В чем смысл сказки сестрица аленушка и братец иванушка

Кто записал сказку

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Прочтений: 2 146

Сюжет всем известной сказки о сестренке Аленушке и братце Иванушке наталкивает на множество мыслей и раздумий о том, какой же итог этой истории: чему он учит и на что указывает. “Не пей, Иванушка, козленочком станешь!” — так говорила Аленушка, когда они вместе возвращались с поля и ее брат захотел напиться воды с лужи. Иванушка превратился в козленочка и после этого они начали жить, как и жили до этого. Но вскоре один добрый молодец приглядел себе Алёнушку и решил на ней жениться. Но вот случилась беда — Иванушку украла Баба-Яга, когда он ушел гулять в лес.

Добрый молодец возвратился к Аленушке, но никого не застал дома — его возлюбленная убежала в лес, чтобы отыскать своего брата. Аленушку утопила Баба-Яга, а Иванушка прибежал к реке и стал звать свою сестру. Добрый молодец услышал этот зов и спас Аленушку, Бабу-Ягу убил из лука. В миг чары развеялись и козленок снова превратился в Иванушку. После этого они счастливо зажили все вместе.

Чему учит эта сказка? Каждый человек свято уверен в том, что он правильно строит свою жизнь, но иногда все-таки нужно прислушаться к совету тех, кто старше и имеет жизненный опыт. Отсюда также выплывает еще одна проблема: если беспрекословно слушать посторонних, то можно даже и не заметить, как вы проживете не свою жизнь. Поэтому главное правило любого человека должно быть таким: имей голову на плечах, потому что только ты в ответе за то, как будет проходить твоя жизнь и к чему будут приводить твои мысли и поступки.
если человек попадает в передрягу, то рядом может не оказаться человека, который поможет и вытащит из беды. Если бы Иванушка послушал сестренку, то не наступила бы череда плохих событий: Аленушка бы не утонула и ему не пришлось бы превращаться в козленка. Но также если бы не это события, то добрый молодец не появился бы в их жизни и не спас их из лап Бабы-Яги.

Итог этой истории один: все, что не случается в нашей жизни — к счастью, но только мы в ответе за то, как складывается наша судьба. Образы Аленушки и Иванушки очень инфантильны и наивны, как и полагается персонажам детских сказок. В сказке ничего не говорится о том, где их родственники, почему их судьба сложилась так, что они вынуждены работать в поле. Соответственно, им неоткуда ждать помощи — их судьба в их руках, и сами они отвечают за свою безопасность. Тем не менее образ брата и сестры превращается в полноценный союз, участники которого не могут существовать друг без друга. Они очень важны друг для друга, как и полагается брату и сестре.

Любовь — важное чувство, и именно оно сподвигло героев спасать друг друга. Сначала Аленушка заботится о том, чтобы брат не превратился в животное, потом она идет его искать в лес, а позднее уже Иванушка принимается звать на помощь, когда видит свою сестренку на дне реки. Здесь вытекает мысль о том, что возможная потеря сестры — это плата за непослушание и жизненный урок на всю оставшуюся жизнь. Эта история также учит быть очень осторожным и не верить всем, кого встретишь на жизненном пути.

В каждой сказке есть скрытый смысл и мораль, которую можно понять, если глубоко проанализировать поведение, характеры героев, их взаимоотношения. Эта сказка — о взаимоподдержке, понимании, принятии и беспрекословной любви, о готовности спасти в критический момент и протянуть руку помощи. Читая сказку, важно правильно трактовать ее смысл с точки зрения взаимоотношений между людьми.

Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке имеет множество вариантов, потому что была написана она с народных уст, а значит, прошла длительный путь трансформации и придумывания дополнительных подробностей. Каждый вариант ценен и важен, поскольку показывает уровень осознанности, осведомленности и образованности рассказчика, особенностей времени, в котором он жил и жизненных обстоятельств.

