Анализ сказки «Три медведя» для читательского дневника
04.08.2021
В этой статье мы разберем детскую сказку «Три медведя» для читательского дневника. В анализ вошли: сюжет (краткое содержание сказки, буквально несколько предложений), главная мысль (мораль), список главных героев и отзыв (личные впечатления от сказки).
Автор – часто эту сказку ошибочно считают русской народной. Но это не так. Сказку придумал английский народ, а на русский язык перевел известный писатель Лев Толстой.
Краткое содержание (о чем сказка)
Маленькая девочка заблудилась в лесу и нашла медвежий домик. В домике она увидела накрытый стол с 3-мя мисками и поела похлебку из каждой (Мишуткину еду съела всю). Потом стала качаться на стульях и сломала самый маленький стульчик (опять же Мишуткин). Затем в спальне уснула на самой маленькой кроватке. Когда пришли медведи, они очень рассердились, увидев съеденную еду и сломанный стульчик. Найдя спящую девочку, они своими голосами разбудили ее. Девочка испугалась, выскочила в окно и убежала.
Главные герои
Маленькая девочка (в некоторых версиях ее называют Машей) – потерялась в лесу и похозяйничала в медвежьей избушке
Михайло Иванович – папа-медведь
Настасья Петровна – мама-медведь
Мишутка – маленький медвежонок, сын Михаила Ивановича и Настасьи Петровны
Мораль (главная мысль, чему учит сказка)
Сказка показывает, как не нужно вести себя в гостях. Нельзя брать без спроса чужую еду, нельзя ломать мебель и вести себя по-хозяйски в чужом доме. А если набедокурил, то нужно извиниться, а не убегать. Так что, медведи рассердились вполне справедливо 🙂 На более глубоком уровне это произведение учит уважать других.
Отзыв (личные впечатления)
Мне было жалко медведей, в доме которых похозяйничала наглая девочка. Им теперь придется убираться в доме, чинить стульчик, мыть посуду и готовить новую еду. А ведь возможно, что они устали после прогулки по лесу. А девочка вызывает неприязнь своей наглостью, невоспитанностью и неблагодарностью. И еще сказка показалась мне слишком короткой – непонятно, что стало с непослушной девочкой, нашла ли она свой дом.
Читайте другие отзывы и впечатления от произведения в комментариях к статье.
Анализ других сказок для читательского дневника:
Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Андерсен «Гадкий утенок»
Морозко
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::
По итогам обсуждения: я даже не предполагала, что возможно найти такое количество оригинальных толкований этой сказки!
Соберу их здесь:
— это модель современного педагогического подхода: ребёнок может делать что захочет, это естественное выражение детской непосредственности; что бы он ни натворил, посторонним на него рычать нельзя, а если он наворотил дел, пусть бежит к родителям, это их дело разбираться с рассерженными медведями
— это метафорическое описание болезни ребёнка и промежуточного состояния между жизнью и смертью: девочка заболела и впала в беспамятство, но встреча с потусторонними существами встряхивает её и позволяет вернуться обратно — выздороветь
— девочка попадает в «зазеркалье», в некий альтернативный мир: медвежонок — её тамошний двойник, именно поэтому его вещи оказываются ей «впору»; она преодолевает страх, нарушая запрет, сама становясь пугающим двойником, занимая его место, и ведёт себя как трикстер
— это сказка о психологическом взрослении ребёнка: он столкнулся с ситуацией, когда всемогущие фигуры — Мама и Папа — оказались бессильны; девочка — это хаос жизни, неконтролируемое обстоятельство, которое ворвалось в налаженное течение их быта и перевернуло всё вверх тормашками
— это метафора бытования обыденной психики, не заботящейся о самосознании: в нём нет самости, нет чётко очерченных защищаемых границ — просто сложившееся гармоничное сосуществование с внешней средой; для такой психики опасностью становится трикстерский импульс в образе девочки, которая вторглась на их территорию и всё перевернула
