В чем смысл сказки серебряное копытце

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Как и во всех народных или авторских сказках в произведении Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» заложен глубокий смысл. Волшебная история о сказочном олене, с которым в конце встретились люди, раскрывает в главных героях лучшие качества, на основе которых и строятся взаимоотношения. Дружба между людьми и животными имеет немаловажное значение, так как в ней зарождаются и доброта, и милосердие, нежность и забота.

Автор произведения с самого начала акцентирует внимание на качествах пожилого охотника – Коковани, наделяя его трудолюбием (несмотря на возраст, у него есть желание обучать какого-нибудь мальчишку «своему делу», он выделяется добротой и жалостью (так как принял к себе шестилетнюю сироту и животное), веселым нравом. Девочка отличается особой лаской (проживая в чужой семье, подобрала кошку ободранную), любопытством, доверчивостью. Обращает на себя внимание и щедрость оленя, и поддержка кошки. Благодаря созданным образам автор раскрывает перед читателем смысл произведения, которое учит быть открытым миру, уметь разделять несчастье других, их радость, помогать друг другу в трудную минуту. С помощью веры в чудеса в жизни героев наступает волшебный момент. Их мечта увидеть оленя, который выбивает копытом драгоценные камни, сбывается. Именно так автор сказки пытается донести мысль о том, что, если у человека большое доброе сердце и открытая душа, то он всегда в конце пути встретится с удачей.

Суть произведения состоит в исполнении добрых дел, отсутствии равнодушия героев к наживе, в том, что каждый добросовестный, отзывчивый человек обязательно будет награжден за терпение, искреннее желание помочь нуждающимся. Кокованя на собственном примере учит девочку Даренку быть доброй, легко относиться к трагическим моментам в жизни, уметь радоваться каждому прожитому в труде дню, искренне верить в волшебство, которое обязательно сбудется. А для этого нужно иметь добрые помыслы. П. П. Бажов с осуждением относится к жадности, награждая щедрых, правдивых людей.   

Таким образом, автор произведения говорит читателю о том, что люди, которые стараются сделать окружающих счастливыми, сами к себе притягивают счастье и удачу. Они не замечают плохого, их сердца наполнены любовью, удовлетворением. Заботясь о близких – людях и животных – они делают мир добрее, а себя счастливее. Именно поэтому жизнь героев наполнена настоящими чудесами, которые рано или поздно сбываются.  

2 вариант

В каждом произведении Бажова заложен глубокий смысл. Главным героем в нем является олень, который раскрывает в людях совсем другие качества и делает их немного добрее друг к другу, нежнее и заботливее, чем раньше.

Еще одним главным героем является старик, который увидев маленькую беззащитную и одинокую девочку, он решает забрать ее к себе и воспитать, как свою дочь. Днем она во всем ему помогает, а вечером дедушка рассказывает ей разные сказки. Среди множества сказок ей очень нравится та, в которой главным героем был козел с серебряными копытцами. И хотя старик и старый, но у него имеется огромное количество энергии, которую он решил потратить на девочку.

Каждую зиму дедушка отправляется в лес для того чтобы добыть пропитание, и в этот раз девочка решила напроситься с ним и посмотреть на того самого козла с серебряными копытцами, а ведь это была ее самая большая мечта, и ей хотелось, чтобы эта мечта поскорее сбылась.

Глубоко в лесу находится небольшая и очень красивая избушка, где и жил тот самый козел. Он бил своими копытцами и из под них вылетали драгоценные камни. Эти камни очень сильно переливаются, что в лесу становится светло и ясно. Конечно, это все происходит недолго, но кому удастся хотя бы раз увидеть эту красоту, тот уже никогда не забудет и ему обязательно захочется увидеть это все еще раз. И такое же ощущение серебряное копытце произвело на наших главных героев. Но неожиданно это все исчезло, а немного погодя исчезла и кошка девочки. Даренка была очень огорчена такому исходу событий. А для того чтобы хотя бы немного развеселить девочку дедушка набирает те самые драгоценные камни и приносит домой. Вот только увидеть их никто не смог, а все, потому что они неожиданно исчезли. С тех пор сколько бы они не ходили в лес и не искали тот самый дом, где жил серебряное копытце, но никак не могли его отыскать. А в тех местах, где раньше пробегало серебряное копытце люди стали находить красивые драгоценные камни и подбирать их.

Из всей этой сказки можно сделать вывод о том, что чудеса случаются лишь в тех случаях, когда его сильно ждешь. Кроме этого чудеса появляются в жизни лишь тех людей, которые этого заслуживают.