Здравствуйте друзья. Сегодня мы поговорим об эзотерическом смысле  русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

По строкам Священного писания

Само  понятие авторства народа оно как бы расплывчатое. Кто-то, прозревший смысл Священного писания, облек его в простые понятные образы. А далее устное народное творчество изменяло язык этой сказки, оставляя без изменения смысловое ядро повествования.

Из книги Бытия (Ветхий Завет) мы знаем, что человечество, вкусив плод с дерева познания добра и зла, выпало из Эдема и наша тонкоматериальная сущность (каковыми мы были в Эдеме) облеклась в плотную материю (кожаные одежды). Из-за этого уплотнения человек  перестал слышать  голос Бога: в Эдеме мы общались с Ним  напрямую.

В физическом мире наше тело расс-трои-лось, то есть тело, душа и дух живут как бы отдельно друг от друга, не слыша друг друга. Тело – это самая малая составляющая человека, живет только в физическом мире. Душа (чувственно – эмоциональное и мыслительное тела) – больше тела физического, живет в психосфере, влияя  и на  физический мир. Дух больше души, живет в духовных сферах бытия, вбирая в себя и весь опыт, накопленный душой и телом, влияя на душу и тело.

 Радуга

Игрушка матрешка – это визуализация всех тел человека :»я в себе». Их, моих тел,  всего 7: 1.физическое 2.эфирное 3.астральное 4.ментальное 5.тело идей 6. тело интуиции 7.тело причин.

Согласно Завета Бога с человеком: закон радуги,- самое плотное  физическое тело (самая маленькая матрешка) окрашено в красный цвет – цвет наиболее грубой частоты, следующая – эфирное тело — оранжевый, далее – желтый, следующее – зеленый цвет, соответственно цвета духовных тел снизу вверх: голубой, синий, фиолетовый. Фиолетовая матрешка самая большая и самая тонкоматериальная: тело причин вмещает в себя всего человека.

Жажда

Аленушка – душа и ее братец Иванушка — тело, остались одни в физическом мире, без помощи Родителей. Соединение в единое целое всех наших составляющих, т.е. возврат в Эдемское состояние, проходит непросто, медленно и болезненно.

По сюжету сказки, Аленушка вместе с братцем Иванушкой  пошли  работать: мы познаем мир, в котором живем, познаем себя в нем.

Это и есть наша основная работа здесь, в земном мире. Через свою профессиональную деятельность, общение с людьми раскрывается наше сознание. Творец Небесный открывает нам Себя: мы познаем законы, по которым создавался и живет этот мир. Все наше существование подчиняется какой-то идее, как и все человечество в целом: то мы целину поднимаем, то мы в космос летим и т.д. Но идеи бывают разные: одни возвышают нас, например – некоторые актеры не просто  реализуя свой талант  зарабатывают деньги, но и помогают больным детям, а другие все делают «во имя свое». Душа – Аленушка, — пыталась довести братца до чистого колодца, до светлой идеи,  но тело хочет удовлетворять лишь свои потребности, подчинить себе всего человека.

Иванушка устал, захотел пить. Для существования тела нужны определенные условия. Оно менее выносливое, чем душа. Вода здесь понятие иносказательное: информация, раскрывающая смысл жизни. Аленушка предлагает потерпеть до колодца и напиться чистой воды. В сказках понятие колодец – это канал связи с другим миром. Чистый колодец  означает  связь с миром Небесным. Лужицы с грязной водицей – земные  похоти, навеваемые миром темных сил.

По смыслу нашего существования, человек имеет три жажды:

1.физическую – стремится к удовлетворению естественных потребностей организма и получать от этого радость

2.жажду души – жажда знаний, потребность эстетического удовлетворения, дизайн жилища, комфорт

  1. жажду духа – потребность познания Небесного мира и потребность в Богообщении (заложена в человеке еще в Эдеме – Рае).

В человеке, падшем в земной мир, через гены, подсознательно проявляется весь биологический мир предшествующих пяти дней творения. Адам  был сотворен в шестой день. Животные программы, подсознательно действующие в нас, мешают нам обрести истинно человеческие качества, чтобы  вернуться в Эдем и обрести жизнь вечную.