— это инструкция по выживанию в экстремальной ситуации
— это сказка про адаптацию к жизни: людям в психологическом плане надо быть смелее и вести себя как эта девочка
— медведи — символ трудового народа, согнувшегося под гнётом векового угнетения, пассивной жертвы беспечно и бездумно бесчинствующего дворянства/ стихийного бедствия и т. п., ожидающего восстановления справедливости от царя
— это метафора жизни молодой невестки в семье свекрови, с которой её сын (муж молодой женщины) находится в слиянии
— это история об эгоизме и отсутствии эмпатии вследствие эмоционального отвержения родителями либо врождённой психопатии: девочка не различает своих эмоций, для неё есть только состояния «комфортно — дискомфортно»
— это сказка о современной нелегальной иммиграции в страны Запада: раньше нелегалы (например, царевна у семи богатырей) были скромными, подстраивались под ритм местных и всеми силами старались отработать свой хлеб, а сейчас они ведут себя нагло, потребительски и нарушают привычный ход жизни населения; мораль: их не стоит жалеть, как лису в зайкиной избушке или лисичку с курочкой, а немедленно зарычать на нахалов и выгнать
— девочка из детдома/сирота и не умеет вести себя в семье, поэтому ей так сложно понять правила поведения в чужом доме; она пыталась как-то эмоционально «удочериться», но не вышло
— это история о ресурсах: там, где запас прочности велик (как у взрослых медведей), нападающий может попытаться навредить, но не преуспеет; а там, где ты не слишком силен (как Мишутка), он может полностью исчерпать твой ресурс (съеденная каша), испортить что-то тебе принадлежащее (сломанный стул) или даже занять твое место (кроватку); важно иметь запас прочности и большой накопленный ресурс, поскольку ты можешь не успеть ничего предпринять в опасный момент или даже не заметить его вовремя (отсутствующие дома медведи); вредитель не всегда какое-то зло, он может выглядеть невинно, быть слабее тебя и даже не иметь никаких плохих намерений, но всё равно нанести ущерб, и не факт, что он понесёт за это наказание — может выскочить в окно и убежать, а тебе придётся самому со своими поломанными стульчиками разбираться
— это сказка о проблеме собственности и личных границ: насколько это всё зыбко и непрочно, насколько то, что нам кажется «своим», на самом деле кто угодно может у нас отобрать в любой момент — такова жизнь
— это сказка о столкновение двух миров: медведи — мир стабильности, покоя, сплоченности и патриархальности, бережного отношение к чужому личному; девочка (сирота или беглянка) — полное отсутствие порядка, логики, понятия о личных границах, уважения к чужой собственности, олицетворение анархии и вседозволенности, безрассудности и хаоса: «мы ваш, мы старый мир разрушим до основанья…»
— эта сказка — неплохой проективный тест ) а девочка трикстер!
Читательский дневник по русской народной сказке «Три медведя»
Автор: народ
Название: «Три медведя»
Число страниц: 3
Жанр: сказка
Главные герои: Девочка, Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.
Характеристика главных героев:
Девочка — Легкомысленная, бесцеремонная, неосторожная.
Михайло Потапыч — Сердитый, грозный, величественный.
Настасья Петровна — Не такая сердитая, но тоже грозная.
Мишутка — Маленький медвежонок, которому хочется казаться грозным.
Краткое содержание сказки «Три медведя»
Девочка заблудилась в лесу и оказалась в домике.
Там жили три медведя, которые в это время гуляли.
Девочка попробовала похлёбки из всех чашек, полежала на кроватях и уснула в самой маленькой.
Медведи вернулись домой и разгневались.
Мишутка нашёл девочку в кровати, но та успела выскочить в окно и убежала.
План сказки:
- Заблудилась в лесу.
- Три чашки.
- Три кровати.
- Возвращение медведей.
- Поиски вора.
- Побег девочки.
Основная мысль сказки «Три медведя»
Главная мысль сказки в том, что придя к кому-то в гости, веди себя прилично, ничего не бери без спроса.
Основная идея сказки в том, что нельзя быть наглым и бесцеремонным.