Также читают:

Картинка к сочинению Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о рассказе Шукшина Срезал 6 класс

    Деревенская тематика очень близка писателю не понаслышке. Он до мозга костей чувствует народ его судьбу, боль, радость, эмоции и мысли.

  • Сочинение Почему Обломов предпочел Агафью Пшеницыну

    Вероятно, в жизни каждого человека бывают периоды, которые требуют ответственного выбора и решения. Помимо этого, в такой период нередко нужно проявлять усилия.

  • Анализ произведения Шолохова Смертный враг

    Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.

  • План рассказа Изобретатель Пришвина

    После появления на свет утят взрослая утка решила их из болота вывести к озеру. Наивные птицы вышагивали по коровьей тропе, не замечая ничего вокруг. Они не заметили спрятавшегося за деревом автора, пока не подошли к его ногам. Из 19 утят он взял троих.

  • Сочинение Что значит быть современным?

    Мир постоянно меняется: появляются инновационные технологии, новые науки, совершаются ранее казавшиеся фантастикой открытия, изменяются моральные ценности людей.

Сказка «Серебряное копытце» была написана Павлом Бажовым в 1938 году. Она включена в сборник уральских сказов «Малахитовая шкатулка». На этом произведении выросло уже не одно произведение читателей. По мотивам «Серебряного копытца» в 1977 году был снят одноимённый мультфильм, который известен множеству людей с самого детства. Несмотря на то, что сказка была написана так давно, она остаётся любима читателями и зрителями, и она того заслуживает. Обязательно прочитайте эту зимнюю историю.

События разворачиваются в одном из рабочих посёлков вблизи Уральских гор. Там один-одинёшенек живёт дед Кокованя, которому приходится взять к себе сиротку Дарёнку с кошкой Мурёнкой. На зиму они уходят в лес, где дедушка охотится и так зарабатывает. Они живут душа в душу. Дарёнка любит слушать волшебные истории Коковани, которые он с удовольствием ей ведает. И вот однажды дедушка рассказывает ей старую уральскую легенду. В ней говорится о волшебном козлике Серебряное копытце, из-под копытца которого сыплются драгоценные камни. Действия происходят в посёлке горняков: искателей золота и драгоценностей, поэтому неудивительно, что легенда появилась именно там. А Дарёнка загорается мыслью о Серебряном копытце, только и мечтает его увидеть.

Когда Кокованя уходит в деревню за лошадью, к лесной избушке, в которой осталась Дарёнка с кошкой, подходит лесной козлик. Три дня и три ночи ходит он вокруг дома. А на третий день, когда возвращается Кокованя, вспрыгивает на крышу домика, ударяет копытцем, и всё вокруг покрывается драгоценными мерцающими камнями. Внучка с дедом любуются сиянием, а Кокованя набирает шапочку горсть камней.

Да, «Серебряное копытце» — очень красивое и радостное произведение. Но в чём же смысл сказки? Безусловно, в первую очередь автор рассказывает нам о тёплых человеческих взаимоотношениях. Дедушка с Дарёнкой и Мурёнкой живут тихо и мирно, не ссорятся, поддерживают друг друга во всём. Павел Бажов описывает их быт с большой любовью, видно, как любит он своих героев, как ставит в пример их семью. Да, эта семья не идеальна, но как любят друг друга её члены!

Итак, первая цель автора — показать теплоту взаимоотношений.

Но это не всё, о чём говорится в сказке. Несколько раз говорится, что люди хотят найти Серебряное копытце, чтобы с его помощью заполучить драгоценности и разбогатеть. В сказке упоминается мастер-горняк, который хотел поймать Серебряное копытце, чтобы стать очень-очень богатым. К этому стремилось большинство жителей деревни.

Именно поэтому никто не мог его увидеть. Никто, кроме Дарёнки и Коковани. Девочка мечтала увидеть козлика, чтобы просто поглядеть на него и насладиться красотой. Дедушка о такой встрече даже и не мечтал, не собирался получать выгоду, не искал наживы во всяком действии. А первой с козликом подружилась кошка Мурёнка. А у кошки тем более не могло быть никаких денежных интересов! Таким образом Серебряной копытце смогли увидеть только совершенно бескорыстные люди, не ищущие выгоду в каждом действии.

Вторая цель автора — показать необходимость бескорыстных действий, мотивируемых исключительно добротой и искренностью.

Но смысл сказки не только в этом. Давайте посмотрим на всю картину в целом. Вот деревушка, вот заснеженная избушка, еле видная, уходящая вдаль тропинка. Рядом любящие друг друга люди, кошка и яркие самоцветы. Перед нами прекрасная зимняя, новогодняя история. Зимние праздники не обходятся без экранизации этой истории.