Трижды выдержать испытания  не смог Иванушка: напился грязной водицы и стал козленочком (в Ветхом Завете – козел отпущения за грехи). Страдает душа – она не может без  мудрости духовной (в сказке это колодец с чистой водой) найти выход.

Жених

Жених – наш дух,- уехал далеко – мы не слышим в себе голос духа, а ведьма – все наши животные земные страсти,  темная часть нашей души, утопила чистоту души в грехах. Они, как тяжелый камень на шее, не дают ей вздохнуть свободно. Духу — жениху, служитель – наш ангел хранитель, рассказал о рыдании козленочка и о стонах  души под гнетом грехов, и дух спас душу и тело (сильный дух спасает расслабленное тело). Все три тела человека соединились в одно гармоничное целое. Когда мы делаем, как чувствуем, чувствуем как мыслим, а мыслим в согласии со своей со-вестью, мы счастливы!

И в сказке счастливый конец: «и зажили они все вместе счастливо и лучше прежнего»!

Эта сказка сопровождает нас с раннего детства. Аленушка – это женское начало, Иванушка – мужское, а вместе два эти начала – один человек. Сказка о жизненных испытаниях. О грехе и прощении. И об этом рассказано в детской сказке! У других народов подобные вопросы не так просты: например, арабскую притчу о праведной женщине детям не расскажешь.

Sestrica

Kратко Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Идут они большой дорогой, в жару и холод. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Хочется пить, но пока нельзя, превратишься в жеребёнка, в телёнка, в козлёнка…
Не вытерпел Иван, выпил из копытца и стал козлёнком. Сестрица вышла замуж, козлёнок при ней. Оклеветала сестру злая ведьма, опутала ложью, позвала купаться, бросила в реку, привязала на шею камень.
Козлёнок жалуется на судьбу свою:
«Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
Аленушка из реки ему отвечает:
«Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на грудь легли».
Но узнали люди правду, спасли Аленушку.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту
и пустили в чистое поле. Полный текст.

Эта сказка об очень серьёзных вещах! О самом страшном, что преследует нас в жизни.
– Что значит, что Иванушка выпил из лужи и превратился в козлёнка? – Человек согрешил и стал «козлом»!
( Разные наказания получают люди за грехи: в притче о праведнице из троих виновных двое были наказаны проказой, один параличом.)
Если бы Иван стал «жеребёнком» или «бычком» – это было бы последствием меньшего греха, и человек имел бы больше воли, сил, свободы, но в нашем случае тысяча чертей вселилась в Ивана, и он стал совершенно ничтожным, жалким, безвольным, беззащитным.
Мужское начало подавлено, Иван не стратег, не человек воли и действия, долгие годы быть ему робким, влачить животное существование.
Но тело его здорово (тело – женское начало, т.е. Алёнушка), человек живёт, работает, женится, но по жизни он, как козлик, «ни рыба, ни мясо», бедный и слабый.

Рано или поздно наступает следующий этап. К Алёнушке пришло горе. Горе это: надо безвинно пострадать. «Тяжелый камень на дно тянет, трава ноги спутала» – человек опозорен, «опущен», у него дурная слава, бесчестье, боль.
Страдание без вины тоже имеет свою меру и срок, оно очищает и освобождает, возвращает силы, волю, свободу.

праведнаяОбратимся к притче о праведной женщине. «Это была женщина редкой красоты, великой строгости к себе, терпения и выносливости». Муж её по делам отлучился в Иерусалим и тогда её стал домогаться брат мужа. Получив отпор, брат обвинил её в прелюбодеянии. Суд разбирает дело, её побивают камнями, бросают в яму и камнями же заваливают. Едва живая она выбирается из ямы, уходит в соседнее селение и устраивается в какой-то семье воспитателем ребёнка. Но и тут домогается её какой-то ловкач, получив отпор, он убивает ребёнка, сам исчезает.
Мать убитого ребёнка, не разобравшись, обвиняет нашу праведницу в убийстве, опять бьют её камнями и изгоняют. Бредёт она, полуживая и спасает (выкупает) от смерти осуждённого, отдав за его жизнь всё, что было у неё.
Она поселяется в ветхой хижине, нищенствует, молится. Спасённый ею человек верно ей служит и помогает выжить.
Когда мера страданий вышла, в ней открываются дары исцеления и просветления.
Тем временем судьба наказывает обидчиков (брата мужа, ловкача и мать убитого ребёнка).