Чему учит сказка
Сказка учит осторожности и предусмотрительности при прогулке по лесу.
Учит не заходить в чужие дома и ничего не брать без спроса.
Учит вести себя аккуратно.
Учит не теряться и быстро находить решение любой проблемы.
Краткий отзыв по сказке «Три медведя» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что очень некрасиво ведут себя те, кто не уважает хозяев.
Героиня сказки пришла в чужой дом и вела себя отвратительно.
Она всё переломала и перепробовала.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается о невоспитанной девочке, которая обидела добрых медведей.
Мне было очень жаль маленького Мишутку, который пострадал больше всех.
Я всем советую прочитать эту историю и никогда не поступать так, как её героиня.
Ведь по нашим поступкам люди будут судить о нас самих.
Пословицы к сказке
- За своё вступайся, за чужое не хватайся.
- Незваный гость хуже татарина.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Будь как дома, но не забывай, что в гостях.
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Словарь неизвестных слов
- Отворена — открыта.
- Похлёбка — жидкая пища, суп.
- Неловко — неудобно.
- Горница — комната в старинном доме.
- Впору — по размеру.
Отрывок, поразивший больше всего:
И вдруг Мишутка увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел её укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну.
Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала.
И медведи не догнали её.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба Яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
В чем смысл сказки: «Три медведя»?
23 января 2014 11:18
читаем с сыном эту сказку. собираемся через неделю на спектакль сходить.
странная сказка какая -то. без начала и конца. откуда девочка пришла — непонятно. а в конце, что с ней случилось тоже не известно? ведь обратно в лес убежала, где она и потерялась.
И чем смысл сказки «Три медведя»? Первое что напрашивается: Приди в чужой дом, когда не будет хозяев, ешь и пей, ломай мебель, и если сможешь потом убежать — значит, ты молодец?
вот что нашла на просторах инета:
Девочка проходит всю иерархию медведей, от отца к сыну и останавливается на том положении, которое ей по статусу наиболее близко. Она – девочка, Мишутка – младший медвежонок. Ребенок, который слушает «Три медведя» от родителей, воспринимает данный момент – выбор мишуткиной чашки, стула, кроватки – естественно, легко.
Главная героиня сказки совершает выбор между тремя вариантами (несколько раз). Маша, хоть и маленькая, но достаточно мудра, чтоб серьезно подходить к этому вопросу. Девочка не кидается на «самое большое». Она тщательно выбирает то, что по вкусу, что ей действительно подходит. Разборчивая такая
При этом, такой основательный подход у нее в системе. Однажды выбрав Мишуткино, она избегает соблазна шаблонно перенести свой выбор на другие ситуации. Каждый раз Маша проводит поиск наилучшего для себя варианта. Ее старания вознаграждаются. Она поела, развлеклась и отдохнула в свое удовольствие в соответствии с собственными представлениями о вкусном, удобном, уютном. Если бы, к примеру, в финале выбрала кровать кого-то из старших медведей, то, ее бы однозначно на месте растерзали. А Мишутка только позвал на помощь, дав время Маше на уход.
Т.е. грамотный выбор среди альтернатив дает человеку и радость и снижает риски негативных последствий.
Нельзя уходить одной далеко от дома;
Никогда нельзя терять присутствия духа. Все время пребывания в лесу и избушке девочка ведет себя совершенно спокойно, не боится, она выбирает то, что ей нравится.
Соблюдение режима дня и правильное питание — залог успеха.
Ничто не осталось в тайне, все оказалось узнанным, просвеченным. (медведи узнали, кто хозяйничал у них в доме)
Спортом опять же есть резон заниматься, а то не успела бы удрать от медведей
Дитя узнало:
— у каждого в семье своя ложка, плошка, кроватка и т.д.
— всё это разных размеров, плотности, вкуса и т.д. и может не все, что нравится внешне и с первого взгляда, может понравится после того, как попробуешь;
— мы все разные.
— не каждый стульчик выдержит вес.
— и у медведей есть семья;
а какие у вас варианты? ваше мнение?