Она говорит нам о том, что детские, светлые и чистые мечты всегда сбываются. Главное — верить в них и добиваться осуществления.

В этой статье мы рассказали, в чём смысл сказки «Серебряное копытце» Павла Бажова. Читайте эту и другие истории из цикла «Малахитовая шкатулка».

Суть “Серебряного копытца”

Суть «Серебряного копытца» заключается в том, что люди, которые верят в волшебство, которые действительно заслуживают совершения чудес, всегда будут вознаграждены.

Милосердие

П. Бажов в сказе «Серебряное копытце» демонстрирует то, как дедушка жалеет девочку и берет ее к себе. Кокованя воспитывает девочку и учит ее доброте и отзывчивости. Благодаря своему милосердию дедушка вместе с Даренкой увидели настоящее чудо: Серебряное копытце. П. Бажов показывает, что волшебство открывается только добрым и отзывчивым людям. Только доброта и милосердие оказываются всегда вознаграждены. Даренка, которая приютила кошку Муренку, и дедушка Кокованя, который приютил Даренку, получили за свою доброту богатства.

Вера в чудеса

Автор сказа «Серебряное копытце» говорит о том, что каждый человек должен верить в волшебство. Если человек действительно верит в чудеса и ждет их, его желания обязательно сбудутся. В этом заключается смысл сказки «Серебряное копытце».

Отсутствие жадности

П. Бажов учит тому, что жадность – это плохое качество. Дедушка и Даренка лишены этого качества. Когда они собирают драгоценные камни, Кокованя оставляет возможность другим людям находить эти богатства. Образ дедушки в сказке «Серебряное копытце» учит тому, что не нужно брать лишнего, что не нужно быть жадным.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Суть «Серебряного копытца»», рассмотрит главные идеи сказа П. Бажова, построенные на вере в чудеса, милосердии и отсутствии жадности.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Арсений Левенко

    9/10

  • Timur Altimbaev

    10/10

  • Кира Ревякина

    9/10

  • Никита Мешков

    9/10

  • Елена Груздева

    10/10

  • Vova Zabolotnikov

    9/10

  • Кира Андриевская

    9/10

  • Мария Варфоломеева

    10/10

  • Ярослав Оборин

    10/10

  • Anna Ivanova

    9/10


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

На примере сказки Павла Бажова психолог Елизавета Филоненко объясняет, как в психике соотносится эмоциональное и рациональное и какой баланс нужен для полноценной и счастливой жизни.

Краткое содержание

В произведении есть два героя — дед Кокованя и шестилетняя девочка-сирота Даренка, которую он взял на воспитание. Вместе с ней в дом к Коковане переселяется и ее кошка.

Днем дед уходил на работу, а девочка занималась хозяйством. Вечером все собирались вместе, и Кокованя рассказывал сказки. Однажды он поведал Даренке, что в лесу живет волшебный козлик, которого называют Серебряное копытце.

Как-то раз Кокованя собрался в лес охотиться на козлов. Даренка просилась с ним, и он взял ее вместе с кошкой. Девочке очень хотелось увидеть волшебного козлика. 

В лесу они поселились в охотничьем домике, и в один из дней, когда Кокованя уехал в деревню, девочке случайно посчастливилось увидеть волшебного козлика рядом с домом. Когда Даренка хотела подойти поближе, она прыгнул на крышу и стал выбивать из-под копытца драгоценные камни. В этот момент вернулся и дед Кокованя. Не долго думая, он насобирал полную шапку камней. После этого они стали жить в достатке. Вот только кошка после встречи с волшебным козликом куда-то исчезла.

Комментарий психолога

Герои этой сказки символизируют две части ума: рациональный и интуитивный.

Старик — это опыт, разумное начало. Но одновременно он олицетворяет и приземленность, стереотипность мышления. Девочка — непосредственность, смелость, интуитивность. Но вместе с этим и беззащитность, наивность.

В начале сказки старик и девочка разобщены и от этого слабы. Кокованя страдает от одиночества и пустоты. Это состояние обычно связано с чисто рациональным разумом, у которого нет связи с эмоциями и интуицией. У такого типа людей сильный ум, но мало энергии, им сложно получать удовольствие от жизни. Девочка беззащитна и потеряна: в ней есть природная сила, но она не адаптирована к жизни.  Это состояние разума, лишенного рациональных опор. У такого типа людей хорошо развита интуиция, они эмоциональны, склонны к мистике, непрактичны.