Все пришли к ней за исцелением. Был здесь и её законный муж, страдающий от потери жены и болезни брата. Наступила развязка и счастливый конец событий. Обидчики раскаялись, она простила и Господь исцелила их по её молитве. Муж нашел жену. Притча этим заканчивается

Сказка об Алёнушке заканчивается тем, что ведьму наказали. Лошадь убила её, растрепала злую женщину по полю. (Жизнь ведьмы – отдельная история, здесь тоже зло и искупление. Искупление через жестокую смерть)

Выводы. Если собрать истории наших героев, можно заключить, что судьба наказывает нас за грехи: потерей воли и силы; болезнями; страданиями.
Прощение получают люди: через болезни; страдания без вины; через мученическую смерть; через прощение.
Что есть грех? Это такая же тайна, как искупление грехов. Тайна и в том, какое наказание приходит нам и за какой из грехов наших.
Люди часто грешат, не замечая этого. Согрешить бывает так просто, как воды напиться. И бывает, мы казним себя там, в чем греха нет.

*********************

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» относится к народному творчеству. Девочка Аленушка очень ответственная, заботливая и любящая. Она спокойная, наивная и безобидная. У Аленушки очень красивая внешность. Братец Иванушка это ее младший брат, он молод, весел и любит баловаться. Он беспечный парень. Однажды не послушав рекомендации сестры, он превратился в козленочка. В сказке есть еще один положительный персонаж – это купец. Он молодой, симпатичный и порядочный человек. Ведьма представлена читателям злой, скверной, жестокой и хитрой старухой.

Аленушка и Иванушка росли без родителей. Однажды в жаркий день они пошли в поле. Иванушка сильно хотел пить и, не послушав предостережение своей сестры Аленушки, испил из копытца. Когда он это сделал, то сразу же превратился в козленка. Аленушка тосковала, она познакомилась с купцом, и они сыграли свадьбу. Ведьма утопила Аленушку, но ее спасли и расколдовали непослушного Иванушку. Конец сказки положительный ведьма была наказана, а остальные герои жили долго и счастливо.

Слушая сказку, ребенок  должен понимать, что нужно слушать взрослых людей, а иначе может приключиться беда. Старшие люди больше знают и они знают, что следует делать, а что нет. Они не желают младшим зла, а хотят их направить на путь истинный. Но, малыши не всегда прислушиваются к советам взрослых, поэтому происходят ужасные события.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с детства прививает детям положительные качества  и на наглядном примере показывает, к чему может привести баловство. Детки должны расти послушными. Так же из сказки можно понять, что пить грязную воду из лужи очень вредно. Читая произведение, мы понимаем, что нельзя доверять незнакомым людям. В любой ситуации не стоит опускать руки, всегда необходимо надеяться и верить.  Благодаря этой поучительной сказке, мы понимаем, что добро всегда сильнее зла.

Братца Иванушку жалко, он не достоин такого наказания. Сестрица Аленушка благодаря своему труду и упорству смогла устроить свою личную жизнь, найти любовь  и расколдовать младшего брата.

