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Главная мысль сказки в том, что зло обязательно накажет само себя.

Основная идея Пушкина в том, что злая мачеха строила козни против падчерицы, но в итоге сама же и умерла от тоски.

А доброта молодой царевны всюду находила ей верных друзей и помощников.

Так же как сила любви помогал королевичу отыскать и спасти возлюбленную.

Чему учит произведение

Сказка учит никому не желать зла.

Учит творить только добро, помогать тем, кто оказался в беде.

Сказка говорит нам о том, что сильные негативные чувства, такие как зависть, могут привести человека к гибели.

Уничтожить его душу.

А также произведение учит не терять надежды.

Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была покорена силой чувств двух влюблённых.

Много трудностей и опасностей им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе.

Зависть царицы чуть не погубила молодую красавицу царевну.

Но доброта девушки всюду находила её друзей.

А верность жениха помогла ему отыскать любимую и спасти её.

Это необычайно интересная и увлекательная история, которая мне очень понравилась.

Автору удалось в стихотворной форме написать замечательную сказку, на довольно известный сюжет.

Пушкин привнёс в него собственное видение развития событий, и старая история заиграла новыми красками.

Противостояние добра и зла закончилось победой молодости и красоты.

А завистливая царица была сурово наказана судьбой.

Я всем советую прочитать эту удивительную сказку и осознать справедливость старинной пословицы, утверждающей, что в лихости и зависти нет проку.

Пословицы к произведению:

К поступкам мачехи подходят такие пословицы:

  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.

А о влюблённых можно сказать так:

  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Для влюблённого и сто вёрст — не расстояние.

Словарь неизвестных слов:

  • Ломливый — упрямый;
  • Перст — палец руки;

Отрывок, поразивший меня больше всего:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло».

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • «Сказка о Золотом петушке»
  • «Барышня-крестьянка»

Библиотека произведений автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя
  • Краткая биография Александра Пушкина для презентации

________

  • В чем смысл сказки летучий корабль
  • В чем смысл сказки курочка ряба для детей
  • В чем смысл сказки красная шапочка
  • В чем смысл сказки которую рассказывает пугачев гриневу
  • В чем смысл сказки которую рассказал пугачев гриневу