Без интуиции человеку не хватает спонтанности, энергии, драйва.

А без рациональности и дисциплины нет безопасности и разумного движения вперед. Поэтому старику и девочке предстоит объединится.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

В поисках богатства (на языке психологии читай «энергии», «счастья», «вдохновения») герои уходят в лес. Как и любое испытание в сказках, их путь начинается с отрыва от привычного уклада, с выхода из «зоны комфорта». И ведет к личной трансформации.

К каждому из героев благополучие приходит в моменты их расставания, когда усиливается только одна черта в их союзе.

Для того, чтобы девочка (интуиция) смогла увидеть чудо — понять путь к благополучию — старик (разум) временно исчезает из поля зрения. Он уходит в лес и долго не возвращается. Так и в реальной жизни вдохновение связано с частичным отключением привычного мышления, знания «как надо». 

Важно, что образ девочки усилен в сказке кошкой. Животные в искусстве символизируют связь с миром природы, с силой, выживанием, мудростью. Кошка — животное таинственное, независимое — хорошо подходит на роль проводника. Она спасает девочку от одиночества, защищает ее и царапает обидчиков.Она направляет Даренку, мурлыча «правильно». Кошка позволяет девочке чувствовать себя увереннее. Связь с природным началом всегда укрепляет человека.

Вдруг девочка видит чудесного козлика, который выбивает драгоценные камни своим копытом. Он — символ благополучия, причем не только материального, но и творческого. Важно, что первой он явился именно девочке, в не старику. Разум всегда знает, что где — то есть счастье, но не может его достичь без силы природы, интуиции.

Постепенно олень приближается к девочке, показывается ей все больше. Даренка при этом ведет себя очень осторожно, не пугает его, проявляет терпение. Шаг за шагом олень приближается и девочка видит его во всей красе, на собственной избушке, выбивающего копытом драгоценные камни.

Тут в сказке вновь появляется дед, рациональное начало. Ведь цель достигнута и нужно объединение всех частей личности, чтобы воспользоваться результатами. Девочка так бы и стояла, разинув рот на красоту камней, а рациональный дед не растерялся и собрал их в шапку. 

Далее девочка проявляет интуитивную осторожность. Старик ослеплен внезапной удачей, а Даренка говорит: остынь, давай днем еще посмотрим на эту красоту, не разрушай. 

Именно в интуитивном сознании человека заложено много сдержанности: мы кожей чувствуем, где надо остановиться, остеречься чего-то. Но мы разучились доверять себе, позволяем разным веяниям настраивать наш разум и забывать природное начало.

Девочка не забыла про сдержанность, и дед ограничился одной шапкой драгоценностей. Это типичный мотив для сказок — не брать лишнего. В эпоху тотального кредита на все и переизбытка информации это особенно актуально.

В итоге, богатства, набранного в лесу, хватает героям, а по лесу продолжают находить цветные камешки.

5 советов как развивать интуицию

Дарить себе новые впечатления

В сказке Кокованя рассказывает Даренке сказки, расширяет ее кругозор. Но интуиция питается впечатлениями. Это чувственный, эмоциональный опыт и реже те структурированные знания, которые мы получаем при обучении. Поэтому эмоциональный опыт развивать полезно. А постоянно получать образование — не всегда хорошо для интуиции.

Особенно это касается детей, которых учат раньше времени, обделяя их опытом эмоциональным.

Проявлять заботу о хрупком мире души

Девочка вместе с кошкой окрепли именно под влиянием заботы деда. Наш разум должен позаботиться о пище для души, о том, чтобы наше эмоциональное начало питалось чем-то хорошим. Музыкой, искусством, качественной литературой, уединением.

Не бояться быть НЕрациональным

Это еще один способ развить свою интуицию. Девочка увидела чудо именно в одиночестве, пережив испытание страхом, тревогой неизвестности. Часто доверившись новому, пугающему люди выходят на новый уровень понимания, интуиции.

Быть смелым

Начинается сказка с того, что старик берет к себе сиротку, несмотря на то, что девочка ему слабый помощник, и он изначально хотел усыновить мальчика. Но решается на смелый шаг. Так же девочка идет в лес, хотя ей там нечего особо делать. Идет за мечтой.

Общаться с природой

Человек — часть природы. Чем чаще мы соприкасаетесь с ней, тем надежнее наша психологическая устойчивость и интуиция. Всегда можно соприкоснуться с природой внутри самого себя. Забота о здоровье очень этому помогает.

Больше разборов можно найти в telegram-канале Елизаветы Филоненко.