Алексей Толстой изложил нам на бумаге всеми любимую русскую народную историю, про Аленушку и Иванушку. Братец из-за своего непослушания принес много горя своей сестре. Но она не отчаивалась и делала все, чтобы вернуть Иванушке его прежний облик. Все закончилось хорошо и добрые люди победили злую ведьму.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Анализ сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Популярные сегодня темы

  • Образ Москвы в романе Пушкина Евгений Онегин

    Москва, возможно, любимый город Пушкина, сердце страны, которое пытались завоевать все нации, воевавшие с Россией. При его жизни, столицей Российской империи был Санкт-Петербург

  • Сочинение Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

    С приходом двадцатого века, приходит, популярное в то время, течение в литературе. Это был символизм. Одним из его лидеров стал В. Я. Брюсов. Этот человек занимался поэзией

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс

    Великий русский художник И. А. Тихий написал картину “Аисты” в 1960 году. На переднем плане изображён зелёно-жёлтый луг с высокой и густой травой. С правой стороны полотна видно заросли камышей

  • Образ Судьи отца Васи и его характеристика в рассказе В дурном обществе Короленко сочинение

    Отец Васи — второстепенный герой произведения Короленко «В дурном обществе». Образ героя интересен и необычен. Его можно назвать грубым и жестоким, но в глубине души он добрый.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение для 5 класса

    Произведение Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» затрагивает вопросы поведения людей, попавших в одинаковую жизненную историю.

Попытаемся заглянуть в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тайна сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Иван Ильин говорил о русской народной сказке (Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года.): «…русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, — все в сочетании неописуемого вкуса и аромата.

Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих, в русских душах, несметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках. Пусть история наша насчитывает всего одну тысячу лет; но возраст народа не определяется памятью его истории. Ведь это тысячу лет тому назад наш народ опомнился и начал кое-как помнить себя, — опомнился, приняв христианство и удержав в своей памяти кое-что дохристианское. Но это дохри стианское прошлое его, утраченное его памятью, не утратилось в его опыте и его духе. Все прежнее свое, забытое в виде достоверных событий, незапомнившееся и забытое, — он взял с собой и перенес в свою сознательную историю…

Сказка есть первая, дореволюционная философия народа, его жизненная философия... и тот , кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека, по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя…»

Попытаемся заглянуть в глубокий философский смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

История эта о становлении личности человека. В раннем детстве ребенок впитывает в себя знания, правила поведении, образ жизни из окружающего мира. И то, из какого источника он напьется, зависит, кем он станет. Испробует родниковой воды из недр матушки-земли ( впитает с молоком матери сказки, песни, любовь к родине) — станет богатырем, а напьется из болотца — станет «козленочком». И такому «козленочку» нужно пройти через трудные жизненные испытания, чтобы стать человеком.

Отзыв о сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»В русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» два главных героя – девушка Аленушка и брат ее, Иванушка. Родители у них умерли рано, и девушке пришлось брать с собой на работу маленького брата. По дороге на работу маленький Иванушка очень захотел пить и, не послушав сестру, напился из козьего копытца, отчего и стал козленочком. Помощь к брату с сестрой пришла от проезжего купца, который женился на Аленушке и козленочка тоже в семью взял.

Жили они втроем хорошо, но появилась злая ведьма, которая обманом Аленушку заманила на речку, да там ее и утопила. А сама Аленушкой прикинулась и заняла ее место в доме. А поскольку козленочек все видел, стала ведьма купца просить извести козленочка. Тот на речку побежал, у сестры помощи просить, да не могла Аленушка из реки сама выбраться – тяжелый камень ей мешал. На счастье, слуги услышали, как Иванушка с Аленушкой у реки разговаривают и купца позвали. Вытащили Аленушку из реки, а козленочек на радостях обратно в Иванушку превратился. Ведьму же прогнали из города. Таково краткое содержание сказки.

В чем смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.

В сказке мне понравился купец, который оказался порядочным человеком. Узнав, в какую беду попала Аленушка, он помог и ей и братцу Иванушке, что козленочком стал. А когда злая ведьма козни свои строила, купец пришел на помощь Аленушке сразу же, как узнал, что с ней приключилось.

Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».

  • В чем смысл сказки серебряное копытце
  • В чем смысл сказки семилетка
  • В чем смысл сказки самоотверженный заяц
  • В чем смысл сказки репка кратко
  • В чем смысл сказки рассказанной пугачевым гриневу об орле и вороне