Читайте также:

  • 5 мультфильмов про заботу о природе от современных российских авторов;
  • Война с самим собой, или Что нужно знать о подростковом селфхарме;
  • Споры в песочнице, адаптация к садику и плохое поведение: психолог отвечает на вопросы родителей дошкольников.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Суть и смысл сказки Серебряное копытце

Сочинение Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

Эта сказка рассказывает о добрых людях и чудесах, произошедших с ними.

Один из главных героев сказки Бажова — одинокий старик Кокованя. Он берёт себе на воспитание девочку сиротку Дарёнку с её кошкой Мурёнкой, которую она подобрала на улице. Так и живут они с тех пор дружно втроём. Днём делами занимаются, а вечерами все вместе собираются,  и  Кокованя сказки рассказывает. Особенно нравится Дарёнке  сказка о козле с серебряным копытцем.

Зимой собрался Кокованя в лес на охоту, и девочка напросилась взять её с собой. Очень хочется ей увидеть в лесу необычного козлёнка. И однажды мечта её сбывается – Мурёнка приводит Серебряное копытце к лесной избушке.  Он бьёт копытом и из-под его ножек выскакивают, как искры, разноцветные драгоценные камешки. Всё вокруг от них наполняется светом. Длятся чудеса недолго, но производят неизгладимое впечатление на внучку и деда. Серебряное Копытце неожиданно исчезает, а вместе с ним и Мурёнка. После сказочного явления остаются лишь камешки. Дед нагребает их в шапку, но совсем немного, так как Дарёнка хочет полюбоваться чудесами на следующий день. Только утром все камни исчезли под выпавшим ночью снегом. Волшебство не бывает долгим. Коковане с Дарёнкой никогда больше не пришлось встретиться ни с Серебряным Копытцем, ни с Мурёнкой. С тех пор на лесных лужайках, где пробегал сказочный козёл,  люди стали находить драгоценные камни хризолиты.

Смысл этой сказки заключается в том, что чудеса случаются только тогда, когда в них веришь. В то же время, они приходят к тем, кто этого заслуживает.

Кокованя и Дарёнка – добрые, неунывающие люди. Старик, несмотря на преклонный возраст, полон жизни и энергии. Он постоянно занят делами, трудится и охотится. В то же время, Кокованя успевает заботиться о своей приёмной внучке, а вечерами рассказывать ей увлекательные сказки. Этот мудрый человек на своём примере учит ребёнка быть милосердным и отзывчивым, любить природу и животных.

Дарёнка под стать своему приёмному деду, не по годам умная и рассудительная девочка. Она трогательно заботится о своей кошке Мурёнке. Дарёнка с малых лет приучена к труду, следит за порядком в доме, готовит еду. Это удивительно добрая, чуткая и щедрая девочка с открытой душой, способная видеть и восхищаться настоящими ценностями в жизни.

Именно за лучшие человеческие качества жизнь дарит героям сказки волшебные чудеса. Произведение учит добру, трудолюбию и вере в успех, и тогда желание непременно сбудется.

Вариант 2

Это чудесная сказка об удивительно добрых и светлых людях. Главные её герои – немолодой человек Кокованя и маленькая девочка Дарёнка. Так случилось, что старик остался один на свете. Захотел он взять себе на воспитание мальчишку, чтобы передать ему своё мастерство. Люди посоветовали ему присмотреться к одной девочке, оставшейся недавно без родителей. Когда Кокованя увидел её, то сразу узнал сиротку среди других детей. Наверное, потому, что они с ней близки по духу, оба добрые. Даже имя у девочки особенное – Дарёнка, как подарок судьбы. Мало того, что она сама живёт у чужих людей, так ещё и кошку на улице подобрала ободранную. Девочка её с рук не спускает, ласкает, а Мурёнка ей в благодарность звонко песенки поёт.

Вот и зажили они счастливо втроём. Кокованя был мастером на все руки. Летом он золото добывал, а зимой за козлами охотился. А ещё старик был замечательным рассказчиком. Больше всего любила Дарёнка слушать сказки о серебряном Копытце. Это такой необычный лесной козёл небольшого роста, который своим копытцем выбивает драгоценные камешки. На голове у Серебряного Копытца по пять рожек, которые он и зимой не теряет, в отличие от своих собратьев.

Как узнала Дарёнка о таком замечательном козлике, так и загорелась мечтой – увидеть его. Когда наступила зима, уговорила девочка Кокованю взять её с собой на охоту в лес. Прихватила с собой лоскуточки, чтобы куклам платья шить, ещё и верёвку — Серебряное Копытце поймать. Мурка тоже с хозяевами в лес увязалась. Она у них отъелась, стала большой и здоровой. Так всей компанией и поселились в лесной избушке.

Много той зимой козлов было. Каждый день Кокованя их к балагану притаскивал, мясо уже некуда было складывать. Чтобы его домой отвезти, пошёл дед в посёлок за лошадью. Дарёнка с Муркой в балагане остались его ждать. Днём девочке нескучно было, а вечером – страшновато. Так два дня прошло. На третий день Кокованя тоже не вернулся и Мурёнка куда-то убежала. Расстроилась Дарёнка, слёзки закапали, вышла из избушки поискать кошку. Ночь была светлая и увидела она Мурёнку на покосном лужке, а перед ней козёл стоит сказочный – Серебряное Копытце. Стали они с кошкой бегать, козёл иногда останавливался и копытцем бил. Затем он на крышу избушки забрался и из-под его ног камни посыпались. Тут и Кокованя вернулся, свой балаган узнать не может; весь в разноцветных огнях переливается. В это время Мурёнка подбежала к Серебряному Копытцу, мяукнула и их не стало. Кокованя нагрёб полную шапку камней и ещё хотел набрать, но Дарёнка его остановила, чтобы утром полюбоваться красотой. На следующий день уже ничего не было, но им и этого хватило. С того времени и Мурёнка пропала. Кокованя с Дарёнкой очень переживали о ней.

Таким образом, Мурёнка отблагодарила своих хозяев за добро, подговорив Серебряное Копытце наградить их чудесным видением и богатством.

Сочинение 3

«Серебряное копытце» — маленькое произведение из сборника уральских сказов. Старику Коковане наскучило жить одному, и он приютил у себя сироту Даренку. Девочка привела в избу еще и облезлую кошку. Вместе они зажили очень дружно: Кокованя работал, а Даренка хлопотала по хозяйству. Вечерами старик рассказывал девочке обо всем, что знал сам. Однажды он поделился историей о необыкновенном козле с серебряными копытами. Когда козлик скачет, то высекает из-под копыт драгоценные самоцветы. Таинственная история запала в душу Даренке. Очень ей хотелось полюбоваться, как козел выбивает дорогие камни серебряным копытцем. Вскоре она убедилась, что волшебный козел в самом деле существует.

Однажды Кокованя долго не возвращался с охоты. Даренка все глаза проглядела, ожидая его у окна. И вдруг она увидела того самого сказочного козлика. Рядом с ним крутилась их домашняя кошка Муренка. Казалось, животные о чем-то договариваются. Тут козлик скакнул на крышу и принялся стучать серебряным копытом. Посыпались на заснеженную избушку самоцветы и укрыли ее всю. Полную шапку драгоценностей набрали Даренка с Кокованей и до конца жизни не знали нужды.

Описанные события мало похожи на сказку. Настоящие сказочные персонажи не удивляются чудесам. Они знают, что стоит только произнести волшебные слова, как тут же произойдет магическое преображение. В «Серебряном копытце» наоборот, герои не верят в существование волшебного козла, но втайне мечтают его повстречать. Дедушка и Даренка на протяжении всей истории ищут таинственного козла, творящего чудеса. И он, наконец, является, устраивает фейерверк самоцветов и пропадает. А герои остаются с полной шапкой драгоценных камней. Случившееся доказывает, что только скромный и бескорыстный человек, живущий в согласии с природой, достоин награды.

Серебряное копытце никогда не показывается людям с жадной и алчной душой. Другое дело – Кокованя с Даренкой. Главные герои немного наивные, заботливые, работящие, надеются, мечтают, поэтому им достается дивный дар. Неслучайно из множества людей Серебряное копытце выбрал именно их. Автор убежден, что только людям с безупречной душой открываются истинные чудеса. Мечты сбываются у тех, кто делает мир добрее. Основная мысль сказки: нужно работать, ценить то, что имеешь, ждать встречи с чудом, помнить о добрых делах. За чистые помыслы будет и вознаграждение.

Суть и смысл сказки Серебряное копытце

Суть и смысл сказки Серебряное копытце

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Решетникова Прибыл на каникулы (описание)

    Произведение «Прибыл на каникулы» Фёдор Павлович Решетников написал в 1948 году. Практически сразу это полотно приобрело популярность у советских зрителей.

  • Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

    Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос

  • Сочинение Говорящие фамилии в рассказе Хамелеон Чехова

    Фамилии тут не просто говорящие, а говорящие очень даже ясно. В рассказе они создают ещё более комический эффект!

  • Женские образы в романе Капитанская дочка (по повести Пушкина)

    В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрываются немного женских образа. Это сама капитанская дочка – Маша Миронова, ее мама Василиса Егоровна и императрица Екатерина II.

  • Сочинение Почему нельзя забывать историю своего народа?

    История своего народа не должна быть забыта. Это приведёт к тому, что исчезнет и сам народ. Именно поэтому люди должны знать и помнить, как жили их прадеды, какие культурные традиции они им передали.

На чтение 8 мин. Опубликовано 26.03.2020

Уральские сказы увлекают взрослых и детей в мир старинных преданий. Они изложены простым языком, отражают надежды и быт русских людей во время крепостного права. Среди таких книг ярко выделяется произведение Павла Бажова «Серебряное копытце». В читательский дневник школьникам нужно написать характеристику и краткое содержание сказа. Информация помогает ученикам подготовиться к пересказу и сделать выводы.

Содержание

  1. История создания
  2. Персонажи произведения
  3. Краткое содержание сказки
  4. Информация для читательского дневника
  5. Отзывы о книге

История создания

Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».

Серебряный олень

Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.

На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.

Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».

В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.

Персонажи произведения

Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:

Кокованя мудрый и заботливый дед

  1. Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
  2. Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
  3. Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
  4. Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.

Краткое содержание сказки

Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности. Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.

Вечером маленькая семья собиралась за ужином

Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.

На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня. Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.

Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом. Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.

Козлик начал стучать копытцем

Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.

Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

Образ кошки в сказе «Серебряное копытце»

  1. История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
  2. Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
  3. Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
  4. Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
  5. Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

  1. Встреча Коковани и сиротки.
  2. Новая дружная семья.
  3. Дедушкины сказки.
  4. История о козлике.
  5. Жизнь в лесу.
  6. Отъезд Коковани.
  7. Долгожданное появление козла.
  8. Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
  9. Щедрые дары нежданного гостя.

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Олень запрыгнул на крышу и стал бить копытцем

Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

Отзывы о книге

Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.

Лиза, 14 лет, Красноярск

Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.

Максим Иванович, 67 лет, Орел

Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.

Вероника Б., 32 года, Екатеринбург


1

Бажов «Серебряное копытце», чему учит эта сказка, какой главный смысл?

3 ответа:



8



0

Бажов в своей сказке «Серебрянное копытце» учит творить добро, уважительно относиться к окружающей на природе.

С какими добрыми делами нам пришлось встретиться в сказке ? В первую очередь это то, что Кокованя принял сироту Дарёнку и не дал ей погибнуть. Дарёнка пожалела кошку. Серебрянное копытце очень много хорошего сделал для своих лесных гостей.

Так же сказка учит, что не стоит разевать рот на чужой каравай. Дарёнка не дала деду собирать драгоценные камни и Кокованя взял всего несколько камней, но им этого хватило до конца дней.

К сказке подойдёт такая пословица: Лучше в малом, но удача, чем в большом провал.

t3AcRocff6ZnZ4A3UHVJvj86ZXGzx5Pi.png



4



0

Отличная сказка, вернее не сказка, а сказ. Павел Петрович Бажов писал именно сказы, основанные на преданиях и легендах жителей Урала.

«Серебряное копытце» повествует о судьбе маленькой девочки Даренки ее кошке Муренки и старике охотнике Коковани. Сказ написан для детей, но несомненно будет интересен и взрослым. Идеи высказанные автором здесь очень поучительны и важны. Прививают нам добродетельность и благородство. Прочитав произведение понимаешь, что человек должен быть трудолюбивым, скромным, бескорыстным, любить природу и тогда все обязательно все будет хорошо и он получит свою награду.

Так же как и закончилось в сказке.



1



0

В принципе, довольно много смыслов можно разглядеть в сказе «Серебряное копытце».

Например, то, что нужно помогать слабым и беззащитным и никогда не бросать в беде близкого. То есть, как Кокованя не бросил Дарёнку, когда она осталась сиротой, а взял её к себе жить.

Кроме того, сказ учит добру и любви к ближнему, к природе и к животным. А также, проскальзывает мысль, что доброму челоыеку обязательно воздастся за его добрые дела и что мечтать не вредно. Очень часто мечты сбываются, как, например, мечта собрать побольше драгоценных камней у Коковани и Дарёнки.

И ещё, говорится о том, что надо верить в чудеса.Если верить, то оно обязательно произойдёт.

Читайте также

Герои художественных произведений должны изображаться живыми людьми, в которых сочетание положительного и не очень — главный признак их похожести на нас грешных. Это понимали уже создатели русских народных сказок. Достаточно вспомнить Иванов-дураков, да и Иваны-царевичи тоже не все идеальны.

А уж наша великая русская литература (начиная с «золотого века») просто из самоуважения не допустит в изображаемых характерах никакой однобокости — ни в ту, ни в другую сторону. Некоторые из героев, судя по фабуле произведения, порочны насквозь, но несмотря на это вызывают бесконечные симпатии и сочувствие (Анна Каренина).

И все же есть определенная закономерность в галерее художественных образов наших любимых героев: ошибаясь, попадая в тупиковые ситуации, спотыкаясь, разбиваясь на жизненных виражах, эти герои всегда несут в себе какую-то силу нравственного очищения, будоражат душу, будят в ней желание стать лучше, добрее и умнее.

В тему здесь цитата Л.Н. Толстого, очень много объясняющая в судьбе самого писателя и судьбах его любимых героев:

zP9wj5IyAWBkWb4qr3fBOY5Yd362.png

По моему, одно из самых известных убийств это убийство мавром Отелло своей жены Дездемоны из трагедии Шекспира. Приходит на ум ещё одно убийство, когда у Достоевского студент Раскольников топором зарубил старуху процентщицу.

Одного чела заслали на другую планету где жили похожие на людей аборигены, но во временах феодального строя

Он должен был наблюдать

Но он был такой правильный, а жизнь там была такая мерзкая, что он постоянно считал, что нужно вмешаться и местную жизнь улучшить

а потом местные составили заговор против своего короля, покрушили море народа и случайно убили девушку главного героя, которую он полюбил

Тогда он расстроился и пошел убивать главного заговорщика, по дороге убил кучу людей, всех плохих убил, друга спас

но девушку это конечно не вернуло

За это начальство его отправило на землю, ибо нефиг…

С.Михалков «Кошкин дом»

Р.Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»

Ш.Перро «Кот в сапогах»

К.Чапек «Жили у меня собака и кошка», «С точки зрения кошки»

Э.Гофман «Житейские воззрения кота Мурра»

К.Паустовский «Кот-ворюга»

Э.Хэмингуэй «Кошка под дождем»

Р.Бах «Кот»

Р.Брэдбери «Кошкина пижама»

К.Булычев «Разум для кота»

Д.Хармс «Кошки»

Б.Заходер «Кошки»

Дж.Китс «Коту госпожи Рейнольдс»

Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»

С. Лукьяненко «Купи кота»

Л.Д. Браун серия «Кот, который…»

Рассказ написан Львом Николаевичем Толстым в 1872-ом году. Действие происходит на Кавказе.

Главные герои: офицеры Жилин и Костылин, девочка Дина.

Другие действующие лица — татары.

Краткое содержание:

Жилин ехал домой навестить матушку. Но его и Костылина хитрые татары захватили в плен. Но в этом была и вина Костылина, который струсил и сбежал, а не стал прикрывать Жилина.

В плену Жилин все время вынашивал план, как сбежать из плена. Он подружился с татарской девочкой Диной, делал ей игрушки, а она подкармливала его.

Жилин сделал подкоп в сарае, они сбежали, но Костылин снова подвел его, потому что ныл и жаловался на натертую ногу. Татары вновь взяли их в плен и заковали в колодки, посадили в яму. Но они хотели за офицеров выкуп получить, потому заставили их написать родственникам, чтобы заплатили за них деньги. Костылин-то сразу написал, а Жилин другой адрес сочинил, потому что знал, что у его мамы нет денег, и не хотел ее волновать.

Выбраться из ямы Жилину помогла Дина. Она и лепешки на дорогу принесла. А Костылин не стал выбираться из ямы, решил выкупа дожидаться.

Жилин с трудом шел и полз, потому что ослаб, да еще и в колодке был. И когда добрался до поля, его увидели татары. Но Жилин стал кричать и просить спасти его. Казаки услышали и примчались на конях, а татары не стали с ними воевать. Так Жилин и был спасен.

А за Костылина заплатили выкуп пять тысяч через месяц, татары его отпустили, он сильно ослаб за это время.

Главная мысль:

Человек должен всегда искать выход, не отчаиваться, бороться за свою свободу, как офицер Жилин.

Мое мнение: Мне очень понравился этот рассказ. Я посоветую своим друзьям его прочитать.

  • В чем смысл сказки о царе берендее
  • В чем смысл сказки о рыбаке и рыбке александр пушкин
  • В чем смысл сказки о мертвой царевне и семи богатырях основной
  • В чем смысл сказки о каких качествах людей напоминает поведение птички с громким голосом
  • В чем смысл сказки морозко